Протокол №14p аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
 

 

 

21.09.2017                                                                                                        14р

 

11.00 

 

Председательствующий                                                    О.В.Котельникова

Секретарь                                                                             Ю.А.Ларина

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.  «Реализация мероприятий по обеспечению перехода на исчисление имущественных налогов от кадастровой стоимости».

Докладчик – А.Н.Таушкин

Тел.: 21-40-53

 

2. «Нормативные правовые акты в сфере градостроительной деятельности, разработанные Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области».

Докладчик – Н.В.Логинова

Тел.: 27-11-09

 

3.      Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 06.09.2017 по 19.09.2017.

Докладчик – О.В.Котельникова

4.      Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 07.09.2017 по 20.09.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – О.В.Котельникова

 

5. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

Докладчик – О.В.Котельникова

 

1.Реализация мероприятий по обеспечению перехода на исчисление имущественных налогов от кадастровой стоимости (А.Н.Таушкин - текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

  1. Принять информацию к сведению.

 

2.Нормативные правовые акты в сфере градостроительной деятельности, разработанные Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области

(Н.В. Логинова - текст доклада прилагается) 

 

РЕШИЛИ: 

1.      Принять информацию к сведению.

 

3. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 06.09.2017 по 19.09.2017

(О.В.Котельникова)

 

Сообщила, что за период с 06 по 19сентября2017 года вынесено 8 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) на территории муниципального образования Ульяновской области» - в нарушение ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления (Совет депутатов муниципального образования) плата за наем жилого помещения незаконно установлена для государственного жилищного фонда.

Кроме того, при разработке Решения не учтены требования, содержащиеся в Методических указаниях установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.09.2016 № 668/пр. (далее - Указания).

К примеру, в Решение отсутствует коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома (материал стен дома, его износ, степень благоустройства придомовой территории и т.д.) и благоустройства жилого помещения и др.

На основании изложенного, вызывает сомнения тот факт, что при соблюдении всех требований Указания стоимость найма жилого помещения в сельском районе будет фактически идентичной стоимости найма жилья в городском поселении, как в настоящее время установлено Решением.

Более того, установленный в марте 2017 года Решением размер платы за наем жилья необоснованно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

- «Об установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, проживающих в помещениях государственного и муниципального жилого фонда, а также собственников жилья» - нормативным правовым актом на 2017 год устанавливается плата за содержание и ремонт жилых помещений, в том числе для собственников жилья.

Вместе с тем согласно ст.ст. 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст. 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия по установлению органом местного самоуправления платы за ремонт жилых помещений не предусмотрены.

В нарушение ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления (Совет депутатов муниципального образования) плата за содержание жилого помещения установлена, в том числе для государственного жилищного фонда, а также необоснованно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017, несмотря на тот факт, что Решение принято 23.03.2017.

- «Об утверждении Порядка организации раздельного сбора, накопления, вывоза (транспортирования) твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Ульяновской области» - согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в настоящее время из вопросов местного значения сельского поселения изъято полномочие по осуществлению организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, осуществление муниципальным образованием таких полномочий и регулирование отношений, возникающих в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, неправомерно.

На основании изложенного Решение Совета депутатов муниципального образования подлежит отмене, поскольку в соответствии с требованием ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

- «Об утверждении состава комиссии по включению (зачету) в стаж муниципальной службы отдельных периодов замещения должностей для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципального образования» - решение Совета депутатов муниципального образования утвержден состав комиссии, в который помимо депутатов Совета депутатов муниципального образования включены работники администрации муниципального образования.

Между тем, на основании ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации требовать от работника исполнение им своих трудовых обязанностей может лишь его работодатель. Следовательно, Совет депутатов не вправе возлагать на лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях, исполнение каких-либо обязанностей.

- «О порядке сообщения лицами, замещающими должность Главы муниципального образования, а также должности муниципальной службы в Администрации муниципального образования Ульяновской области о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств вырученных от его реализации» - в перечень лиц, на которых распространятся действие указанного Порядка, не включены муниципальные служащие аппарата Совета депутатов муниципального образования.

- «Об утверждении Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования» - в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Согласно п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

Проверкой установлено, что в разделе 4 «Организация утилизации и переработки бытовых, промышленных отходов» пунктом 7 предусматривается возможность использования биологических отходов в качестве вторичного сырья. При этом на законодательном уровне в данной сфере правоотношений отсутствует понятие «вторичное сырье».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-Ф3 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться в том числе путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Обнародование информации - это обеспечение ее всеобщей доступности.

Опубликование (размещение) вышеназванными органами информации о своей деятельности в СМИ в силу значимости такой информации для гражданского общества поставлено на один уровень с официальным опубликованием принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, требование о котором содержится в ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации (см. также комментарий к ст. 12 Закона).

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Муниципальное образование- это населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения. Местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Между тем в п. 2 данного Постановления совершенно неясно, на официальном сайте какого именно органа местного самоуправления муниципального образования должно размещаться данное Постановление, что противоречит вышеуказанному законодательству.

- «О реализации майских указов Президента Российской Федерации» - постановлением муниципального образования Ульяновской области утверждены составы рабочих групп.

При этом все приложения к постановлению утверждены постановлением Главы администрации муниципального образования, в то время как сам акт является постановлением администрации муниципального образования.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издаёт постановления местной администрации по вопросам местного значения.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что постановления издаются именно в форме актов администрации, Глава администрации полномочиями по изданию актов от своего имени не обладает.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению, муниципальные правовые акты по вышеуказанной тематике необходимо привести в соответствие с законодательством.

2.      Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов,данную информацию.

 

4. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 07.09.2017 по 20.09.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

(О.В.Котельникова - текст доклада прилагается) 

 

РЕШИЛИ:

1. Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации.

3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

5. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.  

(О.В.Котельникова)

 

Обратила внимание, что все проекты муниципальныхнормативных правовыхактов органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской областидолжны быть вынесены на рассмотрение комиссий муниципальных образований Ульяновской области по нормотворческой деятельности.

Напомнила, что проектымуниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области должны быть согласованы с органами прокуратуры муниципальных образований Ульяновской области.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

Секретарь

Ю.А.Ларина