Протокол № 1р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 24.01.2019

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

24.01.2019                                                                                                        1р

 

11.00

 

Председательствующий Котельникова О.В.

Секретарь                       Земскова И.В.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ: 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Отчёт о деятельности департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области за 12 месяцев 2018 года. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области. 

 

2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.01.2019 по 24.01.2019. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 26.12.2018 по 22.01.2019. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Отчёт о деятельности государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области по взаимодействию с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в части судебной практики за 2018 год. 

Докладчик – Тихонова И.В., главный советник департамента судебной практики государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – сообщила, что по состоянию на 31.12.2018 в регистре муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области содержится 103529 актов, из которых 11181 включены в регистр за 12 месяцев 2018 года и 9385 включены за аналогичный период в 2017 году.

По количеству муниципальных нормативных правовых актов, включённых в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) по состоянию на 31.12.2018 на первом месте Чердаклинский район (8146 актов), на втором месте – город Ульяновск (6408 акта), наименьшее количество нормативных правовых актов было представлено для включения в регистр Новомалыклинским районом – 2304 акта, среди городских округов наименьшее количество нормативных правовых актов представлено городом Димитровградом – 1281 акт.

В рамках контроля за соответствием муниципальных нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации, Ульяновской области проведена выборочная экспертиза 11070 муниципальных нормативных правовых актов, направленных для включения в регистр, по результатам которой выявлены нарушения норм законодательства и правил юридической техники в 1566 муниципальных нормативных правовых актах, а также коррупциогенные факторы в 208 муниципальных нормативных правовых актах.

Работники департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области осуществляли консультационно-методическое сопровождение деятельности муниципальных комиссий по нормотворческой деятельности в 24 муниципальных образованиях Ульяновской области (в 3 городских округах и 21 муниципальном районе), принимали участие в заседаниях комиссии по нормотворческой деятельности города Ульяновска. За отчётный период проведено 656 заседаний муниципальных комиссий по нормотворческой деятельности.

Кроме того, был проведён анализ исполнения планов нормотворческой деятельности за отчётный период в 24 муниципальных образованиях, по результатам которого установлено, что во всех муниципальных образованиях план исполнен на 100 %; а также проведён правовой анализ 47 проектов модельных муниципальных нормативных правовых актов.

В рамках содействия муниципальному нормотворчеству:

подготовлен и доведён до сведения специалистов юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 22 обзора изменений законодательства Российской Федерации и Ульяновской области;

подготовлен и доведён до сведения юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 22 обзора актов прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;

За 12 месяцев 2018 года в рамках методического сопровождения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области проанализировано 438 протеста, внесённых прокурорами на нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (за аналогичный период 2017 года было проанализировано 469 протеста).

В 2019 году выезды в муниципальные образования Ульяновской области осуществляться не будут. В целях осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра работники департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области будут принимать участие в Дне юстиции, проведение которых по информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области запланировано на следующие сроки:

июнь 2019 года – в муниципальном образовании «Радищевский район» Ульяновской области;

сентябрь 2019 года – в муниципальном образовании «Кузоватовский район» Ульяновской области;

ноябрь 2019 года – в муниципальном образовании «Ульяновский район» Ульяновской области.

Кроме того, Комиссией Ульяновской области по законопроектной деятельности планируется проведение в 2019 году окружных совещаний в муниципальных образованиях Ульяновской области, в которых также будут принимать участие работники департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 01.01.2019 по 24.01.2019.

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

3.СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – сообщила, что за период с 26.12.2018 по 22.01.2019 представлено 8 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области, внесённых в 2018 году. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Административный регламент администрации муниципального образования Ульяновской области по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утверждённый постановлением администрации муниципального образования Ульяновской области «Об утверждении административных регламентов» (далее – Административный регламент) не соответствует законодательству по следующим основаниям.

Подпунктом 2.6.1 Административного регламента закреплено, что для постановки граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявители обращаются в администрацию муниципального образования с заявлением.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО) предусмотрена возможность принятия на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании заявления, поданного гражданином в уполномоченный орган по месту своего жительства или направленного в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, подпунктом 2.6.1 Административного регламента устанавливается излишний перечень документов, необходимых для приложения к заявлению, который не предусмотрен пунктом 2 статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО.

Подпунктом 2.6.7 Административного регламента устанавливается обязанность должностного лица определять стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, что не предусмотрено Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО.

Аналогичные нарушения имеют место в подпункте 2.6.8 Административного регламента, в котором устанавливается обязанность должностного лица определять ежемесячный доход каждого члена семьи заявителя.

Также в Административном регламенте отсутствует закреплённая пунктом 3 статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО обязанность выдачи заявителю расписки в получении документов с указанием их перечня и даты их получения с точностью до минуты.

По аналогичному основанию вынесено ещё 2 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области, в которых, кроме того, указывалось о наличии в правовом акте ссылки на постановление Правительства Ульяновской области от 05.05.2011 № 193-П «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг», утратившее силу в связи с принятием постановления Правительства Ульяновской области от 14.07.2014 № 298-П «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг».

- Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Устав муниципального образования Ульяновской области, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области (далее – Устав), не соответствует требованиям законодательства.

Так, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

На основании изложенного, положения пункта 19 части 1 статьи 8 Устава подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством, поскольку в соответствии с требованием статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, a также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области об утверждении Устава муниципального общеобразовательного учреждения противоречит закону и подлежит изменению по следующим основаниям.

Так, пункт 2.5 Устава содержит не все обязанности образовательной организации, предусмотренные статьёй 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливается уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в целях учёта мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Однако, в Уставе в структуре органов управления образовательной организации советы обучающихся и родителей не предусмотрены.

Кроме того, глава 5 Устава в нарушение статей 25 и 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ содержит понятия «форма самоуправления», «органы самоуправления».

Пунктом 4.12 Устава закреплены меры и порядок применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся, однако отсутствует указание на то, что мера дисциплинарного взыскания в виде отчисления несовершеннолетнего обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, применяется только в отношении несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет (части 8 и 9 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

На основании пункта 31 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Однако пункт 4.1 Устава к участникам образовательных отношений в Учреждении отнесены только педагогические работники, учащиеся и их родители.

При изучении Устава было установлено, что некоторые его положения противоречат друг другу.

Так, на основании пункта 5.16 Устава решения общего собрания трудового коллектива является обязательным для всех сотрудников Учреждения.

Однако подпунктом 5.7.10 Устава установлено, что директор учреждения приостанавливает решения органов самоуправления Учреждения в случае, если они противоречат законодательству.

В пункте 10.2 Устава указано, что Учреждение принимает и согласовывает советом школы локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, которые затрагивают интересы всех участников образовательных отношений, в том числе регламентирующие правила приёма обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Однако в пункте 5.19 Устава данное полномочие Совета школы не закреплено.

Пунктом 4.12 Устава предусмотрено, что при выборе меры дисциплинарного взыскания Учреждение должно учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства его совершения, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение Совета школы, однако в Уставе не закреплено данное полномочие Совета школы.

По аналогичному основанию вынесено ещё 2 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов» не соответствует требованиям законодательства по следующему основанию.

Согласно пункту 21.3 Положения о комиссии, в случае признания обстоятельств, препятствующих выполнению требований Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ), необъективными и неуважительными указанная комиссия рекомендует главе администрации применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

Между тем, как следует из подпункта «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ, его действие на муниципальных служащих, за исключением главы местной администрации, не распространяется.

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2.   Органам местного самоуправления провести инвентаризацию муниципальных правовых актов и своевременно привести их в соответствие с законодательством.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Тихонова И.В. – отчёт о деятельности государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области по взаимодействию с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в части судебной практики за 2018 год.

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

Приложение: тексты докладов на 15 л. в 1 экз.

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

И.В.Земскова