5.3. Актуализация проекта «Ульяновск – авиационная столица»

История проекта «Ульяновск –авиационная столица»

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года,утверждённой Правительством Ульяновской области в 2008 году, авиационная промышленность и воздушный транспорт определены как одни из наиболее приоритетных отраслей в экономике региона. В 2008 году был подготовлен и запущен в реализацию проект «Ульяновск – авиационная столица», призванный координировать усилия по развитию сформировавшегося на территории Ульяновской области кластера организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта.

Целью проекта является развитие авиационной промышленности Ульяновской области, в том числе создание условий для привлечения инвесторов в авиационный кластер (включая резидентов ПОЭЗ), развитие инфраструктуры авиационной промышленности, создание системы обеспечения организаций авиационной промышленности квалифицированными кадрами.

В актуализированной редакции Стратегииавиационная промышленность сохранила свой статус одной из важнейших отраслей экономики Ульяновской области, которая должна стать локомотивом инновационного роста в долгосрочной перспективе. Но в рамках исследований, проводившихся в целях актуализации Стратегии, установлены необходимость и целесообразность включения в обновлённую версию Стратегии и программы «Ульяновск – авиационная столица» воздушного транспорта и обслуживающих отраслей, таких как техническое обслуживание и ремонт оборудования (далее –ТОиР) и подготовка кадров (лётного и технического персонала).

Комплекс отраслей авиационной промышленности и воздушного транспорта является безусловным приоритетом при реализации Стратегии в части инновационного социальноориентированного развития экономики региона.

В 2009-2013 годы благодаря усилиям Правительства Ульяновской области были достигнуты ощутимые успехи в развитии авиастроительного кластера и продвижении бренда «Ульяновск – авиационная столица» на российском и мировом уровнях.

Главным успехом стала победа в конкурсе на организацию первой в России ПОЭЗ18, которая за счёт обеспечения выгодных условий для российского имеждународного бизнеса привлекательна для зарубежных инвестиций в авиационную инфраструктуру, науку и промышленность.

_____________

18ПОЭЗ на территории Ульяновской области создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны».


 

 

В настоящее время резидентами ПОЭЗ уже стали окрытое акционерное общество«Авиационный завод «Витязь» (производство и техническое обслуживание самолётов DHC-6 TwinOtter), обществос ограниченной 

ответственностью «Волга-ДнепрТехникс Ульяновск» (техническоеобслуживание и ремонт авиационной техники),общество с ограниченной ответственностью «ФЛ Техникс Ульяновск» (техническое обслуживание и ремонт авиационной техники), общество с ограниченной ответственностью «ААР Рус» (логистические услуги),общество с ограниченной ответственностью «ИнтерАвионика» (производство, ремонт, техническое обслуживание и модернизация авиационной техники и других комплектующих изделий),закрытое акционерное общество«ПромТех Ульяновск» (создание производства самолётных электрических кабелей) и другие компании.

Международный авиатранспортный форум (МАТФ) впервые был проведён в 2011 году и стал одним из важнейших событий в российской авиационной промышленности. В 2011 году началась комплексная реконструкция аэровокзалааэропорта Ульяновск им.Н.М. Карамзина (ULV) с привлечением средствобластного бюджета и внебюджетных источников. После завершенияосновной части работ по реконструкции в начале 2014 года пропускная способность терминального комплекса возросла со 120 до 240 пассажиров в час (теоретическая максимальная пропускнаяспособность –700 тыс. пассажиров в год).Правительством Ульяновской области в рамках имеющихся полномочий оказывалась административная поддержка участникам авиационного кластера, предоставлялись налоговые льготы, осуществлялось финансовое обеспечение проектов из средств областного бюджета.

Таким образом, за рассматриваемый период Ульяновская область зарекомендовала себя одним из ведущих центров российского авиастроения, а авиационный кластер был признан официальнымчленомЕвропейского партнёрства аэрокосмических кластеров.При актуализации Стратегиибыли учтены достигнутые результаты и сформирована обновлённая программа, включающая в себя актуализированный комплекс целей ИОГВ и перечень мероприятий пореализации Стратегии.

Также Стратегиясинхронизирована с положениями федеральной целевой

программы «Развитиетранспортной системы России (2010-2020 годы)»19, государственной программы Ульяновской области «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» на 2014-2018 годы20(подпрограмма «Ульяновск – авиационная столица») иПрограммы развития инновационного территориального кластера «Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа».

_______________

19Утвержденапостановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 445).

20Утверждена постановлением ПравительстваУльяновской области от 11.09.2013 № 37/417-П.


 

Авиационный кластер на территории Ульяновской области состоит из трёх основных компонентов: авиационная промышленность, воздушный транспорт и образовательная деятельность (рис. 5). Каждый из компонентов, в свою очередь, подразделяется на несколько подкомпонентов, взаимодействующих между собой и с подкомпонентами соседних отраслей.

 

 

Рис. 5.Перспективная структура авиационного кластера в Ульяновской области.

 

Настоящий проект направлен на всестороннее сбалансированное развитие каждого из компонентов в той части, которая находится в сфере полномочий ИОГВУльяновской области.

 

Авиационная промышленность и ТОиР

 

В 2009 году был юридически институционализирован кластеравиацион-

ной промышленности на территории Ульяновской области, принята Программа развития инновационного территориального кластера «Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»). В состав организаций кластера «Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» вошли закрытое акционерное общество «Авиастар-СП» (далее – ЗАО «Авиастар-СП») (производство и ремонт авиационной техники), открытое акционерное общество«Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (разработка и изготовление приборного оборудования для авиационной техники, гидроэнергетики,медицинского оборудования), открытое акционерное общество«Утёс» (изготовление авиационных приборов и систем),открытое акционерное общество«Спектр-Авиа» (окраска воздушных судов), открытое акционерное общество«Авиакомпания Волга-Днепр» (перевозки грузов воздушным транспортом), закрытое акционерное общество«АэроКомпозитУльяновск» (разработка и производство деталей из полимерных и композиционных материалов), закрытое акционерное общество«Симбирская литейная компания» (производство композитных материалов на основе сплавов изалюминия) и другие предприятия. Всего в состав участников кластера на сегодняшний день входят более 80 организаций, обеспечивая высокий уровень вертикальных и горизонтальных связей в кластере. Организациями-координаторами кластера являются:АО«Корпорация развития Ульяновской области» и автономная некоммерческая организация«Центр кластерного развития Ульяновской области».

Основные направления реализуемых технологий и выпускаемой продукции:

гражданское крупное и малое авиастроение, производство инновационной авионики, производство композиционных материалов дляавиастроения, международные и внутрироссийские грузоперевозки;

НИОКР в области авиационных материалов и технологий производства для авиации, сервисный блок для коммерциализации разработок, аэропортовые услуги, сервисный блок услуг для авиастроительного комплекса, сервисный блок услуг для эксплуатантов,инфраструктура портовой зоны для авиации и логистики.Сильной стороной кластера является развитая профильная инфраструктура, в том числе федеральная ПОЭЗ, Ульяновский наноцентр21, аэропорт «Ульяновск-Центральный», международныйаэропорт «Ульяновск-Восточный». В рамках программы развития кластера планируетсясоздать центр компетенций по металлическим композитам, универсальный индустриальный парк в ПОЭЗ, центр компетенций по полимерным композитам, учебно-лабораторную базу дляобучения специалистов и проч. Реализация программы развития кластера позволит к 2016 году увеличить количество организаций – участников кластера до 241, объём производствадо 250 млрд. рублей, выработкуна одного занятого до 6,76 млн. руб./чел. Сумму налогов, уплачиваемыхв бюджеты всех уровней, планируется увеличить до 37,5 млрд. рублей.

_______________

21Общество с ограниченной ответственностью «Ульяновский Центр Трансфера Технологий» (Ульяновский наноцентр).


Основными проектами в рамках реализации проекта «Ульяновск – авиационная столица» в части авиационной промышленности и технического обслуживания воздушных судов будут являться:

проект «Универсальный индустриальный парк в ПОЭЗ» (созданиеуниверсального индустриального парка для обслуживания резидентов и клиентов особой экономической зоны портового типа. Наличие парка позволит значительно увеличить количество резидентов ПОЭЗ и привлечь субъектов МСП в кластер);

проект «Центр компетенций по металлическим композитам» (создание отраслевого центра компетенции по разработке технологий быстрого прототипирования и производства металлических композитных сплавов и изделий на основе металлов;

проект «Центр компетенции по полимерным композитам» (создание 

отраслевого центра компетенции по разработке технологий быстрого прототипирования и производства полимерных композитных сплавов и изделий на основе полимерных композитов из углеродного волокна);

проект «Система информационной поддержки жизненного циклаВС» (внедрение интегрированной автоматизированной системы информационной поддержки жизненного цикла воздушных судов (вторая очередь внедрения).Во второй очереди планируется интеграция информационных систем всех участников процесса).

Среди объективных факторов, существенно сдерживающих формирование и развитие авиационной промышленности в Ульяновской области и снижающих ожидаемый эффект от реализации проекта, выделяются следующие:

прямая зависимость развития авиационной промышленности от федеральных органов государственной власти;

фактическое отсутствие крупных инвесторов и заказчиков;

слабая внутренняя и внешняя производственная кооперация организаций, входящих в авиационный кластер;

прекращение после 2009 года серийного производства авиационной техники на ЗАО «Авиастар-СП».

Для обеспечения устойчивого развития авиационной промышленности в Ульяновской области целесообразно провести следующие мероприятия:

стимулировать развитие различных форм договорных связей и отношений ЗАО«Авиастар-СП» с промышленными организациями других отраслей промышленности в Ульяновской области и других регионов страны;

организовать в системе авиационной промышленности в Ульяновской области формирование интегрированных структур различных организационно-правовых форм и видов деятельности;

оказать при необходимости целевую финансовую поддержку родственным отраслям экономики, обеспечивающим стабильную работу головного предприятия;

лоббировать интересы авиационной промышленности в Ульяновской области в федеральных структурах власти;

способствовать появлению на территории Ульяновской области новых сборочных производств авиационной техники иностранной и отечественной разработки (региональная авиация, авиация общего назначения (далее –АОН) в целях диверсификации портфеля заказов поставщиков компонентов на территории региона и снижению зависимости от производственных циклов ЗАО«Авиастар-СП».

Одним из основных направлений развития авиационной промышленности в мире в последние десятилетия стало разделение ролей финальных интеграторов, интеграторов (поставщиков) 1-го уровня и поставщиков 2-4-го уровней. К первым относятсятакие компании, как Boeing или Airbus, занимающиеся разработкой,интеграцией и финальной сборкой воздушных судов. Ко вторым относятся такие компании, как Hamilton, RockwellCollins и Safran, занимающиеся разработкой и производством основных комплексов и систем воздушных судов. При этом интеграторы (поставщики) 1-гоуровня играют всё большую роль и во всё большей степени определяют развитие рынка авиастроения в целом.

В связи с этим перспективным направлением развития кластера «Ульяновск-Авиа» может стать целенаправленная поддержка производства комплектующих изделий, для чегоПравительствуУльяновской областинеобходимо:

способствовать развитию в кластере интегрированных поставщиков компонентов 1-2-го уровней, которые в начальном периоде осуществляли поставки на сборочные производства в рамках кластера (региональная авиатехника и АОН), а впоследствии вышли на российский и мировой рынок покупных комплектующих изделий;

способствовать развитию МСП в сегментепроизводства комплектующих 4-5-го уровней, в том числе за счёт предоставления налоговых льгот, создания фонда льготного кредитования и иных мер стимулирования деловой активности.

Из средств областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение(софинансирование) реализации следующих мероприятийв рамках поддержки инновационной деятельности МСП в авиационной промышленности:

предоставление субсидий организациям областной инновационной инфраструктуры на компенсацию затрат, связанных с оказанием поддержки субъектам МСП, осуществляющим инновационную деятельность в авиационной промышленности;

предоставление субсидий (грантов) победителям конкурсов, проводимых на территории Ульяновской областисовместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом;

предоставление субсидий (грантов) на конкурсной основе для софинансирования исследований и прикладных разработок по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Ульяновской области;

предоставление субсидий субъектам МСП, являющимся юридическими лицами и осуществляющим инновационную деятельность в авиационной промышленности, в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением НИОКР, сертификацией и патентованием;

размещение в СМИ информационных материалов по развитию инновационной деятельности; организация участия делегаций Ульяновской области в инновационных форумах, выставках, ярмарках, салонах и других мероприятиях;

создание аналитической системы мониторинга инновационной деятельности в Ульяновской области на основе интернет-платформы;

организация и проведение обучающих семинаров, курсов, тренингов для субъектов МСП, осуществляющих инновационную деятельность в авиационной промышленности;

обучение и повышение квалификации работников организаций, осуществляющих на территории Ульяновской области деятельность по направлениям развития инновационной деятельности в авиационной промышленности и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

 

Перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом. Мультимодальный транзит  

Регулярные и нерегулярные пассажирские и грузовые перевозки коммерческой гражданской авиации в Ульяновской области осуществляются через два аэропорта, расположенных рядом с городом Ульяновском.

Аэропорт «Ульяновск-Центральный им.Н.М.Карамзина» (ULV)(далее – «Ульяновск-Центральный») расположен в 9 км юго-западнее центра города, в 3 км южнее села Баратаевка. Оборудован искусственными взлётно-посадочными полосами класса А размерами 3826 × 60 м (цементобетон, армобетон). Пассажирский терминал реконструированв 2011-2014 годах, пропускная способность составляет 240 пасс./час. Аэропорт сертифицирован для приёма воздушных судов Airbus A320-200, Boeing 737-500 и классом ниже. В настоящее время из аэропорта выполняются все регулярные пассажирские перевозки на внутренней воздушной линии (далее – ВВЛ)из ульяновского авиаузла. Эксплуатант–открытое акционерное общество«Аэропорт Ульяновск»(100 процентов акций принадлежат Ульяновской области).

Международный аэропорт Ульяновск-Восточный (ULC) (далее – «Ульяновск-Восточный») расположен на левом берегу р. Волги в 28 км к северо-востоку от центра города. Оборудован искусственной взлётно-посадочной полосой класса А размерами 5100 × 106 м (армобетон).Способен принимать все типы воздушных судов без ограниченияпо массе. В настоящее время из аэропорта выполняются все международные авиаперевозки, что связано с наличием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Эксплуатант– обособленное структурное подразделение ЗАО «Авиастар-СП».

Несмотря на формально избыточную систему из двух гражданских аэропортов, их рыночные ниши не пересекаются, что создаётусловия для устойчивой работы. Из аэропорта «Ульяновск-Центральный»выполняются регулярные внутренние пассажирские рейсы, также он служит базой для учебных полётов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» (далее – УВАУ ГА). Из аэропорта «Ульяновск-Восточный» выполняются нерегулярныемеждународные пассажирские рейсы, грузоперевозки на специализированных воздушных судах, он является аэродромом экспериментальной авиации (ЗАО «Авиастар-СП») и местом базирования подразделений Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Среди направлений перевозки пассажиров доминируют аэропорты Московского авиационного узла, на которые приходится свыше85 процентов суммарного пассажиропотока, что связано с преобладанием деловых пассажиров (в том числе государственных и муниципальных служащих), а также неразветвлённой маршрутной сетью из городаУльяновска (Московский авиационный узел используется как трансфертный пункт), что вцелом характерно для многих субъектов Российской Федерации.

В настоящее время из аэропорта «Ульяновск-Центральный»осуществляются регулярные рейсы в Москву (аэропорты Внуково и Домодедово; суммарно 25 рейсов в неделю), в городЕкатеринбург (4 рейса в неделю), в город Симферополь (3 рейса в неделю). Все рейсы выполняются на региональных воздушных судах ATR-72 и CRJ-100/200, но в даты с пиковыми пассажиропотоками открытое акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» дополнительно привлекает среднемагистральные самолёты Boeing 737-500. В рамках Приволжской программы субсидирования региональных маршрутов выполняются рейсы намаловместительных самолётах Cessna 208B и Pilatus PC-12 в города Нижний Новгород, Уфу, Саратов и Пермь (суммарно 13 вылетов в неделю). Исключая региональную программу, регулярные перевозки выполняют всего две авиационные компании, из которых только открытое акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» входит в большую четвёрку российских авиаперевозчиков.

Из аэропорта «Ульяновск-Восточный»выполняются нерегулярные (чартерные) пассажирские международные рейсы в города Анталья (два перевозчика), Ираклион (один перевозчик) и Салоники (один перевозчик) ссуммарной частотой 14-18 вылетов в месяц в высокий сезон(около 4 вылетов в неделю). Все рейсы выполняются на среднемагистральных воздушных судах Airbus A320, Airbus A321 и Boeing 737–800.Суммарный пассажиропоток ульяновских аэропортов в 2013 годусоставил около 160 тыс. человек, увеличившись к 2009 году в 2,7 раза. В том числе международный пассажиропоток составил 13,1 тыс. человек. К 2030 году пассажиропоток ульяновских аэропортов может увеличиться до 300-500 тыс. человек в зависимости от темпов экономического роста, колебания валютных курсов и действия иных факторов, оказывающих негативное и позитивное влияние на спрос на услуги воздушного транспорта.

Развитие перевозок грузов воздушным транспортомдолжно быть ускорено с учётом реализации проекта «Универсальный индустриальный парк» вПОЭЗ, что позволит последовательно развивать отрасль логистики,которая является одним из приоритетов развития экономики Ульяновской областив долгосрочном периоде в соответствии со Стратегией. Несмотря на то, что в Ульяновской областизарегистрирована одна из наиболее крупных компаний в сфере воздушных перевозок грузов (группа компаний «Волга-Днепр»), данное направление в регионе фактически ограничивается лишь деятельностью данной организации либо разовыми перевозками. Выстроенная на современном уровне логистическая инфраструктура фактически отсутствует. Грузооборот аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 2013 году составил3,72 тыс. т, в том числе транзитный –3,2 тыс. т (86 процентов), чтоставит его на 32-е место среди российских аэропортов.

Отметим следующие особенности воздушного транспорта в Ульяновской области:

наличие в городеУльяновске двух аэропортов, задействованных в коммерческих (пассажирских и грузовых) операциях;

данные аэропорты имеют различную ведомственную принадлежность и занимают непересекающиеся рыночные ниши;

объём проникновения воздушного транспорта в Ульяновской области ниже среднероссийского (0,13 авиаперелёта в год на душу населения в сравнении с 0,6);

рейсы в Москву (85 процентов суммарного пассажиропотока)выполняют всего два перевозчика, чтоприводит к ограничению конкуренции;

также выполняются регулярные рейсы в шесть городов Российской Федерации (из них четыре в ПФО) и нерегулярныерейсы в три пункта за рубежом;

свыше 85 процентов грузопотоков являются транзитными, чтосвидетельствует об использовании городаУльяновска как транспортно-логистического центра (хаба), но суммарный объём грузоперевозок остаётся небольшим(32-е место в России). В среднесрочной перспективе с учётом проведённой реконструкции пассажирского терминала аэропорта «Ульяновск-Центральный»и запланированной на 2015-2016 годы реконструкции его аэродромнойинфраструктуры сохранится целесообразность одновременной эксплуатации обоих аэропортов.

На перспективу до 2030 года в целях развития коммерческих гражданских (грузовых и пассажирских) перевозок воздушным транспортомчерез аэропорты в Ульяновской областинеобходимо решить следующие задачи:

совместно с Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту «Ульяновск-Центральный»с целью концентрации в нём всех коммерческих пассажирских операций;

провести реконструкцию аэродромной инфраструктуры аэропорта«Ульяновск-Центральный» (реконструкция взлётно-посадочной полосы с искусственным покрытием, рулёжных дорожек, мест стоянок воздушных судов, строительство патрульной дороги и ограждения аэродрома);

разработать и реализовать программу софинансирования (частичного субсидирования) из средств областного бюджета раскатки регулярных внутренних линий немосковского направления (в города Санкт-Петербург и Сочи) в целях привлечения новых авиаперевозчиков и расширения маршрутной сети;

создать условия для перевода регулярных транзитных грузоперевозок (в том числе общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания ЭйрБриджКарго», входящего в группу компаний «Волга-Днепр») из Московского авиационного узла в аэропорт «Ульяновск-Восточный», в том числе путём частичного субсидирования деятельности аэропорта совместно с ЗАО «Авиастар-СП» и открытым акционерным обществом«Объединенная авиастроительная корпорация».

Целевым сценарием развития аэропортов в Ульяновской области является их следующая специализация:

аэропорт «Ульяновск-Центральный»– пассажирские перевозки, в томчисле международные, использование аэропорта в учебных целях УВАУ ГА;

аэропорт «Ульяновск-Восточный» – экспериментальная авиация, государственная авиация, перевозки грузов воздушным транспортом.

Несмотря на то, что грузовые операции через аэропорт «Ульяновск-Восточный» носят и будут носить в будущем преимущественно транзитный характер, что связано с ограниченным спросом на грузоотправления и грузополучения в Ульяновской областии близлежащих регионах, целесообразно рассмотреть возможность формирования на его базе мультимодального логистического центра, в перспективе носящего международный характер. Принципиальная схема организации мультимодального транспортно-логистического узла представлена на рис. 6.

 

Рис.6.Принципиальная структура и взаимодействие компонентовгрузового/грузопассажирского хаба в Ульяновской области (материал предоставлен ПОЭЗ).

 

Аэропорт «Ульяновск-Восточный» станет центром для перераспределения входящего грузопотока по наземным видами транспортапо Ульяновской областии другим центрам ПФО. Перспективным направлением деятельности узла является мультимодальный транзит на направлении Европа – Восточная или Южная Азия, при котором европейский сегмент будет выполняться автомобильным или железнодорожным транспортом (в целях сокращения издержек), а азиатское плечо –воздушным транспортом.

Основные мероприятия по созданию мультимодального логистического центра на территории ПОЭЗ:

работы по проектированию и строительству мультимодального логистического центра на территории ПОЭЗ, а также сопутствующейинфраструктуры;

определение перечня товаров, целесообразных для осуществления логистических операций в Ульяновской области;

создание условий для функционирования в Ульяновской областикомпаний, осуществляющих логистические операции;

создание специальных условий для переработки (включая минимизацию отходов) и хранения (склады с контролируемым микроклиматом, специальное оборудование, газовые камеры и т.п.);

обеспечение особых льготных условий для создания организацийв сфере логистики для возмещения части затрат, связанных с уплатойпроцентов по кредитам, полученным в целях реализации инвестиционных проектов;

обеспечение особых льготных условий для создания организацийв сфере логистики для возмещения части затрат, связанных с подготовкой персонала в целях реализации инвестиционных проектов;

формирование инфраструктуры, благоприятной для создания организацийсферы логистики, осуществляющих транспортировку грузов воздушным транспортом.

В связи со значительным масштабом проекта Правительству Ульяновской области целесообразно привлечь к его реализации крупнейшиекомпании.

Необходимо уделять внимание развитию малой авиации для выполнения авиационных работ и авиации общего назначения. АОНпри удачном стечении обстоятельств (которое включает либерализацию федерального законодательства в части владения и эксплуатации воздушных судов) может стать одной из точек роста авиационного кластера Ульяновской области.С целью развития авиации общего назначения Правительству Ульяновской области необходимо:

способствовать развитию санитарной авиации, в том числе посредством приобретения воздушных судов за счёт средств областного бюджета иобустройства вертолётных площадок неподалёку от аварийно опасных участков автомобильных дорог;

создать условия для возрождения деятельности сельскохозяйственной авиации;

способствовать развитию авиации общего назначения, в том числе авиационного туризма и парашютного спорта.

 

Авиационное образование и НИОКР 

Важным функциональным блоком Ульяновского авиационногокластера, формирующим существенную часть инновационного потенциала региона, является научно-образовательный блок организаций Ульяновского авиационного кластера.

Основные научные и образовательные организации Ульяновского авиационногокластера и их компетенции представлены в таблице 38.

 

Таблица 38

Образовательные и научные организации Ульяновского авиационного кластера

 

п/п

Наименование

организации

Вид деятельности

 

1

2

3

1.

УВАУ ГА

Подготовка по программе высшегопрофессиональ-ного образования пилотов,инженеров организаций воздушного движения, спасателей и специалистов по обеспечению авиабезопасности.Переподготовка лётно-технического персонала на различные типы воздушных судов

2.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Подготовка специалистов по программевысшего профессионального образованияв области матема-тики, физики, экономики, бизнеса, информационных технологийи прочее. Ведение научной деятельности в области авиатехнологий, лазерных и нано-технологий, радиационных технологий и прочее

3.

Открытое акционерное общество«Ульяновский научно-исследовательский

институт авиационной технологиии организации производства»

Исследовательские разработки и внедрение

профилегибочного оборудования для изготовления металлических профилей раскройных, листоштамповочных комплексовпрокатных станов

4.

Ульяновский научно-технологи-

ческийцентр, филиал

федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский институтавиационных материалов»

Исследовательские разработки и внедрение

технологий изготовления авиационных конструкций из полимерных композитныхматериалов,

технологий нанесения защитныхи функциональных покрытий на металлические детали

5.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Ульяновский государственный техническийуниверситет»

Подготовка специалистов по программевысшего профессионального образования вобласти авиа-ционных технологий, машиностроения, радиотех-ники, энергетики,информатики, строительства и т.д. Научно-исследовательская работа в перечисленныхобластях

6.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Подготовка специалистов по программе

высшего профессионального образования

в области экономики и управления производством, нанотехнологий и наноматериалови прочее. Научно-исследовательская работа

в перечисленных областях

7.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального

образования«Ульяновский авиационный колледж»

Подготовка специалистов по программесреднего профессионального образованияв области производства летательных аппаратов, технологии машиностроения, технической эксплуатации

транспортногорадиоэлектронного оборудования и т.д.

8.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования«Ульяновский технический колледж»

Подготовка специалистов по программесреднего профессионального образованияв области авиастроения и общего машиностроения

 

УВАУ ГА, несомненно, является одном из лидирующих отраслевых высших учебных заведений в российской гражданской авиации. В настоящее время в нём обучаются свыше 1000 курсантов, а выпуск в 2014 году составил около 200 человек. Однако подавляющая часть выпускниковУВАУ ГАтрудоустраивается за пределами Ульяновской области, что снижает потенциальный синергетический эффект авиационного кластера. Тем не менее образовательная деятельность (а в будущем, вероятно, и экспорт образовательных услуг через массовое обучение иностранных граждан) является важной имиджевой составляющей Ульяновского авиационногокластера.

Одновременно Правительство Ульяновской области должно содействовать развитию профильного высшего и профессионального образования, востребованного внутри сформировавшегося авиационного кластера, в том числе в сфере проведения НИОКР, технического обслуживания воздушных судов, управления производствоми прочее.

Перспективным направлением может стать формирование на территории Ульяновской областиконкурентоспособного центра обучения пилотов авиации общего назначения, чему должно способствовать предполагаемое открытие в ПОЭЗ финальной сборки воздушных судов дляавиации общего назначения.Определённой проблемой является несбалансированность объёмов выпуска учебными заведениями высшего, среднего и начального профессионального образования: на одного выпускаемого специалиста с начальным профессиональным образованием приходится 2,5 специалиста со средним, и 5 – с высшим образованием. Следствием является значительный дефицит рабочих специальностей, покрывать который предполагается за счёт переучивания. В то же время существует профицит выпускников с высшим образованием, которыйкомпенсируется низким уровнем закрепления молодых специалистов на предприятиях авиационной отрасли.

В рамках имеющихся полномочий Правительство Ульяновской области должно обеспечить совершенствование структуры, содержания и материально-технической базы профильных высших учебных заведений авиационного кластера, в том числе развитие среднегопрофессионального образования в области производства летательных аппаратов.

В рамках реализации проекта «Ульяновск – авиационная столица» должен быть реализован проект «Учебно-лабораторная база дляобучения специалистов», который предусматривает организациюкомплексной учебно-лабораторной базы для обучения специалистов по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей. Создание такой базы позволит открыть две новые специальности и проводить подготовку 175 квалифицированных специалистовавиационно-технического персонала в год.

Важным моментом является интеграция учебных заведений, к примеру, расположенных на соседних площадках открытого акционерного общества «Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства» и областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ульяновский технический колледж», чтопозволит предлагать более гибкие образовательные программы и тем самым повышать привлекательность и конкурентоспособность образовательной составляющей кластера.

Способствовать развитию авиационного образования и подготовке высококвалифицированных профильных специалистов дляфункционирования Ульяновского авиационного кластера может государственная поддержка в виде предоставления субсидий из средств областного бюджета организациям на обучение, подготовку и переподготовку персонала (в том числе и за рубежом), на компенсацию затрат на выплаты повышенных стипендий студентам, обучающимся по целевым специальностям; на оплату студентам целевых специальностей и работникам отрасли обучения и стажировок за рубежом; на компенсацию затратна поиск и привлечение работников с опытом управления глобальными компаниями.

Результатом реализации проекта «Ульяновск – авиационная столица» должно стать сбалансированное развитие авиационного кластера в Ульяновской областии комплексное повышение уровня компетенций его участников (таблица 39).

 

Таблица 39

Текущий и планируемый уровень развития компетенций организаций в Ульяновской области

 

п/п

Компетенция

 организаций в Ульяновской области

Уровень компетенции на текущий момент

Планируемый

уровенькомпетен-

циина перспективу

до 2030 года

1

2

3

4

1.

Гражданское крупное и малое

авиастроение

Всероссийский

Мировой

 

2.

Производство инновационнойавионики

Всероссийский

Мировой

3.

Производство композиционных

материалов для авиастроения

Региональный

Всероссийский

 

4.

НИОКР в области авиационных

материалов и технологий производства для авиации

Всероссийский

Мировой

 

 

5.

Подготовка кадров для авиационной промышленностии воздушного транспорта

Всероссийский

Страны СНГ

 

 

6.

Перевозки грузов воздушнымтранспортом и мультимодальный транзит

Региональный

Всероссийский

 

7.

Инфраструктура портовой зоны

для авиации и логистики

Всероссийский

Мировой

 

8.

Перевозка пассажиров воздушным транспортом

Региональный

Региональный

 

9.

ТОиР

Региональный

Всероссийский

10.

Сервисный блок для коммерциализации разработок

Региональный

Всероссийский

 

11.

Сервисный блок услуг для авиастроительного комплекса

Всероссийский

Всероссийский

 

12.

Сервисный блок услуг для эксплуатантов

Всероссийский

Мировой

 

 

Основные направления содействия развитию Ульяновского авиационного кластера, реализуемые органами государственной власти Ульяновской области:

лоббирование интересов авиационного кластера на федеральномуровне, в том числе в целях обеспечения его присутствия в профильных государственных программах развития и федеральных целевых программах;

реализация комплекса мер (с привлечением софинансированияиз средств федерального бюджета) по социальной, кадровой, образовательной, жилищной поддержке специалистов авиации;

содействие институциональному развитию авиационного кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развитияУльяновского авиационного кластера;

развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организацийУльяновского авиационного кластера и содействие эффективности их взаимодействия;

повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;

осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной итранспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учётом задач развития Ульяновского авиационного кластера;

осуществление целевых инвестиций (с привлечением софинансирования из средств федерального бюджета) в развитие инфраструктуры наземного транспорта (автомобильного, железнодорожного) ивнутреннего водного транспорта в целях формирования мультимодального транспортно-логистического узла;

предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством;

минимизация административных барьеров.

В целях активизации развития кластера в полной мере долженбыть использован потенциал ПОЭЗ, связанный с финансовым обеспечением развития инфраструктуры, осуществляемым из бюджетных источников, а также льготным налоговым режимом и обеспечиваемым привлечением «якорных» резидентов – крупных компаний, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках, выступающих вкачестве ядра развивающихся кластеров.

В рамках реализации государственной программы Ульяновской области «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» на 2014-2018 годы прогнозный объём бюджетных ассигнований из средств областного бюджета на финансовое обеспечение проекта «Ульяновск – авиационная столица» составит 110,4 млн. рублей.

 

5.4.         Роль и место Ульяновской области в Чемпионате мира по футболу 2018 года 

21-й Чемпионат мира пройдёт в 11 городах Российской Федерации. Волжский кластер включает такие города, как Казань (224 км), Самара (234 км), Саранск (230 км), Нижний Новгород (590 км).

Целью Ульяновской областиявляется максимизация посещения туристами Ульяновскойобласти вовремя проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Одним из средств достижения данной цели является создание условий для выбора города Ульяновска в качествебазы подготовки команд – участниц Чемпионата мирапо футболу 2018 года.

В таблице 40 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 40

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере участия Ульяновской области в Чемпионате мира по футболу 2018 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2025 год

2030 год

Число ночёвок в   коллективных средствах размещения в Ульяновской области,тыс. ед.

1003

Не

менее

1200

Не

менее

1200

Не

менее

1400

Не

менее

2500

Не

менее

2000

Не

менее

2000

Не

менее

2200

Не

менее

2500

 

 

 

Стратегическими вызовами Ульяновской областиявляются необходимость стимулирования ускоренного развития сферы туризма, туристской инфраструктуры в Ульяновскойобласти, а также необходимость развития скорости и комфорта внутри- и межтранспортного сообщения.

Ключевым направлением реализации проекта является развитие совместных с городами Саранск, Самара, Казань туристическихмаршрутов, направленных на включение туристических объектовгорода Ульяновска и Ульяновскойобласти в маршруты передвижения болельщиков.

Для этого должны быть предприняты действия, направленные наразвитие туристско-рекреационного комплекса Ульяновскойобласти, модернизацию межрегиональной транспортной инфраструктуры, развитие зонприграничного сотрудничества, а также комплекс мероприятий по благоустройству города Ульяновска.

Будет реализован специальный проект по качественному преобразованию городской среды методами тактического урбанизма на период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года (стрит-арт, оформление заборов и фасадов зданий, временные проекты, оформление витрин, приведение в порядок наружной рекламы, многоязычная (русский, английский, испанский, французский, немецкий) навигация, музыкальное оформление города, передвижная торговля, Поп-Арт кафе, ночноеосвещение и многое другое). Отдельным пунктом необходимо включить проведение в этот период Красного карнавала – развлекательногопраздничного мероприятия, способного привлечь большое количество туристов.

Будут определены инструменты и организационные формы (институты развития), необходимые для выполнения как всего комплекса мероприятий, так и мероприятий, связанных с тактическим урбанизмом.

Будут внедрены следующие инструменты развития комплекса мероприятий по участию Ульяновской областив Чемпионате мира по футболу 2018 года:

обучающие программы;

художественные регламенты оформления рекламы;интернет-ресурсы прикладного характера;

специальные муниципальные программы;

информационные адресные пакеты для местных предпринимателей и городских сообществ;

привлечённые консультанты;

программы банковского кредитования; мониторинг.

Будут сформированы следующие институты развития мероприятий, связанных с тактическим урбанизмом:

лаборатории, бюро городских проектов;

ассоциации городских сообществ;

рабочие межведомственные группы;

фонды развития городской среды;

междисциплинарные команды;

ГЧП;

интернет-ресурсы на основе краудсорсинга и краудфандинга.

Достижение цели будет обеспечиваться также путём реализациикомплекса следующих мероприятий:

развитие туристических маршрутов в Ульяновской областидля целевой аудитории болельщиков, потенциально останавливающихся в Ульяновскойобласти на период Чемпионата мира по футболу 2018 года;

модернизация транспортной инфраструктуры с целью обеспечения как можно более быстрого перемещения болельщиков между городомУльяновском и поволжскими городами – хозяевами матчей Чемпионата мира по футболу
2018 года;

модернизация инфраструктуры сферы гостеприимства, что подразумевает капитальный ремонт имеющихся основных коллективных средств размещения (где это актуально) и стимулирование открытияновых коллективных средств размещения;

модернизация культурных достопримечательностей городаУльяновска и Ульяновской области, в том числе объектов культурного наследия;

организация фестивалей болельщиков;

обеспечение присутствия Ульяновской областив медийном пространстве в Россиии за рубежом как города комфортного и уместного для проживаниятуристов на время Чемпионата мира по футболу 2018 года, в том числе открытие портала goulyanovsk.ru.