Выступление Министра финансов Ульяновской области Е.В.Буцкой «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Сегодня мы с Вами  рассмотрим  вопросы, связанные с формированием бюджета на следующий год и соответственно на трёхлетку.

Работу по формированию областного бюджета на 2018 год и на плановый период мы с Вами  начали в мае месяце, 22 мая был разработан  и утверждён  Губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым и Первым заместителем Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области – председателем комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по бюджету и экономической политике В.В. Малышевым график  подготовки и рассмотрения проектов областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, в  соответствии с которым проводится формирование проекта областного бюджета.

Аналогичные графики  разработаны и размещены на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» всеми муниципальными районами и городскими округами Ульяновской области.

Формирование областного бюджета Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов основывается на основных направлениях налоговой и бюджетной политики, разрабатываемых на федеральном уровне.

В настоящее время на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации размещён проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020годов», который был представлен и одобрен 18 июля текущего года на заседании Правительства Российской Федерации.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период разрабатываются ежегодно в соответствии со статьёй 1842 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьёй 8 Закона Ульяновской области от 02.10.2012 № 123-ЗО «Об особенностях бюджетного процесса в Ульяновской области» с учётом итогов реализации бюджетной политики за отчетный финансовый год.

Основные направления бюджетной и налоговой политики являются обязательным документом, представляемым одновременно с проектом закона о бюджете в законодательный орган власти. И если в прошлом году основные направления налоговой и бюджетной политики были двумя самостоятельными документами, то, начиная с этого года, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ мы вновь формируем единый документ – бюджетную и налоговую политику Ульяновской области.

Необходимо отметить, что впервые в одном документе объединены две крупные темы. Сделано это главным образом с целью внутренней согласованности – расходных потребностей и налогово-доходных возможностей.

 

Слайд 1

 

При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики РФ учитывались положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

Традиционно в федеральном проекте представлены:

  • итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2015-2017;
  • влияние внешних и внутренних условий на развитие российской экономики;
  • определены цели и задачи по обеспечению сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики;
  • представлена динамика основных параметров бюджетной системы.

Более подробно остановлюсь на предстоящих изменениях в части налоговой политики.

Слайд 2

Налоговая политика

В целях улучшения качества администрирования доходов бюджетной системы и обеспечения роста собираемости налогов, а также снижения административной нагрузки для добросовестного бизнеса планируется следующее:

  •  полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС,
  •  предоставление малому бизнесу (плательщики ЕНВД, патента) права уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат,
  •  интеграция информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов; создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю,
  •  постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы.

Среди федеральных мер, способных оказать влияние на формирование доходов консолидированных бюджетов регионов, направленных на сокращение теневого сектора и создание равных конкурентных условий, предполагаемых к реализации в течение налогового периода, можно выделить:

 

Слайд 3

 

1. Пресечение злоупотреблений с использованием режима ЕСХН.

  • Признание плательщиков ЕСХН с выручкой более 150 млн. рублей плательщиками НДС в целях пресечения злоупотреблений и беспрепятственного их встраивания в хозяйственные отношения с плательщиками НДС.
  • Освобождение плательщиков ЕСХН от налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН.

2. Пресечение злоупотреблений, связанных с использованием патентной системы налогообложения для минимизации налогообложения по такому виду предпринимательской деятельности как сдача в аренду (наём) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности. Предлагается ограничить общее количество таких объектов (общую площадь объектов), в отношении которых предприниматель может применять патентную систему налогообложения.

3. Совершенствование мер по «обелению» рынка крепких алкогольных напитков в части пресечения нецелевого использования спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии.

         Планируется предусмотреть норму, согласно которой этиловый спирт производителями этилового спирта реализуется организациям, имеющим свидетельства на производство спиртосодержащей продукции.

Лица, не имеющие указанных свидетельств, не уплачивающие авансовый платеж акциза и не осуществляющие производство товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с Налоговым кодексом, будут приобретать этиловый спирт, произведённый из пищевого и непищевого сырья без права на налоговый вычет.

При этом акциз будет включаться в стоимость произведённой продукции. Соответственно, применение данного порядка исчисления акциза позволит устранить экономическую заинтересованность недобросовестных производителей.

4. Создание равных конкурентных условий на рынке розничных продаж алкогольной продукции. Установление дифференцированного подхода к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией, в зависимости от количества мест осуществления деятельности (в настоящее время размер госпошлины – 65 000 рублей в год – универсален как для крупной торговой сети, так и для отдельных сельских магазинов).

5. Вовлечение в формальную экономику самозанятых. Освобождение самозанятых до конца 2018 года от уплаты НДФЛ при условии уведомления налогового органа об осуществлении упомянутой деятельности. По окончанию льготного периода такие граждане смогут самостоятельно определиться с режимом налогообложения их доходов. Рассмотрение возможности установления для самозанятых стоимости патента, учитывающего страховые взносы, возможно после окончательного определения их правового статуса.

 

Кроме этого, учитывая социальный характер налоговых вычетов по НДФЛ, в целях применения стандартного налогового вычета предлагается снять ограничение по возрасту инвалида I или II группы, который находится на обеспечении родителя, усыновителя опекуна, попечителя.

А также, учитывая отсутствие возникновения экономической выгоды у физических лиц на дату приобретения ими облигаций федерального займа для физических лиц при их первичном выпуске по установленной цене предлагается предусмотреть прямую норму, исключающую возможность возникновения дохода физического лица в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, на указанную дату.

Сейчас перейдем к основным направлениям налоговой политики на региональном уровне.

 

Слайд 4

 

Основными целями налоговой политики Ульяновской области в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов являются сохранение бюджетной устойчивости и рост доходов бюджетов бюджетной системы Ульяновской области за счёт:

1) стимулирования (привлечения) инвестиций;

2) создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

3) совершенствования администрирования доходов областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области;

4) продолжение работы по сокращению задолженности по налогам и сборам;

5) оптимизации действующих налоговых льгот.

 

С целью сохранения привлекательного и благоприятного инвестиционного климата на территории нашего региона сохранены льготные условия налогообложения для инвесторов.

Также сохранено льготное налогообложение для малого и среднего предпринимательства.

Особенностями нового бюджетного периода для региона будут:

 

Слайд 5

 

Переход на кадастр

         В соответствии со статьёй 402 Налогового Кодекса Российской Федерации по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается в срок до 1 января 2020 года единая дата начала применения на территории этого субъекта порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В ближайшее время будет принято решение об установлении единой даты начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018 года.

         Фактически Ульяновская область готова к переходу взимания налога на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.

Правительством Ульяновской области разработаны «Дорожные карты» по переходу на взимание налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости и налога на имущество организаций в отношении коммерческих объектов (административно-деловые, торговые, офисные центры) от кадастровой стоимости с 1 января 2018 года.

«Дорожными картами» предусмотрены и определены меры поддержки бизнеса и граждан в непростой экономической ситуации, в связи с чем, органам местного самоуправления рекомендовано пересмотреть налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.

1)    Увеличение налоговых ставок по транспортному налогу

         В целях увеличения сохранения и дальнейшего наращивания достигнутых темпов по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения предлагается повысить ставки транспортного налога, являющего источником регионального дорожного фонда на легковые машины с мощностью двигателя свыше 200 л.с., а также катера, моторные лодки, снегоходы, мотосани. Экономический эффект ожидается в сумме 28,8 млн. рублей в 2019 году. Соответствующий законопроект уже проходит процедуру согласования.

2)           Изменение нормативов отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В целях развития малого и среднего бизнеса и увеличения доходной части бюджетов муниципальных районов (городских) округов планируется увеличить норматив зачисления налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения с 10% до 30% в бюджеты муниципальных районов и с 0 до 5% в бюджеты городских округов. По предварительным данным в бюджеты муниципальных районов дополнительно поступит порядка 51,0 млн. рублей, в бюджеты городских округов – 66,1 млн. рублей. Потери областного бюджета составят 117,1 млн. рублей.

3)                Налоговые расходы

Правительство Ульяновской области исходит из того, что региональные налоговые льготы должны способствовать достижению целей и задач социально-экономического развития Ульяновской области, давать адекватный экономический и социальный эффект. Потери бюджета в связи с льготным налогообложением должны компенсироваться модернизацией производства, появлением новых рабочих мест, увеличением заработной платы работников.

О предоставлении налоговых льгот на региональном уровне будет озвучено в отдельном вопросе. При этом регион планирует активно использовать переданные полномочия в части реализации механизма «двух ключей».

Таким образом, в трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета области за счёт наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.

 

Слайд 6

 

Бюджетная политика

Ситуация в российской экономике требует проведения экономической политики, направленной с одной стороны на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а с другой стороны, на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития.

Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: «При формировании бюджета исходим из того, что при любой ситуации на нефтяном рынке, при любых иных внешних вводных событиях необходимо сохранять устойчивость и сбалансированность бюджетной системы».

Слайд 7

Основными задачами федеральной бюджетной политики на 2018-2020 годы станут:

-   формирование бюджетной политики в соответствии с принципами, заложенными в новую конструкцию бюджетных правил, что позволит не только повысить устойчивость федерального бюджета и гарантировать исполнение всех обязательств государства независимо от подвижности цен на нефть, но также будет способствовать формированию предсказуемых макроэкономических и финансовых условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики и благоприятствовать проводимой Банком России политике таргетирования инфляции.

-   сокращение структурного дефицита федерального бюджета в течение 2018-2019 гг., что создаст благоприятные условия для стабилизации инфляции на более низком уровне, откроет дополнительное пространство для снижения равновесных реальных процентных ставок в экономике и устранит предпосылки для повышения налоговой нагрузки, обеспечив, таким образом, переход экономики к целевому макроэкономическому равновесию, благоприятствующему инвестиционной модели роста.

мобилизация доходной базы среди прочего также позволит: (1) увеличить отдачу от государственных активов, способствуя тем самым повышению эффективности государственных компаний; (2) повысить собираемость ключевых налогов при снижении административной нагрузки для легального бизнеса; (3) повысить эффективность нефтегазового сектора;

-   реализация мер по приоритизации и повышению эффективности бюджетных расходов будет опираться как на нахождение более тесных взаимосвязей между результативностью и объёмами бюджетных ассигнований, так и на активное реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной политики;

-   «донастройка» государственных программ с их более чёткой привязкой к целям государственной политики, усилением проектных принципов их построения, созданием новой системы их внешнего и внутреннего аудита;

- реализация мер по повышению качества предоставления государственных услуг, процедур проведения государственных закупок, предварительного и последующего государственного финансового контроля.

-   обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

Исходя, из задач государственной политики формируется бюджетная политика Ульяновской области.

Слайд 8

В целях достижения целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в предыдущие годы, основными направлениями бюджетной политики Ульяновской области  на 2018-2020 годы будут:

- обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Ульяновской области;

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- совершенствование межбюджетных отношений;

- сохранение безопасного уровня долговой нагрузки;

- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Слайд 9

По аналогии с федеральным бюджетом на региональном уровне начиная с 2018 года также будут введены «бюджетные правила» которые предполагают направление поступивших сверх плановых значений дополнительных доходов в ходе исполнения бюджета Ульяновской области на следующие приоритетные направления:

  • 50% на исполнение Указов Президента РФ;
  • 25% на развитие Ульяновской области в целях увеличения налогового потенциала и стимулирования экономически значимых отраслей;
  • 10% на погашение кредиторской задолженности;
  • 10% на снижение долговой нагрузки, обслуживание государственного долга;
  • 5% в Резервный фонд Ульяновской области;

 

Слайд 10

 

В целях стимулирования учреждений к выявлению неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося у них в оперативном управлении, и инициировании процедуры прекращения права оперативного управления на такое имущество, повышения темпов реализации неиспользуемого имущества будет направляться часть средств от продажи, после поступления их в областной бюджет, учреждениям имевшим в оперативном управлении данные объекты на погашение кредиторской задолженности, модернизацию основных средств и на решение иных социально-значимых задач в следующих размерах:

в 2018 году- 80%;

в 2019 году-50%;

в 2019 году-30%.

Следующее направление бюджетной политики направлено на повышение эффективности бюджетных расходов.

С этой целью в Ульяновской области в марте 2017 года распоряжением Правительства Ульяновской области утверждена Программа оптимизации расходов областного бюджета Ульяновской области на 2017-2019 годы. Запланированный эффект от реализации мероприятий указанной программы в 2017 году составит 901 167,1 тыс. рублей, на 2018 год - в размере 724 925,3 тыс. рублей, на 2019 год – 728 879,5 тыс. рублей.

Министерством финансов РФ разработаны Методические рекомендации по подготовке программ оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Данные рекомендации включают в себя систему индикаторов, характеризующих состояние расходной части бюджета субъекта и направлены на достижение показателей эффективности бюджетных расходов. Применение данных индикаторов позволит оценить не только общее состояние расходной части бюджета, но и проанализировать эффективность бюджетных средств в разрезе отраслей и направлений по показателям. Данные рекомендации будут рассмотрены на сегодняшнем совещании, потребуется внесение изменений, как в областную программу, так и Ваши муниципальные программы оптимизации.

Слайд 11

Повышение эффективности бюджетных расходов предполагает выполнение следующих задач:

-  повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

- создание условий для повышения качества предоставляемых услуг;

- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;

- дальнейшей оптимизации бюджетных расходов, их структуры;

Кроме того, основным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей региональной политики, остаются государственные программы Ульяновской области.

 

Слайд 12

Хотелось бы заострить внимание, на то, что на федеральном уровне предельные объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам и направлениям деятельности, не входящим в государственные программы на 2018-2020 гг., сформированы на основе следующих основных подходов:

  1. в качестве «базовых» объёмов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018-2020 годы приняты бюджетные ассигнования, утверждённые на 2017-2019 годы Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»;
  2. «базовые» объёмы бюджетных ассигнований 2018-2020 годов уточнены с учетом:
  • увеличения бюджетных ассигнований в связи с ежегодной индексацией с 1 января публичных нормативных обязательств на прогнозный уровень инфляции на 4%;
  • увеличения бюджетных ассигнований на ежегодное повышение оплаты труда на прогнозный уровень инфляции на 4%;
  • увеличения бюджетных ассигнований на повышение пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, на прогнозный уровень инфляции (ежегодная индексация в 2018 и 2019 годах с 1 февраля на 4,0 % учтена в Федеральном законе № 415-ФЗ);
  • сокращения бюджетных ассигнований в 2018 году на 2%, за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и международных обязательств, оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам, содержание судебной системы, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, обслуживание государственного долга Российской Федерации

На региональном уровне в свою очередь ассигнования на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы на 2018-2020 годы рассчитываются с учётом выполнения задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ассигнования на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетных учреждений, на которые не распространяется действие  вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации,  предусматриваются с индексацией с 01.01.2018 на 4%.

На федеральном уровне дальнейшее развитие методологии формирования и реализации госпрограмм предполагает расширение практики внедрения принципов проектного управления.

Аналогично, с 2016 года ведётся работа по внедрению проектного управления на региональном уровне.

 

Слайд 13

 

В 2018-2020 гг. будет продолжена работа, направленная на решение следующих задач:

-    совершенствование нормативной и методической базы, в том числе по разработке единой методики оценки эффективности реализации государственных программ Ульяновской области;

-    повышение качества системы целеполагания госпрограмм: утверждение ограниченного перечня (3-5) наиболее приоритетных целей, характеризующихся общественной значимостью, амбициозностью, измеримостью и достижимостью;

-    обеспечение полноты учёта в составе программ всех финансовых ресурсов и нефинансовых инструментов, способствующих достижению целей государственной политики в соответствующей сфере;

-    уточнение структуры госпрограмм с выделением мероприятий проектного (ограниченные по срокам и приводящие к уникальному результату и/или качественному изменению процессов) и процессного (непрерывные или постоянно возобновляемые, реализуемые в соответствии с устоявшимися процедурами) характера;

В настоящее время в Ульяновской области приняты и реализуются 18 государственных программ с объёмом финансирования 39,6 млрд. рублей, что составляет 95,7% всех расходов областного бюджета на 2017 год. Увеличение количества программ на 2018-2020 гг. не планируется.

В сфере развития и совершенствования контрактной системы предлагается:

- развитие института нормирования закупок, автоматизацию контрольных процедур, создание условий для минимизации дебиторской задолженности по контрактам;

- создание информационного пространства, которое позволит участникам контрактных отношений соблюдать заложенные в законодательстве о контрактной системе принципы открытости и прозрачности.

В целях интеграции бюджетного и закупочного процесса в настоящее время проводится передача Департамента закупок из Министерства конкуренции и экономики Ульяновской области в Министерство финансов Ульяновской области.

В рамках повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.

 

Слайд 14

 

Основными мероприятиями по данному направлению станут:

- внесение изменений, направленных на повышение ответственности госучреждений за невыполнение госзадания, в том числе установление требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет в случае недостижения показателей, установленных в госзадании;

- применение введённых федеральных и региональных перечней государственных и муниципальных услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, в целях более оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования госзадания;

- исполнение установленных требований к раскрытию информации о расчетах (обоснованиях) показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, произведённых на основании натуральных норм потребления трудовых и материальных ресурсов, для повышения прозрачности расходов, осуществляемых государственными и муниципальными учреждениями.

Дальнейшее совершенствование и проведение углублённого анализа нормативных затрат на оказание государственных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных государственных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Требуют решения вопросы оптимизации затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием государственных услуг. Напоминаю, что с 2017 года по нормативу затрат рассчитывается стоимость работ (ранее она определялась сметным методом).

Необходимо формирование рыночных механизмов оказания государственных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций к их оказанию.

Слад 15

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2018-2020гг будет осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ульяновской области от 04.10.2011№ 142-ЗО «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области»"(с последующими изменениями) с учётом изменений бюджетного и налогового законодательства и направлено на решение следующих задач:

-  обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ульяновской области;

-  повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов;

-  совершенствование механизмов предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области межбюджетных трансфертов из областного бюджета;

- создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами.

В рамках решения данных задач с целью дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений будет продолжена работа по сокращению дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области, сохранению заинтересованности в наращивании доходного потенциала территорий, региональному и эффективному расходованию бюджетных средств.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков несбалансированности бюджетов межбюджетные отношения будут направлены на усиление ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части:

- соблюдения муниципальными образованиями условий представления межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области;

- выполнения мер, утверждённых Программами оптимизации расходов бюджетов муниципальных образований;

При недостатке доходных источников или в связи с увеличением по объективным причинам расходных обязательств местных бюджетов в ходе их исполнения планируется с 2018 года выделение нового вида дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

 

Слайд 16

Обращаю ваше внимание на внесение изменений в Бюджетный Кодекс, статью 132 «Субсидии бюджетам субъектам Российской Федерации из федерального бюджета», которая предусматривает уточнение требований к формированию, предоставлению, распределению субсидий бюджетам субъектов из федерального бюджета, порядка определения и установления предельного уровня софинансирования РФ объёма расходного обязательства субъекта.

В развитие данных изменений вносятся изменения в постановление Правительства РФ от 30.09.2014 №999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», касающиеся  уточнения порядка предоставления субсидий из ФБ бюджетам субъектов  для последующего предоставления субсидий из бюджета субъекта местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки местным бюджетам на исполнение полномочий по вопросам местного значения.

В случае софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъекта по оказанию финансовой поддержки местных бюджетов на исполнение полномочий по вопросам местного значения, по новым правилам в Соглашение о предоставлении субсидии между федеральным ГРБС и субъектом будет включено условие о перечислении данной субсидии в субъект только при наличии заключённых в системе «Электронный бюджет» по типовой форме соглашений о предоставлении субсидии из бюджета субъекта местному бюджету.

При предоставлении субсидии из федерального бюджета для последующего предоставления из бюджета субъекта местным бюджетам уровень софинансирования расходного обязательства субъекта может быть установлен в соглашении с превышением предельного уровня, утверждённого Правительством РФ  в пределах суммы субсидии, подлежащей предоставлению бюджету субъекта, исходя из объёма бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах для полного исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

Таким образом, в отличие от 2017 года, допускается привлечение средств местных бюджетов. В связи с этим ГРБС и муниципальным образованиям  уже сейчас необходимо вести работу по планированию объектов и мероприятий, на которые будут направляться субсидии из федерального и областного бюджетов. При планировании муниципальных бюджетов на 2018год требуется учитывать потребность в софинансировании. Нерасторопность в данном вопросе повлечет за собой замедление в перечислении средств субъекту, что в свою очередь затруднит достижение показателей результативности использования субсидий.

 

Слайд 17

 

Политика управления государственным долгом Ульяновской области.

На 2017-2019 годы основные направления долговой политики Ульяновской области утверждены распоряжением Правительства Ульяновской области от 25.11.2016 года № 652-пр «Об утверждении основных направлений долговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Реализация долговой политики в 2018-2020 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки, оптимизации структуры долга и его обслуживания, а также показателей и индикаторов, установленных государственной программой «Управление государственными финансами Ульяновской области».

В соответствии с Соглашением между Правительством Ульяновской области Министерством финансов Российской Федерации целевые показатели долговой нагрузки составляют на 01.01.2018г - 75%, на 01.01.2019 - 60%, на 01.01.2020год - 52%. Прогнозный показатель на 01.01.2017г - 76%.

Таким образом, для выполнения целевых показателей Соглашения объём государственного долга должен снизиться к концу 2018 года на сумму около 1,6 млрд. рублей, а к концу 2020 года еще на 4,7млрд. рублей. Всего за три года объём долга должен сократиться на 24,6%.

Для нас это означает, что начиная с 2018 года областной бюджет должен быть, сформирован с профицитом, соответствующим объёму снижения государственного долга.

Невыполнение условий Соглашения по показателям долговой нагрузки влечёт возврат в федеральный центр бюджетных кредитов в размере 4,4 млрд. рублей и их замещение дорогостоящими коммерческими заимствованиями.

 

Параметры Соглашения Правительства Ульяновской области и Министерства финансов по предоставлению бюджетных кредитов.

млн. рублей

Наименование

2017 год

Закон от 18.11.2016
№ 173-ЗО

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

5

7

Объем государственного внутреннего долга Ульяновской области 

25 536,9

23 941,8

20 986,3

19 259,1

Государственные ценные бумаги Ульяновской области

5 000

5 000

5 000

5 000

Бюджетные кредиты, привлечённые в бюджет Ульяновской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

5 447,9

3 692,1

1 058,4

1 058,4

Кредиты, полученные Ульяновской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций

14 816,6

15 016,6

14 741,3

13 054,0

Государственные гарантии Ульяновской области

272,4

233,1

186,6

146,7

 

В 2018-2020 годах работа по снижению стоимости обслуживания государственных заимствований будет сосредоточена по следующим направлениям:

ü выпуск субфедеральных ценных бумаг на долгосрочный период в целях погашения задолженности перед кредитными организациями;

ü снижение процентных ставок по государственным контрактам с кредитными организациями, как на этапе заключения, так и в ходе их исполнения;

ü привлечение бюджетного кредита в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области с целью пополнения остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, позволяющего отсрочить привлечение займов в коммерческих банках, процентная ставка по краткосрочному кредиту составляет 0,1%;

ü работа с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов и реструктуризации обязательств по ранее привлечённым бюджетным кредитам.

Впервые принято решение о выпуске федерального облигационного займа в объёме 5000,0 млн.рублей сроком на 7 лет, что составит около 25% от объёма госдолга. Такая тактика позволит оптимизировать структуру государственного долга по срокам до погашения, снизить расходы на его обслуживание и риски роста стоимости в долгосрочном периоде, а также расширить возможности финансирования инвестиционных и социально-значимых проектов, не оказывая негативного воздействия на другие статьи расходов областного бюджета.

 

Слайд 18

 

Прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества является наиболее актуальным направление бюджетной политики в настоящее время.

Особое внимание при его реализации уделяется повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, доступности информации о бюджете гражданскому сообществу, возможности оказывать влияние на принятие социально значимых политических решений.

Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех её реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.

С целью информационной поддержки процессов мониторинга и анализа финансово-экономического развития Ульяновской области, а также для обеспечения прозрачности (открытости) и доступного информирования заинтересованных населения о бюджете и бюджетном процессе Ульяновской области, проводится следующая работа:

  • информация размещается на официальных сайтах Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области;
  • ежегодно выпускается брошюра «Путеводитель по областному бюджету Ульяновской области»;
  •  в доступной для населения форме на сайте Министерства финансов Ульяновской области размещается брошюра «Бюджет для граждан»;
  •  третий год проводятся конкурсы по представлению бюджета для граждан среди физических и юридических лиц;
  •  в 2017 году запланирован и  будет внедрён портал «Открытый бюджет Ульяновской области».

Портал адресован как рядовым гражданам, так и другим заинтересованным пользователям информации о бюджете и бюджетном процессе в регионе. Информация о бюджете будет представлена в виде схем, диаграмм, интерактивной визуализации. В отдельном разделе планируется размещение правовых актов и официальной бюджетной отчетности, «Словарь бюджетных терминов».

Благодаря созданию портала жители Ульяновской области смогут в простой и наглядной форме ознакомиться с основными направлениями расходования бюджетных средств, найти нужную им информацию и проследить за текущей финансовой ситуацией в интересующей их сфере, задать вопрос, а также обсудить актуальные бюджетные проблемы с помощью сервисов обратной связи.

В целях осуществления общественного контроля и поддержки гражданских инициатив, обеспечения учёта общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при формировании бюджетной политики, будет продолжена работа Общественного совета при Министерстве финансов Ульяновской области. С целью повышения эффективности работы Общественного совета, будет актуализировано Положение о его деятельности. Вся информация о деятельности Совета представлена на официальном сайте Министерства в специальном разделе «Общественный совет».

Работа по повышению открытости бюджетных данных региона будет проводиться с учётом требований, предъявляемых ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» при составлении рейтинга по уровню открытости бюджетных данных, а также рекомендаций Рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» под председательством Министра Российской Федерации М.А.Абызова.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что реализуемая последовательная политика Ульяновской области в 2018-2020 годах будет способствовать сохранению устойчивости бюджетной системы региона, обеспечит социальную стабильность, а также создаст условия для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.  

 


 

 

Выступление Министра финансов Ульяновской области Е.В.Буцкой  «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»  (в формате .docx, 53 Кб)