Протокол №7/р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 05.05.2016

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 

 

05.05.2016                                                                   7/р

 

11.00 

 

Председательствующий О.В.Котельникова

СекретарьТ.А.Бакулина

Присутствовали:представители юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.       Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с  20.04.2016  по  03.05.2016.

Докладчик – О.В.Котельникова

2.       Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 11.04.2016 по 29.04.2016в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – О.В .Котельникова

 

3. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

Докладчик – О.В. Котельникова

 

 

 

 

 

 

1. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с  20.04.2016  по  03.05.2016. 

(О.В.Котельникова)

 

Сообщила, что за период с 20 апреля 2016 года по 03 мая 2016 года вынесено 22 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «Об утверждении административных регламентов в области архитектуры и градостроительства» –административные регламентыв качестве правовых оснований содержат ссылки на утратившие силу акты: постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (утратил силу 16.05.2015), приказ Минрегиона Российской Федерации от 19.10.2006 № 121 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (утратил силу 16.05.2015). Кроме того, административные регламенты содержат положения, устанавливающие право специалиста учреждения при непредоставлении полного пакета документов для получения муниципальной услуги или вернуть документы заявителю, или дать возможность представить недостающие документы, что является коррупциогенным фактором. Кроме того, в нарушение Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в постановлении администрации муниципального образования отсутствует право получателей муниципальных услуг на обжалование действий должностных лиц в антимонопольный орган;

- «О плане работы администрации муниципального образования городского поселения на 1 квартал 2016 года» – согласно статье  47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В нарушение указанной нормы, в распоряжении администрации муниципального образования отсутствует информация об опубликовании (обнародовании);

- «О признании утратившим силу» – в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, согласно статье 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования). В нарушение указанной нормы, в постановлении администрации муниципального образования, являющемся нормативным правовым актом, закреплено, что оно вступает в силу с момента подписания, что противоречит федеральному законодательству.

- «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми (приобретение продуктов питания) в муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования в муниципальном образовании» – согласно части 2 статьи  65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющий образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и её размер. Однако учредителем образовательных организаций района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является Управление образования муниципального образования района, следовательно, постановление администрации муниципального образования издано с превышением полномочий. Кроме того постановлением администрации муниципального образования установлен порядок расчёта компенсации родительской платы, однако данный порядок был утверждён ранее постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 № 609-П «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования».

По данному протесту прокуратуры, необходимо отметить следующее: согласно части 2 статьи  65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющий образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и её размер. На основании статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ и статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ учредителем муниципальных образовательных организаций являются органы местного самоуправления. Учитывая, что управление образования не является органом местного самоуправления, соответственно, не может принимать указанный нормативный правовой акт на своём уровне. Отметила, что управление образования может осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций (но при этом не будет являться учредителем)при условии наделения его органами местного самоуправления соответствующими функциями, что должно быть закреплено в положении о данном структурном подразделении, например, с использованием следующей формулировки:«От имени муниципального образования по специальному поручению администрации муниципального образования осуществляет в порядке и пределах, определённых законодательством Российской федерации, правовыми актами администрации муниципального образования, функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций в сфере деятельности управления образования»;

- «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования сельского поселения на 2016 год»  –  Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен срок уплаты физическими лицами земельного налога – не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом. В нарушение указанной нормы, в решенииСовета депутатов срок уплаты налога для физических лиц установлен не позднее 1 октября года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Срок уплаты земельного налога налогоплательщиками - организациями не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не позднее 1 февраля года, следующего за истёкшим налоговым периодом. В нарушение указанной нормы, в решенииСовета депутатов срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций установлен 1 февраля.

По существу указанного протеста отметила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового Кодекса Российской Федерации представительные органы муниципальных образований вправе определять порядок и сроки уплаты земельного налога только для налогоплательщиков-организаций. В целях недопущения протестов прокуратуры в дальнейшем, разъяснила, что установлениепредставительными органами муниципальных образований сроков уплаты налога налогоплательщиками-физическими лицами является недопустимым;

- «Об утверждении Административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» –  в постановлении имеются ссылки на акты, утратившие силу: постановление Правительства Ульяновской области от 04.06.2007 № 194 «Об утверждении Порядка финансирования из областного бюджета Ульяновской области расходов на основные мероприятия Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы» (утратило силу 26.05.2014), постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42/389-П «Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2011-2015 годы» (утратило силу 01.01.2014). Кроме того, в связи с принятием постановления Правительства Ульяновской области от 21.08.2015 № 422-П «Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)» не внесены изменения в Административный регламент в части уточнения перечня документов, предоставляемых субъектами малого и среднего бизнеса для участия в программных мероприятиях;

- «О внесении изменений в решение Совета депутатов «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования» – решением Совета депутатов размер среднемесячного заработка, из которого рассчитывается пенсия за выслугу лет, снижен с 2,8 до 1 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчётном периоде либо сохранённого в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом данное решение распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2016 года. Таким образом, снижая размер среднемесячного заработка, из которого рассчитывается пенсия за выслугу лет, с 01.01.2016 Совет депутатов нарушил принцип, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, с бывших муниципальных служащих не может быть удержана ранее начисленная и выплаченная пенсия за выслугу лет, поскольку соответствующий механизм в решении отсутствует;

- «О создании межведомственной комиссии по категорированию мест массового пребывания людей» – согласно части 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ распоряжения издаются администрацией по вопросам организации работы местной администрации. Кроме того, согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией» межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей для проведения категорирования места массового пребывания людей создается решением главы муниципального образования, на территории которого расположено место массового пребывания людей.Следовательно, муниципальный правовой акт издан с нарушением формы;

- «Об определении мест общественного питания, в которых запрещена продажа алкогольных напитков» – администрация муниципального образования района исполняет полномочия администрации муниципального образования городского поселения в полном объёме в соответствии с частью 2.1 статьи 25 Устава муниципального образования района. Вместе с тем, в нарушение пункта 2 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»  некоторые объекты (5 фельдшерско-акушерских пунктов, а также 3 сельских Дома культуры, 2 образовательных учреждения) не включены в перечень, утверждённый вышеуказанным постановлением администрации муниципального образования городского поселения, что нарушает права граждан, в том числе несовершеннолетних на охрану их жизни и здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

- «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счёт имеющихся резервов муниципального образования района на 2016-2018 годы» – в нарушение  части 3 статьи  17 Федерального закона № 131-ФЗ исполнителями ряда пунктов плана, утверждённого постановлением от 11.03.2016 № 174, определены органы местного самоуправления сельских поселений. Также в нарушение статей 2,7,43 Федерального закона № 131-ФЗ постановлением предусмотрена оптимизация муниципальных учреждений Ульяновской области. Кроме того, в нарушение статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование мероприятий по исполнению вопросов местного значения предусмотрено за счёт средств субъектов предпринимательской деятельности. Также в нарушение статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено сокращение расходов на заработную плату за счёт выплат пособий по временной нетрудоспособности. В нарушение Трудового кодекса Российской Федерации планируется отправлять работников в отпуска без сохранения заработной платы;

- «Об утверждении муниципальной программы «Обустройство пешеходных переходов на территории муниципального образования района на 2016-2018 годы» –  в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации при принятии постановления администрации муниципального образования района, нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, не определены. Кроме того в решении о бюджете на 2016 год в нарушение части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевая статья расходов по этой программе не включена;

- «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» – в соответствии с подпунктами 1,2 статьи 2 Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.01.2016 переданы от исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления к уполномоченному Правительством Ульяновской области исполнительному органу государственной власти Ульяновской области. Однако в Административный регламент соответствующие изменения внесены не были;

- «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (исполнение муниципальных функций)»  – постановление администрации муниципального образования действует без учёта требований статьи 3 Закона Ульяновской области от 05.11.2003 № 201-ЗО «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее –  Закон Ульяновской области № 201-ЗО). В частности, началу подготовки проекта Административного регламента, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, должно предшествовать размещение уведомления о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта, составление сводного отчёта о проведении оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта и публичное обсуждение, что не учтено в положениях Административного регламента.

Обратила внимание, что Законом Ульяновской области от 06.04.2016 № 46-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционнойдеятельности, и порядке проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»(далее –Закон Ульяновской области от 06.04.2016 № 46-ЗО)были внесены изменения в Закон Ульяновской области № 201-ЗО, соответственно, в вышеуказанное постановление администрации муниципального образования необходимо внести соответствующие изменения уже с учётом Закона Ульяновской области от 06.04.2016 № 46-ЗО;

- «О налоге на имущество физических лиц» – решение Совета депутатов вступает в силу не ранее одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 01 января 2016 года. При этом данное решение содержит положения о признании утратившим силу с 01.01.2017 ещё одного решения Совета депутатов «О налоге на имущество физических лиц»» Таким образом, в нарушение статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в 2016 году на территории поселения действуют 2 разных решения по одному и тому же вопросу.

В целях недопущения протестов прокуратуры в дальнейшем, обратила внимание на целесообразность указания в муниципальном правовом акте периода, на который устанавливается налог, например: «О налогена имущество физических лиц  на 2015 год».

- «О порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования городское поселение» – в преамбуле и в тексте постановления администрации имеются ссылки на постановление Правительства Российской Федерации   от 21.11.2013 № 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок, товаров, работ и услуг». Вместе с тем, указанное постановление от 21.11.2013 № 1044 утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок, товаров, работ и услуг».

РЕШИЛИ:

1.       Принять информацию к сведению.

2        Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации с учётом замечаний органов прокуратуры.

3.       Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

2. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 11.04.2016 по 29.04.2016 в части, касающейся реализации органами местного  самоуправления вопросов местного значения.

 (О.В. Котельникова – текст доклада прилагается)

РЕШИЛИ:

 

1.                Принять информацию к сведению.

2.                Органам местного самоуправления Ульяновской области еженедельно проводить мониторинг изменений федерального законодательства, законодательства Ульяновской области с целью совершенствования муниципальных нормативных правовых актов, приведения их в соответствие с законодательством. По результатам мониторинга составлять совместно с органами прокуратуры акты сверки,  с указанием наименований муниципальных правовых актов, подлежащих изменению, а также срока осуществления указанных действий.

3.                Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

3. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных  правовых актов Ульяновской области.  (О.В.Котельникова)

 

Довела до сведения, что некоторыми районами Ульяновской области были предоставлены копии муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области, с нарушением пятнадцатидневного срока со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления. Информация об актах, поступивших с нарушением срока предоставления в регистр за1 квартал 2016, размещена на сайте Правительства Ульяновской области http://ulgov.ru/ в разделе «Регистр МНПА. Мониторинг правоприменения / Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области/Диаграммы.

Обратила внимание представителя юридической службы администрации Новомалыклинского района Ульяновской области на необходимость представления в полном объёме информации о деятельности комиссии по нормотворческой деятельности за период с июля 2015 года по настоящее время.

Напомнила, что согласно пункту 5 Положения об участии подразделений, образуемых в Правительстве Ульяновской области, и исполнительных органов государственной власти Ульяновской областив проведении анализа проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, утверждённого распоряжением Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области», припроведении анализа поступившего муниципального нормативного правового акта органы исполнительной власти оценивают его актуальность и практическую значимость, в том числе с учётом целей, приоритетов и задач, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и Ульяновской области; степень влияния содержащихся в проекте муниципального нормативного правового акта предписаний на улучшение сложившейся в соответствующей сфере государственного (муниципального) управления ситуации; возможность решения затрагиваемого в проекте муниципального правового акта вопроса альтернативным предложенному таким проектом способом, в том числе без установления нового правового регулирования. При проведении анализа поступившего муниципального нормативного правового акта органы исполнительной власти лишь вправе оценить его соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Ульяновской области, а также общепринятым правилам юридической техники.

Напомнила, что в состав проекта муниципального правового акта, подлежащего направлению для анализа в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, в обязательном порядке входят текст проекта муниципального нормативного правового акта, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту муниципального нормативного правового акта. Разъяснила, что отсутствие в составе проекта муниципального нормативного правового акта заключения юридической службы администрации муниципального образования Ульяновской области не означает, что направляемый для проведения анализа в подразделения, образуемые в Правительстве Ульяновской области, а также в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области проект не должен быть предварительно согласован с юридической службой органа местного самоуправления Ульяновской области с целью получения положительного заключения и только после этого отработанный проект может быть направлен в  подразделения, образуемые в Правительстве Ульяновской области, а также в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области.

РЕШИЛИ:

 

1.       Принять информацию к сведению.

2.       Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области:

2.1.    Неукоснительно соблюдать установленный  частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» пятнадцатидневный срок направления в департамент ведения регистра государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской текстов муниципальных актов со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

2.2.    Направлять для проведения анализа в подразделения, образуемые в Правительстве Ульяновской области, а также в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области проекты муниципальных нормативных правовых актов, имеющие положительное правовое заключение уполномоченного специалиста юридической службы администрации муниципального образования Ульяновской области.

3.       Администрации Новомалыклинского района Ульяновской области необходимо представитьв полном объёме информацию о деятельности комиссии по нормотворческой деятельности за период с июля 2015 года по настоящее время в срок до 01.06.2016.

 

 

 

Заместитель начальника государственно-правового
управления администрации 
Губернатора Ульяновской области                                                                         В.С.Малышева

 

Секретарь                                                                                                                Т.А.Бакулина