Протокол №8р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 20.06.2019

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

 

20.06.2019                                                                                                        8р

 

11.00

 

Председательствующий            Котельникова О.В.

Секретарь                                   Фролов Д.В.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

  

ПОВЕСТКА ДНЯ: 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Доклад на тему «Изменения законодательства в сфере образования»

Докладчик - начальник отдела правового обеспечения департамента административного обеспечения Министерства образования и науки Ульяновской области Назырова Альфия Мухарямовна.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 29.05.2019 по 18.06.2019.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.05.2019 по 20.06.2019. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Об исполнении распоряжения Губернатора Ульяновской области от 25.04.2019 № 288-р. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Назырова Альфия Мухарямовна выступила с докладом на тему «Изменения законодательства в сфере образования»
(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - сообщила, что за период с 29.05.2019 по 18.06.2019 внесено 29 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- постановления администрации городского поселения «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования на 2019-2023 годы» и «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и школьного спорта на территории муниципального образования на 2019-2023 годы» не соответствуют требованиям статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как приложением к Программе определены целевые показатели, отличные от изложенных в таблице Программы, что не позволяет провести надлежащую оценку эффективности её реализации.

- постановление администрации муниципального района «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в случае если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования, при условии, что маршрут, часть маршрута, не проходят по автомобильным дорогам федерального регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

В целях исполнения части 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» приказом Министерства транспорта России от 24.07.2012 № 258 утверждён Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

В нарушение пункта вышеназванного Порядка пунктом Административного регламента установлен срок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, который зависит не только от оплаты платежа за возмещение вреда, причиняемого транспортным средством и расходов на укрепление автомобильных дорог, но и от оплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения.

- решением Совета депутатов сельского поселения утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования, которые не соответствуют законодательству по следующим основаниям.

На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако, отдельные положения Правил благоустройства вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства и подлежат приведению в соответствие с ними.

В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Законом Ульяновской области от 21.12.2018 № 164-ЗО «О порядке определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области границ прилегающих территорий» установлен порядок определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области границ прилегающих территорий.

Пунктом 1 статьи 2 указанного Закона Ульяновской области установлено, что границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территорий поселений и городских округов Ульяновской области от границ земельных участков, образованных в установленном земельным законодательством порядке (далее - земельные участки), к которым прилегают территории общего пользования, либо от контура зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, не образованных в установленном земельным законодательством порядке, если к таким зданиям, строениям, сооружениям прилегают территории общего пользования (далее также - здания, строения, сооружения).

Вместе с тем, в действующих правилах благоустройства поселения отсутствуют положения, определяющие границы прилегающих территорий.

В силу пункта Правил благоустройства на территории поселения запрещается сжигать отходы, в том числе на внутренних территориях предприятий и домовладений.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается без специальных установок, предусмотренных правилами, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, сжигание загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ.

Сжигание отходов в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является разновидностью деятельности по обезвреживанию отходов и соответственно в силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежащей лицензированию.

Таким образом, установление полного запрета на сжигание отходов производства и потребления, в той мере, в какой не учитывает возможность осуществления данного вида деятельности с учётом ограничений, установленным федеральным законодателем, противоречит вышеназванным нормам и влечёт нарушения прав предпринимателей, способных в установленном порядке получить соответствующую лицензию и осуществлять законную деятельность.

Такая формулировка является коррупциогенным фактором, установленным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов местного самоуправления, ибо определение процедуры (запрета) без учёта требований федерального законодательства, в том числе относительно видов лицензирования, нарушает компетенцию федерального законодателя.

- решение Совета депутатов сельского поселения «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории муниципального образования Ульяновской области» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, в решении Совета депутатов сельского поселения об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории муниципального образования Ульяновской области, отсутствует указание о соответствующем согласовании стоимости услуг с указанными выше органами.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в от 06.10.2003 № 131-ФЗ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

- постановление администрации муниципального района «Об использовании ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» земельного участка в кадастровом квартале «_____________», расположенного по адресу: Ульяновская область, «________________», государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П, в случае если планируется использование земель или части земельного участка, к решению прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек их границ (далее – Порядок).

Между тем, в нарушение указанных требований схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек их границ к постановлению не приложена.

Более того, вопреки требованиям пункта 12 Порядка в постановлении не содержатся сведения о необходимости направления копии принятого решения в соответствующее муниципальное образование, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль.

- постановление администрации сельского поселения «Об организации и проведении месячника по благоустройству территорий населённых пунктов муниципального образования» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

Приложением к постановлению утверждён перечень работ по благоустройству. Согласно пункту перечня запланировано вынести 6 предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства. Несмотря на то, что указанные полномочия относятся к вопросам местного значения сельского поселения в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение о выдаче предписаний принято еще до проведения каких либо проверок и выявления фактов нарушений, что не соответствует требованиям закона.

Таким образом, работа администрации на указанном направлении построена не на принципах обеспечения законности, а на выполнении плановых показателей.

- постановление администрации сельского поселения «Об утверждении комплексного плана-графика мероприятий, направленного на избавление от «визуального мусора» и создания привлекательного облика территории муниципального образования на 2019-2022 годы» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

Разделом приложения к постановлению основной формой работы комиссии являются выездные проверки. При этом из смысла постановления и приложений к нему объектами таких проверок являются субъекты предпринимательской деятельности — владельцы рекламных конструкций.

Между тем, основания проведения выездной проверки, установленные постановлением, противоречат требованиям статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Аналогичное нарушение допущено в пункте другого приложения к постановлению.

- постановление администрации муниципального района «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Безопасные и качественные дороги местного значения в муниципальном образовании Ульяновской области на 2017-2021 годы» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение требований статьи 33 Бюджетного Кодекса Российской Федерации пунктом постановления нарушен принцип сбалансированности бюджета муниципального образования.

- постановление администрации муниципального района «Об организации водоснабжения в 2019 году на территории муниципального образования» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

В нарушение требований статей 3, 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», подпункта «в» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также пункта 61 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлением администрации муниципального района «Об организации водоснабжения в 2019 году на территории муниципального образования» в подпункты вводится фактический запрет для населения на использование питьевой воды.

Кроме того подпунктом постановления водоснабжающей организации ООО «_____________» указано на рассмотрение вопроса о включении в договор о холодном водоснабжении с гражданами ответственности за использование водопроводной воды для полива прямым потоком (из шлангов) и заполнение емкостей для полива в дневное время.

Однако, вышеуказанное положение противоречит требованиям пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Введение ответственности и нарушение тем самым компетенции органов местного самоуправления свидетельствует о наличии коррупциотенных факторов (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции), предусмотренных подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

- решение Совета депутатов муниципального района «Об утверждении Устава муниципального образования» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

Согласно положениям статей 49 и 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 25, 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ, если осужденный не имеет основного места работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Однако статус муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделены соответствующими полномочиями, в кодексах не определён.

Деятельность по реализации указанных норм закона также не отнесена к вопросам местного значения главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

Вместе с тем согласно положениям статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В этой же норме определены органы местного самоуправления, наделяемые этими полномочиями.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для реализации органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу требований статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статей 35, 36 и 37 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия конкретного органа местного самоуправления в зависимости от его вида (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Таким образом, вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями могут определять лишь органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Полномочия по принятию надлежащих муниципальных правовых актов, учитывая их характер, могут быть отнесены к компетенции исполнительно-распорядительного органа муниципального образования его уставом.

Между тем, в статье Устава района, в которой закреплены вопросы ведения администрации муниципального образования, полномочия по принятию муниципальных правовых актов определяющих по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ, если осужденный не имеет основного места работы, не предусмотрены.

- постановление администрации сельского поселения «Об утверждении схемы расположения земельного участка» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земельный участок, в отношении которого издано постановление, в муниципальной собственности муниципального образования не значиться, а потому полномочиями по его распоряжению органы местного самоуправления поселения не обладают.

- решение Совета депутатов сельского поселения «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

Так, согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) в поселении половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района.

Вместе с тем, исходя из пункта Положения, согласно которому общее число членов конкурсной комиссии составляет 5 человек, не представляется возможным сформировать равное количество конкурсной комиссии.

Указанное противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ, а также является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпункту «а» пункта 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а именно, широтой дискреционных полномочий.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления провести инвентаризацию муниципальных правовых актов и своевременно привести их в соответствие с законодательством.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.05.2019 по 20.06.2019.

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - Об исполнении распоряжения Губернатора Ульяновской области от 25.04.2019 № 288-р.

Напомнила о необходимости исполнения распоряжения Губернатора Ульяновской области от 25.04.2019 № 288-р «О некоторых мерах по защите прав потребителей в муниципальных образованиях Ульяновской области».

Распоряжением установлено:

- в срок до 1 мая 2019 года определить должностное лицо, ответственное за реализацию на территории муниципального образования мероприятий по защите прав потребителей;

- в срок до 1 июля 2019 года обеспечить принятие муниципального нормативного правового акта, предусматривающего создание муниципальной комиссии по вопросам защиты прав потребителей и определяющего порядок её формирования и деятельности, и сформировать комиссию из представителей местной администрации, её функциональных (территориальных) органов, а также по согласованию из числа представителей представительного органа муниципального образования и институтов гражданского общества;

- в срок до 1 июля 2019 года разработать и принять программу по защите прав потребителей.

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить исполнение распоряжения Губернатора Ульяновской области от 25.04.2019 № 288-р.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

Приложение: тексты докладов на 30 л.

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Д.В.Фролов