Тезисы выступления Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Уба Е.В. «Об итогах реализации социальной инициативы за 2017-2020 г.г.»

18.07.2020

В настоящее время перед Советом, перед всеми нами стоит очень сложная и одновременно, очень интересная задача – перезапустить в Ульяновской области региональную социальную инициативу.

Несколько слов о региональной социальной инициативе. Что это такое? Какова ее цель и место в процессе перехода Ульяновской области к новому качественному состоянию?

Региональная социальная инициатива - это комплекс приоритетных управленческих действий или шагов, направленных на обеспечение высокого качества жизни на территории Ульяновской области, внедрение современных стандартов услуг в социальной сфере, смягчения влияния экономического и демографического кризисов.

Социальная инициатива охватит все сферы социальных отношений, а главное, в ней заключается огромный гуманистический заряд, направленностью на достижение общественных благ и интересов граждан. Разработка и реализация социально-гуманистической инициативы – это задачи уже другого порядка, более тонкие, требующие, системного, многомерного видения того, как развивать человеческий потенциал в Ульяновской области.

Задачи повышения эффективности социальной политики, обеспечивающей социальный консенсус по ключевым вопросам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, становятся приоритетными для Ульяновской области на ближайшие пять лет.

Как готовилась региональная социальная инициатива? Движение шло от формулировки цели – повышение качества жизни в Ульяновской области к определению приоритетных направлений. Региональная социальная инициатива представляет собой специальную программу действий, которая призвана:

- обеспечить позитивную трансформацию социальной сферы к новой модели, в основе которой лежит понимание человеческого капитала как фактора социально-экономического развития;

- достичь значительных изменений по отдельным, наиболее критичным направлениям развития социальной сферы;

- объединить усилия общества, бизнеса и власти для формирования согласованного ответа на демографический, бюджетный и социальный вызовы.

На сегодняшний день существует концепция региональной социальной инициативы, которая описана в 12 шагах. В нее вошли также такие шаги, как создание областного реестра и картирование социальных дефицитов, создание регионального Фонда целевого капитала с целью привлечения частных инвестиций в решение социальных проблем, внедрение и развитие социального партнёрства, создание современных Центров занятости, развитие трудовой мобильности различных социальных групп, поддержка креативных индустрий, стандартизация социальных услуг и сервисов, формирование комфортной, доброжелательной к человеку среды в учреждениях социальной сферы, внедрение менеджмента качества в социальной сфере, развитие социального предпринимательства и социальной инклюзии, а также проведение недели социальных инициатив.

 «Развитие социального предпринимательства»

Социальная предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества в настоящее время особенно актуальна в сфере образования.

На 2020 год сформирован актуальный перечень видов поддержки социального предпринимательства в Российской Федерации, согласно которому реализуются меры поддержки в субъектах РФ.

В сфере образования предусмотрена поддержка частных общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций в рамках пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сфера организации отдыха и оздоровления детей

На сегодняшний день существует большое разнообразие детских лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу и организационной структуре. Самой востребованной формой досуговой деятельности является загородный летний отдых, потребность в котором растёт с каждым днём. 

Поэтому сегодня вновь назревает необходимость дальнейшего развития инфраструктуры загородных оздоровительных лагерей, их материально-технической базы. Без привлечения негосударственного сектора и его инвестиций в сферу отдыха и оздоровления детей сделать сегодня это невозможно. Поэтому региональная власть всячески заинтересована в развитии и поддержке негосударственного сектора в этой сфере.

Возмещение частичной стоимости путёвки из средств областного бюджета Ульяновской области осуществляется и направляется непосредственно в организации отдыха и оздоровления детей вне зависимости от формы собственности. Из средств областного бюджета Ульяновской области в 2019 году в загородные оздоровительные лагеря было перечислено около 200 миллионов рублей, из них 147,3 млн. рублей в негосударственные организации, что составило 63% от общей суммы затрат на отдых детей в загородных оздоровительных лагерях, количество отдохнувших в них детей – 9809 детей.

В 2018 году из средств областного бюджета Ульяновской области на возмещение частичной стоимости путёвки в негосударственные загородные оздоровительные лагеря было перечислено 125 млн. рублей (в 2017 году - 111,9 миллионов рублей). Количество отдохнувших в них детей - 11544 (61% от общего количества отдохнувших детей в загородных лагерях).

В настоящее время из 31 загородного оздоровительных лагеря, действующего на территории региона, – 14 негосударственной формы собственности, практически половина лагерей.

Большая часть средств на развитие инфраструктуры лагеря, развитие материально-технической базы выделяется именно негосударственными организациями. Так, Региональным культурно-образовательным центром «Smart» приведена в нормативное состояние частная база отдыха «Строитель», которая взята в долгосрочную аренду, и открыт новый частный детского образовательный лагерь «Смарт» с проектной мощностью 160 человек.

В других детских лагерях строятся на территории новые объекты, площадки, модернизируются жилые корпуса, увеличивается проектная мощность стационарных лагерей.

В текущем году построен новый современный корпус на 40 мест в частном оздоровительном лагере «Хоббит». Сегодня по поручению Губернатора Ульяновской области разрабатывается программа по модернизации стационарных детских лагерей на территории региона с возмещением 50% расходов на развитие инфраструктуры лагеря.

Негосударственный сектор привлекается и для развития содержательной деятельности, совершенствования тематического контента в организациях отдыха и оздоровления детей, в рамках которого реализуется тематическое партнёрство. Так, в муниципальном детском оздоровительно-образовательном центре им. В.Деева используются следующие механизмы тематического партнёрства: ДООЦ им. В.Деева предоставляет базу и обеспечивают условия для безопасности жизни и здоровья детей, а тематические партнёры АНО «Симбирский ресурсный центр», АНО «Центр развивающего отдыха и оздоровления», ЧУ ОДО «Школа Лайт» в соответствии с договором о сотрудничестве реализуют профильные и тематические смены в лагере.

Мы и впредь будем продолжать работу по привлечению негосударственного сектора в эту сферу. Для этого необходимо:

проведение Министерством образования и науки Ульяновской области регулярного анализа рынка услуг детского отдыха, определение неэффективно действующих организаций и заброшенных объектов детского отдыха на территории региона и внедрение механизма концессионных соглашений на передачу неэффективных объектов в управление негосударственным организациям;

введение органами местного самоуправления льготных режимов налогообложения, оформления земельных отношений, льгот по тарифам на потребление энергоресурсов, водоснабжения как для государственных и муниципальных, так и для негосударственных организаций отдыха детей и их оздоровления;

активизация государственно-муниципальной системы детского отдыха как базы для организационной, методической и общественной поддержки частных инициатив на принципах государственно-частного партнёрства.

 

Взаимодействие Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с субъектами малого и среднего предпринимательства, некоммерческими организациями в сфере предоставления услуг по социальному обслуживанию начато с 2015 года.

В Ульяновской области сформирован и утверждён Реестр поставщиков социальных услуг, в который могут войти негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, в том числе индивидуальные предприниматели. Ежегодно растет число некоммерческих организаций, желающих предоставлять социальные услуги гражданам, особенно в полустационарной форме социального обслуживания.

По состоянию на 01.01.2017 года в Реестре поставщиков числилось 3 негосударственных поставщика социальных услуг, что составляло 10% от общей численности поставщиков социальных услуг, по состоянию на 01.07.2020 в Реестре поставщиков социальных услуг – 19 негосударственных организаций, что составляет 40% от общей численности поставщиков социальных услуг.

Ежегодно растет число негосударственных организаций и число граждан, получающих услуги в данных организациях: в 2017 году – 460 человек, что составляет 7,9% от общего количества получателей услуг во всех организациях социального обслуживания; в 2018 году – 1153 человек, что составляет 8,3% от общего количества получателей услуг во всех организациях социального обслуживания; в 2019 году – 2916 человек, что составляет 17,0% от общего количества получателей услуг во всех организациях социального обслуживания, за 1 полугодие в 2020 году - 3281 человек, что составляет 24,2% от общего количества получателей услуг во всех организациях социального обслуживания.

В развитии негосударственного сектора социальной политики предусмотрено несколько шагов, один из которых «Развитие социального предпринимательства», которое по отрасли здравоохранения представлено следующими позициями.

Профилактика заболеваний

В 2018 году ГУЗ «Центр медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни» заключило соглашение о сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией содействия здоровому образу жизни «Центр охраны здоровья».

Центр охраны здоровья вошел в число 32 СО НКО, прошедших отбор первого этапа конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций на предоставление субсидий в 2019 году с проектом «Единая школа пациентов», получив на его реализацию субсидию в размере 197843 рублей.(конкурс проводится ежегодно в целях реализации государственной программы «Гражданское общество и государственная национальная политика в Ульяновской области на 2014-2021 годы»)

Еще одним победителем в направлении «пропаганда здорового образа жизни» стала Ассоциация «Союз автошкол и транспортных организаций Ульяновской области» с проектом Открытые уроки «Алкоголь и вождение несовместимы!».

В рамках реализации регионального проекта «Укрепление общественного здоровья» в 2019 году ГУЗ «Центр медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни» заключил соглашение о сотрудничестве с Фондом по борьбе с инсультом «ОРБИ» (Фонд «ОРБИ»- первый профильный фонд, который занимается проблемой инсульта в России), победителем Фонда Президентских грантов. В рамках данного соглашения в 2019 году в Ульяновской области реализована программа по формированию приверженности здоровому образу жизни с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений «Вместе против инсульта!».

Информация о реализованных в 2019 году совместных проектах с автономной некоммерческой организацией содействия здоровому образу жизни «Центр охраны здоровья» и Фондом по борьбе с инсультом «ОРБИ» на территории Ульяновской области вошла в отчет по реализации регионального проекта «Укрепление общественного здоровья» в системе электронный бюджет.

Мотивация граждан к ведению здорового образа жизни

 Разработан и реализуется региональный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»

В рамках формирования системного подхода большое внимание в уделяется модельным корпоративным программам по укреплению здоровья работающих, реализуется проект «Здоровое предприятие»

ГУЗ «Центр медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни» проводится активная информационно-коммуникационная кампания, в том числе с привлечением различных предприятий , организаций и ведомств. Так, в частности, в рамках Всемирного дня щитовидной железы совместно с ООО «Ульяновскхлебпром» в социальных сетях была организована онлайн-викторина по повышению информированности населения о йододефицитных заболеваниях, их последствиях и мерах профилактики «Соль+йод: IQ сбережёт».

Услуги паллиативной медицинской помощи

Паллиативная медицинская помощь — комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.

Паллиативная помощь состоит из двух компонентов:

- облегчение состояния больного и создание комфортных условий на протяжении всего периода болезни (наряду с радикальным лечением);
 - медицинская помощь в последние месяцы, дни и часы жизни.

Существуют различные виды паллиативной помощи, которые могут быть оказаны вне государственного сектора медицины, например помощь выходного дня, которая оказывается в выделенные для этого дни, чтобы родственники, которые постоянно заняты уходом за больным, могли отдохнуть, наличие специализированных учреждений для проживания больных, обеспечивающие должный уход за ними. Для оказания такой помощи не нужна лицензия на оказание медицинских услуг, по сути, она представляет собой набор социальных и уходовых услуг.

В России существуют такие виды НКО как мобильная служба паллиативной помощи детям: медико-социальные службы, команды врачей, психологов, медицинских сестер, социальных работников и волонтеров, которые оказывают паллиативную помощь детям на дому. Это одна из самых востребованных и оптимальных моделей, потому что она позволяет выписывать ребенка из стационара и обеспечивать ему более высокое качество жизни с минимальными затратами. В настоящее время в Ульянвокой области данный вид услуг не развит.

 

Пропаганда донорства

Развитием донорского движения в Ульяновской области активно занимаются сотрудники ГУЗ Ульяновская областная станция переливания крови (группы в социальных сетях для потенциальных и активных доноров крови и ее компонентов:​ https://vk.com/uldonor​ (4400 подписчиков);​ https://www.instagram.com/donor73/​ (2200 подписчиков), открытые уроки по донорству в школах, университетах, информационные кампании, донорские выездные акции на крупные предприятия) с
привлечением движения «Волонтеры-медики». Волонтёры занимаются развитием и популяризацией кадрового донорства крови, созданием сообщества активных волонтеров-доноров,​привлечением внимания общественности к данной проблеме.
 Благотворительный фонд «Садака» – некоммерческая организация, тесно взаимодействует с ГУЗ УОСПК. Благотворительный фонд помогает в пропаганде донорского движения и спонсорской помощью.

 

 «ЭФФЕКТИВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ»

О реализации проектов совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

В 2018-2019 годах Министерством образования и науки Ульяновской области осуществлялась работа по апробации стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов» в Ульяновской области, инициатором которой являлось Агентство стратегических инициатив (АСИ).

Инициатива направлена на школьников от 14 до 17 лет, ориентированных на развитие своих регионов, их обучение и профессиональное сопровождение, в том числе с использованием института наставничества.

Справочно:

Апробация данной инициативы проходила в 7 субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Пермский край, Московская область, Новгородская область, Тульская область, Тюменская область и Ульяновская область). Между Ульяновской областью и АСИ было подписано соглашение в части реализации инициативы «Кадры будущего для регионов».

В Ульяновской области в инициативе приняли участие 13 проектных команд, в том числе: 156 учащихся общеобразовательных организаций из 17 муниципальных образований Ульяновской области, 11 тьюторов, 18 наставников.

В рамках реализации были проведены образовательные мероприятия для всех участников инициативы под руководством Сергея Владимировича Тетерского, директора автономной некоммерческой организации содействия воспитанию подрастающих поколений ДИМСИ, д.п.н.

Летом 2018 года прошли двухдневная «Школа тьюторов» и трехдневная «Школа для участников стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов»». В «Школе для участников стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов» приняли участие около 150 детей.

В сентябре 2018 года в рамках «Школы наставника» проведена встреча всех участников инициативы (детей, тьюторов, наставников). Всего в мероприятии приняли участие 100 человек. Результат данного этапа – формирование проектных команд.

С сентября 2018 года по февраль 2019 года реализация индивидуальных программ. В рамках реализации образовательных программ участники под руководством наставников и тьюторов получили опыт проектной деятельности (через реализацию индивидуального или группового проекта), возможность социальных и профессиональных проб, а также стажировок по темам проектной деятельности. Площадками для профессиональных проб и стажировок стали прежде всего организации и предприятия, являющиеся местом профессиональной деятельности наставников проектных команд.

Обязательным элементом индивидуальных образовательных траекторий участников инициативы стала реализация образовательной программы на цифровой платформе «Мобильное электронное образование».

В заключение реализации инициативы в июле 2019 года состоялась презентация подготовленных проектов и инициатив участников на региональных площадках, после чего в августе 2019 года представители лучших команд (5 учащихся и 1 тьютор) приняли участие в тематической смене в международном центре «Артек».

 

«ФОНДА ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА (ФЦК)»

 

         В активной фазе реализации региональной социальной инициативы находится Шаг по созданию в Ульяновской области Фонда целевого капитала (ФЦК)

         Фонд «Ульяновск – культурная столица» благодаря поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина приступил к регистрации регионального специализированного фонда управления целевым капиталом «Культурный капитал 73».

         ФЦК «Культурный капитал 73» - некоммерческая организация, создаваемая для долгосрочной финансовой поддержки деятелей культуры
и искусства, проектов и программ государственных и муниципальных учреждений культуры, представителей креативных индустрий Ульяновской области.

Учредителем ФЦК «Культурный капитал» выступает Фонд «Ульяновск – культурная столица», который с 2012 года работает в регионе как негосударственный институт развития отрасли.

         Для чего регистрируется и формируется ФЦК «Культурный капитал 73»?

Для стабильного внебюджетного финансирования инициатив деятелей культуры и искусства, смелых начинаний и творческих экспериментов креативных предпринимателей, роста и развития начинающий гениев. Одной из главных задач «Культурного капитала 73» станет объединение людей вокруг учреждений культуры Ульяновской области, желающих активно участвовать в их жизни и развитии.

Программы поддержки фонда «Культурный капитал 73»

         Грантовая программа «Культурный прорыв» (инновации в культуре) – для творческих коллективов и творческих работник за продвижение культуры Ульяновской области на Российском и мировом уровне;

         Грантовая программа «Лидеры изменений» - проекты номинантов «взорвавших» культурную среду региона;

         Стипендиальные программы поддержки деятелей культуры и искусства (одаренные ученики отраслевых учебных заведений отрасли культура; деятели культуры и искусства). Программы поддержки Фонда ежегодно будут актуализироваться. Главным критерием останется – поддержка актуальных направлений Российской и мировой культуры.

         Презентация ФЦК «Культурный капитал 73» запланирована в рамках деловой программы XМеждународного культурного форума в сентябре 2020 года.

 

 «СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И СЕРВИСОВ, СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ К ЧЕЛОВЕКУ»

 

1.      Цифровая трансформация системы образования

В условиях пандемии российская система образования столкнулась с проблемой массового перехода к организации образовательного процесса в дистанционном формате. Очевидно, что система образования не перейдет полностью в «online» режим, при этом требуется существенная цифровая трансформация системы образования.

Цифровая трансформация системы образования разворачивается по четырём направлениям – создание цифровой образовательной инфраструктуры; цифровые решения для педагогов; форматирование содержания, посредством внедрения цифровых технологий; цифровая оптимизация управленческих процессов.

1. Построение цифровой образовательной инфраструктуры образовательных организаций предполагает обновление материально-технической базы и информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций посредством:

– обеспечения к концу 2021 года образовательных организаций, реализующих программы общего образования и среднего профессионального образования, широкополосным доступом к сети интернет и гарантированным интернет-трафиком;

–приобретения компьютерного и интерактивного оборудования для 358 общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (2020 год – 101 образовательная организация, 2021 год – 126 образовательных организаций, 2022 год – 131 образовательная организация).

В 2020-2022 году в образовательные организации поступит оборудование в количестве:

358 многофункциональных устройств (МФУ);

13 604 ноутбуков (2 148 ноутбуков для управленческого персонала, 716 ноутбуков педагога, 10 740 ноутбуков мобильного класса);

716 интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением.

 

2. Цифровые решения для педагогов.

В регионе назрела потребность среди педагогов подачи заявления на аттестацию, загрузки портфолио, оценивания портфолио с применением дистанционных форм. Данная потребность активизировалась во время пандемии, когда аттестационные процедуры проводить нужно, но дистанционно.

В этих условиях была разработана, апробирована и успешно внедрена Информационная система «Региональный электронный модуль «Аттестация» на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» с целью автоматизации приёма заявлений на аттестацию педагогических работников и проведения самой процедуры аттестации. ИС реализует функцию приёма заявлений и сопутствующих документов в электронной форме от педагогических работников на проведение аттестации.

3.Форматирование содержания, посредством внедрения цифровых технологий. В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации рекомендуется развитие на региональном уровне инструментов электронного, в том числе дистанционного, образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями.

101 общеобразовательная организация подключена к системе ВКС, что позволяет проводить дистанционные, бинарные уроки, в том числе в школах, в которых отсутствуют учителя предметники посредством прямых включений и интеграции расписаний школ.

Кроме инфраструктурных компонентов при реализации дистанционного обучения нужен качественный образовательный контент. Его могут предоставить разработчики. Одним из них является «Мобильное электронное образование».

Продукт представляет собой образовательную платформу с электронным образовательным контентом, имеющим сертификацию и заключение РАО, Министерства просвещения Российской Федерации и т.д. Содержание соответствует ФГОС, современным требованиям, предъявляемым к такому виду продуктов.

Платформа содержит приложения, позволяющие вести занятия педагогам дистанционно, в том числе из дома online и offline, образовательные симуляторы, модули автоматической проверки домашнего задания, имеются модули для родителей, чаты с классным руководителем.

В настоящее время отобрано 10 пилотных школ города Ульяновска, на базе которых будет произведена апробация внедрения данного образовательного контента.

 

4. Цифровая оптимизация управленческих процессов. С целью комплексной автоматизации основных и вспомогательных образовательных процессов в образовательных организациях во исполнение ст. 98 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создан комплекс информационных систем Ульяновской области «Сетевой город. Образование», который включает в себя

АИС «Дошкольное образование»,

АИС «Общеобразовательные организации»,

АИС «Среднее профессиональное образование»,

АИС «Дополнительное образование»,

АИС «Е-услуги».

Для повышения качества управления образованием помимо существующих сервисов в ближайшее время должны появиться сервисы:

– электронной записи во все образовательные организации – прием заявлений, постановка на учет и распределение детей в образовательные организации;

– подачи заявления на апелляцию по ГИА в электронном виде;

– проектирование «мультикарты» обучающегося, обеспечивающей проход в образовательные организации и возможность ученикам совершать безналичные покупки в школьной столовой.

         Кроме применяемых услуг в сфере образования в электронной форме разработаны и утверждены следующие документы, направленные на стандартизацию в сфере образования:

Стандарт оформления общеобразовательной организации, включающий 2 блока: стандарт благоустройства территории школы и стандарт внутреннего оформления – разработан в 20218 году, доработан в 2020 году. На приведение образовательных организаций к соответствию со Стандартом направлен комплекс мер. Образовательным организациям рекомендованопридерживаться данного Стандарта при подготовке к новому учебному году.Значительная часть реализации стандарта ложится на плечи муниципальных бюджетов, однако со своей стороны регион также направляет средства областного бюджета Ульяновской области на реализацию комплекса мероприятий по модернизации системы образования муниципальных образований Ульяновской области.

 Дополнительным ориентиром при оформлении интерьера школ стало появление центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста. В 2019 году в области было открыто 29 таких центров образования цифрового и гуманитарного профилей, в 2020 планируется открыть еще 42 Точки роста, в 2021 – 75, в 2022 – 54. Всего будет открыто 200 точек, что охватит 70 % школ, расположенных в сельской местности.

Также с 2014 года мы являемся участниками федерального проекта по созданию условий для занятия физической культурой и спортом в школах, расположенных в сельской местности. В настоящее время уже проведены ремонты спортивных залов в 63 школах. В 2020 году планируется отремонтировать 6 спортзалов, в 2021 - 6, в 2022 - 6. Также будут выделены средства областного бюджета для ремонта 10 спортивных залов школ, расположенных в рабочих поселках.

Стандарт музея общеобразовательной организации (далее – Стандарт музея) разработан рабочей группой, состоящей из специалистов культуры и образования, утвержден в феврале 2020 года.

В апреле 2020 года Министерством образования и науки Ульяновской области совместно со специалистами муниципальных и государственных музеев провели мониторинг соответствия школьных музеев принятому Стандарту. Из 323 школьных музеев соответствует стандарту 126 (40 %), остальные получили рекомендации по приведению музеев к Стандарту.

Стандарт «Детский технопарк-детская молодежная академия», принят 13.03.2018 года. По данному стандарту создана и функционирует
21 детская и молодежная академия, в том числе:

- 15 –на базе вузов,

- 8 – в сетевом взаимодействии ОГБН ОО Дворец творчества детей и молодежи и колледжей Ульяновской области;

- 3 – на базе ОГБН ОО Дворец творчества детей и молодежи.

В 2019-2020 году в детских и молодежных академиях прошли обучение более 2000 обучающихся.

В 2020 году по поручению Губернатора Ульяновской области начата работа по разработке Стандарта деятельности классного руководителя. Создана рабочая группа по разработке методических рекомендаций о деятельности классных руководителей («стандарт деятельности классного руководителя»), в которую вошли представители Министерства образования и науки Ульяновской области, УлГПУ им. И.Н.Ульянова, классные руководители образовательных организаций Ульяновской области.

 

Стандарты в системе среднего профессионального образования

  1. Модель внутрифирменного обучения педагогических работников профессиональных образовательных организаций по
    профориентационной деятельности разработана Ульяновским медицинским колледжем в рамках реализации программы развития инновационных площадок на территории Ульяновской области в 2017 году, прошла экспертизу в мае 2020 года и с 01.09.2020 года будет рекомендована для внедрения в профессиональных образовательных организациях Ульяновской области.
  2. Единая региональная модель профессионального воспитания и социализации студентов СПО разрабатывается в 2020 году по итогам курсов повышения квалификации специалистов в области воспитания в системе среднего образования.
  3. Модель выпускника профессиональной образовательной организации разработана в 2015 году и утверждена концепцией воспитания в профессиональных образовательных организациях Ульяновской области, принятой на заседании Педагогической палаты Ульяновской области
    в 2016 году используется при разработке и реализации программ развития профессиональных образовательных организаций в течение 2016 - 2020.
  4.  Стандарт студенческого самоуправления в СПО разрабатывается в 2020 году при участии молодёжного правительства Ульяновской области и УООООО «Российский Союз Молодёжи».
  5. Программы профессионального обучения, адаптированные для лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость, интеллектуальные нарушения) разработаны профессиональными образовательными организациями в 2012 году по следующим компетенциям «Повар», «Маляр», «Штукатур», «Портной», «Слесарь».
  6. Концепция по брендированию мастерских по приоритетным группам компетенций, разработанная Министерством просвещения РФ (единые подходы к оформлению мастерских по приоритетным группам компетенций формируют новый облик современной системы среднего профессионального образования в регионах и служат целям публичного представления в образовательных организациях федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и Национального проекта «Образование») внедряется в профессиональных образовательных организациях Ульяновской области с 2019 года.

Самыми массовыми и многочисленными по охвату населения учреждениями культуры являются культурно-досуговые учреждения (492 ед., из них 487 – муниципальные) и библиотеки (515 ед., из них 512 - муниципальные). Для каждого из этих типов учреждений совместно с экспертным сообществом разработаны и утверждены Методические рекомендации (Модельные стандарты), внедрение которых позволяет обеспечить право жителей региона на получение услуг в сфере культуры надлежащего качества: «Доброжелательная библиотека – Ульяновский стандарт». Методические рекомендации для библиотек. (утв. Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области в 2018 году) и Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения клубного типа Ульяновской области (утв. Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области в 2019 году) (далее -Стандарты).

Внедрение Стандартов в деятельность клубных и библиотечных учреждений обеспечило создание комфортных, доступных и безопасных условий пребывания посетителей и пользователей через укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений.

 

«СОЗДАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ПРОГНОЗА РЫНКА ТРУДА И СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ»

 

Рынок труда динамично изменяется, и сейчас мы стоим на пороге решения одной проблемы – дефицита трудовых ресурсов. Мы имеем дисбаланс на рынке труда, несоответствие требований работодателей ожиданиям потенциальных работников. Более того, процессы, которые будут запущены при повышении производительности труда повлекут необратимые изменения по перетоку трудовых ресурсов, которыми мы управляем.

Выбирая между уровнем дохода в статусе безработного и трудоустройством, зачастую граждане делают выбор в пользу социальных выплат. И здесь мы сталкиваемся, наверное, с главным вызовом рынка труда – это резкое снижение мотивации на официальное трудоустройство и появления иждивенческих настроений соискателей.

Создание новой модели прогноза рынка труда и становление современных центров занятости мы осуществляем по следующим направлениям

ü    Изменение структуры службы занятости

ü    Кадровые мероприятия

ü    Изменение содержания работы службы занятости

С 2017 года идёт модернизация органов службы занятости населения. Была успешно изменена структура ОГКУ Центров занятости населения посредством сокращения численности штата и объединения в одно юридическое лицо «Кадровый центр Ульяновской области» (далее – Кадровый центр). В структуре Кадрового центра созданы «Центр кадрового обеспечения» и «Молодёжный центр трудоустройства». Оба центра оказывают спектр услуг, выходящие за рамки госуслуг.

Работа Центра обеспечения кадрами направлена на совершенствование организации взаимодействия с хозяйствующими субъектами на предмет необходимости укомплектования кадрами, в том числе активная работа по взаимодействию с организациями, реализующими инвестиционные проекты на территории региона.

Работа Молодёжного центра трудоустройства направлена на взаимодействие со студентами, выпускниками и молодыми специалистами.

В рамках «шага» были проведены следующие кадровые мероприятия:

  1. Внедрена новая система оплаты труда, где показатели премирования (материального стимулирования) увязаны с механизмом внедрения Ключевых показателей эффективности (КPI).

(КPI) для директоров и специалистов учреждения службы занятости населения позволило дифференцированно подойти к оценке не только каждого учреждения в целом, но и к оценке работы каждого специалиста.

  1. Проведена аттестация работников областных государственных казённых учреждений центров занятости населения Ульяновской области (далее – ОГКУ ЦЗН), все подлежащие аттестации руководители и специалисты аттестованы.
  2. Проведено поголовное повышение квалификации сотрудников ОГКУ КЦ Ульяновской области. До 2020 года все сотрудники прошли курсы повышения квалификации.

В результате внутренней перестройки работы должен появиться новый специалист-универсал он-лайн формата, который через выстраивание взаимодействия с клиентом будет искать для него новые возможности не просто по его трудоустройству, но и по его профессиональному развитию.

Мы перестраиваем содержание работы службы занятости вводим новации, и как мы обговаривали с вами еще в ноябре 2019 года, переходим от заявительной основы к выявительной.

Мы разработали и внедрили совершенно новые профориентационные акции:

  1. акция «Твой выбор», которая проводится ежегодно весной, цель акции профориентация учащихся 8-х и 10-х;
  2.  акция «Я в мире профессий», проводится ежегодно летом, и основной цельюкоторой является повышение престижа рабочих профессий и специальностей, формирование у воспитанников ценностного отношения к труду и его результатам, формирование профессиональной направленности и мотивов профессионального выбора;
  3.  акция «Осенний марафон», проводится каждую осень для учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций, и направлена на оказание содействия учащимся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении, формировании у старшеклассников сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и потребностями регионального рынка труда в кадрах.
  4. областная акция «Даёшь работу!», в рамках которой работодатель или сотрудник кадровой службы имеет возможность осуществлять первичный отбор потенциальных работников на вакантные рабочие места из большого количества претендентов, а ищущие работу граждане, имеют возможность ознакомиться с потребностью работодателей в кадрах, соотнести свои возможности и пройти собеседование с большим количеством представителей предприятий и организаций на одной площадке, что значительно снижает их временные и материальные затраты при поиске работы.

Современный рынок труда немыслим без цифровизации, в том числе процессов анализа, мониторинга, составления долгосрочных и краткосрочных прогнозов, а также управления, в том числе службами занятости

Мы разработали новые цифровые решения, которые способствуют восполнению нехватки личного общения. Сложившиеся условия и ограничительные меры подтолкнули нас к активному взаимодействию с клиентами через цифровые каналы связи.

В 2020 году мы протестировали и внедрили новый дистанционный формат трудоустройства – Онлайн марафон занятости. Это новый формат ярмарок вакансий подразумевающий стриминговое решение на платформе соцсетей, когда в онлайн режиме работодатели представляют свою потребность в кадрах, рассказывают об условиях труда, а граждане также в онлайн режиме могут задавать вопросы и получать нужную информацию. Эффективность такого формата работы службы занятости доказывает то, что онлайн марафон, прошедший с 25 по 28 мая собрал более 16500 просмотров, тогда как за весь 2019 года очные ярмарки вакансий посетило 16169 человек. Новый формат успешен и будет проводиться в дальнейшем.

В связи с увеличившейся динамикой изменения законодательства возникла проблема оперативного переобучения сотрудников новым трендам, особенностям и технологиям. Для этого мы создали тьюториал-центр, сотрудники которого разработали и проводят интенсив-курсы для специалистов службы занятости. Необходимо оперативно повышать компетенции специалистов, поскольку их нагрузка составляет порядка 105 человек в день и их некомпетентность может повлечь за собой необратимые последствия.

Мы планируем организовать центр мониторинга трудовых ресурсов, который будет включать в себя колл-центр, который работает круглосуточно, контакт-центр, который осуществляет взаимодействие с клиентами по вопросам построения карьеры и трудоустройства, а также информационный центр, который будет вести информационную кампанию.

Мы также изменили формат газеты «Трудоустройство», сейчас она содержит наиболее часто задаваемые вопросы от граждан, разъяснения законодательства и разбор кейсов трудоустройству. Начат новый проект «Говорит Служба занятости».

Имеется острая необходимость в создании центра цифровизации услуг в сфере занятости населения. При этом, уже имеется техническое задание на выполнение работ в этой сфере – необходимо техническое обеспечение проведения видео-собеседований, в том числе как индивидуальных, так и групповых; необходимо разработать лэндинг страницы (маршрутизатора) и мобильного приложения. На нехватку именно этих трёх элементов сетуют наши клиенты.

С 2016 года ежегодно проводится мониторинг потребности экономики Ульяновской области в квалифицированных кадрах с применением программного комплекса прогнозирования потребности в кадрах IBS. Отличительной особенностью программного комплекса является упрощение процесса мониторинга в части сбора и анализа опросных данных. Полученные данные распространяются в целом на всю Ульяновскую область.

Недостаточная цифровизация отрасли не даёт возможность шагнуть дальше в настройке системы. На выходе получим скорость, удобство и качество работы с клиентами.

Изменение работы службы занятости также заключается в новых подходах к работе с потребностями работодателей. Нами ведётся работа по внедрению Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста разработан Агентством стратегических инициатив.

Кадровый стандарт – это стандарт современных управленческих практик, встроенных в систему управления регионом и направленных на обеспечение промышленности (экономики) региона требуемыми высококвалифицированными кадрами.

Ключевая цель: повышение инвестиционной привлекательности регионов за счёт наличия качественного кадрового ресурса для запуска новых и обеспечения действующих производств.

Ульяновская область активно сотрудничает и поддерживает инициативы АСИ.

В результате реорганизации органов службы занятости была сокращена 81 штатная единица технических работников. В связи с этим отдельные вопросы обеспечения деятельности были переданы на аутсорсинг (охрана, уборка помещений). Эффективность передачи указанных услуг на аутсорсинг носит неоднозначный характер, так как наряду с сокращением расходов на выплату заработной платы возникли расходные обязательства по гражданско-правовым договорам, которые нивелировали экономическую выгоду. Ещё одним минусом перехода на аутсорсинг является зависимость отхозяйствующих субъектов (поставщиков услуг), уровнем цен.

Объединение учреждений службы занятости в одно юридическое лицо способствовало централизации управления, унификации механизмов работы. Однако и это преобразование имело негативное последствие. Так, была утрачена возможность принятия оперативных решений при осуществлении закупочной деятельности, с учётом необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд. Наиболее ярко это проявилось при заключении государственных контрактов на обучение безработных граждан.

 

 «РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП»

С целью развития трудовой мобильности различных социальных групп мы проводим два больших блока мероприятий:

- Повышение профессиональной мобильности граждан.

- Управление территориальной мобильностью граждан.

С целью повышения профессиональной мобильности граждан нами проводится профессиональное обучение различных категорий граждан, в том числе обучение и повышение квалификации работников предприятий и организаций на текущий момент реализуется в рамках регионального проекта «Старшее поколение» и регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет» национального проекта «Демография».

Ежегодно проходят обучение более 1400 граждан (безработные граждане – 972 человек, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет – 351 человек, пенсионеры – 100 человек).

Ежегодно формируются перечни перспективных и востребованных профессий (специальностей) на рынке труда Ульяновской области, в соответствии которые направляются исполнительным органам государственной власти Ульяновской области, главам администраций муниципальных образований Ульяновской области, образовательным организациям с целью использования перечней перспективных и востребованных профессий (специальностей) на рынке труда Ульяновкой области в работе.

В рамках мероприятий по повышению профессиональной мобильности граждан мы развиваем такое направление, как содействие самозанятости безработных граждан. За период 2017-2020 годов в качестве самозанятых оформились 197 человек. При этом, прослеживается положительная динамика по востребованности данной услуги: от 32 человек в 2017 году до 100 в 2019 году.

 «РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА)»

В общеобразовательных организациях Ульяновской области вовлечение детей в волонтерскую деятельность идет путем вовлечения в общественные организации и движения.

Так, в 2019-2020 учебном году детские общественные организации созданы в 354 школах (90 % от общего числа школ) в которых действуют 467 волонтёрских отрядов.

Наиболее успешно развиваются отряды юных инспекторов дорожного движения, которые постоянно действуют в 319 школах (77 %), и отряды РДШ ¬ на базе 255 школ и 7 учреждений дополнительного образования, что составляет 65%.

По состоянию на 29.06.2020 в региональном отделении состоит:

6442 юнармейцев, всего действуют 310 отрядов в 291 образовательных организациях, 24 местных отделения.

На постоянной основе в 208 школах (53 %) действуют отряды «Пост №1», в 102 школах (26%) - Волонтёры Победы, в 24 школах (6%) – Волонтёры медики, в 77 школах (20%) – Эколята.

Деятельность всех общественных организаций, функционирующих на базе образовательных организаций, направлена на воспитание активной жизненной позиции у подрастающего поколения.

 

 

 «ПРОВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ (НСИ)»

В 2017 году была проведена первая неделя социальных инициатив, отраслевым итогом которой стало заседание круглого стола «Пути и механизмы реализации проблемных отраслевых вопросов взаимодействия с НКО». Достигнутые на нем соглашения реализуются и сейчас: разработан и утвержден регламент взаимодействия Министерств, Центра по развитию добровольчества и благотворительности с социально ориентированными некоммерческими организациями и добровольческими (волонтерскими) организациями.

Кроме того, в рамках первой недели Социальных инициатив в мае 2017 года в городе Димитровграде прошёл первый воркшоп «Новые горизонты для Горизонта», направленный на разработку концептуальных основ для создания городского креативного пространства.

В июле 2020 года можно с уверенностью сказать, что креативное пространство Горизонт стал центром притяжения творческих предпринимателей города Димитровграда, а в первый год работы креативного бизнес-пространства «Горизонт» было проведено 309 образовательных и социально-значимых мероприятий, которые посетило 13 100 человек. С учетом посетителей резидентов креативного бизнес пространства «Горизонт» за год посетило 27 700 человек.