Итоги заседания Правительства Ульяновской области от 11 июля 2011 г.

 

11.07.2011                                                                                        №32– ЗП

 

1. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области»

            Докладчик – Тюрин Андрей Сергеевич

 

Проектом закона Ульяновской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области» в рамках полномочий, предусмотренных статьёй 73 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 части второй статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьёй 6 пункта 9 Устава Ульяновской области, в целях создания благоприятных условий для возрождения авиации общего назначения, предлагается освободить от уплаты транспортного налога:

физических лиц - в отношении лёгких и сверхлёгких гражданских воздушных судов;

организации – в отношении лёгких и сверхлёгких гражданских воздушных судов, являющихся единичными экземплярами гражданских воздушных судов авиации общего назначения.

Льготу предполагается представить на период с 01 января 2012 года по 1 января 2017 года.

В настоящее время на территории Ульяновской области зарегистрировано 16 сверхлёгких и лёгких воздушных судов с максимальной взлётной массой не более 5700 кг, владельцами которых являются физические лица, и 2 лёгких воздушных судна, сертифицированные как единичные экземпляры воздушного судна, владельцами которых является юридическое лицо.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 06.09.2007 №130-ЗО «О транспортном налоге на территории Ульяновской области» владельцы лёгких и сверхлёгких воздушных судов обязаны уплачивать транспортный налог от 3,1 тыс. рублей до 21,6 тыс. рублей в год в зависимости от мощностей двигателя. По итогам 2009 года указанными владельцами уплачен транспортный налог в общем размере 90,6 тыс. рублей.

Освобождение от уплаты транспортного налога указанных владельцев лёгких и сверхлёгких воздушных судов приведёт к образованию выпадающих доходов из областного бюджета Ульяновской области в размере 101700 рублей или 0,02% от общей суммы поступлений по транспортному налогу.

Для выполнения многих задач в сфере лесного хозяйства, сельского хозяйства, мониторинга лесопожарной обстановки, коммуникаций, охранных территорий привлекается авиация общего назначения, в том числе частные гражданские воздушные суда.

Представление налоговой льготы данной категории налогоплательщиков позволит создать на первоначальном этапе возрождения благоприятные условия для авиации общего назначения на территории Ульяновской области, поддержать физических и юридических лиц, специализирующихся на выполнении авиационных работ различного назначения, привлечь в Ульяновскую область владельцев воздушных судов рассматриваемой категории с других областей. Сэкономленные от уплаты транспортного налога средства будут направлены на сохранение, развитие и создание материально-технической базы владельцев сверхлёгких и лёгких воздушных судов, которая в настоящее время отсутствует.

В рамках проекта организации центра производства и обслуживания воздушных судов авиации общего назначения на базе аэродрома Белый Ключ после включения аэродрома в перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации, а также на посадочных площадках, которые будут организованы на земельных участках в Чердаклинском районе, планируется создать материально-техническую базу для стоянки и обслуживания 50 сверхлёгких и лёгких воздушных судов, появятся как минимум 20 новых рабочих мест. Предполагается вернуть выпадающие доходы в региональный бюджет в виде увеличения налоговых отчислений по налогам на имущество, роста прибыли от услуг авиации общего назначения и НДФЛ.

Годовой объём дополнительных поступлений только за счёт НДФЛ составит 530 тыс. рублей, в том числе в областной бюджет Ульяновской области поступит 265 тыс. рублей.

Проект закона Ульяновской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области» прошёл правовую экспертизу в государственно-правовом департаменте Правительства Ульяновской области, в органах прокуратуры и юстиции, Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, Счётной палате Ульяновской области, Общественной палате Ульяновской области, государственно-правовом отделе аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области, а также у Уполномоченного по противодействию коррупции  в Ульяновской области, признан соответствующим действующему законодательству Российской Федерации.

 

 

ПОСТАНОВИЛИ:

1.1. Внести проект закона Ульяновской области в Законодательное Собрание Ульяновской области и принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области».

1.2. Назначить Министра промышленности и транспорта Ульяновской области Тюрина А.С. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области».

1.3. Утвердить план информационного сопровождения проекта закона Ульяновской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области».

Голосование: единогласно.

 

2. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области»

          Докладчики: - Кириллова Татьяна Владимировна

 

Проект закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области» разработан в целях урегулирования вопросов определения стажа муниципальной службы и дополнения перечня должностей муниципальной службы.

Предметом правового регулирования проектируемого закона является организация муниципальной службы в органах местного самоуправления в Ульяновской области.

Проектом вносятся следующие изменения в систему организации муниципальной службы в Ульяновской области.

1. В части урегулирования вопроса определения периодов работы зачисляемых в стаж муниципальной службы.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 года №163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» в стаж муниципальной службы включаются периоды трудовой деятельности указанные в приложении 6 к Закону Ульяновской области от 29 августа 2002 года N 037-ЗО «О государственной службе и государственных должностях Ульяновской области». В связи с изданием Закона Ульяновской области от 09.11.2010  № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» нормы приложения 6 к Закону Ульяновской области от 29 августа 2002 года N 037-ЗО «О государственной службе и государственных должностях Ульяновской области» утратили силу. Вместе с тем данные нормы были воспроизведены в статье 6 Закона Ульяновской области от 09.11.2010  № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

В связи с этим, исходя из принципа соотносимости муниципальной и государственной гражданской службы, законопроектом устанавливаются периоды работы зачисляемые в стаж муниципальной службы аналогичные периодам работы зачисляемым в стаж государственной гражданской службы, установленные статьёй 6 Закона Ульяновской области от 09.11.2010  № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

При этом действие данных изменений предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года – даты вступления в силу Закона Ульяновской области от 09.11.2010  № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

 

2. В части  дополнения перечня должностей органов местного самоуправления муниципальных районов области законопроектом предлагается дополнить реестр должностью «помощник (советник) главы администрации района, помощник (советник) главы района» (в настоящее время аналогичная должность предусмотрена только для городских округов). Кроме того, в связи с дополнением реестра должностей вносится дополнение и в соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Ульяновской области для определения размера государственной пенсии муниципальных служащих. Указанным соотношение должность «помощник (советник) главы администрации района, помощник (советник) главы района» соотнесена с должностью «помощник министра Ульяновской области».

Дополнение реестра должностью «помощник (советник) главы администрации района, помощник (советник) главы района» продиктовано сложившейся ситуацией, когда в структурах местных администраций некоторые отделы формируются искусственно и состоят из одного муниципального служащего - начальника отдела (отделы культуры, архива, информационных технологий). Кроме того, отдельные муниципальные служащие, не входя в состав отделов, отвечают за решение конкретного вопроса местного значения, но не имеют необходимого статусного уровня для эффективной организации работы (специалисты в сфере дорожной деятельности, физической культуры и спорта, молодёжной политики). Введение должности помощника в главной группе должностей (уровень начальника отдела) позволит повысить статус таких специалистов без формирования искусственных структурных подразделений.  Введение в реестр должности «помощник (советник) главы администрации района, помощник (советник) главы района» не приведёт к увеличению штатной численности муниципальных служащих и повышению расходов на содержание органов местного самоуправления, так как замещение должностей помощников будет происходить за счёт внутреннего перераспределения сотрудников администраций.

 

 

ПОСТАНОВИЛИ:

2.1. Внести проект закона Ульяновской области в Законодательное Собрание Ульяновской области и принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области».

2.2. Назначить Министра внутренней политики Ульяновской области Кириллову Т.В. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области».

2.3. Утвердить план информационного сопровождения проекта закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области».

Голосование: единогласно.

 

3. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»

          Докладчик – Уба Екатерина Владимировна

 

Проект Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» разработан в целях урегулирования вопроса осуществления ремонта жилых помещений, закреплённых на правах собственности за детьми-сиротами.

Настоящим проектом закона вносятся изменения в части   предоставления права на приобретение за счёт средств областного бюджета Ульяновской области в пользу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, товаров (работ, услуг), связанных с проведением ремонта закреплённых за ними на праве собственности жилых помещений в течение одного года после окончания их пребывания в приёмных и патронатных семьях, детских домах семейного типа, в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, иных войсках и воинских формированиях или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Необходимость подготовки законопроекта обусловлена Планом мероприятий по выполнению поручения Президента Российской Федерации от 07 января 2011 года № Пр-55 по итогам беседы с воспитателями детских домов г.Иваново 7 января 2011 года, в части осуществления ремонта жилых помещений, закреплённых на правах собственности за детьми-сиротами.

Положения законопроекта дополняют имеющуюся законодательную  и нормативную правовую базу в части реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере ремонта закреплённых за ними на праве собственности жилых помещений.

При этом размер средств, подлежащих выделению из областного бюджета Ульяновской области в целях приобретения в пользу ребёнка-сироты товаров (работ, услуг), связанных с проведением ремонта закреплённого за ним на праве собственности жилого помещения, определяется исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра площади жилого помещения, установленной Правительством Ульяновской области, и количества квадратных метров площади закреплённого за ним на праве собственности жилого помещения, но не более ста квадратных метров в совокупности.

Установленное в законопроекте право предоставляется один раз и удостоверяется сертификатом, в котором указываются фамилия, имя и отчество ребёнка-сироты, адрес места нахождения закреплённого за ним на праве собственности жилого помещения, размер средств, подлежащих выделению из областного бюджета Ульяновской области в целях приобретения в его пользу товаров (работ, услуг), связанных с проведением ремонта закреплённого за ним на праве собственности жилого помещения,  также иные необходимые сведения.

Сертификаты выдаются детям-сиротам органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере образования. Форма сертификатов, а также порядок и условия их реализации определяются нормативным правовым актом Правительства Ульяновской области.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией законопроекта будет осуществляется за счёт ассигнований областного бюджета Ульяновской области, выделяемых на соответствующие цели исполнительному органу государственной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере образования.

Исходя из мониторинга сохранности жилых помещений, находящихся в собственности лиц из числа детей-сирот, всего за ними закреплено 572 жилых помещения. Стоимость ремонта 1 кв.м. жилого помещения не должна превышать 5000 рублей. Исходя из социальной нормы площади жилья на одного члена семьи, составляющей 18 кв. м., потребуется 450 тыс. руб.

Данный проект согласован со всеми заинтересованными ведомствами.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Внести проект закона Ульяновской области в Законодательное Собрание Ульяновской области и принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

3.2. Назначить Министра образования Ульяновской области Кириллову Т.В. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

3.3. Утвердить план информационного сопровождения проекта закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Голосование: единогласно.

 

4. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2011 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2012-2013 годы»

          Докладчик – Водолазко Марина Николаевна

 

Проектом Закона Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «О Прогнозном  плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2011 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2011-2013 годы» предлагается внести изменения и дополнения в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2011 год в части увеличения перечня имущества, подлежащего продаже на аукционе, дополнения перечня областных государственных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества.

Объекты недвижимого имущества: здание гаража каменного по адресу: г. Ульяновск, ул. Р.Люксембург, 11А,  здание цеха по ремонту оборудования по адресу: г. Ульяновск, ул. Локомотивная, 197,  здание холодного  склада 303-2  по адресу: г. Ульяновск, 30-й пр. Инженерный, 21, - планируемые к приватизации путём продажи на аукционе, были включены в Прогнозный план приватизации на 2010 год. Однако, аукционы по продаже корпуса 303-2 по адресу: г. Ульяновск, 30-й пр. Инженерный, 21, здания гаража каменного по адресу: г. Ульяновск, ул. Р.Люксембург, 11 А,  не состоялись.

Здание гаража каменного площадью 119,12 кв.м по адресу: г. Ульяновск, ул. Р.Люксембург, 11 А, кадастровый номер 73:24:040802:16:0083240002, отчуждается вместе с земельным участком, кадастровый номер 73:24:040802:16. В отношении земельного участка площадью 507,1 кв.м под планируемым к приватизации зданием гаража, зарегистрировано обременение права в пользу УМПВКХ «Ульяновскводоканал» в виде охранной зоны канализации.

Здание холодного склада 303-2 площадью 1760,25 кв.м по адресу: г. Ульяновск, 30-й пр. Инженерный, 21, кадастровый номер 73:24:021110:0007:0259320007,  отчуждается вместе с земельным участком площадью 4128 кв.м, кадастровый номер 73:24:021110:88. Указанный земельный участок образовался в результате раздела земельного участка площадью 176260,5 кв.м с кадастровым номером 73:24:021110:7. Ограничений (обременений) прав не зарегистрировано.

Решение об условиях приватизации здания цеха по ремонту оборудования по адресу: г. Ульяновск, ул. Локомотивная, 197, в 2010 году не принималось. В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ отчуждение зданий производится одновременно с отчуждением земельных участков, Департаментом госимущества производился раздел земельного участка площадью 667,2 кв.м с кадастровым номером 73:24:010906:7, вновь образованному земельному участку площадью 288 кв.м присвоен кадастровый номер 73:24:010906:36, что подтверждается выпиской из реестра областного имущества. Государственная регистрация права собственности Ульяновской области на земельный участок под зданием цеха  произведена в январе 2011 года. Ограничений (обременений) прав не  зарегистрировано.

         Кроме того, в ранее утверждённый прогнозный план приватизации на 2011 год был включен объект: 138/1000 доли производственной базы общей площадью 10993,91 кв.м, г. Ульяновск, ул. Профсоюзная, д. 48.  Произведена государственная регистрация права собственности Ульяновской области на объекты недвижимого имущества: здание подстанции КПП, здание гаража на 22 автомобиля, здание цеха по производству кирпича, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Профсоюзная, д. 48, однако право собственности на земельные участки под указанными объектами не  зарегистрировано, в связи с чем объект исключается из Программы. После регистрации права собственности Ульяновской области объекты недвижимого имущества по ул. Профсоюзной, 48 будут вновь внесены в Программу.

         По согласованию с Министерством сельского хозяйства Ульяновской области Перечень областных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации путём преобразования в открытые акционерные общества,  дополняется ОГУСП «Агрофирма «Ореховская», ОГУСП «Тепличное». Указанные предприятия планируется акционировать в 4 квартале 2011 года.

         В целях продажи государственного имущества Ульяновской области, содержание которого не отвечает полномочиям Ульяновской области, Прогнозный план приватизации на 2011 год дополняется Перечнем акционерных обществ, акции которых планируется приватизировать, путём продажи на аукционе. В Перечень включается находящийся в собственности Ульяновской области пакет акций ОАО «Молодёжный центр» в количестве 254 093 штуки, что составляет 25,01% уставного капитала общества.         

         Вид деятельности, осуществляемый обществом - сдача внаём собственного недвижимого имущества. Номинальная стоимость пакета акций – 25 409 300 рублей.

                В прогнозный план приватизации на 2010 год были включены встроенные нежилые помещения общей площадью 276 кв.м по адресу г. Ульяновск, ул. Камышинская, 42. Помещения планировались к приватизации посредством внесения в уставный капитал ОАО «УльяновскФармация». На основании данных технической инвентаризации зарегистрировано право собственности Ульяновской области на нежилые помещения общей площадью 292,6 кв.м по указанному адресу. В связи с разночтениями в законе и правоустанавливающем документе приватизация объекта не была произведена в 2010 году. Указанное имущество вносится в прогнозный план на 2011 год.  

Все объекты, планируемые к приватизации, не задействованы в обеспечении государственных полномочий Ульяновской области, их реализация позволит пополнить областной бюджет Ульяновской области.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, ожидаются в размере 9 374,1 тыс.рублей, в том числе доходы от продажи имущества: 6 883,1 тыс.рублей, от продажи земельных участков под приватизируемыми объектами – 2 491 тыс.рублей. Доходы от продажи акций ожидаются в размере 25 409 тыс.рублей. Таким образом, общий объём доходов от приватизации государственного имущества ожидается в размере 34 783,1 тыс. рублей

Проект закона Ульяновской области предварительно был размещён на официальном сайте Департамента госимущества. Предложений или замечаний по проекту закона от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан не поступало.

Указанный проект закона также предварительно был направлен в аппарат Законодательного Собрания Ульяновской области для рассмотрения государственно-правовым отделом, Уполномоченному по противодействию коррупции в Ульяновской области, Общественную палату Ульяновской области, Счётную палату Ульяновской области, Прокуратуру Ульяновской области, Министерство юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

4.1. Внести проект закона Ульяновской области в Законодательное Собрание Ульяновской области и принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2011 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2012-2013 годы».

4.2. Назначить директора Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Водолазко М.Н. официальным представителем Правительства Ульяновской области при рассмотрении Законодательным Собранием Ульяновской области проекта закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2011 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2012-2013 годы».

4.3. Утвердить план информационного сопровождения проекта закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2011 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2012-2013 годы».

Голосование: единогласно.

 

5. О проекте распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении комплексной программы «Формирование здорового образа жизни у населения Ульяновской области» на 2011-2013 годы»

          Докладчик – Васильев Анатолий Александрович

Настоящий проект разработан совместно с Министерством здравоохранения Ульяновской области, Министерством образования Ульяновской области, Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области, Департаментом физической культуры и спорта Ульяновской области в целях формирования здорового образа жизни среди населения Ульяновской области.

Проект программы был обсуждён 28.06.2011 г. на встрече с многодетными семьями, семьями, родившими двойняшек и тройняшек; 01.07.2011 г. на заседании круглого стола с членами семейного совета и общественностью в рамках агитпоезда в Ленинском районе г.Ульяновска; 06.07.2011 г. на заседании молодёжного демографического совета и получил одобрение общественности.

Программа предусматривает комплекс межведомственных мероприятий по формированию здорового образа жизни среди населения Ульяновской области, который включает в себя:

профилактику вредных привычек (злоупотребление алкогольной, табачной и наркотической продукцией);

навыки здорового питания;

популяризацию спорта;

сохранение репродуктивного здоровья;

информирование населения о пагубном воздействии, вреде вредных привычек, мероприятиях программы по формированию ЗОЖ на территории Ульяновской области, о формах и возможностях здорового времяпровождения.

Программа сформирована с учётом приоритетных направлений государственной семейной и демографической политики и нацелена на улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности и качества жизни и сокращение уровня смертности населения.

В основу успешной реализации Программы положены следующие принципы:

охват мероприятиями всех возрастных и социальные группы населения, особый упор делается на детей, подростков и молодежь, как будущий демографический потенциал области;

доступность мероприятиями для всех жителей Ульяновской области вне зависимости от социального статуса, уровня доходов, места жительства;

обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода в вопросах формирования здорового образа жизни;

единство всей системы исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений по пропаганде здорового образа жизни;

привлечение общественных организаций к реализации мероприятий Программы;

проведение в жизнь политики и стратегии формирования здорового образа жизни.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках расходов на выполнение функций исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в сфере физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, социальной защиты населения.

Дополнительного финансирования из областного бюджета  Ульяновской области на реализацию мероприятий  данной Программы на текущий финансовый год и плановый период 2012-2013 годы не требуется.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

5.1. Принять проект распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении комплексной программы «Формирование здорового образа жизни у населения Ульяновской области» на 2011-2013 годы».

5.2. Утвердить план информационного сопровождения распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении комплексной программы «Формирование здорового образа жизни у населения Ульяновской области» на 2011-2013 годы».

Голосование: единогласно.

 

6. О программах развития ВУЗов Ульяновской области

          Докладчик – Девяткина Тамара Владимировна

В условиях модернизации российской экономики большая ставка делается на высшую школу, т.к. на ее базе решается несколько задач:

-       проведение фундаментальных исследований для получения новых знаний;

-       проведение прикладных исследований, инновационная деятельность;

-       воспроизводство научных кадров;

-       подготовка кадров для экономики.

На территории Ульяновской области располагаются 5 крупных образовательных учреждений высшего профессионального образования, 7 филиалов госвузов и 5 филиалов негосударственных высших учреждений. Во всех этих учреждениях обучается 59 384 человека.

Сегодня мы рассматриваем программы таких вузов как Ульяновский государственный университет, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт). Три из них имеют статус «федеральных». Это УГСХА, УлГПУ и УВАУГА.

УлГУ, УВАУГА(И), УлГТУ, УГСХА имеют в своей структуре образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Все перечисленные образовательные учреждения имеют утверждённые нормативные документы, определяющие перспективы их развития.

В УлГУ реализуется «Концепция и приоритетные направления развития Ульяновского государственного университета на 2008-2012 гг.» и «Программа развития ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет на период 2011-2020 гг.».

В УлГТУ – Программа «Развитие инновационной инфраструктуры вуза, ориентированной на ресурсосберегающие и инфокоммуникационные технологии городской среды на базе частно-государственного партнерства».

В УГСХА – «Программе развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» на период 2011-2015 гг.

В УлГПУ – «Стратегия развития университета на период 2008-2013 гг.

УВАУГА заканчивает в этом году реализацию «Плана-программы стратегического развития УВАУ ГА (И) на 2006 – 2011 гг.».

Как видно уже из названия документов в их названии нет единообразия, хотя это не существенно. Существенно то, что все стратегические документы имеют разные сроки окончания реализации. Напомню, УлГУ – 2011 – 2020 гг.; УлГТУ – 2010 – 2015 гг., УГСХА – 2011 – 2015 гг.; УлГПУ – 2008 – 2013 гг.; УВАУ ГА(И) – 2006 – 2011 гг.

С одной стороны складывается впечатление, что большинство этих документов (кроме программы УлГУ) принимались на срок полномочия ректора. С другой стороны это также свидетельствует о том, что они слабо соотнесены со «Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года», которая утверждена ещё в 2008 году. Этот документ не указан в перечне основополагающих документов, использованных при разработке программ (концепций) развития вузов. Поэтому большинство этих документов с натяжкой можно назвать «стратегическими». В связи с этим предлагаю нашим вузам пересмотреть свои программы, придав им долгосрочный характер и соотнеся со стратегией развития региона до 2020 года. Кроме того, руководству УВАУГА необходимо разработать новую программу стратегического развития, соотнеся её с новыми задачами по развитию авиационной отрасли. Это первое.

Второе. Анализ структуры программ развития показал, что они также разнородны и не унифицированы. Вместе с тем, хочу отметить, что программы УлГУ и УГСХА имеют почти идентичную структуру. Объём программ (концепций) различен и колеблется от 13 страниц у УлГПУ до 95 страниц у УГСХА. Соответственно почти все эти документы имеют различную содержательную структуру. В концепции УлГПУ – 3 раздела, программе УлГТУ – 4, план-программе УВАУГА – 6, программах УлГУ и УГСХА по 8. Примечательно, что у УГСХА отдельно прописана программа развития Димитровградского филиала.

 

Справочно

 

Анализ программ развития двух крупнейших федеральных вузов – Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов показал, что на 90% идентичны по структуре. В программе первого вуза 7 разделов, второго – 6 и по 2 приложения «Объем финансового обеспечения», «Целевые индикаторы».

 

В программах УлГТУ, УлГУ, УГСХА показано их ресурсное обеспечение. Чего нельзя сказать о документах двух остальных вузов. Кроме того, в концепции УлГПУ отсутствует план мероприятий по её реализации и конкретные целевые индикаторы. Нет и индикаторов в план-программе УВАУГА. Все эти недостатки затрудняют работу с этими документами. Поэтому предлагаем вузам «сесть за стол переговоров» и унифицировать структуру своих программных документов. Это можно сделать в рамках Совета ректоров или предлагаю создать при Правительстве области рабочую группу.

Наличие выше перечисленных проблем не позволили в полной мере и качественно проанализировать содержательную сторону предоставленных нам документов. Вместе с тем, нам удалось выявить общую проблематику всех программ. Давайте посмотрим на неё.

Современные условия предъявляют новые требования к вузам, от соблюдения которых зависит их долгосрочное и успешное функционирование. Сегодня вузам уже недостаточно выполнять традиционные функции, о которых я говорила в начале своего выступления. Сегодня от вузов требуется активная социальная позиция, включённость и интегрированность в социальную, экономическую и культурную жизнь своего города, региона. Преимущественная ориентация на удовлетворение потребностей региона, а не всей страны является доминирующей тенденцией развития высшего образования во всем мире. Это обеспечивается за счёт следующего:

-       через установление связей и объединения усилий с партнёрскими вузами и другими заинтересованными партнёрами как внутри региона, так и за его пределами;

-       через содействие рынку труда не только посредством переобучения, повышения квалификации, но и через создание новых рабочих мест;

-       через вклад в социальное и культурное развитие городов, регионов;

-       через стимулирование инновационной активности молодежи, научно-технического и технологического творчества школьников и студентов.

В блоках задач всех программ, кроме УВАУГА, присутствуют задачи, которые в той или иной степени ориентируют деятельность вузов на решение некоторых региональных проблем.

Принципиальным является связь высшего образования с культурой. В высшем образовании воспроизводится интеллигенция. Поэтому в условиях реализации нами мегапроекта «Ульяновск – культурная столица» в стратегических документах вузов должно найти отражение их участие в культурном развитии города, региона.

Наиболее чётко задачи содействия региональному развитию прописаны в программе УлГУ, УГСХА и УлГТУ. В концепции УлГПУ есть лишь одна задача: «Расширение системы дополнительного образования, реализация программ по переподготовке и повышению квалификации работников образования, культуры и социальной сферы региона». Вместе с тем, в планах мероприятий программ (концепций) отсутствуют разделы, в которых бы нашли отражение мероприятия, направленные на решение региональных проблем.

Что касается установления связей и объединения усилий с партнёрскими вузами и другими заинтересованными партнёрами как внутри региона, так и за его пределами то лишь из программы УлГTУ видны его внутрирегиональные, внутрироссийские и международные связи с вузами, предприятиями реального сектора экономики. В программах УлГУ, УГСХА эти аспекты носят лишь описательный характер. В двух остальных документах эти аспекты вообще не просматриваются.

Содействие рынку труда не только посредством переобучения, повышения квалификации, но и через создание новых рабочих мест осуществляется через создание малых инновационных предприятий. Хотя их количество пока не велико, чтобы говорить о существенном влиянии на рынок труда. Хотя вузы планируют увеличение их количества. Так, например, в УлГУ по целевым индикаторам в 2011 году должно быть 2 малых предприятия, на 2020 год их должно быть – 11. В УГСХА – 1 предприятие, в 2015 году – лишь 2. Количество хозяйственных обществ, созданных УлГТУ в этом году должно достичь – 5, а к 2017 году – 18. Общее количество рабочих мест за этот же период увеличится с 19 до 120. Что касается двух остальных вузов, то этой проблемой, судя по предоставленным документам, они не занимаются.

Проведённый анализ выявил ещё одну важную проблему. В блоках задач программ прописывается внутрирегиональная межвузовская кооперация. Однако она носит лишь декларативный характер. Приведу пример. У УлГТУ есть лишь 2 договора о совместной деятельности с УГСХА. Думаю, что точек соприкосновения у вузов намного больше. Поэтому и тут нужно объединение усилий вузов, концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов. Это также можно и нужно обсуждать на Совете ректоров Ульяновской области. Если это невозможно в условиях существующего Совета, то надо думать о перестройке системы его деятельности. Для этого у нас есть много положительных примеров. Это система работы советов ректоров Москвы, Нижнего Новгорода, Тольятти, Санкт-Петербурга, Томска. В этих городах существуют не просто советы, а созданы консорциумы, работа которых нацелена на координацию, интеграцию усилий вузов для решения задач инновационного развития регионов.

У сложившейся ситуации есть объективные причины. С одной стороны – это нежелание вузов вести диалог между собой. Низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики, с другой. Поэтому здесь можно подумать о мерах стимулирования таких предприятий. Кроме того, министерствам и ведомствам Правительства области необходимо определить первоочередной перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, необходимых для решения социально-экономических проблем региона, и которые могли бы разрабатывать наши вузы. Всё это может найти отражение в программах развития отраслей. А вообще нам необходима отдельная Стратегии развития высшего образования Ульяновской области.

Есть у ещё один аспект у выше названных проблем – управленческий. Причём со стороны Правительства региона. О чём я говорю?!

Например, в Департаменте модернизации и развития региональной экономики есть отдел развития науки и инноваций. В его задачи входят:

-       подготовка предложений по формированию региональной инновационной политики;

-       обеспечение административной поддержки инновационным проектам;

-       повышение уровня информационной прозрачности инновационной деятельности.

В положении об отделе нет ни слова о взаимодействии с вузами, вузовской наукой. Т.е. отдел опосредованно влияет на инновационную деятельность вузов. Однако сфера инноваций – это лишь часть большой деятельности наших вузов. Так, вот, по остальным отдельным направлениям с вузами контактируют различные министерства и ведомства. И каждый затрагивает только свою сферу интересов. Поэтому получается, что целенаправленно и системно с вузами никто не работает. В связи с этим нам нужно подумать о создании в структуре Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних отдела по взаимодействию с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научными сообществами и центрами инновационных технологий.

В заключение своего выступления хотелось бы сказать, что спектр проблем социально-экономического развития региона широк и разнообразен. И вузы должны принимать активное участие в их решении, оперативно реагировать на потребность (прогноз) регионального рынка труда и на конъюнктуру рынка в сфере образовательных услуг, на быстро меняющуюся экономическую ситуацию. Только в этом случае мы совместными усилиями сможем содействовать инновационным процессам и повышению конкурентоспособности региона.

 

 

ПОСТАНОВИЛИ:

6.1. Принять к сведению информацию заместителя Председателя Правительства Ульяновкой области Девяткиной Т.В. по данному вопросу.

Голосование: единогласно.

Итоги заседания Правительства Ульяновской области от 11 июля 2011 года (в формате .DOC, 220 Кб)