Выступление Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на Стратегической сессии национального проекта «Цифровая экономика» 21.02.2019

21.02.2019

Дорогие друзья!

Десять дней назад в Москве проходил Общероссийский конгресс муниципальных образований, посвящённый участию местных властей в реализации национальных проектов. Тема эта, скажем прямо, назрела. Ульяновская область идёт в этом направлении в числе регионов-лидеров, опережая федеральный центр. А вот теперь муниципалитеты заявили и на российском уровне о своём желании встроиться в систему нацпроектов.

Вчера наш Президент Владимир Владимирович Путин в Послании к Федеральному собранию очень хорошо сказал по этому поводу: «Наши проекты развития – не федеральные и тем более не ведомственные. Они именно национальные. Их результаты должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете. Здесь, «на земле», реализуется основной массив конкретных задач».

Поэтому сегодня я очень рад видеть в «Точке кипения» представителей муниципальных образований региона. Мы проводим целую серию стратегических сессий. Сегодняшняя заметно выделяется и по числу участников, и по интенсивности работы, и по месту проведения. 

Тема, которую мы сегодня обсуждаем, очень актуальна для всей страны. Владимир Владимирович в Послании затронул вопросы развития цифровой экономики. А Послание по закону входит в число стратегических документов Российской Федерации. 

Цифровая экономика, цифровая трансформация государственного и муниципального управления – это революция, которая происходит в настоящее время, в режиме «онлайн». И мы не только свидетели, но и участники данных изменений. Ульяновск и Димитровград уже вошли в число пилотных городов в рамках проекта «Умный город». В работу по развитию цифровой сферы должны вступить и другие муниципальные образования.

Если мы «подружимся» с цифровыми технологиями, они смогут сделать управление на всех уровнях власти более эффективным, жизнь граждан на местах – более удобной, а бизнес
в Ульяновской области – более прибыльным.

А значит, нам нужно понимать, как мы можем использовать эти сквозные цифровые технологии.  Я имею в виду большие данные, интернет вещей, искусственный интеллект и робототехнику, которые мы выделили в качестве приоритетных. Напоминаю, что вчера в Послании Президент назвал именно эти технологии.

Кроме того, у нас должно быть чёткое понимание направлений работы и последовательности действий, то есть должна быть выработана стратегия. И не только на уровне региона, но и в муниципальных образованиях, в отраслях и на отдельных предприятиях.

И наконец, от общего видения мы должны переходить к планам реализации. Сейчас хорошей формой для таких планов являются национальные, федеральные и региональные проекты. В случае с цифровой экономикой это национальная программа «Цифровая экономика» и её составляющие – такие, как информационная инфраструктура, кибербезопасность, нормативное регулирование, кадры для цифровой экономики, цифровые технологии.

Кроме нацпрограммы, это также региональные и ведомственные проекты в рамках других нацпроектов. Наш Президент перечислил в Указе о национальных целях достаточно большой перечень отраслей, в которых в приоритетном порядке должна осуществляться цифровая трансформация. 

Хочу обратить ваше внимание на то, что среди сфер цифровизации в «майском» документе обозначены как отрасли с высокой долей государственного участия (образование и здравоохранение), так и сферы, на которые государство не имеет прямого влияния (банковская сфера или сельское хозяйство). С ними также необходимо работать.

Вот из этих кубиков – из базовых и прикладных направлений – должны складываться муниципальные стратегии, проекты и дорожные карты. Каждый город, каждый район должны понимать, во-первых, своё участие в тех или иных проектах цифровизации региона. А во-вторых, выступать в рамках самостоятельной цифровой повестки, собственной стратегии.

Если вы скажете, что у муниципалитетов нет средств и кадров для того, чтобы строить цифровую экономику, то я отвечу – по этой причине и необходимо заниматься цифровизацией.

Цифровизация – это инвестиции в расширение производства и увеличение выручки предприятий. Это также механизм сглаживания неравенства между людьми, районами, регионами и странами. Владимир Владимирович в своём Послании подчеркнул, что «опережающий темп роста производительности труда должен происходить за счёт новых технологий и цифровизации».

Если мы не будем внедрять цифровые технологии на своей же территории, то попадём в зависимость от владельцев зарубежных технологий. Цифровые компании стремительно растут до гигантских мировых размеров, поэтому поглотить Ульяновскую область им не составит труда. Например, сейчас «Гугл» знает о нас больше, чем официальная статистика. И эти данные не всегда используются для нашей пользы – пользу получает зарубежная компания. Конкуренция в цифровую эпоху происходит здесь и сейчас в каждой точке планеты. Поэтому мы с вами должны быть вооружены технологиями не хуже глобальных конкурентов.

А для этого нам надо учиться у них, на их опыте. Надо также уметь использовать свои сильные стороны. Их у нас немало. И мы с вами должны максимально тиражировать удачные цифровые проекты в каждом районе и в каждом городе.

Перед муниципальными образованиями в рамках национального проекта «Цифровая экономика» стоят следующие задачи:

1. Необходимо обеспечить на своей территории широкополосный доступ к сети Интернет для граждан, организаций и предприятий. Именно от вас на местах многое зависит в вопросах размещения и использования информационной инфраструктуры крупными игроками телекоммуникационной отрасли. И необходимо оказывать им всяческое содействие.

2. Необходимо обеспечить информационную безопасность в учреждениях и органах власти. Привить соответствующую культуру муниципальным служащим, организациям муниципального образования.

3.Для этого нам нужно опираться на отечественное программное обеспечение. В настоящее время на местном уровне даже не все антивирусные программы являются российскими (только 90% наши), не говоря уже об остальном офисном ПО. Давайте поддерживать наших айтишников – покупать российское. У нас и без того узкий внутренний рынок для цифровых технологий.

4. Поэтому необходимо закладывать расходы на ИКТ не меньше, чем в предыдущий год, выделять их в отдельные строчки
в бюджетах и муниципальных программах, тем самым защищая эти статьи.

5. Необходимо готовить кадры для цифровой экономики уже со школьной скамьи. В школах должно уделяться больше внимания математике, физике, информатике. А сами учителя информатики должны стать проводниками и агентами нашего флагманского регионального проекта «Развитие отрасли IT», участвовать в нём.

Школы и другие образовательные организации должны принимать активноеучастие в федеральных грантовых конкурсах по данному направлению. Подавать заявки на поддержку образовательных проектов в Фонд развития информационных технологий Ульяновской области. В этом году мы уже выделили на финансирование Фонда 25 млн. рублей и ещё добавим средств, при условии расширения его присутствия в районах области. Хороший пример – Барышский район, где в школе открыли центр робототехники и программирования.

В рамках дополнительного образования мы должны развивать навыки креативности, изобретательства, знакомить детей с технологиями виртуальной реальности, 3Д-печати, робототехникой и беспилотными аппаратами, как это делается в «Кваноториуме», в том числе и здесь – на базе «Точки кипения».

Кроме того, образовательными программами по цифровым компетенциям должны быть охвачены действующие сотрудники предприятий, временно безработные граждане, граждане старшего поколения, женщины в декретном отпуске, муниципальные служащие, педагоги и так далее. Нужно это всё организовать. Подключить наши университеты, IT-компании, Фонд развития IT, частные предприятия.

Нам необходимо обучить цифровых лидеров и команды муниципальных образований в рамках федеральных проектов «Остров» (Университета НТИ) и «Руководители цифровой трансформации» (в РАНХиГС). Уже есть план по обучению команд пилотных «умных городов». Думаю, что Вадим Вячеславович Павлов поспособствует этому.

6. В цифровизации нужно начать с себя – с муниципального управления. Это задача эффективности нашей с вами работы. На местах люди должны почувствовать, что власть находится от них на расстоянии одного «клика» и всегда готова к взаимодействию.

Я говорю о муниципальных услугах в электронной форме. Тут нужно отметить с положительной стороны Мелекесский, Старокулаткинский, Стромайонский и Вешкайский районы.

Цифровые технологии делают власть открытой. В небольших районах онлайн-голосования за благоустройство могут дажестать элементом прямой демократии – когда жители сами принимают наиболее правильное управленческое решение.

Мы должны освоить безбумажный документооборот, электронные системы организации работы, мессенджеры и социальные сети. Научиться самим и научить других – руководителей и работников в подведомственных учреждениях и на предприятиях.

А для этого нужно быть готовыми к изменениям, последовательно идти в русле этих изменений, обретая сторонников в самых разных сферах.

7. И наконец, в задачи муниципальных образований входит запуск на своей территории цифровой трансформации экономики.

Сельское хозяйство стремительно меняется – «точное земледелие», «умные фермы», учёт ресурсов и прогноз по снимкам из космоса. Всё это уже реальность, в том числе и для наших фермеров. Таких хозяйств должно быть больше.

Крупнейшим рынком для предприятий стали электронные торговые платформы. Это большие шансы для самого малого бизнеса. Необходимо продвигаться на этих рынках, как это делают китайские производители. И создавать собственные платформы – региональные. Мы сейчас думаем над этим.

Ну и конечно, нужно, чтобы менялись и сами бизнес-модели, чтобы сам бизнес становился цифровым. Например, туристический бизнес и сфера гостеприимствав целом. Там, где его нет, или там, где он слаб, его сразу нужно создавать в цифровых технологиях.

Задач очень много. Я могу перечислять их долго. Например, только в рамках проекта «Умный город» их более, чем достаточно. Тем более вы посвятили их обсуждению всю первую половину дня и все вместе понимаете их лучше, чем каждый из отдельно взятых чиновников.

Я хочу поблагодарить всех за работу. Результаты видны на плакатах. И пусть они ещё будут обрабатываться, но в целом видно, что в рамках стратсессии сформировался коллективный разум. И даже слегка «закипел», как и положено в пространстве коллективной работы «Точка кипения».

Хотел бы услышать, к каким предварительным результатам и договорённостям вы пришли по ключевым вопросам.

Как должна выглядеть в деталях стратегия цифровой трансформации муниципального образования – это и общие для всех районов элементы, и, может быть, собственные интересные находки.

В пилотных «умных городах» (Ульяновск и Димитровград) без этих «находок» не обойтись, потому что «пилот» означает не только стандартный набор решений «умного города», но и какие-то уникальные проекты. Хотел бы услышать, в какой степени готовности находится региональный паспорт проекта «Умный город», какие есть вопросы и проблемы на муниципальном уровне, как мы будем работать по этому направлению.

Отдельно мы обсудим систему проектного управления и взаимодействия внутри проектных команд, тем более что в рамках стратсессии после нашего заседания и подведения итогов обсуждения пройдёт обучение на тему проектного управления.

Давайте начнём в этом порядке. Хотелось бы услышать не только региональных руководителей, но и представителей муниципальных образований. Пожалуйста, Марина Евгеньевна.