Выступление референта Департамента правового и кадрового обеспечения Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Курамшиной Ю.А. «О сокращении сроков проведения государственной экспертизы на территории Ульяновской области»

24.08.2017

1. Показатели Национального рейтинга

По показателям проведенного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, находящихся в зоне ответственности Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, наблюдается положительная динамика.

По показателю А5.1 «Среднее время подключения» Ульяновская область вошла в группу А с текущим значением 60,65 дней (результат 2016 года – 82,14 дней в группе В).

По показателю А5.2 «Среднее количество процедур» Ульяновская область вошла в группу С с текущим значением 7,13 (результат 2016 года – 9,8 в группе С).  

По показателю А5.3 «Оценка деятельности органов государственной власти по подключению к электросетям» Ульяновская область вошла в группу А с текущим значением 4,46 баллов (результат 2016 года – 4,06 в группе С).

2. Причины положительной динамики.

 

1) разработан и утвержден Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области от 14.08.2015 «Порядок подключения нестационарных торговых объектов к электрическим сетям».

Реализация данного порядка позволила сократить оформление документов, необходимых для подключения нестационарных торговых объектов к электрическим сетям с 6 месяцев до 16 рабочих дней.

2) на базе Областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» службой «Единого окна», организовано информирование заявителей о сетевых организациях,

3) Также Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области ежемесячно проводится мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства по подключению к электрическим сетям мощностью от 15 кВт до 150 кВт, на предмет исполнения сетевыми организациями сроков подключения к электрическим сетям.

4) сформированы в разрезе муниципальных образований Ульяновской области реестры организаций, выдающих технические условия на технологическое присоединение к инженерным сетям (электроснабжение, теплоснабжение, ГВС, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение) в целях сокращения времени для выбора респондентом сетевой организации, при технологическом присоединение к инженерным сетям. Перечни организаций размещены на сайте Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области.

Сформированные реестры организаций позволяют сократить время для выбора респондентом сетевой организации, при технологическом присоединении к инженерным сетям и информирование респондентов
о сетевых организациях, действующих в разрезе муниципальных образований Ульяновской области;

5) разработаны блок-схемы, предусматривающие алгоритм действий застройщиков, для прохождения процедур технологического присоединения к инженерным сетям (электроснабжение, теплоснабжение, ГВС, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение), размещены на сайте Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области.

Разработанные блок-схемы позволяют ознакомить респондентов с количеством процедур (этапов) необходимых для технологического присоединения к инженерным сетям и необходимое время.

6) Кроме этого, в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, повышение доступности подключения к инженерной инфраструктуре и сокращение сроков подключения к инженерным сетям Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области разработано и утверждено распоряжение Правительства Ульяновской области от 20.11.2015 № 653-пр «Об утверждении Плана мероприятий по совершенствованию реализации, отмене избыточных и (или) дублирующих процедур в сфере жилищного строительства, действующих на территории Ульяновской области».

 

3. О ходе реализации целевых моделей.

 

Необходимо отметить, что в настоящее время ведется значительная работа по улучшению показателей состояния инвестиционного климата в рамках выполнения Поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации от 12.11.2016 г. №ПР-2347С, распоряжения Правительства РФ от 31.01.2017 №147-р, Инвестиционного Послания Губернатора Ульяновской области, распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.03.2017 №136-пр «О внедрении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности на территории Ульяновской области».

В соответствии с распоряжением Правительства РФ №147-р от 31.01.2017 года Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области с целью улучшения инвестиционного климата на территории Ульяновской области была создана рабочая группа Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области с участием представителей электросетевых, газораспределительных,  теплоснабжающих, водоснабжающих организаций, поскольку Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области является ответственным за внедрение трех целевых моделей: «Подключение к сетям, газораспределения», «Подключение к электрическим сетям», «Подключение к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения».

 

4. О ходе реализации целевой модели «Подключение к электрическим сетям».

Мероприятия этой целевой модели можно разделить на 3 следующие составляющие. 

1. Мероприятия, способствующие быстрой подачи заявки и подписания договора на технологическое присоединение. Причем, целевым показателем является доля на технологическое присоединение, поданных в электронном виде с использованием интерактивных сервисов. К концу года их количество должно стать не менее 70% от общего количества поданных заявок.

Для сокращения времени разработки и подписания договора о технологическом присоединении, а также «перевод» заявителей на электронный вид, развиваются два направления – создание необходимых интерактивных сервисов с достаточно широким функционалом на сайтах электросетевых организаций и создание единого регионального портала, наделенного функциями определения точек подключения, выбора электросетевой организации, осуществления расчета стоимости затрат на подключение, подачи заявки, получения ТУ и догора.

По состоянию на 07.08.2017 г. на сайтах большинства электросетевых организаций вышеназванный функционал разработан, заявитель может создать личный кабинет, осуществить расчет, ознакомиться с нормативной базой, ознакомиться с перечнем необходимых документов и подать заявку.

В настоящее время электросетевым организациям Ульяновской области  поставлена задача – до 15.08.2017 г. подать заявки на заключение соглашения с ПАО «Россети» о взаимодействии и предоставлении информации для развития  «Портала электросетевых услуг».

«Портал электросетевых услуг» - разработка ПАО «Россети», обладающий необходимым функционалом для подачи заявок, определения точки присоединения, расчета стоимости и других.

Конечно, необходимо отметить, что это не наша региональная в чистом виде разработка. Однако, заключение соглашений электросетевых организаций Ульяновской области и наполнение Портала информацией электросетевой инфраструктуры региона позволит в достаточной степени адаптировать функционал и информационные сервисы портала и в полной мере использовать заявителями Ульяновской области.

 

2. Согласования, закупки и строительно-монтажные работы.

          Выполнены следующие мероприятия:

           а) работа с электросетевыми организациями в направлении заключения ими «рамочных договоров» на оказание услуг. Такая практика ведется и практики одних электросетевых организаций масштабируются по другим.

           б) отмена необходимости получения разрешения строительство электросетей с определенными электротехническими параметрами – до 20 кВ;

           в) короткий срок составления и выдача акта об осуществлении техприсоединения – по результатам мониторинга у нас – 3 дня, целевой показатель – 10 дней;

          В работе следующие мероприятия:

          а) создание на региональном и муниципальном уровнях комиссий по согласованию строительства линейных объектов. Срок выполнения – сентябрь 2017 г.

б) заключение соглашений о взаимодействии электросетевых организаций и энергосбытовых компаний.

Задача состоит в том, чтобы к моменту фактической подачи напряжения на энергопринимающие устройства, заявитель имел на руках подписанный договор энергоснабжения. К сентябрю 2017 года задача будет выполнена.

3. Синхронизация схем и программ развития энергетики региона со схемами территориального планирования и инвестиционными программами электросетевых организаций.

Мероприятия целевой модели выполнены в части соответствия инвестиционных программ электросетевых организаций схеме и программе развития энергетики региона.

Вопрос синхронизации схем и программ развития энергетики региона со схемами территориального планирования находится в работе совместно с Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день требуется актуализация схемы терпланирования, выполнение которой, по информации Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области, рассматривается лишь на конец года при условии выделения средств из областного бюджета.

 

5. О ходе реализации целевой модели «Подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения».

         

Мероприятия этой целевой модели можно разделить на 2 следующие составляющие.

1. Обеспечение достаточной информативности процесса подключения в виде информации в открытом доступе о наличии доступных мощностей, необходимой документации, определение стоимости подключения, «горячей линии» по вопросам подключения, а также подачи заявок в электронном виде.

2. Сокращение сроков необходимых для строительства согласований, подписания актов о подключении, регистрации имущества, создаваемого (реконструируемого) в процессе подключения, а также наличие в регионе утвержденных схем теплоснабжения и водоснабжения.

Необходимо отметить, что несмотря на вроде бы не самую высокую актуальность услуги подключения к сетям теплоснабжения, отдельные мероприятия целевой модели и оценочные критерии их выполнения вызвали большое количество вопросов, которые, по нашему мнению, требуют обсуждения и возможного пересмотра отдельных мероприятий целевой модели.

В первую очередь, это – практическое отсутствие выборочных критериев для организаций, попадающих под необходимость выполнения мероприятий целевой модели.

В регионе существуют организации, имеющие  статус гарантирующей организации в сфере водоснабжения (далее – ГО) или единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), имеющие низкие или нулевые показатели по количеству поданных в их адрес заявок на подключение. То есть ГО или ЕТО выполняют свои обязательства по обеспечению водоснабжения, теплоснабжения, проводят работы по обслуживанию сетей и оборудования (в каких объемах, достаточно или недостаточно – это отдельная тема), но практически не подключают новые объекты ввиду отсутствия потребности в данном виде услуг.

В подобной ситуации ГО или ЕТО финансово не способна (объективно отсутствует необходимость) к выполнению целого ряда мероприятий «дорожной карты», в том числе обеспечение наличия калькулятора стоимости  подключения, создания IT-инфраструктуры, введение и развитие практики использования электронной цифровой подписи.

Предложение Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области заключается в том, чтобы ввести критерии к принципам оценки выполнения или невыполнения мероприятий данной целевой модели. Например, по количеству поданных за прошедший период заявок (если более 30 заявок за прошедший год, то – да, ЕТО и ГО обязана выполнить мероприятий по созданию IT услуг, наделить свои сайты интерактивным и электронным функционалом). Или же, к примеру, по количеству жителей (если ЕТО и ГО работают  в населенном пункте с числом жителей 20 тыс. и более, то - да ЕТО и ГО обязана выполнить мероприятия, если меньше 20 тыс., то – нет).

Необходимо отметить, что в период с 9 по 11 августа 2017 года в Агентстве стратегических инициатив пройдет семинар-совещание по обсуждению внедрения целевых моделей.

Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области были предложены к включению в перечень обсуждаемых вопросов вышеуказанные моменты и соответствующие предложения.

Представители Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области направляются на семинар-совещание совместно с представителями крупных ЕТО и ГО – Ульяновский филиал ПАО «Т Плюс», УМУП «Ульяновскводоканал», участие МУП «Гортепло» и ООО «Ресурс» (ЕТО и ГО по Димитровграду) сейчас рассматривается.

Также считаем необходимым обсудить мероприятие целевой модели,  предусматривающее сокращение сроков регистрации имущества (в настоящее время по федеральному законодательству – 7 дней).

 

6. "Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения"

 

Мероприятия этой целевой модели можно разделить на 3 следующие составляющие.

1.  Мероприятия, способствующие быстрой подачи заявки и подписания договора с Заявителем. В большей степени здесь ответственным исполнителем является газораспределительная организация. В нашем случае это – ООО «Газпром газораспределения Ульяновск».

Прежде всего, информационно-интерактивная составляющая – создание интерактивного сервиса с наличием личного кабинета, возможностью осуществить расчет (калькулятор технологического присоединения), горячей линии, интерактивной карты газораспределительной сети, подачи заявки, получения ответа на заявку, заключения договора посредством электронной подписи, наличием.

Выполнено: наличие вариантов сроков внесения платы, утвержденной программы газификации.

На проработке: обеспечение подачи заявки в электронном виде, наличие интернет-портала с интерактивными картами газораспределительной сети. Срок: декабрь 2017 г.

На обсуждение в семинаре-совещании: наличие автоматизированной системы подготовки технических условий из-за технической сложности и необходимости значительного уровня финансирования.

 

2. Согласования и строительно-монтажные работы. Основное направление, где требуется тщательная проработка вопросов подключения к сетям газораспределения.

Выполнено: наличие нормативного правового акта упрощающего получение разрешения на строительство, возможность размещения объектов на землях государственной и муниципальной собственности без предоставления, наличие регламента получения ордера на проведение земляных работ, оказание услуг по принципу «одного окна», увеличение офисов обслуживания заявителей и потребителей.

На проработке: применение ресурсного метода ценообразования,  возможность дистанционного заключения договора на подключение и заключение комплексного договора поставки газа. Срок выполнения: декабрь 2017 г.

На обсуждение в семинаре-совещании: применение ресурсного метода ценообразования.

Также в целом по целевой модели Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области предложено к обсуждению на семинаре-совещании вопрос противоречия в положениях постановления Правительства РФ №1938-р от 14.09.2016 г. (регламентирует срок подключения к сетям газораспределения – 550 дней) и распоряжения Правительства РФ №147-р от 31.01.2017 г. (регламентирует срок подключения к сетям газораспределения – 135 дней). Соответствующее предложение направлено в Агентство стратегических инициатив по утвержденной форме предоставления информации к семинару-совещанию. 

Внедрение целевых моделей подразумевает осуществление ежемесячной отчетности в программном комплексе Region-ID, разработанном АНО «Агентство стратегических инициатив». 

Срок окончания данной работы – 31.12.2017 г. Внедрение целевых моделей позволит улучшить показатели Ульяновской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.