Протокол №9р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 02.08.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

 

02.08.2018                                                                                                        9р

 

11.00

 

Председательствующий                                                                 О.В.Котельникова

Секретарь                                                                                          Ю.В.Булах

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальникадепартамента ведения регистра муниципальных правовых актовгосударственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. О нормативном регулировании деятельности в сфере  народных  художественных промыслов.

Раевская А.И.– главный специалист-эксперт правового и кадрового обеспечения Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.

 

2.Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 18.07.2018 по 31.07.2018.

Котельникова О.В. – начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3.Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 18.07.2018 по 31.07.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения. 

Котельникова О.В. – начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ Раевскую А.И. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

2.СЛУШАЛИ Котельникову О.В.

Сообщила, что за период с 18по31 июля2018 года вынесено 11 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении Положения о военно-учетном работнике муниципального образования района Ульяновской области» необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправления обязаны представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет‚ а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете.

Однако пунктом Положения установлено, что к функциям военно-учетного работника входит ежегодное представление в военный комиссариат до 1 ноября список юношей 15 и 16 летнего возраста, а до 1октября - список юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

- Постановление администрации муниципального образования «О создании Координационного Совета по развитию внешних связей, межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества муниципального образования Ульяновской области» необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

B соответствии с разделом  Положения о координационном совете по развитию внешних связей Совет имеет право запрашивать у исполнительных органов местной власти различные материалы и информацию.Однако, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в муниципальных образованиях формируются и действуют органы местного самоуправления.

Более того, согласно статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляет, в числе прочих, местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Аналогичное нарушение допущено в другом пункте Положения.

- Постановление администрации муниципального образования  «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Включение мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования» необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

Несмотря на то, что Федеральным законом от 29.12.2017 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» изменены предмет и порядок досудебного обжалования, структура административного регламента, соответствующие изменения в регламент не внесены.

Так, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) стандарт предоставления услуги, установленный разделом  регламента, не предусматривает оснований для приостановления услуги.

B нарушение статьи 11.1  Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ разделом  регламента не предусмотрена возможность обжалования действий должностных лиц при нарушении срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги и в случае приостановления предоставления муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами.

Аналогичные нарушения выявлены в ряде иных административных регламентов предоставления муниципальных услуг муниципального района.

- Постановление главы администрации муниципального образования «Об утверждении перечня организаций и видов работ для отбывания наказания в виде обязательных работ на территории муниципального образования» необходимо отменить по следующим основаниям. 

Данное постановление принято за пределами предоставленных уголовно-исполнительным законодательством и законодательством, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, полномочий органа местного самоуправления.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций в исправлении осуждённых.

Согласно части 1 статьи 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осуждённых. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласования с уголовно-исполнительными инспекциями.

Исходя из части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым в соответствии с данным Федеральнымзаконом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального законаот 06.10.2003  № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

На региональном уровне нормативного правового акта Ульяновской области, которым органы местного самоуправления сельских поселений наделены отдельными государственными полномочиями, в части установления видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются лицами, осуждёнными к наказанию в виде обязательных работ, не имеется.

Несмотря на это, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются осуждёнными к наказанию в виде обязательных работ на территории муниципального образования утверждены постановлением главы администрации муниципального образования, то есть органами местного самоуправления сельского поселения с выходом за пределы свой компетенции.

 

- Постановление главы администрации муниципального образования  «Об утверждении перечня видов исправительных работ и объектов, на которых они отбываются лицами, осужденными к наказанию в виде исправительных работ на территории муниципального образования» необходимо отменить по следующим основаниям.

Постановление принято за пределами предоставленных уголовно-исполнительным законодательством и законодательством, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций в исправлении осуждённых.

Согласно части 1 статьи 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденными по основному месту работы, а осуждённым‚ не имеющим основного места работы‚ в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осуждённого.

Исходя из части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым в соответствии с данным Федеральнымзаконом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

На региональном уровне нормативного правового акта Ульяновской области, которым органы местного самоуправления сельских поселений наделены отдельными государственными полномочиями, в части установления мест отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ, не имеется.

Несмотря на это, места отбытия осуждёнными наказания в виде исправительных работ на территории муниципального образования утверждены постановлением главы администрации муниципального образования, то есть органом местного самоуправления сельского поселения с выходом за пределы своей компетенции.

-Постановление администрации муниципального образования  района Ульяновской области «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в администрации муниципального образования» необходимо привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

Согласно части 4.1 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение. Вместе с тем, пункт Инструкции противоречит указанному положению федерального законодательства.

Кроме того, пункт Инструкции содержит ссылку на постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», которое утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 45 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 221».

- Положения статьиУстава муниципального образованиянеобходимо  привести в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

Так, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  к вопросам местного значения, поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Вместе с тем, Устав муниципального образования в соответствие с положениями вышеуказанного федерального закона не приведен.

На основании изложенного, положения статьи  Устава подлежат приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством, поскольку в соответствии с требованием статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам , иным нормативным правовым актам  субъектов Российской Федерации.

- Решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении проекта решения Совета депутатов муниципального образования «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования района Ульяновской области» необходимо отменить по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1.1 проекта решения депутатам Совета депутатов, Главе поселения, потерявшим трудоспособность после прекращения полномочий (в том числе досрочно) предоставляется ежемесячная доплата к страховой пенсии.

Между тем, в силу статьи 40 Федерального закона от 01.10.2003 № 131-ФЗ дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лицаместного самоуправления, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц,осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по ряду оснований.

Таким образом, перечень лиц, которым предоставляются дополнительные социальные гарантии значительно расширен по сравнению с перечнем, установленным действующим законодательством.Учитывая, что при издании решения допущены нарушения, оно подлежит отмене.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2.   Органам местного самоуправления:

- провести инвентаризацию муниципальных правовых актов, в том числе утвердивших Административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг;

- своевременно приводить муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3.СЛУШАЛИ Котельникову О.В. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию. 

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Ю.В.Булах