Выступление Губернатора Ульяновской области А.Ю. Русских в ЗСО перед принятием областного бюджета

13 ноября 2023


Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!


Сегодня депутатскому корпусу регионального парламента предстоит рассмотреть проект бюджета Ульяновской области в первом чтении, и я как Глава региона хочу поделиться с вами видением логики его формирования, тех принципиальных позиций, которые легли в его основу.

Свое выступление я построю из двух частей.

В первой я расскажу о важнейших предпосылках бюджетного планирования.

Во второй уделю внимание параметрам областного бюджета и задачам, которые он решает в ближайшую трехлетку.

Бюджет 2024-2026 годов сверстан. При непосредственном участии депутатов Законодательного собрания, комитетов и фракций политических партий, нам уже удалось провести очень важную работу. Считаю, что мы сформировали зрелый и обоснованный документ, который позволит решать задачи по достижению в Ульяновской области национальных целей, поставленных Президентом, развивать экономику и обеспечивать достойное качество жизни ульяновцев.

Итак, в каких социально-экономических условиях мы принимаем бюджет?

Выделю основные тренды:

Первое. Данные Росстата показывают, что рост экономики, начавшийся во второй половине прошлого года, в текущем 2023 году перешёл в новое качество. Областная экономика уже не только догнала показатели доковидного периода, но и развивается очень хорошими темпами. И мы говорим уже не о восстановительном, а об устойчивом экономическом росте.

Индекс промышленного производства за 9 месяцев текущего года составил 110,5%. Для сравнения этот показатель по Российской Федерации – 103,3%, а в Приволжском федеральном округе – 106,4%.

Какие отрасли и предприятия нам дают такой рост?

Наивысшие значения показывают обрабатывающие производства – авиастроение, автомобилестроение машиностроение, оборонно-промышленный комплекс.

Авиастроение - наша флагманская отрасль экономики - обеспечила максимальный рост индекса промпроизводства – 170%.

Эта отрасль охватывает как гражданское, так и транспортное авиастроение. Наш регион одновременно производит серийный выпуск тяжелых модернизированных транспортников ИЛ76-МД-90А, обслуживает АН-124-Руслан и ТУ-214. А также является поставщиком широкой номенклатуры авиакомпанентов, узлов и деталей на пассажирские среднемагистральные самолеты Сухой СуперДжет и МС-21, в том числе из новых композитных материалов.

Именно в авиапроме мы сосредоточили усилия на промкооперации межрегионального и международного уровня. Мы поставляем комплектующие в Пермь, Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Казань и другие центры авиастроения России. В международном поле стратегические партнеры Ульяновской области - Республика Беларусь и Китайская Народная Республика.

Авиастроение сегодня находится в приоритете внимания Президента, и мы буквально за 1,5 года восстановили высокий статус авиационной столицы. Именно эта отрасль сегодня формирует в нашем регионе значимый запрос на высококвалифицированные кадры с высокой динамикой роста заработной платы. Сегодня авиастроение в Ульяновске готово трудоустроить еще не менее 3,5-4 тысяч сотрудников на уровень оплаты труда от 75 тысяч рублей.

Ведущие предприятия отрасли – это уже 11-ти тысячный по численности сотрудников филиала ПАО «ИЛ-Авиастар», это инновационные компании «Аэрокомпозит Ульяновск», «Промтех-Ульяновск», «УЗГА-инжиниринг», а также крупнейший в России авиапокрасочный центр «Спектр-авиа».

До конца 2023 года Авиастар планирует выпустить шесть самолётов Ил-76. В планах «Аэрокомпозита» – к 2027 году выйти на изготовление композитного крыла для 36 самолетов МС-21 в год.

Автомобилестроение - традиционная отрасль экономики региона с наибольшей численностью занятых. Свыше двух сотен предприятий составляют автомобильный кластер Ульяновской области. Серьезному экономическому шоку была подвержена отрасль в 2020 году в результате введения антироссийских санкций, но это же стало причиной взрывного текущего роста! Подтверждение моих слов - это индекс товарного роста свыше 140%.

Нарастили объемы большинство автопроизводителей. Это «Ульяновский автозавод» (142%), «Ульяновский моторный завод» (140%), «ДААЗ» (182%), «Симаз» (194%), ООО «Димитровградский завод порошковой металлургии» (134%) и другие.

Важная тенденция отрасли - это техническое перевооружение, необходимость которого продиктована рыночной ситуацией. Впервые за долгое время идут активные вливания капитальных инвестиций в площадку УАЗа. СОЛЛЕРС в кооперации с китайским JAC в августе 2023 года открыли производство малотоннажных грузовиков АРГО. Уже в течение текущего года произведем на нашей площадке 2,5 тысячи автомобилей и в ближайшей перспективе выйдем на 10 тысяч в год. Второй за год проект получил «приземление» буквально на днях. Активная позиция акционеров СОЛЛЕРС по развитию индустриального парка УАЗ нашла воплощение в локализации производства в Ульяновске подушек безопасности, электронных блоков управления системами безопасности, рулевого колеса и ремней безопасности как для семейства автомобилей группы СОЛЛЕРС, так и для ГАЗа и Москвича. Объем капиталовложений только по двум указанным проектам превысит 3млрд рублей. В работе есть еще проекты по этой промышленной площадке.

Начинается программа глубокой модернизации площадки ДААЗа в кооперации с нашими надежными партнерами - КАМАЗом и АвтоВАЗом. Такая модернизация позволить расширить номенклатуру производимых автокомплектующих и ориентировать линейку не только на традиционную отечественную, но и стать поставщиком крупнейшего китайского HAVAL!

Хороший рост в 2023 году дала отрасль «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий». Индекс промпроизводства здесь составил почти 150%. Лидерами являются «Ульяновский механический завод», «Завод «Искра», НПО «Марс», УКПБ. В этой отрасли рост во многом определяется такими факторами, как проведение СВО, антироссийской санкционной политикой, а также ростом количества и качества инновационных разработок наших ульяновских компаний. Мы традиционно в ТОП-10 страны по инновационному развитию! Наши предприятия - крупнейшие поставщики авионики в другие регионы России. Активно развивается и кооперация с Республикой Беларусь, ее конструкторскими бюро.

Вместе с тем, мы понимаем, что отчасти рост связан с выполнением госзаказов, а его источник финансирования – федеральные бюджетные ассигнования.

Не могу не сказать и о продолжающейся реализации крупнейшего окружного проекта в нашем Димитровграде - строительстве многоцелевого исследовательского реактора на быстрый нейтронах. Опережающие проектные сроки темпы строительства сохраняются, ожидаемые объемы вливаний в региональную экономику на реализацию этого проекта сохранятся на уровне высокого 2022 года, а это позволит получить серьезные средства в региональную казну.

Считаю своим личным приоритетом - обеспечение максимальной поддержки ульяновской промышленности на основе:

- радикального роста финансовых объемов и номенклатуры мер государственной поддержки;

- совместной реализации проектов по развитию инфраструктуры для сотрудников предприятий по образцу сотрудничества с Госкорпорацией Росатом;

- расширения промышленной кооперации странового и международного масштабов;

- обеспечения условий опережающего внедрения инновационных продуктов и стимулирования роста производительности труда.

Второе. Нам удалось за достаточно короткий срок сделать разворот на Восток. География экспортных поставок сместилась в сторону стран СНГ и Ближнего Востока. Активизировалось наше сотрудничество с Китаем, Ираном, Индией, Азербайджаном, среднеазиатскими государствами.

По итогам первого полугодия 2023 года наш экспорт вырос на 32,5% к прошлому году. Эффективным инструментом наращивания товарооборота стал запуск регулярного контейнерного поезда по маршруту «Чэнду – Ульяновск». В настоящее время мы развиваем этот логистический проект, ставим задачу обратной загрузки маршрута. Совсем недавно мы обсуждали этот вопрос с руководителями провинций Верхнего и Среднего течения реки Янцзы в рамках IV-го заседания Совета Волга-Янцзы. Китайская сторона активно поддерживает это предложение, готовы закупать у нас продукцию сельхозпереработки, бутилированную воду, масла, битум и другие товары.

Сейчас мы активно продолжаем работу по развитию коммерческого потенциала Волги - созданию единого торгово-логистического маршрута «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив».

Но мы не должны превратиться в сырьевую базу для наших экономических партнеров или отвёрточное производство – место сборки продукции из сделанных где-то деталей. И здесь у нас двуединая задача. Во-первых, в структуре экспорта должны преобладать товары глубокой переработки. А, во-вторых, нам надо привлекать инвестиции в «умные», высокотехнологичные производства и бизнесы, отвечающие стратегическим интересам Ульяновской области – производство электроники, композитных материалов, авиа- и автомобилестроение.

Третье. Ситуация на рынке труда. Здесь при улучшающихся показателях, мы также видим и серьезные риски исчерпания кадрового потенциала.

Первый показатель – низкая безработица – 0,31% - это технический показатель, а общая безработица по методологии МОТ, составляет 2,6%. Это уровень 1994 года.

Нам совместно с работодателями удалось трудоустроить почти все экономически активное население области! Но дальнейший опережающий рост экономики в 2023 году сопровождается увеличением потребности в кадрах и ростом кадрового дефицита. Происходит переток рабочей силы на крупные промпредприятия с высоким уровнем оплаты труда и стабильным социальны пакетом. Рынок характеризуется высокой занятостью по всем возрастным группам, включая и молодежь. Кадровая проблема может стать ограничивающим фактором развития экономики всей страны уже через год-два.

Мы всерьез детально работаем с этой проблемой. И видим, что необходимо существенно повышать производительность труда, обеспечивать опережающее обучение, удерживать в профессии молодых специалистов, возвращать молодёжь в Ульяновскую область.

Краеугольным камнем рынка труда продолжает оставаться уровень заработных плат.

За январь-август 2023 года среднемесячный показатель - 46 тысяч 300 рублей - рост 115,3%, что выше общероссийского показателя на 2,1%.

Считаю, что это хороший результат совместной работы Правительства области и ответственных работодателей! Растут вложения бизнеса и государства в человеческий капитал.

Но и здесь есть подводные камни, риски, которые мы должны осознавать.

Во-первых, сейчас идет конкурентная борьба ряда предприятий за работников, которая может привести к появлению зарплатного пузыря на рынке труда. Дело в том, что рост заработных плат опережает рост производительности труда, и процессы модернизации производств. Так, инвестиции в основной капитал в первой половине 2023 года составляют только 70-80% к аналогичному периоду прошлого года. Иными словами, рост заработных плат должен иметь экономическое, а не только политическое и социальное обоснование.

Во-вторых, не во всех сферах работники получают достойное вознаграждение. Медианная заработная плата в сентябре составила всего 30 тысяч рублей. Это значит, что половина занятых в региональной экономике получает меньше этой суммы. И мы знаем, в каких отраслях нарушаются наши принципы работы: торговля, общественное питание, сельское хозяйство, отдельные сегменты бюджетного сектора.

Наша совместная задача состоит в наращивании усилий, направленных на подтягивание областных зарплат до общероссийских показателей во всех без исключения отраслях экономики! Уважаемые парламентарии, прошу вашего содействия и вовлеченности в этот процесс.

Нам нужна реализация эффективных шагов в направлении наращивания кадрового потенциала региона.

Теперь о ключевых характеристиках и параметрах областного бюджета на 2024-2026 годы.

Приоритеты бюджетной политики направлены на выполнение социально значимых программ поддержки граждан и одновременное решение задач по модернизации экономики и инфраструктуры.

Параметры областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформированы на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на среднесрочный период.

Доходы областного бюджета на 2024 год определены в общей сумме 86 миллиардов 643 миллиона 200 тысяч рублей, из них:

- налоговые и неналоговые доходы - 69 миллиардов 211 миллионов 700 тысяч рублей;

- безвозмездные поступления из федерального центра - 17 миллиардов 431 миллион 500 тысяч рублей.

Расходы на 2024 год предусмотрены в размере 88 миллиардов 127 миллионов 900 тысяч рублей.

Дефицит областного бюджета на 2024 год 1 миллиард 485 миллионов рублей. Без инфраструктурного бюджетного кредита дефицит бюджета составляет всего 157 миллионов рублей.

То есть бюджет сбалансирован, и мы впервые планово предусматриваем сокращение долговой нагрузки, то есть сокращение величины соотношения заимствований и собственных доходов региональной казны. Это поворотный и очень знаковый момент в бюджетной политике.

Доходная часть по прогнозу вырастет на 8,8 миллиарда рублей, или на 14,5%.

84% собственных доходов формируют налог на прибыль, НДФЛ, акциз на пиво и нефтепродукты.

По-прежнему значительную долю доходов занимают взимаемые акцизы, из которых 75% составляют акцизы на алкоголь и 25% - акцизы на нефтепродукты. Но их рост к текущему году незначителен и обусловлен лишь индексацией акцизных ставок! Тогда как налог на прибыль и НДФЛ начинают расти опережающими темпами и это, очевидно, результат тех самых тенденций развития экономики, о которых я подробно говорил ранее!

Налог на доходы физических лиц занимает 28% от общего объёма поступлений и спрогнозирован в сумме более 19,3 миллиарда рублей. Это на 19% выше показателей первоначально утверждённого бюджета на 2023 год.

Налог на прибыль организаций занимает 24,5% в общей сумме собственных доходов и составляет почти 17 миллиардов рублей. К уровню первоначально утверждённого бюджета 2023 года этот показатель вырос на 37%, демонстрируя самую значительную динамику.

Хочу обязательно подчеркнуть, что развитие промышленного и финансового сектора региона приводит к опережающему темпу роста именно налога на прибыль организаций. Например, если в 2020 году налог на прибыль занимал 18,9%, то в 2024 году его удельный вес прогнозируется уже в размере 24,5%. Налог на доходы физических лиц также вырос более чем на 12%.

Ещё хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, что растёт доля налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Совсем недавно вышел общероссийский анализ прироста численности, занятых в сегменте МСП в 2023 году. Наш регион вошел в тройку лидеров роста по ПФО с показателем 7,7%. УСНО - налог, который характеризует предпринимательскую активность. Сейчас он занимает уже более 6% от общего объема поступлений в областной бюджет. И мы рассчитываем, что в 2024 году этот налог окажется на 15% выше показателей первоначально утверждённого бюджета на 2023 год. При этом, мы остаемся стабильно в числе регионов с значительным объемом финансовых преференций

Каковы будут приоритеты бюджетной политики?

При формировании расходной части Правительство области руководствовалось главным принципом – социальной направленностью бюджета.

Первое. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетных учреждений предусмотрены в полном объёме в сумме

29,2 миллиарда рублей — это почти половина собственных доходов областного бюджета!

Второе. Мы предусмотрели 1,5 миллиарда рублей на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с учётом задач, поставленных в майских Указах Президента Российской Федерации - в среднем на 11,2%.

Третье. Предусмотрено увеличения минимального размера оплаты труда с 1 января 2024 года до 19 242 рублей с действующей величины 16 242 рубля.

Четвертое. Почти 10 миллиардов рублей с учетом индексации с 1 февраля 2024 года на 4% составляет объем средств на меры социальной поддержки жителей Ульяновской области.

Пятое. Мы полностью предусмотрели средства на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения – на 2024 год 6,3 миллиарда рублей - рост на 743 миллиона рублей

Шестое. Хочу особо отметить, что 1 миллиард рублей будет направлен на льготное лекарственное обеспечение более 60 тысяч человек, относящихся к льготным категориям. В дальнейшем, в ходе исполнения бюджета эта сумма будет увеличена.

Проект бюджета в полном объеме предусматривает средства на обеспечение детей, страдающих сахарным диабетом необходимыми системами непрерывного мониторинга глюкозы.

Будет продолжена модернизация инфраструктуры регионального здравоохранения. В частности, парк легковых автомобилей пополнится на 27 единиц. Будет проводится капитальный ремонт в 16 поликлиниках в городе Ульяновске и районах области. Начнется ремонт хирургического отделения Инзенской районной больницы.

Повторю, что важнейшим принципом всего бюджетного процесса является обеспечение гарантий чёткого исполнения всех социальных обязательств перед гражданами, включая поддержку семей с детьми, индексацию выплат, пособий, минимального размера оплаты труда. В полном объёме предусмотрена помощь участникам и ветеранам специальной военной операции, членам их семей. На эти цели в бюджете предусмотрено 575 миллионов рублей.

Будет продолжена работа по модернизации инфраструктуры в сфере образования. Так в течение 2024 – 2026 года будут капитально отремонтированы более 50 школ. Впервые за много лет начинаем создавать новые места в детских загородных лагерях отдыха. Уже 1 июня 2024 года появится новый корпус в лагере «Юность» в Димитровграде.

Для детей, проживающих в сельской местности, будут созданы еще 14 центров «Точка роста», в 4 сельских школах выполнен ремонт спортзалов и в 6 школ приобретён спортивный инвентарь.

Для повышения доступности дополнительного образования будет создано 5642 новых мест, 3 школьных технопарка «Кванториум» и центр цифрового образования «IT-Куб».

Продолжим программу «Профессионалитет» по обновлению материально – технической базы СПО для подготовки современных кадров для экономики области.

Также в 2024 году будет проведена модернизация почти 30 государственных и сельских учреждений культуры. Это капитальный и текущий ремонты домов культуры, музеев, оснащение их оборудованием. Мы продолжим создавать модельные библиотеки, комплектовать их новым книжным фондом, приобретать новые музыкальные инструменты для училища культуры и детских школ искусств, поддерживать ульяновские театры.

Таким образом, региональный бюджет на трёхлетний период по-прежнему остаётся социально ориентированным. Удельный вес этих расходов, включая финансовую помощь бюджетам муниципальных образований, в общей сумме расходов областного бюджета на 2024 год составляет 67,2%. Общая сумма – почти 59 миллиардов 200 миллионов рублей. К уровню первоначально утвержденного бюджета на 2023 год этот показатель выше на 5% или на 2 миллиарда 711 миллионов.

По-прежнему, одним из приоритетов бюджетной политики остается софинансирование национальных проектов. 2024 год для ряда проектов оказывается заключительным. На эти цели предусмотрено на 2024 год 10,2  миллиарда рублей.

Также областной бюджет предусматривает в полном объёме средства в размере почти 2 миллиардов рублей на выполнение обязательств по двухгодичным и трёхлетним контрактам, заключенным до 1 сентября 2023 года. Это на 12% больше, чем было заложено в текущем году. А это значит, что все ОКСы будут достроены и сданы в срок.

В полном объёме в проекте областного бюджета заложены и средства дорожного фонда – более 7,6 млрд.рублей. Это на 10% больше первоначального бюджета 2023 года.

Несколько слов о нашей муниципальной политике.

Общий объём финансовой помощи бюджетам муниципальных образований составил 28,1 миллиарда рублей. С ростом на 2 миллиарда рублей или на 7%. Мы ежегодно наращиваем объем поддержки муниципалитетов, но не все из них грамотно и ответственно реализуют свою финансовую политику, находясь при этом в равных экономических условиях! По-прежнему есть те, кто наращивает кредиторскую задолженность и не соблюдают финансовые договоренности с областным центром несмотря на глубокую дотационность. Мы не станем поощрять подобное! Напротив, я поставил перед Правительством региона задачу - усилить политику материального стимулирования муниципалитетов и увеличить в ближайшем будущем в областном бюджете объем средств на эти цели. Это станет важнейшей задачей Министерства экономического развития с новыми полномочиями по устойчивому территориальному развитию муниципалитетов и Министерства финансов.

Социально значимым является благополучие в жилищно-коммунальном хозяйстве Ульяновской области. Уже в текущей базовой версии бюджета в 2024 году сфера ЖКХ получит 4,1 миллиарда рублей.

На строительство очистных сооружений будет выделено более 2-х миллиардов. За счёт этих средств будут продолжены работы в левобережье Ульяновска и завершено строительство очистных сооружений в городе Барыш.

Далее хочу обратить ваше внимание на ряд объектов социальной сферы, которые мы планируем к завершению и открытию в рамках бюджетного цикла 2024.

В 2024 году откроем:

- жилой корпус с пищеблоком специального дома-интерната для престарелых и инвалидов в с.Водорацк Барышского района;

- отремонтированный корпус реабилитационного центра «Подсолнух»;

- запустим в полную силу реабилитационный центр для пенсионеров и участников СВО на 100 мест в г. Ульяновске.

В этом же году планируем завершить:

- детскую инфекционную больницу;

- футбольный манеж;

- здание филиала 100-го лицея;

- строительство зданий спортивных комплексов с универсальной площадкой в с.Большой Чирклей Николаевского района, в с.Тетюшское Ульяновского района;

- строительство образовательного комплекса со спортивной инфраструктурой и пансионом в р.п.Новоспасское;

- строительство ФОК в с.Троицкий Сунгур. уже в 2024 году провести модернизацию почти трех десятков государственных и сельских учреждений культуры. Это капитальный и текущий ремонт домов культуры, музеев, оснащение их оборудованием, создание модельных библиотек, комплектование библиотек новым книжным фондом, приобретение новых музыкальных инструментов для училища культуры и детских школ искусств, поддержка ульяновских театров.

Необходимо завершать масштабные проекты, начатые ранее.

В 2024 году будет построено здание Ундоровского музея – шестого в мире такого направления и создана в нем уникальная экспозиция.

К 2026 году завершаться реставрационные работы Ленинского мемориала и обновиться его музейное пространство.

Конечно, существенную поддержку мы получаем из федерального центра. Однако, в предложенном к рассмотрению сегодня проекте областного бюджета отражен не весь ожидаемый к получению объем межбюджетных трансфертов. Сейчас  объем федеральных средств предусмотрен на 2024 год в сумме 17,4 миллиарда рублей.

Перечислю основные направления и объекты, на которые будут распределены федеральные средства. Это приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, программы модернизации первичного звена здравоохранения и развития жилищного строительства, организация бесплатного горячего питания школьников, оказание социальной помощи, поддержка сельского хозяйства.

Уважаемые коллеги!

Предлагаемый проект бюджета не идеален.

Сегодня мы сформировали базовую форму бюджета, которая, я уверен, будет пополняться, и которая пока   не предусматривает целый ряд расходных обязательств. Я уже говорил о необходимости существенного роста объема финансовой поддержки промышленного сектора, стимулирования муниципальных образований, сельхозтоваропроизводителей - эти направления в первую очередь должны будут служить задаче роста доходов казны!

Требуется увеличение финансирования ЖКХ ввиду серьезной изношенности коммунальной инфраструктуры, здравоохранения, ремонта и модернизации материально-технической базы учреждений образования и культуры.

Мы это понимаем и держим на контроле!

Уже во время моей подготовки к выступлению перед вами, мы получили информацию, что размер дотаций нашему региону от федерального центра увеличивается на 3,5 миллиарда рублей. А, следовательно, совокупный объем помощи из федерального бюджета возрастает к текущему году на 626 миллиона рублей или на 11,3%! Убеждён, что мы с вами, уважаемые депутаты, в рамках первой корректировки бюджета сумеем правильно ими распорядиться в соответствии с первоочередными потребностями - рационально и учитывая задачи реализации государственной политики.

С 2021 мы серьёзным образом изменили подходы к реализации бюджетной политики и это стало возможным за счет правильного выбора инструментов господдержки экономики, активной инвестиционной политики и существенного ежегодного роста доходной части бюджета. Мы полностью исключили риски финансирования заработных плат и мер соцподдержки за счет кредитования бюджета. И сейчас очевидно, что эта политика показывает оправданные результаты: при принятии первоначального бюджета на 2023 год мы планировали долговую нагрузку - 91%, а по факту завершить год планируем с цифрой, близкой к 80%. Бюджетная трехлетка задает тренд на дальнейшее снижение показателя долговой нагрузки и риска увеличения нет, так как кредитный портфель области сбалансирован.

Таким образом, проект областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов мобилизует необходимые источники доходов для решения ключевых задач, позволит выполнить все социальные обязательства, которые были определены в предыдущие годы и на предстоящую трёхлетку, и будет способствовать сохранению и достижению национальных целей развития.

Уважаемые коллеги!

Завершая свое выступление, я хочу напомнить, что наша с вами работа имеет не только хозяйственно-экономическое, социальное, но и политическое измерение. В 2024 году предстоят выборы Президента Российской Федерации. Они будут проходить в сложной внешнеполитической ситуации противостояния с Западным миром, в условиях СВО.

Как никогда ранее нам нужны общественное единство, социальная стабильность и сплоченность, рост ответственности за будущее и гордость за достигнутое. 4 ноября текущего года в Москве на ВДНХ стартовала Международная выставка-форум «Россия», где вся страна, все 89 регионов представили свои достижения. Ульяновская область представлена собственной экспозицией в павильоне номер 75. Мы с командой Правительства сделали все возможное, чтобы наш с вами регион выглядел достойно и гордо! Работа выставки продлиться по 12 апреля следующего года. А день 29 ноября объявлен Днем Ульяновской области на выставке-форуме. Я лично приглашаю каждого из вас, уважаемые парламентарии, членов ваших семей и трудовые коллективы посетить выставку и принять участие в мероприятиях, приуроченных к дню нашего региона!

Очень важно, что в вашем лице, уважаемые депутаты, Правительство Ульяновской области, органы исполнительной власти региона всегда находят надежных партнеров и соратников.

Спасибо за внимание!