Протокол №4р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 

 

19.04.2018                                                                                                         4р

 

11.00

 

Председательствующий                                        О.В.Котельникова

Секретарь                                                                 Ю.В.Булах

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований.

Котерин Р.В. - ведущий консультант отдела правового обеспечения и контрольной (надзорной) деятельности Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

 

2. Закон Ульяновской области от 05.02.2008 № 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»

Быкова О.К. - начальник отдела правового обеспечения Министерства Здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области

 

3. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 05.04.2018 по 19.04.2018.

КотельниковаО.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 05.04.2018 по 19.04.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. Об актуальных вопросах ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.

Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ Котерина Р.В. (доклад прилагается).

ВЫСТУПИЛИ: Котельникова О.В.

РЕШИЛИ:

1.1.Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

2.СЛУШАЛИ Быкову О.К. (доклад прилагается).

ВЫСТУПИЛИ: Котельникова О.В.

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИКотельникову О.В., которая сообщила, что за период с 04по 19  апреля2018 года вынесено 23 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Постановление администрации «Об утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории муниципального образования » подлежит изменению и приведению в соответствие с законом по следующим основаниям.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправления обязаны представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете.

Однако пункт Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета на территории муниципального образования установлено, что в функции военно-учетного работника входит ежегодно представлять в военный комиссариат до 1 ноября списки юношей 15 и 16 летнего возраста, а до 1 октября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

Таким образом, постановление администрации «Об утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории муниципального образования» противоречит федеральному законодательству и подлежит приведению в соответствие с  законодательством.

- Решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования» (далее по тексту – Положение о порядке) подлежит изменению и приведению в соответствие с законом по следующим основаниям.

На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ)муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации‚ а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако отдельные пункты Положения о порядке вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства и подлежат приведению в соответствие с ними.

Статьями 8.2 и 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ) определены порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, глава  Положения о порядке не предусматривает организацию и проведение вышеуказанных мероприятий.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки также является мотивированное представление должностного лица органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Однако, в пункте Положения о порядке вышеуказанное основание для проведения внеплановой проверки отсутствует.

В соответствии с пунктами 1.2 и 9 статьи 15 Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Вместе с тем, статья Положения о порядке не предусматривает вышеуказанные ограничения при проведении проверки.

Пунктом  Положения о порядке в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008  294-ФЗ установлено, что в акте проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения, за которые законодательством Российской Федерации, законодательством Ульяновской области предусмотрена административная и иная ответственность.

В соответствии с пунктом 31 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008№ 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении муниципального земельного контроля.

Так, согласно пункту 12 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность‚ органы муниципального земельного контроляв течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органафедерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо в случае отсутствия данного структурного подразделения - в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора).

Копия акта проверки направляется в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или в случае невозможности направления в форме электронного документа - на бумажном носителе.

Вопреки требованиям федерального законодательства, статьёй Положения о порядке установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого осуществляется муниципальный земельный контроль, требований, установленных муниципальными правовыми актами, муниципальный инспектор, проводивший проверку, в пределах своих полномочий обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также принять меры по привлечению лиц к ответственности.

Согласно пункту 7.1 статьи  18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ должностные лица органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Вместе с тем, статья  Положения о порядке не предусматривает вышеуказанную обязанность должностные лица органа муниципального контроля при проведении проверки.

Пунктами 2.1 и 2.2 статьи  21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, а также представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган муниципального контроля по собственной инициативе.

Однако, в статье Положения о порядке вышеуказанные права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя при проведении проверки отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля указываются, в том числе сведения в рамках каких действий проводится проверка и обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке.

Вместе с тем, форма приказа, установленная в Приложении № 1 к Положению о порядке, указание вышеуказанных сведений не предусматривает.

- Постановление администрации «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Ульяновской области и её отраслевых (функциональных) органов и урегулированию конфликта интересов»подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Так, в нарушении пункта 8 Положения о комиссии по соблюдениютребований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, пункт  Положения о комиссии вместо представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с муниципальной (государственной) службой, предусматривает включение в состав комиссии независимых экспертов.

Кроме того, в Положении о комиссии содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96)(далее – Методика проведения антикоррупционной экспертизы), т.е. отсутствие (неполнота) административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

В рассматриваемом случае нормы Положения не предусматривают решения, принимаемого по результатам рассмотрения на заседании комиссии заявления главы районной администрации о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными инструментами».

- Решение Совета депутатов муниципального образования «O земельном налоге на 2018 год» подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства по следующим основаниям.

С 01.01.2018 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы. Однако вышеуказанные изменения в пункт 5 решения представительного органа не внесены.

(Прим.: данный пункт необходимо признать утратившим силу, так как органы местного самоуправления не наделены полномочиями в регулировании данного вопроса)

- Постановлениеадминистрации муниципального образования «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» подлежит изменению и приведению в соответствие с законом по следующему основанию.

Согласно части 7 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчёт об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации должен прилагаться к годовому отчёту об исполнении соответствующего бюджета.

Однако, вышеуказанным Положением, приложение отчёта об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда к годовому отчёту об исполнении бюджета муниципального образования, не предусмотрено.

- Решение Совета депутатов муниципального образования  «Об утверждении Порядка организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании необходимо признать утратившим силу.

Данный Порядок вступил в противоречие с пунктом 14 части 1 статьи 15  Федерального закона № 131-ФЗ, относящим к вопросу местного значения муниципального района участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, а также утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 Правилами обращениями с твёрдыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом Порядка он обязателен для исполнения физическими и юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм собственности, осуществляющих деятельность в сфере утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Однако, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов подлежит обязательному лицензированию и не может осуществляться физическими лицами.

Кроме того, пунктами Порядка на «Исполнителя» услуг по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов возлагаются обязанности по размещению информации о правилах предоставления данных услуг, тарифах на услуги, по предоставлению в органы местного самоуправления необходимой информации по обращению с отходами.

Вместе с тем, в Порядке не определено кто является «Исполнителем» услуг по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования, не определены порядок, сроки, конкретная информация, которая должна предоставляться «Исполнителем» и место её предоставления.

Кроме того, пунктом Порядка определена ответственность физических и юридических лиц за неисполнение и ненадлежащее исполнение требований Порядка. Однако, в чём выражается неисполнение или ненадлежащее исполнение норм Порядка не определено.

Таким образом, указанные нормы Порядка имеют коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «а», «ж» части 3 и «б» части 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.

- Распоряжение администрации муниципального образования «Об утверждениидолжностной инструкции заместителя Главы администрации муниципального образования» необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

B прокуратуре района изучена должностная инструкция заместителя Главы администрации муниципального образования, отдельные пункты которой противоречат действующему законодательству.

Так, раздел  «Права и обязанности» должностной инструкции содержит перечень обязанностей муниципального служащего, отдельные из них не соответствуют положениям Федерального закона  от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ).

Вопреки требованиям пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона № 25-ФЗ, в пункте  должностной инструкции имеется неполнота нормативного закрепления, a именно не закреплена обязанность муниципального служащего соблюдать законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций.

Пункт  должностной инструкции содержит обязанность муниципального служащего представлять в уставленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

Однако в нарушение пункта 8 части 1 статьи 12 Федерального закона № 25-Ф3, указанный пункт изложен без учета изменений внесенных Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ  «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Более того, в нарушение пункта 1.1 статьи 15 Федерального закона № 25-Ф3, на муниципального служащего не возложена обязанность по предоставлению сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Аналогичные замечания содержатся в распоряжении администрации муниципального образования  «Об утверждениидолжностной инструкции главного специалиста-эксперт администрации муниципального образования».

Кроме того, в связи с изменениями, внесенными Законом Ульяновской области от 25.12.2017 № 171-ЗО «Закон Ульяновской области от 25.12.2017 № 171-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области и о признании утратившим силу отдельного положения законодательного акта Ульяновской области» необходимо привести в соответствие раздел  должностной инструкции, содержащей квалификационные требования, предъявляемые к должности заместителя Главы администрации поселения.

- Решение Совета депутатов муниципального образования  «О назначении публичных слушаний по вопросу утверждения проекта планировки и проекта межевания территории на линейный объект «Высоконапорный водовод от УПН-500 до скважины 140 Филипповского нефтяного месторождения» необходимо признать утратившим силу.

Установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования  со ссылкой на статью 28 Федерального закона № 131-ФЗ  вынесен на публичные слушания вопрос об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории на линейный объект «Высоконапорный водовод от УНН-500 до скважины № 140 Филипповского нефтяного месторождения».

Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.

Порядок проведения публичных слушаний по вопросам, перечисленным в части 5 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, к которым в том числе, относится обсуждение вопроса по проекту межевания территории, осуществляется в порядке определенном уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 5 статьи 5.1 ГрК РФ установлена процедура проведения публичных слушаний, которые органом местного самоуправления соблюдены не были.

B частности, вопреки части 7 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений не содержало информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему.

Помимо этого, оповещением не был предусмотрен такой этап публичных слушаний как проведение экспозиции проекта, вынесенного на публичные слушания, подготовка и оформление протокола публичных слушаний, подготовка и опубликование результатов публичных слушаний.

В силу частей 8, 9, 10 статьи 5.1 ГрК РФ материалы на официальном сайте должны быть размещены не позднее семи дней до начала публичных слушаний и должны находиться на сайте в течение всего периода публичных слушаний для того, чтобы участники публичных слушаний имели право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта.

Кроме того, данная информация должна распространяться и на информационных стендах и оборудованных около здания органа, уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.

Диспозитивное установление возможности совершения органом местного самоуправления действий, не соответствующих требованиям федерального законодательства, безусловно, нарушает права и интересы жителей муниципального образования, и создает предпосылки для коррупционных нарушений в органах местной власти.

Более того, из решения Совета депутатов поселения следует, что в проект межевания территории на линейный объект «Высоконапорный водовод от УПН-500 до скважины № 140 Филипповского месторождения» включены 5 земельных участков, которые, как показала прокурорская проверка, не являются муниципальной собственностью.

Изучение публичной кадастровой карты показало, что земельный участок с кадастровым номером 73:08:045001:838 площадью 69275 кв.м. относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, в границах этого земельного участка выделены участки с кадастровым номером 73:08:045001:764 площадью 23 734 кв.м., относящейся к категории земель промышленности и земельный участок с кадастровым номером 73:08:045001:628 площадью 10 кв.м. без определения категории земли. Земельный участок с указанным в решении кадастровым номером ЕЗ73:08:000000:31 в публичной карте вовсе отсутствует.

Земельный участок с кадастровым номером 73:08:045001:628 площадью 171763 кв.м. относится к категории земель промышленности.

Учитывая, что правовой режим земель формируется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственногоназначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, поскольку создается угроза для сохранности данных земель. Это предполагает закрепление требования об учете целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения с установлением особенностей их использования (статьи 77, 78 и 79 ЗК РФ). Аналогичное по смыслу положение содержится в Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (подпункт 1 пункта 3 статьи 1). Тем самым правовой режим земель формируется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

При таких обстоятельствах, включение в проект межевания земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения для использования добычи нефти, является незаконным.

Данная позиция подтверждается также судебной практикой, в частности Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 1295-О; Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014

- Постановление администрации муниципального образования «О порядке определения границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования Ульяновской области» в связи с динамикой законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит отмене.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступившим в силу 31.07.2017, в новой редакции изложена статьёй 16 Федерального закона, устанавливающая особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Согласно пункту 8 статьи 16 названного Федерального закона границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с 31.07.2017 определение границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции отнесено к ведению муниципального района.

При этом в силу пункта 3 части 8 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающихтерриторий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, информируют о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Однако ранее установленный муниципалитетом в рассматриваемой сфере Порядок незаконно продолжает действовать до настоящего времени.

При таких обстоятельствах, неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений правоприменителем и правоисполнителем своими полномочиями, а также устанавливает для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие оснований для принятия решения, что образует коррупциогенные факторы, предусмотренные в подпункте «б» пункта 4, в подпункте «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.

- Постановлениеадминистрации муниципального образования «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования» необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства по следующим основаниям.

Данным Постановлением утверждён состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования  (далее - КДНиЗП). В нарушение требований ст. 4 Федерального закона  от 24.06.1999 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», а также вопреки требованиям ст. 4.2 Закона Ульяновской области от 29.09.2011 № 140-ЗО «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ульяновской области» в состав КДНиЗП не включен представитель учреждения уголовно-исполнительной системы.

Кроме этого, в состав КДНиЗП необоснованно включен представитель органа, который в настоящее время ликвидирован, а именно директор Департамента Министерства здравоохранения и социального благополучия Ульяновской области по району.

Более того, в состав КДНиЗП включено должностное лицо ОСП по двум районам УФССП России по Ульяновской области, которое в силу своих служебных обязанностей не занимается защитой алиментных прав несовершеннолетних

- Решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящемся в собственности муниципального образования»  не соответствует требованиям действующего законодательства, а также содержит коррупциогенные факторы, в связи с чем необходимо внести изменения в данный нормативный правовой  акт.

Так, в силу пунктов 2, 3, 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)казённое учреждение без согласия собственника имущества не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом; бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом; автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными  автономным учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Между тем пунктом Положением для всех типов муниципальных учреждений предусмотрен единый запрет на распоряжение любым имуществом, закрепленным за ними либо приобретенным за счёт средств, выделенных им по смете.

Подобный запрет свидетельствует не только о нарушении вышеприведенных норм гражданского законодательства, но и о наличии коррупциогенного фактора (выборочное изменение объема прав), предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6 статьи 123.22 ГК РФ муниципальное казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; муниципальное бюджетное учреждение всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено; муниципальное автономное учреждение - всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

В нарушение указанных требований гражданского законодательства  Положением установлено, что любое муниципальное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам только находящимся в его распоряжении денежными средствами. Данное ограничение также свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, выраженного в выборочном изменении объема прав (подпункт «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

Положение в обозначенной части  необходимо признать утратившим силу, так как органы местного самоуправления не наделены полномочиями в регулировании данного вопроса.

Аналогичные нарушения содержитрешение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Ульяновской области» необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства по следующим основаниям.

Так, согласно пункту Порядка продажу муниципального имущества на аукционе осуществляет специально созданная аукционная (конкурсная) комиссия, которая формируется администрацией муниципального образования.

При этом отсутствует указание на то, осуществляет ли данная комиссия продажу имущества по итогам конкурса, поскольку её наименование лишь предполагает данную функцию.

Безосновательно широкие пределы усмотрения предусматривает пункт 5.1, закрепляющий возможность осуществления контроля со стороны уполномоченных должностных лиц за состоянием переданных объектов муниципальной собственности «по мере необходимости».

В этой связи, при наличии заинтересованности уполномоченных должностных лиц, соответствующие контрольные, мероприятия могут не проводиться либо проводиться необоснованно часто.

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении Порядка получения муниципальными служащими администрации муниципального образования разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении отдельными некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления» необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства в связи с тем, что данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, а также содержит коррупциогенные факторы.

Так, согласно Порядку, представитель нанимателя в течение трёх рабочих дней со дня направления должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных правонарушений, заявления и заключения, рассматривает их и принимает решение об удовлетворении заявления муниципального служащего либо об отказе в удовлетворении заявления муниципального служащего, Соответствующее решение оформляется резолюцией представителя нанимателя на заявлении.

При этом критерии принятия главой администрации указанного решения не установлены, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является одним из коррупциогенных факторов (широте дискреционных полномочий).

Кроме этого, Порядком не раскрыто определение представителя нанимателя, а также не определен круг лиц, наделенных полномочиями действовать в качестве представителя нанимателя.

Таким образом, Порядок в обозначенной части  необходимо признать утратившим силу, так как органы местного самоуправления не наделены полномочиями в регулировании данного вопроса.

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования, для личных и бытовых нужд»  не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.

B соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ  по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Частью 4 указанной статьи установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 28 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ  установление правил, использованияводных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам относится к вопросам местного значения муниципального района.

Аналогично, частью 4 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, отнесено установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района.

Кроме того, из положений статьи 14 Федерального закона  № 131-ФЗ и статьей 27 Водного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения не относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории соответствующего городского поселения.

Таким образом, согласно требованиям действующего федерального законодательства, органы местного самоуправления сельских поселений не наделены полномочиями по утверждению правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования,для личных и бытовых нужд, а также не были наделены указанными полномочиями на момент принятия нормативно-правового акта.

Принятие указанного нормативно-правового акта противоречит федеральному законодательству, а также является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

- Перечень мест массового пребывания людей, утвержденный Главой муниципального образования, необходимо привести в соответствие с Требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273. Так, согласно пункту Требований под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

При этом ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

3.3.Органам местного самоуправления привести муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством.

 

4.СЛУШАЛИ Котельникову О.В. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

5.СЛУШАЛИ Котельникову О.В.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части  7 закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области», копии муниципальных нормативных правовых актов подлежат направлению в Регистр в течение пятнадцати рабочих дней со дня их утверждения.

По результатам мониторинга срока предоставления муниципальных нормативных правовых актов за I квартал 2018 года, нарушения выявленыв следующих муниципальных районах:

Сурский район – 70 актов;Инзенский район – 66 актов;Кузоватовский район – 39 актов;Карсунский район – 36 актов;Новомалыклинский район – 25 актов; Сенгилеевский район – 11 актов; Город Димитровград – 11 актов;Мелекесский район – 9 актов; Новоспасский район – 6 актов;Базарносызганский район – 1 акт.

Кроме того, еженедельная информация (до 12:00 каждую среду) об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные нормативные правовые акты, предоставляется с нарушением графика на 2018 год, опубликованного на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области.

Представителям юридических служб муниципальных образований указано на необходимость своевременного предоставления копий муниципальных нормативных правовых актов и запрашиваемой информации, а так же на недопустимость нарушения сроков, установленных законодательством.

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Предоставлять муниципальные нормативные правовые акты в установленный законом срок.

5.3. Еженедельно предоставлять информацию об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные нормативные правовые акты, согласно графику предоставления информации на 2018 год, опубликованному на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области (https://ulgov.ru/правительство/правовые-основы-деятельности/регистр-мнпа/

4c6a1e181de37/графики/).

5.4. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

  

 

Председательствующий

О.В. Котельникова

 

Секретарь

 

Ю.В.Булах