Выступление начальника отдела административной практики и судебной защиты департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Дерябиной Е.В. «Изменение законодательства Российской Федерации в области внесения платы за содержание жилого помещения в 2017 году»

05.10.2017

В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее –Постановление № 1498).

Согласно постановлению № 1498введённое с 01 января 2017 года правовое регулирование расчёта платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, привело к ущемлению прав потребителейв случаях, когда фактически потреблённоеколичество коммунального ресурса меньше объёма, определённого исходя изнорматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Данное проблемноеполе выявленовследствие поступления многочисленных обращений жителей многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении управляющих организаций, а также многоквартирных жилых домов, в которых созданы товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы, а также вследствие появленияпубликаций в средствах массовой информации и по результатам проведённых обсуждений с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах (далее – собственники помещений), управляющими и ресурсоснабжающими организациями(далее – РСО).

Анализ нормативных правовых актов по порядку начисления платы за коммунальные услуги показал, что в законодательстве имеются пробелы  и коллизии норм права. Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии. Аналогичная правовая позиция закреплена в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и в части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Диспозиции указанных норм права о том, что объём коммунальных ресурсов при наличии приборов учёта должен определяться и рассчитываться исходя из фактическогопотребленияэнергии согласноданным приборов учёта, не применяются в правовом регулировании определения размера платы за содержание жилого помещения, введённым постановлением № 1498.

В зависимости от способа управления в многоквартирном домеустанавливается различный подход к оплате потребителями расходов
на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, чем нарушается принцип равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, установленный частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Взаиморасчёт управляющих организацийсРСО происходит исходя из объёмов коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учёта. За счёт прибыли, полученной отразницы между размеромплаты, внесённой собственниками помещений за коммунальные ресурсы исходя из нормативов потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, и размером платежей, осуществляемых управляющей организацией в РСО,происходит необоснованное обогащение управляющих организаций. Кроме того, порядок расходования денежных средств, которые остаются в распоряжении управляющей организации, законодательством не установлен.

Потребители коммунальных услуг, которые обеспечили установку общедомовых приборов учёта, не имеют возможности сократить расходы на оплату коммунальных ресурсов, так как показания общедомовых приборов учёта не учитываются при начислении платы.

Учитывая, что защита прав граждан является обязанностью государства, и в связи с отсутствием у субъекта Российской Федерации полномочий по правовому регулированию вопросов порядка начисления платы за коммунальные услуги в феврале 2017 года Губернатором Ульяновской области Морозовым С.И. на имя Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Меня М.А. было направлено письмо о рассмотрении возможности внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации № 1498 в части оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний общедомовых приборов учёта в случаях, когда фактический объём потребления ниже, чем объем, определённый исходя из утверждённого норматива.

До 01 июня 2017 года при расчёте платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, применялись нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные в регионе по состоянию на 01 ноября 2016 года.

С 01 июня 2017 года в соответствии с требованиями постановления№ 1498 в Ульяновской области установлены и введены в действие нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учётом положений постановления№ 1498.

Принятие Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 258-ФЗ)позволилорешить вышеуказанную проблему и рассчитываться за фактическое количество энергии в соответствии с показаниями прибора учёта.

Кроме того, Федеральный закон № 258-ФЗ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме принять решение об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объёма потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, введённое Федеральным законом № 258-ФЗ правовое регулирование соответствует положениям статей541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» об определении объёма потребляемых коммунальных ресурсов по показаниям приборов учёта.

Недостатком правового регулирования данных правоотношенийв настоящее время является отсутствие конкретных формул расчёта платы за содержание жилого помещения, в связи с чем требуется внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуги содержания общего имуществав многоквартирном доме, в том числе в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Необходимым также является урегулирование порядка применения значений площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, используемых при определении размера расходов на оплату холодной, горячей воды и электроэнергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Принятие во исполнение Федерального закона № 258-ФЗ соответствующих актов Правительства Российской Федерации позволит решить проблемы правового регулирования порядка определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.