Проект постановления о программе «Социальная реабилитация лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы на 2010-2012 годы»

Проект

 

 

ГУБЕРНАТОР  УЛЬЯНОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

О программе
«Социальная реабилитация лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы на 2010-2012 годы»

 

В целях создания условий для  социальной реабилитации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, и снижения уровня рецидивной преступности в Ульяновской области:

1. Утвердить программу «Социальная реабилитация лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы на 2010-2012 годы» (прилагается).

2.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области                 Якунина А.И.

 

 

Губернатор Ульяновской области
С.И.Морозов

 

Приложение
к постановлению
Губернатора
Ульяновской области
от__________№________

 

ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

НА 2010 - 2012 ГОДЫ»

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программы 

-

 

программа «Социальная реабилитация лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, на 2010-2012 годы»   (далее – Программа)

 

Основание для разработки Программы

-

поручение Президента Российской Федерации от 25.02.2009 № Пр-444

 

Государственный

Заказчик Программы

 

-

Правительство Ульяновской области

Разработчик Программы 

-

департамент по вопросам общественной безопасности Правительства Ульяновской области

 

Цели и задачи Программы

-

цели:

создание условий для социальной реабилитации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы;

снижение уровня рецидивной преступности в Ульяновской области;

задачи:

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы;

оказание   социально-правовых   услуг   в   процессе реабилитации  лиц,  освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы;                         

реализация комплекса мер профессиональной и трудовой реабилитации указанной категории лиц с ориентацией на потребности региона;                

формирование межведомственной системы ресоциализации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля участвующих в трудоустройстве лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, от  числа граждан данной категории;

доля безработных граждан, направленных на          профессиональное обучение из числа лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, зарегистрированных в качестве  безработных;

доля преступлений, совершённых ранее судимыми лицами от общего числа зарегистрированных преступлений

Срок реализации Программы

-

2010 – 2012 годы

Основные исполнители Программы

-

Департамент   социальной    защиты  населения Ульяновской области;

Департамент труда и  занятости населения Ульяновской области;

департамент по вопросам общественной безопасности;

Управление    Федеральной   службы  исполнения  наказаний       по       Ульяновской   области  (по согласованию);

Управление внутренних дел по Ульяновской области (по согласованию);  

Управление Федеральной миграционной  службы по Ульяновской области (по согласованию).

 

Система управления Программой

-

общее руководство Программой осуществляет Правительство Ульяновской области.

 

Ожидаемые  результаты   реализации Программы и показатели  оценки эффективности мероприятий      

Программы

 

-

улучшение социального положения лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения);

повышение у осуждённых уровня информированности о своих правах и возможности трудоустройства на территории области после освобождения;
предоставление необходимого жизненного минимума (трудовое и бытовое устройство, восстановление утраченных социально полезных связей);
формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
снижение уровня рецидивной преступности.    

1.     Содержание проблемы, анализ причин и пути решения проблемы

 

         Концепцией стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 № 352-пр, определена главная стратегическая цель развития Ульяновской области - рост благосостояния жителей региона и улучшение качества жизни.

         Динамичное развитие и будущее Ульяновской области зависят не только от образования и мотивации граждан к инновационному поведению, но и, прежде всего, от их здоровья, уверенности в завтрашнем дне, наличие либо отсутствие которой неразрывно связано с обеспечением правопорядка и общественной безопасности, в том числе и через государственную поддержку социально незащищённых категорий граждан, в их числе лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

          Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к криминализации общества, деформации общественных ценностей. В связи с чем, необходима система мероприятий, направленных на оказание содействия социальной реабилитации лиц, освобождённых из мест лишения свободы, что в конечном итоге позволит снизить уровень рецидивной преступности.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 года № Пр-444 (по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 февраля 2009 года) субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать и принять программы по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации.

         О масштабности проблемы свидетельствуют данные управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области  (далее – УФСИН по Ульяновской области) и управление внутренних дел  по Ульяновской области (далее – УВД по Ульяновской области). Ежегодно из учреждений уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Ульяновской области,  освобождаются тысячи лиц.   В  2009 году  количество лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, составило 2747 человек, из которых 2089  жители Ульяновской области,  из них  32 человека старше 60-ти  лет,  41 инвалид  1-й и 2-й группы, 382 человека, не имеющих паспорта и регистрации по месту жительства.

Указанной категории лиц сложно возвращаться в  социальную среду, приходится преодолевать различные трудности: отсутствие жилья, работы, общегражданского паспорта, невозможность получения социальных выплат, оформления в дома-интернаты. Самостоятельно указанной категории лиц сложно справиться с возникающими  сложностями.

Освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют особую социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста. Состояние рынка труда Ульяновской области для их трудоустройства неоднозначно.

С одной стороны, они менее конкурентоспособны вследствие утраты трудовых навыков и более низкого образовательного уровня по сравнению с остальными безработными. В связи с этим,  повышение конкурентоспособности освобождённых  из мест лишения свободы на рынке труда в значительной степени связано с повышением их образовательного статуса.

С другой стороны, существующий спрос на  рынке труда характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобождённые из мест лишения свободы. Поэтому необходимы мероприятия, позволяющие гражданам трудоспособного возраста, из числа лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, получить образование с учётом потребности рынка труда в регионе.

Учитывая проблемы адаптации данной категории граждан, необходимо создание системы социальной реабилитации с комплексом мер социально-психологической и профессионально-трудовой реабилитации, так как в настоящее время такая система в области отсутствует.

Эффективным механизмом, способным создать систему социальной реабилитации, направленную на преодоление существующих проблем, будет являться программа с четким определением целей и задач, перечнем скоординированных мероприятий, способствующих социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

         Программный метод планирования деятельности с  определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по оказанию помощи лицам, освобождённым из мест лишения свободы, станет эффективным механизмом решения проблемы.

         Использование указанного метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия  исполнительных органов государственной власти и правоохранительных органов на приоритетных направлениях.

         Следует отметить, что вопросы социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, сформулированы в действующем законодательстве в общей форме. Так, в статьях 180, 182 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены права освобождаемых осуждённых на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи.

         При этом трудовое и бытовое устройство данной категории лиц возложено на местные органы власти, однако порядок этой работы, её механизм законодательно не закреплены.

         Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы при трудоустройстве, обеспечении жильём, получении социальной помощи лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

         Социально-экономическая напряженность в обществе, недостаточная занятость населения,  преступность обострили проблему социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, обеспечения жилья, социальных выплат, медицинского обслуживания, получения необходимого образования, реализации гражданских прав, они вновь встают на путь совершения преступлений. В наибольшей социальной поддержке нуждаются лица без документов, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и инвалиды.

         Это обусловливает необходимость разработки и принятия системы мер направленных на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности с учётом накопленного опыта и специфики территории Ульяновской  области.

         Необходимость разработки программы обусловлена и анализом состояния рецидивной преступности в Ульяновской области.

Так, в 2009 году из 9195 установленных лиц, совершивших преступления,  2652 явились ранее судимыми за совершение  преступлений (в 2008 году  из 9236 – 2436, в 2007 году  из 10889 – 2930); зарегистрировано 3902 преступления, совершённых указанной категорий лиц (2008 год – 3432, 2007 год - 4416), доля преступлений, совершённых ранее судимыми от общего числа зарегистрированных преступлений в 2009 году составила 18,5% (2008 год – 15,3%, 2007 год – 15,9%).

         Учитывая, что в Ульяновской области не решены многие проблемы в борьбе с преступностью и по обеспечению общественного порядка в жилом секторе, безопасности на улицах и в других общественных местах, профилактика правонарушений среди лиц, ранее судимых за совершение преступлений, позволит существенно стабилизировать состояние правопорядка.

Принятие  программы Ульяновской области, направленной на оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации будет способствовать снижению правонарушений в целом на территории Ульяновской области.

 

2.     Цели и задачи Программы

 

Целями Программы являются:

создание условий для социальной реабилитации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы;

снижение уровня рецидивной преступности в Ульяновской области.

Задачами Программы являются:

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы;

оказание   социально-правовых   услуг   в   процессе реабилитации  лиц,  освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы;                         

реализация комплекса мер профессиональной и трудовой реабилитации указанной категории лиц с ориентацией на потребности региона;                

формирование межведомственной системы ресоциализации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы.

 

3.     Индикаторы и показатели Программы

 

Для оценки эффективности реализации мероприятий Программы предполагается использовать следующие индикаторы:

- доля участвующих в трудоустройстве лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, от  числа граждан данной категории;

- доля безработных граждан, направленных на профессиональное обучение из числа лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, зарегистрированных в качестве  безработных;

- доля преступлений, совершённых ранее судимыми лицами от общего числа зарегистрированных преступлений.

        

4. Сроки реализации Программы

 

Программа реализуется в течение 2010 - 2012 годов.

 

5. Финансирование Программы

 

Расходы на осуществление мероприятий программы будут осуществляться в пределах средств, выделяемых на содержание исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, являющихся исполнителями программы,  из областного бюджета Ульяновской области на соответствующий период. Выделение дополнительных финансовых средств  из бюджета Ульяновской области не потребуется.

 

6. Система программных мероприятий

 

Выполнение Программы обеспечивается путём реализации мероприятий, в которых участвуют исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, структурные подразделения Правительства Ульяновской области, территориальные ведомства федеральных органов исполнительной власти (по согласованию).

Перечень мероприятий по реализации Программы предусмотрен в приложении к Программе.

 

7. Механизм реализации Программы

 

Механизм выполнения поставленных в Программе задач и преодоления существующих проблем основывается на указанных выше установках и представляет собой реализацию мероприятий, составляющих функциональное единство.

Управление реализацией программных мероприятий и общий контроль за исполнением Программы осуществляет  Правительство Ульяновской области.

Исполнители несут ответственность за своевременную реализацию намеченных мероприятий, успешное решение поставленных задач.

Контроль за реализацией Программы осуществляется в форме мониторинга деятельности исполнителей, рассмотрения хода выполнения программных мероприятий на совещаниях по реализации Программы, подготовки ежегодного отчёта Губернатору Ульяновской области.

Рассмотрение и оценка результатов выполнения программных мероприятий производятся на совместных совещаниях заинтересованных ведомств и служб.

 

8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 

В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:

- улучшение социального положения лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения);

- повышение у осуждённых уровня информированности о своих правах и возможности трудоустройства на территории области после освобождения;

- предоставление необходимого жизненного минимума (трудовое и бытовое устройство, восстановление утраченных социально полезных связей);

- формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;

- снижение уровня рецидивной преступности.

 

9. Организация управления Программой

 

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком один раз в полгода путём отчёта исполнителей Программы на  совещаниях  по реализации Программы.

В целях своевременной реализации программных мероприятий за каждым из них закрепляется ответственный исполнитель.

Государственный заказчик Программы в пределах своих полномочий:

определяет наиболее эффективные формы и методы организации работы по реализации Программы;

обеспечивает контроль за реализацией Программы, включающий в себя контроль за качеством проводимых мероприятий путём экспертных оценок, соблюдением сроков реализации мероприятий, исполнением контрактов (договоров);

осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;

осуществляет подготовку и представление в установленном порядке отчётов о реализации Программы;

координирует разработку проектов правовых актов, направленных на обеспечение реализации Программы;

вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой Программы.

  

 

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ

ПРОГРАММЫ «СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ  НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА 2010 - 2012 ГОДЫ»

 

 

N п/п

Наименование мероприятия

Срок      
исполнения  

Ответственные   
исполнители    

Ожидаемый результат      

1

2

3

4

5

Цели  программы:  создание   условий для  социальной  реабилитации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы; снижение уровня рецидивной преступности

1.

Задача программы:  совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации  лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы

 

1.

Издание  муниципальных нормативно-правовых актов по оказанию социальной поддержки и адресной материальной помощи лицам, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы 

4 квартал

2010 года

  Органы местного самоуправления (по согласованию)

Улучшение социального положения лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения)

1.2

Включение в разрабатываемые на 2011-2012 годы областные программы поддержки занятости населения Ульяновской области  мероприятий по организации и проведению профессиональной ориентации,  профессиональной подготовки, повышения  квалификации  и  переподготовки безработных лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы,  на профессии  (специальности), востребованные на рынке труда    

2010-2012 годы

Департамент труда и занятости

населения Ульяновской области

 

2.

Задача программы:  оказание   социально-правовых   услуг   в   процессе реабилитации  лиц,  освобождённых от отбывания наказания в  виде  лишения свободы 

2.1

Подготовка информации, способствующей подготовке осуждённых перед освобождением, для вывешивания на стендах в исправительных учреждениях УФСИН России по Ульяновской области

2010 год

УФСИН России по Ульяновской области (по согласованию), Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, Департамент   труда и занятости населения Ульяновской области  

Повышение у осуждённых уровня информированности о своих правах и возможности трудоустройства на территории области после освобождения

2.2

Содействие лицам,  освобождённым от отбывания наказания в   виде лишения свободы,  в оформлении  паспорта,  пенсий, инвалидности    

2010-2012 годы

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, УФМС по Ульяновской области (по согласованию)

Предоставление необходимого жизненного минимума (трудовое и бытовое устройство, восстановление утраченных социально полезных связей)

 

2.3

Создание передвижных консультативных групп, состоящих из представителей исполнительных органов государственной власти области, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, с целью предоставления информации о трудоустройстве и обустройстве на территории Ульяновской области для лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы

Сентябрь 2010 года

Департамент труда и  занятости населения Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области,органы местного самоуправления (по согласованию), УФСИН  по Ульяновской  области     (по согласованию), УФМС по Ульяновской области (по согласованию)

Повышение у осуждённых уровня информированности о своих правах и возможности трудоустройства на территории области после освобождения

3.

Задача программы:  реализация комплекса мер профессиональной и трудовой реабилитации указанной категории лиц с ориентацией на потребности региона   

3.1

Содействие в трудоустройстве лицам, освобождённым от отбывания наказания в виде лишения свободы

2010-2012 годы

Департамент  труда и занятости населения Ульяновской области

Предоставление необходимого жизненного минимума (трудовое и бытовое устройство, восстановление утраченных социально полезных связей);
снижение уровня рецидивной преступности 

3.2

Ежемесячное направление                в учреждения   УФСИН по    Ульяновской области       банка вакансий    рабочих мест    для    лиц,  освобождающихся  из мест   лишения свободы           

2010-2012 годы

Департамент   труда и занятости населения Ульяновской области

Формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы

3.3

Организация регулярных публикаций о наличии вакантных рабочих мест в многотиражной газете для осуждённых «Вчера и завтра», в том числе организация подготовки специальных выпусков

2010 - 2012 годы

УФСИН России по Ульяновской области (по согласованию), Департамент  труда и занятости населения Ульяновской области

3.4

Организация информирования органов труда и занятости населения о предполагаемом количестве лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, и местах их проживания  

2010- 2012 годы

УФСИН России по Ульяновской области (по согласованию), Департамент труда и  занятости населения Ульяновской области

Формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы

4.

Задача программы:  формирование межведомственной системы ресоциализации лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы 

4.1

Проведение семинаров-совещаний заинтересованных  сторон   по проблемным вопросам в реализации мероприятий по реабилитации   лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы 

2010-2012 годы

департамент   по вопросам общественной безопасности Правительства Ульяновской области

Формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы

4.2

Информирование органов местного самоуправления и внутренних дел о лицах, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы и  избравших в качестве места жительства населенные пункты Ульяновской области

2010-2012 годы

УФСИН России по Ульяновской области (по согласованию)

 

Формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
улучшение социального положения лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения);
снижение уровня рецидивной преступности

 

4.3

Создание межведомственных   комиссий (наблюдательных советов) по бытовому и трудовому устройству лиц,  освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, при органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области  

октябрь

2010 года

Органы местного самоуправления (по согласованию), УФСИН России по Ульяновской области (по согласованию), УВД по Ульяновской области (по согласованию), УФМС  по Ульяновской области (по согласованию) 

 

Проект Постановления «О программе «Социальная реабилитация лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы на 2010-2012 годы» (в формате .doc)