О Региональной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы

В целях определения основных направлений действий в интересах детей Ульяновской области:

1.  Утвердить прилагаемую Региональную стратегию действий в интересах детей на 2013-2017 годы.

2.  Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области руководствоваться положениями Региональной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.

3.  Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области  Девяткину Т.В.

 

 

 

Губернатор – Председатель
Правительства области                                                                       С.И.Морозов

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства
Ульяновской области

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

действий в интересах детей на 2013-2017 годы

 

  1.     Введение

 

1.1.         Основные положения Региональной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы

 

         Региональная стратегия действий в интересах детей на 2013-2017 годы (далее – Стратегия) разработана в соответствии с основными принципами, закреплёнными в Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012-2017 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012  № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», и включает в себя положения, позволяющие реализовать эти принципы на территории Ульяновской области.

В Ульяновской области проживают 157 тысяч семей, в которых воспитываются 214 тысяч несовершеннолетних детей, из них 74 процента – полные семьи, 31 процент – неполные семьи, 2,9 процента – семьи с детьми-инвалидами, 11 процентов – молодые семьи, возраст супругов в которых
до 35 лет и где воспитываются малолетние дети, 1,1 процента – семьи, находящиеся в социально опасном положении.

142 тысячи семей (69 процентов) имеют одного ребёнка, 58 тысяч семей (28 процентов) имеют двоих детей, и только 5636 семей (3,6 процента) имеют троих и более детей.

На территории Ульяновской области активно развиваются такие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление, опека (попечительство), приёмная семья.

По состоянию на 01 января 2011 года в Ульяновской области в семьях, включая все формы семейного устройства, воспитываются 5597 детей-сирот, что составляет 79,3 процента от числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе опека (попечительство) установлена (установлено) в отношении 2142 детей, добровольно переданы под опеку
565 детей, 1544 ребёнка проживают в 1068 приёмных семьях,
1346 усыновлённых детей до 18 лет, из них 629 в семьях иностранных граждан.
В 14 областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся
997 воспитанников, что составляет 17,9 процента от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновской области.
В настоящее время намечается тенденция к оптимизации сети и деятельности областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это вызвано сокращением количества воспитанников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (наполняемость данных учреждений составляет 66-68 процентов от проектной мощности детских домов и школ-интернатов Ульяновской области).

В 486 общеобразовательных учреждениях Ульяновской области обучаются 109595 детей, из которых 5490 дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательных учреждениях общего типа, 1810 детей данной категории обучаются в областных государственных казённых образовательных учреждениях для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За последние пять лет количество детей в Ульяновской области снизилось со 177,6 тыс. в 2007 году до 172,5 тыс. в 2012 году (на 2,8 процента), количество подростков – с 60,5 тыс. до 41,2 тыс. (на 31,9 процента). За последние три года доля детского населения в структуре населения области сократилась на 0,4 процента и составила 16,5 процента.

Усилия государственных органов и общественных институтов в предыдущие годы были сосредоточены на первоочередных вопросах жизни детей и проблемах, требующих незамедлительного решения. Предпринимались меры по обеспечению условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации положения детей, социальной поддержке детей из наиболее нуждающихся, уязвимых слоёв населения. Социальная политика носила проблемно-целевой характер и формировалась по мере изменения ситуации и положения детей в Ульяновской области, а также в соответствии с финансово-экономическими возможностями региона.

В Ульяновской области разработаны и реализуются Концепция демографического развития Ульяновской области на период до 2025 года, (утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.02.2010 № 5/61-пр), Региональная программа «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Ульяновской области» на 2011-2013 годы (утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 01.06.2011 № 25/376-пр), Концепция семейной политики в Ульяновской области на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 24.12.2012 № 890-пр).

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных и областных целевых программ по вопросам, касающимся различных сторон жизни детей.

В результате принятых мер удалось в основном сохранить, модернизировать и по ряду направлений успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, включающую государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, детского творчества, досуга для детей. Сформированы современная система государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной реабилитации несовершеннолетних, сеть молодёжных консультаций, увеличился объём финансирования социальных расходов из областного бюджета Ульяновской области, приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. Создан институт Уполномоченного по правам ребёнка в Ульяновской области, формируется безопасная городская среда, благоприятно влияющая на рост и развитие детей, имеется высокий интеллектуальный, научный потенциал в различных сферах работы с детьми.

Наметились позитивные тенденции к увеличению рождаемости и снижению детской смертности, улучшению социально-экономического положения семей с детьми, повышению доступности образования и медицинской помощи для детей, снижению показателей первичной инвалидности у детей, уменьшению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличению числа детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан. В Ульяновской области наметилась тенденция к снижению преступности среди несовершеннолетних и снижению числа осуждённых, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также сокращению числа зарегистрированных преступлений, совершённых в отношении детей и подростков.

Настоящая Стратегия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года.

Целью Стратегии является создание социально-экономических и правовых условий на территории Ульяновской области, позволяющих повысить качество жизни детей. Под качеством жизни ребёнка в рамках данной Стратегии подразумевается комплексная характеристика физического, психологического и социального состояния ребёнка, основанная на его субъективном восприятии и объективных показателях уровня его развития.

Достижение цели происходит посредством решения следующих задач:

проведение мониторинга объёма и качества государственных и муниципальных услуг, предлагаемых детям и семьям с детьми на территории Ульяновской области, с использованием средств социологического опроса целевых групп населения;

формирование предложений по повышению качества государственных и муниципальных услуг, предлагаемых детям и семьям с детьми на территории Ульяновской области, их доступности;

формирование предложений по расширению перечня государственных и муниципальных услуг, оказываемых детям и семьям с детьми на территории Ульяновской области на безвозмездной основе;

создание учебно-методической базы и учебно-методических центров по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг детям и семьям с детьми, способствующих повышению качества их жизни;

выстраивание системы межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по вопросам обеспечения соблюдения стандартов государственных и муниципальных услуг для детей и семей с детьми;

проведение областной кадровой политики по обеспечению организаций, предоставляющих услуги детям в сфере образования, воспитания, здравоохранения, культуры и спорта, высококвалифицированными специалистами;

содействие формированию системы эффективных региональных, муниципальных и общественных институтов (действующих и вновь возникающих), способствующих повышению качества жизни детей и семей с детьми на территории Ульяновской области;

формирование системы информационного и консультационного обслуживания детей и семей с детьми по вопросам государственных и муниципальных услуг и возможностей их получения, а также для обеспечения возможностей обратной связи с поставщиками услуг и контрольно-административными органами;

пропаганда традиционных семейных принципов, уважения к детям, уважительного отношения между поколениями;

выравнивание социального положения детей-сирот и детей, имеющих родителей;

формирование системы мониторинга изменений в качестве жизни детей и семей с детьми, прогресса реализации Стратегии.

Данная Cтратегия должна служить основой для разработки и изменения программ Ульяновской области, затрагивающих вопросы демографического и социально-экономического развития региона, для формирования эффективной системы межведомственного взаимодействия в решении вопросов социальной защиты семьи и детства.

Основные положения Стратегии могут быть рекомендованы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в качестве целевых ориентиров при разработке местной нормативной правовой базы по вопросам охраны детства.     

 

1.2.         Основные проблемы в сфере детства в Ульяновской области

 

Основным фактором, определяющим успешное проведение государственной политики в сфере защиты детства, является качество жизни ребёнка, на которое влияют социально-экономические характеристики семьи и общества, развитость институтов (организаций, учреждений) и инфраструктуры, способствующих развитию ребёнка, защите его здоровья и прав.

Для Ульяновской области, как и для Российской Федерации в целом, характерны следующие проблемы, влияющие на развитие ребёнка:

высокий риск бедности, не позволяющий большинству семей обеспечивать ребёнка необходимым для полноценного развития личности набором товаров и услуг;

недостаточность мер, направленных на формирование у семьи потребности в здоровом образе жизни, недостаточность мер по внедрению здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребёнка, что приводит к высокому уровню заболеваемости;

недостаточность эффективных мер по охране психического здоровья несовершеннолетних, включая меры по оказанию психологической и психиатрической помощи детям и подросткам, пережившим насилие, попытку суицида;

наличие жилищных проблем, связанных в первую очередь с отсутствием финансовых средств у семей с детьми для улучшения жилищных условий;

моральное и физическое устаревание, а в ряде мест практическое отсутствие инфраструктуры и институтов для развития детей и подростков;

дефицит времени, отводимого на общение в семье;

негативное влияние на несовершеннолетних компьютерных технологий, неконтролируемого контента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и публикаций в средствах массовой информации;

отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, развития потенциала каждого ребёнка, решения вопросов, затрагивающих их интересы, и др.

Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, гражданского общества Ульяновской области принятия неотложных, взвешенных и скоординированных мер для повышения качества жизни детей и их защиты.

 

1.3.         Ключевые принципы Стратегии

 

Основными принципами Стратегии являются:

1) реализация основополагающего права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье: создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребёнка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребёнку, для обеспечения адресной поддержки семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости – принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

2) защита прав каждого ребёнка: совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребёнка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребёнка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребёнку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

3) максимальная реализация потенциала каждого ребёнка: создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

4) сбережение здоровья каждого ребёнка: реализация мер, направленных на формирование у семьи потребности в здоровом образе жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребёнка;

5) разработка и внедрение новых технологий социальной помощи, направленных на развитие внутренних ресурсов семьи: внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей (членов семей), предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами;

6) особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства в соответствии с их потребностями: разработка и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключённость уязвимых категорий детей, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей, нуждающихся в помощи и заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении);

7) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребёнком и его семьёй: реализация социальной политики в области детства на основе использования последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере; обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями;

8) социальное партнёрство во имя ребёнка: принятие мер, направленных на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей на основе соблюдения социальных стандартов детства. Применение технологий социального партнёрства, общественно-профессиональной экспертизы, реализация их с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения некоммерческих организаций и международных партнёров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

2. Развитие институтов охраны детства на территории Ульяновской области

На социально-экономическое положение семьи влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся состав и количество членов семьи, состояние физического и психологического здоровья членов семьи, состояние ценностной системы и системы воспитания. Внешними факторами являются: качество жилья, размер среднего дохода в регионе, напряжённость на рынке труда, размер средних затрат на потребительскую корзину, безопасность в обществе, состояние системы здравоохранения, состояние системы образования, наличие социальных институтов развития семьи.

Социальную политику в отношении детей следует рассматривать как инвестиционную политику в человеческий капитал, создающую основу для общественного развития, развития производительных сил, формирования инвестиционной и бизнес-привлекательности региона.

Расширение и повышение качества инфраструктуры и институтов развития семьи должно стать основой для развития бюджетного сектора экономики региона, привлечения бизнеса в мероприятия по реализации социальной политики.

Приоритетные задачи в вопросах институционального развития охраны детства можно разделить на две основные группы:

совершенствование деятельности институтов, отвечающих за качество жизни детского населения;

совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей деятельность институтов, отвечающих за качество жизни детского населения, и эффективность общественного контроля за их деятельностью.

 

2.1. Совершенствование деятельности институтов, отвечающих за качество жизни детского населения

 

Качество жизни детского населения можно обеспечить посредством повышения эффективности предоставления детям и семьям с детьми государственных и муниципальных услуг.

Для этого необходимо проведение мероприятий по трём основным направлениям:

совершенствование семейной политики;

совершенствование деятельности по развитию ребёнка;

совершенствование деятельности по охране здоровья ребёнка.

 

2.1.1. Совершенствование семейной политики

 

Вопросы совершенствования института семьи рассматриваются в Ульяновской области в рамках  Концепции семейной политики Ульяновской области на период до 2025 года.

Стратегической целью семейной политики является достижение семьёй благополучия как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, её способности успешно выполнять свои основные функции, усиления роли семьи как равноправного субъекта социальных отношений, содействия процессам социальной интеграции всех типов семей в общество.

Для реализации этой цели необходимо проведение мероприятий по оптимизации распределения времени между основными функциями семьи.

В настоящее время состояние занятости и уровень доходов населения приводят к преобладанию в балансе времени семьи функций обеспечения доходов, что сказывается на качестве семейной жизни и качестве семейного воспитания ребёнка.

Принуждение работодателя к сокращению рабочего времени для родителей несовершеннолетних детей оборачивается на практике уязвимостью этой категории при трудоустройстве и сохранении рабочего места (особенно в отношении одиноких родителей) с одной стороны, с другой стороны – риском злоупотреблений в отношениях с работодателями отдельных категорий родителей.

В этих условиях целесообразнее ставить вопрос о высвобождении времени родителей для общения с детьми посредством совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми.

Данные меры должны приводить к поэтапному сокращению затрат семьи с детьми на дополнительные образовательные, медицинские, транспортные услуги (школа – дом – школа), питание в образовательных учреждениях, услуги объектов культуры. Необходимо дальнейшее совершенствование системы предоставления за счёт бюджетных средств услуг социальных работников для детей, не способных обходиться без посторонней помощи.

В переговорах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансовым сектором необходимо достичь решений по сокращению процентной ставки по потребительским и ипотечным кредитам для семей с детьми, развитию страховых продуктов для семей с детьми (в частности, накопления на высшее профессиональное образование детей, жильё).

Необходимо усовершенствовать институт приёмных семей с целью повышения процента устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, за счёт развития системы консультационной и методической поддержки приёмной семьи, повышения качества предоставления специальных медицинских услуг (психолог, детский психиатр, логопед-дефектолог), повышения эффективности защиты приёмной семьи от противоправных действий третьих лиц, в частности, разглашения сведений о приёмной семье.

 

2.1.2. Совершенствование деятельности по развитию ребёнка

 

Совершенствование деятельности по развитию ребёнка строится на дошкольном, общем образовании, профессиональном и дополнительном образовании.

В сфере дошкольного образования необходимо, прежде всего, развитие сети дошкольного образования в городских и сельских поселениях Ульяновской области, введение новых и дополнительных мест как в государственных дошкольных учреждениях, так и негосударственных (частные детские сады), развитие альтернативных и вариативных форм образовательных учреждений; развитие материально-технической базы учреждений дошкольного образования детей, в первую очередь это приобретение высокотехнологического здоровьесберегающего оборудования, современного игрового оборудования, наглядно-методических пособий, технических средств обучения, детской мебели.

В системе общего образования при введении и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов необходимо развивать инклюзивные формы образования, совершенствовать систему профессиональной ориентации и профессионального консультирования.

Создание региональной системы непрерывного образования для детей с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инофоны, талантливые дети и др.), которая гарантирует соблюдение принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность образовательной системы к уровням и особенностям развития и создание условий для успешной социализации детей в обществе.

В системе профессионального образования региона в настоящее время качество образования подвергается внешней оценке, развивается институт внешней общественно-профессиональной экспертизы. Необходимо создание внутренних оценочных систем образовательных учреждений.

Вместе с позитивными процессами, связанными, прежде всего, со стабилизацией общественной жизни, социально-экономическим положением населения, модернизацией образования, создаются благоприятные условия для интенсивного развития института воспитания, повышения его социального статуса и потенциала, достижения качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении детей и молодёжи Ульяновской области.

В сфере дополнительного образования необходимо предусмотреть развитие сети дополнительного образования детей в городских и сельских поселениях через открытие опорных площадок и использование современных информационных технологий, развитие материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей и создание условий для модернизации дополнительного образования детей, развития профильных видов профессионального спорта региона. Оказание услуг дополнительного образования детей должно реализовываться за счёт бюджетных средств. Предоставление услуг дополнительного образования по стратегическим направлениям подготовки должно проводиться за счёт бюджетных средств, по остальным направлениям – за счёт средств родителей или попечительских советов. Необходимо создание института общественного контроля за деятельностью системы дополнительного образования с целью обеспечения целевого использования бюджетных средств, направляемых на развитие ребёнка.

Для решения задач профессионального образования необходимо:

формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

реализация стратегических направлений, достижение которых обеспечено путём решения системных задач в рамках областной целевой программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в части повышения доступности и качества образования;

расширение перечня профессий для детей с ограниченными возможностями здоровья;

разработка и внедрение механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования.

 

2.1.3. Совершенствование деятельности по охране здоровья ребёнка

 

          Совершенствование институтов охраны здоровья ребёнка подразумевает:
          1) повышение эффективности ранней диагностики заболеваний у детей, профилактики заболеваний, лечения и восстановления ребёнка;

2) создание условий для комплексного решения проблемы сохранения здоровья путём обеспечения доступа детей к высокотехнологичной медицинской помощи;

3) совершенствование службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью профилактики отказов от новорождённых;

4) развитие технологий выхаживания новорождённых, в том числе с экстремально низкой массой тела;

5)  совершенствование эффективных медицинских технологий комплексной диагностики и раннего вмешательства и восстановительного лечения для детей с отклонениями в развитии и здоровья;

6) совершенствование системы реабилитации детей с ограниченными возможностями;

7) формирование регистра орфанных (редких) заболеваний у детей, обеспечение нуждающихся специальным лечением и питанием;

8)  обеспечение паллиативной помощью детей, страдающих неизлечимыми заболеваниями;

9) формирование мотивации к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек, выявление рисков развития заболеваний при обследовании детей в центрах здоровья;

10) проведение тестирования подростков на употребление наркотических веществ;

11) профилактика заболеваний репродуктивной сферы;

12) продолжение ежегодной диспансеризации детей, пребывающих в стационарных учреждениях для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В целях профилактики заболеваний детей в образовательных учреждениях необходимо обеспечить контроль за созданием здоровьесберегающей среды в школах и детских садах.

Особое внимание следует уделить оказанию психологической и психиатрической помощи детям и подросткам, в том числе пережившим насилие, попытку суицида.

 

2.2. Совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей деятельность институтов охраны детства и эффективность общественного контроля их деятельности

 

Особое значение должно быть отведено формированию пакета региональных нормативных правовых документов, направленных на повышение заинтересованности бизнеса в поддержке развития института семьи в Ульяновской области.

Следует уделить внимание совершенствованию нормативной правовой базы в части профилактики преступлений против детей.

Необходимо также предусмотреть мероприятия по продвижению правовой культуры в вопросах охраны семьи и детства среди населения Ульяновской области. К этой деятельности необходимо привлекать образовательные учреждения и территориальное общественное самоуправление, предварительно проведя обучение с представителями данных структур.

При Уполномоченном по правам ребёнка в Ульяновской области необходимо создать общественную комиссию по выявлению нарушений прав детей, нарушений стандартов государственных и муниципальных услуг и их предоставления.

 

3. Развитие инфраструктуры охраны детства на территории Ульяновской области

 

Развитие инфраструктуры охраны детства предполагает привлечение значительных ресурсов на обновление действующих объектов инфраструктуры и создание новых объектов инфраструктуры, обеспечивающих материально-техническую основу для предоставления государственных и муниципальных услуг детям и семьям с детьми в Ульяновской области.

Развитие инфраструктуры организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми,  предполагается осуществлять по трём направлениям:

строительство новых и модернизация действующих зданий организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми;

развитие материально-технической базы организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми;

развитие кадров организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми.

 

3.1. Строительство новых и модернизация действующих зданий организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми

 

По данному направлению необходимо обеспечить организации, оказывающие услуги детскому населению, безопасными, комфортабельными зданиями, доступными для всех групп детей, за счёт капитального ремонта действующих или строительства новых.

Средства на решение этой задачи целесообразно привлекать через механизмы концессионных соглашений с представителями бизнеса.

 

3.2. Развитие материально-технической базы организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми

 

Развитие материально-технической базы должно проводиться на принципах проектного управления с чётко определёнными промежуточными и итоговыми сроками реализации каждого проекта и возможностью общественного контроля хода реализации проекта. Необходимо гарантировать комплектование материально-технической базы институтов качественным оборудованием, позволяющим достигать максимальной эффективности в реализации проектов, направленных на повышение качества жизни детей Ульяновской области. Финансирование может быть предусмотрено за счёт участия в государственных и муниципальных программах,  за счёт создания попечительских советов или развития форм сотрудничества с поставщиками оборудования и расходных материалов.

 

3.3. Развитие кадров организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми

 

Развитие кадров должно осуществляться в рамках государственной программы, финансируемой из областного бюджета Ульяновской области.

Развитие кадров организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми, должно способствовать созданию условий для:

повышения доступности и качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства;

повышения эффективности работы по поиску и поддержке талантливых детей и молодёжи;

повышения эффективности работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, развитию инклюзивного образования;

подготовки кадров по детской, подростковой психиатрии, детской суицидологии, детской сексологии, логопедии, дефектологии;

повышения эффективности работы органов опеки и попечительства.

Реализацию образовательных программ подготовки кадров для оказания государственных и муниципальных услуг детям и семьям с детьми необходимо проводить с приглашением лучших специалистов страны и зарубежья.

Необходимо принять комплекс мер по повышению уровня оплаты труда кадров, оказывающих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми.

 

4. Механизм реализации Стратегии

 

В основе механизма реализации Стратегии лежит разработка и соблюдение социального стандарта государственных и муниципальных услуг, предоставляемых детскому населению для достижения им заданного уровня качества жизни.

Уровень качества жизни детского населения в Ульяновской области определяется возрастными потребностями в питании, культурном и физическом развитии, состоянием здоровья (психического и физического). Соответственно, разрабатывается система социальных стандартов услуг, предоставляемых детскому населению, на основании матрицы (таблицы), состоящей из комбинаций двух параметров: возрастная группа ребёнка и группа здоровья ребёнка. По горизонтали (столбцам матрицы) откладываются возрастные периоды: 0-1 год, 1-3 года, 4-7 лет, 8-12 лет, 13-16 лет, 17-21 лет; по вертикали (строкам матрицы) откладываются группы здоровья: первая группа здоровья, вторая группа здоровья (II–A и II–Б), третья группа здоровья, четвёртая группа здоровья и пятая группа здоровья. В ячейках матрицы, образуемых пересечением соответствующих показателей по столбцам и строкам, прописывается перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых детям определённой возрастной группы с определённой группой здоровья.

Для управления реализацией Стратегии создаётся межведомственная рабочая группа из представителей сфер образования, здравоохранения, социальной защиты, опеки, бизнеса, специализирующегося на производстве детских товаров и услуг. В течение первой половины 2013 года рабочая группа при поддержке соответствующих исполнительных органов государственной власти Ульяновской области заполняет матрицу, подготавливает систему стандартов и проводит необходимые расчёты по объёмам и источникам средств на реализацию стандартов. На основании полученных расчётов Министерство труда и социального развития Ульяновской области вносит предложение Губернатору Ульяновской области о внесении изменений в областной бюджет Ульяновской области и изменений в финансирование программ, влияющих на выполнение стандартов.

 

 

 

 

5. Оценка эффективности реализации Стратегии

 

Оценка эффективности реализации Стратегии проводится на основе достижения социальных стандартов и повышения качества жизни детского населения Ульяновской области по следующим показателям:

Наименование контрольного показателя

 

Ед.изм.

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

5

6

7

Доля школьников, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам,  в общей численности школьников

%

39

62

72

82

94

Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

%

6,5

14,5

20

22

24

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного  общего образования (в том числе с использо-ванием дистанционных образовательных технологий)

%

60

70

71

75

80

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста

%

59

62

65

68

70

Увеличение численности детей, охваченных услугами дошкольного образования

%

73

75

80

83

85

Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразователь-ных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений

%

1,3

1,2

1,1

1

0,9

Снижение уровня детской смертности

%

1

3

3

3

5

Доля детей, занятых в спортивных секциях

%

46

49

54

57

60

Доля детей, занятых в кружковой деятельности

%

59

62

65

68

70

Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями

%

16,2

17,54

18,08

17,75

18,82

Снижение доли детей, находящихся в социально опасном положении

%

1,2

1,2

1,1

1,1

1

Реорганизация, модернизация и оптимизация областных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

%

7

9

10

0

0

Снижение количества родителей, лишённых  родительских прав

%

1

1,2

1,5

1,8

2

Снижение количества детей, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел

%

2

2,3

2,8

3,2

4

Снижение количества правонарушений, совершённых детьми

%

2,3

3

3,7

4

4,5

Снижение количества правонарушений в отношении детей

%

1,7

2

2,3

2,7

3

Снижение количества детей, потребляющих алкоголь и наркотики

%

3

3

5

5

7

Снижение числа ранних беременностей и абортов

%

5

5

6

6

7

Доля детей – призёров олимпиад от количества участников олимпиад и других соревнований

%

25

25

25

25

25

Доля учреждений профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессиональ-ного образования, в общем количестве учреждений профессионального образования

%

15

20

30

40

45

Доля лиц, обучающихся по программам начального профессионального образования, среднего профессиональ-ного образования и высшего профессионального образования, прошедшим общественно-профес-сиональную аккредитацию, в общем числе лиц, обучающихся по програм-мам начального профессионального образования, среднего профессиональ-ного образования и высшего профес-сионального образования

%

4

8

15

25

30

Доля выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроившихся на предприятия ведущего работодателя, в общем числе трудоустроившихся выпускников

%

5

7,5

8

9

12

 

Информация представляется исполнителями мероприятий Стратегии согласно плану мероприятий (приложение к Стратегии) в Министерство труда и социального развития Ульяновской области один раз в полугодие не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

 

_____________                                  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Стратегии

 

 

 

 

План мероприятий на 2013 и 2014 годы 
Региональной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок

реализации

Исполнители

мероприятий

1

2

3

4

1. Развитие институтов охраны детства на территории Ульяновской области

1.1. Совершенствование деятельности институтов, отвечающих за качество жизни детского населения

1.1.1. Совершенствование семейной политики

1.

Развитие сети учреждений социального обслуживания населения, оказание социальной поддержки детям из малообеспеченных семей и семьям одиноких родителей

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

2.

Принятие мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

3.

Предоставление материальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на основе адресного и заявительного принципа с обязательной взаимной ответственностью сторон

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

 

4.

Создание информационно-методических пособий в помощь молодой семье

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

5.

Выпуск методических рекомендаций для семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями, с организацией взаимодействия между специалистами различных ведомств при оказании помощи и поддержки этим семьям, с законодательными основами их социальной защиты

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

 

6.

Социально-психологическое сопровождение замещающих семей, малолетних матерей, семейно-воспитательных групп

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

7.

Внедрение эффективной инновационной технологии   «Тренировочная комната», направленной на развитие потенциала ребёнка-инвалида, в целях его подготовки к самостоятельной жизни посредством формирования единого реабилитационного пространства

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

8.

Создание системы конкурсного отбора и поддержки региональных проектов, направленных на решение задач поддержки молодой семьи

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, органы местного самоуправления*

9.

Реализация мер социальной  поддержки многодетных семей в соответствии  с Законом Ульяновской области от  29.12.2005  № 154-ЗО  «О мерах социальной поддержки многодетных семей  в Ульяновской области»

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области

10.

Развитие системы предоставления социальных выплат в связи с рождением и воспитанием детей

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

11.

Выделение семьям с детьми жилья по договору социального найма

2013 и 2014

годы

Органы местного самоуправления*

12.

Бесплатное выделение многодетным семьям земельных участков под строительство жилья, в том числе обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой

2013 и 2014

годы

Органы местного самоуправления*, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство строительства Ульяновской области

13.

Предоставление материальной поддержки гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

 

14.

Развитие института приёмной семьи

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

15.

Проведение ежегодного Всероссийского фестиваля  клубов молодых семей

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

16.

Проведение мониторинга деятельности региональных и муниципальных центров (клубов) молодой семьи,   общественных организаций и объединений по работе с молодой семьёй

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

17.

Привлечение спонсоров и благотворителей, создание попечительских советов для реализации наиболее эффективных проектов в сфере семейной политики

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

18.

Развитие сотрудничества органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, учреждений, общественных организаций, в том числе этнических культурных центров и представительств различных конфессий, в области семейной политики

2013 и 2014

годы

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, органы местного самоуправления*

 

19.

Пропаганда в среде молодёжи ценностей семейного образа жизни, преемственности поколений, обдуманного отношения к браку и ценностного отношения к семье через средства массовой информации

2013 и 2014

годы  

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Управление записи актов гражданского состояния Ульяновской области, органы местного самоуправления*

20.

Информирование населения о реализации государственной политики в отношении молодой семьи посредством федеральных и региональных телевизионных каналов, печатных средств и радиостанций

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

21.

Организация и проведение тематических семинаров, конференций и фестивалей молодых семей, проведение в их рамках художественных, книжных выставок, фестивалей искусств и кинофестивалей, посвящённых семье, детям, семейным ценностям

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

22.

Организация и проведение социально значимых мероприятий, направленных на укрепление института семьи, семейных ценностей

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

23.

Совершенствование культуры родительства через развитие родительских общественных организаций (ассоциации многодетных семей, ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями, родительские комитеты и другие общественные объединения)

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

24.

Формирование культуры семейного досуга, создание условий для реализации творческого и духовного потенциала семьи

2013 и 2014

годы

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

 

25.

Привлечение учреждений культуры к разработке и реализации программ работы с семьёй, направленных на популяризацию опыта успешных семей, пропаганду семейного  образа жизни, возрождение и развитие семейных традиций

2013 и 2014

годы

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

26.

Организация мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на воспитание милосердия, здорового образа жизни, патриотизма и межнационального согласия

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

27.

Привлечение семей к участию в мероприятиях, связанных с народной традиционной культурой, народным творчеством, в национальных праздниках

2013 и 2014

годы

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, органы местного самоуправления*

28.

Оказание комплексной адресной помощи замещающим семьям  через работу «мобильных групп»

2013 и 2014

годы

Министерство  образования Ульяновской области

29.

Проведение областного конкурса замещающих семей в муниципальных образованиях Ульяновской области

Ежегодно

в ноябре

Министерство  образования Ульяновской области

30.

Создание типовой модели комплексного консультирования при клубах, общественных объединениях и центрах по основным вопросам жизнедеятельности молодых семей и её распространение

Октябрь

2013 года

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

31.

Внедрение программ повышения правовой компетентности, гражданской инициативы и ответственности детей и родителей, в том числе профилактики подростковых правонарушений

Декабрь

2013 года

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области

32.

Внедрение модернизированной автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, «АИСТ»

Декабрь

2013 года

Министерство образования Ульяновской области

33.

Разработка специальных программ подготовки к семейной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Март

2014 года

Министерство образования Ульяновской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области

34.

Апробация и внедрение программ психологического обследования  кандидатов в опекуны (попечители), усыновители

Сентябрь

2014 года

Министерство образования Ульяновской области

35.

Создание электронной библиотеки, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания по вопросам государственной политики в отношении молодой семьи

Декабрь

2014 года

Министерство внутренней политики Ульяновской области

 

1.1.2. Совершенствование деятельности по развитию ребёнка

36.

Развитие работы детских объединений по IT –техноло-гиям

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

37.

Развитие всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышение доступности и качества их услуг через строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, благоустройство территории, приобретение оборудования. Проведение областной  спартакиады среди воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольных образовательных учреждений Ульяновской области «Малышок»

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

38.

Внедрение новых технологий и методов работы по проведению коррекционной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в коррекционных школах

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

39.

Реализация мероприятий программ трудоустройства и занятости подростков и молодёжи

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

40.

Расширение сети школьных спортивных клубов, клубов по месту жительства, спортивных клубов в территориальных общественных самоуправлениях

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

41.

Оказание региональной поддержки существующим и создание новых спортивных объединений, кружков, секций в детско-юношеских спортивных школах

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

42.

Развитие физкультурно-спортивного воспитания в образовательных организациях

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, органы местного самоуправления*

43.

Подписание соглашений со спортивными федерациями по созданию на базе образовательных учреждений новых спортивных секций

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

44.

Привлечение к физкультурно-спортивному воспитанию общественных, коммерческих организаций

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

45.

Развитие адаптивного спорта в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

46.

Разработка и реализация программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, органы местного самоуправления*

47.

Организация проведения уроков мобильной грамотности и повышения безопасности пребывания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» школьников Ульяновской области

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

 

48.

Реализация типовой программы  «Поверь в себя»
(с внесёнными изменениями) по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов и школ-интернатов в соответствии с распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 31.03.2011 № 955-р «Об утверждении типовой программы социальной адаптации и сопровождения выпускников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульяновской области»

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

 

49.

Внедрение эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2013 и 2014

годы

Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

50.

Реализация ведомственной целевой программы «Дети-сироты Ульяновской области на 2012-2014 годы»

2013 и 2014

годы

Министерство  образования Ульяновской области

51.

Проведение конкурсов, фестивалей детского творчества, спортивных соревнований и других социально значимых мероприятий для воспитанников  областных государственных казённых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2013 и 2014

годы

Министерство  образования Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

 

52.

Развитие системы правового просвещения детей и подростков

 

2013 и 2014

годы

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области

53.

Реализация комплекса мероприятий по развитию волонтёрского движения

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

54.

Проведение конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Ежегодно

в марте

Министерство образования Ульяновской области

55.

Проведение областного конкурса «Лучший волонтёр года»

Ежегодно

в августе

Министерство внутренней политики Ульяновской области

56.

Проведение социально значимых акций с участием волонтёров 

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

57.

Проведение Губернского конкурса поддержки молодёжных проектов и инициатив

Ежегодно

март-май

Министерство внутренней политики Ульяновской области

58.

Проведение летних смен для молодых волонтёров

Ежегодно июль-август

Министерство внутренней политики Ульяновской области

59.

Разработка и утверждение комплексного межведомственного плана профориентационной деятельности в образовательных учреждениях Ульяновской области 

Сентябрь

2013 года

Министерство образования Ульяновской области

60.

Обеспечение введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования

Сентябрь

2014 года

Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

61.

Проведение конкурса дополнительных образовательных программ

Октябрь

2014 года

Министерство образования Ульяновской области

62.

Создание сети региональных центров профессиональной ориентации

Декабрь

2014 года

Министерство образования Ульяновской области

1.1.3. Совершенствование деятельности по охране здоровья ребёнка

63.

Повышение санитарной культуры населения путём реализации программы гигиенического воспитания в детских садах, школах, активизации работы школ здорового ребёнка в медицинских учреждениях с использованием современных интернет-ресурсов

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

64.

Проведение работы по профилактике зависимости от алкоголя, табака, наркотиков

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

65.

Проведение тестирования подростков на употребление наркотических веществ

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

66.

Работа среди подростков по профилактике ВИЧ-инфекции

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство внутренней политики Ульяновской области

67.

Работа среди подростков по профилактике заболеваний репродуктивной сферы

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

68.

Создание социальной рекламы в средствах массовой информации о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков, нездорового питания

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области

69.

Развитие системы оказания гинекологической и андрологической помощи детям и подросткам, основанной на раннем выявлении (в рамках профилактических медицинских осмотров) нарушений репродуктивного здоровья и своевременной коррекции этих нарушений. Информирование молодых людей о современных методах контрацепции с целью предупреждения нежелательной беременности

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

70.

Развитие медицинских технологий восстановительного лечения для детей с отклонениями в развитии и здоровье на базе государственного учреждения здравоохранения «Детская больница восстановительного лечения № 1», государственного учреждения здравоохранения  «Детская больница восстановительного лечения № 2», государственного учреждения здравоохранения
«Городская клиническая больница № 1 (перинатальный центр)»

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области

71.

Развитие и модернизация службы оказания психологической и психиатрической помощи детям и подросткам, в том числе пережившим насилие, попытку суицида

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

72.

Реализация образовательной программы «Культура здоровья» для обучающихся 1–11 классов общеобразовательных учреждений

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

73.

Организация деятельности центров содействия укреплению здоровья на базе образовательных учреждений

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

 

74.

Проведение образовательного экспресса «Школа – территория здоровья»

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области

75.

Модернизация урока физической культуры через реализацию инновационных учебных программ двигатель-

ной активности, которые вызывают  интерес у детей, предусмотрев в их содержании не только обучение  двигательным действиям, развитие физических качеств, но и обучение знаниям и способам самостоятельной двигательной деятельности обучающихся

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области

76.

Реализация программ физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

 

77.

Развитие школьного клубного спортивного движения, разработка системы соревновательной деятельности школьников, занимающихся в спортивных клубах

 

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

78.

Популяризация систематических занятий физической культурой и спортом среди обучающихся и родителей через реализацию проектов «Уроки физической культуры со звёздами спорта», «Спортивная суббота», «Олимпийский урок – навстречу Олимпиаде 2014 года в Сочи», «Звёзды спорта – детям»

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

79.

Привлечение родителей (законных представителей) к участию в школьных и муниципальных этапах «Президентских состязаний» и «Президентских спортивных игр»

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области

80.

Проведение олимпиады школьников по физической культуре: школьный, муниципальный, региональный этапы 

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

81.

Создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением физической культуры

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области

82.

Региональный детский конкурс сочинений и рисунков на тему «Быть спортивным и здоровым – это модно»

Ежегодно

в сентябре

Министерство образования Ульяновской области

83.

Внедрение инновационных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий в учебно-тренировочный процесс в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

84.

Совершенствование системы спортивного отбора и сопровождения талантливых детей в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

85.

Проведение дней открытых дверей в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

86.

Развитие музеев спортивной славы

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

87.

Отражение деятельности учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в средствах массовой информации

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

88.

Массовое привлечение родителей к участию в проведении спортивных мероприятий

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области

89.

Реализация комплексной программы «Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений в Ульяновской области»

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

90.

Реализация цикла лекций, конференций в образовательных учреждениях по формированию культуры здорового питания

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

91.

Создание регионального регистра детей с редкими (орфанными) заболеваниями и обеспечение их необходимым специальным питанием и реабилитационным оборудованием

Март

2014 года

Министерство здравоохранения Ульяновской области

92.

Создание в каждом образовательном учреждении центра здорового питания – структурного подразделения, осуществляющего деятельность по организации  рационального питания обучающихся и  формированию культуры питания среди детей и их родителей

Май

2014 года

Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

93.

Введение специализированного приёма по профилактике невынашивания беременности в женских консультациях

Сентябрь

2014 года

Министерство здравоохранения Ульяновской области

94.

Проведение областного конкурса общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные проекты в сфере здоровьесбережения обучающихся

Ежегодно

в октябре

Министерство образования Ульяновской области

1.2. Совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей деятельность институтов охраны детства и эффективность общественного контроля их деятельности

95.

Расширение полномочий образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и предоставление им права на осуществление психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения детей, переданных на воспитание в семьи граждан

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

96.

Актуализация нормативной  правовой базы реализации государственной политики в отношении семьи: разработка и внесение изменений в законодательные акты, направленные на укрепление и повышение статуса семьи, материнства и детства, с учётом основных направлений семейной политики и особенностей демографического развития  Ульяновской области

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

2. Развитие инфраструктуры охраны детства на территории Ульяновской области

2.1. Строительство новых и модернизация действующих зданий организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми

97.

Модернизация пришкольной спортивной инфраструктуры

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области

98.

Использование для учебной и внеучебной физкультурно-спортивной работы муниципальных и государственных спортивных сооружений

 

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

2.2. Развитие материально-технической базы организаций и учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми

99.

Материально-техническое обеспечение  физкультурно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

100.

Совершенствование спортивной инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности за счёт участия в конкурсах на получение грантовой поддержки

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области

101.

Материально-техническое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних

2013 и 2014

годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

102.

Открытие коек реабилитации на базе государственного учреждения здравоохранения  «Городская клиническая больница №1»

Декабрь

2013 год

Министерство здравоохранения Ульяновской области

103.

Создание реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в
г. Димитровграде

Декабрь

2014 год

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

2.3. Развитие кадров организаций и учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги детям и семьям с детьми

104.

Формирование системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

105.

Проведение профессиональной курсовой подготовки для специалистов служб постинтернатного сопровождения с привлечением попечительских советов детских домов, представителей религиозных конфессий и др.

2013 и 2014

годы

Министерство  образования Ульяновской области

 

106.

Подготовка квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства, а также развитие системы дополнительного образования, реализация программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки работников указанной сферы

2013 и 2014

годы

Министерство  образования Ульяновской области

 

107.

Организация подготовки школьных учителей и вожатых детских оздоровительных лагерей по теме кибербезопасности детей

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

 

108.

Проведение курсов повышения квалификации «Формирование профессиональной готовности учителей к здоровьесберегающей педагогической деятельности»

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

109.

Привлечение ведущих экспертов России в области формирования здорового образа жизни в целях оказания методической помощи педагогическим работникам

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области

110.

Совершенствование системы повышения квалификации тренеров-преподавателей (стажировка в ведущих российских и зарубежных вузах, приглашение ведущих специалистов, мастер-классы ведущих спортсменов)

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

111.

Участие педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в конференциях, семинарах различного уровня

2013 и 2014

годы

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

112.

Формирование системы подготовки и повышения квалификации специалистов по детской и подростковой психиатрии, детской суицидологии, детской и подростковой психологии

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

113.

Проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогов учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

Ежегодно

май-июнь

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

114.

Проведение областного конкурса «Лучший детский дом Ульяновской области»

Ежегодно

в сентябре

Министерство  образования Ульяновской области

115.

Проведение ежегодного областного конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области»

Ежегодно

в октябре

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

116.

Разработка региональных критериев оценки деятельности детских тренеров-преподавателей для аттестации на квалификационные категории

Октябрь

2013 года

Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

 

117.

Организация курсов повышения квалификации для поваров центров здорового питания образовательных учреждений

Декабрь

 2013 года

Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

118.

Организация обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в рамках работы «Школа замещающих родителей»

Декабрь

2014 года

Министерство  образования Ульяновской области

119.

Повышение  психолого-педагогической, правовой, медицинской компетентности членов замещающих семей в рамках   проведения «Опекунских всеобучей»

Декабрь

2014 года

Министерство  образования Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

3. Механизм реализации Региональной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы

120.

Ежегодный мониторинг жилищных и социально-бытовых проблем молодых семей и целевых демографических групп

2013 и 2014

годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

121.

Мониторинг организации питания в общеобразовательных учреждениях

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области, органы местного самоуправления*

122.

Проведение мониторинга эффективности деятельности учреждений дополнительного образования

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

123.

Ежегодный мониторинг социально-бытовых проблем семей Ульяновской области, направленных на раннюю профилактику семейного неблагополучия

2013 и 2014 годы

Министерство внутренней политики Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области

124.

Проведение мониторинга эффективности деятельности учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних

2013 и 2014 годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области

125.

Выработка методических рекомендаций, методов и внедрение проектов по профилактике безнадзорности и социального сиротства

2013 и 2014 годы

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области

126.

Проведение обследований школьников на базах детских центров здоровья

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области

127.

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений с определением рейтинга и присвоением статуса «Школа, содействующая укреплению здоровья»

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

128.

Мониторинг организации психологической, психиатрической, педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к аддитивному поведению, пережившим насилие, попытку суицида

2013 и 2014

годы

Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Министерство  труда и социального развития Ульяновской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области

129.

Мониторинг санитарно-гигиенических, учебно-организационных, психолого-педагогических условий обучения детей в образовательных учреждениях с устранением выявленных нарушений и  недочётов

2013 и 2014

годы

Министерство образования Ульяновской области

 

*Участвуют в реализации мероприятий по согласованию.

 

__________________