«Развитие IT-кластера Ульяновской области и инновационные возможности космических и геоинформационных технологий для социально-экономического развития региона»

Аналитическая записка

Основными целями создания ИT-кластера должны являться:

  • повышение социально-экономического потенциала;
  • обеспечение конкурентоспособности высокотехнологичных и информационных отраслей экономики;
  • расширение спектра и повышение качества ИT-услуг;
  • внедрение информационных технологий в реальный сектор экономики;
  • наполнение доходной части бюджета;
  • выполнение проектов информатизации;
  • развитие  софт-индустрии;
  • создание качественных ИT-продуктов, которые можно будет реализовывать не только внутри страны, но и экспортировать за рубеж;
  • реализация эффективной ИТ-стратегии посредством ИT-аутсорсинга;
  • развитие кадрового потенциала в сфере ИT, предоставление возможности самореализоваться существующим специалистам;
  • консолидация информационных ресурсов- участников кластера;
  • продвижение и защита интересов предприятий – участников кластера.

     В целом ИT-кластер должен стать катализатором в продвижении инфокоммуникационных технологий во всех сферах деятельности, обслуживать государственный сектор, бизнес структуры и население Ульяновской области и при благоприятном развитии выйти и на рынок соседних регионов.  Создание ИТ-кластера должно быть направлено на реализацию политики в сфере информатизации. Преимуществами кластерной модели считается консолидация человеческих ресурсов и накопленного технического потенциала участников, возможность обмена опытом и информацией, касающейся технологий внутри кластера, развитие партнерских отношений среди участников, возможность использования участниками важных элементов инфраструктуры друг друга.

      Кластер ИТ является инфраструктурной отраслью. Его развитие способствует росту экономики региона. Понимание процессов, происходящих в данном кластере, позволит вычислить узкие места, повысить его конкурентоспособность, привлечь инвестиции.

Задача органов государственной власти в этой сфере – обеспечить условия для ускоренного развития ИКТ-кластера.

     В целях повышения социально-экономического потенциала, обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных и информационных отраслей экономики, внедрения информационных технологий в реальный сектор экономики, а также наполнения доходной части бюджета,  как вариант можно рассмотреть заключение  Соглашения о государственно-корпоративном партнёрстве в целях образования кластера в сфере информационных технологий с ведущими ИТ-компаниями Ульяновской области. Оно  направлено:

  • на укрепление государственно-корпоративного партнёрства в области информационных технологий;
  • на развитие экономики на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • на привлечение дополнительных источников финансирования для укрепления кадрового потенциала образовательных учреждений путём объединения совместных ресурсов и усилий Сторон;
  • на развитие и расширение рынка информационных услуг;
  • на популяризацию современных информационных технологий путём реализации проектов, направленных на активизацию использования информационных технологий в повседневной жизни общества;
  • на разработку и реализацию совместных проектов в области построения информационного общества;
  • на развитие системы подготовки специалистов по информационным технологиям и повышения квалификации пользователей;
  • на совершенствование региональной нормативно-правовой базы, нормативно-технического и методического обеспечения;
  • на обеспечение устойчивого развития различных отраслей деятельности на базе широкого использования инфокоммуникационных технологий;
  • на обеспечение безопасности информации и информационных технологий;
  • на другие направления сотрудничества в области информационных и коммуникационных технологий, совместно определяемые Сторонами.

      Основной задачей развития кластера являются строительство цифровых линий связи и создание на их базе корпоративных сетей, коммутируемых и управляемых пользователями. Наличие развитых сетей позволит интегрировать информационные ресурсы органов власти, различных ведомств, крупных промышленных организаций, малого и среднего бизнеса. Одновременно внедрять информационные технологии в государственное управление, создать единое информационное пространство,  позволяющее обеспечить информационно-аналитическую поддержку процессов анализа и ситуационного прогнозирования социально-экономического развития территории в отраслевом и территориальном разрезах, формирование и отработку региональных управленческих решений и стратегий территориального развития на основе социально-экономических и геоинформационных моделей региона, информационных систем отраслей экономики и муниципальных образований.

     Сейчас невозможно представить себе эффективное управление социально-экономическим развитием территории без использования геоинформационных технологий. Правительству должны быть важны прикладные возможности этих технологий в управлении.

    Основой любой геоинформационной системы является цифровая картографическая информация – цифровые карты и планы различных масштабов. Они применяются для визуализации пространственного расположения объектов и представления дополнительной семантической информации.

Комплекс геоинформационных проектов и решений:

  • Геопространственная основа для ГИС и геопорталов
  • Банки геоданных
  • Корпоративные ГИС
  • Портал метаданных
  • Геопорталы

     Перспективным сочетанием геоинформационных и WEB-технологий являются геопорталы. Главная цель создания геопортала — предоставление доступа к актуальным пространственным данным всем заинтересованным лицам.

Основное преимущество ГИС геопорталов является наличие информационных разделов, содержащих помимо пространственной информации аналитические и статистические материалы.   При использовании  самых современных ГИС-технологий, возможность оперативного получения актуальных данных дистанционного зондирования земли , использование новейшего программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов позволят вывести Ульяновскую область на новый виток развития в системе мониторинга и управления.

     Геоинформационная система должна быть единой в масштабе всей области, строиться на основе единой методологии, технической политики, с использованием единых протоколов обмена данными, являться распределенной, многоуровневой, многопользовательской системой, инвариантной по отношению к меняющемуся составу использующих ее органов государственной и муниципальной власти.

Основные принципы разработки ГИС:

  1. Все подсистемы создаются на основе единой концепции (принцип концептуального единства подсистем).
  2. Для построения системы используется подход, при котором структура данных проектируется на основе естественной пространственной модели территории.  Система хранит данные в виде объектов (участков территории) и их характеристик, а не документов, которые содержат данную информацию.         Таким образом, система не зависит от вида и структуры документов, используемых в работе.
  3. Источниками информации являются организации, юридически отвечающие за первичную регистрацию (инвентаризацию) и учет соответствующих реальных объектов территориальной инфраструктуры.
  4. Компетентное ведение информации конечными пользователями с их ответственностью за предоставляемую информацию.
  5. Вертикальная и горизонтальная (на уровне городского округа/муниципального района, на уровне области) интеграция создаваемых информационных систем.

     Гибкий подход объединения тематических слоев данных на основе их географического положения дает возможность широко использовать геоинформационные системы в различных отраслях и областях деятельности:

Административно-территориальное управление

  • городское планирование и проектирование объектов
  • ведение кадастров инженерных коммуникаций, земельного, градостроительного
  • прогноз чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического характера
  • управление транспортными потоками и маршрутами городского транспорта
  • построение сетей экологического мониторинга
  • инженерно-геологическое районирование города

Телекоммуникации

  • сотовая связь, традиционные сети
  • стратегическое планирование телекоммуникационных сетей
  • выбор оптимального расположения антенн, ретрансляторов и др.
  • определение маршрутов прокладки кабеля
  • мониторинг состояния сетей
  • оперативное диспетчерское управление

Инженерные коммуникации

  • оценка потребностей в сетях водоснабжения и канализации
  • моделирование последствий стихийных бедствий для систем инженерных коммуникаций
  • проектирование инженерных сетей
  • мониторинг состояния инженерных сетей и предотвращение аварийных ситуаций.

Транспорт

  • автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный, авиатранспорт
  • управление транспортной инфраструктурой и ее развитием
  • управление парком подвижных средств и логистика
  • управление движением, оптимизация маршрутов и анализ грузопотоков

Лесное хозяйство

  • стратегическое управление лесным хозяйством
  • управление лесозаготовками, планирование подходов к лесу и проектирование дорог
  • ведение лесных кадастров.

Сельское хозяйство

  • планирование обработки сельскохозяйственных угодий
  • учет землевладельцев и пахотных земель
  • оптимизация транспортировки сельскохозяйственных продуктов и минеральных удобрений.

Силовые ведомства

  • службы быстрого реагирования, вооруженные силы, милиция, пожарные службы
  • планирование спасательных операций и охранных мероприятий
  • моделирование чрезвычайных ситуаций
  • навигация служб быстрого реагирования и других силовых ведомств

Экология

  • оценка и мониторинг состояния природной среды
  • моделирование экологических катастроф и анализ их последствий
  • планирование природоохранных мероприятий

         «…Отечественная экономика должна, наконец, переориентироваться именно на реальные потребности людей, а они сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья, с доступом к энергии и с доступом к информации. Отсюда и наш выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития. Они являются ключевыми для выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире. Это внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности».

( Д.А. Медведев)

 

Информационно-коммуникационные технологии являются важнейшими инструментами, но ключ ко всему - далеко не в них: ключом является человек, который создает и применяет знания, представляющие собой нематериальный капитал. Самая актуальная информация, самые лучшие базы данных, самое производительное программное обеспечение и самые совершенные учебные программы – всё это бесполезно, если нет достаточно квалифицированных кадров для продуктивного использования всего перечисленного выше.