Доклад Рейц Марины Николаевны – директора департамента по регулированию контрактной системы Агентства государственных закупок Ульяновской области, представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на тему: «Вопросы актуализации муниципальных нормативных правовых актов в сфере закупок»
Контрактная система создана и действует уже более семи лет.
Если говорить о законодательстве о контрактной системе, то оно очень мобильно и находится в постоянном развитии, в него вносятся корректировки и изменения, направленные на его совершенствование.
Объём таких изменений и их практическое значение весьма велики, поэтому наша главная задача и задача всех участников закупочного процесса оперативно реагировать на такие изменения: знать их и своевременно реформировать свою закупочную деятельность с учетом нововведений.
02.07.2021 был принят большой оптимизационный закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2022 года (за исключением отдельных положений).
Закон предусматривает:
- комплексное совершенствование контрактной системы в целях исключения дублирования и избыточного регулирования;
- дальнейшую цифровизацию процедур за счет автоматизации отдельных процессов и организации электронного документооборота в рамках информационного обеспечения контрактной системы.
Коротко об основных изменениях и нововведениях.
1) Сокращение количества конкурентных способов до трех (исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений).
2) Исключение документации о закупке, предусматривая включение всей информации непосредственно в извещение.
3) Общая оптимизация сроков проведения процедур.
4) Введение «универсальной стоимостной предквалификации» (то есть возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта).
5) Распространение цифровизации на весь закупочный процесс и внедрение электронного документооборота на этап исполнения контракта (приемку, претензионную работу, расторжение контракта), процедуры обжалования и включения в РНП, работу членов комиссии.
При этом считаю необходимым отдельно сакцентировать ваше внимание на двух моментах:
1) Электронное подписании членами комиссий протоколов подведения итогов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС.
Сейчас обязательность подписания протоколов электронными подписями установлена только при проведении запроса котировок в электронной форме. При проведении аукционов и конкурсов в электронной форме такая обязанность появится с 1 января 2022 года. Такой вариант подписания протоколов позволит минимизировать бумажный документооборот и оптимизировать порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа. И электронные площадки такую возможность уже заказчикам предоставляют.
В связи с этим каждый заказчик заблаговременно должен:
- определить из числа работников лиц, которые войдут в состав комиссий по осуществлению закупок на 2022 год;
- обеспечить членов комиссий электронными подписями;
- научиться правильно пользоваться данным электронным сервисом в ЕИС.
На нашей базе была создана пилотная группа, в состав которой вошли 20 госзаказчиков, которые в порядке эксперимента начали практиковать подписание протоколов электронными подписями. Данный пилотный проект позволил протестировать новый порядок заранее и при введении обязательного подписания не испытывать сложностей.
У участников данной группы уже имеется положительный опыт электронного подписания протоколов, отмечается простота и удобство сервиса. На муниципальном уровне, надеемся, что такая работа тоже с муниципальными заказчиками была проведена.
2) Обязательное электронное актирование (электронная приемка).
Внедрение электронного актирования стало закономерным продолжением процесса цифровизации закупок.
Основная задача новшества – обеспечение прозрачности этапа исполнения контракта в закупочной деятельности. При этом сейчас данный сервис также доступен для заказчиков. Теперь информация о приёмке и документ о приёмке будет направляться ЕИС в реестр контрактов автоматически.
С января по июль 2021 года Агентство совместно с заказчиками также реализовало «пилотный» проект по использованию электронной приемки. Была сформирована «пилотная» группа из 44 госзаказчиков.
Учитывая, актуальность данного направления работы в закупочной деятельности, все заказчики должны были активно включиться в данный процесс и вовлекать в него поставщиков.
Каждому заказчику для внедрения электронной приемки необходимо:
- Определить внутренние регламенты работы лиц, участвующих в приемке;
- Получить электронные подписи;
- Настроить в личном кабинете права и полномочия подписантов заказчика;
- Настроить в личном кабинете права и полномочия членов приемочной комиссии.
- Открыть доступ по контрактам в реестре контрактов.
Все эти изменения коснуться каждого заказчика, уполномоченного органа без исключения и в целях успешного осуществления закупочной деятельности с 01.01.2022 года требуют совершения определенных подготовительных действий.
В связи с этим перед нами стоят две важные задачи:
I. Всем заказчикам протестировать новые электронные сервисы ЕИС, которые я озвучила.
Данная задача успешно выполняется заказчиками как регионального, так и муниципального уровня. Этому поспособствовали и пилотные группы, и профильные вебинары, которые мы провели для заказчиков во втором полугодии текущего года (более 10).
II. Обеспечить актуализацию нормативных правовых актов в сфере закупок.
Мы, на региональном уровне, этот процесс завершили – все региональные нормативные правовые акты приведены в соответствие с новыми изменениями.
Агентство проводит анализ проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Ульяновской области согласно распоряжению Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018 № 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».
В таблице (прилагается) представлена сводная информация по актуализации муниципальных нормативных правовых актов в сфере закупок, представленных для анализа в Агентство после 25.08.2021.
Из таблицы видно, что половина МО (такие как Кузоватовский, Новоспасский, Барышский, Цильнинский и другие) актуализировали все основные акты, что отрадно.
Однако в некоторых муниципалитетах этот процесс не завершен, а в некоторых даже не начат (Майнский, Ульяновский, Радищевский районы), несмотря на то, что нами неоднократно (как в ходе совещаний, вебинаров (30.08.2021, 24.09.2021), так и отдельных обращений) до муниципальных образований области доводилась информация о необходимости проведения актуализации актов. Данная ситуация вызывает определенные опасения, как указанные МО будут работать с января 2022 года.
Времени осталось совсем мало, но еще есть возможность внести все необходимые изменения. Необходимо мобилизовать все силы и завершить этот процесс в текущем году.
Сводная информация по актуализации муниципальных нормативных правовых актов в сфере закупок
№ п/п |
Наименование МО |
Наименование муниципальных нормативных правовых актов (НПА) |
|||||||||
Порядок взаимодействия |
Порядок работы комиссии |
Размер НМЦК ООС |
Нормативные затраты |
Требования к товарам |
Методические рекомендации |
Возможность изменения цены контракта (ПП РФ от 09.08.2021 № 1315) |
Функции контрактной службы |
Комиссия по повышению эффективности |
Соглашение о передаче полномочий на 2022 год |
||
1 |
г. Ульяновск |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
2 |
г. Димитровград |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
3 |
г.Новоульяновск |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
4 |
Базарносызганский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Барышский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Вешкаймский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Инзенский район |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
8 |
Карсунский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Кузоватовский район |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
10 |
Майнский район |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Мелекесский район |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Николаевский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
13 |
Новомалыклинский район |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
14 |
Новоспаcский район |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
15 |
Павловский район |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
16 |
Радищевский район |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Сенгилеевский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Старокулаткинский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Старомайнский район |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
20 |
Сурский район |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
21 |
Тереньгульский район |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
22 |
Ульяновский район |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Цильнинский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Чердаклинский район |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
Иные НПА:
- Инзенский район – Постановление администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 30.06.2015 № 734 «Об определении случаев банковского сопровождения контрактов»;
Старомайнский район - Постановление администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 30.09.2015 № 556 «Об определении случаев банковского сопровождения контрактов»