Выступление директора областного государственного казённого учреждения «Региональный земельно-имущественный информационный центр»Таушкина А.Н. «Реализация мероприятий по обеспечению перехода на исчисление имущественных налогов от кадастровой стоимости»

21.09.2017

Принято решение о переходе начиная с 1 января 2018 года на исчисление имущественных налогов от кадастровой стоимости.

1. По налогу на имущество физических лиц в отношении всех объектов капитального строительства, находящихся в собственности физических лиц.

2. По налогу на имущество организаций данная норма будет применяться в отношение:

- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

- нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях обеспечения перехода на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости Агентством госимущества:

- разработан законопроект, устанавливающий единую дату начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, начиная с 01.01.2018,

- совместно с налоговой службой разработано модельное решение по установлению налога на имущество физических лиц на уровне каждого поселения и городского округа и направлено Главам администраций муниципальных образований,

- на базе автоматизированной информационной системы «Анализ имущественных налогов» подготовлена финансово-экономическая модель прогнозируемых начислений по каждому муниципальному образованию.

При этом изменение налогоисчисления позволит включить в налогооблагаемую базу:

- жилые здания и помещения, построенные после 1 января 2013 года (около 7 тыс. объектов),

- объекты незавершенные строительством, 1,8 тыс. объектов

- объекты недвижимости, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения1,2 тыс. объектов.

В настоящее время, данные объекты исключены из налогообложения.

Ориентировочно, по данным объектам в местные бюджеты при установлении максимальной ставки в размере 0,3% поступитоколо 40,0 млн.рублей, даже с учетом применения поправочного коэффициента, согласно которому в отношение новых объектов налогообложения в первый год будет уплачиваться налог в размере только 20% от возможного к исчислению. В дальнейшем данный коэффициент будет повышаться ежегодно на 20%.

Тем не менее, отрицательно на поступлениях в бюджет скажутся следующие факторы:

- исключение из налогообложения в сельских населенных пунктах до 30% объектов, (т.е. площадь домом составляет 50 кв.м и менее),

- снижение поступлений по жилым домам площадью менее 80 кв.м, учитывая, что будет применяться налоговый вычет в размере 50 кв.м. и сумма налога от кадастровой стоимости зачастую будет ниже чем от инвентаризационной стоимости,

- снижение поступлений по квартирам площадью менее 40 кв.м, также в связи с применением налогового вычета в размере 20 кв.м.

- применение переходных положений применения налога, согласно которым, в случае если налог рассчитанный от кадастровой стоимости больше налога рассчитанный от инвентаризационной стоимости налог увеличится по сравнению со старыми начислениями не более чем на 20% от разницы, в последующем данный коэффициент ежегодно будет увеличиваться на 20% и по истечению 5 лет составит 100% и налог будет рассчитываться только от кадастровой стоимости.

При этом, на снижение поступлений повлияет и тот факт, что если налог от кадастровой стоимости ниже, чем от инвентаризационной стоимости, то будет применяться наименьшая величина, т.е. рассчитанная от кадастровой стоимости.

В целом при применении ставки налога в размере 0,3%, с учетом проведения в 2017 года работы по уточнению характеристик объектов недвижимости, особенно в отношении которых не определена кадастровая стоимостьпрогнозируется рост поступлений на 24 %.

тыс.рублей

№ п.п

Наименование муниципального образования

Начисленная сумма налога за 2016 г.(от инвенртариза-ционной стоимости)

Расчетная величина сумма налога за 2016 г. (от кадастровой стоимости)

Разница сумм налога

Соотношение сумм налога

1

 Базарносызганский р-н

1 018,05

707,1

-310,95

-30,5

2

 Барышский район

11 463,07

6 320,53

-5 142,54

-44,9

3

Вешкаймский район

1 631,05

2 331,47

700,42

42,9

4

 Инзенский район

3 391,73

4 670,06

1 278,33

37,7

5

Карсунский район

2 402,05

2 377,88

-24,17

-1

6

Кузоватовский район

3 041,46

3 041,06

-0,4

0

7

 Майнский район

6 458,33

3 953,07

-2 505,26

-38,8

8

 Мелекесский район

4 610,55

6 997,65

2 387,10

51,8

9

 Николаевский район

2 509,22

2 835,59

326,37

13

10

 Новомалыклинский р-н

889,94

1 233,11

343,17

38,6

11

 Новоспасский район

3 076,75

4 968,95

1 892,20

61,5

12

 Павловский район

2 032,04

1 626,04

-406

-20

13

 Радищевский район

1 543,25

1 931,59

388,34

25,2

14

 Сенгилеевский район

5 743,69

5 692,21

-51,48

-0,9

15

 Старокулаткинский р-н

1 123,77

2 074,49

950,72

84,6

16

 Старомайнский район

3 593,32

4 604,02

1 010,70

28,1

17

 Сурский район

1 144,38

1 038,01

-106,37

-9,3

18

 Тереньгульский район

2 106,47

2 748,85

642,38

30,5

19

 Ульяновский район

9 547,37

14 765,79

5 218,42

54,7

20

Цильнинский район

5 392,37

4 049,62

-1 342,75

-24,9

21

Чердаклинский район

7 978,11

14 274,65

6 296,54

78,9

22

 г. Новоульяновск

6 009,14

5 413,28

-595,86

-9,9

23

 г. Ульяновск

197 212,64

268 768,93

71 556,29

36,3

24

 г. Димитровград

53 381,85

52 344,03

-1 037,82

-1,9

 

Итого по области:

337 300,72

418 768,09

81 467,37

24,2

При этом, в 11 из 24 муниципальных образованиях прогнозируется снижение поступлений:

Максимальное снижение (более 30%):

1. Барышский район снижение на 44,9%, или на 5,1 млн. рублей

2. Майнский район – на 38,8% или на 2,5 млн. рублей

3. Базарносызганский район – на 30,5% или на 0,3 млн. рублей.

Снижение от 20 до 25%:

1. Цильнинский район снижение на 24,9% или на 1,3 млн. рублей

2. Павловский район – на 20,0% или 0,4 млн. рублей

Снижение на уровне 10%:

1. г.Новоульяновск – на 9,9% или на 0,6 млн. рублей

2. Сурский район – на 9,3%, или на 0,1 млн. рублей

В г.Димитровград снижение на 1,9%, или на 1,0 млн. рублей.

В 3-х муниципальных образованиях – Карсунский, сенгилеевский и Кузоватовский района снижение менее чем на 1%. В абсолютном выражение менее чем на 50 тыс. рублей.

В 13 муниципальных образованиях планируется рост поступлений.

Из муниципальных районов наибольший рост, более чем на 50% в 5-ти районах:

1. Старокулаткинский район рост поступлений на 84,6% или на 1,0 млн.рублей

2. Чердаклинский район на 78,9% или на 6,3 млн. рублей

3. Новоспаский район на 61,5% или на 1,9 млн. рублей

4. Ульяновский район на 54,7% или на 5,2 млн. рублей

5. Мелекесский район на 51,8% или на 2,4 млн. рублей

Рост от 25 до 45% в 6 районах области:

1. Вешкаймский район рост на 42,9% или на 0,7 млн. рублей

2. Новомалыклинский район на 38,6% или на 0,3 млн. рублей

3. Инзенский район на 37,7% или на 1,3 млн. рублей

4. Тереньгульский район на 30,5% или на 0,6 млн. рублей

5. Старомайнский район на 28,1% или на 12,0 млн. рублей

6. Радищевский район на 25,2% или на 0,4 млн. рублей

В Николаеском районе рост не столь существен – на 13% или на 0,3 млн. рублей.

В абсолютном выражении наибольший рост поступлений прогнозируется по городу Ульяновск - на 36,3% или на 71,6 млн. рублей.

Столь разная динамика по муниципальным образования, за исключением города Ульяновск обусловлено существенной разницей в существующей базе, т.е. в установленной инвентаризационной стоимости и непосредственно в сумме исчисляемого налога.

Так на примере жилого фонда – квартир в р.п.Старая Кулатка, где прогнозируется наибольший рост поступлений, в настоящее время сумма налога составляет в среднем 56 рублей в год за 2-х комнатную малогабаритную квартиру. Даже с учетом необлагаемой площади при установлении максимальной ставки налога (0,3%) размер налога вырастит в 3 раза и составит чуть более 200 рублей в год.

Например, квартира по адресу: р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 4, кв.12 площадью 44,5 кв.м с нынешних 56 рублей налог составит 224 рубля.

 

Динамика изменения сумм начисляемого налога на имущество физических лиц в зависимости от инвентаризационной и кадастровой стоимости в р.п. Старая Кулатка

 

Адрес

Кадастровый номер

Вид объекта недвижимости

Площадь, кв.м

Инвентаризационная стоимость, руб.

Сумма исчисленного налога, руб

Кадастровая стоимость, руб.

площадь с учетом вычетов

Ставка налога

сумма налога от кадастровой

разница налога, руб.

разница налога, %

р.п. Старая Кулатка, ул.Больничная, д. 16, кв.5

73:15:040102:2070

Квартиры

21,9

61400

56

394424,3

1,9

0,30%

65,33

9,33

17%

р.п. Старая Кулатка, ул.Куйбышева, д.28, кв.3

73:15:040101:2601

Квартиры

36

61400

56

648368,6

16

0,30%

217,70

161,70

289%

р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 2, кв.8

73:15:040101:2692

Квартиры

39,6

68751

63

713205,5

19,6

0,30%

262,20

199,20

316%

р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 28, кв.2

73:15:040101:2833

Квартиры

28,6

61400

56

515092,9

8,6

0,30%

137,73

81,73

146%

р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 4, кв.12

73:15:040101:2527

Квартиры

44,5

61400

56

801455,7

24,5

0,30%

223,76

181,76

433%

р.п. Старая Кулатка, ул.МусыДжалиля, д. 8, кв.12

73:15:040101:2724

Квартиры

44,6

61400

56

803256,7

24,6

0,30%

310,63

254,63

455%

 

Динамика изменения сумм начисляемого налога на имущество физических лиц в зависимости от инвентаризационной и кадастровой стоимости в г.Ульяновск

 

Адрес

Кадастровый номер

Вид объекта недвижимости

Площадь, кв.м

Инвентаризационная стоимость, руб.

Сумма исчисленного налога, руб

Кадастровая стоимость, руб.

площадь с учетом вычетов

Ставка налога

сумма налога от кадастровой

разница налога, руб.

разница налога, %

г.Ульяновск, пр-т Академика Филатова, дом №9, кв №463

73:24:021004:2058

Квартиры

36,8

190011

218

460135,4

16,8

0,30%

363,32

145,32

67%

г.Ульяновск, пр-т Врача Сурова, дом №7, кв №38

73:24:021008:0000:0178560001:003801

Квартиры

53,4

375127

432

1075880,1

33,4

0,30%

991,13

559,13

129%

г.Ульяновск, пр-т Ульяновский, дом №26, кв №326

73:24:021009:0000:0188600001:032603

Квартиры

52,25

327360

250

968605,3

32,25

0,30%

781,16

531,16

212%

г.Ульяновск, село Белый Ключ, ул. Геологов, дом №3, кв №27

73:24:011122:675

Квартиры

80,2

422273

161

1007746,8

60,2

0,30%

733,45

572,45

356%

г.Ульяновск, пр-т Авиастроителей д.,4,,кв.203

73:24:021006:907

Квартиры

31

229912

290

955365,44

11

0,30%

435,40

145,40

50%

 

В настоящее время проводится широкое обсуждение данной законодательной инициативы при содействии Общественной палаты Ульяновской области и органов местного самоуправления. 7 сентября запланировано рассмотрение проекта закона на заседании Правительства Ульяновской области, после чего он будет внесен на рассмотрение в Законодательное Собрание Ульяновской области.

Повторяюсь, что до всех органов местного самоуправления доведено модельное решение по установлению налога на имущество физических лиц, разработанное совместно с налоговым органом и задача каждого поселения и городского округа до 31 октября 2017 года данные решения принять.

В целях обеспечения перехода на исчисление налога на имущество организаций лиц от кадастровой стоимости Агентством госимущества:

- разработан законопроект «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» меняющий порядок исчисления налога,

- на основании данных Управления Росреестра по Ульяновской области сформирован предварительный перечень объектов недвижимости, в отношении налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Всего в предварительный перечень вошло 9,5 тысяч объектов недвижимости. Перед органами местного самоуправления поставлена задача до 21 августа обеспечить выверку перечня в целях выявления объектов не вошедших в перечень, либо включенных ошибочно.

 

№ п.п.

Наименование муниципального образования

Количество объектов включенных в перечень

 
 

1

Базарносызганский

76

 

2

Барышский

202

 

3

Вешкаймский

180

 

4

Инзенский

327

 

5

Карсунский

200

 

6

Кузоватовский

209

 

7

Майнский

182

 

8

Мелекесский

411

 

9

Николаевский

338

 

10

Новомалыклинский

98

 

11

Новоспасский

371

 

12

Павловский

135

 

13

Радищевский

187

 

14

Сенгилеевский

220

 

15

Старокулаткинский

124

 

16

Старомайнский

218

 

17

Сурский

118

 

18

Тереньгульский

179

 

19

Ульяновский

344

 

20

Цильнинский

230

 

21

Чердаклинский

397

 

22

г. Новоульяновск

148

 

23

г. Димитровград

1264

 

24

г. Ульяновск

3436

 

Итого

9594

 

В настоящее время данная работа завершена в Вешкаймском, Майнском, Кузоватовском районах, в городе Новоульяновск и частично в городе Ульяновск, что срывает сроки реализации «дорожной карты»по переходу на взимание налога на имущество организаций в отношении коммерческих объектов от кадастровой стоимости от 11.07.2017 № 173-ПЛ.

В этой связи органом местного самоуправления необходимо до 28.08.2017 завершить поставленную задачу, при этом необходимо отметить, что все объекты недвижимости, в не зависимости от правообладателя будут исчисляться по ставке налога размере 2%, как по налогу на имущество организаций, так и по налогу на имущество физических лиц.

В течение следующей недели совместно с Корпорацией по развитию предпринимательства Ульяновской области будет обеспечен сбор информации непосредственно от собственников объектов недвижимости о балансовой/остаточной стоимости для построения финансово-экономической модели и одновременно будут обсуждаться с бизнес-сообществом предварительные данные.

Исходя из анализапо объектам недвижимости при изменении системы исчисления налога прогнозируется рост поступлений на уровне 10-15 %.

Примеры:

1. торговый комплекс по ул. Рябикова, площадь объекта 5,8 тыс. кв.м (балансовая стоимость 1 кв.м 6,3 тыс.рублей):

- балансовая стоимость 36,3 млн. рублей, размер налога 799,0 тыс.рублей

- кадастровая стоимость 112,3 млн. рублей, размер налога 2,2 млн.рублей,

- рост налога на 1,4 млн.рублей, или на 80%.

2. магазин по проспекту Ульяновскому, площадь объекта 10,0 тыс. кв.м (балансовая стоимость 1 кв.м 16,6 тыс.рублей):

- балансовая стоимость 166,2 млн. рублей, размер налога 3,7 млн.рублей

- кадастровая стоимость 167,8 млн. рублей, размер налога 3,4 млн.рублей,

- снижение налога на 0,3 млн.рублей, или на 8%.

Таким образом, существенная разница в изменении сумм налога в первую очередь обусловлена отличием размера балансовой стоимости в 2,5 раза практически схожих объектов недвижимости, что может характеризовать существенное занижение балансовой стоимости собственника объекта недвижимости по ул.Рябикова.