Выступление Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова на областном образовательном форуме

31.08.2015 Областной образовательный форум

 

 

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Уважаемые участники и гости образовательного форума!

 

Я благодарен за возможность обратиться к педагогическому сообществу перед началом нового учебного года и поздравить всех с наступающим праздником – Днём знаний. Желаю вам в этом году покорения новых высот и освоения самых восхитительных уголков педагогической вселенной.

От имени всего региона и от всего педагогического сообщества области я также хочу поблагодарить Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Викторовича Ливанова за внимание к нашему региону и участие в форуме.Позвольте расценивать это как знак высокого доверия к ульяновским педагогам. И, действительно, наш регион славен своими учителями! Мы гордимся ими, как лучшими представителями нашей земли!

Мы – край талантливых и амбициозных людей. Ещё десять лет назад про область вспоминали только в самых негативных контекстах. Но, несмотря на всю тяжесть доставшегося нам наследия, мы смогли вырваться в будущее. Конечно, нам очень помогло то, что мы правильно определили свою Миссию, как формирование условий для жизни общества, свою мечту: стать богатым регионом с сильной экономикой и счастливыми людьми, а также ценности, которыми мы дорожим. Я веду разговор о законности, профессионализме, служении государству и общественным интересам, об уважении личности, неподкупности, преемственности, взаимном уважении, инициативности, открытости к диалогу и патриотизме.

Мы прошли два сложных этапа развития. Сначала, засучив рукава, восстанавливали разрушенное и казалось безвозвратно утраченное. Вспомните, как тяжело тогда жилось людям, какой была экономика! А каково было школе?! Но истинные учителя не разбежались и вместе прошли через это время. И, что очень важно, педагоги помогли нам сформулировать основы общественной морали.

Рассматривать любовь к Отчизне как славу, а нанесение ей вреда как позор; рассматривать служение народу как славу, а отчуждение от него как позор;

рассматривать уважение научных знаний как славу, а невежество как позор;

рассматривать трудолюбие как славу, а праздный образ жизни и презрение к труду как позор;

рассматривать солидарность и взаимопомощь как славу, а обеспечение своих интересов за чужой счет как позор;

рассматривать честность и верность слову как славу, а утрату элементарного чувства долга при виде выгоды как позор;

рассматривать соблюдение законов и дисциплины как славу, а беззаконие как позор;

рассматривать самоотверженную борьбу как славу, а роскошную и праздную жизнь как позор.

На втором этапе мы изо всех сил, натянув жилы, навёрстывали упущенное, догоняли более богатых соседей. Мы использовали формулу успеха, состоящую из 12 «И», правила успеха, например четыре шага достижения успеха: чёткое планирование, тщательная подготовка, позитивный настрой, работа с усердием. И мы таки добились желаемых результатов!

Возобновили работу авиационного кластера. Теперь новые самолёты, построенные в Ульяновске, всё чаще им чаще взмывают в небо России.

Создали особую портовую экономическую зону и промзону «Заволжье».Одно перечисление новых заводов с мировыми именами займёт много времени. Назову только самые новые: «Шеффлер», «Таката», «ФМ Лоджистик», «Легранд». На подходе крупнейший завод «ДМГ Мори», заводы «Немак» и «Бриджстоун», а также целый ряд других предприятий не только в Ульяновске, но и по всей области.

Владимир Владимирович Путин назвал Ульяновскую область «одной из лучших в стране по инвестиционному потенциалу, работе с инвесторами и развитию промышленности»! Из региона реципиента мы превратилисьв регион-донор!

По целому ряду ключевых макроэкономических показателей даже в нынешнее непростое время Ульяновская область демонстрирует рост. По итогам первых семи месяцев текущего года объем промышленного производства в Ульяновской области вырос на 6,4% – при сокращении в целом по России на 3%. Объем строительства жилья в области вырос на 39,3% при росте в среднем по России лишь на 11,9%. Объем инвестиций в регионе за семь месяцев вырос на 11,1% – при падении в целом по России почти на 6%. Экспорт из Ульяновской области за первое полугодие вырос на 77%, – при падении по России этого показателя на 28,5%.Мы в тройке регионов-лидеров по Приволжскому федеральному округу по социально-экономическому развитию.

В этом есть огромная заслуга и нашего педагогического сообщества! Там где система образования поработала на совесть – возникли очаги развития. Где действует профориентация – там есть профессиональные специалисты. За «Уроками успеха» неотвратимо следует сам успех.

Посмотрите – каких высоких результатов достигли ваши ученики!Итоги единого государственного экзамена показывают уверенный рост количества выпускников с высокими баллами. А результативность участия области во всероссийской олимпиаде школьников удвоилась за минувший год. Наш юный математический гений Александр Зимин завоевал медаль на международной олимпиаде.

Благодаря самоотверженному труду педагогов и руководителей Ульяновская область с успехом выполняет «майские указы» и поручения Президента и Правительства в сфере образования.

У нас практически ликвидирована очередь в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет (обеспеченность составляет 99,5% – выше, чем в среднем по округу (96,9%) и России (96,7%)).

Наш регион также является одним из лидеров по решению вопроса обучения школьников в одну смену. Всего 3,4% школьников в 23 учреждениях учится во вторую смену.

Мы успешно решили задачу внедрения образовательных стандартов нового поколения в младшей школе, апробировали их в среднем звене и теперь переходим в штатный режим их использования. Впереди – внедрение ФГОСов в старшей школе.

Ульяновская область является пилотной площадкой по внедрению федеральных стандартов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас более половины детей с ОВЗ обучаются в общеобразовательных организациях. Потребность удовлетворена на 100%.

Мы также – в числе десяти пилотных регионов по внедрению дуального обучения в среднем звене профессионального образования. Ульяновские авиационный колледж и техникум приборостроения имеют статус Федеральной инновационной площадки. Уверен, что апробация в нашем регионе новых походов к образованию поможет распространить его на всей территории России.

Также отмечу успехи сотрудничества власти и бизнеса с вузами области в рамках работы Совета ректоров и научно-образовательного консорциума региона. Это сотрудничество направлено на развитие области. Не меньшее значение имеет и выстраивание единой сети образовательных организаций, начиная от детского сада, заканчивая университетами, тесное взаимодействие высшей и средней школы.

Вместе с успехами я хотел бы отметить и задачи, без решения которых на местах, мы не сможем говорить о быстром движении вперёд.

Я прошу обратить внимание, в частности, на подготовку наших школьников по таким предметам как «Химия», «Биология» и «Информатика». В ряде муниципальных образований итоги экзамена, мягко говоря, не блестящие. Вешкаймский, Инзенский, Майнский районы, город Новоульяовск.

Как мы можем рассуждать об успехах в экономике и социальной сфере, скажем, в здравоохранении, если будущие «специалисты» даже не дотягивают до среднего балла по стране?

По олимпиадам у нас проседают: опять-таки Новоульяновск, Вешкаймский, Новоспасский и Старомайнский районы. И никакой динамики. Где же работа с талантливыми детьми?

Есть ещё отдельные недостатки, но мы, уверен, справимся с ними.

Сейчас Ульяновская область вступила в третий этап своей новейшей истории – этап опережающего развития, этап ответственного лидерства. Успехи не повод расслабляться: нам придётся работать ещё усерднее, прилагать ещё больше усилий. У нас есть два важных документа: это Стратегия развития области и Стратегия развития города Ульяновска до 2030 года. В них прописаны основные направления развития, в том числе и развития образования. В целом же перед нами стоят задачи соразмерные по масштабам с планом ГоЭлРо, индустриализацией, созданием атомных станций и космических кораблей. У нас у всех будет много работы.

И роль системы образования на этом этапе многократно возрастает. Педагоги области должны всецело осознавать, что они являются не пассажирами на корабле жизни, а частью его команды, «соработниками» в общем труде. И здесь я полностью соглашусь с основной мыслью доклада Педагогической палаты, подготовленного к форуму, о том, что педагог – это народообразующая профессия!

Но всё ли нас удовлетворяет сейчас? Есть ли у нас резервы?

Считаю, что мы не до конца используем имеющиеся у нашей уникальной системы образования потенциал и ресурсы. Интеллектуальные, управленческие и материальные.

Необходимо применить нашу формулу успеха на всех уровнях системы образования. Каждая образовательная организация должна применить её составляющие для собственного развития и развития окружающего социума. И каждый педагог Ульяновской области должен понимать, как отражаются в его работе все «12 И»: инвестиции, институты, инфраструктура, инновации, интеграция, интернационализация, интеллект, интенсификация, интерактив, идентичность, индустриализация и импортозамещение.

К примеру, на уровне дошкольного образования мы чётко видим задачи развития инфраструктуры в  виде детских садов в новых строящихся районах, привлечения не только бюджетных, но и частных инвестиций в эту сферу – развития частного сектора. Мы видим необходимость интеграции дошкольных и школьных учреждений, внедрения инновационных программ с ранней профориентацией, направленных на развитие интеллекта ребятишек. Всё это уже успешно реализуется или заложено в планах на 2016 год.

И так в каждой сфере нужно чётко видеть путь движения. Каждый из нас должен открыть и использовать свою собственную формулу успеха.

Я лишь в общих чертах коснусь тех задач, которые стоят перед системой образования Ульяновской области в предстоящем году.

Первый крупный блок задач связан с экономическими функциямиэтой системы. Нам необходимо разработать Стратегию развития профессионального образования в Ульяновской области до 2030 года, так как оно выступает ключевым элементом развития социально-экономической инфраструктуры региона. Я имею в виду направленность образования на подготовку специалистов, востребованных нашей экономикой.

В Стратегии развития региона до 2030 года стоит задача развития системы ранней и непрерывной профориентации.  Мы должны начинать эту работу с детского сада и вести её непрерывно до поступления специалиста на работу.

Прошлый год в Ульяновской области был объявлен Годом профориентации. Мы серьёзно продвинулись в этом направлении работы: значительно сократился недобор на обучение в организациях среднего профобразования.

В целях профессиональной ориентации мы используем инновационные программы в дошкольных образовательных организациях, профилизацию обучения в школах, тематические летние смены и лагеря, а также предпрофессиональное обучение в системе дополнительного образования.

Всё это необходимо развивать и в новом учебном году. В частности, мы шире будем использовать ресурсы высшей школы: с этого учебного года начнут свою работу классы различной профилизации при Педагогическом и Техническом университетах Ульяновска.

У нас создана уникальная сеть детских и молодёжных академий. Действуют Детская Ядерная Медицинская, Молодёжная правовая, Молодежная авиационная, Детская архитектурная, Молодёжная финансово-экономическая и Детско-юношеская инженерная академии. В начале этого учебного года свои двери откроют академии банковского и аграрного бизнеса. В дальнейших планах – открытие, академии предпринимательства. Эти проекты реализуются в сотрудничестве с вузами и бизнесом. За счёт такого сотрудничества сеть академий мы будем расширять и дальше.

В ближайшие годы в дополнительном образовании нас ждут институциональные изменения – переход на новую форму финансирования, создание современной инфраструктуры в виде новых центров, привлечение в эту сферу частных инвестиций. Необходимо подойти к этим реформам со всей ответственностью.

Ульяновская область с 2013 года также является активным участником движения WorldSkillsRussia (ВолдСкилсРаша). В рейтинге 2104 года мы заняли 6 место по стране в реализации этого проекта у себя в регионе.

Мы прекрасно понимаем, что надо использовать стандарты ВолдСкилс не только для профориентации детей и молодёжи, необходимо использовать участие в движении для развития профобразования! И мы уже, в частности, начали внедрение критериев ВолдСкилс для оценки квалификационных работ выпускников профессиональных образовательных организаций в этом учебном году.

Система профессионального образования области стоит на пороге кардинальной модернизации.

Совместно с предприятиями мы уже создали современные ресурсные центры, у нас открыты базовые кафедры университетов в ведущих компаниях области, активно развивается дуальное образование. Всё это – наши флагманские направления развития, по которым мы продолжим двигаться. Однако, нам необходимо будет серьёзно повысить роль высшего образования в этой сфере, более тесно интегрировать университетское образование с одной стороны в региональную систему, с другой стороны в мировое образовательное пространство. Опорные вузы – это то, что требуется сейчас российским регионам!

Считаю, что частью Стратегии развития профобразования области должны стать две задачи.

Во-первых, образовательные организации области должны в этом году найти себе серьёзных партнёров за рубежом и внутри страны, это: крупные кампании, научные и образовательные организации.

Во-вторых, считаю, что Ульяновская область должна стать активным участником реализации Национальной технологической инициативы. Будет создан специальный центр при Ульяновском государственном техническом университете. Образовательным организациям необходимо наладить сотрудничество с этим центром, вплоть до уровня общеобразовательных школ. В рамках этой инициативы будут культивироваться технологии будущего. Поэтому школы, которые готовят людей будущего, должны быть вовлечены в НТИ в качестве образовательных субъектов.

Второй блок задач образования Ульяновской области в новом учебном году заключается в формировании региональной и государственной идентичности молодёжи и касается всех уровней образовательной системы.

Идентичность, как часть нашей формулы успеха, – это смысловая, идеологическая основа  развития, дающая ориентир для всех жителей региона. Это чувство сопричастности к судьбе региона и страны, ответственности за их будущее. Это гордость за наши государственные символы, знание гимна страны, следование нашему девизу «Ульяновская область – опора души и державы».

К сожалению, здесь есть ещё очень много проблем. Скажем, половина наших сограждан не знают слов национального гимна. И здесь совместное исполнение главной песни страны не является самоцелью. Главное – это воспитание гордости за Россию, уважения к своей стране, готовности отдать свою жизнь за её независимость. Если мы не хотим знать гимн, станем ли мы бороться за свою страну?

Давайте честно ответим на вопрос: «Если завтра война, пойдёт ли наша молодёжь на фронт добровольцами, как это было 70 лет тому назад?» А ведь у России сейчас не меньше врагов, чем тогда. Врагов, готовых по своей недалёкости поставить под сомнение целостность нашей страны, попробовать оторвать от нас куски территории, отобрать Крым!

Патриотизм – это необходимый для современного гражданина и всего нашего многонационального народа несгибаемый стержень, благодаря которому мы можем выстоять против любого врага.

Ведущую роль в формировании нашей национальной и региональной идентичности, в патриотическом воспитании, безусловно, играет система образования.

И мы первыми из регионов России стали практиковать произнесение клятвы гражданина во время торжественного получения паспорта подростками.

Мы объявили весь 2015 год Годом национальной памяти и славы в Ульяновской области. Очень многое было сделано в преддверии празднования 70-летия Победы. Мы возродили «Пост №1» у обелисков и вечного огня во всех районах. В рамках проекта «1418 огневых вёрст» школьники побывали на местах боевой славы частей, сформированных в годы войны на ульяновской земле. На территории всей Ульяновской области вырос настоящий Лес Победы, посаженный в память о воинах-ульяновцах, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. В рамках проекта «Имя героя – школе» мы увековечили имена наших земляков-героев. Необходимо, чтобы все проекты, которые были начаты в преддверии юбилея Победы, были сохранены и развивались.

В наступающем учебном году одним из приоритетов в сфере образования остаётся возвращение в учебные учреждения воспитательной функции. Очень серьёзную работу в этом плане проводит учительское движение «За советскую школу!», представители которого есть во всех районах области. Я прошу всех неравнодушных к судьбе Родины воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения и  преподавателей вузов поддерживать инициативы этого движения.

От лица власти хочу также поддержать воспитательно-патриотическую работу и предлагаю Министерству образования и науки области рассмотреть возможность введения во всех школах ставки вожатых. Вожатское движение в последнее время активно развивается в регионе. 

Я также предлагаю на федеральном уровне рассмотреть возможность создания общероссийской детской и юношеской организации, которая бы объединила школьников разных регионов. Такая потребность назрела давно. Мы готовы поддержать эту инициативу.

Ещё одним активным субъектом воспитательной работы являются учреждения культуры и, в частности, музеи. Музейный проект для школьников «Воспитай патриота!» в этом году получит новое развитие. Государственный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» разработал отдельную программу для студентов.

В наших планах – значительно переформатировать работу школьных музеев, сделать их более интерактивными, интересными для ребят. Мы просим Вас, Дмитрий Викторович, поддержать инициативу проведения в Ульяновске Всероссийского фестиваля школьных музеев. Тем более 2016 год – это год 250-летия нашего земляка и великого российского историка Николая Михайловича Карамзина.

Важнейшим направлением в патриотической работе является  развитие школьного туризма. На региональном уровне для работы в этом направлении создан Координационный Совет по развитию детского туризма.

Я хотел бы отметить, что на сегодня имеются причины, существенно сдерживающие развитие познавательного детского туризма. Это касается требований к транспортным средствам, к питанию школьников в дороге и так далее. Предлагаю  на федеральном уровне провести серьёзный мониторинг  законодательства, нормативных актов с тем, чтобы снизить влияние факторов, мешающих развитию детского туризма.

Ульяновск, как традиционный туристический центр, очень заинтересован в этом. В наших планах вернуть в наш город миллионный поток гостей из разных регионов и стран. И как когда-то юные пионеры ехали со всех уголков мира на родину Ленина, так и теперь мы будем рады видеть у себя учащихся школ, студентов и их преподавателей. Наш потенциал музейной педагогики должен быть востребован Россией.

Третий блок задач, о которых я хотел бы сказать касается инноваций.

«ИННОВАЦИИ» – это одна из важнейших составляющих нашей формулы успеха.

В условиях введения новых стандартов, предметов, обновления линеек учебников необходимо быстро распространять инновации по всей стране. Очень важно в этой связи восстановить в полной мере работу методической службы.

В прошлом году после педфорума я давал соответствующее поручение, знаю, что и на федеральном уровне такое решение также принято. У нас в регионе создан Центр образования и системных инноваций, который возглавит с первого сентября методическую работу. В рамках форума уже прошли заседания ряда методических объединений. Это очень важный элемент распространения инноваций и сохранения единства образовательного пространства.

Безусловно, методическая служба должна стать единой сетью по всей России. Чем она в частности должна заняться? Чтобы разгрузить учителей, необходимо создать доступные в электронной форме и бесплатные дополнительные материалы, методические пособия, поурочные разработки и типовые программы по всем школьным предметам. Нужно использовать единство образовательного пространства для освобождения учителя от рутинной работы в условиях повышенной нагрузки и двойной отчётности.

Прошу Министерство образования и науки России рассмотреть предложение о создании единой электронной методической базы по всем школьным предметам.

Кроме того, при рассмотрении проекта введения «должностей» для учительства на федеральном уровне необходимо учесть оплату работы учителей-методистов, учителей-наставников и учителей-экспертов.

Лучшие практики и прорывные проекты должны облекаться в форму институтов, становиться постоянно действующими.

В ближайшее время мы создадим в Ульяновской области ряд институтов развития в сфере образования, настроенных на реализацию актуальных планов и программ.

В частности, на базе Технического университета будет создан Центр реализации на уровне региона Национальной технологической инициативы. На базе Гимназии № 1 Ульяновска будет создан центр работы с одарёнными детьми, начиная с дошкольного возраста. Кроме того, мы готовим предложения по созданию центра апробации и применения лучших мировых практик в дошкольном образовании.

Лучший мировой опыт, наряду с развитием международного бакалавриата, над которым мы работаем, должен быть использован для повышения качества образования, а, следовательно, и качества жизни в Ульяновской области.

Помимо изучения достижений мировой педагогики, мы должны опираться и на собственную инициативу. Считаю, что учитель – это важнейший субъект образовательной политики, который может и должен влиять на её формирование.

Инициативность ульяновских педагогов ярко проявляется в деятельности клубного движения, в конкурсах профессионального мастерства, в общественных движениях.

Хочу отметить, что Ульяновская область стала примером для многих регионов по созданию сообществ лучших учителей. С 2008 мы проводим слёт учительских клубов и сейчас он обладает уже статусом общероссийского. В этом году мы принимали единомышленников из 30 субъектов Российской Федерации. Мероприятие было поддержано Министерством образования и науки России в лице Натальи Владимировны Третьяк.

Со следующего года мы будем также проводить Чемпионат региональных учительских команд, чтобы поддержать активных учителей со всех регионов. Надеемся на активную поддержку этого проекта со стороны Минобра.

Интерактивность системы образования нашего региона в полной мере сейчас обеспечивается работой Педагогической палаты Ульяновской области, созданной в прошлом году.

Мы стали первым регионом в России с подобным опытом, и сейчас представительства палаты есть уже во всех муниципальных образованиях региона. В работу организации вовлекается всё больше и больше педагогов, и она обретает серьёзный авторитет в профессиональном сообществе.

При подготовке к данному форуму Педагогическая палата организовала мониторинг проблемного поля образования на местах, были собраны предложения учителей по решению этих проблем, а также началась работа по сбору лучших практик и проектов, презентации которых представлены на нашем форуме.

Важным результатом этой работы стал Доклад о состоянии и проблемах регионального образования. Я хочу ещё раз поблагодарить за ответственный подход всех, кто его готовил. Доклад – стал хорошей основой организации дискуссионных площадок образовательного форума. 

Считаю, что региональная и муниципальные площадки Педагогической палаты должны стать базой для проведения областных Недель педагогических инициатив, которые следует организовывать по аналогии с  Неделями предпринимательских инициатив. Каждый педагог региона должен имеет возможность высказать свои инициативы через участие в работе Педпалаты и Недель педагогических инициатив.

Я не сомневаюсь, что у нашего государства помимо задачи формирования и сохранения единого образовательного пространства должна быть также и задача культивирования и поддержки лучших практик в регионах.

Опыт работы областной педагогической палаты дает нам основания выступить с инициативой по созданию Национальной педагогической палаты, по аналогии с Медицинской палатой. Через этот институт мы могли бы вернуть не только высший авторитет, но и утвердить субъектность педагога в образовательной политике на национальном уровне.  Учителя со всей страны могли бы выступать со своими предложениями и проектами.

Для отбора и поощрения лучших практик регионов было бы здорово создать национальный образовательный рейтинг субъектов федерации по аналогии с рейтингом инвестиционной привлекательности, который составляет Агентство стратегических инициатив. Такой механизм одновременно поощрял бы регионы на самостоятельные шаги по развитию образования и задавал бы единые стандарты, на которые необходимо ровняться для осуществления прогресса в этой сфере. Надеюсь, что идея независимого рейтинга регионов будет поддержана Министерством образования.

Официально заявляю, что мы будем работать над тем, чтобы превратить Ульяновскую область в регион опережающего развития образования.

Сфера образования – это драйвер развития общества, поэтому в наших интересах не только использование лучшего мирового опыта, поддержка учительских инициатив, но и создание благоприятной среды для появления и развития инноваций.

Давайте представим школу будущего! Некоторые футурологи утверждали и до сих пор утверждают, что с развитием технологий исчезнут профессия учителя и школа в современном её виде. Но ход эволюции образования говорит о том, что школа меняется, но не исчезает. Даже если знания будут передаваться напрямую в мозг, всё равно нужны будут специалисты с педагогическим образованием, чтобы систематизировать и упорядочить эти знания, превратить их в умения и навыки. А если представить, что и воспитание будет передаваться через флешку, то чем же будет отличаться человек от робота? Вероятно, человеком можно будет считать только того, кого воспитывал человек.

Школа не исчезнет, но в условиях быстрого развития технологий и успешной реализации национальной технологической инициативы она будет быстро изменяться. Изменится и роль учителя. Уже сейчас типовое образование не востребовано экономикой. Современное общество и производство нуждается в креативно мыслящих специалистах, способных к самостоятельной работе. Именно поэтому кроме стандартизированных условий и профстандартов в школах должно быть место для уникальных, нестандартных, инновационных методик и педагогов.

Считаю, что Министерство образования и науки Ульяновской области должно разработать программу поддержки педагогов-инноваторов. Мы должны рисковать, давать возможность таким людям создавать собственные школы. Давайте, в конце концов, назначать их директорами и поощрять материально. Мы будем рады нестандартно мыслящим педагогам со всей страны. Мы открыты для инноваций. Ульяновская область – регион образования, опережающего время.

Уверен, что мы найдём понимание со стороны Министерства образования и науки России в этом эксперименте. По аналогии с налоговыми и надзорными каникулами для предпринимателей, необходимы какие-то отчётные каникулы, освобождающие инновационные образовательные организации от рутинной отчётности.

Учитель для общества – это астронавт, который открывает будущему человечеству новые миры в безграничной вселенной. Мы должны мечтать о школах, в которых будут обучать первых российских переселенцев на Луну и Марс. Современная школа должна учить людей, способных решать любые сложнейшие задачи, будь то возведение новых предприятий и городов на родной земле или полёты в космос. Уверен, что ульяновским педагогам по силам воспитать героев будущего.

Я ещё раз благодарю всех педагогов за самоотверженный и благородный труд и желаю интересных и результативных встреч во время форума. Поздравляю с началом нового учебного года и желаю, чтобы он был наполнен высоким смыслом учительского предназначения.