Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 07.09.2017 по 20.09.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения»

21.09.2017

 

1. Указ Президента Российской Федерации 

1. Указ Президента Российской Федерации от 19.09.2017 № 431 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в целях усиления контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции».

Госслужащие будут обязаны представлять сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки.

Соответствующий раздел включен в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих.

Кроме того:

расширен перечень должностных лиц, которые вправе направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы Росреестра при проверках в целях противодействия коррупции (к ним отнесены в том числе специально уполномоченные руководители территориальных органов федеральных государственных органов, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур);

установлен срок направления кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в том числе гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

уточнены отдельные функции подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

предусмотрено, что достоверность и полнота сведений, представленных гражданами при назначении на государственную должность Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверяются в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений;

установлены требования к содержанию мотивированных заключений, выносимых по результатам рассмотрения, в том числе обращений граждан о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

определен порядок рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, в том числе уведомления коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином трудового или гражданско-правового договора на выполнение в такой организации работы (оказание такой организации услуг), если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные обязанности, исполняемые во время замещения государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы.

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации 

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 1072«Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 декабря 2017 года до 1 декабря 2019 года устанавливается запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств.

Устанавливаются случаи, на которые указанный запрет не распространяется, например, если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза.

Также определено дополнительное требование к участникам закупок товаров для государственных и муниципальных нужд в части использования при производстве товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство Евразийского экономического союза.

В приложении приводится перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации

 

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.09.2017 № 1954-р «План мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур».

Утвержден план мероприятий по отмене избыточных процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения.

План предусматривает разработку соответствующих проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, направленных в числе прочего:

на установление единого стандарта предоставления государственных или муниципальных услуг по получению разрешения на строительство с использованием инфраструктуры электронного правительства для создания единого механизма взаимодействия заявителя с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

на совершенствование порядка предоставления государственных услуг по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок;

на установление исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения.

 

4. Иные акты

 

1. Письмо Минфина России № 24-04-06/55025, ФАС России № РП/59080/17 от 25.08.2017«О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок».

Минфином России и ФАС России разъяснены особенности осуществления регионального и муниципального контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В частности, указывается, что контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня. При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд. Контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона в отношении иных субъектов контроля осуществляется ФАС России. Таким образом, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального или муниципального уровня в период с момента размещения извещения о проведении аукциона до момента заключения контракта информации, содержащей признаки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок.

Кроме того, разъясняется, что контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.

 

2. ПисьмоФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17«По вопросу о принятии к рассмотрению жалоб».

Разъяснен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок юрлиц.

Сообщается, что жалоба, содержащая указание, в том числе на такие нарушения, как неразмещение в ЕИС информации о закупке, предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (рассмотрение антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров).

В случае, если в ходе рассмотрения комиссией антимонопольного органа обжалуемых актов или действий субъектов контроля в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены иные нарушения, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Кроме того, в случае указания в обращении на наличие события административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, материалы передаются соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушений.

 

3. Информационное сообщение Минфина России от 12.09.2017 «Минфин России готовит ряд поправок в Закон № 44-ФЗ»

Минфин России готовится внести поправки в Закон о госзакупках.

В частности:

предлагается установить, что нормативные акты о контрактной системе в сфере закупок будут вступать в силу не ранее чем по истечении 60 календарных дней со дня их официального опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен принимаемыми актами. Исключение обусловлено необходимостью предусмотреть возможность экстренного введения в действие норм и положений, которые невозможно предусмотреть заранее;

предусматривается, что изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) могут быть внесены только отдельными специальными федеральными законами;

предлагается обязать заказчика включать в контракт условия о размере, порядке и сроках выплаты аванса, а также положения о поэтапной выплате авансовых платежей;

вводится положение об установлении размера аванса в виде фиксированного процента от цены контракта, а в случае, если контрактом предусмотрена его поэтапная оплата, такой процент устанавливается в отношении каждого этапа. Выплата аванса в отношении последующего этапа исполнения контракта может быть осуществлена при выполнении и приемке результатов предыдущего этапа;

предлагается внести поправку, которая позволит урегулировать ситуацию, при которой лицо, заключение договора которым не регулируется Законом № 44-ФЗ, обязано применить данный закон для отбора контрагента в силу специальных положений отраслевого законодательства (например, при обязательном аудите).

 

4. Поправки Правительства Российской Федерации к Проекту федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 года.

Правительством Российской Федерации предложен зонально-территориальный принцип деления земельных участков.

Поправками, в частности:

устанавливаются следующие территориальные зоны: сельскохозяйственного назначения, жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационного назначения, для ведения садоводства и огородничества, природоохранные, историко-культурного назначения, природных лечебных ресурсов, энергетики, транспорта, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны страны и безопасности государства, специального назначения, запаса и многоцелевые;

регламентируется порядок разрешенного использования каждой территориальной зоны;

определяется порядок ограничения оборотоспособности земельных участков;

предусматривается, что в целях создания новых или расширения существующих особо охраняемых природных территорий допускается резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности;

определяются порядок использования лесов в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также использования лесов, расположенных за пределами границ лесного фонда, в целях обеспечения природоохранной и иной деятельности, разрешенной в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях;

устанавливаются правила внесения в ЕГРН сведений при выявлении пересечений границ территориальных зон или лесного фонда с границами земельных участков.

Вступление в силу соответствующего Федерального закона предполагается с 1 января 2020 года, а в субъектах РФ с численностью населения менее 1 млн. человек - с 1 января 2025 года, за исключением отдельных положений.

 

5. «Доклады по результатам правоприменительной практики органов государственного контроля (надзора) МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2016 год»(утв. МЧС России 07.04.2017).

МЧС России обобщены материалы практики надзорной деятельности за 2016 год с ответами на часто задаваемые вопросы проверяемых лиц.

Доклады по правоприменительной практике с руководством по соблюдению обязательных требований составлены по следующим видам контроля (надзора):

федеральный государственный пожарный надзор;

государственный надзор в области гражданской обороны;

федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются, в том числе:

выявление проблемных вопросов применения органами контроля (надзора) МЧС России обязательных требований и выработка их оптимальных решений с привлечением заинтересованных лиц;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

В качестве источников формирования докладов использованы, в частности:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов контроля (надзора) МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан.

В частности, как отмечено в докладе по линии федерального государственного пожарного надзора, основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

незнание обязательных требований и правовой нигилизм;

экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций;

небольшой размер штрафных санкций по сравнению с расходами на обеспечение безопасности.

В докладе содержатся ответы, в частности, на следующие вопросы:

является ли анонимное обращение основанием для организации и проведения внеплановой проверки по линии ФГПН;

допускается ли оснащение объектов с классом пожара «Е» воздушно-эмульсионными огнетушителями;

в какой срок и кому может быть обжаловано постановление о наложении административного наказания, вынесенное должностным лицом органа ФГПН в отношении юрлица и ИП;

имеет ли право должностное лицо органа ФГПН по пожарному надзору в ходе проведения проверки самостоятельно приостановить деятельность проверяемого объекта либо его части;

правомерно ли составление должностными лицами органов ФГПН протоколов по статьям 6.24, 6.25 КоАП РФ (нарушение запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака).

 

6. «Докладыпо результатам правоприменительной практики органов государственного контроля (надзора) МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований»(утв. МЧС России 30.07.2017).

МЧС России представлены материалы практики надзорной деятельности за I полугодие 2017 года с ответами на часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов.

Доклады по правоприменительной практике с руководством по соблюдению обязательных требований составлены по следующим видам контроля (надзора):

федеральный государственный пожарный надзор;

государственный надзор в области гражданской обороны;

федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Также представлены дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований пожарной безопасности, гражданской обороны, в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также по соблюдению требований судоводителями маломерных судов.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются, в том числе:

обеспечение единства практики применения органами контроля (надзора) МЧС России федеральных законов и нормативных правовых актов, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством РФ;

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов контроля (надзора) МЧС России путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;

повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

В качестве источников формирования докладов использованы, в частности:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов контроля (надзора) МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан.

В частности, в докладе по линии федерального государственного пожарного надзора отмечается, что общее количество проведенных надзорных мероприятий в первом полугодии текущего года сокращено на 39 процентов в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составило 85123 проверки (в 2016 г. - 129719 проверок).

Сообщается об утверждении и размещении на официальном интернет-портале МЧС России плана-графика проведения публичных обсуждений правоприменительной практики органов надзорной деятельности главных управлений по каждому виду контроля (надзора) на 2017 год.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются, в том числе:

использование неисправного или несертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении.

В указанном докладе содержатся ответы на следующие вопросы, в том числе:

правомерно ли относить арендуемые помещения в зданиях торговых центров к самостоятельным объектам защиты;

как проводится внеплановая проверка объекта защиты, на который в орган ГПН поступило из соответствующей экспертной организации заключение о независимой оценке пожарного риска;

является ли правомерным включение в план плановых проверок детских оздоровительных лагерей, объектов сферы здравоохранения;

о подведомственности обжалования постановлений о назначении административных наказаний (на примере решения арбитражного суда).

 

Законодательство Ульяновской области 

1. Указ Губернатора Ульяновской области

 

1. Указ ГубернатораУльяновской области от 18 сентября 2017 года№ 69«О некоторых мерах, способствующих повышению эффективности депутатской деятельности депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области и депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Рекомендовать представительным органам муниципальных образований Ульяновской области рассмотреть вопросы:

о подведении не реже одного раза в полугодие итогов осуществляемой ими правотворческой деятельности с публичным обсуждением проблем социально-экономического развития, требующих правового регулирования, с приглашением представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, общественности, а также иных заинтересованных лиц;

о внедрении системы рейтингования депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области.

Рекомендовать главам местных администраций муниципальных образований Ульяновской области обеспечить:

приём в первоочередном порядке депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области по вопросам, связаннымс осуществлением депутатской деятельности, руководителями и иными должностными лицами местных администраций муниципальных образований Ульяновской области, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;

предоставление по обращениям депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, информационных, справочныхи иных материалов местных администраций муниципальных образований Ульяновской области, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, за исключением содержащих информацию ограниченного доступа;

участие депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области в деятельности координационных, совещательных и рабочих органов, создаваемых местными администрациями муниципальных образований Ульяновской области.

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 18.09.2017 № 448-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 04.03.2016 № 85-П».

Правительство Ульяновской области постановляет: 

1.Внести в Положение о порядке формирования и утверждения Министерством образования и науки Ульяновской области Перечня муниципальных общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокое качество подготовки обучающихся, утверждённое постановлением Правительства Ульяновской области от 04.03.2016 № 85-П «Об утверждении Положения о порядке формирования и утверждения Министерством образования и науки Ульяновской области Перечня муниципальных общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокое качество подготовки обучающихся», следующие изменения.