Выступление начальника отдела правового обеспечения Министерства здравоохранения Ульяновской области Макарова Е.С. по теме: «Проблемные вопросы в свете разграничения полномочий между исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в связи с реализацией Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
22.03.2012
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2012 года в Ульяновской области были разграничены полномочия в сфере здравоохранения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта:
1. Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи переданы Министерству здравоохранения Ульяновской области.
2. В государственную собственность Ульяновской области приняты 57 муниципальных учреждений здравоохранения области. В настоящее время они подведомственны Министерству здравоохранения Ульяновской области.
3. Подписаны Соглашения между Правительством Ульяновской области и муниципальными образованиями Ульяновской области о взаимодействии в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения, в которых, в том числе, предусмотрены обязательства органов местного самоуправления по:
- погашению кредиторской задолженности по состоянию на дату приёма муниципальных учреждений в государственную собственность Ульяновской области,
- сохранению социальных гарантий, предоставляемых медицинским работникам передаваемых учреждений, предусмотренных муниципальными правовыми актами, и обеспечение предоставления социальных гарантий медицинскому персоналу учреждения не ниже достигнутого уровня в 2011 году.
По вопросу погашения кредиторской задолженности:
На основании части 2 статьи 3 соглашений между Правительством Ульяновской области и муниципальными образованиями о взаимодействии в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения, подписанными в декабре 2012 года, муниципальные образования обязались погасить имеющуюся кредиторскую задолженность передаваемых муниципальных учреждений здравоохранения до издания распоряжения Правительства Ульяновской области о принятии их в государственную собственность Ульяновской области. В случае выявления кредиторской задолженности у переданных учреждений здравоохранения, образовавшейся до возникновения права собственности Ульяновской области на указанные учреждения здравоохранения, муниципальные образования обязаны погасить выявленную кредиторскую задолженность в пределах сроков исковой давности (т.е. в течение трёх лет).
Соответствующее распоряжение Правительства Ульяновской области принято 27.12.2011 № 923-пр, однако, в соответствии с анализом, проведённым Министерством здравоохранения Ульяновской области, установлено, что на балансе принятых в государственную собственность учреждений здравоохранения до настоящего времени имеется кредиторская задолженность, образовавшаяся до 01.01.2012.
Разъясняем, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбрать способ и форму исполнения обязанности погашения кредиторской задолженности, предусмотренной соглашением. Министерство здравоохранения рекомендует заключить договоры перевода долга, условия и форма которых регламентированы статьёй 391 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в соответствующих договорах необходимо отразить согласие кредиторов на перевод задолженности на администрацию соответствующего муниципального образования. Это согласие должно быть выражено письменно, в произвольной форме, однако абсолютно определённо свидетельствовать, что кредитор согласен на перевод именно этого долга, именно в этой сумме и этому новому должнику. В этой связи предлагаем также подписывать с кредитором расчёт задолженности учреждения здравоохранения перед кредитором по состоянию на 31.12.2011. Возможно заключение трёхсторонних договоров.
В связи с невозможностью осуществления надлежащего бухгалтерского учёта в областном бюджете и возрастающими проблемами, связанными с требованиями кредиторов по оплате выполненных работ, оказанных услуг, а также поставленных товаров, необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос с переводом долга и исполнить взятые на себя обязательства, предусмотренные соглашением.
4. В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья, в том числе, отнесены:
- создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Правительство Ульяновской области убеждено, и законодатель подтверждает эту уверенность выше обозначенными нормами законов, что с руководителей муниципальных образований не снимается ответственность за здоровье граждан, так как развитие муниципального образования во многом зависит от здоровья, работоспособности и долголетия его жителей, которые будут получать медицинскую помощь в своём районе.
В свою очередь Правительство области гарантирует предоставление мер социальной поддержки за счёт средств областного бюджета, и эти меры будут со временем только увеличиваться.
Однако муниципальные образования вправе и могут создавать условия для оказания медицинской помощи надлежащего качества в муниципальном образовании, будь то рабочий посёлок, в котором расположена центральная районная больница, или небольшое сельское поселение, в котором медицинская деятельность осуществляется в ФАП.
При этом создание условий не должно исчерпываться следующими мерами:
- организация в границах муниципального образования бесперебойного электро-, тепло-, газо- и водоснабжения медицинских организаций государственной системы здравоохранения, расположенных на территории муниципального образования (далее – медицинские организации);
- предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, под строительство (реконструкцию) медицинских организаций;
- создание и развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры, необходимой для оказания медицинской помощи в медицинских организаций;
- организация транспортной доступности до медицинских организаций.
Органы местного самоуправления вправе установить в муниципальных правовых актах дополнительные меры социальной поддержки медицинским работникам. Указанными соглашениями предусмотрены следующие:
- единовременные денежные выплаты (подъёмные) медицинским работникам, переезжающим в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципального образования, в размере не менее 20000 рублей;
- ежегодные денежные выплаты в течение трёх лет непрерывной работы молодым специалистам – медицинским работникам, переезжающим в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципального образования, за отработанный первый год в размере не менее 20000 рублей, за второй год – в размере не менее 40000 рублей, за третий год – в размере не менее 60000 рублей;
- предоставление жилья медицинским работникам, переезжающим в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципального образования в соответствии с законодательством;
- предоставление медицинским работникам права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, расположенного на территории муниципального образования, приобретаемого с привлечением средств ипотечных кредитов (займов);
- предоставление медицинским работникам, переезжающим в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципального образования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с земельным законодательством;
- возмещение части расходов за содержание занимаемой медицинскими работниками, переезжающими в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) муниципального образования общей площади жилых помещений и возмещение расходов на оплату услуг по освещению и отоплению, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – приобретение и доставка твёрдого топлива, в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме не менее 500 рублей с учётом указанных выплат, осуществляемых за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.
Напоминаю, что в соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Министерством здравоохранения Ульяновской области был разработан проект Закона Ульяновской области «О создании условий для оказания медицинской помощи населению Ульяновской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». На стадии согласования, в связи с отсутствием практики правоприменения (соответствующие законы в субъектах до настоящего времени не приняты) было принято решение направить письмо в Государственную Думу Российской Федерации за разъяснениями предмета регулирования закона и его положений. Однако, в связи с тем, что разъяснения не поступили, проект будет доведён до конца во 2 квартале этого года.
Однако отсутствие этого закона не запрещает органам местного самоуправления реализовывать свои полномочия и обязанности по созданию условий для оказания медицинской помощи на территории муниципального района или городского округа.
Правительством Ульяновской области внесены в Законодательное Собрание Ульяновской области разработанные Министерством здравоохранения Ульяновской области 2 законопроекта:
1) «Об информировании населения муниципальных образований о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, а также об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий».
Краткая справка:
Проект закона регулирует общественные отношения, связанные с охраной здоровья граждан, информированием местными администрациями населения муниципальных образований Ульяновской области о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, а также об угрозе возникновения и возникновении эпидемий.
Законопроектом определяются предмет, сроки и формы информирования населения муниципальных образований о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, а также об угрозе возникновения и возникновении эпидемий.
Действие настоящего законопроекта распространяется на местные администрации городских округов и муниципальных районов Ульяновской области, население муниципальных образований Ульяновской области.
2) «О реализации на территории муниципальных образований мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни».
Краткая справка:
Проект закона регулирует общественные отношения, связанные с охраной здоровья граждан, профилактикой заболеваний и формированием здорового образа жизни у населения муниципальных образований Ульяновской области.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья относится, в том числе, реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта.
Действие предлагаемого законопроекта распространяется на местные администрации городских округов и муниципальных районов Ульяновской области, население муниципальных образований Ульяновской области.
Законопроектом определяется состав мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, которые могут быть предусмотрены органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области.
С указанными законопроектами можно ознакомиться на официальном сайте Министерства здравоохранения Ульяновской области (www.med.ulgov.ru), вкладка: Нормативные правовые документы/Проекты документов на обсуждение.