Выступление директора областного государственного казённого учреждения «Региональный земельно-имущественный информационный центр»Таушкина А.Н. «Реализация мероприятий по обеспечению перехода на исчисление имущественных налогов от кадастровой стоимости»
21.09.2017
Принято решение о переходе начиная с 1 января 2018 года на исчисление имущественных налогов от кадастровой стоимости.
1. По налогу на имущество физических лиц в отношении всех объектов капитального строительства, находящихся в собственности физических лиц.
2. По налогу на имущество организаций данная норма будет применяться в отношение:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях обеспечения перехода на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости Агентством госимущества:
- разработан законопроект, устанавливающий единую дату начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, начиная с 01.01.2018,
- совместно с налоговой службой разработано модельное решение по установлению налога на имущество физических лиц на уровне каждого поселения и городского округа и направлено Главам администраций муниципальных образований,
- на базе автоматизированной информационной системы «Анализ имущественных налогов» подготовлена финансово-экономическая модель прогнозируемых начислений по каждому муниципальному образованию.
При этом изменение налогоисчисления позволит включить в налогооблагаемую базу:
- жилые здания и помещения, построенные после 1 января 2013 года (около 7 тыс. объектов),
- объекты незавершенные строительством, 1,8 тыс. объектов
- объекты недвижимости, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения1,2 тыс. объектов.
В настоящее время, данные объекты исключены из налогообложения.
Ориентировочно, по данным объектам в местные бюджеты при установлении максимальной ставки в размере 0,3% поступитоколо 40,0 млн.рублей, даже с учетом применения поправочного коэффициента, согласно которому в отношение новых объектов налогообложения в первый год будет уплачиваться налог в размере только 20% от возможного к исчислению. В дальнейшем данный коэффициент будет повышаться ежегодно на 20%.
Тем не менее, отрицательно на поступлениях в бюджет скажутся следующие факторы:
- исключение из налогообложения в сельских населенных пунктах до 30% объектов, (т.е. площадь домом составляет 50 кв.м и менее),
- снижение поступлений по жилым домам площадью менее 80 кв.м, учитывая, что будет применяться налоговый вычет в размере 50 кв.м. и сумма налога от кадастровой стоимости зачастую будет ниже чем от инвентаризационной стоимости,
- снижение поступлений по квартирам площадью менее 40 кв.м, также в связи с применением налогового вычета в размере 20 кв.м.
- применение переходных положений применения налога, согласно которым, в случае если налог рассчитанный от кадастровой стоимости больше налога рассчитанный от инвентаризационной стоимости налог увеличится по сравнению со старыми начислениями не более чем на 20% от разницы, в последующем данный коэффициент ежегодно будет увеличиваться на 20% и по истечению 5 лет составит 100% и налог будет рассчитываться только от кадастровой стоимости.
При этом, на снижение поступлений повлияет и тот факт, что если налог от кадастровой стоимости ниже, чем от инвентаризационной стоимости, то будет применяться наименьшая величина, т.е. рассчитанная от кадастровой стоимости.
В целом при применении ставки налога в размере 0,3%, с учетом проведения в 2017 года работы по уточнению характеристик объектов недвижимости, особенно в отношении которых не определена кадастровая стоимостьпрогнозируется рост поступлений на 24 %.
тыс.рублей
№ п.п |
Наименование муниципального образования |
Начисленная сумма налога за 2016 г.(от инвенртариза-ционной стоимости) |
Расчетная величина сумма налога за 2016 г. (от кадастровой стоимости) |
Разница сумм налога |
Соотношение сумм налога |
1 |
Базарносызганский р-н |
1 018,05 |
707,1 |
-310,95 |
-30,5 |
2 |
Барышский район |
11 463,07 |
6 320,53 |
-5 142,54 |
-44,9 |
3 |
Вешкаймский район |
1 631,05 |
2 331,47 |
700,42 |
42,9 |
4 |
Инзенский район |
3 391,73 |
4 670,06 |
1 278,33 |
37,7 |
5 |
Карсунский район |
2 402,05 |
2 377,88 |
-24,17 |
-1 |
6 |
Кузоватовский район |
3 041,46 |
3 041,06 |
-0,4 |
0 |
7 |
Майнский район |
6 458,33 |
3 953,07 |
-2 505,26 |
-38,8 |
8 |
Мелекесский район |
4 610,55 |
6 997,65 |
2 387,10 |
51,8 |
9 |
Николаевский район |
2 509,22 |
2 835,59 |
326,37 |
13 |
10 |
Новомалыклинский р-н |
889,94 |
1 233,11 |
343,17 |
38,6 |
11 |
Новоспасский район |
3 076,75 |
4 968,95 |
1 892,20 |
61,5 |
12 |
Павловский район |
2 032,04 |
1 626,04 |
-406 |
-20 |
13 |
Радищевский район |
1 543,25 |
1 931,59 |
388,34 |
25,2 |
14 |
Сенгилеевский район |
5 743,69 |
5 692,21 |
-51,48 |
-0,9 |
15 |
Старокулаткинский р-н |
1 123,77 |
2 074,49 |
950,72 |
84,6 |
16 |
Старомайнский район |
3 593,32 |
4 604,02 |
1 010,70 |
28,1 |
17 |
Сурский район |
1 144,38 |
1 038,01 |
-106,37 |
-9,3 |
18 |
Тереньгульский район |
2 106,47 |
2 748,85 |
642,38 |
30,5 |
19 |
Ульяновский район |
9 547,37 |
14 765,79 |
5 218,42 |
54,7 |
20 |
Цильнинский район |
5 392,37 |
4 049,62 |
-1 342,75 |
-24,9 |
21 |
Чердаклинский район |
7 978,11 |
14 274,65 |
6 296,54 |
78,9 |
22 |
г. Новоульяновск |
6 009,14 |
5 413,28 |
-595,86 |
-9,9 |
23 |
г. Ульяновск |
197 212,64 |
268 768,93 |
71 556,29 |
36,3 |
24 |
г. Димитровград |
53 381,85 |
52 344,03 |
-1 037,82 |
-1,9 |
Итого по области: |
337 300,72 |
418 768,09 |
81 467,37 |
24,2 |
При этом, в 11 из 24 муниципальных образованиях прогнозируется снижение поступлений:
Максимальное снижение (более 30%):
1. Барышский район снижение на 44,9%, или на 5,1 млн. рублей
2. Майнский район – на 38,8% или на 2,5 млн. рублей
3. Базарносызганский район – на 30,5% или на 0,3 млн. рублей.
Снижение от 20 до 25%:
1. Цильнинский район снижение на 24,9% или на 1,3 млн. рублей
2. Павловский район – на 20,0% или 0,4 млн. рублей
Снижение на уровне 10%:
1. г.Новоульяновск – на 9,9% или на 0,6 млн. рублей
2. Сурский район – на 9,3%, или на 0,1 млн. рублей
В г.Димитровград снижение на 1,9%, или на 1,0 млн. рублей.
В 3-х муниципальных образованиях – Карсунский, сенгилеевский и Кузоватовский района снижение менее чем на 1%. В абсолютном выражение менее чем на 50 тыс. рублей.
В 13 муниципальных образованиях планируется рост поступлений.
Из муниципальных районов наибольший рост, более чем на 50% в 5-ти районах:
1. Старокулаткинский район рост поступлений на 84,6% или на 1,0 млн.рублей
2. Чердаклинский район на 78,9% или на 6,3 млн. рублей
3. Новоспаский район на 61,5% или на 1,9 млн. рублей
4. Ульяновский район на 54,7% или на 5,2 млн. рублей
5. Мелекесский район на 51,8% или на 2,4 млн. рублей
Рост от 25 до 45% в 6 районах области:
1. Вешкаймский район рост на 42,9% или на 0,7 млн. рублей
2. Новомалыклинский район на 38,6% или на 0,3 млн. рублей
3. Инзенский район на 37,7% или на 1,3 млн. рублей
4. Тереньгульский район на 30,5% или на 0,6 млн. рублей
5. Старомайнский район на 28,1% или на 12,0 млн. рублей
6. Радищевский район на 25,2% или на 0,4 млн. рублей
В Николаеском районе рост не столь существен – на 13% или на 0,3 млн. рублей.
В абсолютном выражении наибольший рост поступлений прогнозируется по городу Ульяновск - на 36,3% или на 71,6 млн. рублей.
Столь разная динамика по муниципальным образования, за исключением города Ульяновск обусловлено существенной разницей в существующей базе, т.е. в установленной инвентаризационной стоимости и непосредственно в сумме исчисляемого налога.
Так на примере жилого фонда – квартир в р.п.Старая Кулатка, где прогнозируется наибольший рост поступлений, в настоящее время сумма налога составляет в среднем 56 рублей в год за 2-х комнатную малогабаритную квартиру. Даже с учетом необлагаемой площади при установлении максимальной ставки налога (0,3%) размер налога вырастит в 3 раза и составит чуть более 200 рублей в год.
Например, квартира по адресу: р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 4, кв.12 площадью 44,5 кв.м с нынешних 56 рублей налог составит 224 рубля.
Динамика изменения сумм начисляемого налога на имущество физических лиц в зависимости от инвентаризационной и кадастровой стоимости в р.п. Старая Кулатка
Адрес |
Кадастровый номер |
Вид объекта недвижимости |
Площадь, кв.м |
Инвентаризационная стоимость, руб. |
Сумма исчисленного налога, руб |
Кадастровая стоимость, руб. |
площадь с учетом вычетов |
Ставка налога |
сумма налога от кадастровой |
разница налога, руб. |
разница налога, % |
р.п. Старая Кулатка, ул.Больничная, д. 16, кв.5 |
73:15:040102:2070 |
Квартиры |
21,9 |
61400 |
56 |
394424,3 |
1,9 |
0,30% |
65,33 |
9,33 |
17% |
р.п. Старая Кулатка, ул.Куйбышева, д.28, кв.3 |
73:15:040101:2601 |
Квартиры |
36 |
61400 |
56 |
648368,6 |
16 |
0,30% |
217,70 |
161,70 |
289% |
р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 2, кв.8 |
73:15:040101:2692 |
Квартиры |
39,6 |
68751 |
63 |
713205,5 |
19,6 |
0,30% |
262,20 |
199,20 |
316% |
р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 28, кв.2 |
73:15:040101:2833 |
Квартиры |
28,6 |
61400 |
56 |
515092,9 |
8,6 |
0,30% |
137,73 |
81,73 |
146% |
р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 4, кв.12 |
73:15:040101:2527 |
Квартиры |
44,5 |
61400 |
56 |
801455,7 |
24,5 |
0,30% |
223,76 |
181,76 |
433% |
р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 8, кв.12 |
73:15:040101:2724 |
Квартиры |
44,6 |
61400 |
56 |
803256,7 |
24,6 |
0,30% |
310,63 |
254,63 |
455% |
Динамика изменения сумм начисляемого налога на имущество физических лиц в зависимости от инвентаризационной и кадастровой стоимости в г.Ульяновск
Адрес |
Кадастровый номер |
Вид объекта недвижимости |
Площадь, кв.м |
Инвентаризационная стоимость, руб. |
Сумма исчисленного налога, руб |
Кадастровая стоимость, руб. |
площадь с учетом вычетов |
Ставка налога |
сумма налога от кадастровой |
разница налога, руб. |
разница налога, % |
г.Ульяновск, пр-т Академика Филатова, дом №9, кв №463 |
73:24:021004:2058 |
Квартиры |
36,8 |
190011 |
218 |
460135,4 |
16,8 |
0,30% |
363,32 |
145,32 |
67% |
г.Ульяновск, пр-т Врача Сурова, дом №7, кв №38 |
73:24:021008:0000:0178560001:003801 |
Квартиры |
53,4 |
375127 |
432 |
1075880,1 |
33,4 |
0,30% |
991,13 |
559,13 |
129% |
г.Ульяновск, пр-т Ульяновский, дом №26, кв №326 |
73:24:021009:0000:0188600001:032603 |
Квартиры |
52,25 |
327360 |
250 |
968605,3 |
32,25 |
0,30% |
781,16 |
531,16 |
212% |
г.Ульяновск, село Белый Ключ, ул. Геологов, дом №3, кв №27 |
73:24:011122:675 |
Квартиры |
80,2 |
422273 |
161 |
1007746,8 |
60,2 |
0,30% |
733,45 |
572,45 |
356% |
г.Ульяновск, пр-т Авиастроителей д.,4,,кв.203 |
73:24:021006:907 |
Квартиры |
31 |
229912 |
290 |
955365,44 |
11 |
0,30% |
435,40 |
145,40 |
50% |
В настоящее время проводится широкое обсуждение данной законодательной инициативы при содействии Общественной палаты Ульяновской области и органов местного самоуправления. 7 сентября запланировано рассмотрение проекта закона на заседании Правительства Ульяновской области, после чего он будет внесен на рассмотрение в Законодательное Собрание Ульяновской области.
Повторяюсь, что до всех органов местного самоуправления доведено модельное решение по установлению налога на имущество физических лиц, разработанное совместно с налоговым органом и задача каждого поселения и городского округа до 31 октября 2017 года данные решения принять.
В целях обеспечения перехода на исчисление налога на имущество организаций лиц от кадастровой стоимости Агентством госимущества:
- разработан законопроект «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» меняющий порядок исчисления налога,
- на основании данных Управления Росреестра по Ульяновской области сформирован предварительный перечень объектов недвижимости, в отношении налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Всего в предварительный перечень вошло 9,5 тысяч объектов недвижимости. Перед органами местного самоуправления поставлена задача до 21 августа обеспечить выверку перечня в целях выявления объектов не вошедших в перечень, либо включенных ошибочно.
№ п.п. |
Наименование муниципального образования |
Количество объектов включенных в перечень |
|
1 |
Базарносызганский |
76 |
|
2 |
Барышский |
202 |
|
3 |
Вешкаймский |
180 |
|
4 |
Инзенский |
327 |
|
5 |
Карсунский |
200 |
|
6 |
Кузоватовский |
209 |
|
7 |
Майнский |
182 |
|
8 |
Мелекесский |
411 |
|
9 |
Николаевский |
338 |
|
10 |
Новомалыклинский |
98 |
|
11 |
Новоспасский |
371 |
|
12 |
Павловский |
135 |
|
13 |
Радищевский |
187 |
|
14 |
Сенгилеевский |
220 |
|
15 |
Старокулаткинский |
124 |
|
16 |
Старомайнский |
218 |
|
17 |
Сурский |
118 |
|
18 |
Тереньгульский |
179 |
|
19 |
Ульяновский |
344 |
|
20 |
Цильнинский |
230 |
|
21 |
Чердаклинский |
397 |
|
22 |
г. Новоульяновск |
148 |
|
23 |
г. Димитровград |
1264 |
|
24 |
г. Ульяновск |
3436 |
|
Итого |
9594 |
В настоящее время данная работа завершена в Вешкаймском, Майнском, Кузоватовском районах, в городе Новоульяновск и частично в городе Ульяновск, что срывает сроки реализации «дорожной карты»по переходу на взимание налога на имущество организаций в отношении коммерческих объектов от кадастровой стоимости от 11.07.2017 № 173-ПЛ.
В этой связи органом местного самоуправления необходимо до 28.08.2017 завершить поставленную задачу, при этом необходимо отметить, что все объекты недвижимости, в не зависимости от правообладателя будут исчисляться по ставке налога размере 2%, как по налогу на имущество организаций, так и по налогу на имущество физических лиц.
В течение следующей недели совместно с Корпорацией по развитию предпринимательства Ульяновской области будет обеспечен сбор информации непосредственно от собственников объектов недвижимости о балансовой/остаточной стоимости для построения финансово-экономической модели и одновременно будут обсуждаться с бизнес-сообществом предварительные данные.
Исходя из анализапо объектам недвижимости при изменении системы исчисления налога прогнозируется рост поступлений на уровне 10-15 %.
Примеры:
1. торговый комплекс по ул. Рябикова, площадь объекта 5,8 тыс. кв.м (балансовая стоимость 1 кв.м 6,3 тыс.рублей):
- балансовая стоимость 36,3 млн. рублей, размер налога 799,0 тыс.рублей
- кадастровая стоимость 112,3 млн. рублей, размер налога 2,2 млн.рублей,
- рост налога на 1,4 млн.рублей, или на 80%.
2. магазин по проспекту Ульяновскому, площадь объекта 10,0 тыс. кв.м (балансовая стоимость 1 кв.м 16,6 тыс.рублей):
- балансовая стоимость 166,2 млн. рублей, размер налога 3,7 млн.рублей
- кадастровая стоимость 167,8 млн. рублей, размер налога 3,4 млн.рублей,
- снижение налога на 0,3 млн.рублей, или на 8%.
Таким образом, существенная разница в изменении сумм налога в первую очередь обусловлена отличием размера балансовой стоимости в 2,5 раза практически схожих объектов недвижимости, что может характеризовать существенное занижение балансовой стоимости собственника объекта недвижимости по ул.Рябикова.