Доклад о правоприменительной практике осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2023 году (Разумков В.Н.)

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Правительства Ульяновской области

 

____________________ В.Н.Разумков

______  _________________  2024 г.

 

 

 

ДОКЛАД 

о правоприменительной практике осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера в 2023 году 

 

 

 

В целях осуществления контрольной (надзорной) деятельности,  в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ    «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного   и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) Правительством Ульяновской области принято постановление от 30.09.2021   № 461-П «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее – государственный надзор, Положение).

Предметом государственного надзора является реализация органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – обязательные требования):

создание муниципального звена Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – УТП РСЧС), наличие организационно-распорядительного документа;

создание координационного органа УТП РСЧС на муниципальном  уровне, утверждение организационно-распорядительным документом положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (далее – КЧС и ПБ), её состава;

создание постоянно действующего органа УТП РСЧС на муниципальном уровне – органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создание органа повседневного управления УТП РСЧС на муниципальном   уровне – единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Ульяновской области, подведомственного органу местного самоуправления и обеспечивающего его деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

наличие организационно-распорядительного документа о создании, подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяющего состав и структуру сил постоянной готовности муниципального звена УТП РСЧС;

определение органа, обеспечивающего координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования Ульяновской области, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

обеспечение финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и создание резервов финансовых  и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и утверждение порядка создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов;

создание комиссии муниципального образования по поддержанию устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях, наличие организационно-распорядительного документа;

действие на территории муниципального образования единого номера вызова экстренных оперативных служб «112» для приёма сообщений о чрезвычайных ситуациях;

организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по утверждённому порядку;

наличие утверждённого плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Ульяновской области, в том числе раздела эвакуационных мероприятий, проводимых при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация обучения по программам дополнительного профессионального образования в области защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций руководителя органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, председателя КЧС и ПБ, муниципальных служащих, в полномочия которых входит решение вопросов  по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация контролируемым лицом подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

организация подготовки и проведение учений и тренировок по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности;

наличие у контролируемого лица организационно-распорядительного документа, определяющего порядок создания и совершенствования муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения, паспорта и готовность системы оповещения.

В соответствии с Положением исполнительным органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора на территории Ульяновской области, является Правительство Ульяновской области.

Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора, являются должностные лица департамента  по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (далее – департамент). Деятельность департамента направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее – контролируемые лица)  по реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Общие сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях 

 

В 2023 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не осуществлялись в силу установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 336) ограничений.

Основаниями для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых проверок, указанных в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 336, являются:

1) наличие у Правительства Ульяновской области сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  или отклонения объекта надзора от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включённых в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав   и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вышеуказанные основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых проверок в 2023 году не выявлялись.

При осуществлении контроля без взаимодействия с контролируемым лицом должностными лицами департамента проводится наблюдение. По итогам наблюдения выявленных правонарушений обязательных требований, установленных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не установлено.

         Сведения об ущербе охраняемым законом ценностям в 2023 году  в департамент не поступали, меры по пресечению нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений, в прошедшем году не применялись.

         В 2023 году в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности принято 2 нормативных правовых акта.

 

Сведения о проведённых профилактических мероприятиях

 

1. В целях осуществления мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в соответствии    со статьёй 44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ежегодно утверждается Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному надзору     за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий   от чрезвычайных ситуаций (далее также – Программа).

В 2023 году все мероприятия Программы, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 20.12.2022 № 669-пр «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному надзору за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2023 год», реализованы.

На 2024 год Программа утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.12.2023 № 605-пр «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному надзору за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2024 год» и размещена на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) с результатами общественного обсуждения.

2. Профилактический визит проводится должностным лицом департамента в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи.  В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, составляется учётная карточка профилактического мероприятия.

Согласно утверждённому графику в 2023 году в 16 муниципальных образованиях Ульяновской области проведены профилактические визиты.Профилактические мероприятия проведены по месту осуществления деятельности глав администраций данных муниципальных образований Ульяновской области с учётом принятых мер реагирования на вынесенные    в 2022 году предостережения. Меры реагирования руководителями администраций таких муниципальных образований Ульяновской области приняты. Проведение профилактических визитов осуществлялось в течение рабочего дня, контролируемым лицам были даны разъяснения и рекомендации.

В 2023 году при проведении профилактических визитов фактов, представляющих угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, не выявлено.

Предостережения в отношении контролируемых лиц не объявлялись.

3. В ходе профилактических визитов также осуществлялось консультирование контролируемых лиц, оказана методическая помощь по актуализации должностных обязанностей (инструкций) членов КЧС и ПБ администраций муниципальных образований Ульяновской области, даны рекомендации по ведению учётной документации. Результаты проведённой консультации оформляются в учётной карточке установленного образца. В муниципальные образования Ульяновской области в 2023 году направлено   11 карточек учёта консультаций с указанием рекомендаций по соблюдению обязательных требований. Информация, ставшая известной должностному лицу департамента в ходе консультирования, не может использоваться департаментом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

4. В рамках профилактических мероприятий, направленных на снижение рисков причинения вреда (ущерба) и предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 2023 году на официальном сайте были размещены соответствующие сведения:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

утверждённые проверочные листы (список контрольных вопросов), применяемые при осуществлении государственного надзора, в формате, допускающем их использование для самообследования; 

сведения о порядке досудебного обжалования решений органа, осуществляющего государственный надзор, действий (бездействия) должностных лиц департамента; 

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

руководство по соблюдению обязательных требований, установленных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

справочная информация об органе государственной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора;  

    нормативные правовые акты Ульяновской области, в соответствии с которыми осуществляется государственный надзор;  

доклад о правоприменительной практике при осуществлении государственного надзора за 2022 год.

 

Выводы и предложения по итогам организации и осуществления государственного надзора

Приведённые выше данные дают основание признать деятельность  по осуществлению государственного надзора в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ульяновской области в 2023 году удовлетворительной.

В 2024 году Правительству Ульяновской области необходимо осуществить следующие мероприятия:

организовать работу по повышению уровня профессиональной подготовки и обучению должностных лиц департамента, осуществляющих государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  в том числе на курсах повышения квалификации (консультант департамента);

актуализировать и разместить на официальном сайте перечень  правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора;

реализовать запланированные информационно-профилактические мероприятия, направленные на улучшение состояния деятельности контролируемых лиц;

провести профилактические визиты согласно графику проведения профилактических визитов в администрации муниципальных образований Ульяновской области; при проведении профилактических визитов уделять внимание вопросам повышения уровня знаний должностных лиц уполномоченного органа в целях решения задач в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, создания резервов финансовых и материальных средств в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и комплектования органов, уполномоченных на решение задач  в области ГО и ЧС, до рекомендованной штатной численности (не менее 3 человек);

подготовить и утвердить в установленном порядке Программу на 2025 год.

Предложения, связанные с внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие осуществление государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, направленные на повышение эффективности государственного надзора, отсутствуют.

 

 

Начальник управления

по вопросам общественной безопасности

администрации Губернатора

Ульяновской области                                                             Мурашов А.Е.

 

 

Начальник департамента по вопросам

гражданской обороны, предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций

и по обеспечению деятельности антинаркотической

комиссии в Ульяновской области управления

по вопросам общественной безопасности

администрации Губернатора

Ульяновской области                                                    Земсков В.В.

 

Доклад о правоприменительной практике осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2023 году (Разумков В.Н.) 

Доклад о правоприменительной практике осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области полномочий в области защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2023 году (Разумков В.Н.)