Выступление главного специалиста-эксперта правового и кадрового обеспечения Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области Раевской А.И. 02.08.2018 «Нормативное регулирование деятельности в сфере народных художественных промыслов»

Народный художественный промысел понимается как одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.

Эти и другие основополагающие понятия в рассматриваемой сфере закреплены в Федеральном законе от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах». Данный закон является основнымнормативным актом, регулирующим отношения в этой сфере.

Приказом Минпромторга России от 15 апреля 2009 года № 274 утверждён перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов. В настоящее время таких видов производств 15. Среди них:

  • художественная обработка дерева и других растительных материалов;
  • производство художественной керамики;
  • художественная обработка металлов;
  • производство ювелирных изделий народных художественных промыслов и прочие.

В июле 2017 года в Федеральный закон «О народных художественным промыслах» и Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Законом Российской Федерации от 09 октября 1992 года № 3612-1) внесены изменения, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании этих изменений в декабре 2017 года издано распоряжение Правительства Российской Федерации (от 14.12.2017 № 2800-р) «О плане мероприятий («дорожной карте») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года». Дорожная карта предусматривает мероприятия, направленные на:

  • совершенствование мер государственной поддержки и по развитию народных художественных промыслов;
  • совершенствование механизма отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов;
  • совершенствование системы продвижения народных художественных промыслов;
  • интеграцию народных художественных промыслов в индустрию туризма;
  • Сохранение образцов и технологий производства изделий народных художественных промыслов;
  • Подготовка кадров для отрасли и включение народных художественных промыслов в систему начального и среднего образования;
  • Реализация мер по противодействию незаконному обороту продукции народных художественных промыслов;
  • Государственное регулирование ремесленной деятельности.

В соответствии с тенденциями федерального законодательства, нормативная база Ульяновской области в сфере регулирования народных художественных промыслов также обновляется.

В частности, в Порядок отнесения изделий, изготавливаемых на территории Ульяновской области, к изделиям народных художественных промыслов, утверждённый постановлением Правительства Ульяновской области от 08.05.2009 № 197-П вносятся изменения, предусматривающие дополнение Порядка новыми положениями, устанавливающими критерии оценки представленных на экспертизу изделий, а также основания для отказа в отнесении изделий, изготавливаемых на территории Ульяновской области, к изделиям народных художественных промыслов.

Отнесение изделий, изготавливаемых на территории Ульяновской области, к изделиям народных художественных промыслов осуществляется художественно-экспертным советом по народных художественным промыслам. Таким образом, вносимые в Порядок изменения относятся прежде всего к деятельности указанного Совета.

Кроме того, на стадии принятия находится проект постановления Правительства Ульяновской области, утверждающий перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Ульяновской области. Утверждённый ранее постановлением Правительства Ульяновской области от 15 января 2009 года № 9-П Перечень утратил актуальность и требует значительных изменений.

 

*20 июля 2017 года на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение по организациям народных художественных промыслов и ремесел Российской Федерации на 2017-2020 годы. Данное соглашение содержит положения о содействии стабилизации деятельности организаций народных художественных промыслов и ремесел и повышению их конкурентоспособности, положения об оплате труда в данной сфере, развитии кадрового потенциала и содействия занятости работников, охране труда,социальных гарантиях и компенсациях.