Доклад исполняющего обязанности Губернатора Якунина Александра Ивановича о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за 2013 год и их планируемых значениях на 3-летний период

  1. 1.     ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

На протяжении всего 2013 года по темпам роста промышленного производства Ульяновская область была в числе лидеров, стабильно занимая 2-3 места в округе. В отдельные периоды года темпы роста достигали 7%, превышая тем самым целевой ориентир в 105%. Однако начиная с 4-го квартала 2013 года рост индекса промпроизводства замедлился, и по итогам года “упал” до отметки 99,3%. Наряду с Ульяновской областью еще 5 субъектов ПФО не достигли объемов 2012 года: Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Кировская и Оренбургская области. По остальным субъектам зафиксирован умеренный рост в диапазоне 101-105%. Снижение индекса промпроизводства последний раз наблюдалось только в кризисном 2009 году, в период с 2010-2012 годы темпы промпроизводства значительно опережали среднероссийские: 2010 год – 115,8% (РФ- 108,2%), 2011 год – 109,6% (РФ-104,7%), 2012 год – 104,5% (РФ-102,6%). Безусловно имея такие высокие темпы роста Ульяновской области с каждым годом прирастать все сложнее.

Положительная динамика роста наблюдается в сельском хозяйстве  - объем продукции в 2013 году составил 32 млрд. рублей или 105,7% к уровню 2012 года. По индексу сельхозпроизводства Ульяновская область заняла высокое 7 место, опередив Татарстан (97,9%), Удмуртию (95,4%), Чувашию (89,3%), Пермский край (95,5%), Нижегородскую область (100,1%) и т.д.

Объем жилищного строительства превысил уровень прошлого года на 4,4% и по итогам 2013 года составил 634 тыс. кв. метров (2287 жилых домов), из них застройщиками введен 61 жилой дом экономкласса (228,6 тыс. кв. метров), за счет бюджетных средств сдано 6,1 тыс. кв. метров, что в 5 раз больше, чем в 2012 году. Целевой ориентир ввода жилья в 620 тыс. кв. метров, заданный на 2013 год перевыполнен на 14 тыс.кв.м. За 5 лет введено почти 2,8 млн.кв.м. жилья.

 

За 1992-2013 г.г. численность постоянного населения Ульяновской области имеет тенденцию к сокращению, и на начало 2014 года она составила   1274,5 тыс. человек. Среднегодовая убыль составила  7,6 тыс. человек.

Общий коэффициент демографической нагрузки в 2013 году составил  706,7 детей и стариков на 1000 трудоспособного населения, за счет сокращения численности детей на каждую 1000 населения трудоспособного возраста при одновременном росте нагрузки трудоспособного населения за счет пенсионеров.

 Тип развития населения Ульяновской области остается   регрессивным, так как доля населения в возрасте от 0 до 14 (13,6%) меньше доли населения от 55 и старше (24,8%). На 100 женщин приходится 85 мужчин.  РФ (86: 100).

Заметно продвинулись вверх по такому важному показателю, который оценивается по международным стандартам как уровень общей безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ. Уровень общей безработицы составил 5,1%, что значительно ниже среднероссийского значения (5,5%). Относительно 2009-2010 гг. уровень общей безработицы сократился почти на 4%. Безусловно, это еще не предел, т.к. несмотря на хороший итог и занимаемую позицию среднеокружной уровень нами пока не достигнут (4,9%). Уровень регистрируемой безработицы стабильно держится на высокой 2-й позиции в ПФО (0,52%).

На сегодняшний день Ульяновская область отмечена на федеральном уровне как субъект с высоким инвестиционным потенциалом и цифры этому подтверждение. Напомним, что еще в 2008-2010 гг. привлекалось порядка 49 млрд.руб. В 2013 году привлечен рекордный объем инвестиций – 76,2 млрд.рублей и это на 3 млрд.руб. больше показателя 2012 года.  По предварительной оценке Росстата объемы привлеченных инвестиций в целом по РФ не выйдут на объемы 2012 года – 99,7%, в Ульяновской области - 100,3%.

2.ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

По итогам 2013 года уровень среднемесячной заработной платы составил 19217,8 рублей или 112,2% (-2,8% от целевого показателя) к соответствующему периоду прошлого года, в том числе по обрабатывающим производствам 19033,5 рублей или 113,1%.

По данным ежемесячного мониторинга, проводимого управлением, по итогам 2013 года по группе крупных промышленных предприятий уровень среднемесячной заработной платы составил – 23670 рублей или 113,7% к уровню 2012 года (20811 рублей), по группе средних предприятий – 17562 рубля или 112,4% к уровню 2012 года (15620 рублей).

 

3.ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Ситуация на рынке труда Ульяновской области в 2013 году оставалась стабильной. Общая численность безработных граждан (по методологии МОТ) снизилась в течение года на 1200 человек и составила в декабре 35,7 тыс. человек или 5,1 % от численности экономически активного населения. В среднем за год уровень общей безработицы составил 5,5 %. Почти на 16 тыс. человек возросла численность экономически активного населения (694,4 тыс.чел.), более чем на 17 тыс. человек возросла численность занятых (658,7 тыс.чел.). 

Уровень регистрируемой безработицы и численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в течение  отчетного периода сократились. На начало 2013 года уровень регистрируемой безработицы и численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных составляли 0,7 % и 4541 человек, на 31.12.2013 уровень регистрируемой безработицы составил 0,5 численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных – 3528 человек.

Всего в течение года в областную службу занятости было заявлено 70,1 тыс. вакансий, что на уровне прошлого года. Банк вакансий Службы занятости населения, размещённый в сети Интернет, за прошедший год посетили 4 млн. 728 тысяч раз.

Коэффициент напряжённости на рынке труда по состоянию на 01.01.2013 составлял 0,7, в течение отчётного периода он сократился и на 01.01.2014 составил  0,5. Положительной динамике способствовало создание в течение 2013 года 22095 рабочих мест, в том числе  в сфере малого и среднего бизнеса 11534 рабочих места.  Доля инвестиционных проектов составила 19,7 % (4357 рабочих мест).

Важную социальную роль сыграли меры, направленные на снижение напряжённости на рынке труда, разработанные Правительством России. 

В целях реализации данных мер на территории Ульяновской области была разработана «Программа поддержки занятости населения Ульяновской области в 2013 году», утверждённая постановлением Правительства Ульяновской области от 28.09.2012 № 447-П.

В рамках Программы было создано 164  рабочих места для инвалидов. Стоимость создания одного рабочего места для незанятого инвалида в данной Программе составило  100,0 тысяч рублей.

На снижение напряжённости на рынке труда направлены также мероприятия «Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Ульяновской области на 2011-2013 годы». В рамках Программы в 2013 году были оказаны следующие государственные услуги населению. За содействием в поиске подходящей работы обратились 19063 человека, в том числе 1798 человек из числа высвобожденных с предприятий.  Безработными было признано 8879 человек, снято с учёта 9893 человека, из них 5331 человек в связи с трудоустройством, 1564 человека - направлены на обучение, 178 человек - на досрочную пенсию.13594 человека были трудоустроены, в том числе 6373 учащихся учебных заведений, желающих работать в свободное от учёбы время, 965 человек из числа высвобожденных. Уровень трудоустройства составил   71 % от общего числа граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы.

Кроме того, были оказаны госуслуги по профессиональному обучению безработных граждан, профессиональной ориентации, по временным, в том числе общественным работам, трудоустройству школьников в свободное от учёбы время, самозанятости, социальной адаптации, психологической поддержке.

В 2014–2016 годах в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов, что приведёт к снижению численности занятых в экономике. При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста и иностранных трудовых мигрантов. Одним из положительных моментов является запрет об указании возраста в тексте вакансий (статья 3 Трудового Кодекса РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда»). 

Темпы роста экономики в текущем году прогнозируются на замедление. Но благодаря превентивным мерам со стороны государства ситуация на рынке труда имеет тенденцию к стабилизации.

Разработка  дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда позволяет оперативно и своевременно реагировать на ситуацию с занятостью в условиях кризиса.

 

4.ИНВЕСТИЦИИ

В 2013 году в экономику Ульяновской области поступило 76,2 млрд. рублей, или 100,3 % к уровню 2012 года, в том числе небюджетных инвестиций 68,5 млрд. рублей (90 % от общего объёма).

В 2012 году планировалось, что объём инвестиций в основной капитал по итогам 2013 года составит 80 млрд. рублей, однако по ряду причин этот показатель не был достигнут. В частности, в связи с тем, что сумма финансирования проекта строительства в г. Димитровграде Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии была снижена в 2013 году на 4 млрд. рублей.

Кроме этого, наблюдалась тенденция недобора инвестиций по крупным и средним предприятиям. Вместе с тем это стало стимулом пересмотра инвестиционных программ ряда предприятий (например, открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод, открытого акционерного общества «Ульяновский моторный завод», открытого акционерного общества «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», открытого акционерного общества «Димитровградский автоагрегатный завод»). Реализация этих программ в 2014 году может способствовать росту объёма инвестиций.

Крупными и средними предприятиями инвестирован 41 млрд. рублей инвестиций.

 В перечень наиболее инвестиционно привлекательных направлений в 2013 году вошли:

строительство жилья (более 7 млрд. рублей инвестиций);

производство строительных материалов (более 3,5 млрд. рублей инвестиций);

строительство учреждений системы здравоохранения и спорта (около       3 млрд. рублей инвестиций);

улучшение инфраструктуры, в том числе обновление подвижного состава, модернизация коммуникаций, развитие промышленных зон, организация транспортировки природных ресурсов и программа газификации (около 1,7 млрд. рублей инвестиций);

улучшение научно-образовательной базы высших учебных заведений (около 1,5 млрд. рублей инвестиций);

развитие агропромышленного комплекса (более 1,6 млрд. рублей инвестиций);

строительство коммерческой недвижимости (около 1,5 млрд. рублей инвестиций).

Структура капитальных вложений свидетельствует о том, что к приоритетным направлениям для инвестирования относятся капиталоёмкие и инновационные отрасли, которые ориентированы не только на создание промышленных производств, но и улучшение качества жизни населения.

К числу компаний, осуществивших наиболее крупные инвестиции в    2013 году, относятся ОАО «Сенгилеевский цементный завод» (модернизация цементного производства), ОАО «Рос-Бекон» (строительство свиноводческого комплекса), ОАО «Управляющая компания «12 квартал» (автоматизированное производство сборного железобетона), ООО «Запад» (строительство многоэтажного жилья), ООО «Лукьяновский горнообогатительный комбинат» (модернизация горно-обогатительного комбината), ОАО «Ульяновский комбинат строительных материалов» (программа комплексного развития предприятия), ЗАО «Волга-спорт» (строительство ледового стадиона на 5 тысяч мест), ОАО «Аэрокомпозит» (производство композитных конструкций), ОАО «АКМЭ-инжиниринг» (создание реактора на быстрых нейтронах), ОАО «Российские железные дороги» (обновление подвижного состава), Федеральное медико-биологическое агентство (строительство высокотехнологичного медицинского центра), Федеральное казённое учреждение «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа» Федерального дорожного агентства (модернизация федеральных дорог), ОАО «Аква-парк» (строительство аква-парка в Засвияжском районе г. Ульяновска), ОАО «Якушкинское масло» (создание маслоэкстракционного производства), ООО «Бати-Шерна» (логистический комплекс класса «А»), ООО «Фирелэк» (производство низковольтного оборудования), компанию «Юнис» (производство сухих строительных смесей), ООО «Загора» (гостиница Hilton Garden Inn), компания «Лента» (строительство двух гипермаркетов).

Среди регионов Приволжского федерального округа (далее – ПФО) Ульяновская область устойчиво держится на средних позициях по показателям инвестиционной деятельности.

Одним из приоритетных показателей, является  показатель «инвестиции в основной капитал без учёта бюджетных вложений на душу населения». По этому показателю Ульяновская область со значением 53,6 тыс. рублей заняла 8 место по ПФО и опередила Саратовскую область (51,5 тыс. рублей), Пензенскую область (48,7 тыс. рублей), Чувашскую Республику (40,8 тыс. рублей), Удмуртскую Республику (37,6 тыс. рублей), Кировскую область (36,7 тыс. рублей).

По объёму небюджетных инвестиций Ульяновская область заняла 8 место в ПФО с 68,5 млрд. рублей. На 9 месте Пензенская область с 66,5 млрд. рублей, далее следуют Удмуртская Республика и Чувашская Республика, Кировская область, Республика Мордовия и Республика Марий-Эл.

Активная политика региона в сфере улучшения делового климата по итогам 2013 года привела Ульяновскую область к 1 месту в ПФО по доле инвестиций малого бизнеса (46,4 %).

По итогам 2013 года в Ульяновской области зарегистрировано 6163 новых субъекта малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), а общее количество составило 57567 единиц. Малый и средний бизнес ежегодно создаёт в Ульяновской области более 10 тысяч новых рабочих мест. Так, например, в 2013 году это количество составило 11533 единицы.

Что касается проектов крупного бизнеса, то только три первые группы реестра инвестиционных проектов Ульяновской области (проекты, реализованные полностью; проекты, находящиеся в стадии модернизации; проекты в стадии активной реализации) в настоящее время включают 126 проектов с общим объёмом инвестиций свыше 130 млрд. рублей и предполагаемым количеством вновь создаваемых рабочих мест более 30 тысяч единиц.

За 2013 год успешно завершена реализация пяти инвестиционных проектов, были достигнуты договорённости о реализации 15 новых инвестиционных проектов на сумму порядка 17,5 млрд. рублей, предполагающих создание около 3 тысяч рабочих мест. В числе наиболее значимых для экономики Ульяновской области проекты таких компаний, как Jokey Plastik, Bridgestone, Schaeffler, Nemak.

Всего за 2013 год в рамках реализации инвестиционных проектов создано 4357 новых рабочих мест, что составляет 100,9 % от годового показателя в 4317 рабочих мест.

Кроме этого, ещё одна организация получила статус резидента портовой особой экономической зоны на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» – компания «ПРОМТЕХ-Ульяновск» с проектом по строительству завода по изготовлению авиационных бортовых кабельных сетей для нужд открытого акционерного общества «Объединённая авиастроительная корпорация», открытого акционерного общества «Вертолёты России» и государственной корпорации «Ростех».

В период с 2014 по 2016 годы прогнозируется значительный рост в отраслях:

- сельского хозяйства. Увеличение инвестиций ожидается в связи с продолжением реализации инвестиционных проектов по строительству свиноводческих комплексов в Мелекесском и Тереньгульском районах с совокупным объёмом инвестиций более 7 млрд.руб., развитию растениеводства и животноводства, инициированных ОАО «Мордовцемент». Кроме того, агропромышленный комплекс относится к числу приоритетных направлений для развития региональной экономики, соответственно перед структурными подразделениями, курирующими данный сектор, поставлена задача по привлечению новых инвесторов;

- добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических). Высокие темпы роста инвестиций в отрасли обусловлены реализацией инвестиционных проектов по строительству ГОКов (ООО «Ташлинский ГОК», ОАО «Мордовцемент», ООО «Торговый дом «Кварц»), созданию производства листового стекла (ОАО «Мордовцемент»), развитию мелового кластера, инициированного ООО «Вис-МОС», развитию кластера нерудных материалов в Инзенском районе;

- причиной развития отрасли «Целлюлозно-бумажное производство» станет пуск в эксплуатацию производства гофрированного картона и упаковки, строительство которого началось в 2012 году (инвестор – компания ПМ Пакаджинг»). Заявленный объём инвестиций – 1,5 млрд.руб. Первая очередь проекта будет запущена в 2014 году.

- скачок в виде экономической деятельности «Гостиницы и рестораны» прогнозируется в связи с запуском в 2014 году гостиницы «Хилтон Гарден Инн», а также в связи с проработкой вопроса о строительстве на территории г. Ульяновска и г. Димитровграда нескольких новых гостиничных комплексов.

Учитывая наличие на территории региона, в первую очередь, в г. Ульяновске и Чердаклинском районе, условий для развития автомобильного и авиационного кластеров, будет продолжаться модернизация существующих производств, реализация новых проектов и привлечение инвесторов на площадки, в том числе в рамках действующих и создаваемых промышленных и портовой зон.

Также будет продолжаться формирование ядерно-инновационного кластера. В настоящее время активно строится Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии (инициатор ФМБА России), реализуется программа по развитию инфраструктуры г. Димитровграда.

Прогнозируется сохранение тенденции по преобладанию инвестиций из небюджетных источников (модернизация действующих производств, строительство жилья, реализация новых проектов, деятельность малого бизнеса). Наиболее ёмким по бюджетным инвестициям останется программа по созданию ядерно-инновационного кластера на территории г. Димитровграда.

 

5.ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ

Утверждённый план ввода жилья – 620 тыс. кв. м – в 2013 году был выполнен на 102%. Введено в эксплуатацию 634 тыс. кв. м жилья, в том числе индивидуального жилья 317 тыс. кв. м.

Для сравнения в 2004 году этот показатель в Ульяновской области составлял 157 тыс. кв. м. Таким образом, за 10 лет объёмы строительства жилья выросли  в 4 раза.

По объёмам ввода жилья по итогам 2013 года Ульяновская область находится на 10 месте в Приволжском федеральном округе, показатель 104,4 % к аналогичному периоду 2012 года.

По показателю ввода в действие жилых домов на 1000 человек населения по итогам 2013 года в Приволжском федеральном округе Ульяновская область находится на 8 месте.

Спрос на жильё стимулировался с помощью специальных региональных программ: по обеспечению жильём молодых семей, граждан работающих в сельской местности, ветеранов Великой Отечественной войны, граждан переселяемых из аварийного жилья.

В рамках программы обеспечения жильём работников бюджетной сферы в 2013 году с помощью социальных выплат (13,5 млн. руб.) улучшили свои жилищные условия 105 семей работников образования, здравоохранения, культуры и спорта. В 2014 году выделены средства на реализацию данной программы в размере 15 млн. рублей, что позволит предоставить социальные выплаты около 120 работникам бюджетной сферы.

В 2013 году  наблюдался существенный  рост объёмов ипотечного кредитования граждан. В 2013 году выдано ипотечных кредитов на сумму 9,9 млрд. рублей. Рост в денежном выражении составил 25%.

Увеличилось количество средств направляемых гражданами на заключение договоров долевого участия в строительстве. Общая сумма обязательств по договорам долевого участия граждан в 2013 году – 14 млрд. рублей. Рост составил 29 %.

Эти показатели наглядно демонстрируют положительную и стабильную ситуацию на рынке первичного жилья.

6.МАЛЫЙ БИЗНЕС

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее приоритетных направлений экономического развития Ульяновской области.

По состоянию на 01.01.2014 в Ульяновской области зарегистрировано 6163 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, общее количество субъектов предпринимательства зарегистрированных в Ульяновской области составило 57567 ед.

По состоянию на 01.01.2014  субъектами малого и среднего предпринимательства создано 11 533 новых рабочих мест.

В консолидированный бюджет Ульяновской области за 2013 год поступило:

  1. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системой налогообложения 1 118 466 тыс. руб., что составляет 103,4 % от плана на январь - декабрь 2013 года;
  2. По единому налогу на вменённый доход 582 443,4 тыс. руб., что составляет 118,9 % от плана на январь-декабрь 2013 года.

Ежегодная динамика налоговых поступлений в областной бюджет Ульяновской области выглядит следующим образом:

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

УСН,

млн. руб.

518,1

616,4

813,0

1085, 6

1 118,4

ЕНВД,

 млн. руб.

442,4

496,2

561,0

631, 5

582,4

Всего

960,5

1112,6

1374,0

1717,1

1700,9

 

В рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в 2013 году принято решение о предоставлении поддержки 25 субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательств, в том числе:

1) Субъектам малого и среднего предпринимательства:

- осуществляющим инновационную деятельность;

- организовавшим группы дневного времяпрепровождения детей;

- осуществившим переход на альтернативные источники энергии;

- привлекшим кредитные ресурсы на развитие производства;

- организующим центры молодежного инновационного творчества.

2) Организациям инфраструктуры поддержки:

- фонд «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области»;

- фонд «Ульяновский региональный фонд поручительств»;

- АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства»;

- НП «Ремесленная палата Ульяновской области»;

- АНО «Центр развития ядерного инновационного кластера».

2. Кредитные ресурсы

На реализацию данного направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная с 2010 года, выделено 157,5 млн. руб.

Бюджет

Всего,

млн. руб.

2010 г.,

млн. руб.

2011 г.,

млн. руб.

2012 г.,

млн. руб.

2013 г.,

млн. руб.

Всего, в том числе

157,5

42,5

55,0

50,0

10

Федеральный бюджет

126,0

34,0

44,0

40,0

8

Региональный бюджет

31,5

8,5

11,0

10,0

2

В период с 2010 г. по 2013 г. выдано 370 займов, в том числе:

- в 2010 г. – 23 шт.,

- в 2011 г. - 38 шт.,

- в 2012 г. -  124 шт.,

- в 2013 г. - 185 шт.

По итогам 2013 года действующий портфель займов составил 181 займ на общую сумму  94,6 млн. рублей, средний размер выданного займа - 757 тыс.руб., а средний срок выдачи займа 12 месяцев.

Отраслевая структура портфеля выданных займов  на 01.01.2014 г., тыс.руб.

Наименование отрасли

Показатели

доля портфеля в %

кол-во

сумма

(руб.)

3

Производство

59

30 039 226,99

31,75

2

Розничная торговля

39

17 861 507,65

18,88

1

Оптовая торговля

28

19 468 628,30

20,57

6

Услуги по перевозке

13

6 368 824,00

6,73

7

Сельское хозяйство

12

5 812 528,39

6,14

8

Другое

22

12 715 924,28

13,44

5

Предоставление бытовых услуг

3

244 899,92

0,26

4

Строительство

5

2 114 451,78

2,23

 

ИТОГО

181

94 625 991,31

100,0

Организациями–участниками программы поддержки по предоставлению кредитных ресурсов субъектам МСБ за период работы фонда, начиная с 2010 года, сохранено  4 261 и создано 401 рабочих мест.

7.ОБРАЗОВАНИЕ

Одним из показателей результативности  региональной системы образования является показатель завершения обучения по программам среднего (полного) образования. По результатам  участия  в ЕГЭ по обязательным предметам 128 выпускников дневных общеобразовательных учреждений, что составляет 2,2 %, завершили обучение без аттестата со справкой установленного образца (в 2012 года выпускников данной категории насчитывалось 88 чел. (1,7%).

Сравнительные данные выбора профиля жизнеопределения участников ЕГЭ показывают, что среднее количество сдаваемых участниками ЕГЭ предметов составило 3,7 (участники из числа выпускников общеобразовательных учреждений – 3,86), что на 0,2 выше аналогичного показателя 2012 года, что подтверждает факт увеличения числа профильных предметов по выбору участников ЕГЭ с 1 до 2,3.

Таким образом, выпускники 2013 г. расширили спектр выбираемых предметов.

Кроме того, результаты участников ЕГЭ Ульяновской области по 8 общеобразовательным предметам (61,54% от общего числа сдаваемых ЕГЭ) - информатике, истории, русскому языку, английскому языку, французскому языку, обществознанию, физике, литературе – выше средних общероссийских значений.

Анализируя результаты региона в ЕГЭ 2013 года в сравнении с 2012 г., можно сделать ряд следующих выводов:

в целом результаты ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений области по 10 общеобразовательным предметам выше аналогичных показателей 2012 года (кроме географии (снижение на 14,28%), литературы (снижение на 0,14%), математике (снижение на 0,49%)). Результаты ЕГЭ по французскому языку соответствуют показателям 2012 года и составляют 100%;

доля участников, справившихся с заданиями ЕГЭ по русскому языку, в целом на 2 % выше, чем по математике. Это означает, что участники ЕГЭ, как и в предыдущие годы русский язык знают лучше, чем математику;

результаты участников ЕГЭ 2013 года по профильным общеобразовательным предметам выше по сравнению с прошлым 2012 годом (кроме, французского языка (ср.балл по данному предмету снизился на 5,2), по немецкому языку снизился на 6,7 и по географии средний балл снизился на 5,5);

значительно выросли показатели среднего балла ЕГЭ в 2013 году в сравнении с 2012 г.: по английскому языку на 15 баллов, по химии на 11,6 балла, по физике на 7,8 балла, по литературе на 7,1 балла, по биологии на 5,1 балла;

средние баллы по результатам ЕГЭ 2013 года по 9 предметам имеют наивысшие показатели, чем в последние 5 лет (биология, история, русский язык, химия, английский язык, математика, обществознание, физика, литература);

количество выпускников, набравших 100 баллов в 2013 г., составило 85 и превысило аналогичные показатели последних 5 лет. Особо отмечаем положительную динамику по таким предметам как: химия (33 чел. в 2013 г., 2 чел. в 2012г.), математика (9 чел. в 2013г., 1 чел. в 2012г.), обществознание (6 чел. в 2013г., 2 чел. в 2012г.), информатика (5 чел., в 2013г., 1 чел. в 2012г.).

Из 85 100-балльников 2013 года 19 100-балльников являются выпускниками школ, расположенных в сельской местности:

МБОУ Майнский многопрофильный лицей (3 выпускника),

МОУ Новомалыклинская СОШ (2 выпускника),

МОУ Октябрьский сельский лицей Чердаклинского района (2 выпускника),

МОУ СОШ р.п. Сурское (2 выпускника),

МОУ СОШ № 1 р.п. Кузоватово (2 выпускника),

МОУ СОШ №№ 1, 2, 4, МОУ СОШ посёлка Поливаново Барышского района (по 1 выпускнику, итого 4 выпускника),

а также 1 выпускник МОУ Большенагаткинской СОШ Цильнинского района (по русскому языку), 1 выпускник МБОУ Криушинская СОШ (химия), 1 выпускник - МБОУ Инзенская СОШ № 1 (химия), 1 выпускник - МБОУ Карсунская.

Положительная динамика показателей, характеризующих качество образования (по итогам учебного года): коэффициента образования (качество знаний) с 46,9 % (в 2010 г.) до 50,0 % (в 2012 г.) и коэффициента обученности (успеваемость) с 99,6% (в 2010 г.) до  99,8 % (в 2013 г.). Доля отличников так же возросла с 7,5 % (в 2010 г.) до 8,0 % (в 2011 г.) и до 8,8 % (в 2013 г.).

Следует отметить, что годы проведения ЕГЭ как основной формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений способствовали стабилизации количественного состава выпускников дневных общеобразовательных учреждений данной категории:

 

Годы проведения ЕГЭ в штатном режиме

Всего выпускников дневных ОУ, завершивших обучение без аттестатов

(чел.)

Доля выпускников, завершивших обучение без аттестатов, от общего числа выпускников дневных ОУ (%)

Показатель по России

(%)

2009

161

2,6

2,8

2010

36

0,8

2,1

2011

30

1,0

1,9

2012

88

1,7

3,3

2013

128

2,2

3,1

 

При этом выпускники общеобразовательных учреждений, расположенных на территории таких муниципальных образований, как: г.Димитровград, Кузоватовский район, Николаевский район, Новомалыклинский район, Радищевский район, Базарносызганский район, - в полном составе завершили обучение с аттестатами о среднем (общем) образовании.

         Наибольшее число выпускников, завершивших обучение со справками установленного образца, являются выпускниками общеобразовательных учреждений г.Ульяновска (73 чел.), Тереньгульского района (12 чел.) Инзенского района (5 чел.), г.Новоульяновска (5 чел.). Дневные общеобразовательные учреждения  Барышского, Майнского, Сенгилеевского, Ульяновского райнов без аттестатов завершили обучение по 4 выпускника.

На протяжении нескольких лет растет доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семью и сокращение доли  детей, проживающих в институциональных учреждениях.  Если в 2011 году 1309 (20,7%) всех детей проживали в домах ребенка, детских домах, домах-интернатах и других учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2013 году их доля сократилась до 1083 (17,3%) чел.

Так, по состоянию на 01.01.2014 в семьях граждан, включая все формы семейного устройства, воспитывается 5025 детей, что составляет 82,17% от числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 1304 усыновленных ребенка (до 18 лет),  в 2012- 80,1% ,2011 –-79,3 %.

В 2013 году отмечена положительная динамика в усыновлении детей  в связи с ключевыми изменениями. Так, в 2013 году усыновлено 51  детей из детских домов и школ-интернатов.  Следует особо отметить, что  в Ульяновской области с 2009 года нет ни одного случая усыновления ребёнка иностранными гражданами. 

Совместно с газетами «Православный Симбирск», «Народной газетой» реализуется акция «Возьми меня, мама!». На страницах газет размещаются фотографии и производные данные о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых зарегистрированы в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. С  июня 2012 года проводится совместная работа с Благотворительным Фондом содействия семейному устройству детей-сирот «Измени одну жизнь» (отснято 305 видеоанкет сирот).  С марта 2013 осуществляется сотрудничество с редакцией российских журналов «Телесемь», «Стархит», в которых публикуются  интервью с  воспитанниками детских домов Ульяновской области, за отчетный период опубликовано 4 таких интервью.

Благодаря проводимой работе численность детей, состоящих на учёте в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с 2010 года снизилась на 22%  (2010 г. – 1383, 2011 г. – 1309, 2012 г. – 1213, 01.01.2014–1083 детей). За 2013 год  на учёт в региональный банк данных о детях поставлено 200  семей кандидатов в замещающие родители.

Из детских домов Ульяновской области в  замещающие семьи граждан передано 176 детей, из них: 24 детей в семьи опекунов, 101 в семьи приёмных родителей. 

Сопровождение приёмных семей начинается на этапе подготовки кандидатов  в замещающие родители путем   обучения в Школе замещающих родителей. Подготовка граждан  кандидатов осуществляется  органами опеки и попечительства  в отношении несовершеннолетних муниципальных образований Ульяновской области, на территории г.Ульяновска специалистами отдела психолого-педагогической и социальной поддержки несовершеннолетних ОГУСЗН в г.Ульяновске. Программа обучения рассчитана на  36 часов. В первом полугодии 2013 года обучение кандидатов осуществлялось  также преподавателями ОГБОУ ДПО ИПКПРО. 

Всего с начала 2013 года подготовку в Школе замещающих родителей прошло 331 родитель, на лицензионном оборудовании «Иматон» были продиагностированы 368 кандидатов в замещающие родители, усыновители.

С целью профилактики кризисных явлений в замещающих семьях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение  семей, испытывающих трудности в воспитании детей-сирот. По состоянию на 01.01.2014 в области на сопровождении состоит 127 семей (на начало года 112 семей). За 2013 год, благодаря проводимой профилактической работе,  сократилось  количество кризисных семей, угрожаемых по возврату,  с 45 до  28, т.е на 38%.

Индивидуальное  сопровождение осуществляется специалистами отдела психолого-педагогической и социальной поддержки несовершеннолетних, ГУСО Центра помощи семье и детям «Семья»,  ОГБУСО ЦСО «Доверие»,  через организацию  межведомственных выездов  мобильных групп, в том числе в рамках агитпоезда «За здоровый образ жизни. За здоровую и счастливую  семью».

На сегодняшний день на территории области создано 15 клубов замещающих родителей (в 15 муниципальных образованиях), в 2-х районах работают Советы опекунов (МО «Тереньгульский район» и МО «Сурский район»). Таким образом, в активную общественную работу вовлечено более 600 семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Впервые в 2013 году  в июне, более 30 семей приняли участие в областном слете семей.

В результате проводимой работы сохраняется тенденция снижения возвратов детей в детские дома и школы-интернаты из замещающих семей: 2012 год – 34; 2013год – 27.

Осуществляется выплата единовременного пособия при передаче ребёнка в семью опекунапопечителя, приёмного родителя, усыновителя в размере 13087,61 руб., с начала года выплата назначена на 440 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи. Кроме того назначена выплата единовременного пособия в размере 100 тыс. руб.  50 усыновителям в соответствии с региональным законодательством, и 7  усыновителям также в размере 100 тыс.руб. в соответствии с федеральным законодательством.  

В рамках реализации Указа Президента РФ впервые  проведена диспансеризация  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся как в интернатных учреждениях, так  и замещающих семьях. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят  под наблюдением в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области. В зависимости от состояния здоровья дети отнесены к следующим группам здоровья: 1 группа здоровья - 26,8%, 2 группа здоровья – 44,1%, 3 группа здоровья – 23,2%, 4 группа здоровья – 3,4%, 5 группа здоровья – 2,5%.

Организация отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  является неотъемлемой частью социальной политики в части занятости детей и подростков. Общий объем денежных средств областного бюджета, израсходованных на организацию оздоровительной кампании, составил порядка 10613648руб, было приобретено  650 путёвок  в загородные лагеря области.

Устройство детей-сирот в  детские дома Ульяновской области является наименее приоритетной формой устройства.

Всего в 2013 году в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроен 261 ребёнок, что на 18% меньше чем в 2012 году  (321), возвращены из замещающих семей 27 несовершеннолетних (в 2012 году – 34).

Ежегодно снижается число детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах Ульяновской области, за 3 года  – на 24% (2011 г. – 948, 2012 г. – 876, 2013 г. – 718). По состоянию на 01.01.2014 в ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (детских домах)  воспитывался 541 несовершеннолетний.

В 2013 году  финансирование  материальных потребностей данных учреждений осуществлялось в сумме 243845,68 тыс. руб. В 2013 году завершен  капитальный ремонт отдельных помещений зданий 2 детских домов (Ивановского и Белозерского детских домов). Отремонтирована кровля 3 детских домов (Майнского детских домов, ОГКОУ СКДД «Дом детства», «Соловьиная роща»); произведена замена системы отопления, канализации и водоснабжения в  2 детских домах («Соловьиная роща», Димитровградском детском доме «Планета», отремонтирован музыкальный зал ОГКОУ СДД Дом детства на сумму 691,945 тыс. руб.)  заменены 103 окна на сумму 1166,4 тыс. руб. в  8 детских домах и т.д..

В последние годы все больше привлекается финансовых средств благотворителей, попечителей и конкурсных грантов Фондов. Так, в 2013 году  индивидуальным предпринимателем  П.П.Бородиным оказана благотворительная помощь 3 детским домам области (Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями  здоровья «Орбита, Белоозерский специальный (коррекционный)  детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», детский дом «Соловьиная роща»)  на сумму 926, 7955 тыс.руб. Благотворительный Фонд «Дари добро» оказал финансовую помощь ОГКОУ СКДД «Дом детства» и ОГКОУ Детский дом «Соловьиная роща»  в части постинтернатного сопровождения выпускников и оплаты услуг репетиторов  на сумму 725 824руб. В рамках деятельности Попечительских советов при ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделены средства  выделены в сумме порядка 6 млн. руб.  Всего на 01.01.2014  привлечено денежных средств в объеме  15 367,288 тыс. руб. Содержание воспитательного процесса в детских домах

В рамках Указа осуществляется процесс оптимизации и перепрофилирования детских домов Ульяновской области. В 2013 году 18 социальных педагогов и психологов детских домов прошли краткосрочные курсы повышения квалификации в ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет».

8. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Реализуемые мероприятия в системе здравоохранения области направлены на снижение влияния факторов, способствующих увеличению естественной убыли населения. Реализуются мероприятия по привлечению кадров, выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи, увеличено развиваются приоритетные виды медицинской помощи:  профилактической, амбулаторно-поликлинической, стационарзамещающей.   

       В результате в  области увеличилась обеспеченность врачами с 31,7 в 2005г. до 34,8 на 10000 нас в 2013г., снизилась смертность населения от сердечнососудистых заболеваний с 2005 года с 1034,5  на 100 000 населения  до 882,1 в 2013 году, смертность от туберкулеза с 17,7 до 12,7 на 100000 населения.

Структура смертности имеет стабильную картину:

- первое место - болезни системы кровообращения (61,2% - 882,1 на 100 тыс. населения)

- второе место – новообразования (15,8% - 228,2 на 100 тыс. населения)

- третье место – неестественные причины смерти (10,1% - 145,0 на 100 тыс. населения). Абсолютное количество умерших по основным классам имеет тенденцию к уменьшению, но при уменьшении численности населения за счет всех факторов, включая миграцию темпы снижения показателя смертности населения замедленны.

Вместе с тем, продолжительность предстоящей жизни населения с 2005 года увеличилась на 5,0 лет и составила в 2013 году – 70,2 года.

На 2013 год в рамках программы модернизации  было профинансировано на общую сумму 507 495,5 тыс. рублей, из них средства ФФОМС – 4 385,3 тыс. рублей, средства областной бюджета - 503 110,2 тыс. рублей:

-                   на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения 462 797,7 тыс. руб., из них 0,95% - субсидии ФФОМС (4385,0 тыс.рублей).

-                   на внедрение информационных систем в здравоохранение 37981,6 тыс. рублей, из них 0,001% – субсидии ФФОМС (0,3 тыс. руб.)

-                   на внедрение стандартов оказания медицинской помощи  выделено 6716,2 тыс. рублей - средства областного бюджета.

В 2013 году на территории Ульяновской области на мероприятия в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» 443 068,81 тыс. рублей, в том числе:

– из средств федерального бюджета 402 597,30 тыс. рублей (90,9% от общего объёма финансирования), средства освоены в полном объеме (100%);

– из средств областного бюджета Ульяновской области – 40 471,51 тыс. рублей (9,1%), из них выделено и освоено 35297,9 тыс.рублей (87,2 %).

Ульяновская область приступила к реализации Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации.

Строительство перинатального центра позволит привести структуру коек акушерско-гинекологического профиля в соответствии с Порядком оказания акушерско-гинекологической помощи, увеличить число коек с более высокой оснащённостью и обеспеченностью квалифицированными кадрами, в учреждениях родовспоможения 3 уровня на 34% и снизить показатель материнской смертности в 2016 году до 7,0 100 тыс. родившихся живыми, показатель младенческой смертности до 6,3 на 1000 родившихся живыми.

Совершенствование профилактики заболеваний и пропаганда здорового образа жизни

В рамках обследования населения с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С обследовано 179 762 человек, произведено 210 677 обследований. За 2013 года взято на лечение 736 человек, всего получают лечение 2 770 человек, в том числе 2 341 человек, получающих лечение перешли с 2012 года. В 2013 году 125 человек ВИЧ-инфицированных, инфицированных вирусами гепатитов В и С получали лечение за счёт препаратов, закупленных в 2012 году.

В соответствии с заключённым от 11.07.2013 № 24-2/74/104-ДП между Минздравом России и Правительством Ульяновской области Соглашением о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С на указанные цели выделена субсидия из федерального бюджета в размере 22 293,1 тысяч рублей.

В 2013 году поставлено антиретровирусных препаратов на общую сумму 275 311,2 тыс. рублей.

В соответствии с заключённым от 30.10.2013 № 506/Т-2013-1181 между Минздравом России и Правительством Ульяновской области Соглашением о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств Ульяновской области, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий на указанные цели выделена субсидия из федерального бюджета в размере 31026,1 тысяч рублей.

За счет федерального бюджета преобретены медикаменты на сумму 31 128,2 тысяч рублей.

Средства в размере 5802,10 тыс. рублей выделены на софинансирование мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечения больных туберкулёзом, а также профилактических мероприятий в рамках соглашения от 30.10.2013 № 506/Т-2013-1181 «О предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечения больных туберкулёзом, а также профилактических мероприятий». Недофинансирование мероприятия составляет 1209,8 тыс.рублей.

На территории Ульяновской области действует комплексная целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Ульяновской области» на 2011-2013 годы (утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 11 июля 2011 года № 32/500-пр). Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных исполнителям Программы в областном бюджете Ульяновской области.

Мероприятия вышеназванной программы продлены и включены в программу «Развитие здравоохранения Ульяновской области 2013-2020 годы разработана, согласована в Министерстве здравоохранения Российской Федерации и утверждена распоряжением Правительства Ульяновской.

9. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В консолидированный бюджет Ульяновской области в 2013 году поступило налоговых и неналоговых доходов в общей сумме 31 694,4 млн. рублей, что на 1 343,2 млн. рублей или на 4,4 процента превышает фактические поступления за 2012 год. Выполнение плановых назначений (с учётом принятых дополнительных обязательств) составило 98,9 процента. При этом к первоначально утверждённому плану на 2013 год исполнение составило 104,0 процента.

Наибольшая доля доходов консолидированного бюджета области сформирована за счёт поступлений следующих отраслей:

- обрабатывающие производства – 9 506,2 млн. рублей или
34,3 процента общих поступлений;

- бюджетная сфера – 4 549,7 млн. рублей или 16,4 процента;

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий – 3 415,1 млн. рублей или 12,3 процента.

Также названные отрасли обеспечили основной рост поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области в 2013 году:

- обрабатывающие производства на 585,9 млн. рублей или на
6,6 процента;

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий – на 357,8 млн. рублей или на 11,7 процента;

 - бюджетная сфера – на 139,4 млн. рублей или на 103,2 процента.

К уровню 2008 года налоговые и неналоговые доходы выросли в
1,6 раза или на 11 747,3 млн. рублей.

При этом, в консолидированные бюджеты муниципальных образований области в 2013 году поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме         8 212,9 млн. рублей или 103,4 процента к плану. Плановые назначения всеми муниципальными образованиями области выполнены, за исключением Николаевского района (99,7 процента или 0,2 млн. рублей). Общий объём доходов областного бюджета Ульяновской области за 2013 год сложился чуть ниже уточнённых плановых показателей и составил 33 334,9 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом объём доходов областного бюджета увеличился на 7 127,7 млн. рублей или на 27,2 процента.

Плановые назначения на 2014 год по налоговым и неналоговым доходам запланированы в сумме 30553,8 млн. рублей или на 1140,7 млн. рублей и на 3,6% меньше фактических показателей 2013 года. Снижение поступлений прогнозируется по акцизам на 24,5% или на 1115,0 млн. рублей, единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности на 12,1% или на 70,7 млн. рублей, налогу на имущество организаций на 10,8% или на 238,4 млн. рублей и неналоговым доходам на 29,3% или на 746,5 млн. рублей.

В связи с введением ограничений на продажу алкогольной продукции через нестационарные торговые точки привело к снижению объёмов производства пива в области. В 2013 году темп производства пива в области составил 65,3 процента, в связи с этим, плановые назначения на 2014 год снижаются.

У предпринимателей уплачивающих единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности  с 01.01.2013 появилась возможность перехода в течение года на другие специальные налоговые режимы, что повлекло к уменьшению поступлений в 2013 году и снижению прогнозируемых доходов на 2014 год.

Снижение поступлений по налогу на имущество организаций обусловлено тем, что с 01.01.2013 восстановлена налоговая льгота по данному налогу для организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Ульяновской области, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также созданных ими учреждений, в 1 квартале 2013 года поступили платежи за 4 квартал 2012 года от вышеназванной категории налогоплательщиков, в 2014 году поступлений уже не будет, в  связи с этим, снижаются прогнозные показатели на 2014 год.

В 2014 году  снижение неналоговых доходов прогнозируется в основном по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и доходам от продажи материальных и нематериальных активов.