4.1.5. Развитие культуры и средств массовой информации в Ульяновской области

Текущая ситуация в сфере развития культуры и средств массовойинформации в Ульяновской областихарактеризуется повышенным вниманием к развитию данной сферы деятельности со стороны Правительства Ульяновской области. Тем не менее по итогам 2012 года по числу зрителей театров в расчёте на 1 тыс. человек населения Ульяновская область занимала 46-е местов Российской Федерации, одновременно демонстрируя высокие результаты в части посещения музеев (21-е место в Российской Федерации). Уровень развития библиотек в Ульяновской областитакже достаточно высок относительно иных субъектов Российской Федерации. Однакосущественная доля зданий сферы культуры требует проведения капитального ремонта. Развитие средств массовой информации в Ульяновской областинаходится на среднем уровне, в то же время Ульяновскаяобласть имеет некоторые резервы для дальнейшего развития в данной сфере. 

В   качестве цели развития культуры и средств массовой информации на период до 2030 года определена необходимость повышенияэффективности государственной политики в сфере культуры на территории Ульяновской области, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры.

В   таблице 9 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению указанной цели.

 

Таблица 9

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере развития культуры и средств массовой информации на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

2012

(базовый)

год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020

год

2025 год

2030 год

Уровень удовлетворённости гражданУльяновской области качествомпредоставления государственных (муници-пальных) услугв сфере культуры Ульяновской области, %

Нет данных

100

100

100

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи Ульяновской областив сфере развития культуры и средств массовой информации на период до 2030 года

 

1. Создание оптимальных, безопасных и благоприятных условийдля повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры.

2.  Обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участиюв культурной жизни, реализация творческого потенциала населения.

3.  Обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области.

4.  Предупреждение межнациональных и межконфессиональных конфликтов в Ульяновской области.

5.  Повышение доступности средств массовой информации для населения в Ульяновской области.

Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке в Ульяновской области реализуется проект «Ульяновск – культурная столица», ориентированный на привлекательность города регионав сфере туризма.

Кроме того, будут осуществляться следующие мероприятия:

модернизация материально-технической базы государственных учреждений культуры, архивов и образовательных организаций в сфере культуры и искусства;

модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, архивов и образовательных организаций всфере культуры и искусства;

организация и проведение межрегиональных и международныхобменных гастролей государственных учреждений культуры;

развитие фестивальной деятельности государственных учреждений культуры; поддержка областных, всероссийских и международных проектов государственных учреждений культуры;

подготовка и проведение мероприятий, посвящённых знаменитым землякам Ульяновской области;

грантовая поддержка творческих проектов, инициатив и коллективов самодеятельного художественного творчества Ульяновской области;

сохранение и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области;

предоставление из областного бюджета субсидий собственникам объектов культурного наследия регионального значения в целяхфинансового обеспечения возмещения затрат, связанных с сохранением объектов культурного наследия регионального значения;

совершенствование механизмов государственной поддержкиучреждений культуры на территории Ульяновской области;

привлечение субъектов бизнеса к реализации культурной политики на территории Ульяновской области;

проведение на постоянной основе мероприятий, направленныхна укрепление межнационального согласия между народами, проживающими на территорииУльяновской области;

повышение технической доступности приёма населением Ульяновской областирадиовещания, эфирного аналогового телевещания и цифрового телевещания, совершенствование работы областного телевидения и повышение его привлекательности;

повышение доступности регулярных печатных источников информации для населения Ульяновской области.

 

Субъекты управления сферой культуры в Ульяновской области

 

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области;

Фонд «Ульяновск – культурная столица»;

государственные учреждения культуры Ульяновской области;

организации сферы культуры иной формы собственности (по согласованию);

Правительство Ульяновской области (в том числев части повышения доступности средств массовой информации для населения Ульяновской области). 

 

4.1.6. Повышение доступности жилья в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере доступности жилья в Ульяновской области характеризуется достаточно высоким уровнем обеспеченности жильём (24,1 кв.м на одного жителя), превышающим среднероссийские значения показателей, а также уровень обеспеченности жильём в ПФО(23,4и23,6 соответственно). Ульяновская областьтакже демонстрируетвысокие темпы ввода в действие жилых домов, которые превосходят темпы роста по Российской Федерации и ПФО в расчёте наодного жителя Ульяновской области. В то же время в Ульяновской областизначительна доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объёме жилищного фонда – 1,3 процента.

В   качестве цели в сфере повышения доступности жилья на период до 2030 года определена необходимость расширения возможностейграждан по улучшению жилищных условий.

В   таблице 10 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 10

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере повышения доступности жилья на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

2012

(базовый)

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019год

2020год

2025год

2030год

Удельныйвес введённой общейплощадижилыхдомов поотношению

к общейплощади

жилищногофонда, %

1,8

2

2,2

2,2

2,3

2,4

2,5

2,5

2,5

 

Задачи Ульяновской области в сфере повышения доступности жилья

на период до 2030 года

 

1. Создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения.

2.  Создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан, проживающих в Ульяновской области.

3.  Обеспечение соответствия объёма комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, в том числе сокращение ветхого и аварийного жилищного фонда.

4.  Обеспечение комфортным жильём малообеспеченных слоёв населения.

5.  Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

6.  Формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

7.  Создание комфортной среды для проживания граждан в городах и сёлах в Ульяновской области.

Для достижения определённой выше цели повышения доступности жилья для граждан Ульяновской областии решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

стимулирование ускоренных темпов строительства; 

повышение эффективности механизмов учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечение их жильём;

развитие института использования договоров социального найма жилых помещений;

содействие развитию институтов управления гражданами многоквартирными домами;

содействие развитию рынка услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с помощью методов ГЧП;

реализация комплекса мероприятий (нормативных, проектно-исследовательских, строительно-реконструктивных) по созданию комфортной для проживания среды в населённых пунктах Ульяновской области.

 

Субъекты управления жилищной сферой в Ульяновской области

Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области;

государственные организации сфер строительстваи жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области;

организации сфер строительства и жилищно-коммунального комплекса иной формы собственности (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области(по согласованию).

 

4.1.7. Развитие социальных институтов и проведение результативной социальной политики в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере развития социальных институтов и проведения результативной социальной политики в Ульяновской области характеризуется достаточно высокой долей населения с доходами ниже прожиточного минимума: она составляет 15,5 процента всего населения Ульяновской области. Денежные доходы населения в 2012 году на 25 процентов формировались за счёт социальных выплат, что заметно выше доли этогоисточника доходов в сравнении с ПФО и Российской Федерацией, иэта доля со временем увеличивается. К числу особо острых проблем относятся социальная разобщённость, что проявляется в отношении социально уязвимых групп населения – детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,граждан пожилого возраста, инвалидов,лиц без определённого места жительства. При этом вследствие развития системы социальной поддержки граждан по статусному принципу, а не по принципу адресностиразвивается иждивенческая позиция большинства клиентов социальных служб, а социальная помощь рассматривается как необходимое и должное действие.

В качестве цели в развитии социальных институтов и социальной политики определена необходимость снижения уровня социальной напряжённости в Ульяновской области. В таблице 11 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

Таблица 11

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере развития социальных институтов и проведения результативной социальной политики на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

2012

(базовый)

год

2015год

2016год

2017год

2018год

2019год

2020год

2025год

2030год

Доля населенияс денежны-мидоходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Ульяновской области, %

15,5

 

 

14,5

 

 

14

 

 

13,5

 

 

12,5

 

 

11,5

 

 

10,5

 

 

Не

более

9,4

Не

более

8

 

Задачи Ульяновской областив сфере развития социальных институтов и проведения результативной социальной политики на период до 2030 года

1.  Снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.

2.  Повышение эффективности и результативности государственной поддержки граждан и семьи.

3.  Реабилитация и социальная интеграция инвалидов.

4.  Повышение качества и доступности социального обслуживания, в том числе граждан старших возрастов и инвалидов. 

5.  Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (особенно детей), и системы профилактики правонарушений. 

6.  Поддержка и развитие в Ульяновской областисоциально ориентированных некоммерческих организаций.

Для достижения определённой выше цели по развитию социальных институтов и социальной политики и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия: 

развитие практики предоставления социальной поддержки малообеспеченным слоям населения на основе социального контракта;

создание условий, способствующих реализации семьями репродуктивных намерений, включая дополнительные меры по стимулированию вторых, третьих и последующих рождений; 

развитие разнообразных доступных семейных услуг, в том числе по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

обеспечение наиболее благоприятных возможностей совмещениявоспитания детей с профессиональной деятельностью;

внедрение механизма ГЧП в систему социального обслуживаниянаселения Ульяновской области;

создание «доступной среды», прежде всего в городах Ульяновской области, за счёт обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и введение в эксплуатацию новых объектов;

внедрение стационарозамещающих технологий при предоставлении социальных услуг;

внедрение механизмов общественной оценки деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе путём формирования попечительских советов в соответствующих организациях.

 

Субъекты управления в сфере социальной политики  в Ульяновской области

Министерство здравоохранения Ульяновской области;

Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области;

государственные учреждения социального обслуживания населения Ульяновской области;

социально ориентированные некоммерческие организации (посогласованию);

Правительство Ульяновской области.

 

4.1.8.      Молодёжная политика в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере молодёжной политики в Ульяновской областихарактеризуется существенным оттоком молодёжи из региона и недостаточным использованием потенциала молодёжи в сфере социально-экономического развития Ульяновскойобласти. Таким образом, слабореализуется задача по созданию благоприятного климата для закрепления молодёжи в Ульяновской области(гарантированное трудоустройство, развитие арендного жилья или программ социального найма, развитая социальная инфраструктура).

В   качестве цели в сфере молодёжной политики определена необходимость стимулирования молодёжи в Ульяновской областик проживанию в регионе.

В   таблице 12 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели. 

 

Таблица 12

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере молодёжной политики на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

2012

(базовый)

год

2015год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2025

год

2030

год

Удовлетворённость молодёжи в Ульяновской области  условиями проживанияи возмож-ностью самореализации в Ульяновской области, % опрошенных

Нет  данных

 

 

 

 

40

 

 

 

45

 

 

50

 

 

 

 

60

 

 

 

 

65

 

 

 

 

70

 

 

Не

менее

70

Не

менее

70

 

Задачи Ульяновской области в сфере молодёжной политики на период до 2030 года

1.  Вовлечение молодых людей в работу молодёжных общественных объединений.

2.  Вовлечение молодых людей в работу ИОГВи органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

3.  Формирование и развитие системы поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодёжи.

4.  Формирование правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи.

5.  Создание благоприятного климата для закрепления молодёжи в Ульяновской области(гарантированное трудоустройство, развитие арендного жилья или программ социального найма, развитая социальная инфраструктура).

Для достижения определённой выше цели в сфере молодёжной политики и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

стимулирование деятельности молодёжных объединений в Ульяновской области;

создание условий для поддержки, продвижения по службе и повышения квалификации талантливой молодёжи в ИОГВи органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;

стимулирование участия молодёжи в инновационных проектахИОГВ и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;

разработка мер по стимулированию участия молодых людей в общественных объединениях молодёжи, а также по информированиюмолодёжи о деятельности таких общественных объединений в Ульяновской области;

проведение областных информационных кампаний, направленных на формирование правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

реализация программы «гарантированного» трудоустройства молодёжи;

предоставление жилья по договорам аренды и жилых помещений по договорам социального найма;

развитие социальной инфраструктуры для молодёжи в Ульяновской области.

 

Субъекты управления сферой молодёжной политики в Ульяновской области

Министерство образования и науки Ульяновской области;

Правительство Ульяновской области;

государственные организации в сфере молодёжной политикиУльяновской области;

организации сферы молодёжной политики иной формы собственности (по согласованию).

 

4.1.9. Экологическая безопасность экономики и экология человека в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере экологической безопасности экономики и экологии человека в Ульяновской областихарактеризуется следующими особенностями:

высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах региона;

остающаяся проблема загрязнённости воды, в том числе воды, используемой для централизованного водоснабжения;

большие площади загрязнения нефтью и нефтепродуктами, возникшие в результате функционирования нефтехимических организаций или размещения складов нефтепродуктов;

образование новых и заполнение существующих мест несанкционированного размещения отходов;

отсутствие эффективной системы мониторинга окружающей среды в Ульяновской области.

В   качестве цели в сфере экологической безопасности экономики и экологии человека на период до 2030 года определена необходимость нормализации экологической обстановки в Ульяновской области.

В   таблице 13 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 13

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере экологической безопасности экономики и экологии человека на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2025

год

2030

год

Доля использован-ных,обезврежен-ныхотходов в общем объёмеобразовавшихся отходовв процессе производства и потребления, %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 

Задачи Ульяновской области  в сфере экологической безопасности экономики и экологии человека на период до 2030 года

1.  Сокращение накопленного экологического ущерба.

2.  Обеспечение поддержки экологических проектов субъектов предпринимательства, осуществление ГЧП-проектов в сфере экологии.

3.  Обеспечение создания технологической базы, необходимой для создания эффективной системы утилизации твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО).

4.  Экология природной среды – сохранение и защита природной среды Ульяновской области.

Для достижения определённой выше цели в сфере экологической безопасности экономики и экологии человека на период до 2030 года и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

развитие системы экологического мониторинга в Ульяновской области;

осуществление инвестиций в обновление очистных сооружений;

ликвидациямазутохранилища на Нижней Террасе Заволжского района города Ульяновска;

ликвидация нефтезагрязнения на территории природного комплекса памятника природы регионального значения «Винновская роща» и Куйбышевского водохранилища;

создание системы сбораТБО,формирование эффективной системы вывоза ТБО с территорий населённых пунктов, создание системы переработки ТБО;

мониторинг и ликвидация несанкционированных свалок;

расширение сети полигонов, отвечающих санитарно-гигиеническим,экологическим и другим требованиям российского законодательства;

пропаганда культуры сбора и утилизации отходов среди населения;

создание условий для широкого внедрения экологического менеджмента,повышения информационной открытости промышленных организаций в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия;

обеспечение создания национального парка «Сенгилеевские горы».

Субъекты управления сферой экологической безопасности экономики и экологии человека в Ульяновской области

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области;

государственные организации сферы охраны окружающей среды Ульяновской области;

организации сферы охраны окружающей среды иной формысобственности (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области(по согласованию).

 

4.1.10. Повышение доступности и качества услуг пассажирского транспорта общего пользования в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере повышения доступности и качества услуг пассажирского транспорта общего пользования характеризуется в целом высоким уровнем доступности и качества услуг междугородного и пригородного транспорта. Тем не менее в областном центре – городе Ульяновске – отсутствует централизованный подход к организациифункционирования транспорта, а виды транспорта, следующие по одним маршрутам, вступают в необоснованную конкуренцию.

В   качестве цели в сфере развития транспортной инфраструктуры общего пользования на период до 2030 года определена необходимость создания удобной транспортной инфраструктуры общего пользования в Ульяновской области. В таблице 14 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

 

Таблица 14

Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской областив сфере развития транспортной инфраструктуры общего пользования на период до 2030 года

 

Наименование

 показателя

2012

(базовый)

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018год

2019

год

2020

год

2025

год

2030

год

Средний уровень удовлетво-рённостинаселения организацией транспортногообслуживания вУльяновской области, %опрошенных

 

 

40

 

 

45

 

50

 

 

60

 

 

65

 

 

70

 

70

 

70

 

 

 

Задачи Ульяновской области в сфере развития транспортной инфраструктуры общего пользования на период до 2030 года

 

1.  Повышение доступности и качества услуг междугородного и пригородного транспорта общего пользования в Ульяновской области.

2.  Сбалансированное развитие транспортной системы города Ульяновска.

3.  Развитие межрегиональных и международных транспортныхсвязей Ульяновской области.

Для достижения определённой выше цели и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

разработка концепции развития пригородного и междугородного транспорта в Ульяновской области;

реорганизация маршрутной сети и исключение возможности непродуктивной конкуренции автотранспорта общего пользования и железнодорожного транспорта в Ульяновской области;

использование возможности организации взаимосвязанной интермодальной системы «автобус– троллейбус – трамвай» в городе Ульяновске;

специализация используемых аэропортов в городе Ульяновске по видам воздушных перевозок.

 

Субъекты управления сферой повышения доступностии качества услуг пассажирского транспорта общегопользованияв Ульяновской области

Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области;

государственные организации сферы транспортаУльяновской области;

организации сферы транспорта иной формы собственности (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области(по согласованию).

 

4.1.11. Правопорядоки противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций в Ульяновской области

 

Текущая ситуация в сфере правопорядка и противодействия возникновению чрезвычайных ситуаций в Ульяновской областиотличается положительной динамикой снижения числа зарегистрированных преступлений. По сравнению с 2009 годом число преступлений, зарегистрированных в 2010 году, снизилось на 16 процентов, в 2011 году – на 21,3 процента, в 2012 году –на 22,3 процента. Ульяновская областьхарактеризуется относительно низкими показателями в части общего состояния преступности: Ульяновская областьзанимает 60-е место в Российской Федерации по количеству зарегистрированных преступлений в 2012 году.

В качестве цели в сфере правопорядка определена необходимость создания благоприятной обстановки в Ульяновской области, стимулирующей снижение уровня преступности в регионе. В таблице 15 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.

Таблица 15

 

Целевое значение показателя, характеризующего достижениецели Ульяновской областив сфере правопорядка и противодействия возникновению чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года

 

Наименование

показателя

 

2012

(базовый)

год

2015

год

2016
год

2017
год

2018

год

2019
год

2020

год

2025

год

2030
год

Доля лиц, ранееосуждавшихся за совершениепреступлений, в общемколичестве лиц, осуждённых на основании обвинительных приговоров, вступившихв законную силу, %

60,4

57

55

50

45

40

35

30

30

 

Задачи Ульяновской области в сфере правопорядка и противодействия возникновению чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года

 

1.  Повышение эффективности мер предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.  Развитие систем обеспечения безопасности и правопорядка.

Для достижения определённой выше цели в сфере правопорядка противодействия возникновению чрезвычайных ситуаций в Ульяновской области на период до 2030 года и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:

модернизация материально-технической базы и развитие инфраструктуры предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение эффективного информационного взаимодействияс территориальными органами федеральных органов исполнительной власти для организацииобеспечения безопасности, общественного порядка и профилактики правонарушений на территории Ульяновской области;

внедрение современных систем профилактики правонарушений;

стимулирование гражданского участия в обеспечении правопорядка и поддержка создания общественных объединений по охранеобщественного порядка.

 

Субъекты управления сферой обеспечения правопорядка и противодействия возникновению чрезвычайных ситуаций в Ульяновской области

Правительство Ульяновской области;

Управление ФСБ России по Ульяновской области (по согласованию);

Управление МВД России по Ульяновской области (по согласованию);

Управление ФМС России по Ульяновской области (по согласованию);

Управление ФСКН России по Ульяновской области (по согласованию);

ГУ МЧС России по Ульяновской области (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию).