Выступление начальника отдела правового обеспечения Министерства здравоохранения Ульяновской области Макарова Е.С. по теме: «Проблемные вопросы в свете разграничения полномочий между исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в связи с реализацией Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

22.03.2012

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.11.2011     № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2012 года в Ульяновской области были разграничены полномочия в сфере здравоохранения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта:

1. Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи переданы Министерству здравоохранения Ульяновской области.

2. В государственную собственность Ульяновской области приняты 57 муниципальных учреждений здравоохранения области. В настоящее время они подведомственны Министерству здравоохранения Ульяновской области.

3. Подписаны Соглашения между Правительством Ульяновской области и муниципальными образованиями Ульяновской области о взаимодействии в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения, в которых, в том числе, предусмотрены обязательства органов местного самоуправления по:

- погашению кредиторской задолженности по состоянию на дату приёма муниципальных учреждений в государственную собственность Ульяновской области,

- сохранению социальных гарантий, предоставляемых медицинским работникам передаваемых учреждений, предусмотренных муниципальными правовыми актами, и обеспечение предоставления социальных гарантий медицинскому персоналу учреждения не ниже достигнутого уровня в 2011 году.

По вопросу погашения кредиторской задолженности:

На основании части 2 статьи 3 соглашений между Правительством Ульяновской области и муниципальными образованиями о взаимодействии в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения, подписанными в декабре 2012 года, муниципальные образования обязались погасить имеющую­ся кредиторскую задолженность передаваемых муниципальных учреждений здравоохранения до издания распоряжения Правительства Ульяновской области о принятии их в государственную собственность Ульяновской области. В случае выявления кредиторской задолженности у переданных учреждений здравоохранения, образовавшейся до возникновения права собственности Ульяновской области на указанные учреждения здравоохранения, муниципаль­ные образования обязаны погасить выявленную кредиторскую задолженность в пределах сроков исковой давности (т.е. в течение трёх лет).  

Соответствующее распоряжение Правительства Ульяновской области принято 27.12.2011 № 923-пр, однако, в соответствии с анализом, проведённым Министерством здравоохранения Ульяновской области, установлено, что на балансе принятых в государственную собственность учреждений здравоохране­ния до настоящего времени имеется кредиторская задолженность, образовав­шаяся до 01.01.2012.

Разъясняем, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбрать способ и форму исполнения обязанности погашения кредиторской задолженности, предусмотренной соглашением. Министерство здравоохране­ния рекомендует заключить договоры перевода долга, условия и форма которых регламентированы статьёй 391 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в соответствующих договорах необходимо отразить согласие кредиторов на перевод задолженности на администрацию соответствующего муниципального образования. Это согласие должно быть выражено письменно, в произвольной форме, однако абсолютно определённо свидетельствовать, что кредитор согласен на перевод именно этого долга, именно в этой сумме и этому новому должнику. В этой связи предлагаем также подписывать с кредитором расчёт задолженности учреждения здравоохранения перед кредитором по состоянию на 31.12.2011. Возможно заключение трёхсторонних договоров.

В связи с невозможностью осуществления надлежащего бухгалтерского учёта в областном бюджете и возрастающими проблемами, связанными с требованиями кредиторов по оплате выполненных работ, оказанных услуг, а также поставленных товаров, необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос с переводом долга и исполнить взятые на себя обязательства, предусмотренные соглашением.

4. В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья, в том числе, отнесены:

- создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Правительство Ульяновской области убеждено, и законодатель подтверждает эту уверенность выше обозначенными нормами законов, что с руководителей муниципальных образований не снимается ответственность за здоровье граждан, так как развитие муниципального образования во многом зависит от здоровья, работоспособности и долголетия его жителей, которые будут получать медицинскую помощь в своём районе.

В свою очередь Правительство области гарантирует предоставление мер социальной поддержки за счёт средств областного бюджета, и эти меры будут со временем только увеличиваться.

Однако муниципальные образования вправе и могут создавать условия для оказания медицинской помощи надлежащего качества в муниципальном образовании, будь то рабочий посёлок, в котором расположена центральная районная больница, или небольшое сельское поселение, в котором медицинская деятельность осуществляется в ФАП.

При этом создание условий не должно исчерпываться следующими мерами:

- организация в границах муниципального образования бесперебойного электро-, тепло-, газо- и водоснабжения медицинских организаций государ­ственной системы здравоохранения, расположенных на территории муници­пального образования (далее – медицинские организации);

- предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, под строительство (реконструкцию) медицинских организаций;

- создание и развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры, необходимой для оказания медицинской помощи в медицинских организаций;

- организация транспортной доступности до медицинских организаций.

Органы местного самоуправления вправе установить в муниципальных правовых актах дополнительные меры социальной поддержки медицинским работникам. Указанными соглашениями предусмотрены следующие:

- единовременные денежные выплаты (подъёмные) медицинским работникам, переезжающим в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципального образования, в размере не менее 20000 рублей;

- ежегодные денежные выплаты в течение трёх лет непрерывной работы молодым специалистам – медицинским работникам, переезжающим в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муници­пального образования, за отработанный первый год в размере не менее 20000 рублей, за второй год – в размере не менее 40000 рублей, за третий год – в размере не менее 60000 рублей;

- предоставление жилья медицинским работникам, переезжающим в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципального образования в соответствии с законодательством;

- предоставление медицинским работникам права на получение единовре­менной социальной выплаты на приобретение жилья, расположенного на территории муниципального образования, приобретаемого с привлечением средств ипотечных кредитов (займов);

- предоставление медицинским работникам, переезжающим в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципаль­ного образования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с земельным законодательством;

- возмещение части расходов за содержание занимаемой медицинскими работниками, переезжающими в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципального образования общей площади жилых помещений и возмещение расходов на оплату услуг по освещению и отоплению, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – приобретение и доставка твёрдого топлива, в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме не менее 500 рублей с учётом указанных выплат, осуществляемых за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.

Напоминаю, что в соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

 

Министерством здравоохранения Ульяновской области был разработан проект Закона Ульяновской области «О создании условий для оказания медицинской помощи населению Ульяновской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». На стадии согласования, в связи с отсутствием практики правоприменения (соответствующие законы в субъектах до настоящего времени не приняты) было принято решение направить письмо в Государственную Думу Российской Федерации за разъяснениями предмета регулирования закона и его положений. Однако, в связи с тем, что разъяснения не поступили, проект будет доведён до конца во 2 квартале этого года.

Однако отсутствие этого закона не запрещает органам местного самоуправления реализовывать свои полномочия и обязанности по созданию условий для оказания медицинской помощи на территории муниципального района или городского округа.

 

Правительством Ульяновской области внесены в Законодательное Собра­ние Ульяновской области разработанные Министерством здравоохранения Ульяновской области 2 законопроекта:

1) «Об информировании населения муниципальных образований о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, а также об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий».

Краткая справка:

Проект закона регулирует общественные отношения, связанные с охраной здоровья граждан, информированием местными администрациями населения муниципальных образований Ульяновской области о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представля­ющих опасность для окружающих, на территории муниципального образова­ния, а также об угрозе возникновения и возникновении эпидемий.

Законопроектом определяются предмет, сроки и  формы информирования населения муниципальных образований о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, а также об угрозе возникновения и возникновении эпидемий.

Действие настоящего законопроекта распространяется на местные администрации городских округов и муниципальных районов Ульяновской области, население муниципальных образований Ульяновской области.

2) «О реализации на территории муниципальных образований мероприя­тий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни».

Краткая справка:

Проект закона регулирует общественные отношения, связанные с охра­ной здоровья граждан, профилактикой заболеваний и формированием здорового образа жизни у населения муниципальных образований Ульяновской области.

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья относится, в том числе, реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта.

Действие предлагаемого законопроекта распространяется на местные администрации городских округов и муниципальных районов Ульяновской области, население муниципальных образований Ульяновской области.

Законопроектом определяется состав мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, которые могут быть предусмотрены органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области.

С указанными законопроектами можно ознакомиться на официальном сайте Министерства здравоохранения Ульяновской области (www.med.ulgov.ru), вкладка: Нормативные правовые документы/Проекты документов на обсуждение.