Выступление Никитиной А.В., заместителя директора Департамента физической культуры и спорта Ульяновской области по теме «О федеральных стандартах спортивной подготовки в Российской Федерации»

Для понимания содержания темы «О федеральных стандартах спортивной подготовки в   Российской Федерации»  я подробно остановлюсь на понятии федеральных стандартов спортивной подготовки и постараюсь объяснить  почему данная тема может быть Вам интересна.

В Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 06.12.2011  были  внесены поправки Федеральным законом  от № 412-ФЗ (далее – Федеральный закон).

Вышеуказанным законом наконец-то были  введены федеральные стандарты спортивной подготовки по каждому виду спорта.

Принятию вышеуказанного закона предшествовало очень много дебатов, особенно среди специалистов в сфере физической культуры и спорта. У введения федеральных стандартов  спортивной подготовки было как много сторонников так и много противников. Наконец-то закон был принят.

Он вступил в силу с 01 июля 2012 года.

Федеральные стандарты спортивной подготовки по каждому виду спорта должны обеспечить единство основных требований к условиям и результатам реализации программ названной подготовки, ее нормативам и особенностям по отдельным дисциплинам соответствующего вида спорта на всей территории России. Исключение составят лишь военно-, служебно-прикладные и национальные виды спорта. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку, устанавливаются специальные федеральные стандарты спортивной подготовки  обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки.

Кроме того, в новом законе раскрываются такие понятия как «спортивная подготовка», «программа спортивной подготовки», «спортивный резерв» и устанавливается перечень организаций, которые могут готовить спортсменов спортивного резерва и высокого класса.

Принятый  закон  регулирует отношения, связанные с прохождением спортивной подготовки, а также права и обязанности лиц, проходящих и (или) прошедших спортивную подготовку, статус, права и обязанности организаций, осуществляющих такую подготовку.

Этим законом определяются права и обязанности лиц, проходящих спортивную подготовку, права и обязанности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также права общероссийских и региональных спортивных федераций при осуществлении общественного контроля за соблюдением такими организациями требований федеральных стандартов спортивной подготовки.

Федеральные стандарты спортивной подготовки – совокупность требований к спортивной подготовке по видам спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта),    Федеральные стандарты спортивной подготовки предназначены для обеспечения:

1) единства основных требований к спортивной подготовке на всей территории Российской Федерации;

2) планомерности осуществления спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации;

3) подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.

Федеральные стандарты спортивной подготовки включают в себя:

1) требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;

2) нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин);

3) требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки;

4) требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;

5) особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;

6) требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.

Кроме  уже   вышесказанного, принятый   Закон  предусматривает, что к полномочиям  субъекта Российской Федерации  в области физической культуры и спорта относится осуществление  контроля за соблюдением организациями, созданными субъектами Российской Федерации и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися на территориях  субъектов Российской Федерации, созданными без участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством   Российской Федерации.  И вот этот пункт является ключевым для понимания того, для чего мне нужно было Вас знакомить с темой, которая интересна наверное бы была только «узким» специалистам.

 Немного остановлюсь  на том, что же такое  «спортивная подготовка»? Это  тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

При осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:

1) спортивно-оздоровительный этап

2) этап начальной подготовки;

3) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

4) этап совершенствования спортивного мастерства;

5) этап высшего спортивного мастерства.

Спортивная подготовка реализуется на основе государственного (муниципального) заказа или договора об оказании таких услуг. Теперь в Федеральном законе определены обязательные условия последнего. Также установлен порядок создания федеральных центров спортивной подготовки.

Спортивная подготовка предусматривает ряд этапов (от спортивно-оздоровительного до высшего спортивного мастерства), каждый из которых (за исключением спортивно-оздоровительного этапа) реализуется в соответствии с программами спортивной подготовки.

Спортивная подготовка осуществляется физкультурно-спортивными организациями и образовательными учреждениями дополнительного образования детей, уставами которых предусматривается такая деятельность, на основании государственного (муниципального) задания или договора оказания услуг по спортивной подготовке. 

В связи с принятием этого   Закона  нам   необходимо было  привести в соответствие  отдельные положения  Закона Ульяновской области от 05.11.2008 № 177-ЗО «О физической культуре и спорте в Ульяновской области», в результате чего был принят Закон Ульяновской области от 05.06.2012 № 74-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Ульяновской области «О физической культуре и спорте в Ульяновской области». Т.е. с принятием  Закона Ульяновской области от 05.06.2012 № 74-ФЗ к полномочиям Департамента физической культуры и спорта Ульяновской области добавились полномочия по осуществлению контроля  за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки организациями, осуществляющими спортивную подготовку. А так как контроль  за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки организациями, осуществляющими спортивную подготовку предполагает контроль на всей территории Ульяновской области становится понятным почему я хотела познакомить Вас именно с этой темой.

Учитывая  то, что специализированные комитеты по физкультуре и спорту существуют только в двух муниципальных образованиях – г. Димитровграде и г. Ульяновске,  а во многих МО отсутствуют и специалисты, которые курируют данное направление, то вопрос о взаимодействии Департамента с МО в части осуществления контроля за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки организациями, осуществляющими  спортивную подготовку,  становится очень актуальным. Нам ещё предстоит выработать методику взаимодействия с муниципальными образованиями по вышеуказанному вопросу и помощь руководителей юридических служб по данному вопросу представляется очень нужной.