Положительные музейные практики Ульяновской области

Тезисы Володиной Ю.К.

 При клике на картинке открывается презентация

 

Международный Совет музеев ИКОМ в Уставе своей организации дает следующее определение музею «Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества в целях образования, изучения, а также для удовлетворения культурных потребностей».

Роль музеев в России за последнее десятилетие сильно изменилась. Понимание музея как замкнутого выставочного пространства музейных предметов отходит в прошлое. Все чаще музеи ориентируются не на создание экспозиций для абстрактного посетителя, а развиваются как многофункциональные учреждения культуры с широким спектром услуг для населения, разрабатывая комплексные программы для разных целевых аудиторий (для дошкольников, учащихся, молодежи, людей пенсионного возраста).

Практические действия, которые музей предпринимает для осуществления своей деятельности в обществе и для общества, которые позволяют от конкретной темы (экспозиции) и проблем прошлого выйти на общение с современным обществом, понимаются как «современные музейные практики». В этом смысле музей должен стать тем самым местом, где можно найти ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня.

Основные направления музейной практики можно объединить в три основные группы: экспозиционные, образовательные; коммуникационные.

В Ульяновской области на 01.01.2015 года работает 45 негосударственных музеев, коллекции которых насчитывают 160 000 музейных предметов. Ежегодная посещаемость составляет свыше 150 000 человек. 

Каждый музей в зависимости от коллекции, истории своего муниципального образования, традиций и обычаев местного населения, выбирает основные направления деятельности и темы работы. При схожести направлений работы, у каждого есть свои наработки, благодаря которым они известны в своем местном обществе и на уровне региона. Это и есть положительные музейные практики.

Из наиболее ярких межмузейных региональных проектов можно выделить Международный «Музейный фестиваль на Волге» - масштабный и длительный партнерский проект музеев Ульяновской области (с 2001 г.). Целью фестиваля является: выявление и продвижение культурных инициатив; развитие партнерства для создания совместных проектов, создание условий для раскрытия творческого потенциала жителей региона. Для организации мастер–классов, семинаров деловой программы приглашаются ведущие российские и зарубежные специалисты в области музейного дела. В рамках фестиваля с 2008 года проходит единственный в стране областной конкурс профессионального мастерства среди музейных работников. В нем принимают участие сотрудники и руководители государственных, негосударственных и школьных музеев Ульяновской области. 

Хочу отметить, что фестивальная форма работы начала использоваться на муниципальном уровне. Так, Димитровградский краеведческий музей является организатором Зонального музейного фестиваля «Три сосны» для музеев восточного куста. Проводимый с 2011 г., он стал культурной традицией и заметным событием в жизни города Димитровграда и Мелекесского района. Три года фестиваль проходил на территории музея. В 2014 г. фестиваль впервые проводился на главной площади города – площади Советов в рамках Фестиваля славянской культуры и привлёк к себе внимание дополнительных групп посетителей. Было организовано 16 творческих площадок. За 4 года фестиваль посетили более 10 тысяч человек. Аналогичный фестиваль «История рода – история Отечества» проводится ежегодно 15 ноября (с 2010 года) на базе Майнского историко-краеведческого музея. В нем принимают участие школьные музеи района и музеи центрального куста.

Как положительную музейную практику хочу отметить работу Старокулаткинского районного краеведческого музея им. Х.А. Аблязова. В январе 2015г. он открыл свою обновленную экспозицию после большого ремонта. Сейчас это центр-музей, в составе которого - Центр патриотического воспитания, центр национальной культуры (Аккалфак), Совет ветеранов, Женский совет, школа юных экскурсоводов, отдельный выставочный зал. Музей играет заметную роль в жизни района, и руководство понимает его значение в передаче от поколения к поколению традиционных ценностей, традиций, обычаев, для воспитания граждан.

Серьезно и глубоко работают в этом направлении в Карсунском районе. Можно говорить о работе по музеефикации всего района. Практически при каждом сельском ДК открыты музеи, которые создаются всем селом. Работа направлена на то, что люди с детства должны понимать, что можно гордиться своим селом и людьми, которые здесь живут, увидеть себя, своих близких и друзей на фотографиях. То есть возникает интерес к истокам, к тому, откуда пришли наши предки, как возникли их традиции, обряды, песни, сказы, как люди селились, устраивали свой быт, трудились. В 2008 году при Карсунском художественно-краеведческом музее был открыт «Музей Семьи». За 7 лет его существования были собраны архивы семей Карсуна и района. В практике работы: клуб семейного общения, проведение семейных посиделок в стиле традиций карсунских семей; вечера национальной славы; большая кулинарная книга карсунских рецептов; музыкальная гостиная «Судьба семьи в судьбе страны». Для людей с ограниченными возможностями здоровья сотрудники Карсунского музея используют мультимедийные технологии. Разработан проект «Виртуальный музей для людей с ограниченными возможностями». С ним сотрудники выезжают в интернаты, больницы и к отдельным гражданам по предварительным заявкам.

Музеефицированным можно назвать и Цильнинский район. Здесь работают старейшие в области музеи боевой и трудовой славы в Новых, Средних и Нижних Тимерсянах, Музей боевой и трудовой славы СХПК «Россия», Елховоозёрский народный музей им. Насырова Н.Г. Основными направлениями их деятельности является патриотическое воспитание и работа по сохранению традиций и обычаев чувашского народа.

Хочу отметить работу Музея крестьянского быта и культуры мордовского народа при Мордово-Белоключёвском сельском Доме культуры Вешкаймского района. Коллекция музея насчитывает 575 музейных предметов, особую ценность среди них представляют предметы быта и культуры мордовского народа. За год музей посетило 885 человек, в том числе детей 422 человека. В музее проводятся экскурсии для учащихся из соседней Каргинской СОШ.  

Музеи становятся местом встречи и площадкой для творчества людей разных поколений и социальных слоев: детей, молодежи, пожилых людей.

Редкую практику представляет музей под открытым небом в с. Троицкий Сунгур Новоспасского района. Собранная и отреставрированная коллекция отечественной военной техники представлена в виде экспозиции и имеет разделы, посвященные Великой Отечественной войне, событиям в Афганистане и Чечне. Сельскохозяйственная техника дает представление о ее развитии в послевоенную эпоху. Музей интересен для местных жителей, гостей и не оставляет равнодушными никого из проезжающих по трассе.

Интересным направлением работы негосударственных музеев области является участие в развитии внутреннего туризма – разработка маршрутов по территории районов с включением в них наиболее значимых природных и культурных объектов с обязательным посещением музея. Наиболее интересно работают в данном направлении Сурский, Сенгилеевский и Павловский музеи. 

Сурский районный краеведческий музей занимается внутренним туризмом с 2008 г. Главным объектом маршрутов является Никольская гора, одно из самых почитаемых мест в р.п. Сурское, и маршрут в с. Кезьмино. Музей совместно с администрацией района сотрудничает с турагентствами Ульяновска и Саранска, которые ежегодно привозят в муниципальное образование до 4 тыс. туристов. Сотрудниками Сенгилеевского районного краеведческого музея им. А.И. Солуянова разработано 6 туристических маршрутов по территории района с посещением памятников истории и природы, также экспозиции районного музея. Музей совместно с администрацией района сотрудничает с турагентствами Ульяновска и Самары. Ежегодно по указанным маршрутам проходит до 7 тыс. человек. Семь туристических маршрутов по событийным площадкам, историческим и природным объектам подготовили сотрудники Павловского районного краеведческого музея, которые работают в основном со школами своего района, обслуживается ежегодно около 3 тыс. человек.

Руководителям районных администраций можно обратиться к опыту этих музеев по разработке маршрутов с включением исторических и природных достопримечательностей для своих территорий.

Несколько слов о школьных музеях (186). По составу коллекций, по формам работы среди них можно выделить такие, которые могут поделиться серьезным опытом. Так, с 2011г. на базе школьного музея с. Волынщина Кузоватовского района реализуется масштабный зрелищный партнерский проект «Листая страницы истории», в рамках которого проведен ряд исторических реконструкций. Один из основных участников проекта - Центр профессиональной подготовки УМВД России по Ульяновской области. Школьный музей с. Верхняя Маза Радищевского района является центром по сбору материалов о выдающемся герое Отечественной войны 1812 года, поэта Денисе Васильевиче Давыдове. Музей Бряндинской средней школы Чердаклинского района является музеем истории села. Уникальной практикой музея является создание фонотеки, содержащей воспоминания всех старожилов, а также сведения о каждой бряндинской семье.

Изучение и тиражирование региональных и муниципальных положительных музейных практик позволит изменить культурное пространство региона, создаст методическую базу для реализации Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной культурной политики» (от 24.12.2014г., №808), в котором в качестве целей государственной культурной политики обозначены: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.