Выступление заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Земсковой И.В. «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 22.08.2019 по 04.09.2019»

 

I. Обзор законодательства Российской Федерации

 

Постановления Правительства Российской Федерации

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 № 1065 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 880».

Предоставление федеральных трансфертов на капитальные вложения в объекты региональной (муниципальной) собственности будет продолжено.

Ранее предоставление таких трансфертов было предусмотрено только в 2018 году.

Трансферты предоставляются в рамках реализации госпрограммы «Развитие образования» за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях оказания финансовой помощи бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на:

- строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности;

- разработку проектной документации в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) указанных объектов;

- приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальную собственность.

Отчётность по субсидиям теперь предоставляется по ранее установленным датам ежегодно.

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 № 1126 «О некоторых вопросах использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Правительство Российской Федерации разрешило использовать ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) для авторизации пользователей при проведении политическими партиями предварительного голосования по кандидатурам для их последующего выдвижения от партий на выборах.

Устанавливается, что к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, могут быть подключены информационные системы политических партий, имеющих в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в случае осуществления предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от политических партий, их региональных отделений, кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Политические партии, имеющие в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, вправе использовать федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» для подтверждения факта аутентификации физических лиц - граждан Российской Федерации, прошедших её в целях осуществления предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от политических партий и их региональных отделений кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2019 № 1116 «О внесении изменений в Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации».

Актуализированы сведения, включаемые в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен новый вид муниципального образования - муниципальный округ.

С целью реализации данного Закона предусмотрено включение в реестр сведений о наименованиях муниципальных округов и дополнение соответствующими позициями государственного регистрационного номера муниципального образования.

 

 

 

Иные акты, информационные письма

 

1. Приказ Федерального агентства по делам национальностей Российской Федерации (ФАДН России) от 09.08.2019 № 78 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по работе с цыганским населением».

Обновлены рекомендации по работе с цыганским населением для регионов и органов местного самоуправления.

В частности, в целях обеспечения сохранения и развития самобытной культуры цыганского населения, его традиций и духовных ценностей при одновременной социальной интеграции в российское общество лиц, относящихся к цыганскому населению, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано осуществление следующих мероприятий, в том числе:

обеспечение среднероссийского уровня жилищно-коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях, в которых проживает цыганское население;

оказание содействия развитию традиционных цыганских ремесел и фольклора, включая оказание поддержки развитию малого предпринимательства на основе традиционных видов хозяйствования (кузнечество, ковка, изготовление металлической посуды, коневодство и др.);

оказание содействия общественным организациям цыган в доступе к существующей этнокультурной инфраструктуре (Дома дружбы, Дома национальностей, национально-культурные центры);

проведение информационной работы, направленной на преодоление негативных стереотипов по отношению к цыганскому населению, публикация материалов о жизни российских цыган (акцентируя внимание на положительных сторонах жизни цыганской общины).

Признан не подлежащим применению аналогичный Приказ Минрегиона России от 30.07.2013 № 318.

 

2. Приказ Минэнерго России от 05.03.2019 № 212 «Об утверждении Методических указаний по разработке схем теплоснабжения».

Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2019 № 55629.

Установлены единые правила разработки схем теплоснабжения.

В Методических указаниях учтены особенности разработки схем теплоснабжения для поселений, городских округов, городов федерального значения, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, установленные Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Приказом детально регламентируются требования к содержанию глав схемы теплоснабжения, а также устанавливаются требования к составу обосновывающих материалов.

 

3. Приказ Минтруда России от 09.08.2019 № 561н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2019 года».

Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2019 N 55714.

Увеличен прожиточный минимум за II квартал 2019 годаэ

В целом по РФ за указанный период величина прожиточного минимума на душу населения составляет 11185 рублей, для трудоспособного населения - 12130 рублей, пенсионеров - 9236 рублей, детей - 11004 рубля (за I квартал 2019 года - на душу населения 10753 рубля, для трудоспособного населения - 11653 рубля, пенсионеров - 8894 рубля, детей - 10585 рублей).

Напоминаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ, начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

 

4. Приказ Генпрокуратуры России от 26.08.2019 № 596 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет».

Обновлена процедура рассмотрения органами прокуратуры уведомлений о распространении в сети Интернет информации с нарушением закона.

Утверждённая Инструкция учитывает положения Федерального закона от 18.03.2019 № 30-ФЗ, которым был установлен порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть.

Предусмотрен порядок принятия, рассмотрения уведомлений (в том числе особенности рассмотрения отдельных видов уведомлений), составления заключения, направления требований о принятии мер по удалению информации и/или ограничению доступа к информационным ресурсам.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Генпрокуратуры России от 08.09.2016 N 562.

 

5. Приказ Минпромторга России от 20.08.2019 № 3061 «Об утверждении методических рекомендаций по организации стрит-ритейла в городском пространстве».

Минпромторгом России разработаны рекомендации по формированию комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности посредством развития объектов стрит-ритейла.

Под стрит-ритейлом понимаются зоны концентрации торговли и потребительской активности, представляющие собой совокупность объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания (магазины, кафе, рестораны, парикмахерские и т.д.), преимущественно небольшого размера, размещаемых, как правило, на первых этажах зданий, расположенных вдоль пешеходных улиц или тротуаров на транспортно-пешеходных улицах, с витринами, вывесками и имеющих отдельный вход с улиц и тротуаров, образующих, как правило, непрерывный ряд витрин и объектов либо ряд витрин и объектов с небольшими промежутками (не отдельно стоящие объекты). Нестационарные, мобильные торговые объекты, ярмарки, объекты иных торговых форматов, расположенные в этих зонах, также являются объектами стрит-ритейла.

Методические рекомендации включают в себя, в числе прочего:

анализ потенциала пространственной организации стрит-ритейла;

модели организации стрит-ритейла на общественных пространствах (торговых улицах);

образцы организации транспортно-пешеходной торговой улицы (площади, узла) в городской среде;

образец организации общественных территорий городской рекреации.

Методические рекомендации не содержат обязательных требований, носят рекомендательный характер и могут учитываться органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе могут быть включены в нормативные правовые и иные акты.

 

6. Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 № 26559-ВА/Д23и «О государственной регистрации прав на садовые дома и жилые дома, расположенные на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства».

Приостановленные кадастровый учёт и регистрация прав на садовые и жилые дома могут быть возобновлены в связи с изменениями законодательства.

Сообщается, в частности, что Федеральным законом от 02.08.2019 № 267-ФЗ с целью обеспечения возможности оформления прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на такие объекты на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости (правоустанавливающий документ на садовый земельный участок для регистрации прав на садовый или жилой дом не представляется, если право на такой земельный участок уже зарегистрировано в ЕГРН).

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации.

Вместе с тем при наличии в ЕГРН сведений об ограничениях, указывающих на невозможность возведения на садовом земельном участке садового или жилого дома либо указывающих на ограничение параметров строительства таких объектов, несоответствие возведенных объектов таким ограничениям является основанием для приостановления кадастрового учета и регистрации прав при условии, что такие ограничения были установлены на момент начала строительства указанных объектов.

В связи с этим территориальные органы Росреестра будут проводить анализ уведомлений о приостановлении кадастрового учета и регистрации прав на жилые и садовые дома по ранее представленным заявлениям на предмет возможности возобновления учетно-регистрационных действий в связи с вступлением в силу Закона N 267-ФЗ. В аналогичном порядке будут проанализированы документы, кадастровый учет и регистрация прав на жилые и садовые дома по которым приостановлены в заявительном порядке.

В случае если причиной для приостановления являлись исключительно законодательные ограничения, которые устранены в связи с вступлением в силу Закона № 267-ФЗ, заявители будут уведомлены о возможности представления заявлений о возобновлении учетно-регистрационных действий в связи с внесением изменений в законодательство.

 

7. Письмо Минфина России от 18.07.2019 № 06-04-12/53498 «По вопросам предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местным бюджетам».

Минфином России разъяснены особенности предоставления субсидий на финансовое обеспечение переданных полномочий от поселений муниципальному району.

Передача части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения на уровень муниципального района осуществляется в соответствии с заключаемым соглашением.

По мнению Минфина России, предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, возможно только в отношении муниципального образования, за которым закреплены соответствующие вопросы местного значения.

При этом отмечено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 136 БК РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчётного объёма дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трёх последних отчётных финансовых лет превышала 20% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесённых законодательством к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Сообщается также, что в перечне расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, могут раздельно предусматриваться и утверждаться перечни расходных обязательств городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.

 

8. Письмо Минфина России от 05.08.2019 № 02-05-11/58786 «О порядке применения единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджета».

Минфин России разъяснил применение видов расходов КРБ по расходам на осуществление выплат физлицам, закупки продуктовых наборов для малоимущих, предоставление субсидий на капвложения.

Сообщается, что приведенные разъяснения по вопросам применения видов расходов классификации расходов бюджетов (КБР) актуальны как для применения при исполнении бюджетов в 2019 году, так и при распределении бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Согласно приведенным разъяснениям, в частности:

- расходы на выплату выходных (единовременных) пособий работникам учреждений, служащим государственных (муниципальных) органов при их увольнении в связи с сокращением штата организации подлежат отражению соответственно по видам расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов»;

- расходы на приобретение проездных документов в целях обеспечения ими работников в служебных целях - по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;

- расходы по возмещению работнику учреждения затрат, связанных с его командированием (проезд, проживание и иные расходы, произведенные работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя), отражаются по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

- расходы на приобретение билетов для сопровождаемых лиц, оплату услуг их питания, уплату организационного сбора за участие в мероприятии, расходы на их оплату, осуществляемые в соответствии с законодательством о закупках, - по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;

- расходы на предоставление субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» - в части субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

523 «Консолидированные субсидии» - в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих, в том числе капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

 

9. Письмо Казначейства России от 23.08.2019 № 07-04-05/05-18156 «О направлении разъяснений».

Действующее бюджетное законодательство не предусматривает возможность оплаты денежного обязательства по договору цессии, заключенному в рамках госконтракта.

Казначейством России сообщается, что государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения по такому договору регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе.

Оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.

Отмечено при этом, что бюджетным законодательством РФ не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.

В этой связи до внесения изменений в нормативно-правовое регулирование оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта.

 

10. Информация Минкомсвязи России от 30.08.2019 «На портале госуслуг доступен новый сервис для голосования на дому».

Минкомсвязи России сообщено о новых цифровых сервисах, позволяющих проголосовать на выборах не выходя из дома.

Сообщается, что в личном кабинете избирателя на портале госуслуг стал доступен цифровой сервис по подаче заявления о голосовании вне помещения для голосования. Возможность проголосовать на дому предоставляется гражданам, которые по состоянию здоровья или инвалидности не могут самостоятельно прийти на избирательный участок.

Чтобы воспользоваться услугой, нужно заранее подать в участковую избирательную комиссию (УИК) заявление о таком желании. Комиссия подготовит бюллетени и ящик для голосования, а также согласует с избирателем время визита.

Также Минкомсвязи России напоминает, что с июля 2019 года в личном кабинете пользователя портала госуслуг для граждан, у которых в единый день голосования 8 сентября 2019 года состоятся выборы, появился раздел «Мои выборы», в котором можно узнать о своём участке для голосования, избиркоме по адресу места жительства, избирательных кампаниях, в которых пользователь может принять участие в день голосования, и участвующих в них кандидатах и политических партиях. После завершения выборов в личном кабинете избирателя появится информация о результатах голосования.

Также в личном кабинете до 4 сентября включительно доступна подача заявления о выборе удобного пользователю участка для голосования.

 

11. Информация Федеральной нотариальной палаты «О вступлении в силу с 1 сентября 2019 года изменений в организацию совершения нотариальных действий на территориях, где отсутствует нотариус».

Федеральная нотариальная палата разъяснила, какие нотариальные действия с 1 сентября 2019 года не могут совершать чиновники.

Федеральная нотариальная палата сообщает, что с 1 сентября 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ, который уточнил перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами местного самоуправления, и круг таких лиц.

Теперь закон разрешает совершать нотариальные действия главам органов местного самоуправления, в том числе городских и муниципальных округов, но только тех, где не только нет нотариуса, но и при этом нотариальная палата региона не утвердила график выезда нотариуса для обслуживания этого населенного пункта.

При этом указанные лица смогут выполнять только простые нотариальные действия, не требующие специальных знаний и высокой юридической квалификации (в частности, удостоверение доверенностей, верности копий документов или подписи и т.п.). Эти услуги будут доступны только местным жителям, зарегистрированным на данных территориях. Из компетенции должностных лиц выводятся составление завещаний всех видов, наследственных договоров и ряда иных сложных и значимых документов.

Кроме того, согласно закону, сведения о тех нотариальных действиях, которые совершают должностные лица местных администраций в четко определенные сроки должны поступать в нотариальную палату региона, где они вносятся в реестры информационной системы нотариата.

Если нотариуса нет в шаговой доступности, но возникла необходимость обратиться за помощью в нотариальную контору, граждане могут либо приехать в населенный пункт, где она расположена, либо ждать выезда нотариуса, который совершает их с определенной периодичностью.

 

12. Информация Росреестра от 03.09.2019 «В России запущен онлайн-сервис выдачи сведений из ЕГРН».

Сведения об объектах недвижимости теперь можно будет получить в течение нескольких минут.

Сообщается, что Федеральная кадастровая палата Росреестра официально запустила сервис по выдаче сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) spv.kadastr.ru, главной особенностью которого стала оперативность предоставления сведений.

Сервис позволяет получить несколько видов информации: выписку об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, об объекте недвижимости, о переходе прав на объект недвижимости, о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве, а также кадастровый план территории.

Внутри сервиса предусмотрена дистанционная оплата благодаря интеграции с интернет-эквайрингом банка с минимальной комиссией. Оплату всего пакета запросов пользователи смогут провести одним платежом и получить мгновенное подтверждение.

Сведения из ЕГРН, предоставляемые в электронной форме посредством нового сервиса, имеют такую же юридическую силу, как и в виде бумажного документа. Выписки с сайта Кадастровой палаты заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав.

В пилотном режиме сервис заработал для объектов недвижимости 51 региона, которые переведены на ФГИС ЕГРН. С переходом всех субъектов на ЕГРН платформа будет доступна для объектов по всей стране.

 

13. Письмо Минфина России от 06.08.2019 № 12-02-39/59180 «О порядке и условиях финансового обеспечения дополнительного образования детей в негосударственных образовательных организациях».

Финансовое обеспечение допобразования в негосударственных организациях может осуществляться путём предоставления таким организациям субсидий.

В письме Минфина России разъяснены положения Бюджетного кодекса Российской Федерации по вопросу предоставления муниципальным образованиям дотаций из других бюджетов, а также Закона об образовании, в части осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Сообщается, в частности, что внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО) предусмотрено в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в структуру национального проекта «Образование».

В рамках реализации указанных мероприятий не предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на выполнение полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере. Внедрение новой модели направлено на изменение способов финансового обеспечения дополнительного образования с заменой бюджетных ассигнований на предоставление, в частности, грантов в форме субсидии юридическим лицам, являющимся коммерческими и некоммерческими организациями, реализующими программы дополнительного образования детей.

По мнению Минфина России финансовое обеспечение дополнительного образования детей в негосударственных организациях в рамках модели ПФДО возможно путем предоставления таким организациям в соответствии с решениями местной администрации гранта в форме субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

14. Письмо Минстроя России от 15.08.2019 № 29793-ОД/08 «По вопросу изменения цены контракта».

Минстрой России напоминает, при каких условиях допускается изменение существенных условий госконтракта по соглашению сторон.

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом:

- при снижении цены контракта без изменения количества и качества товара, объема работ и услуг, иных условий контракта;

- если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются (не более чем на 10%) количество товаров, объем работ или услуг, поставляемых по контракту. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально изменению количества товаров, работ, услуг;

- при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10%.

 

Обзор судебной практики

 

«Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (утверждён Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2019 (в редакции от 26.07.2019).

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа актуализировал обобщенную практику рассмотрения судами дел об оспаривании решений и действий органов власти и должностных лиц.

В представленном обзоре приводятся, в частности, следующие позиции:

не подлежит оспариванию в арбитражном суде акт камеральной таможенной проверки постольку, поскольку он не содержит обязательных предписаний, решений, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает права и не возлагает обязанности;

при обращении в регистрирующий орган (через многофункциональный центр) с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на заявителя не может возлагаться бремя негативных последствий, вызванных ошибкой, допущенной сотрудником МФЦ, не засвидетельствовавшим подпись заявителя. В этом случае регистрирующий орган должен принять меры к идентификации заявителя;

заинтересованное лицо правомочно оспорить заключение негосударственной экспертизы, положительное заключение которой является условием осуществления градостроительной деятельности, в порядке главы 24 АПК РФ, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы данного лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

арбитражный суд не может возложить на орган местного самоуправления обязанность выдать разрешение на строительство без установления всех обстоятельств, свидетельствующих о допустимости выдачи такого разрешения и отсутствии правовых препятствий для его выдачи;

основанием для признания постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника недействительным является не само по себе отсутствие предупреждения оценщика об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного отчета, а совокупность обстоятельств, указывающих на недостоверность оценки имущества, включая допущенное судебным приставом-исполнителем нарушение порядка привлечения оценщика, которое привело к ущемлению прав и законных интересов участников исполнительного производства;

жалоба, поданная в контрольный орган в сфере закупок, не содержащая сведений об адресе электронной почты заявителя, не подлежит возврату, если позволяет идентифицировать заявителя и направлять ему информацию;

в случае оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора к заявлению, подаваемому в арбитражный суд, должно быть приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств другой стороне исполнительного производства, по результатам которого установлен исполнительский сбор.

 

II. Законодательство Ульяновской области

 

Законы Ульяновской области

 

1. Закон Ульяновской области от 02.09.2019 № 84-ЗО «О внесении изменений в статью 2 Закона Ульяновской области «О праздниках и памятных датах Ульяновской области» и признании утратившим силу отдельного положения законодательного акта Ульяновской области».

Указанный Закон Ульяновской области дополнен пунктом следующего содержания: «День садовода – 14 сентября».

 

2. Закон Ульяновской области от 02.09.2019 №89-ЗО «О внесении изменения в статью 5 Закона Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и отдельных городских округов Ульяновской области государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

Внесено изменение в абзац восьмой части 2 статьи 5 Закона Ульяновской области от 5 июля 2013 года № 109-ЗО«О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и отдельных городских округов Ульяновской области государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», заменив в нём слова «3000 несовершеннолетних в городах и на 2500 несовершеннолетних в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)» словами «2500 несовершеннолетних, проживающих на территории i-того муниципального района или городского округа Ульяновской области соответственно».

 

3. Закон Ульяновской области от 02.09.2019 № 92-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О перечне должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля».

Из Закона Ульяновской области от 6 ноября 2014 года № 175-ЗО «О перечне должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля» исключаются положения, позволявшие должностным лицам органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области при осуществлении муниципального финансового контроля составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

4. Закон Ульяновской области от 02.09.2019 №93-ЗО «О внесении изменений в статью 3 Закона Ульяновской области «О мерах по обеспечению устойчивого развития монопрофильных населённых пунктов в Ульяновской области».

Изменениями предусматривается, что функции, состав и порядок деятельности консультативно-совещательного органа по вопросам обеспечения устойчивого развития монопрофильных населённых пунктов в Ульяновской области будут устанавливаться уполномоченным в сфере обеспечения комплексного социально-экономического развития монопро-фильных населённых пунктов Ульяновской области исполнительным органом государственной власти – Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области. 

 

Указы Губернатора Ульяновской области

 

Указ Губернатора Ульяновской области от29.08.2019 №66 «О мерах по подготовке граждан к военной службе в 2019/20 учебном году».

Утверждены:

План основных мероприятий по подготовке граждан к военной службе, организации и проведения призыва на военную службу в 2019/20 учебном году;

Состав и график работы комиссии по анализу созданных условий для изучения раздела «Основы военной службы» учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных организациях, находящихся на территории Ульяновской области, и объединённых учебных пунктах для обучения граждан, не прошедших подготовку по основам военной службы.

Главам местных администраций муниципальных образований Ульяновской области рекомендовано совместно с руководителями исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» и представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области:

обеспечить представление информации первому заместителю Председателя Правительства Ульяновской области, курирующему вопросы подготовки граждан к военной службе, о ходе выполнения плана, утверждённого подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего указа, к 15 января и 15 августа 2020 года;

проводить торжественные мероприятия, связанные с призывом граждан на военную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, согласно плану, утверждённому подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего указа;

оказывать внимание и постоянную поддержку военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в период прохождения службы. Проводить целенаправленную подготовку к приёму, размещению и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы по призыву;

проводить торжественные мероприятия, связанные с возвращением в Ульяновскую область граждан после прохождения военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

способствовать созданию общественных объединений военно-патриотической направленности, в том числе соответствующих молодёжных и детских общественных объединений, расширению масштабов и совершенствованию деятельности музеев (уголков) боевой и трудовой славы в образовательных организациях, находящихся на территории Ульяновской области;

активизировать работу по военно-профессиональной ориентации граждан с целью отбора кандидатов для обучения по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, а также поступления в военные образовательные организации высшего образования;

до 1 апреля 2020 года создать при профессиональных образовательных организациях в городах Ульяновске, Димитровграде, Барыше, Инзе объединённые учебные пункты для обучения граждан, проживающих на территории Ульяновской области, не прошедших подготовку по основам военной службы, на период с 1 апреля по 1 октября 2020 года.

 

Постановления Губернатора Ульяновской области

 

Постановление Губернатора Ульяновской области от 29.08.2019 № 438-П «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с приобретением автомобилей для осуществления перевозки инвалидов».

В соответствии со статьёй 1391 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьёй 20 Закона Ульяновской области от 04.10.2011 «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области» Правительство Ульяновской области постановило:

Предоставлять в 2019-2021 годах бюджетам муниципальных образований Ульяновской области иные межбюджетные трансферты из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с приобретением автомобилей для осуществления перевозки инвалидов.

Также утверждено Положение о порядке предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с приобретением автомобилей для осуществления перевозки инвалидов.