Выступление заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Зиннурова В.Х. на Первом форуме малой авиации в рамках МАТФ-2012

22 августа 2012 года

Добрый день, уважаемые коллеги!

Искренне рад приветствовать всех участников и гостей Первого Всероссийского форума авиации общего назначения!

Считаю совершенно правильным, что такое мероприятие проходит в рамках Международного авиатранспортного форума. Во-первых, потому что авиация общего назначения – это фундаментальная основа существования и развития любых других видов авиационной деятельности. Это верно и в отношении авиастроения, и в отношении подготовки летных кадров, развития инфраструктуры и всей авиатранспортной системы в целом.

Во-вторых, организуя Международный авиатранспортный форум, мы исходили из простых и понятных вещей: создать, с учётом мирового опыта и международной практики, переговорную площадку для решения существующих проблем, сдерживающих развитие авиационной деятельности в нашей стране. В этом отношении миссии наших форумов действительно совпадают. Тем более, что проблем действительно немало, проблем острых, требующих серьёзного обсуждения и принятия безотлагательных решений. В том числе в свете решения главной задачи – повышения мобильности населения Российской Федерации, обеспечения доступности транспортных перевозок.

Как губернатор «авиационного» региона, я хорошо понимаю, что развитие авиации общего назначения означает масштабное привлечение частных инвестиций в авиационную отрасль как таковую. Вместе с тем, достаточно ясно вижу те «барьеры», которые мешают авиации общего назначения в полном объеме стать отраслью гражданской авиации. Это отсутствие в России массового производства воздушных судов авиации общего назначения. Это «сжатие» до минимума необходимых аэродромов и взлётно-посадочных полос. Достаточно сказать, что в нашем регионе их число сократилось за 20 лет с 56-и до четырёх. Это чрезмерное государственное регулирование, высокие налоги и сборы. Наконец, это общие вопросы неурегулированности законодательства, начиная от вопроса, что входит в понятие «авиация общего назначения» и заканчивая темой привлечения имеющегося парка воздушных судов к решению народнохозяйственных задач.

Я достаточно внимательно ознакомился с проектом резолюции Форума и хочу выделить отдельные моменты с точки зрения руководителя региона.

Первое. Не подлежит сомнению, что авиация общего назначения может и должна выть включена в сферу экономических интересов государства. Здесь должны быть найдены конкретные стратегические решения и на федеральном, и на региональном уровне.

Полагаю, что магистральный курс в любом случае должен быть связан с либерализацией федерального законодательства и его гармонизацией с международными нормами авиационного права  тех стран, где авиация общего назначения наиболее сильно развита. Естественно, что надо снять все излишние административные «барьеры», мешающие коммерческому использованию авиации общего назначения. Мы в Ульяновской области уже убедились, насколько сегодня это может быть востребовано и в сельском хозяйстве, и при мониторинге пожарной обстановки, и даже в поиске заблудившихся в лесах детей.

Далее, считаю особенно важным создание всех необходимых цивилизованных условий для развития авиации общего назначения. Мы у себя в регионе уже ввели нулевую ставку по транспортному налогу для всех владельцев легких и сверхлегких воздушных судов. Так что, по крайней мере, ставить на учёт воздушное судно у нас в регионе уже выгодно. Но надо идти дальше.

Во-первых, создавать льготные условия для функционирования наземной инфраструктуры. Возрождать наши аэродромы, в том числе и через механизмы государственно-частного партнёрства и через предоставление льгот по земельному налогу в тех случаях, когда этот вопрос находится в компетенции региона и муниципалитетов. Обеспечивать частным владельцам воздушных судов особые условия для хранения и заправки, чтобы цены были в разы ниже, чем для магистральных самолётов.

Во-вторых, за счёт имеющихся возможностей нашей особой портовой экономической зоны привлекать российских и иностранных резидентов для строительства воздушных судов авиации общего назначения, обеспечивать для них необходимое техническое обслуживание и ремонт.

В-третьих, развивать проекты создания так называемых «авиадеревень». Один из таких проектов «Русский берег» в настоящее время уже реализуется у нас в регионе. Знаю, что и в ряде других субъектов Федерации интерес к подобным проектам достаточно высок. Здесь нужно объединение усилий. Если частные аэроклубы Ульяновска, Самары, Казани совместными усилиями создадут условия для развития авиационной туристской маршрутной сети, то мы сможем получить очень интересный бизнес-проект «Поволжское авиационное кольцо».

Наконец, нуждается в особой либерализации вся коммерческая деятельность авиации общего назначения. Здесь я хочу привести один пример. Когда мы в Ульяновской области ещё до кризиса занимались проблемой «входа» на рынок малого бизнеса, мы максимально расширили число разрешенных видов деятельности для предпринимателей, работающих на основе патента и установили минимальные ставки для первого года работы  – 900 рублей. Это дало свой положительный эффект. Отсюда в порядке предложения: может быть, совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, рассмотреть подобную схему, давая возможность владельцам воздушных судов авиации общего назначения регистрироваться в качестве индивидуальных частных предпринимателей, либо ввести определенные виды авиауслуг в оказываемые на основе патента?

Подведу итог сказанному. У так называемой «малой авиации» в России – огромный и недооценённый потенциал. Ульяновская область готова реализовать на своей территории любые «пилотные проекты», направленные на поддержку и развитие авиации общего назначения. От всей души желаю участникам Форума успешной работы, острых дискуссий и результативных решений. Спасибо!