Сводный доклад Ульяновской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов

ВВЕДЕНИЕ

В Ульяновской области приняты следующие нормативные правовые акты, регламентирующие работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в регионе:

№ п/п

Нормативный правовой акт

Адрес размещения в сети «Интернет»

1.

Постановление Правительства Ульяновской области  от 05.08.2013 №349-п «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04. 08 №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в Ульяновской области

http://www.econom73.ru/sites/ulmineco/files/documents/349-p.tif

Министерство экономики  и планирования Ульяновской области, департамент социально –экономического развития, отдел стратегического планирования  и экономической эффективности управления, нормативные акты.

2.

Постановление Правительства Ульяновской области от 30.10.2008 № 457-П «О создании комиссии по оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области»

http://www.econom73.ru/sites/ulmineco/files/documents/ocenka_iogv.doc

Министерство экономики  и планирования Ульяновской области, департамент социально –экономического развития, отдел стратегического планирования  и экономической эффективности управления, нормативные акты.

Проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области регулируется Постановление Правительства Ульяновской области  от 05.08.2013 №349-п «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.08 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в Ульяновской области.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1.1 Экономическое развитие

В последние годы Ульяновская область демонстрирует хорошую динамику роста, значительно укрепив свои позиции не только в Приволжском федеральном округе, но и в общероссийском масштабе. По большинству показателей социально-экономического развития область входит в первую семёрку динамично развивающихся субъектов Приволжского федерального округа (всего 14 регионов) и в 30-ку по Российской Федерации.

Темпы роста экономики Ульяновской области в 2012 году опережали среднероссийские показатели по строительству, инвестициям в основной капитал, темпу роста заработной платы, промышленного производства, развития малого и среднего бизнеса. Прошедший 2012 год завершён с меньшим уровнем инфляции и безработицы, чем в среднем по России.

Промышленное производство составляет основу развития экономики Ульяновской области и является ведущим видом экономической деятельности – 30% всего валового регионального продукта. 

Третий год подряд Ульяновская область удерживает темпы роста промпроизводства выше среднероссийских. В результате объемы промпроизводства в Ульяновской области за три года выросли более, чем в 1,3 раза, а в целом по РФ – почти в 1,2 раза. Индекс промышленного производства по итогам 2012 года составил 104,5%. Объем промышленного производства превысил 185,5 млрд.руб., что почти на 20 млрд.руб. больше 2011 года.

На протяжении всего 2012 года высокие показатели строительного блока Ульяновской области. Темп ввода жилья в разные периоды 2012 года достигал 130-150% к уровню 2011 года. На протяжении всего 2012 года область занимала 1 место в ПФО, а по итогам года закрепилась в первой пятерке ПФО. Темп ввода жилья в 2012 году в Ульяновской области почти достиг 110%. По итогам 2012 года  объем введённого жилья составил 607,6 тыс.кв.м.

Уровень зарегистрированной безработицы по итогам 2012 года в Ульяновской области сложился наименьший за последние 20 лет – 0,65%. На протяжении последних двух лет Ульяновская область стабильно входила в тройку лидеров, занимая 2 место в ПФО, по итогам 2012 года 1 место в ПФО. Сложившийся уровень регистрируемой безработицы в области значительно меньше среднероссийского значения (1,4%) и окружного (1,1%). Ульяновская область вместе с Калужской, Липецкой, Нижегородской и Тюменской областью разделила 5 место в РФ по регистрируемой безработице.

В 2012 году за счёт средств областного бюджета осуществлялось финансирование по 38 областным целевым программам, основная часть которых была направлена на приоритетные, социально-значимые  направления развития Ульяновской области, такие как здравоохранение, образование, развитие культуры, дорожного и сельского хозяйства. Большое внимание уделялось развитию малого и среднего предпринимательства, туризма, газификации населенных пунктов и поддержке молодых семей.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2012 года достиг 72,9 млрд.руб., рост к прошлому году 117,3%. Только за 2 года объем привлеченных инвестиций составил почти 135 млрд.руб., а в реальном исчислении рост составил почти 1,4 раза. Индекс роста инвестиций занял 2 место среди 14-ти регионов ПФО.

В 2012 году завершена реализация следующих проектов:

- «Строительство ТРК «Аквамолл» (ООО «Центр-прогресс», объём инвестиций - 3,2 млрд.руб.);

- «Строительство завода по производству кондитерских изделий» (ООО «Марс», объём инвестиций - 3,3 млрд.руб.);

- «Создание Горно-обогатительного комбината на базе месторождений кварцевых песков «Восточное» в Сенгилеевском районе (компания «Кварцверке», объём инвестиций – 2,2 млрд.руб.);

- «Создание центра ЭКО» (ООО «Альянс – клиник», объём инвестиций – 370 млн.руб.);

- «Строительство второй очереди завода по производству сухих кормов для домашних животных» » (ООО «Марс», объём инвестиций – 1,4 млрд.руб.)

- «Расширение производства биметаллических ленточных пил и сборка ленточнопильных станков» (ООО «Халтек», объём инвестиций – 150 млн.руб.)

С 2005 года в области наблюдается устойчивая положительная динамика показателей уровня жизни населения. Улучшение этих показателей в 2012 году обусловлено  ростом реальных денежных доходов населения и сдерживанием уровня инфляции:

- за 2012 год заработная плата выросла на 15% к соответствующему периоду 2011г. и составила 64,4% к уровню средней зарплаты по РФ.

-в 2012 году уровень инфляции в Ульяновской области сложился самый низкий  с 1991 года – 106,5%, в том числе, на продовольственные товары – 105,8%, на непродовольственные товары – 105,1%, на платные услуги – 109,4%.

Доля населения с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в последние годы имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о достаточно эффективной социальной политике в регионе. Так, за последние пять лет уровень бедности сократился  на 3% и по итогам 2012 года оценивается на уровне 16,5%.

В сфере туризма Министерством экономики Ульяновской области было разработано и принято постановление Правительства об утверждении порядка расходования и учета средств, предоставляемых в форме субсидий на развитие ОЦП «Развитие туризма в Ульяновской области». Это позволило привлечь в данную сферу дополнительные инвестиции в размере 7,5 млн. руб. из внебюджетных источников. Из областного бюджета Ульяновской области было выделено 21 млн. руб. средств.

В конце 2011 года Ульяновская область получила 11 наград и заняла третье общекомандное место в Фестивале презентаций туристских ресурсов ПФО, были заключены договора по включению Ульяновска в экскурсионную программу круизного маршрута. Был снят фильм об Ульяновской области, посвященный туристскому потенциалу.

Сельское хозяйство.

По итогам 2012 года в хозяйствах всех категорий Ульяновской области реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) 85,8 тыс. тонн – 124,4% к 2011 году (по Российской Федерации – 106,1%, по Приволжскому федеральному округу – 103,7%).

По показателю темпа роста реализации на убой скота и птицы Ульяновская область занимает 2 место среди регионов Приволжского федерального округа и 4 место – в целом по Российской Федерации.

 Такой высокий показатель роста производства мяса обусловлен развитием свиноводства и птицеводства. Так, рост производства мяса свиней в Ульяновской области составил 129,1% (2 место в  ПФО и 6 место – в целом по Российской Федерации); темп роста производства мяса птицы – 150,7% (3 место среди регионов ПФО и 4 место – по России).

Основное влияние на увеличение производства мяса в целом по области оказали муниципальные образования, в которых расположены птицефабрики и свинокомплексы: Мелекесский район – произведено 21,9 тыс. тонн (126% к 2011 году, за счет ООО «СимбирскБройлер»), Ульяновский район – 9,8 тыс. тонн (рост в 2,5 раза, за счет ООО «Симбирский бекон»), Чердаклинский район – 6,7 тыс. тонн (рост на 13%, за счет ООО «Свинокомплекс «Волжский» и ООО «Ульяновская птицефабрика»), Майнский район – 8,6 тыс. тонн (рост в 2,2 раза, за счет ООО «Птицефабрика «Тагайская»), Новомалыклинский район – 5,6 тыс. тонн (105,8%, за счет ООО «Свинокомплекс интенсивного кормления «Новомалыклинский»).

Второй год подряд в Ульяновской области отмечается увеличение производства молока. В 2012 году валовый надой молока составил 267,5 тыс. тонн - 102,5% к прошлому году (по ПФО – 100,4%, по РФ – 100,9%).По темпу роста производства молока Ульяновская область занимает 5 место среди регионов Приволжского федерального округа и 24 место – в целом по Российской Федерации.По итогам 2012 года уровень самообеспеченности по молоку составил 92% (в 2011 году – 90%).

Получено яиц 488,1 млн. штук или 106,8% к январю-декабрю 2011 года (по ПФО – 100,5%, по РФ – 102,2%). По темпу роста производства яйца Ульяновская область занимает 3 место среди регионов ПФО и 18 место – в целом по стране.

Такой объем производства яйца является наивысшим показателем для Ульяновской области, начиная с 2003 года.

Все районы, имеющие птицефабрики, увеличили производство яйца: Ульяновский район – произведено 125,4 млн. рублей (рост на 3,0% к 2011 году), Чердаклинский район - 79,8 млн. штук (100,0%), Николаевский район – 55,0 млн. штук (131,7%), Барышский район – 39,4 млн. штук (109,9%), Вешкаймский район – 38,5 млн. штук (104%), Мелекесский район – 24,6 млн. штук (123,1%), Майнский район – 22,5 млн. штук (117,6%), Старомайнский район – 6,4 млн. штук (102,7%).

Индекс физического объема производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) в 2012 году составил 110,5% к уровню 2011 года. По данному показателю Ульяновская область занимает 2 место среди регионов Приволжского Федерального округа и 7 место – в целом по Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2013 года во всех категориях хозяйств Ульяновской области численность крупного рогатого скота увеличилась  по сравнению с уровнем прошлого года на 2,7 тыс. голов  или на 1,7% и составляет 157,5 тыс. голов. Для сравнения: по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации отмечается сокращение поголовья: 97,6% и 99,2% соответственно.

 Всего 4 региона в округе (в том числе Ульяновская область) смогли не допустить сокращения поголовья крупного рогатого скота. При этом по темпу роста поголовья наша область занимает 2 место в округе и 19 место по стране.

Поголовье птицы в Ульяновской области составляет 3 млн. 923,8 тыс. голов (рост на 1,0% к 2011 году), в том числе на птицефабриках - 3 млн. 289,4 тыс. голов (рост на 4,5%).

По индексу производства продукции сельского хозяйства Ульяновская область занимает первое место среди регионов Российской Федерации.

В связи с гибелью посевов валовый сбор зерна в Ульяновской области в 2012 году сократился в 2 раза по сравнению с 2011 годом (650,4 и 1297,7 тыс. тонн соответственно). Темп снижения производства зерна в Ульяновской области (50,1% к уровню 2011 года) – самый высокий среди регионов Приволжского федерального округа.

По итогам 2012 года одно муниципальное образование (Мелекесский район) произвело зерна в объеме более 100 тыс. тонн (153 тыс. тонн). Для сравнения: по итогам 2011 года таких районов было 5 (Мелекесский район, Чердаклинский район, Цильнинский район, Сурский район, Майнский район).

Необходимо отметить, что полученный урожай зерна (650,4 тыс. тонн), с учетом запасов прошлого года, обеспечивает потребности Ульяновской области в продовольственном зерне и семенах; отмечается лишь дефицит фуражного зерна.

Эффективность организации муниципального управления определяется уровнем результативности деятельности по решению вопросов местного значения и соблюдением утвержденных нормативов бюджетных расходов на содержание органов местного самоуправления.

Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере муниципального управления необходимо:

- повысить активность населения в решении вопросов местного значения – через создание органов территориального общественного самоуправления, проведение большего количества сходов с разъяснениями ситуации перед жителями;

- повышать заинтересованность органов местного самоуправления поселений в решении своих полномочий самостоятельно, без передачи их на уровень муниципального района;

- проводить более тщательную экспертизу проектов нормативных правовых актов;

- завершить работу по разработке и принятию административных регламентов предоставления муниципальных услуг, переводу их в электронный вид.

Несмотря на положительную динамику по основным экономическим показателям, в сфере экономического развития и инвестиционной привлекательности сохраняется ряд проблем: недостаточность обновления основных фондов, высокий процент коммерческого кредита, нехватка квалифицированных рабочих кадров на селе, концентрация основного объёма инвестиций в городах и крупных муниципальных районах, относительно невысокий уровень заработной платы, наличие просроченной задолженности по  выплате заработной платы.

1.2 Дошкольное образование

По итогам исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» по направлению «обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет» процент охвата детей данной возрастной категории дошкольным образованием составил 79,6%, что на 0,8% больше, чем в 2011 году.

С целью ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные учреждения, принято решение о продолжении работы по развитию дошкольного образования в Ульяновской области программно-целевым методом.

Внесены изменения в областную целевую программу «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в части «Развитие и модернизация дошкольного образования в Ульяновской области» на 2013-2015 годы. В Программу вошли следующие мероприятия:

строительство 11 зданий детских садов,

возврат в действующую сеть 19 зданий детских садов, использовавшихся не по назначению,

капитальный ремонт 12 зданий детских садов, находящихся в аварийном состоянии,

открытие 22 групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях,

открытие 38 дошкольных групп при средних образовательных учреждениях.

На мероприятия по развитию и модернизации дошкольного образования предусмотрено 2223867,98 тыс. рублей. По результатам выполнения всех программных мероприятий планируется создание 4995 дополнительных мест

Так же, в регионе получила развитие сеть частных развивающих центров для детей дошкольного возраста, деятельность которых не подлежит лицензированию. По данным мониторинга, проведённого совместно с муниципальными образованиями Ульяновской области по состоянию на 01.11.2012, развивающие центры посещают 982 ребёнка в возрасте от 9-ти месяцев до 7-ми лет.

Ведётся работа по созданию методики подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений и по расчёту норматива. Плановый срок ввода механизма подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений на территории Ульяновской области с 01.01.2013 в соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 56443-6.

Для создания в 2012 году стажировочных площадок в целях распространения современных моделей успешной социализации детей и распространения современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов была направлена заявка на участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования по направлению «Социализация детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида». В результате конкурсных процедур победителем признано МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 101 г. Ульяновска. Создание стажировочной площадки позволит решить следующие задачи:

- распространить опыт работы по обеспечению доступного и качественного  дошкольного образования для детей ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с нарушениями речи;

- усовершенствовать систему дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с нарушениями речи.

На решение данных задач МБДОУ детскому саду компенсирующего вида № 101 из федерального бюджета направлены субсидии в объёме 10620,0 тыс. рублей.

Наибольшее количество мест планируется создать в период с 2013 по 2015 год за счёт мероприятий областной целевой программы, направленной на развитие и модернизацию дошкольного образования с целью ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные учреждения и обеспечения 100 процентной доступности услуги дошкольного образования детей возрастной категории от 3-х до 7-ми лет.

На мероприятия по развитию и модернизации дошкольного образования целевой программой на период с 2013 по 2015 год запланировано 2,2 млрд. рублей.

В первом полугодии 2013 года на территории Ульяновской области реализуются следующие мероприятия:

- строительство двух детских садов - 360 мест;

- капитальный ремонт 5-ти детских садов, находящихся в аварийном состоянии - 550 мест;

- реконструкция частей зданий общеобразовательных школ с целью размещения дошкольных групп - 140 мест;

- первая очередь капитального ремонта двух детских садов, ранее используемых не по назначению с целью возврата в действующую сеть;

- создание условий для ввода дополнительных мест в действующем дошкольном учреждении - 20 мест.

         В результате выполнения всех вышеперечисленных мероприятий к 1 сентября текущего года планируется ввести 830 новых мест для детей дошкольного возраста.

В настоящее время заключено Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ульяновской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации. Соглашение заключено с целью выполнения Комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Ульяновской области в 2013 году (далее – Комплекс мероприятий), направленных на обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет с привлечением средств федерального бюджета в виде субсидий в размере 506961,8 тыс. рублей.

Средства федерального бюджета распределены в 22 муниципальных образования на основании предоставленных документов: проектно-сметной документации, подтверждения софинансирования мероприятий из бюджетов муниципальных образований.

Кроме того, через конкурсный отбор региональных программ развития образования по направлению «Социализация детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида» для создания в 2012 году стажировочных площадок выбран детский сад №101 г.Ульяновска. На реализацию данного проекта ожидается поступление средств из федерального бюджета в сумме 4 млн рублей.

Обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу способствует организация дошкольной подготовки и дошкольного образования. В данном направлении на территории Ульяновской области реализовывалась ОЦП «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области» на 2011-2012 годы».

Областная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области» на 2011-2012 годы» утверждена Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42/388-П. Комплекс мероприятий по реализации ОЦП, а также муниципальных целевых программ и планов развития позволил создать в 2012 году 3190 новых мест за счёт следующих мероприятий:

- открытие после капитального ремонта 2-х детских садов, находившихся в аварийном состоянии, в МО «Город Ульяновск» - МАДОУ «Медвежонок» на 220 мест, МБДОУ «Кристаллик» на 75 мест;

- капитальный ремонт зданий и сооружений детских садов, ранее использовавшихся не по назначению, с устройством внутридомовых сооружений, благоустройством территории, приобретением и установкой оборудования 2-х ДОУ на 130 мест: МДОУ пос. Зелёная Роща в МО «Ульяновский район» на 115 мест; МДОУ Кремёнский д/с  в с. Кремёнки в МО «Старомайнский район» на 15 мест;

- открыты 10 дополнительных групп в действующих ДОУ на 190 мест (МО «Вешкаймский район», МО «Мелекесский район», МО «город Димитровград», МО «город Новоульяновск», МО «Инзенский район», МО «Карсунский район», МО «Николаевский район», МО «Старокулаткинский район»;

- реконструкция зданий либо части зданий под размещение дошкольных учреждений или дошкольных групп с устройством внутридомовых сооружений, благоустройством территории, приобретением и установкой оборудования: открыта 21 группа на 411 мест в муниципальных образованиях «город Ульяновск», «Барышский район», «Кузоватовский район», «Сенгилеевский район», «Инзенский район», «Вешкаймский район», «Сурский район», «Карсунский район», «Базарносызганский район», «Мелекесский район», что на 3 группы (44 места) больше, чем в 2011 году;

- открыта группа кратковременного пребывания на 20 мест в МОУ Глотовская СОШ МО «Инзенский район;

- за счёт доукомплектования групп с учётом изменений, внесённых в действующее законодательство (СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10.2010, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Миноборнауки РФ от 27.10.11 № 2562) – 107 групп на 2144 места. Бюджету Ульяновской области предоставлен бюджетный кредит на сумму 104586,0 тыс. рублей из федерального бюджета Российской Федерации на строительство детских садов.

В 2012 году начато строительство 2-х детских садов: в Засвияжском районе города Ульяновска детский сад на 240 мест, в Ульяновском районе детский сад в с. Большие Ключищи на 120 мест.Также в рамках реализации Программы в муниципальном образовании «Мелекесский район» в 2-х ДОУ (1 – ДОУ с. Сабакаево, 1 – ДОУ с. Тиинск) отремонтированы медицинские кабинеты, приобретено медицинское оборудование для 5-ти детских садов, в том числе: для 3-х ДОУ в р.п. Новая Майна, 1 – ДОУ с. Сабакаево, 1 – ДОУ с. Тиинск.

На реализацию данных мероприятий в 2012 году Программой было утверждено и предусмотрено бюджетом Ульяновской области финансирование в размере 175,045 млн. рублей, в том числе: областной бюджет – 134,586 млн. рублей, муниципальный бюджет – 40,459 млн. рублей. По состоянию на 01.01.2013 освоено 72,079 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета – 29,913 млн. рублей, из иных источников – 42,165 млн. рублей.

На поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования 2011-2012 годы по направлению «модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования» в 2012 году из федерального бюджета выделены дополнительно субсидии в объёме 2190,1 тыс. рублей. Для оснащения вновь созданных в 2012 году в рамках областной целевой программы 435 мест в муниципальных образованиях «Город Ульяновск», «Барышский район», «Сенгилеевский район», «Инзенский район», «Карсунский район», «Ульяновский район», «Старомайнский район», «Инзенский район», «город Димитровград», «Вешкаймский район» приобретено оборудование, способствующее материально-техническому обеспечению воспитательно-образовательного процесса по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентированное на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей.

По итогам реализации ОЦП «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области» на 2011-2012 годы в 2012 году охват детей в возрасте от 0 до 7 лет доступным дошкольным образованием составил 54,5%, что на  2,7% больше, чем в 2011 году. Потребность населения в услугах дошкольного образования удовлетворена на 69,4%, что на 2,6% больше, чем в 2011 году.

1.3  Общее и дополнительное образование

В 2012 году (и в течение 3-х лет) получили аттестат о среднем полном образовании все выпускники дневных общеобразовательных учреждений следующих муниципальных образований: Инзенский район, Карсунский район, Кузоватовский район, Павловский район, Радищевский район, Старокулаткинский район, Сурский район, Новомалыклинский район (в 2011 году 1 выпускник завершил обучение со справкой установленного образца).

По сравнению с 2011 годом наблюдается снижение численности выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, общеобразовательных учреждений г.Димитровграда – на 2 человек (в 2012г.- 1чел.), Ульяновского района – на 2 человек (в 2012г. - 1 чел.), Майнского района – на 1 чел. (в 2012 -  4 чел.).

На уровне прошлого года данный показатель остался в Базарносызганском районе (1 чел.), Сенгилеевском районе (1 чел.), Тереньгульском районе (2 чел.), Мелекесском районе (4 чел.).

По сравнению с 2011 годом выросло количество выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общеобразовательных учреждениях муниципальных образований:

- Старомайнский район – на 1 человека (в 2012г. стало 2чел.);

- Вешкаймский район – на 1 человека (в 2012г. -  3чел.);

- г.Новоульяновска – на 2 человек (2чел.);

- Николаевский район – на 3 человек (3чел.);

- Новоспасский район – на 3 человек ( 3чел.);

- Цильнинский район – на 4 человека ( 5 чел.);

- Барышский район – на 5 человек (6 чел.);

- Чердаклинский район – на 6 человек (8 чел.);

- г.Ульяновск – на 14 человек (всего 44 чел.).

В целях достижение планируемых показателей в 2013г. выявлены позиции и возможные риски, требующие особого внимания, при подготовке к государственной итоговой аттестации; определены приоритетные направления деятельности муниципальных органов управления образованием и руководителей общеобразовательных учреждений. 

В целях снижения показателя «Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших ЕГЭ, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений» организована деятельность по выявлению и работе с обучающимися «группы риска», которые могут не получить аттестат. С марта по май 2013 г проводится мониторинг, выявляющий количество обучающихся «группы риска», которые могут не получить аттестат, анализируются принятые меры по работе с данной категорией обучающихся, проводятся выездные проверки.

1.4. Культура

В советские годы Ульяновск по праву считался третьей туристической столицей СССР, однако, с изменением политического режима, объём туристического потока снизился в десятки раз.

Учитывая, что вся необходимая транспортно-логистическая и гостиничная инфраструктура, музейные и научные традиции сохранены с советских времён, одна из основных задач, стоящих в настоящий момент перед Ульяновской областью - это создание современного комплексного высококачественного регионального турпродукта путем модернизации и реконструкции имеющегося туристического комплекса, а также развития существующего туристического потенциала области.

Одним из перспективных проектов на сегодняшний день представляется создание  культурно-туристского кластера «Музей СССР» и возрождение Парка дружбы народов в Ульяновске путём реконструкции и модернизации уникальных памятников советского периода, находящихся в центральной части г. Ульяновска. Данный проект призван повысить престиж России на международном уровне, способствовать развитию внутреннего и въездного туризма,  выработать единую оценку советской эпохи и её интеграции в многовековую историю великой России.

Планируется формирование Координационного совета по реализации проекта «Музей СССР», проведения картирования для сбора  первоначальных данных, обсуждение идеологической доктрины в рамках заседания «Изборгского клуба», составление реестров советских артефактов, находящихся в фондах музеев  Ульяновска, разработка визуализированной концепции «Музея СССР», проведение проектного семинара в Москве с привлечением ведущих федеральных экспертов, создание визуальной градостроительной концепции туристического кластеры  — и это только на подготовительном этапе. В дальнейшем проект будет представлен на международных и федеральных туристических выставках. К 2017 году к 100-летию Октябрьской Революции проект полностью  должен быть реализован. 

На сегодняшний день регион борется за право принять на своей территории одну или несколько команд-участниц Чемпионата мира по футболу в 2018 году и таким образом стать полноправным участником программ подготовки Российской Федерации к Первенству мира. В рамках подготовки чемпионата необходимо подготовить условия для приёма двух команд-участниц, быть готовыми к приёму потока порядка 200 тысяч туристов, подготовить Ульяновскую область в качестве одного из пресс-центров чемпионата и провести чемпионат мира среди болельщиков. Необходимо организовать проведение пробного турнира в 2014 году.

При условии адресного обновления наиболее рентабельных и перспективных объектов туристской и гостиничной инфраструктуры, поддержания благоприятных условий на рынке туристских услуг и развития принципиально новых инновационных направлений регион будет наращивать туристический потенциал и к 2018 году по данному направлению сможет конкурировать с признанными на культурной арене мировыми столицами.

1.5 Физическая культура.

В настоящее время в Ульяновской области всеми формами занятий физической культурой и спортом охвачено 256, 0 тысяч человек (20, 1 % населения региона). Каждый второй учащийся (51, 6 %) посещает спортивные секции в школах. В детско-юношеских спортивных школах занимаются более 25 тысяч детей и молодёжи. В Ульяновской области культивируется 78 видов спорта, работают 86 федераций по видам спорта. В распоряжении 1276 тренеров-преподавателей, учителей физической культуры находятся 2372 спортивных объекта, на которых они организуют спортивно-оздоровительную работу с населением.

Совершенствование структуры календарного плана спортивно-массовых мероприятий – ключевое звено в деятельности Департамента, которое направлено на развитие массовости физкультурного движения. Сегодня  спортивными мероприятиями охвачены практически все слои населения региона: от воспитанников детского сада до лиц пожилого возраста. Спартакиадное движение как главный рычаг в развитии массовости проводится в регионе под девизом «Спартакиада длиною в жизнь». Таких комплексных соревнований в 2012 году проведено 39, в них приняли участие более 100 тысяч человек. Особенно массово проводятся в регионе спортивные соревнования «Лыжня России», «Кросс нации», «Оранжевый мяч», «Российский азимут».

Проведено 325 только областных мероприятий, около 70 % из них – соревнования среди учащейся молодежи (школьники, студенты).

В 2012 году ульяновские спортсмены приняли участие практически во всех официальных всероссийских соревнованиях по видам спорта, которые культивируются в регионе. Состоялось более 400 выездов. В этом году для сильнейших спортсменов, сборных команд проводились учебно-тренировочные сборы  в полном объеме, то есть создавались оптимальные условия для подготовки к всероссийским и международным стартам.

Около 400 ульяновских спортсменов поднимались на пьедестал почета, становились призёрами, победителями первенств, чемпионатов ПФО, России, Европы, мира. 89 человек впервые выполнили норматив «Мастер спорта РФ», 3 человека – «Мастер спорта международного класса» (это почти вдвое больше, чем в предыдущие годы).

Только что, наш земляк Станислав Донец завоевал сразу 3 медали на Чемпионате мира по плаванию в Турции;

в боксе отличилась Светлана Солуянова – она победительница Первенства Европы и чемпионата России;

в легкой атлетике – Екатерина Вуколова стала второй на Кубке Европы в беге на 200 м, Евгений Штыркин занял 1 место на Первенстве России  в беге на 60 м. и 2 место в беге на 200 м. среди юношей, Александр Бреднев стал чемпионом России в беге на 60 м.;

в гребле на байдарках и каноэ – Варвара Баранова заняла 1 место на Первенстве России на дистанции 5000 м., 1 место в двойке с Екатериной Прасоловой на дистанции 200, 500, 100 метров на Первенстве России, Тимофей Русин занял 3 место на Первенстве России;

в тяжелой атлетике – Геннадий Зыков, Олег Лаптев, Екатерина Лаптева  заняли 1 места на Кубке России среди молодежи, Екатерина Лаптева стала также победителем Первенства России среди молодежи, Олег Лаптев – чемпионом России;

в биатлоне – Иван Галушкин занял 2 место на зимних юношеских Олимпийских Играх.

С целью поддержки перспективных спортсменов принято Постановление Правительства Ульяновской области № 233-П от 27.05.2011 «О дополнительном материальном обеспечении лиц, проживающих на территории Ульяновской области и имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, а также поощрении спортсменов высокого класса и их тренеров, проживающих на территории Ульяновской области», которое  является одним из важных нормативных правовых актов в Ульяновской области и не имеет аналогов в Российской Федерации.  Оно направлено на повышение мотивации у спортсменов и тренеров в достижении ими высоких спортивных результатов. Постановлением предусмотрены ежемесячные выплаты спортсменам - членам сборных команд РФ, победителям и призерам чемпионатов и первенств РФ, Европы, Мира, а также их тренерам от 2,0 до 30,0 тыс. рублей.

По состоянию на 01.09.2012 года таких спортсменов и тренеров насчитывается 96 человек. Кроме этого, нормативно-правовым актом предусмотрены ежемесячные выплаты Олимпийским чемпионам, призёрам Олимпиад в размере 30,0, 20,0 и 15,0 тыс. рублей соответственно. По 20,0, 15,0, 10,0 тыс. рублей получают ежемесячно их тренеры, Заслуженные тренеры СССР, России, Заслуженные мастера спорта СССР, России независимо от возраста и места работы ежемесячно обеспечиваются денежными выплатами в размере 4,0 тыс. рублей. Заслуженные работники физической культуры Российской Федерации ежемесячно получают из областного бюджета Ульяновской области денежную выплату в размере 5,0 тыс. рублей. Мастера спорта международного класса, становившиеся победителями чемпионатов мира, Европы также получают выплаты. Данным нормативно-правовым актом предусмотрены и единовременные выплаты за занятые призовые места на Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских Играх, чемпионатах мира, Европы, кубках мира, Европы, первенствах мира, Европы от 2,0 до 700,0 тыс. рублей. Данные выплаты закреплены статьёй 14 Закона «О физической культуре и спорте в Ульяновской области». Общее количество работников отрасли «физическая культура и спорт»  получающих ежемесячные выплаты оставляет 195 человек. Затраты областного бюджета на исполнение данного акта составляют 25,0 млн. рублей.

Для реализации выполнения законов и поручений Президента РФ в течение 2-х лет в Ульяновской области ведется работа по созданию системы подготовки спортивного резерва. Работа ведется в двух направлениях:

Первое - это упорядочивание управления деятельностью ДЮСШ, СДЮСШОР и учреждений, ведущих подготовку высококвалифицированных спортсменов. В целях решения поставленных задач, создания эффективной системы управления и развития детско-юношеского спорта Департаментом физической культуры и спорта Ульяновской области разработан комплекс мер по подготовке спортивного резерва. Одной из составляющих комплекса мер явилось создание «Центра спортивной подготовки», в котором сосредоточены только группы спортивного совершенствования и  группы высшего спортивного мастерства по олимпийским видам спорта.

Реализована поставленная задача по переводу муниципальных специализированных детско-юношеских спортивных школ Олимпийского резерва в структуру Департамента физической культуры и спорта Ульяновской области. Муниципальное образование «город Ульяновск» передал детско-юношеские спортивные школы, осуществляющие подготовку олимпийского резерва из ведения исполнительного органа управления образованием мэрии города Ульяновска в ведение исполнительного органа управления в области физической культуры и спорта мэрии города Ульяновска. В городе Димитровград спортивные школы также находятся в ведении Комитета по физической культуре и спорту. Данные меры позволяют более эффективно построить работу по подготовке спортивного резерва, способствуют усилению их структурного взаимодействия с техникумом олимпийского резерва, центром спортивной подготовки, специализированными детско-юношескими спортивными школами Олимпийского резерва, укреплению и развитию системы, обеспечивающей подготовку спортивного, в том числе и олимпийского резерва, повышению роли органов местного самоуправления в подготовке спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты.

Развитие системы детско-юношеского спорта и подготовка спортивного резерва на базе ДЮСШ и СДЮСШОР является залогом успешного выступления спортсменов региона на всероссийских и международных спортивных аренах.

Сейчас в системе ДЮСШ и СДЮСШОР, а их в Ульяновской области 51, занимаются свыше 25,0 тыс. человек. Лучшие спортсмены зачисляются в Центр спортивной подготовки. Для молодых перспективных спортсменов на базе Центра спортивной подготовки созданы экспериментальные группы Олимпийской подготовки по базовым видам спорта.

Второе - совершенствование реализации календаря спортивных соревнований. В настоящее время сложилась структура соревнований с участием детей и молодёжи. Это - организация и проведение спартакиад, чемпионатов и первенств региона, а также участие спортсменов в спартакиадах, чемпионатах и первенствах РФ.

Особое внимание уделяется развитию базовых видов спорта в регионе. Министерством спорта РФ определены девять базовых и подлежащих развитию видов спорта: художественная гимнастика, тхэквондо, греко-римская борьба, бокс, тяжелая атлетика, легкая атлетика, плавание, гребля на байдарках и каноэ, биатлон. В этих видах в области богатые традиции в подготовке спортсменов высокого уровня.

По базовым видам спорта созданы экспериментальные группы олимпийской подготовки (ЭГОП), на реализацию деятельности которых выделено 30,0 млн. руб. В группах – перспективные молодые спортсмены. Всего в системе ЭГОП более 100 человек. С ними работают ведущие тренеры - заслуженные тренеры РФ. Это дает определенные результаты в подготовке спортсменов высокого уровня. То есть мы говорим о сложившейся в регионе системе подготовки спортивного резерва для сборных команд страны.

В течение 2012 года более 400 раз спортсмены из Ульяновской области поднимались на пьедестал почета на первенствах и чемпионатах ПФО, РФ, Европы, Мира, международных турнирах.

Развитие материально-спортивной базы в регионе - это очень важная составляющая в развитии физической культуры и спорта в области. На выполнение этих полномочий направлены многие нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области.

Обеспеченность спортивными сооружениями по итогам 2011 года составила:

- плоскостными сооружениями 26,0% (по ПФО – 29,5%,  по России – 25,9%);

- спортивными залами 68,7% (по ПФО – 69,9%, по России – 59,3%),

- бассейнами 7,3% (по ПФО – 8,8%, по России – 8,3%).

В рамках областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2008-2013 годы» по разделу «Развитие материально-технической базы» с 2006 по 2012 годы выделены субсидии из федерального бюджета на строительство новых спортивных сооружений в общем объёме 397,7 млн.рублей.

С каждым годом объём средств, привлечённых из федерального бюджета на строительство спортивных объектов Ульяновской области увеличивается. За 5 лет с 2007 по 2011 год в области были введены 5 объектов, построенных с привлечением федеральных средств, выделенных Министерством спорта Российской Федерации по федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В 2012 году 5 спортивных объектов начали строительство с участием федерального бюджета. Сумма привлечённых средств составила 177,5 млн. рублей.

В рамках ОЦП предусмотрена покупка в областную собственность спортивного комплекса для создания «Центра единоборств».

В городе Новоульяновске был сдан в экслуатацию бассейн, реконструкция которого осуществилась с участием средств ОАО «Евроцементгрупп».

Для развития опорных видов спорта и проведения международных и всероссийских соревнований в городе Ульяновске ведётся строительство легкоатлетического манежа, крытого ледового Дворца на 5000 зрительских мест, биатлонной базы «Заря», ведутся предпроектные работы по строительству Дворца художественной гимнастики, 50-метрового бассейна в г. Димитровграде.

В 2012 году сдан в эксплуатацию бассейн «АКВАКЛУБ» Ульяновского государственного университета, построенный в рамках программы ВПП «Единая Россия» «500 плавательных бассейнов для вузов страны», целью которой является создание условий для массового общедоступного спорта в России. Общая стоимость нового спортивного объекта составила 165,4 миллиона рублей. Первый в области бассейн построен и оборудован по самым современным технологиям с участием ведущих в данной сфере деятельности строительства предприятий Германии и Италии. Очистка искусственной акватории ведется по оптимальному режиму с озонированием воды, прохождением через гравий, песок и активированный уголь. Чаша бассейна выполнена по новой для Ульяновска технологии — из нержавеющей 3 мм. стали, на которую производителями дана гарантия 25 лет. Современная многоступенчатая система очистки, благодаря которой достигается не только благоприятный санитарный режим, но и уменьшается концентрация хлора, что важно для детей, имеющих проблемы с аллергией.

В 2012 году сдан в эксплуатацию крытый стадион с искусственным льдом и современными открытыми площадками в р.п.Новоспасское. Цель строительства крытого катка с искусственным льдом с плоскостными спортивными сооружениями - создание спортивного центра на юге Ульяновской области, предназначенного для проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по хоккею с шайбой, фигурному катанию, лёгкой атлетике, баскетболу, волейболу, футболу, тяжелой атлетике и другим видам спорта, развитие инфраструктуры спорта, популяризация массового и профессионального спорта

Реконструирован стадион Ульяновской Государственной Сельскохозяйственной Академии имени П.А.Столыпина в посёлке Учхоз.

Губернатором С.И. Морозовым  поставлена задача: в срок до 2016 года в каждом муниципальном образовании Ульяновской области иметь современные ФОКи, а для спорта высших достижений - построить специализированные залы.

В 2012 году финансирование отрасли из областного бюджета составило 606,4 млн. рублей (за 2011 год – финансирование отрасли составило 420,9 млн. рублей). Увеличение финансирования связано с передачей Департаменту 3-х муниципальных спортивных школ олимпийского резерва города Ульяновска и открытием новой спортивной школы (55,0 млн. руб.), открытие  экспериментальных групп по базовым видам спорта (30,0 млн. руб.), исполнение мероприятий в рамках ОЦП «Доступная среда» (778,0 тыс. руб.).

Кроме того, в регион поступили федеральные средства в общей сумме 189,7 млн. рублей:

- софинансирование на строительство спортивных объектов в сумме 188,1 млн. рублей;

- на поддержку базовых видов спорта (греко-римская борьба, тхэквондо, художественная гимнастика) на приобретение спортивного инвентаря, оборудования и экипировки в сумме 1,6 млн. рублей.

Чтобы выйти на цифровые индикаторы Стратегии 2020, а это 30% охвата населения занятиями физической культурой и спортом к 2015 году и 40% - к 2020 году, нам необходимо ежегодно до 2016 года сдавать в эксплуатацию по 2-3 спортивных объекта в муниципальных образованиях. Работа требует совместных усилий муниципальных образований, субъекта и федерального центра. Правительство Ульяновской области заключило соглашение о совместной деятельности с Министерством спорта Российской Федерации. В регионе продлена Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области» на 2013 год.

1.6 Доступность и качество жилья

 

Начиная с 2005 года, неуклонно растут темпы жилищного строительства в Ульяновской области.

Всего за 2012 год построено и сдано в эксплуатацию 2195 жилых домов (6439 квартир), что составило 109,7 % к уровню прошлого года. По темпам ввода жилья Ульяновская область по итогам работы за 2012 г. находится на 6 месте (из 14 мест) в Приволжском федеральном округе.

В 2013 году планируется ввести жилой площади 0,48 кв. м на одного человека, проживающего в Ульяновской области. В 2012 г. этот показатель составлял 0,46. К 2020 году этот показатель планируется увеличить до 1 кв. м. Для этого есть все основания – регион достиг высоких показателей по вводу в эксплуатацию объектов жилищного назначения. За 2013 год в регионе планируется построить 93 многоквартирных дома и 1510 индивидуальных домов. Общее количество составит 7000 квартир.

1.7. Жилищно-коммунальное хозяйство.

В 2012 году одной из главных задач была модернизация и развитие энергохозяйства Ульяновской области. Решение данной задачи способствует обеспечению безопасности электроснабжения населения Ульяновской области.

Энергосистема Ульяновской области является дефицитной, дефицит мощности покрывается перетоком мощности по ВЛ 220 кВ Ключики–Ульяновская, ВЛ 220 кВ Сызрань–Кременки, ВЛ 220 кВ Ключики–Барыш, ВЛ 220 кВ Азот–Черемшанская, ВЛ 220 кВ ТЭЦ ВАЗа–Черемшанская и АТ-2 ПС 500 кВ Вешкайма.

На территории Ульяновской области проходят 131 ВЛ классом напряжения 500/220/110 кВ, протяженностью 3 686,5 км; 122 подстанции классом напряжения 110 кВ и выше.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №823 от 17.10.2009 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, совместно с филиалом ОАО «СО ЕЭС» Ульяновское РДУ, были разработаны схема и программа развития электроэнергетики Ульяновской области до 2016 года (утверждены приказом Министерства от 24.04.2012 № 92-од «Об утверждении программы и схемы развития электроэнергетики Ульяновской области на 2013-2017 годы»).

Результаты ледяных дождей декабря 2010 года показали, насколько важен вопрос обеспечения энергобезопасности и надёжности энергоснабжения потребителей Ульяновской области.

Так, в 2012 году было закуплено 83 резервных источников электроэнергии. Всего по состоянию на 01.01.2013 в области имелось 555 резервных источников электроснабжения, из них 397 - передвижных.

В рамках реализации инвестиционных программ электросетевых организаций в 2012 году выполнено работ на общую сумму порядка 1 063,9 млн. рублей. Наиболее значимыми явились следующие:

- Филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» продолжалась комплексная реконструкция ПС «Ульяновская». Суммарный объем инвестиций в данную подстанцию составил 1 млрд. 803 млн. рублей. Модернизированная подстанция значительно повысила надежность электроснабжения потребителей Засвияжского района, а также обеспечила возможность для присоединения к энергосистеме новых промышленных комплексов Ульяновской области.

- Филиалом ОАО «МРСК Волги» «Ульяновские распределительные сети»  в соответствии с инвестиционной программой выполнено:

-                     освоение капитальных вложений – 596,227 млн. рублей - 100,1 %,

-                     финансирование в объеме – 674,576 млн. рублей - 104,1 %.,

-                     ввод основных фондов – 548,089 млн. рублей - 102,8%.

-                      введено  мощностей: 100,182 МВА - 103,5 % и 77,698 км линий электропередачи - 99,6 %.

Проведена реконструкция с вводом дополнительных мощностей на ПС «Автозапчасть», ПС «Мелекесс-Городская», ПС «Чердаклы».

Произведена реконструкция сетей высокого напряжения ВЛ 110/0,4 кВ, протяженностью более 47 км. Проведена замена проводов на провода большего сечения, устаревшие марки проводов на современные, замена деревянных опор на железобетонные. Данные сети являются системообразующими и осуществляют связь между подстанциями высокого напряжения. Проведенная реконструкция данных линий увеличивает пропускную способность и обеспечивает надежное снабжение электроэнергией потребителей Сурского, Карсунского, Вешкаймского, Майнского, Павловского, Старокулаткинского, Мелекесского, Сенгилеевского и Старомайнского районов Ульяновской области.

В рамках выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 по технологическому присоединению потребителей были выполнены работы по строительству ВЛ 10-0,4 кВ. Было реконструировано и построено вновь 29 км с использованием провода СИП и введено 15 КТП (комплектные трансформаторные подстанции) общей мощностью 3,21 МВА.

По программе энергосбережения по всему региону проведены работы по установке современных приборов учета электрической энергии в количестве 3707 шт., установлено 600 шт. выносных пунктов учета электрической энергии для автоматизированного сбора и передачи данных в центр сбора и обработки информации.

ОАО «Ульяновская сетевая компания» в рамках инвестиционной программы проведены мероприятия по реконструкции и строительству 8 КТП, общей мощностью 2,9 МВА, 21 км линий электроснабжения в Ульяновском, Сенгилеевском, Николаевском, Старокулаткинском, Павловском, Радищевском, Цильнинском, Тереньгульском, Чердаклинском, Карсунском, Сурском, Вешкаймском, Майнском, Базарносызганском, Новомалыклинском, Мелекесском, Новоспасском, Барышском, Кузоватовском районах и городе Димитровграде на общую сумму 53,0 млн. рублей.

МУП «УльГЭС»

В соответствии с инвестиционной программой, направленной на повышение эффективности работы электрических сетей, повышение надежности и улучшение качества электроснабжения жителей города Ульяновска выполнены работы по реконструкции существующих и строительству новых объектов:

- воздушные линии электропередач 0,4-6-10кВ 10,43 км - 126% 

- кабельные линии электропередач - 0,4кВ  4,35 км - 78%.

С целью совершенствования схемы электроснабжения проложено вновь 6,29 км высоковольтных (10 кВ) кабельных линий электропередач - 147%.

Общий объем инвестиций, направленный на реализацию программы  «Повышение эффективности работы электрических сетей» в 2012 году составил 97,6 млн. руб.

Реализация инвестиционной программы «Развитие системы электроснабжения города Ульяновска и строительство объектов электросети» обусловлена появлением большого числа новых потребителей, отсутствием свободной трансформаторной мощности и недостаточной пропускной способностью электрических сетей.

В целом, в 2012 году произведена реконструкция 36 объектов на сумму 5,4 млн. руб., введено в эксплуатацию 95 новых объектов на сумму 92,2 млн. руб.

Итогами реализации мероприятий, предусмотренных производственной и инвестиционной программами, явились повышение надежности и качества электроснабжения потребителей города Ульяновска, что позволило сократить количество технологических нарушений, а также снизить износ электрических сетей, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

1.8. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

С целью проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ульяновской области, в муниципальных образованиях в 2012 году проведены следующие мероприятия:

- установка систем погодного регулирования на системах теплоснбжения;

- установка энергоэффективных светильников;

- замена ламп накаливания на энергосберегающие;

- утепление ограждающих конструкций зданий;

- ремонт и замена изношенных участков теплотрасс;

- замена оборудования пищеблоков в учреждениях социальной сферы;

- модернизация котельных, замена котлов, замена электродвигателей насосов и дымососов;

- проведение энергетических обследований;

- ремонт и замена оконных и дверных конструкций;

- ремонт системы водоснабжения;

- установка приборов учета энергоресурсов.

С целью популяризация энергосбережения в Ульяновской области сделано следующее:

- совместно с медиахолдингом «Мозаика» в октябре 2012 года проведена X региональная выставка «Экология. Энергосбережение. ЖКХ».

- проводилась работа по размещению информации о разработанных муниципальных программах энергосбережения, проводимых мероприятиях по энергосбережению в местных средствах массовой информации – районных газетах, сайтах администраций муниципальных образований, местах общего пользования, включая многоквартирные жилые дома. Проводятся сходы граждан с разъяснением требований законодательства в области энергосбережения.

- В соответствии с годовым медиапланом осуществлялась публикация печатных материалов и телевизионных сюжетов, в том числе и на федеральных телеканалах. Так в ноябре 2012 г. на телеканале НТВ в рамках программы «Бизнес новости» вышел сюжет о проведении месячника «Энергосбережения» в Ульяновской области, подготовленный ОГКУ «Фонд содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области», Функционирует официальный сайт http://www.e-save73.ru/

- совместно с ресурсоснабжающими организациями проведена акция «Экономь вместе с нами», общественная акция «Энергосберегай экологично», конкурс плакатов по энергосберегающей тематике.

- в октябре 2012 года проведен месячник энергосбережения на территории Ульяновской области, в рамках которого проведены книжная выставка, тематические лекции, также в рамках месячника был проведен творческий конкурс среди учащихся средних школ муниципальных образований. К выполнению заданий привлекались не только школьники, но и их родители. Также были проведены тематические уроки-практикумы по энергосбережению, беседы, тренинги, факультативные занятия лекции и семинары по актуальным аспектам энергосбережения среди обучающихся. Всего было проведено около тысячи мероприятий по данной тематике, в которых приняли участие более 37 тысяч обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ.

В 2012 году работы по газификации проведены в   населённых пунктах:

в Старомайнском районе: с.Большая Кандала, с.Малая Кандала, с.Грибовка, с.Матвеевка, с.Шмелёвка;

в Кузоватовском районе: с.Волынщина, с. Безводовка, п.Приволье, ст.Безводовка;

в Инзенском районе: с. Оськино, п.Подгорный, с.Черёмушки, с.Поддубное;

в Тереньгульском районе – с.Молвино;

в  г. Ульяновск -  д.Погребы;

в г. Новоульяновск - с.Панская Слобода;

в Чердаклинском районе - п.Лощина.

Также в 2012 году начаты работы по газификации в п.Земляничный и п.Лесная Дача Барышского района,  в с.Канадей  Николаевского района (завершить предусмотрено в 2013 году), завершено строительство уличных сетей для газификации  р.п. Языково, 760 квартир получили возможность газифицироваться.

Из вновь начатых объектов выполнено в 2012 году   только  по Инзенскому району газификация с. Черёмушки, с. Поддубное  построено 18,776 км),  в Барышском и Николаевском районах начатые объекты остаются переходящими из-за не обеспечения софинансированием из областного бюджета: по Барышскому району из областного бюджета не предусмотрено в 2012 году – 8,826 млн. руб., по Николаевкому району - 4,184 млн. руб.,

В рамках инвестпрограмм газораспределительных организаций  реализованы мероприятия по завершению газификации в с.Ясашная Ташла Тереньгульского района, в Инзенском районе п.Свет и   г. Инза (в южной части ул.Герцена и Чернышевского), с.Панская Слобода г.Новоульновска, в Цильнинском районе с.Большое Нагаткино, с.Вышки Ульяновского района. Построены газопроводы для подключения потребительских сетей к вновь вводимым ГРС Тереньгульского района в р.п. Тереньга и с.Ясашная Ташла.

Показатели ввода в эксплуатацию в 2012 году по газификации за счёт всех источников:

- ввод газораспределительных сетей – 357 км,

- 6128 квартир (домовладений),

- 25 котельных, 248 коммунально-бытовых предприятий.

Уровень газификации жилищного фонда по области к 2013 году:

  61,13 %, в том числе сельского населения 47 %.

Водоснабжение населённых пунктов Ульяновской области осуществляется 133 предприятиями, существующими на территории практически каждого из сельских и городских поселений.

Обеспеченность населённых пунктов Ульяновской области  водой, отвечающей требованиям  безопасности, в 2012 году составляла 62,2% (в 2011 году – 60,4%), что выше аналогичного показателя по Российской Федерации на 22,7 % (данный показатель по РФ равен 39,5%).

Обеспеченность населения Ульяновской области централизованным водоснабжением  остаётся стабильной и составляет от 92% до 100% - городского и от 70%  до 98% - сельского населения.

Доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в 2012 году составила 95,3 %, что на 0,6 % выше аналогичного показателя в 2011 году (94,7 %) и выше среднего показателя по Российской Федерации на 7,6 % (87,7 %).

В 2012 году реконструкция и строительство сетей водоснабжения населённых пунктов Ульяновской области проводились в рамках реализации на территории Ульяновской области федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42/390-П.

В 2012 году завершены работы, начатые в 2011 году:

- строительство водопровода в жилой зоне с. Папузы Базарносызганского района;

- реконструкция системы водоснабжения с. Калиновка Радищевского района;

- строительство водопровода в новом микрорайоне с. Большие Ключищи Ульяновского района;

- реконструкция водопровода в с. Новый Белый Яр Чердаклинского района.

В 2012 году начаты работы по реконструкции водопроводных сетей:

- с. Ундоры Ульяновского района;

- с. Русский Мелекесс Мелекесского района;

- пос. Фабричные Выселки Новоспасского района.

Продолжались работы по строительству водопровода в с. Малое Станичное Карсунского района (реализация проекта начата в 2011 году и будет продолжена в 2013 году).

Всего в 2012 году было построено и реконструировано 26,064 км водопроводных сетей, что позволило обеспечить доброкачественной питьевой водой 3198 человек.

В 2012 году проводился ремонт объектов водоснабжения в с. Еделево Кузоватовского района и с. Тетюшское Ульяновского района.

Проведённые работы по ремонту объектов водоснабжения позволили повысить качество предоставления услуги водоснабжения для 3258 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Рейтинг муниципальных образований по комплексной оценке по итогам 2012 года

Муниципальные образования - лидеры

место

Муниципальные образования - аутсайдеры

место

Город Ульяновск

1

Павловский район

24

Кузоватовский район

2

Новомалыклинский район

23

Город Димитровград

3

Старокулаткинский район

22

Цильнинский  район

4

Николаевский район

21

Старомайинский  район

5

Вешкаймский район

20

 

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в 2012 году проведена по интегрированному сводному рейтингу с учетом достигнутых уровня и динамики. Комплексная оценка включает в себя результаты эффективности деятельности муниципалитетов по основным разделам, охватывающим все вопросы местного значения, а также основные сферы деятельности. 

Наивысшие рейтинговые баллы по комплексной оценке в 2012 году среди муниципальных образований Ульяновской области имеют, город Ульяновск, Кузоватовский, город Димитровград, Цильнинский, Старомайнский районы.

Кузоватовский район и город Ульяновск были в пятерке лидеров и в 2011 году, однако ни одно муниципальное образование с 2007 года - начала проведения мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления - не удерживало постоянно лидирующие позиции, что свидетельствует об активной работе муниципалитетов по достижению высоких показателей социально-экономического развития.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ СОГЛАСНО ПРИВЕДЁННОГО РЕЙТИНГА

Согласно проведенному рейтингу эффективности деятельности ОМСУ Ульяновской области, последние места из-за низких показателей результативности деятельности ОМСУ заняли МО набравшие от 0,3830 до 0,3322баллов:

24 место - МО «Вешкаймский район (0,3322 балла)»,

23 место - МО «Николаевский  район» (0,3507),

22 место - МО «Старокулаткинский район» (0,3511),

21 место - МО «Новомалыклинский район» (0,3517),

20 место - МО «Павловский район»(0,3830).

Снижение мест ряда МО в рейтинге обусловлено  спадом показателей, либо отсутствием их роста.

24 место – МО «Вешкаймский район» - (0,3422 балла).

- наименьшее значение показателя  уровня доходов местного бюджета, как по динамике, так и  по фактическим значениям (последнее место среди всех МО Ульяновской области в 2012 году - 20,6%.);

-снижение доли выпускников муниципальных общеобразовательных

учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен,  с 96,38% в 2010 году до 95,19% в 2012;

-снижение предпринимательской активности, сокращение числа субъектов предпринимательства, что характерно для всех МО Ульяновской области;

Отсутствует положительная динамика по выделению земельных участков, для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения.

 23 место – Николаевский район (сумма баллов 0,3507).

-снижение доли неналоговых и налоговых доходов в бюджете МО с 35,2% в 2010 году до 20,5% в 2012;

- снижение площади земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения;

-снижение доли выпускников муниципальных общеобразовательных

учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен;

-увеличение доли детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения с 11,9% в 2010 году до 15,7% в 2012.

22 место – Старокулаткинский район (сумма баллов 0,3511)

При положительной динамике по большинству показателей фактически достигнутые показатели остаются на низком уровне в сравнении с другими МО Ульяновской области.

-доля среднесписочной численности работников (малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (всех предприятий и организаций) составляет в 2012 году 15,9 %

-число субъектов малого и среднего предпринимательства   в расчете на 10 тыс. человек населения составляет 170 в 1012 году.

-снижения доли доходов местного бюджета  с 26,8% в 2010 году до 20,7% в 2012 году.

Новомалыклинский район - 21 место (0,3496)

-значительно сократилась площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, (со 107,9  гектар в 2010 году  до 5,37 гектар в 2012 году);

-в отрасли образование показатель «доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и услуг по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, %» в 2012 году составил 37,2 %. один из самых низких в области;

-снижение доли доходов местного бюджета  (с 31,6 % в 2010 году до 29,3% в 2012).

Павловский район - 20 место (сумма баллов 0,331971).

По сравнению с 2011 годом район с лидирующего 4 места опустился вниз на 20 . Темпы роста показателей значительно выросших в 2011 году, не только не увеличились, но и значительно снизились:

-значительно снизился объём инвестиций в основной капитал, в 2011 году он составлял 8861 руб. в расчете на душу населения в 2012 году он снизился и составил 1429 руб.;

- снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек  населения, (2010- 354 субъекта, в 2012- 249 субъектов);

-наименьший темп роста среднемесячной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных учреждений культуры и искусства;

 -снижение доли налоговых и неналоговых доходов собственного бюджета  с 33,2% в 2010 году  до 28,2% году в 2012.

Отсутствует положительная динамика по таким показателям:

-доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района),

-площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения.

Далее МО занявшие с 19 по 6 место. Развитие МО можно охарактеризовать, как стабильное, все они находятся примерно в одной «весовой категории» сумма баллов от 0,383 до 0,4373.

19 место - МО «город Нововульяновск» (0,383балла),

18 место - МО «Сенгилеевский район»(0,3832),

17 место - МО «Сурский район»,(0,3960)

16 место - МО «Ульяновский район»,(0,4064)

15 место - МО «Теренгульский район» (0,4067)

14 место - МО «Радищевский район»,(0,4111)

13 место - МО «Маинский район»(0,4158)

12 место – МО «Мелекесский район» (0,4171)

11 место – МО «Инзенский район» (0,4174)

10 место - МО «Базарносызганский район»(0,4226)

9 место – МО «Новоспасский район»(0,4230)

8 место - МО «Карсунский район»(0,4284)

7 место – МО «Чердаклинский район»(0,4319)

6 место -  МО «Барышский  район»(0,4373)

 Группа «лидеров». Развитие данных МО характеризуется наиболее высокими показателями, по всем направлениям, о чем свидетельствует полученная бальная оценка от  0,5024 до 0,5474 баллов.

5 место – Старомайнский район (сумма баллов 0,5024).

Район не является лидером, в какой либо отрасли, но «кучность» показателей позволила ему претендовать на «грантовое место».

Район находится на 5 месте в  общем рейтинге, высокие показатели  эффективности  зафиксированы в сфере муниципального управления.

Повышается инвестиционная привлекательность района: самая  высокая динамика роста объема инвестиции в расчете на одного жителя, показатель вырос с 829 руб. в 2010 году до 10200 руб. в 2012.

4 местоЦильнинский район (сумма баллов 0,5031).

Наиболее высокие показатели в сфере муниципального управления и повышения инвестиционной привлекательности, роста заработной платы.

В районе самая высокая доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, 26,6 %.

Одна из самых высоких доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района), 95 %, что характеризует усилия органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы.

          3 местогород Димитровград (сумма баллов 0,5061).

Наблюдается рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, рост объёма инвестиций в основной капитал, увеличение площади земельных участков, предоставленных для строительства, а также увеличение доходов населения.

Положительная динамика показателя объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, который с 11 783 руб. в 2010, увеличился до 22 199 руб. в 2012 году.

Также, значительный темп роста площади земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, всего, с 1,2 га до 2 га в 2012 году.

Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек  населения со 459,4 в 2010 году  до  496,4 в 2012 году, что говорит об эффективности и достаточности мер, принимаемых органами местного самоуправления, по стимулированию предпринимательской активности населения.

2 местоКузоватовский район (сумма баллов по комплексной оценке 0,5182).

Второй год район демонстрирует положительную динамику роста показателей, характеризующие эффективность деятельности органов местного самоуправления.

Значительно улучшилась инвестиционная привлекательность района. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя увеличился с 865 р. в 2010 году до 8108  р.в 2012 году.

Резко увеличилась доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории  муниципального района с 20,8%  в 2010 году до 70% в 2012.

Произошло улучшение в отрасли «образование».

Кузоватовский район, один из не многих МО, где доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, третий год подряд составляет 100 процентов.

Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услуг по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, увеличилась с 36 в 2010 до 50,4 в 2012 году.

И наконец победа города Ульяновска (сумма баллов 0,5471)

По основным макроэкономическим показателям достигнута положительная динамика экономического роста. Город  Ульяновск добился положительных темпов жилищного строительства, роста среднемесячной заработной платы работников, улучшения показателей в «отрасли образовании» и повышении инвестиционной привлекательности.

Так объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя увеличился с 14 631 в 2010 году до 23143,2 в 2012 году.

В отрасли «образование»: 

-доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, снизилась с 29% в 2010 году до 19% в 2012;

-возросла доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услуг по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, с 64% в 2010 до 97,9% в 2012 году.

-общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего в том числе, введенная в действие за один год, возросла с 0,47% в 2010 до 0,55% в 2012 году;

-доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций), возросла с 74,6% в 2010  до 90 % в 2012 году.