Решение Координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области №4 «Практика мониторинга федерального и регионального законодательства и его применения»

г. Самара 21 октября 2011 года

 
Эффективность системы права Российской Федерации неразрывно связана с проблемой оценки качества нормативных правовых актов и их дальнейшим совершенствованием. Путем оценки эффективности нормативного правового акта определяется степень урегулированности соответствующих общественных отношений, выявляются пробелы, коллизии и противоречия как между нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы, так и между актами разных уровней. Это обеспечивает научно обоснованный подход к выбору направлений совершенствования законодательства и, в конечном счете, - внутреннюю согласованность системы права в целом.
Накопленный Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами опыт проведения мониторинга законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проведение сравнительного анализа законодательства двух уровней, а также опыт законопроектной деятельности служит отправной точкой в развитии новой системы мониторинга законодательства в России.
В этой связи представляется очевидным наделение Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» Минюста России функциями по организации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.
Проводимые территориальными органами Минюста России мониторинги законодательства охватывают наиболее значимые сферы правового регулирования: государственная гражданская служба, противодействие коррупции, оказание бесплатной юридической помощи, социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений уголовно-исполнительной системы, социальное обеспечение отдельных категорий граждан и другие. За 2009-2011 годы проведено более 60 обзоров.
В 2010 году Минюстом России апробирована система мониторинга правоприменения посредством мониторинга правоприменительной практики в сфере государственной гражданской службы. По итогам мониторинга подготовлен ряд соответствующих предложений по совершенствованию как нормативных правовых актов Российской Федерации, так и законодательства субъектов Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы. Большинство из этих предложений органами государственной власти уже реализовано.
Во многих регионах назрела потребность в организации и осуществлении мониторинга в субъектах Российской Федерации, ряд из которых в этом аспекте значительно опережает федеральное законодательство.
Нормативные правовые акты, направленные на реализацию постоянного и непрерывного мониторинга правового пространства, действуют в республиках Саха (Якутия), Татарстан, Еврейском, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, Архангельской, Астраханской, Воронежской, Кемеровской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Тамбовской областях.
Основанием для организации работы по проведению мониторинга законов области и правоприменительной практики послужили рекомендации Государственной Думы Российской Федерации о подготовке доклада о состоянии законодательства субъектов Российской Федерации. Ежегодные доклады о состоянии законодательства в настоящее время являются основной официально выраженной формой результатов мониторинга. По данным Центра мониторинга права при Совете Федерации динамика подготовки докладов в субъектах Российской Федерации выглядит следующим образом: 2005 год - 5 докладов; 2006 год - 12; 2007 год - 15; 2008 год - 19; 2009 год - 20.
Вместе с тем единых подходов в области проведения мониторингов органами государственной власти субъектов Российской Федерации не выработано, в одних субъектах Российской Федерации указанную деятельность осуществляют представительные органы государственной власти, в других - исполнительные.
Однако Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» предусматривает обязательное участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении мониторинга правоприменения. Также органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право проводить мониторинги правоприменения в инициативном порядке.
В этой связи актуальным видится вопрос принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения мониторинга законодательства.
В Приволжском федеральном округе нормативная основа проведения мониторинга правоприменения законодательными (представительными) органами государственной власти имеется только в Нижегородской области и Республике Татарстан.
Опыт, накопленный субъектами Российской Федерации, нуждается в изучении и распространении. Многие субъекты уже разработали свои модели мониторинга. В этой связи Минюст России, обладая функцией по методическому обеспечению проведения мониторинга правоприменения, посредством работы своих территориальных органов может обобщить и выработать единую модель проведения мониторинга, учитывая имеющийся положительный опыт.
При построении системы мониторинга очень важной является проблема оценки эффективности закона и оценки эффективности деятельности органов власти.
Результаты мониторинга должны заключаться не только в корректировке действующего нормативного правового акта или принятии нового акта, но и в рекомендациях, закрепляющих способ организации действий органов государственной власти и управления.
Проведение апробации мониторинга правоприменения территориальными органами Минюста России показало, что мониторинг осложняется отсутствием методики его проведения для территориальных органов, а также отсутствием  нормативного правового акта, регламентирующего порядок взаимодействия территориальных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению информации о деятельности данных органов в сфере правоприменения.
Оценка эффективности действия нормативного правового акта должна проводиться на основании мнения правоприменителей, к которым необходимо относить не только органы государственной власти, но и институты гражданского общества, научные, общественные организации, средства массовой информации, установление взаимодействия с которыми при осуществлении правового мониторинга представляется необходимым.
На основании изложенного, учитывая практическую значимость проведения мониторинга правоприменения
 
Координационный совет решил:
 
1. Рекомендовать начальникам территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, находящимся в пределах Приволжского федерального округа:
 
1.1. продолжить работу по проведению мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации и его правоприменения;
Срок: постоянно.
1.2. провести анализ нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации на предмет наличия в нем положений, регламентирующих проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации мониторинга законодательства и его правоприменения;
Срок: 15.01.2012.
1.3. в случае отсутствия нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, регламентирующих проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации мониторинга законодательства и его правоприменения, инициировать разработку и принятие таких нормативных правовых актов;
Срок: 15.01.2012.
1.4. провести анализ взаимодействия территориальных управлений Минюста России при проведении мониторинга законодательства и его правоприменения с органами государственной власти и местного самоуправления, органами прокуратуры, высшими учебными заведениями, научными учреждениями, институтами гражданского общества;
Срок: 01.03.2012.
1.5. наладить взаимодействие (в том числе заключить соглашения о взаимодействии) с институтами гражданского общества, высшими учебными заведениями, научными учреждениями в целях проведения мониторинга законодательства и его правоприменения, а также получения публичной (общественной) оценки его результатов;
Срок: 01.04.2012.
1.6. провести анализ нормативной правовой базы, регулирующей организацию мониторинга правоприменения и представить предложения по ее совершенствованию;
Срок: 15.01.2012.
1.7. доводить результаты проведенных мониторингов законодательства и его правоприменения до общественности путем взаимодействия со средствами массовой информации, размещения информации на Интернет-сайтах территориальных органов;
Срок: постоянно.
1.8. нарабатывать опыт привлечения институтов гражданского общества, высших учебных заведений, научных учреждений к проведению мониторинга законодательства и его правоприменения, изыскивать новые формы взаимодействия;
Срок: постоянно.
 
2. Рекомендовать Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области:
 
2.1. обобщить информацию о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, регламентирующих проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации мониторинга законодательства и его правоприменения, результаты направить в Министерство юстиции Российской Федерации и аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе;
Срок: 01.02.2012.
2.2. обобщить данные о взаимодействии территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, с институтами гражданского общества, высшими учебными заведениями, научными учреждениями в целях проведения мониторинга законодательства и его правоприменения, результаты направить в Министерство юстиции Российской Федерации;
Срок: 20.03.2012.
2.3. обобщить предложения территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей организацию мониторинга правоприменения, результаты направить в Министерство юстиции Российской Федерации и аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе;
Срок: 01.02.2012.
 
3. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации), находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
 
3.1. при проведении мониторинга законодательства и его правоприменения привлекать к участию в работе территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, находящимся в пределах Приволжского федерального округа.
3.2. представлять ежегодные предложения в проект плана мониторинга, разрабатываемого Министерством юстиции Российской Федерации, через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, находящимся в пределах Приволжского федерального округа;
3.3. представлять ежегодные доклады о результатах мониторинга, осуществленного в предыдущем году в соответствии с планом мониторинга, а также осуществленного по собственной инициативе, через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, находящимся в пределах Приволжского федерального округа;
3.4. при проведении мониторинга законодательства и его правоприменения привлекать к участию в работе институты гражданского общества, высшие учебные заведения, научные учреждения;
3.5. использовать практику создания общественных, экспертно-консультативных, научно-методических, координационных и иных совещательных органов при органах государственной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения мониторинга законодательства и его правоприменения.

Добавлено: 12 апреля 2012 года, 15:10

Изменено: 12 апреля 2012 года, 15:13