Протокол № 1р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 01.02.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 

 

 

01.02.2018                                                                                                        1р

 

11.00 

 

Председательствующий                  А.С.Преображенский

Секретарь                                             Ю.А.Ларина

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Преображенского А.С.

 

1. Об итогах муниципального нормотворчества в 2017 году.

Малышева В.С. - заместитель начальника государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 10.01.2018 по 30.01.2018.

Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 17.01.2018 по 01.02.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Котельникова О.В. - начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Судебная практика по решению вопросов местного значения. 

Шашина О.А. - заместитель начальника управления - начальник департамента судебной практики государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ Малышеву В.С. (доклад прилагается).

ВЫСТУПИЛИ: Преображенский А.С.

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления устранить замечания, выявленные по результатам выездов в 2016 году. Срок – 01.03.2018.

 

2. СЛУШАЛИ Котельникову О.В., которая сообщила, что за период с 10 по 30 января 2018 года вынесено 14 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «Об утверждении Положения о порядке организации обучения населения мерам пожарной безопасности и информирования населения о мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования Ульяновской области» - постановлением администрации муниципального образования Ульяновской области утверждено Положение о порядке организации обучения населения мерам пожарной безопасности и информирования населения о мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования Ульяновской области (далее - Положение).

Вышеназванное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения мер пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено и нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Ульяновской области от 18.09.2009 № 340-П «О системе обучения населения Ульяновской области мерам пожарной безопасности» было утверждено Положение о системе обучения населения Ульяновской области мерам пожарной безопасности.

Таким образом, принятие администрацией муниципального образования Ульяновской области постановления «Об утверждении Положения о порядке организации обучения населения мерам пожарной безопасности и информирования населения о мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования Ульяновской области» свидетельствует о превышении администрацией поселения своих полномочий.

Кроме того, утвержденное администрацией поселения Положение фактически дублирует нормы Положения о системе обучения населения Ульяновской области мерам пожарной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 18.09.2009 № З40-П.

- «О специальных местах для размещения печатных агитационных материалов на территории муниципального образования Ульяновской области» - постановлением администрации муниципального образования Ульяновской области не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, п.5 вышеуказанного Постановления неверно определено, что оно вступает в силу с момента его подписания.

Вместе с тем, в соответствии с п.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с п.2 ст.47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акт, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

- «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» - положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение), утвержденное постановлением администрации муниципального образования Ульяновской области (далее - Постановление), не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства.

Из Постановления следует, что оно принято в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее - Указ), однако его нормам противоречит.

Так, из п. 2.3 Положения следует, что Глава администрации муниципального образования Ульяновской области может принять решение о включении в состав Комиссии представителей научных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с муниципальной службой, что противоречит п. «в» ст. 8 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение о комиссиях), утвержденного Указом, согласно которому данные представители входят в состав комиссии в обязательном порядке, независимо от волеизъявления главы районной администрации.

Кроме того, в нарушение пп. «а» п. 8 Положения о комиссиях Положение не содержит требования о включении в состав комиссии в качестве председателя комиссии - заместителя Главы администрации.

B свою очередь, Положением не урегулирован вопрос о порядке и результате рассмотрения руководителем поступившего к нему протокола заседания Комиссии, что противоречит требованиям п.34 Положения о комиссиях, согласно которому руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа ‚оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

Отсутствие указанной нормы в Положении свидетельствует об освобождении Руководителя от обязанности рассмотрения протокола заседания комиссии, а также уведомления в письменной форме комиссии о рассмотрении ее рекомендаций и принятом решении.

- «О порядке организации и проведения тайного голосования по общественным территориям муниципального образования Ульяновской области, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2018 и 2019 годах» - постановлением регламентируются вопросы благоустройства сельских поселений, входящих в состав района.

Между тем, в силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопрос благоустройства относится к вопросам местного значения сельских поселений, следовательно, полномочий в указанной сфере у органов местного самоуправления муниципального района не имеется.

Более того, нарушен момент вступления в силу постановления.

Так, в соответствии с постановлением оно вступает в силу с 01.01.2018 и подлежит официальному опубликованию в газете. Однако в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Аналогичная норма содержится в ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с Уставом муниципального образования Ульяновской области постановления администрации вступают в силу после дня их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, вступление в силу нормативного правового акта ранее его официального опубликования противоречит требованиям вышеуказанных норм.

Более того, газета, в которой опубликовано данное постановление, не является источником официального опубликования нормативных правовых актов муниципального образования Ульяновской области, а опубликование постановления в иных средствах массовой информации постановлением не предусмотрено.

- «Об утверждении Регламента Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области» - в данном Регламенте были выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением антикоррупционного законодательства ввиду наличия определенных упущений в регламентации деятельности представительного органа местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу ч.3 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органа местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В Уставе муниципального образования Ульяновской области указано, что порядок организации деятельности Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области определяется Уставом и Регламентом, утвержденным Советом депутатов.

В свою очередь Регламент характеризуется неполнотой регулирования отдельных процедурных вопросов.

Так, в указанном Регламенте не нашли своего отражения правила участия депутатов в голосовании при принятии решений, касающихся несоблюдения ими требований законодательства о противодействии коррупции.

Данные правила могут выражаться в том, что в случае, если на заседании представительного органа рассматриваются вопросы, связанные с достоверностью и полнотой сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом, и соблюдением им установленных ограничений и запретов, указанный депутат не имеет права голоса при принятии решения о досрочном прекращении его полномочий, однако данные нормы не нашли своего отражения в данном Регламенте.

Вышеизложенные нарушения, в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пп. «а» п. 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» являются коррупциогенным фактором - широта дискреционных полномочий, т.е. отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

- «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании» - нормы Положения и решение Совета депутатов, которым утверждено данное Положение, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Так, в нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» пунктом Положения у субъектов малого и среднего предпринимательства потребуются документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственными органам или органам местного самоуправления организаций.

Положением определены социально-значимые виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, дающие им право на получение льгот по арендной плате. Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1 и 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» экономическая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства может определяться только по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Кроме того, Положение содержит такие оценочные понятия как «социально значимые виды деятельности», «документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категории субъектов малого и среднего предпринимательства», «арендаторы, получившие льготу, предоставляют необходимые подтверждающие документы» устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что в соответствии с п. а) ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы‚ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.

В преамбуле Решения Совета депутатов и Положении неверно указано название Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не указано решение представительного органа местного самоуправления, которым утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Ульяновской области.

В Положения неверно указано название приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 № 67 «О порядке Проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

ВЫСТУПИЛИ: Преображенский А.С.

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

2.3. Органам местного самоуправления привести муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством. Срок – 30.03.2018.

2.4. Представить информацию об установлении специально отведенных мест (помещений) для проведения встреч депутатов с избирателями. При наличии замечаний органов прокуратуры представить заключения в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области. Срок – 17:00 02.02.2018.

 

3. СЛУШАЛИ Котельникову О.В. (доклад прилагается).

Обратила внимание на то, что 29.12.2017 был принят Федеральный закон № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения направлены на комплексное урегулирование вопросов связанных с благоустройством территорий муниципальных образований. В частности внесены изменения в статьи 14, 16, 17, 35. Также Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнен новой статьёй 45.1 «Содержание правил благоустройства территории муниципального образования». Утверждение и установление правил благоустройства относится к исключительной компетенции представительного органа. В связи с этим необходимо внести изменения в уставы поселений и городских округов муниципальных образований в части перечня вопросов местного значения, а также в положения о проведении публичных слушаний.

Довела до сведения, что принят Закон Ульяновской области от 25.12.2017 № 172-ЗО «О внесении изменения в статью 2 Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления в Ульяновской области». В связи с этим изменился порядок назначения глав городских округов Ульяновкой области. Глава городского округа Ульяновской области избирается представительным органом городского округа Ульяновской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Кроме того, обратила внимание, что 25.12.2017 был принят Закон Ульяновской области № 175-ЗО «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ульяновской области». Закон Ульяновской области дополнен статьёй следующего содержания: ежемесячная доплата к страховой пенсии лица, осуществлявшего полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. С учётом данной нормы необходимо внести изменения в уставы муниципальных образований и в положения о доплате к пенсии, касающиеся выборных лиц. 

ВЫСТУПИЛИ: Преображенский А.С.

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации. Срок – 30.03.2018.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ Шашину О.А. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Органам местного самоуправления представить в государственно-правовое управление сводную информацию за 2017 год по имеющейся форме. В информации отобразить динамику в сравнении с 2016 годом. Срок – 07.02.2018.

4.3. Представить проблемные вопросы по судебной практике по категориям дел, указанных в распоряжении 344-р, и иных вопросах, требующих консультации по судебной защите прав органов местного самоуправления.

 

 

 

Председательствующий

А.С.Преображенский

 

Секретарь

 

Ю.А.Ларина