Протокол №5р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 04.04.2019

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

04.04.2019                                                                                      5р

 

11.00

 

Председатель                                                                             Котельникова О.В.

Секретарь                                                                          Шарипова Т.В.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1.Доклад на тему: «О проекте постановления Правительства Ульяновской области«О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области». 

Докладчик – Туманова Т.Л., начальник юридического отдела Министерства финансов Ульяновской области.

 

2.Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 20.03.2019 по 03.04.2019.

Докладчик- Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 22.03.2019 по 04.04.2019.

Докладчик- Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ Туманову Т.Л. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ Котельникову О.В.

Сообщила, что за период с 20 марта по 03 апреля 2019 года вынесено 23 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области.

В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области, утвердившее Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

Федеральным законом от 18.04.2018 № 78-ФЗ внесены изменения в статью 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ), касающиеся требований к организации и предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Вместе с тем, новые положения Закона не нашли нормативного закрепления в действующем административном регламенте.

Кроме этого, Федеральным законом от 19.07.2018 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» часть 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ дополнена пунктом 4, которым запрещено требовать от заявителей документы и информации, отсутствие или недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов.

Изменена редакция пункта 3 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, которой запрещено требовать от заявителя документы, информации либо совершения действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, для оказания муниципальной услуги.

Этим же нормативным актом внесены изменения в статью 11.2, которая дополнена частями 8.1 - 8.2, конкретизирующими содержание ответов в случае удовлетворения жалобы заявителя и в случае признания жалобы, не подлежащей удовлетворению.

Аналогичные нарушения выявлены также в ряде других нормативных правовых актов муниципальных образований Ульяновской области, утвердивших административные регламенты предоставления муниципальной услуги.

- Решение Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области, утвердившее Правила благоустройства территории муниципального образования, необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

Отдельные пункты Правил благоустройства противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат приведению в соответствие с ними.

В частности, в силу пункта Правил благоустройства на территории поселения запрещается сжигать отходы, в том числе на внутренних территориях предприятий и домовладений. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, сжигание загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ.

Сжигание отходов в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является разновидностью деятельности по обезвреживанию отходов и соответственно в силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежащей лицензированию.

Таким образом, установление полного запрета на сжигание отходов производства и потребления, в той мере, в какой не учитывает возможность осуществления данного вида деятельности с учетом ограничений, установленным федеральным законодателем, противоречит вышеназванным нормам и влечет нарушения прав предпринимателей, способных в установленном порядке получить соответствующую лицензию и осуществлять законную деятельность.

Пунктом Правил благоустройства установлено, что собственники (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений; проводить систематическое наблюдение за состоянием зеленых насаждений, выявление очагов поражения зеленых насаждений вредителями и болезнями, осуществлять меры по профилактике возникновения указанных очагов, их локализации и ликвидации: обеспечивать вырубку деревьев и кустарников (снос зеленых насаждений) аварийных, старовозрастных, больных, потерявших декоративную ценность зеленых насаждений; вырезку сухих и поломанных ветвей, а также ветвей, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения; лечение ран и дупел на деревьях; удалять поросль; проводить санитарную, омолаживающую или формовочную обрезку крон деревьев и обрезку кустарников.

Между тем, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45.1, пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления сельского поселения наделены лишь полномочиями по благоустройству территории поселения, охране зеленого фонда поселения.

Частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. Равным образом, частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Из системного анализа вышеуказанных положений федерального законодательства следует, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию права собственности и других вещных прав на земельные участки и зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, и пункт Правил благоустройства принят с превышением предоставленных законодательством полномочий.

Кроме того, пункт Правил благоустройства противоречит положениям гражданского и земельного законодательства.

В частности, частью 1 статьи 16 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ) внесены изменения в часть 1 статьи 130 ГК РФ, в соответствии с которыми, леса и многолетние насаждения исключены из перечня недвижимого имущества, являются частью земельного участка и не могут участвовать в правоотношениях в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.

Пунктом 2 части 2 статьи 40 ЗК РФ предусматривалось право собственника земельного участка на расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Между тем, пунктом 8 статьи 33 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ установленное пунктом 2 части 2 статьи 40 ЗК РФ право собственности собственника земельного участка на расположенные на земельном участке многолетние насаждения исключено.

В настоящий момент, собственник земельного участка имеет право собственности только на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование.

Приведенные нормы ЗК РФ в полной мере корреспондируют и положениям части 2 статьи 261 ГК РФ, в соответствии с которыми если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ из части 2 статьи 261 ГК РФ исключено понятие лес.

Изложенная в информации позиция сообразна и складывающейся судебной практике: постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.11.2012 № Ф09-10444/12 по делу № А60-3783/2012, апелляционное определение Новгородского областного суда от 13.06.2018 по делу № 33-1353/2018, апелляционное определение Томского областного суда от 21.04.2015№ 33-1217/2015.

Далее, пункт Правил благоустройства устанавливает, что вывоз и утилизация отходов обеспечивается собственниками домовладений на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 8 Федерального законаот 24.06.1998 № 389-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 389-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 указанной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Тем самым вопросы утилизации твердых коммунальных отходов к полномочиям органов местного самоуправления поселений законодательно не отнесены.

Пунктом Правил благоустройства установлено, что вывоз твердых коммунальных отходов осуществляют специализированные организации, оказывающие данную услугу на основании заключенных договоров по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 389-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, Правилами благоустройства предусмотрен иной вид договора.

Указанные нарушения в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы), являются такими коррупциогенными факторами как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (подпункт «д. пункта 3), нормативные коллизии (подпункт «и» пункта3) и наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт «а» пункта 4).

- Устав муниципального образования Ульяновской области необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В указанной связи положения статьи Устава вступили в противоречие с федеральным законодательством.

На основании изложенного, положения статьи Устава подлежат приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством, поскольку в соответствии с требованием статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

- Решение Совета Депутатов муниципального образования Ульяновской области, утвердившее Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

В соответствии с части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ) в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Реализация полномочий органами местного самоуправления в области пенсионного обеспечения за счет средств местного бюджета (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») не является произвольной.

Определение размера государственной’ пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 7 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» назначенная гражданскому служащему пенсия за выслугу  лет при централизованном повышении размеров денежного содержания гражданских служащих индексируется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Ульяновской области, с учетом положений, предусмотренных статьей 5 указанного Закона. Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Ульяновской области от 11.11.2011 № 544-П утвержден Порядок индексации пенсий за выслугу лет государственных гражданских служащих Ульяновской области, которым установлен механизм индексации пенсий за выслугу лет государственных гражданских служащих Ульяновской области.

Таким образом, Совет депутатов района, принимая указанное Положение, фактически предусмотрел правило пенсионного обеспечения лиц, замещающим должности муниципальной службы, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных действующим законодательством, в том числе законодательством Ульяновской области, ухудшив тем самым положение муниципальных служащих по сравнению с государственными служащими Ульяновской области.

- Решения Совета депутатов муниципальных образований Ульяновской области, утвердившие Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

В силу пунктов 2, 3, 4 статьи 298 ГК РФ казенное учреждение без согласия собственника имущества не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом: бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему  собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом; автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Между тем, пунктом Положения для всех типов муниципальных учреждений, предусмотрен единый запрет на распоряжение любым имуществом, закреплённым за ними либо приобретенным за счет средств, выделенных им по смете.

Подобный запрет свидетельствует не только о нарушении вышеприведенных норм гражданского законодательства, но и о наличии коррупциогенного фактора (выборочное изменение объема прав), предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с пунктами 4, 5. 6 статьи 123.22 ГК РФ муниципальное казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; муниципальное бюджетное учреждение всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением  ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено; муниципальное автономное учреждение - всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

В нарушение указанных требований гражданского законодательства пунктом Положения установлено, что любое муниципальное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам только находящимся в его распоряжении денежными средствами. Данное ограничение также свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, выраженного в выборочном изменении объема прав (пп. «в» пункта 3 Методики проведения антикоррунционной экспертизы).

В силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование любым юридическим лицам.

Однако пунктом статьи Положения установлен запрет на передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям.

Согласно пункту статьи Положения продажу муниципального имущества на аукционе осуществляет специально созданная аукционная (конкурсная) комиссия, которая формируется администрацией муниципального образования Ульяновской области.

При этом отсутствует указание на то, осуществляет ли данная комиссия продажу имущества по итогам конкурса, поскольку ее наименование лишь предполагает данную функцию.

Безосновательно широкие пределы усмотрения предусматривает статья Положения, закрепляющая возможность осуществления контроля со стороны уполномоченных должностных лиц за состоянием переданных объектов муниципальной собственности «по мере необходимости».

В этой связи, при наличии заинтересованности уполномоченных должностных лиц, соответствующие контрольные мероприятия могут не проводиться либо проводиться необоснованно часто.

- Распоряжение администрации муниципального района Ульяновского района «Об утверждении Плана оздоровления муниципальных финансов муниципального образования на 2019-2021 годы» подлежит отмене.

Механизм реализации одного из мероприятий предусматривает принятие органами местного самоуправления закона об исчислении налога на имущество.

Однако, в соответствии со статьей 43 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ законодательные акты не входят в систему муниципальных правовых и не могут приниматься органами местного самоуправления.

Также с нарушением полномочий принято положение о совершенствовании системы закупок для государственных нужд.

В пункте Распоряжения предполагается полная централизация муниципальных закупок на базе единого уполномоченного исполнительного органа местного самоуправления.

Между тем, согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-Ф3 в органах местного самоуправления создается исполнительно-распорядительный, а не исполнительный орган.

В нарушение требований части 4 статьи 15 вышеуказанного закона пунктом распоряжения предусмотрено заключение соглашении между муниципальными образованиями, а не между органами местного самоуправления. Более того, в нарушение статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения издано распоряжение администрации.

 

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области«О присвоении адреса» необходимо привести в соответствие с требованиями законодательства по следующим основаниям.

Постановлением помимо адреса земельному участку присвоен кадастровый номер. Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Орган, осуществляющий кадастровый учет, в том числе присваивающий кадастровые номера земельным участкам определен статьей 3 вышеуказанного закона. Органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресацииадрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации); другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.

Однако изданное постановление указанным требованиям не соответствует.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области«О выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута» необходимо привести в соответствие с требованиями законодательства по следующим основаниям.

Постановлением выдано разрешение ООО на использование земельных участков.

Согласно пункту Постановления разрешение на использование земельных участков выдано субъекту предпринимательской деятельности на срок 11 месяцев.

Между тем, согласно пункту 2 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в целях строительства временных или вспомогательных сооружений, складирования строительных и  иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции (в том числе с учетом срока продления разрешения на строительство).

Таким образом, срок проведения ремонтных работ необоснованно сокращен.

Согласно пункту Постановления установлены обязанности по выполнению предусмотренных статьей 39.35 ЗК РФ требований в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах используемых земель или земельных участков. Однако, требования предъявляются при порче или уничтожению плодородного слоя почвы не земельных участков, разрешение об использовании которых выдается, а абстрактных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данное нарушение выявлено такжев других аналогичныхнормативных правовых актах.

- Постановление администрации муниципального образованияУльяновской области, утвердившее Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ»,необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства по следующим основаниям.

В настоящее время не соответствует требованиям пункта 9 части 3 статьи 55 ГК РФ перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, установленный пунктом Регламента.

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги противоречат пункту 2 части 6 статьи 55 ГК РФ. До настоящего времени регламент распространяет свое действие на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

- Устав муниципального общеобразовательного учреждения, утверждённый Постановлением администрации муниципального образования Ульяновской области привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

Согласно пунктуУстава, учреждение выдает своим выпускникам документы установленного образца о соответствующем уровне образования.

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются 4 уровня общего образования, а именно дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Между тем из положений статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ следует, что документ об образовании выдается только лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и подтверждает получение основного общего образования и среднего общего образования.

Выдача документов о получении дошкольного или начального общего образования не предусмотрена.

Вопреки требованиям части 5 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, предоставившим образовательным учреждениям вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания — образовательной организации деятельность, в уставе школа наделена правом «вести ...консультационную, просветительскую деятельность в сфере охраны здоровья граждан».

В нарушение части 2 статьи 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ организация перевозки обучающихся возложена на школу, а не на учредителя.

В пунктах приведены права школы, при этом, несмотря на закрепление в части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ, в их число не включены такие права как поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено законодательством, организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Кроме того, пункты Устава противоречат пункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ (предусматривает оборудование помещений в соответствии с государственными и санитарными нормами и требованиями вместо государственных и местных норм и требований), пункту 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ (дополнена излишней непредусмотренной нормой закона формулировкой «в соответствии с действующим законодательством»), пункту 11 части 3 статьи 28 (не содержит формулировки об индивидуальном учете сведений о поощрении обучающихся).

Перечисляя в пунктах Устава основные виды деятельности школы, использованы формулировки «основная общеобразовательная программа дошкольного образования», «основная общеобразовательная программа начального общего образования», «основная общеобразовательная программа основного общего образования», «Основная общеобразовательная программа среднего общего образования», что не соответствует части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ.

Несмотря на то, что пунктом 10.12 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» продолжительность перемен между уроками строго регламентирована (составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут; вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая), пунктом Устава определена продолжительность перемен в 10-15 минут, 5-10 минут.

Кроме того, в Уставе нарушена нумерация пунктов.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы — это дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

Из анализа Устава школы следует, что в школе в данной сфере реализуется дополнительные общеразвивающие программы. Однако в пункте Устава указывается о реализации — дополнительных — общеобразовательных общеразвивающих программ.

В соответствии с пунктом 31 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Однако в Уставе к участникам образовательных отношений в Учреждении отнесены только педагогические работники, учащиеся и их родители (законные представители).

Устав содержит не весь перечень прав обучающихся, предусмотренных пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ.

Вопреки частям 2, 16 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, закрепляющие виды стипендий и предоставляющие право организациям, осуществляющим образовательную деятельность, устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся, в пункте Устава определено, что учащимся предоставляется мера социальной поддержки в виде стипендий, предусмотренных действующим законодательством Ульяновской области.

Устав содержит не полный перечень прав работников Учреждения, предусмотренный законодательством.

Пунктом определяется учебная нагрузка на педагогов. Между тем, исходя из положений статьи 13 и статьи 41, понятие учебной нагрузки применимо лишь к обучающимся.

Несмотря на то, что в статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ определено понятие охраны здоровья обучающихся и обязанности образовательной организации в данной сфере, в Уставе вместо наблюдения за состоянием здоровья обучающихся предусмотрен текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, а проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий вовсе не предусмотрено.

В главе Устава, вопреки части 4, части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ, не определены структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией.

В нарушение части 6 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в пункте Устава необоснованно расширен перечень локальных актов, подлежащих согласованию с Советом школы, при этом данные права Совета школы не закреплены в пунктах Устава.

Кроме того, главаУстава вопреки статьям 25, 26 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ содержит понятия «форма самоуправления», «органы самоуправления».

Аналогичные нарушения выявлены также в ряде других уставовмуниципальных общеобразовательных учреждений,утверждённых Постановлениями администрации муниципального образования Ульяновской области.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «Об утверждении Плана оздоровления муниципальных финансов муниципального образования на 2019-2021 годы»необходимо привести в соответствие с требованиямизаконодательства по следующим основаниям.

Постановлением утвержден план оздоровления муниципальных финансов муниципального образования.

Постановлением предполагается полная централизация муниципальных закупок на базе единого уполномоченного - исполнительного органа местного самоуправления.

Между тем, согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в органах местного самоуправления создается исполнительно-распорядительный, а не исполнительный орган.

В нарушение требований части 4 статьи 15Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ пунктом постановления предусмотрено заключение соглашений между муниципальными образованиями, а не между органами местного самоуправления.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области«Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»необходимо привести в соответствие с требованиямидействующего законодательства по следующим основаниям.

В настоящее время не соответствует требованиям пункта 9 части 3 статьи 55 ГК РФ перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, установленный пунктом Регламента.

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги противоречат пункту 2 части б статьи 55 ГК РФ. До настоящего времени регламент распространяет свое действие на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

 

         РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2.   Органам местного самоуправления:

- провести инвентаризацию муниципальных правовых актов, в том числе утвердивших Административные регламентыпо представлению муниципальных услуг;

- своевременно приводить муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3.СЛУШАЛИ Котельникову О.В. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

Председатель

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Т.В.Шарипова