4.2.10. Стимулирование экспортной активности организацийв Ульяновской области и эффективное нормативное регулирование в условиях членства Российской Федерации в ВТО

Текущая ситуация в сфере стимулирования экспортной активности организаций в Ульяновской областихарактеризуется следующими отличительными особенностями:

несмотря на существенные темпы роста экспорта товаров, производимых на территории Ульяновской области, доля экспорта региона в мировом и общероссийском масштабе чрезвычайно мала7;

по традиционным для Ульяновской областинаправлениям экспорта наблюдается сокращениеобъёмов продаж;

экспорт продукции малых предприятий фактически не производится.

В качестве цели в сфере стимулирования экспортной активности на период до 2030 года определена необходимость повышения ролирегиона в осуществлении экспортных операций как в общероссийском, так и в общемировом масштабе.В таблице 26 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 26

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере стимулирования экспортнойактивности организаций на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2025 год

2030 год

Доля экспортаорганизацийв Ульяновской областив общероссийскомэкспорте, %

0,07

0,09

0,1

0,11

0,12

0,13

0,14

Не

Не

 

 

 

 

 

 

 

менее

менее

 

 

 

 

 

 

 

0,2

0,5

 

Задачи Ульяновской области в сфере стимулирования экспортной активности организаций на период до 2030 года

 

1. Эффективное нормативное регулирование сферы стимулированияэкспортной активности организаций в Ульяновской области в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

2. Формирование результативной организационной среды, направленной на решение задач по поддержке экспорта организаций в Ульяновской области.

___________

7 Доля Ульяновской областив общероссийском экспорте имела тенденцию к снижению в течение рассматриваемого периода – с 0,08 процента в 2005 году до 0,06 процента в 2013 году. Изменения доли Ульяновской области в общемировом экспорте проявлялись на уровне тысячных долей процента, были разнонаправленными. Значения этого показателя составляли от 0,002 до 0,003 процента.

Для достижения определённой выше цели в сфере стимулированияэкспортной активности на период до 2030 года и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

определение ключевых направлений экспорта продукции организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Ульяновской области, определение целевой аудитории стран – импортёров продукции в Ульяновскую область;

модернизация нормативной правовой базы Ульяновской области в целях стимулирования экспортной активности организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Ульяновской области в условиях членства Российской Федерации в ВТО;

создание регионального портала внешнеэкономической деятельности Ульяновской области;

совершенствование деятельности Центра координации и поддержки экспортноориентированных субъектов МСП Ульяновской области.

 

Субъекты управления сферой стимулирования экспортной

активности в Ульяновской области

 

Министерство экономического развития Ульяновской области;

Правительство Ульяновской области;

центр координации и поддержки экспортноориентированных субъектовМСПУльяновской области;

 

организации производственной сферы и сферы услуг иной формы собственности (по согласованию).

 

4.2.11.   Создание региональной инфраструктуры пространственных данных

 

Текущий уровень развития региональной инфраструктуры пространственных данных в Ульяновской области можно охарактеризовать как первоначальный. В настоящее время функционируют геоинформационный портал Ульяновской области иинвестиционная карта Ульяновской области, которые позволяют пользователям получать информацию о местонахождении тех или иных объектов, а также быть информированными о результатах деятельности органов государственной власти Ульяновской области; потенциальные инвесторымогут ознакомиться сусловиямиведения бизнесав Ульяновской области.

В качестве цели в сфере создания региональной инфраструктуры пространственных данных на период до 2030 года определена необходимость обеспечения как можно более массового использования пространственных данных организациями и населением Ульяновской области.

В таблице 27 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 27

Целевое значение показателя, характеризующего достижениецели Ульяновской областив сфере создания региональной инфраструктуры пространственных данныхна период до 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015год

2016год

2017год

2018год

2019год

2020год

 

2025год

 

2030

год

Среднемесячное число пользователейгеоинфор-

мационного портала Ульяновской области,уникальных пользователей

Нет

данных

 

 

5000

 

7000

 

 

10000

 

15000

 

25000

 

 

30000

 

 

Не

менее

50000

Не

менее

100000

 

Задачи Ульяновской области в сфере создания региональной инфраструктуры пространственных данных на период до 2030 года

1. Разработка нормативной правовой базы, регулирующей внедрение результатов космической деятельности в экономико-хозяйственную деятельность Ульяновской области, и создание региональной инфраструктуры пространственных данных.

2.  Оценка состояния территории Ульяновской области с использованием дистанционного зондирования.

3.  Создание и развитие региональной инфраструктуры пространственных данных.

4.  Создание и поддержка условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие ИОГВ, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области при работе с пространственными данными.

5.  Обеспечение использования данных геоинформационного портала при принятии управленческих решений ИОГВ, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

6.  Создание и поддержка условий, обеспечивающих использование организациями и гражданами Ульяновской областипространственных данных.

7.  Использование пространственных данных в целях раскрытия туристского потенциала Ульяновской областии привлечения инвестиций в Ульяновскую область.

8.  Обеспечение безопасности используемой информации при создании инфраструктуры пространственных данных.

Для достижения определённой выше цели в сфере создания региональной инфраструктуры пространственных данных на период до 2030 года и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

доформирование системы космического мониторинга для решения задач социально-экономического развития региона;

обеспечение предоставления государственных (муниципальных) услуг с помощью геоинформационного портала Ульяновской области;

проведение широкой рекламной кампании геоинформационного портала и инвестиционной карты Ульяновской областисреди организаций и граждан Ульяновской области, а также среди потенциальных инвесторов: анонсирование работы геоинформационного портала по телевидению, в газетах федерального, областного и муниципального масштаба, размещение брошюр с информацией о портале в государственных и муниципальных органах власти Ульяновской области, указание о возможностях инвестиционной карты Ульяновской областив презентационных материалах для потенциальных инвесторов;

обеспечение представления на геоинформационном портале Ульяновской областиобозначений всех достопримечательностей Ульяновской области, в том числе краткойинформации, адресов и контактных данных.

 

Субъекты управления сферой создания региональной инфраструктуры пространственных данных в Ульяновской области

Правительство Ульяновской области;

ИОГВ;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Ульяновской области (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области(по согласованию);

областное государственное бюджетное учреждение«Электронный Ульяновск»;

организации производственной сферы и сферы услуг иной формы собственности (по согласованию).

 

4.2.12. Развитие ГЧПв Ульяновской области

ГЧП на территории Ульяновской области развито не в полной мере. Одним из основных факторов, определяющих низкий уровень развития ГЧП на территории Ульяновской области, является слабая развитость институциональной среды в этой сфере. В Ульяновской области отсутствует специальный закон о ГЧП. При отсутствии на региональном уровне специального закона для структурирования проектов ГЧП выбранаполностью урегулированная на федеральном уровне концессионная форма ГЧП (Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»). В результате в Ульяновской областив 2014 году в качестве пилотного проекта ГЧП в рамках концессионного соглашения реализован проект строительства крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5 тысяч мест. Однако в связи с тем, что концессионная форма ГЧП не предусматривает широких возможностей структурирования проектов, Правительством Ульяновской областипрорабатывается несколько проектов неконцессионной формы ГЧП в сфересоздания социальной инфраструктуры (прежде всего объектов образования и здравоохранения). Отсутствие соответствующего федерального законодательства необходимо восполнить для реализации данных проектов, то есть необходимо сформировать региональную нормативную правовую базу в сфере ГЧП.

Целью развития ГЧП на территории Ульяновской областина период до 2030 годаявляется ускоренное развитие общедоступной инфраструктуры натерритории Ульяновской области, в том числе социальной, транспортной, жилищно-коммунальной, энергетической и производственной инфраструктуры.

Приоритетными отраслями развития ГЧП на территории Ульяновской областиявляются следующие:

1) здравоохранение;

2) образование;

3) социальное обслуживание;

4) культура;

5) спорт;

6) жилищно-коммунальный комплекс.

В таблице 28 приведены целевые значения показателей, характеризующие планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 28

Целевые значения показателей, характеризующие достижение цели Ульяновской областив сфере развития ГЧП на период до 2030 года

 

п/п

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2025 год

2030 год

1.

Уровень развития ГЧП вУльяновской области, рассчитанный в соот-ветствии с методикой определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельностивысших должностных лиц (ру-ководителей высших исполнительных орга-нов государственной власти) субъектов Рос-сийскойФедерации по созданию благоприят-ных условий ведения предпринимательской деятельности и прове-дения сравнительной рейтинговой оценки эффективности дея-тельности высших дол-жностных лиц (руко-водителей высших ис-полнительных органов государственной влас-ти) субъектовРоссий-скойФедерации, утвер-ждённойраспоряже-нием Правительства РоссийскойФедерации от 10.04.2014 № 570-р, %

50,8

58,9

67,1

75,3

80

85

90

95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Опыт реализации проектов ГЧП, ед.

1

2

3

3

5

5

5

7

7

 

Основные задачи развития ГЧП на территории Ульяновской области

на период до 2030 года

 

1.  Привлечение внебюджетных средств, управленческого опыта, современных технологий и профессиональных компетенций частного бизнеса к реализации полномочий ИОГВ.

2.  Повышение качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей относится к полномочиям ИОГВ.

3.  Обеспечениеэффективности осуществления государственных расходов Ульяновской области и использования государственной собственности Ульяновской области.

Для достижения определённой цели в сфере развития ГЧПна период до 2030 года и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

формирование нормативной правовой базы в сфере ГЧП, в том числе принятие специализированного регионального закона о ГЧП;

формирование системы государственного управления сферойГЧП;

формирование системы планирования в сфере ГЧП.

 

4.3. Стратегический приоритет развития «Обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития экономики Ульяновской области»

 

Долгосрочное развитие Ульяновской областидолжно сопровождаться стабильнымфункционированием  диверсифицированной экономики региона.

Темпы роста экономики должны обеспечивать непрестанное повышение уровня доходов населения.

Правительство Ульяновской областидекларирует намерения по обеспечению структурной диверсификации и инновационному развитию экономики Ульяновской области.

В качестве цели по стратегическому приоритету развития «Обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития экономики Ульяновской области» определена необходимость стабильного увеличения ВРП, чему будут сопутствовать диверсификация экономики Ульяновской областии повышение производительности труда вэкономике Ульяновской области(таблица 29).

Таблица 29

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели по стратегическому приоритету развития «Обеспечение структурной диверсификации и инновационного развитияэкономики Ульяновской области»8

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015 год

2016

год

2017

год

2018 год

2019

год

2020

год

2025

год

2030 год

ВРП Ульяновской области в ценах2012 года,млрд. руб.

245,9

 

 

263,1

 

 

271,4

 

 

281,1

 

 

292,0

 

 

302,8

 

 

314,5

 

 

Не

менее

342,6

Не

менее

448,6

 

_______________________

8 Степень диверсификации экономики Ульяновской областиоценивается с помощью целей и задач по отдельным сферам деятельности в рамках данного стратегического приоритета.

 


4.3.1. Развитие приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности в Ульяновской области

 

Цель Ульяновской области в сфере развития отраслей обрабатывающей промышленности на период до 2030 года – повышение уровня производительности труда в Ульяновской областив расчёте на одного занятого в отраслях обрабатывающей промышленности.

В таблице 30 приведено целевое значение показателя, характеризующегопланируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 30

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере развития приоритетных отраслей экономики на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015год

2016год

2017год

2018год

2019год

2020год

2025год

2030год

Производительностьтруда в отраслях брабатывающей промышленностив

Ульяновской области на одногозанятого, в текущих ценах,тыс. руб.

645,0

667,0

680,0

700,0

821,0

840,0

Не

Не

Не

 

 

 

 

 

 

менее

менее

менее

 

 

 

 

 

 

850,0

900,0

1000,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущая ситуация в сфере развития отраслей обрабатывающей промышленности области характеризуется повышенной зависимостью экономики Ульяновской области от автомобильной промышленности.

 

В то же время ряд отраслей экономики Ульяновской области имеют существенный кластерообразующий потенциал, который в настоящее время  используется не в полном объёме.

Отрасли обрабатывающей промышленности в Ульяновской области подразделяются на пять категорий в зависимости от уровня их развития, темпов роста, уровня технологичности производства, экспортного потенциала,а также ёмкости рынка и темпов его роста в Российской Федерации. Перечень отраслей обрабатывающей промышленности вУльяновской области с указанием их категории приведён в таблице 31.

Таблица 31

Классификация текущего уровня развития отраслей обрабатывающей промышленности в Ульяновской области и уровня их привлекательности для дальнейшего развития

 

п/п

Наименование категории отрасли Характеристика отраслей, входящихв категорию Отрасли обрабатывающей промышленности в Ульяновской области,входящие в категорию  

1

2

3

4

 

1.

Высокоразви-тые и высоко-привлекатель-ные для разви-тия отрасли

Высокотехнологичные отрасли с достаточно высокой ёмкостью рынка в Российской Федерации,темпами роста, экспортным потенциалом. В Ульяновской области данные отрасли развиты надостаточно высоком уровне

Производство электронных компонен-тов, аппаратуры для радио, телевиде-ния и связи.

Производство медицинских изделий; средствизмерений, контроля, управления и испытаний;оптических приборов, фото- и кинооборудования;

часов.

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Производство судов, летательных и космическихаппаратов и прочих транспортных средств

 

2.

Слаборазвитые ивысокопри-влекательные для развития отрасли

Высокотехнологичные отрасли с достаточно высокой ёмкостью рынка в Российской Федерации,темпами роста, экспортным потенциалом.

В Ульяновской областиданные отрасли развиты надостаточно низком уровне либо вообщене развиты

Производство кокса, нефтепродуктов и ядерныхматериалов.

Химическое производство.

Производство офисного оборудования и вычислительной техники

 

3.

Относительно

высокоразви-тыеотрасли со средним

уровнем

привлекатель-

ностидля развития

Отрасли не являются высокотехнологичными, но являются существенными

для экономики как Ульяновской области, так и Российской Федерации. В Ульяновской областиданные отрасли развиты на среднемили на высоком уровне. Ряд отраслей

непосредственно связаны с обеспечением потребностей населения

Производство пищевых продуктов, включая напитки.

Обработка древесины и производство изделий издерева и пробки, кроме мебели.

Производство резиновых и пластмассовых изделий.

Производство прочих неметалличе-ских минеральных продуктов.

Металлургическое производство.

Производство готовых металлических изделий.

Производство машин и оборудования.

Производство электрических машин и электрооборудования.

Производство мебели и прочей продукции, невключённой в другие группировки

 

4.

Относительно

высокоразви-тыеотрасли с низкимуровнем привлекатель-ностидля

развития

Отрасли не являются высоко-технологичными и не облада-ют высокойёмкостью рынка

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них.

Издательская и полиграфическая деятельность,тиражирование записанных носителей информации.

Обработка вторичного сырья

 
 
 
 
 
 
 

5.

Слаборазвитые

отрасли с низ-ким уровнем привлекатель-ностидля

развития

Низкотехнологичные отрасли с низкойёмкостью рынка в Российской Федерации, отрицательнымитемпами роста, низким экспортным потенциалом. Данные отрасли в Ульяновской области, какправило, демонстрируют высокие темпы сокращения объёмов производства

Производство табачных изделий.

Текстильное производство.

Производство одежды; выделка и крашение меха.

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

Стратегическими вызовами для Ульяновской области являются развитие новых точек роста в отраслях обрабатывающей промышленности в Ульяновской области и повышение производительности труда в отраслях обрабатывающей промышленности в Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области декларирует следующие намерения по развитию на территории региона отраслей обрабатывающей промышленности. Прежде всего, Правительство Ульяновской области признаёт приоритетность развития следующих высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей в качестведолгосрочных точек роста экономики Ульяновской области:

производство фармацевтической продукции;

производство офисного оборудования и вычислительной техники;

производство контрольно-измерительных приборов;

производство летательных аппаратов, включая космические;

химическое производство;

производство машин и оборудования;

производство электрических машин и электрооборудования;

производство автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В отношении отраслей обрабатывающей промышленности, неопре-делённых в качестве приоритетных, Правительство Ульяновской области предпринимает усилия, направленные на модернизацию существующих производств, стимулирование внутриобластной конкуренции между организациями, что будет способствовать продвижению товаров в других субъектах Российской Федерации и повышению экспортного потенциала Ульяновской области.Кроме того, будут предприниматься усилия, направленные настимулирование развития МСП и встраивание его в технологические цепочки, формирующиеся на территории Ульяновской области.Локомотивами развития инновационных производств в Ульяновской областивыступят направления по организации производства полимерно-композиционных материалов для целей авиастроения, авиадвигателей с высокой степенью двухконтурности, композитных автокомпонентов, автокомпонентов из алюминиевых сплавов, электродвигателей и силовых агрегатов; модульных элементов зданий с использованием нанотехнологий, высококачественного стекла с нанопокрытием, композиционных материалов и алюминиевых сплавов методом литья под давлением.

Ключевым механизмом развития обрабатывающей промышленности является активная кластерная политика, которая обеспечит дополнение производственных цепочек и обновление как продуктового, так и технологического ассортимента приоритетных отраслей.

К приоритетным относятся территориальные кластеры в отраслях региональной специализации: авиастроение, машиностроение(в том числе станкостроение), автомобилестроение, кластер по производству строительных материалов.К потенциальным кластерам относятся территориальные кластеры, сформированные на базе промышленных узлов и «якорных»организаций Ульяновской области в сферах обработки древесины и производства мебели,пищевой промышленности, производства готовых металлическихизделий (в том числе производство металлических резервуаров, радиаторов, котлов центрального отопления и производство строительных металлических конструкций и изделий), а также кластеры в сфере услуг – ядерно-инновацион-

ный, рекреационно-туристические,транспортно-логистические, кластер культурных и креативных сфер деятельностии кластер ИКT и информационных сфер деятельности.

Основной акцент кластерной политики Ульяновской области будет сделан на поддержке «приоритетных»9 и «потенциальных»10 групп кластеров, для развитиякаждой из которых будут применяться специальные меры поддержки.Основными элементами инфраструктуры поддержки развитиякластеров станут:

автономная некоммерческая организация«Центр кластерного развития Ульяновской области» (координация взаимодействия в рамках механизма «тройной спирали»11);

_____________

9Под приоритетными кластерами понимаются кластерные образования, характеризующиеся наличием стабильно развивающейся кластерной структуры с активным внутрикластерным взаимодействием (или наличием фрагментов производственной и технологической общности различных организаций), которое необходимо расширять и углублять посредством применения комплекса мероприятий, непосредственно направленных на усиление (или оформление) кластерной инициативы.

10Под потенциальными кластерами понимаются кластерные образования, в которых присутствуют достаточно мощные объединяющие центры и ряд малых и средних организаций с ещё не устоявшейся системой коммуникативных взаимосвязей. Оформление кластерных инициатив для них в краткосрочной перспективе невозможно из-за отсутствия внутрикластерного взаимодействия, а также накопленной критической массы производственного и научного потенциала, создающей экономию от формирования кластера.

11Эффективность территориального кластера во многом определяется наличием в нём механизма «тройной спирали», предполагающего развитую кооперацию между организациями и предприятиями – участниками кластера, представляющими бизнес, науку и власть. Модель «тройной спирали» противопоставляет вертикальным механизмам управления инновационным развитием установление и совершенствование горизонтальных связей между действующими лицами.

 


 

 

научные и образовательные организации Ульяновской области;

созданные и формирующиеся объекты инновационной инфраструктуры;

действующие и формирующиеся фонды, способствующие активизации научных и бизнес-процессов в Ульяновской области.

Развитие приоритетных и потенциальных кластеров будет осуществляться на принципах внутриобластной кооперации организаций, стимулирования перерегистрации организаций единых технологических цепочек в Ульяновской области и повышения уровня связности территории Ульяновской области.

Приоритетные и потенциальные кластеры обладают значительным инновационным потенциалом, который будет развиваться в том числе посредством формирования пояса малых и средних инновационноактивных организаций, а также участия в кластерах вузов и научно-исследовательских организаций.

Дополнительным стимулом развития кластеров послужит создание на территории Ульяновской области особых экономических зон (далее – ОЭЗ),развитие которых позволило бы в среднесрочной перспективе получить статус федеральных ОЭЗ.

К реализации кластерной политики Ульяновской области также будут привлеченыучреждения Федеральной службы исполнения наказаний, будет разработана концепция использования данных ресурсов при реализации кластерной политики в Ульяновской области.

 

Субъекты управления сферой развития приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности в Ульяновской области

 

Министерство экономического развития Ульяновской области;

Правительство Ульяновской области;

АО«Корпорация развития Ульяновской области»;

филиал открытого акционерного общества «Особые экономические зоны» в Ульяновской области;

автономная некоммерческая организация «Центр кластерного развития Ульяновской области».

организации отраслей обрабатывающей промышленности вУльяновской области (по согласованию).

 

4.3.2.           Развитие сферы услуг в экономике Ульяновской области

 

По итогам рассмотрения текущей ситуации в сфере услуг определены следующие стратегические вызовы для Ульяновской области:

обеспечение активного развития транспортно-логистического потенциала Ульяновской области;

создание привлекательных рабочих мест постиндустриальноготипа в процессе диверсификации экономики Ульяновскойобласти; поддержание высоких темпов развития в Ульяновской областиМСП.

В качестве цели в сфере развития смежных отраслей экономикина период до 2030 года определена необходимость обеспечения опережающего роста приоритетных услуг в экономике Ульяновской области.

В таблице 32 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению указанной цели.

 

Таблица 32

 

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере развития смежных отраслей экономики на период до 2030 года 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2025

год

2030

год

Рост валовой добавленнойстоимости

приоритетных

услуг12 вУльянов-ской области,% относительно 2012 года вценах 2012 года

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не

менее

98,7

 

 

103

 

 

 

 

 

 

 

 

 

106,3

Не

менее

110

Не

менее

115

119,1

Не

менее

143,5

Не

менее

191,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

___________

12 Услуги в сфере ИКТ, бизнес-услуги, туристические услуги.

 

Стратегическими драйверами сферы услуг Ульяновской областиявляются отрасли туризма и отдыха, высокотехнологичная медицина (ядерно-инновационный кластер), развитие кластера ИКТ и бизнес-услуг.

Возможности создания развитого кластера ИКТ и бизнес-услуг в регионе продиктованы структурой его экономики – доминированием крупных промышленных организаций.

Развитие такого кластера не только позволит расширить налоговый потенциал Ульяновскойобласти, но и внесёт свой вклад в снижение затрат крупных организацийрегиона (за счёт использования технологии аутсорсинга – передачи внешним исполнителям непрофильных функций).

Новая организация экономики будет активно внедряться в ИОГВи органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

В государственном и муниципальном секторе Ульяновской областине должно остаться штатных сотрудников, выполняющих функции уборки и охраны помещений, оказывающих услуги в сфере общественного питания. Значительный объём бухгалтерских, юридических и ИКT-услуг также должен закупаться на свободном рынке.

Конкурентоспособная отрасль туризма и отдыха, отвечающаямеждународным стандартам качества туристических и рекреационных услуг, будет сформирована посредством:

развития инфраструктуры туризма и отдыха (гостиничная сеть, транспортная инфраструктура, информационные туристические центры);

вовлечения новых территорий в рекреационное использование;

развития новых видов туризма – событийного, экологического, промышленного, агротуризма, автотуризма (кемпинги);

проведения агрессивной имиджевой рекламной и маркетинговойкампании как в России, так и за рубежом, с максимальным использованием традиционных брендов Ульяновской области.

Сфера туризма и отдыха будет развиваться в рамках существующих и создания новых рекреационно-туристических кластеров, складывающихся на базе культурных, исторических и природных зон, и объектов, уже функционирующих или вновь создаваемых на территории Ульяновскойобласти.

 

Субъекты управления развитием сферы услуг в экономике Ульяновской области, в том числе с помощью инструментов, приведённых в подразделе 4.2 настоящей Стратегии

Министерство экономического развития Ульяновской области;

Правительство Ульяновской области;

АО«Корпорация развития Ульяновской области»;

филиал открытого акционерного общества «Особые экономические зоны» в Ульяновской области;

автономная некоммерческая организация«Центр кластерного развития Ульяновской области»;

организации сферы услуг в Ульяновской области(по согласованию).

 

4.3.3.           Развитиеаграрного и рыбохозяйственногокомплексов Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере развития аграрного и рыбохозяйственного комплексов в Ульяновской областихарактеризуется существенной долей сельского хозяйства в ВРП Ульяновской области. В отраслях сельского хозяйствазанято 14 процентов экономически активного населения Ульяновской области. Тем не менееУльяновская областьпо итогам 2012 года занимала предпоследнее место по удельномувесу региональной продукции в продукции сельского хозяйства Российской Федерации.

В качестве локомотива развития ульяновского аграрно-промышленного комплекса (далее – АПК) следует рассматривать сверхинтенсивное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности,высокотехнологичных и высокомаржинальныхподотраслей, таких как садоводство, овощеводство и мясное скотоводство, на основе передовых мировых технологий мелиорации, ресурсосберегающего земледелия, семеноводства, племенного животноводства и т.д.

Такой подход позволит увеличить ВРП за счёт переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе из других регионов, с последующим расширением собственной сырьевой базы, а также за счёт развития подотраслей, в которых близлежащие регионы ПФО пока не имеют явного преимущества. При этом упор на такие направления с высокой добавленной стоимостью позволит снизить возможное негативное влияние волатильности рынков сельскохозяйственного сырья наустойчивую реализацию инвестиционных проектов, обеспечив приток капитала в АПК Ульяновской области.

Ведущую роль в развитии АПК Ульяновской области будет играть агропродуктовый кластер, представляющий собой особую социально-экономическую систему, результаты функционирования которой в значительной мере определяются совокупностью внешних условий, таких как состояние социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры села, конъюнктура нарынках потребляемых ресурсов и влияние конкурентной среды.

В сравнении с другими базовыми кластерами экономики Ульяновской областиагропродуктовый кластер является наиболее дезинтегрированным. Существующая в нём система бизнес-отношений существенно замедляет его развитие: отсутствует координация совместных действий между абсолютным большинством входящих в него бизнес-единиц, что приводит к значительным внутрикластерным диспропорциям.

Отсутствие в Ульяновской областивертикально интегрированных структур и устойчивых кооперационных образований, способных контролировать всюпродуктовую цепочку и эффективно управлять процессом распределения добавленной стоимости, является существенной причиной, сдерживающей дальнейшее развитие АПК Ульяновской области.

Недостаточно развитая система научно-информационного сопровождения также является одной из причин, сдерживающих реализациюцелого комплекса необходимых технологических улучшений в агробизнесе. Приоритетные фундаментальные исследования, проводимые в научных учреждениях и производственных организациях, будут финансироваться за счёт средств областного бюджета, а прикладные научные разработки посредством привлечения заёмных средств. Создание действенной системы трансфера инноваций, способной обеспечить полномасштабное внедрение инновационных разработок в производство, – также одна из ключевых задач, которую необходимо решить в ближайшей перспективе.

По итогам рассмотрения текущей ситуации в сфере развитияаграрного и рыбохозяйственного комплексов определены следующиестратегические вызовы для Ульяновской области:

стимулирование формирования единых технологических цепочек в рамках агропромышленного кластера Ульяновской области;

обеспечение интенсивного развития отраслей сельского хозяйства за счёт увеличения производительности труда и более эффективного использования ресурсов;

внедрение эффективных механизмов сбыта сельскохозяйственной продукции, основанных на современной логистике.

Правительством Ульяновской областипризнаются приоритетными следующие стратегические направления развития агропромышленного кластера:

мясопродуктовое;

молочнопродуктовое;

масложиропродуктовое;

плодоовощное;

рыбопродуктовое;

зернопродуктовое;

свеклосахарное.

Правительство Ульяновской областипризнаёт приоритетность создания на территории Ульяновской области по каждому из вышеперечисленныхнаправлений интегрирующей цепочки добавленной стоимости, максимально приближённой к конечному потребителю.

В таблице 33 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели. 

 

Таблица 33

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере развития аграрного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015год

2016год

2017год

2018год

2019год

2020год

2025год

2030

год

Рост валовойдобавленной

стоимостисельского хозяйства в Ульяновской области,% относительно

2012 года вценах 2012 года

100

111,9

Не

менее

115

123,7

Не

менее

125

Не

менее

125

Не

менее

128,8

Не

менее

125,5

Не

менее

148,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержка сферы сельского хозяйства осуществляется с использованием институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития.

В качестве цели в сфере развития аграрного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года определена необходимость обеспечения стабильного функционирования отрасли сельского хозяйства в Ульяновской областии стимулирования её интенсивного роста.

Развитие бизнес-составляющейагропродуктового кластера Ульяновской областибудет осуществляться на основе его дальнейшего структурирования по продуктовому принципу. В результате будет образовано семь основных подкластеров (указаны выше).

Интегрирующая продуктово-технологическая цепочка, при прохождении которой формируется и распределяется добавленная стоимость продукта, станет основным звеном подкластера.

Развитие мясопродуктового подкластера базируется на четырёх основных направлениях: мясопереработка, мясное скотоводство, птицеводство и свиноводство. Конечной продукцией подкластера будет являться мясная продукция премиального и высокоценового сегмента (говядина), среднего и массового сегмента (свинина, мясо птицы), пищевая продукция (колбасные изделия и полуфабрикаты), а также биохимическая продукция, получаемая в результате глубокой переработки отходов мясной промышленности.

Ведущая роль в развитии подкластера отводится мясному скотоводству на основе свободного содержания на откормочных площадках высокопродуктивных мясных пород крупного рогатого скота с последующим забоем и глубокой переработкой. Данное направление имеет высокий конкурентный потенциал в силу его недостаточной развитости на федеральном рынке. Кроме того, развитие мясного скотоводства позволит вовлечь в оборот залежные сельскохозяйственные земли.

Птицеводство и свиноводство будут развиваться на существующих в настоящее время мощностях за счёт их модернизации, а также за счёт создания новых эффективных производственных комплексов.При этом, учитывая высокую конкурентную среду по данным направлениям, основной задачей должно стать не столько увеличение объёмов производства мяса птицы и свинины, сколько повышение экономической эффективности птицеводческих и свиноводческих хозяйств.

В этой связи ключевыми факторами развития подкластера являются обеспечение сельхозтоваропроизводителей перерабатывающей инфраструктурой, а также высокопродуктивным племенным стадом и доступной кормовой базой.

Развитие молочнопродуктового подкластера базируется на трёхосновных направлениях: молокопереработка, заготовка молока и молочное скотоводство.

Ведущая роль в развитии подкластера отводится производствупищевой и биохимической продукции на основе молока с высокой добавленной стоимостью. Учитывая высококонкурентную среду на данном рынке, продвижение такой продукции к потребителям в других регионах потребует централизованных усилий на уровне руководства Ульяновской области (формирование регионального бренда, кооперационные связи с северными и труднодоступными территориями субъектов Российской Федерации и т.д.). 

Развитие сектора заготовки молока также потребует централизованной поддержки руководства региона как в финансовом, так и в организационном отношении, в том числе в части стимулированиясоздания  соответствующих  сельскохозяйственных кооперативов.Эффективная работа в этом направлении позволит обеспечить финансовую устойчивость малых и средних производителей молока, а также повысить качественный уровень молочного сырья.

Важной задачей в развитии молочного скотоводства является иповышение экономической эффективности молочных хозяйств какза счёт обеспечения их высокопродуктивным поголовьем, так и доступной кормовой базой.

Базовыми направлениями масложиропродуктовогоподкластераявляются производство пищевой и химической продукции на основемасложирового сырья, производство масложирового сырья, производство масличных культур.

Ключевыми направлениями подкластера являются производство пищевой и химической продукции высокого передела, а также производство масложирового сырья. На начальном этапе организации этого сегментамогут быть обеспечены сырьём из близлежащих регионов, в дальнейшем формируя спрос на производство соответствующей сельскохозяйственной продукции в АПК Ульяновской области.

Необходимость обеспечения региональной масложировой промышлен-ности рентабельными пищевыми и техническими масличными культурами потребует как повышения эффективности их производства (внедрение новых ресурсосберегающих земледельческих технологий, использование высоко-продуктивного посевного материала,повышение плодородия земель), так и расширения посевных площадей под указанные культуры, что приведёт к вовлечению в оборот залежных земель сельскохозяйственного назначения, учитывая особенности севооборота при производстве масличных культур.

Основой плодоовощного подкластера являются пищевая промышленность, в том числе консервная, система заготовки и хранения плодоовощной продукции, садоводство и овощеводство, в том числе закрытого грунта.

Основную роль играет производство пищевой продукции, направляемой на реализацию за пределы Ульяновской области. На начальном этапе организации этого сегмента могут быть обеспечены сырьём из близлежащихрегионов, в дальнейшем формируя спрос на производство соответствующей сельскохозяйственной продукции в АПК Ульяновской области.

Необходимость обеспечения региональной пищевой промышленности рентабельными видами плодоовощной продукции потребуетсоздания эффективной системы заготовки и хранения плодоовощной продукции, а также развития садоводства и овощеводства на основересурсосберегающих земледельческих технологий и использования высокопродуктивного посевного материала.

 

Развитие рыбопродуктовогоподкластера базируется на производстве пищевой рыбной продукции, рыбоводстве и рыболовстве,при этом приоритетным направлением следует считать развитие рыбоводческих хозяйств.

Развитие данного подкластера должно опираться на поддержку руководства субъекта Российской Федерации в части укрепления образа Ульяновской области как приволжского региона с крепкими традициями рыбной промышленности и на реализацию соответствующей продукции за пределами региона.

Базой зернопродуктовогоподкластера являются производствобиохимической и пищевой продукции, высокоэффективных кормов для животноводства на основе зерна и продуктов его переработки, производство высококачественного семенного материала, а также зернового сырья. При этом, учитывая высокую конкурентность рынка зерновых культуркак на российском, так и на мировом уровне, необходимо уделятьособое внимание не столько увеличению объёмов производства, сколько повышению эффективности сельхозтоваропроизводителей и качественному планированию структуры производства зерновых.

Ключевыми направлениями подкластера являются производствобиохимической и пищевой продукции высокого передела, а такжевысокоэффективных кормов как для обеспечения нужд организацийв Ульяновской области, так и за её пределами. На начальном этапе организации этого сегмента могут быть обеспечены сырьём из близлежащих регионов, в дальнейшем формируя спрос на производство соответствующей сельскохозяйственной продукции в АПК Ульяновской области.

Кроме того, следует уделить внимание производству востребованных на мировом рынке видов зерна, в первую очередь, высококачественной пшеницы твёрдых и сильных сортов.

Необходимость обеспечения региональной пищевой и биохимической промышленности потребует как повышения эффективности производства зерновых (внедрение новых ресурсосберегающих земледельческих технологий, использование высопродуктивного посевного материала, повышение плодородия земель), так и расширения посевныхплощадей под соответствующими культурами, что приведёт к вовлечению в оборот залежных земель сельскохозяйственного назначения.

Развитие свеклосахарного подкластера следует увязать исключительно с возможностями производства и сбыта продукции открытого акционерного общества «Ульяновский сахарный завод». Исходя из потенциала данной организации и высокой конкурентности на российском рынке сахара во избежание перепроизводства сырья следует обеспечить чёткое планирование производства сахарной свёклы для нужд организаций и соответствующее развитие организаций пищевой промышленности,потребляющих его продукцию.

 

Субъекты управления сферой развития аграрного и рыбохозяйственного комплексов Ульяновской области 

Министерство экономического развития Ульяновской области;

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области;

Правительство Ульяновской области;

АО«Корпорация развития Ульяновской области»;

областное государственное бюджетное учреждение«Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области»;

автономная некоммерческая организация«Центр кластерного развития Ульяновской области»;

организации АПК в Ульяновской области (по согласованию).