Итоги работы по развитию института оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области за 2020 год

В 2020 году на территории Ульяновской области была проведена следующая работа по развитию и совершенствованию механизма оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ).

I.  Совершенствование нормативной правовой базы в сфере оценки регулирующего воздействия (регуляторной политике)

 

В связи с передачей полномочий по оценке регулирующего воздействия (включая экспертизу и оценку фактического воздействия) управлению контроля (надзора) и регуляторной политике администрации Губернатора Ульяновской области приняты следующие нормативные правовые акты Ульяновской области:

1) постановление Правительства Ульяновской области от 04.02.2020 № 38-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», предусматривающий внесение изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области:

- постановление Правительства Ульяновской области от 17.04.2013 № 136-П «О проведении экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- постановление Правительства Ульяновской области от 16.12.2013 № 607-П «Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных постановлений (отдельного положения постановления) Правительства Ульяновской области»;

- постановление Правительства Ульяновской области от 29.05.2015 № 233-П «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

2) Указ Губернатора Ульяновской области от 04.02.2020 № 6 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области», предусматривающий внесение изменений в следующие нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области:

- постановление Губернатора Ульяновской области от 17.12.2013 № 219 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области»;

- постановление Губернатора Ульяновской области от 18.12.2013 № 220 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- постановление Губернатора Ульяновской области от 29.05.2015 № 117 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- указ Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 № 43 «О Совете по регуляторной политике Ульяновской области».

В целях совершенствования деятельности Совета по регуляторной политике Ульяновской области и реализации механизма «регуляторной гильотины» были приняты следующие нормативные (правовые) акты Ульяновской области:

- распоряжение Губернатора Ульяновской области от 14.02.2020 № 120-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 № 367-р», предусматривающий актуализацию состава членов Совета по регуляторной политике Ульяновской области и отраслевых рабочих групп;

- распоряжение Губернатора Ульяновской области от 15.09.2020 № 1042-р «О внесении изменений в отдельные распоряжения Губернатора Ульяновской области», предусматривающий актуализацию состава членов Совета по регуляторной политике Ульяновской области и переформатирование деятельности комиссии и рабочих групп при Совете по регуляторной политике Ульяновской области, в целях реализации механизма «регуляторной гильотины»;

- указ Губернатора Ульяновской области от 20.10.2020 № 161 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 №43», предусматривающий расширение возможности создания при Совете по регуляторной политике Ульяновской области помимо отраслевых рабочих групп специальных комиссий, осуществляющих координацию их (рабочих групп) деятельности.

 

II. Практическая деятельность по оценке регулирующего воздействия, экспертизе и оценке фактического воздействия

 

1. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.

За отчётный период Управлением контроля (надзора) и регуляторной политики Ульяновской области подготовлено 86 заключений об ОРВ:

– 82 заключения получили положительную оценку (95,3%),

– 4 заключения – отрицательную оценку (4,7%). 

Для сравнения: за аналогичный период 2019 года было подготовлено также 86 заключений, из них 4 – отрицательных (4,7%).

Наибольшее количество проектов региональных нормативных правовых актов, прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия, разработано Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (23 проекта), Министерством транспорта Ульяновской области (14 проектов) и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (11 проектов).

Проекты актов, получившие по итогам проведения оценки регулирующего воздействия отрицательные заключение, доработаны с учётом выявленных замечаний, предложений и рекомендаций.

 

Структура подготовленных заключений об ОРВ в зависимости от разработчика акта


 

Примером отрицательного заключения об ОРВ является проект Закона Ульяновской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» (далее – проект акта).

Проектом акта предусматривалось внесение изменений в Закон Ульяновской области от 28.02.2011 № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях» (далее - Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях) в части установления административной ответственности за следующие правонарушения:

- неуплата за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах) влечёт наложение административного штрафа в размере 2 500 рублей;

- непредоставление гражданину возможности безналичной оплаты проезда влечёт наложение административного штрафа на водителя или иное лицо, ответственное за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда, в размере 500 рублей;

- неправомерное использование документов для проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 1 500 рублей;

- нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 70 000 до 100 000 рублей;

- осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам с нарушением требований к исправной работе установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 2 000 рублей.

Также проектом акта предусматривалось внесение изменения в статью 2 Закона Ульяновской области от 28.02.2011 № 18-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях» в части расширения полномочий должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области по составлению протоколов об административных правонарушениях.

В Кодексе Ульяновской области об административных правонарушениях отсутствуют специальные нормы, регламентирующие административную ответственность за ряд вышеуказанных правонарушений. По мнению разработчика акта, отсутствие административной ответственности за несоблюдение указанных требований способствует снижению уровня безопасности перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом, а также правил использования муниципальной парковки.

По итогам мониторинга регионального законодательства в сфере установления административной ответственности за несоблюдение обязательных требований организации перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и использования муниципальной парковки, установлено, что в ряде субъектов Российской Федерации приняты схожие нормативные правовые акты. Отмечено, что размеры административного штрафа за нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств и штрафа за неуплату за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах) значительно ниже, чем предусмотрено в соответствии с проектом акта. Также в рассмотренных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации не выявлено установление административной ответственности за непредоставление гражданину возможности безналичной оплаты проезда.

В целом принятие проекта акта направлено на повышение качества и безопасности транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Ульяновской области. Вместе с тем, обозначено ряд замечаний и предложений по проекту акта:

1) В соответствии с проектом акта нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области влечёт наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;

на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 70 000 до 100 000 рублей.

При этом с учётом характера совершённого данного правонарушения, не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (отсутствие угрозы жизни и здоровью людей), целесообразно данное правонарушение рассматривать как малозначительное и установить за впервые совершённое правонарушение вид наказания, альтернативный административному штрафу в виде предупреждения. Кроме того, с учётом вышесказанного, результатов мониторинга регионального законодательства и публичных обсуждений, предложено пересмотреть размеры административных штрафов в сторону их уменьшения.

2) В соответствии с пунктом 2 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 27.10.2016 № 756-р «Об отдельных мерах совершенствования процессов государственного управления в сфере развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» для проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, устанавливающих ответственность за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, должны предусматривать в проектах данных актов переходные положения. Кроме того, учитывая складывающуюся ситуацию с распространением короновирусной инфекции (COVID-19) необходимо установить срок переходного периода продолжительностью не менее 6 месяцев до вступления закона в силу.

В рамках публичных обсуждений получена позиция о необходимости существенной доработки проекта акта.

Таким образом, в заключении об ОРВ был сделан вывод, что проект акта содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности. Разработчику акта указано на необходимость устранения указанных замечаний, в том числе полученных в рамках публичных обсуждений.

 

2. Проведение экспертизы и оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов Ульяновской области.

Согласно плану проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, на I полугодие 2020 года проведена экспертиза постановления Правительства Ульяновской области от 16.05.2019 № 222-П «О предоставлении в 2019 году газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам» (далее – акт). 

Рассмотренный акт устанавливает порядок предоставления в 2019 году газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам.

Объём субсидий определяется как разница между объёмом доходов, полученных газораспределительной организацией, индивидуальным предпринимателем в отчётном периоде от реализации населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам, и объёмом затрат, связанных с такой реализацией.

Объём возмещённых недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам из областного бюджета Ульяновской области в 2019 году составил 10 639,02 тыс. руб.

Отмечено о достижении заявленных целей правового регулирования  в части компенсации недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам, что свидетельствует об определённой степени эффективности рассматриваемого правового регулирования.

По итогам экспертизы, в заключении сделан вывод, что рассматриваемое правовое регулирование не содержит положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также способствующих возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Ульяновской области.

Согласно плану проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, на II полугодие 2020 года проведена экспертиза постановления Правительства Ульяновской области от 12.10.2009 № 352-П «Об утверждении отдельных порядков по вопросам приватизации государственного имущества Ульяновской области» (далее – акт).

Рассмотренным актом утверждены:

1) Порядок подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Ульяновской области;

2) Порядок подведения итогов продажи государственного имущества Ульяновской области без объявления цены;

3) Порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного имущества Ульяновской области по итогам продажи без объявления цены;

4) Порядок оплаты имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, приобретаемого в порядке приватизации;

5) Порядок разработки и утверждения условий конкурса при приватизации;

6) Порядок контроля за исполнением условий конкурса при приватизации и подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий.

В целом, рассмотренный акт направлен на регулирование отдельных вопросов в сфере приватизации государственного имущества Ульяновской области.

Согласно представленным данным Министерством экономического развития и промышленности Ульяновской области в период 2018 – 2020 годы конкурсы по приватизации государственного имущества Ульяновской области не проводились, следовательно, средства за счёт продажи имущества по результатам конкурса в областной бюджет Ульяновской области не поступали. В 2018 году был заключен один договор купли-продажи государственного имущества Ульяновской области по итогам продажи без объявления цены на сумму 0,5 тыс. рублей, в 2020 году – 11 договоров на сумму 508,4 тыс. рублей. Таким образом, за исследуемый период в областной бюджет Ульяновской области за счёт продажи государственного имущества Ульяновской области без объявления цены поступили средства в размере 508,9 тыс. рублей.

Рассмотренный акт не вводит дополнительных требований и обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также не содержит избыточные полномочия Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области при проведении контрольных мероприятий, определении условий конкурса и выполнении иных установленных обязательных процедур.

По итогам экспертизы, в заключении сделан вывод, что рассматриваемое правовое регулирование не содержит положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также способствующих возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Ульяновской области.

Согласно плану проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности,  на I полугодие 2020 года проведена оценка фактического воздействия постановления Правительства Ульяновской области от 11.04.2018 № 164-П «О реализации отдельных положений Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по обеспечению устойчивого развития технопарков, находящихся на территории Ульяновской области» (далее – акт).

Рассмотренным актом утверждены:

- Положение о порядке заключения исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере формирования и ведения реестра технопарков и реестра резидентов технопарков, находящихся на территории Ульяновской области, соглашения с управляющей компанией технопарка о его развитии;

- Положение о порядке формирования и ведения реестра технопарков, находящихся на территории Ульяновской области;

- Положение о порядке формирования и ведения реестра резидентов технопарков, находящихся на территории Ульяновской области.

В связи с тем, что на территории Ульяновской области по итогам 2019 года отсутствуют технопарки соответствующие критериям, определённым Законом Ульяновской области от 27.10.2017 № 125-ЗО «О некоторых мерах по обеспечению устойчивого развития технопарков, находящихся на территории Ульяновской области», оценить влияние данного акта на ведение инвестиционной и инновационной деятельности в полном объёме не представляется возможным.

По итогам оценки фактического воздействия, в заключении сделан вывод, что заявленные цели регулирования достигаются не в полном объёме, отрицательных последствий принятия акта не выявлено.

Согласно плану проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности,  на II полугодие 2020 года проведена оценка фактического воздействия закона Ульяновской области от 23.12.2019 № 152-ЗО «О некоторых требованиях к платным парковкам на территории Ульяновской области» (далее – акт).

Акт разработан в соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и устанавливает следующее:

1) запретить на территории Ульяновской области платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной системы здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов;

2) установить, что на территории Ульяновской области платные парковки, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используются бесплатно в субботу и воскресенье, а также в нерабочие праздничные дни, установленные статьёй 112 Трудового кодекса Российской Федерации, и в дни, на которые перенесены выходные дни в соответствии со статьёй 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

В целом, принятие акта было направлено на регулирование общественных отношений в сфере организации платных парковок Ульяновской области.

Основными проблемами, на решение которых было направлено принятие акта, по мнению разработчика акта, являлось:

- развитие «теневого сектора» экономики в части организации платных парковок;

- отсутствие единого парковочного пространства на территории региона;

- финансовая нагрузка на граждан, посещающих социально значимые объекты в Ульяновской области.

По информации Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области после принятия акта и вступления его в законную силу в адрес Уполномоченного поступило 13 обращений субъектов предпринимательской деятельности в части ухудшения условий для ведения предпринимательской деятельности. Однако в рамках проведения публичных обсуждений по рассматриваемому акту замечаний и предложений по совершенствованию анализируемого правового регулирования в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области и управление контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области не поступало.

Вместе с тем, по информации Администрации города Ульяновска, в адрес Главы города Ульяновска и соответствующих структурных подразделений администрации города Ульяновска обращений от субъектов предпринимательской деятельности, связанных с реализацией положений рассматриваемого акта за истёкший период 2020 года не поступало.

При этом в 2019 году было зарегистрировано 84 жалобы граждан на деятельность парковок и 67 жалоб – за истёкший период 2020 года.

По информации города Ульяновска, в 2019 году было выявлено 86 парковок, из которых все 86 являлись незаконными, впоследствии 20 парковок ликвидировано.

За истёкший период 2020 года специалистами администрации города Ульяновска выявлено 20 незаконных парковок. При этом по состоянию на 18.11.2020 года в реестре парковок находится 71 парковка.

Таким образом, проведённый мониторинг реализации положений рассматриваемого акта позволяет сделать вывод о подтверждении наличия проблемы с парковками, а также эффективности выбранного способа регулирования – количество незаконных парковок снижается за счёт их с одной стороны – ликвидации, с другой – легализации. В целом, можно отметить, что дальнейшая реализация акта будет способствовать достижению заявленных целей правового регулирования.

По итогам оценки фактического воздействия, в заключении сделан вывод, что в целом заявленные цели правового регулирования достигаются, отрицательных последствий принятия акта не выявлено. 

 

III. Основные (наиболее значимые) мероприятия, направленные на формирование эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных кругов и населения Ульяновской области о процедуре оценки регулирующего воздействия, а также взаимодействие с федеральным центром

 

23 января 2020 года проведено заседание Совета по регуляторной политике Ульяновской области. 

В рамках заседания Совета по регуляторной политике Ульяновской области были подведены итоги развития оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области за 2019 год, представлены результаты рейтинга качества проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации по итогам 2019 года, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации, а также рассмотрены основные задачи в сфере ОРВ на 2020 год.

В заседании Совета приняли участие субъекты представители бизнеса и их общественных объединений, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области, а также представители научного сообщества.

2 декабря 2020 года состоялось заседание комиссии по реализации механизма «регуляторной гильотины» и повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности Совета по регуляторной политике Ульяновской области.

В рамках заседания комиссии были подведены итоги деятельности отраслевых рабочих групп при Совете по регуляторной политике Ульяновской области в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» и сформированы предложения по внесению изменений в Сводный перечень нормативных правовых актов Ульяновской области, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), подлежащих признанию утратившими силу с 1 марта 2021 года.

16 декабря 2020 года проведена серия обучающих онлайн-лекций в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Развитие института оценки регулирующего воздействия в сфере государственного и муниципального управления» на базе ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Ульяновский филиал.

В рамках обучения был рассмотрен зарубежный опыт внедрения и реализации механизма ОРВ, основные этапы проведения ОРВ и экспертизы (оценки фактического воздействия) на федеральном и региональном уровне, особенности и проблемы организации публичных обсуждений, а также нормативная правовая база в сфере ОРВ на федеральном уровне и Ульяновской области.

24 декабря 2020 года сотрудники Управления контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области приняли участие в заседании круглого стола, посвящённого развитию институтов регуляторной политики и подведению итогов работы субъектов Российской Федерации в области ОРВ в 2020 году, организованного Минэкономразвития России в режиме видеоконференцсвязи.

По итогам 2020 года Минэкономразвития России было принято решение не проводить ранжирование субъектов Российской Федерации по местам. Вместо этого были сформированы 5 групп по качеству проведения ОРВ:

– высший уровень;

– хороший уровень;

– средний уровень;

– удовлетворительный уровень;

– неудовлетворительный уровень.

В группу «высший уровень» вошли 8 регионов: Белгородская область, Республика Башкортостан, Краснодарский край, Новосибирская область, Костромская область, Липецкая область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

В группу «хороший уровень» вошёл 21 регион, включая Ульяновскую область.

Кроме того, в течение 2020 года было организовано участие в проведении публичных консультаций по 5 проектам федеральных нормативных правовых актов.

Сводная позиция Ульяновской области по результатам проведения дополнительных публичных обсуждений по проектам федеральных нормативных актов была направлена в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и органа – разработчика акта.

Также на постоянной основе осуществлялось консультирование сотрудников исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области по вопросам проведения процедуры ОРВ и экспертизы. На систематической основе ведётся работа по наполнению раздела, посвящённого Ульяновской области, на информационном портале по оценке регулирующего воздействия (orv.gov.ru) новостями, анонсами предстоящих мероприятий, лучшими практиками в сфере ОРВ и экспертизы.

 

IV. Развитие института ОРВ на муниципальном уровне

 

В настоящее время во всех муниципальных образованиях Ульяновской области на официальных сайтах администраций МО размещены в специализированном разделе нормативные правовые акты, регламентирующие проведение ОРВ и экспертизы на местном уровне, типовые формы документов, а также планы проведения экспертизы и иные информационные материалы по вопросам реализации механизма ОРВ.

По итогам 2020 года на уровне муниципальных образований Ульяновской области проведена оценка 76 проектов муниципальных НПА, по результатам которой подготовлены 74 положительных заключения (97,4% от общего количества подготовленных заключений) и 2 отрицательных заключения (2,6%).

Среднее количество поступивших отзывов от потенциальных адресатов правового регулирования и иных заинтересованных лиц в рамках проведения публичных обсуждений по проектам муниципальных НПА составило 4 отзыва.

Также в 2020 году проведена экспертиза 79 муниципальных нормативных правовых актов, по результатам которой подготовлено 72 положительных и 5 отрицательных заключений (91,1% и 8,9% от общего количества подготовленных заключений соответственно).

При этом среднее количество поступивших отзывов от участников публичных обсуждений в отношении действующих муниципальных НПА составило 4 отзыва.

Начиная с 2015 года, проводится рейтингование органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по оценке качества внедрения и развития механизмов оценки регулирующего воздействия.

Подведение итогов организации и проведения процедуры ОРВ в органах местного самоуправления проходит в соответствии с Методикой оценки качества внедрения и развития механизмов оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 22.12.2016 № 707-пр.

Система используемых при этом показателей характеризует различные аспекты развития механизмов ОРВ и экспертизы на муниципальном уровне и позволяет осуществить объективную оценку каждого муниципального образования Ульяновской области.

Максимальная возможная сумма баллов по всем показателям оценки составляет 100 баллов. В зависимости от набранных баллов ранжирование муниципальных образований Ульяновской области производилось
по 4 группам:

«Высший уровень» (от 81 до 100 баллов),

«Хороший уровень» (от 61 до 80 балов),

«Удовлетворительный» (от 41 до 60 баллов),

«Неудовлетворительный уровень» (менее 41 балла).

По итогам работы за 2020 год набрать более 80 баллов удалось муниципальному образованию «Инзенский район», ставшему лидером рейтинга.

За отчётный период 6 муниципальных образований смогли войти в группу «хороший уровень» развития ОРВ, в 2019 году таких муниципальных образований было 7, количество муниципальных образований, отнесённых к «удовлетворительному уровню» развития ОРВ в 2020 году составило 15, при этом за отчётный период 2 муниципальных образования Ульяновской области попали в группу «неудовлетворительный уровень» развития ОРВ.

Необходимо отметить значительный рост в количестве набранных баллов по сравнению с предыдущим годом в г. Ульяновске, Новомалыклинском районе, Инзенском районе и Тереньгульском районе. При этом Кузоватовский район находится в пограничной зоне между «Хороший уровень» и «Удовлетворительный уровень».

При подведении итогов особое внимание уделялось как количественным показателям, характеризующим число подготовленных заключений так и показателям, характеризующим качество проведённой оценки регулирующего воздействия и экспертизы.

Так город Ульяновск подготовил наибольшее количество заключений по результатам проведения ОРВ – 23 заключения. Инзенский район активно применяет количественные методы оценки. При этом альтернативные варианты решения проблемы в заключениях муниципальных образований практически не предлагаются.

Исходя из суммарного количества набранных баллов, распределение муниципальных образований по группам произошло следующим образом:

Рейтинг
муниципальных образований Ульяновской области
по уровню развития ОРВ за 2020 год

 

Место

Муниципальные
образования

Итоговый балл

(изменение баллов
 по сравнению с
2019 годом)
 

Группа

1

Инзенский район 

82 (+10) 

Высший уровень

2

город Ульяновск

74 (+20)

Хороший уровень

Новомалыклинский район

74 (+12)

3

Барышский район

70 (+8)

4

Базарносызганский район

66 (+8)

Сурский район

66 (-4)

5

город Димитровград

64 (-14)

6

Кузоватовский район

60 (+4)

Удовлетворительный уровень

7

Сенгилеевский район

58 (+2)

Старокулаткинский район

58 (-8)

8

Чердаклинский район

56 (0)

Майнский район

56 (-4)

Мелекесский район

56 (-12)

9

Тереньгульский район

54 (+10)

Николаевский район

54 (-2)

Павловский район

54 (-2)

Радищевский район

54 (-2)

10

Вешкаймский район

50 (0)

Цильнинский район

50 (-2)

11

Карсунский район

48 (-6)

12

Новоспасский район

42 (-2)

город Новоульяновск

42 (-2)

13

Ульяновский район

34 (-10)

Неудовлетворительный уровень

14

Старомайнский район

32 (-24)