Выступление Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на пленарном заседании педагогического форума 26.08.2019

26 августа 2019

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Уважаемые коллеги!

Искренне рад приветствовать всех участников пленарного заседания педагогического форума Ульяновской области.

У нас сегодня особенный день. Во-первых,  областной педагогический форум традиционно венчает длительную и непростую подготовку к новому учебному году. Проводя его, мы заявляем, что к приему учащихся образовательные организации области, все педагогические коллективы  готовы полностью. Наш августовский форум – хорошая традиция, позволяющая педагогам в режиме открытого диалога обсудить основные векторы развития российского образования и настроиться на начало нового учебного года.

А во-вторых, в работе нашего форума принимает участие Министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева. Наверное, не каждый регион, не каждая региональная система образования  удостаивается такой чести – присутствия федерального министра в канун нового учебного года. Большое спасибо Вам, Ольга Юрьевна за интерес к Ульяновской области, к нашему региональному опыту.

В этом году тема Форума педагогических работников системы образования Ульяновской области – «Образование: код доступа в будущее», по сути, является перифразом национального проекта «Образование». Мы все прекрасно понимаем, что важнейшим признаком национальных проектов является их комплементарность, то есть связанность и взаимодополняемость. Не каждый по отдельности, а именно все вместе они способны обеспечить тот самый исторический прорыв, о котором неустанно говорит Владимир Владимирович Путин, и достичь национальных целей, поставленных в президентском Указе № 204.

С точки зрения национального развития, именно  образование является кодом, обеспечивающим прорыв в будущее. Наша страна это знает не понаслышке. – Уже более 100 лет экономический рост, развитие науки, обороноспособность, модернизация экономики, высокая конкурентоспособность России – все это стало возможным благодаря развитию национального образования. Ликвидация неграмотности, переход последовательно сначала на начальное, базовое, а затем и общее обязательное образование, развитая система профессионально-технического обучения. Все эти вехи давали импульс прорывному развитию нашей страны. Не зря говорят, что победа в войне делается за школьной партой. Итак, образование в целом – это код прорыва в будущее.

А что же является универсальным кодом развития самого образования? Где то первичное звено, потянув за которое, мы сможем успешно реализовать национальный проект «Образование»? Я уверен, что вы со мной согласитесь, – такой универсальной отмычкой в будущее является Учитель. Именно вы, сидящие в этом зале. От вашего самочувствия, мотивированности, компетентности, мастерства зависит успешность реализации и национального проекта «Образование», и то, какой станет наша страна через несколько лет.

Труд каждого из вас по крупицам создает в целом государственную образовательную политику. Позвольте мне отвсего сердца сказать вам спасибо за неустанную, ответственную, архисложную работу. Благодаря ей качество российского образования остается одним из лучших в мире.

В преддверии 1 сентября искренне поздравляю вас с началом нового учебного года. Спасибо вам за те результаты, которые показали наши ученики и студенты в прошлом учебном году. Также я благодарю всех учителей, классных руководителей, руководителей и администрацию образовательных организаций, родителей за проделанную в летний период работу по подготовке к новому учебному году. По её итогам абсолютно все образовательные организации нашего региона готовы принять своих учеников и студентов. Уверен, что и наступающий учебный год будет для всех, кто учится и кто учит, плодотворным и удачным.

Уважаемые коллеги!

Все изменения, которые нас ждут в результате достижений целевых показателей Национального проекта «Образование», будут реализовывать педагоги, учителя, воспитатели, мастера производственного обучения. Повторю, я искренне убеждён, что статус учителя определяет ситуацию в образовании, а значит и во всей стране в целом.

Именно поэтому мы в регионе заняли принципиальную позицию – нам необходим Закон о статусе педагога. Весной текущего года был подготовлен первый проект такого закона. И мы сразу запустили процесс его общественного обсуждения.

Отмечу,– мы прекрасно отдавали себе отчёт, что первая версия несовершенна, что будет много замечаний. Но мы никак не ожидали такого огромного интереса к этому проекту – был просто шквал откликов, как положительных, так и отрицательных, как конструктивных, так и откровенно демагогических. И это показатель того, что тема очень актуальна.

Нам очень важно было получить экспертные содержательные замечания и предложения, которые могли бы войти в закон в качестве отдельных норм. Проект закона был опубликован в  «Учительской газете». В итоге мы собралиболее тысячи предложений, которые разработчики закона включили во вторую редакцию проекта.

В нынешнем виде логика законопроекта следующая.

Во-первых, проект закона конкретизирует понятийную базу и преодолевает неопределенность понятия «педагогические работники Ульяновской области». В эту категорию включаются не только те, кто работает в образовательных организациях и имеет педагогическое образование, но и те, кто занимается педагогической работой и не получил специального  педагогического образования. Это те, кто приходят в школу, колледж, в систему дополнительного образования из производства, по велению сердца и зову души. Мы прекрасно знаем, что работапедагога предполагает творческое начало и любовь к детям. Я считаю, что надо поощрять людей разных возрастов и различных профессий, кто готов прийти в школу или вести кружок в доме творчества, секцию в спортивном зале. Кто хочет передавать свой опыт и знания нашим детям. Ведь писатель – это не только тот, кто закончил специальное учебное заведение. Поэтому и учитель – это не тот, кто получил педагогическое образование, закончил педагогический институт. Это понятие значительно шире. Открыться педагогический талант может в любом возрасте, включая и «серебряный».

Во-вторых, максимально полно мы прописали в законопроекте принципы и нормы профессиональной этики педагогических работников.

Вообще я хочу отметить, что этические вопросы, моральное измерение как-то незаметно исчезают из обихода современного учительства.  Учителя постепенно, но уже заметно превратились в поставщиков различных услуг. Обращение к этической стороне труда учителя, введение этического кодекса возвращает нас  к исходному нравственному измерению педагогики. Я думаю, то в этом нас поддержит и современное учительство и организаторы образовательно-воспитательной деятельности.

В-третьих, мы полагаем, что необходимо не только всуе, на словах при произнесении красивых речей говорить об особом статусе учителя. Очень важно закрепить этот статус на уровне закона.

Я уверен, что немногие сидящие в зале помнят,о чем был Указ №1 Президента РСФСР Ельцина  от 11 июля 1991 года.

«О первоочередных мерах развития образования». Страна рушилась, а образование было в приоритете.

Разрабатывая Закон,мы исходили из того, что необходимо возродить статус и престиж профессии Учитель. Опрос ВЦИОМа показал, что около 42% россиян считают, что учителя утратили уважение в обществе. Увы!

Наши предложения заключаются в следующем.

- Педагоги выполняют важнейшую задачу национального масштаба. И чтобы подчеркнуть  этот государственный статус предлагается выдавать каждому педагогу именное удостоверение и снабжать красивым фирменным нагрудным знаком. Всем окружающим должно быть сразу понятно – это идет не простой гражданин. Это идет Учитель!

- Учителя должны получить приоритетное право, наряду с депутатами, на учительские запросы в органы государственной власти и местного самоуправления. А у органов власти – обязанность отвечать на такие запросы в таком же порядке как и на депутатские запросы. Если депутаты выражают интересы избирателей, проживающих на определенной территории, то учителя, обладающие высочайшей нравственной и социально-политической чувствительностью, выражают интересы целого поколения!  

- Помимо этого наш законопроект наделяет педагогических работников правом первоочерёдности приема государственными, муниципальными и деловыми структурами и ведомствами.

- Кроме того, разработанный законопроект дает право педагогическим работникам региона входить в состав координационных органов, рабочих групп, создаваемых совместно с Губернатором и Правительством Ульяновской области по вопросам социальной сферы. А структуры, организующие такие рабочие группы и советы, обязаны включать педагогов в их состав. Такое положение закона, на наш взгляд, - прямой путь к дебюрократизации координационных органов.

В-четвёртых, мы предлагаем возродить учительские звания -статусы, которые мы в результате длительного реформирования системы образования потеряли. Помните, когда-то в цене была методическая работа, действовали методкабинеты, опытные учителя поощрялись званиями методистов и дополнительным денежным стимулированием.

Наш законпредлагает на уровне области ввести особые звания для педагогов, обладающих наибольшим опытом, показывающих устойчивые значимые результаты в обучении и воспитании, активно повышающих свое профессиональное мастерство. Таких званий три. Это «педагог-наставник», «педагог-методист» и «педагог-исследователь». С удовольствием отмечу, учителя, получившие эти звания или категории будут получать существенную денежную выплату.

В-пятых. Учитель не только от слова учить, но и от слова учиться. Грош цена такому педагогу, который последний раз получал знания на студенческой скамье.

В принципе, повышение квалификации учителей, также как и врачей,должно быть непрерывным. Эту максиму также учитывает наш законопроект. Мы вводим дополнительные меры стимулирования педагогических работников Ульяновской области, связанных с аттестацией и повышением квалификации. Для этого расширяется круг педагогов, которые смогут воспользоваться упрощённой системой аттестации. Если раньше в эту группу входили учителя, подготовившие победителей и призёров Всероссийских олимпиад и соревнований, то сейчас это будет и областной уровень олимпиад. Также будут введены возможность стажировок педагогов во Всероссийском центре «Сириус» за счет областного бюджета.

И еще одно небольшое дополнение. Ульяновская область в июле стала победителем конкурсного отбора образовательной программы Сбербанка «Вклад в будущее». Это программа повышения квалификации учителей, развитию новых компетенций. Мы с вами стремительно ворвались в четвертую промышленную революцию, фундаментом которой являются инновационные прорывные технологии.

Чтобы эти технологии не прокатились катком по системе образования, необходимо им соответствовать, практически постоянно повышать квалификацию, наращивать компетенции. И что самое важно – формировать на уровне каждой образовательной организации соответствующую эко-среду. Программа «Вклад в будущее» нам в этом поможет.

Мы уже сформировали региональную команду, в которую вошли 12 образовательных организаций из 7 муниципальных образований области (Ульяновск, Димитровград, Кузоватовский, Ульяновский, Инзенский, Чердаклинский и Мелекесский районы).

С целью успешной реализации данной программы в нашем регионе считаю целесообразным подписать трёхсторонне соглашение между Министерством образования и науки Ульяновской области, Фондом «Вклад в будущее» и региональным отделением Сбербанка. Уверен, Соглашение позволит объединить возможности всех участников проекта и получить синергетический эффект от наших совместных действий.

Я очень надеюсь, что проект закона «О статусе педагогических работников Ульяновской области» получит поддержку экспертного сообщества, Министерства Просвещения. Педагогической общественности. И с января 2020 года все те замечательные нормы, о которых я сейчас говорил, вступят в силу.

Уважаемые коллеги!

Стратегическое направление развития образования определяется реализацией на территории Ульяновской области национального проекта «Образование».

Мы участвуем со своей региональной составляющей в семи федеральных проектах. «Успех каждого ребёнка», «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность».

Хочу отметить, что реализация этих проектов начата не на пустом месте и имеет под собой серьезную историю наших успехов.

Так прообразом проекта «Успех каждого ребенка» стала наш проект «Ковровая дорожка», направленный на создание системы выявления, развития и поддержки талантов на территории региона. Поэтому мы с огромным энтузиазмом восприняли основную идею проекта «Успех каждого ребенка» – выстраивание системы дополнительного образования, направленной на профессиональное самоопределение детей и создание комплексной модели раскрытия, развития и поддержки талантов.

Что мы уже сделали? Создан Региональный модельный центр дополнительного образования Ульяновской области и 24 муниципальных опорных центра дополнительного образования детей.

Заработали программы дополнительного образования с применением дистанционных технологий и модульные программы повышенного уровня, предполагающие проектную и научно-исследовательскую деятельность.

Внедрен общедоступный Навигатора дополнительного образования детей в Ульяновской области.

В настоящее время мы строим две школы, в микрорайоне «Искра» г. Ульяновска на 1100 мест и в рабочем поселке Тереньга на 300 мест (будет введена в конце 2020 года).

Хочу поделиться своей радостью и гордостью за школу в микрорайоне «Искра». Это будет очень необычная школа. Она состоит из 4 блоков: три блока – для проведения учебно-воспитательного процесса; четвертый блок – ФОК. Основными направлениями учебного процесса будет изучение IT-технологий, инженерного профиля, а также внедрение различных инноваций.

Технический ввод в эксплуатацию этой школы запланирован на сентябрь 2019 года, а в полную силу она начнет работать в  конце 2019 года.

В 2020-2024 годах мы продолжим строительство новых школ. Наша задача – полностью ликвидировать вторые смены и  вывести из эксплуатации здания общеобразовательных организаций с уровнем износа 50% и выше.

Наш регион участвует в проектах «Цифровая образовательная среда» и «Цифровая экономика». Мы уже провели аудит всех образовательных организаций на наличие скоростного интернет соединения. Выяснили, что в 305 из них высокоскоростной интернет отсутствует. Сейчас в регионе разрабатывается схема подключения к высокоскоростному интернету школ и организаций СПО. Я гарантированно могу сказать, что эта задача будет решена в 2021 году.

Параллельно мы будем обновлять и компьютерное оборудование. В 227 школах такое обновление станет возможным благодаря федеральной поддержке. Но мы понимаем, что этого крайне не достаточно. Поэтому я даю поручение Министерству образования и науки Ульяновской области разработать отдельную программу по обновлению компьютерного парка в образовательных организациях региона до 2024 года.

Очень важно привить вкус и интерес учительству к цифровым технологиям. К сожалению, результаты исследования, проведенного Институтом развития образования РАНХиГ среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс, показали, что в целом учителя демонстрируют отсутствие интереса к использованию новых технологий обучения и недостаточную компетентность в технологизации образования. В школах по-прежнему преобладают старые, классические методы преподавания. Лидирующие позиции занимает традиционный, обычный урок, а инновационной форме обучения преподаватели отводят лишь 38% учебного времени.

Поэтому нам необходимо готовить агентов «цифрового прорыва» в образовании. 

Мы реализуем программы модернизации системы среднего профессионального образования. Безусловно, флагманом наших изменений стал Ульяновский межрегиональный центр компетенций в области транспорта и логистики, аналогов которому нет в России. В перспективе все колледжи должны стать аналогичными центрами. В 50 колледжах появятся  современные лаборатории и мастерские, позволяющие сдавать итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена.

Уважаемые коллеги!

Я очень рад, что наше отечественное образование,во многом благодаря усилиям Ольги Юрьевны, делает разворот в сторону воспитания. Наш регион также активно участвует в формировании комплексной системы воспитания.

Мы запускаем новую программу воспитания, обсуждение которой началось ещё в марте этого года. В ней определены направления, по которым будем работать в ближайшее время.

Во-первых, это увеличение количества первичных организаций всероссийских детских общественных организаций (РДШ, Юнармия, Эколята), создание школьных музеев и музейных экспозиций в каждой школе.

Во-вторых, это работа с родителями. В регионе помимо традиционных форм взаимодействия с родителями (родительские собрания, семейные праздники, спортивные соревнования) мы целенаправленно развиваем такие форматы как семейные клубы, совет отцов и совет родителей.

В-третьих, особое место в системе воспитания занимает школьное самоуправление. В настоящее время разрабатывается новая трехуровневая система школьных органов самоуправления (Президент школы – Губернатор параллели – старосты на начальном уровне).

В-четвертых,  формирование в образовательных организациях комфортной экосреды, основанной на диалоге, сотрудничестве и сплоченности. В связи с этим, я дал поручение Министерству образования и науки Ульяновской области разработать концепцию «Доброжелательной школы», которая будет работать на принципах бережливого производства. Мы определим несколько пилотных школ, в которых апробируем проект. А с 1 сентября 2020 года запустим его во всех образовательных организациях Ульяновской области.

 

Дорогие друзья!

Всегда, во все времена в сфере особого внимания находились молодые учителя, подрастающая педагогическая смена. Мы продолжаем традиции бережного отношения к молодым специалистам. И сегодня мы впервые вручим сертификаты признательности тем, кто избрал нелегкий, зачастую неблагодарный, но очень благородный путь учителя.

Мы нередко задаем себе вопрос, в чем секрет и неиссякаемый энтузиазм педагогов Ульяновской области, и отвечаем - он кроется  в удивительном, неразрывном сплаве, который держится на уважении к замечательным педагогическим традициям симбирцев и любви к своему краю, своей профессии. Удачи Вам в новом учебном году, новых интересных проектов и замечательных профессиональных достижений, талантливых и неравнодушных учеников!»

Я хочу пожелать каждому успешной работы, а всем работникам образования – удачного и запоминающегося учебного года. Пусть 1 сентября во всех образовательных организациях звучат слова о доброте и счастливом детстве в Ульяновской области.