1. Оценка текущего уровня развития и конкурентоспособности Ульяновской области

 

Ульяновская область является регионом с развитым промышленным потенциалом, в структуре которого значительное место занимают высокотехнологичные отрасли. При этом результатом инвестиционной активности последних лет стала определённая диверсификация экономики, что служит фактором большей экономической стабильности.

В целом удовлетворительным является уровень инфраструктурного обустройства Ульяновской области. Наличие развивающейся портовой особой экономической зоны, уникальные характеристики аэропорта «Ульяновск-Восточный», достаточно высокая плотность железнодорожных путей и автомобильных дорог с твёрдым покрытием создаютопределённые преимущества для развития региона.

В качестве привлекательного фактора для потенциальных работодателей следует также отметить невысокий по сравнению с Приволжским федеральным округом (далее – ПФО) и Российской Федерацией уровень стоимости трудовых ресурсов в сочетании с высокой долей в трудоспособном населении лиц, имеющих среднее профессиональное образование.

В Ульяновской области накоплен положительный опыт привлечения иностранных инвестиций и взаимодействия с зарубежнымиинвесторами. Успешно функционирует акционерное общество«Корпорация развития Ульяновской области»(далее – АО «Корпорация развития Ульяновской области»),развиваются индустриальные паркии промышленные зоны.

 

1.1. Конкурентные преимущества Ульяновской области

 

1.1.1. Ульяновская область– регион высокотехнологичной обрабатывающей промышленности

 

Доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте (далее – ВРП) Ульяновской области составляет 22 процента. Отличительной чертой специализации региона является высокая концентрация на его территории организаций высокотехнологичной обрабатывающей промышленности. Ведущими отраслями обрабатывающей промышленности являются такие высокотехнологичные отрасли, как машиностроение, автомобилестроение, авиастроение (таблица 1).

 

Таблица 1

Высокотехнологичные ведущие отрасли обрабатывающей промышленности в Ульяновской области

п/п

Наименование отрасли

Код вида

экономиче-ской деятельности

Доля выручки организаций

отрасли в общем

объёме выручки организаций

обрабатывающей промышленности в

Ульяновской области                      (за 2007-2012 гг.

в ценах 2012 г.), %

Темпы роста

выручки

организаций в

Ульяновской области (за

2007-2012 гг.

в ценах

2012 г.), %

Доля выручки организаций в

Ульяновской области в общем объёмевыручки организаций

(за 2007-2012 гг.        в ценах 2012 г.), %

 

в Россий-скойФедера-ции

в ПФО

 

1.

Производство автомобилей

34.1

27,2

80,8

2,7

5,6

 
 

2.

Производство частей и принад-лежностей автомобилей и их двигателей

34.3

14,3

95,7

9,7

14,4

 
 
 
 

3.

Производство контрольно-измерительных приборов

33.2

5,3

551,1

3,2

10,5

 
 
 

4.

Производство летательных аппаратов, включая космические

35.3

3,1

216,7

0,8

2,6

 
 
 
 

5.

Производство механического оборудования

29.1

2,1

132,7

0,8

3,3

 
 

6.

Производство прочего электрооборудования

31.6

1,5

180,9

2,3

11,3

 

 

Ульяновская область имеет существенный технологический, производственный, инфраструктурный и кадровый потенциал, а такжересурсы для дальнейшего развития высокотехнологичных производств на своей территории.

 

1.1.2. Ульяновская область – регион, привлекательный для инвестиций

 

Инвестиции в основной капиталв Ульяновской области(в ценах 2012 года) выросли с 2007 по 2012 год на 38 процентов (в Российской Федерации на 23 процента, в ПФО –на 14 процентов). Ульяновская область –среди лидеров в ПФО по темпам роста валового накопления основногокапитала в расчёте на душу населения. С 2000 года значение данного показателя увеличилосьв текущих ценах более чем в 14 раз. Доля инвестиций в основной капитал в объёме ВРП по итогам 2012 года составила около 30 процентов, что существенно превышает значения соответствующего показателя в РоссийскойФедерации и ПФО. Ульяновская область – лидер ряда рейтингов, объектом исследования которых является инвестиционный климат регионов России, носитель передового опыта государственного управления в части сопровождения инвестиционных проектов на территориях субъектов Российской Федерации. С учётомбизнес-процессов, применяемых в регионе, разработан региональный инвестиционный стандарт.

 

1.1.3. Ульяновская область – регион, открытый инновациям, обладающий высоким научно-техническим потенциалом

 

Количество организаций в Ульяновской области, выполняющих научные исследования и разработки, за период с 2002 по 2012 год увеличилось почти вполтора раза. По количеству патентов, полученных на одного работника, занятого научно-исследовательскими работами, Ульяновская область находится вчисле лучших регионов России.

Практика государственного управления на территории Ульяновской областихарактеризуется высоким уровнем восприимчивости органов государственной власти Ульяновской областик инновациям и способностью внедрять комплексные решения в отношении всего региона. 

При непосредственном участии органов государственной власти Ульяновской областиреализованы или находятся на стадии реализации следующие проекты: 

создание инновационных кластеров и включение их в переченьпилотных программ развития инновационных территориальных кластеров в Российской Федерации. Такими кластерами являются ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда, консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»;

создание портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области;

формирование комплекса промышленных зон на территории Ульяновской области;

формирование инвестиционной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях Ульяновской области (городских округах и муниципальных районах). 

 

1.2. Внутренние факторы, ограничивающие развитие Ульяновской области

 

1.2.1. Сокращение численности населения, нехватка квалифицированных трудовых ресурсов

 

Население Ульяновской областиежегодно сокращается, причём как вследствиеестественных факторов, так и ввиду миграционного оттока. С 2003 по 2012 год численность населения сократилась на 105 тыс. человек.

 В Ульяновской области наблюдается стабильная естественная убыль населения. По итогам 2012 года коэффициент естественного прироста (убыли) населения составил 2,7 в расчёте на 1000 человек, тогда как по Российской Федерации значение данного показателя составило 0,0. 

В регионе ежегодно фиксируется существенный отток населения, в том числе и по сравнению с близлежащими субъектами Российской Федерации. Коэффициент миграционного прироста (убыли) отрицателен и составляет
3,3в расчёте на 1000 человек населения по итогам 2012 года. В то же время
в Российской Федерации значение данного показателя составляет 2,1.

Для региона также характерны:

высокий уровень заболеваемости населения, в том числе болезнями социального характера: наркоманией, алкоголизмом и алкогольными психозами, сахарным диабетом, злокачественными новообразованиями и активным туберкулёзом; высокая доля экономически активного населения, имеющего исключительно среднее общее образование (23,4 процента, в Российской Федерации– 19,9 процента); 

относительно низкая численность лиц с высшим образованием(27,2 процента, в Российской Федерации– 30,4 процента); относительно низкая численность студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования (387 на 10000 человек населения, в Российской Федерации– 523). 

Ввиду демографических, миграционных и других причин экономика Ульяновской области  испытывает недостаток высококвалифицированной рабочей силы.

 

1.2.2. Уязвимость экономики Ульяновской области перед внешними экономическими шоками 

Последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов существенным образом отразились на экономике Ульяновской области. Индекс промышленного производства в 2009 году составил 92,6 процента, а ряд отраслей экономики по итогам 2012 года так и не достиглирезультатов, зафиксированных по итогам докризисного 2007 года.

По итогам 2013 года индекс промышленного производства составил 99,3 процента относительно 2012 года.

Основной причиной уязвимости экономики Ульяновскойобласти является недостаточный уровень её диверсификации и конкурентоспособности.

Имеет место, с одной стороны, наличие вУльяновской областинебольшогоколичества крупных организаций, а с другой стороны – зависимость крупных организаций Ульяновской областиот финансовой поддержки, а также наличия заказовна поставку товаровза счёт средств федерального бюджета. Это прежде всего организации автомобильной и авиационной промышленности, а также отрасли строительства, которые помимо этого испытывают существенное давлениесо стороны импорта. 

Негативным фактором является относительно низкий уровень производительности труда, отставание темпов роста производительности труда в Ульяновской областиот темпов роста реальной заработной платы,что не позволяет компенсировать демографические процессы, снижать производственные издержки.

 

1.2.3. Неравномерное пространственное развитие Ульяновской области

 

Для Ульяновской областихарактерны существенные межмуниципальные различия практически по всем направлениям социально-экономическогоразвития. 

Во-первых, существенные различия наблюдаются в части демографической ситуации. Только в двух муниципальных образованиях Ульяновской области «город Ульяновск» и «город Новоульяновск»зафиксировано увеличение численности населения за 2009-2013 годы. Стабильная численность населения также зафиксирована в муниципальном образовании «Чердаклинский район» Ульяновской области. В остальных городских округах имуниципальных районах зафиксировано существенное снижение численности населения в среднем на 7,5 процента. Самый высокий уровень убыли населения отмечен в Кузоватовском (15,8 процента), Новомалыклинском (10,8 процента), Майнском (10,4 процента) и Ульяновском (10 процентов) муниципальных районах, в 12 муниципальных районах численность населения сократилась на 5-10 процентов.

Во-вторых, муниципальные образования Ульяновской областисущественным образом различаются в части экономического развития. В частности,на пять муниципальных образований Ульяновской области(городаУльяновск и Димитровград; муниципальные районы Сенгилеевский, Чердаклинский иМелекесский) приходится 87,3 процента инвестиций в основной капитал среди крупных и средних организаций. Соответственно, на оставшиеся 19 муниципальных образований Ульяновской области приходится лишь 12,7 процента инвестиций. При общем низком уровне заработной платы в Ульяновской областинаблюдаются также существенные межмуниципальные различия в заработной плате работников, достигающие 70-100 процентов. 

В-третьих, существенные межмуниципальные различия имеютсяв части социальной инфраструктуры. В частности, обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом может отличаться на 100 процентов при достаточно низком уровне обеспеченности врачами, характерном для региона в целом.

 

1.2.4. Несбалансированность областного бюджета Ульяновской области и недостаточноеразвитие сферы финансовых услуг 

Несбалансированность областногобюджета Ульяновской области(далее– областной бюджет) является существенным препятствием к дальнейшему устойчивому развитию Ульяновской области. 

В Ульяновской областивыявлена проблема существенного роста государственногодолга за период с 2008 по 2012 год. В номинальных значениях с 2008по 2012 год объём долговых обязательств вырос практически в 9 раз. Государственный долг Ульяновской области в 2012 году составил 25 процентов от доходов консолидированного бюджета Ульяновской области за этот период.

По итогам 2012 года Ульяновская областьзанимала 9-е место по среднедушевымденежным доходам в ПФО, которые составили 16350,6 рубля. Это составляет лишь 66 процентов от среднедушевых доходов жителя Самарской области, являющейся лидером данного рейтинга. Данная ситуация не способствует повышению привлекательности региона дляпотенциальных трудовых мигрантов из близлежащих регионов ПФО и провоцирует миграцию населения из Ульяновской области. 

Низкий уровень развития банковской системы на территории Ульяновской областитакже является препятствием к достижению высоких темповэкономического роста. В Ульяновской областизафиксирована меньшая численность кредитных организаций и их филиалов, нежели в субъектах Российской Федерации –лидерах ПФО. В частности, в 2013 году в Ульяновской областиосуществляли свою деятельность только три кредитные организации, тогда как в Республике Татарстан– 22, в Самарской области –           18, в Нижегородской области – 12. Ульяновская область делит 10-11-е места с Кировской областью по количеству кредитных организаций. Такая же ситуация сложилась и в отношении  филиалов кредитных организаций. Объём банковских вкладов юридических лиц в Ульяновской областив расчёте на одну организацию (в российской и иностранной валюте) по итогам 2012 года является самым низким среди всех субъектов Российской Федерации в ПФО: 171 тыс. рублей (в среднем по ПФО – 608 тыс. рублей, в Российской Федерации – 533 тыс. рублей). Необходимо отметить и тот факт, что организации Ульяновской областив среднем имеютболее низкий уровень задолженности по кредитам, чем в среднем по ПФО и Российской Федерации (2694 тыс. рублей в Ульяновской области, 3155 тыс. рублей в ПФО и 4007 тыс. рублей  в среднем по России). Несмотря на более низкий уровень задолженности по кредитам, организации в Ульяновской областиимеют высокийуровень задолженности относительно валового дохода. По итогам 2012 годанакопленные кредитные обязательства составляли 25 процентов валового дохода организаций в Ульяновской области(в ПФО – 18,52 процента, в Российской Федерации –22,34 процента). По данному показателю Ульяновская областьзанимает 11-е место в ПФО (11 филиалов). Также доля финансового сектора в ВРП Ульяновской областисоставляет 0,3 процента, тогда как в среднем по субъектам Российской Федерации значение показателя составляет 0,6 процента, а по ПФО – 0,5 процента.

 

1.2.5. Недостаточно привлекательные условия для жизни в Ульяновской области

 

Наряду с достаточно высоким уровнем обеспеченности жильём в Ульяновской областиотмечается существенный физический и моральный износ основных фондов коммунальной инфраструктуры, что усугубляется недостаточностью финансовых средств для их обновления. В настоящее время износ котельных составляет 65 процентов, сетей теплоснабжения –60 процентов, сетей водоснабжения – 72 процента, сетей водоотведения –77 процентов. Уровень износа объектов инженерной инфраструктуры коммунального хозяйстваоказывает непосредственное негативное влияние на возможность реализации новых инвестиционных проектов, на стабильнуюработу организаций и жизнеобеспечение населения. Кроме того, в Ульяновской областижилые дома, имеющие доступ к инженерным коммуникациям, как правило, составляют меньшую долю, чем в среднем по Российской Федерации и ПФО. 

Дополнительным фактором, свидетельствующим о недостаточно высоком уровне привлекательности Ульяновской области в качестве места проживания, является низкое качество зданий и сооружений  учреждений социальной сферы. В частности, по итогам 2012 года 40 процентов зданий учреждений здравоохранения в Ульяновской области требовали капитального ремонта. Похожая ситуация складывается и в сфере образования:по итогам 2012 года 27 процентов зданий общеобразовательных организаций в Ульяновской области требовали капитального ремонта. В сфере физической культуры и спорта в регионе наблюдается низкий уровень обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры: спортивными залами Ульяновская областьобеспечена на 64 процента от норматива (9-е место в ПФО), плоскостными сооружениями – на 27 процентов от норматива (8-е место в ПФО), а бассейнами – на 7,5 процента (10-е место вПФО). Стоит также отметить, что из 57 объектов государственных учреждений культуры 18 требуют капитального или текущего ремонта помещений, фасадов зданий.

Естественным ограничением к оформлению Ульяновской области в качестве комфортного места для проживания является достаточно высокая доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям. По итогам 2012 года более 60 процентов автомобильных дорог регионального значения находились в ненормативном состоянии.В результате неравномерная и нестабильная экологическая ситуация в Ульяновской областипрепятствует её стабильному развитию. Так, город Ульяновск по состоянию загрязнения атмосферного воздуха на территории ПФО в 2012 году входил в десятку городов с высоким уровнемзагрязнения, что усугубляется отсутствием надёжной системы мониторинга окружающей среды. Загрязнённость воды в Куйбышевском водохранилище на реке Волге, являющемся основным источником формирования водных ресурсов Ульяновскойобласти, постоянноувеличивается. В 2012 году класс качества воды водохранилища изменился и снизился с 3 «А» до 3 «Б», вода  характеризуется как «оченьзагрязнённая». При этом в Ульяновской областиотмечены достаточно низкие в ПФОобъёмы инвестиций, направленных на охрану и рациональное использование водных ресурсов (54,9 млн. рублей по итогам 2012 года; в Республике Башкортостан – 1651 млн. рублей, в Республике Татарстан – 1611 млн. рублей, в Самарской области – 595 млн. рублей).

 

1.3.  Внешние факторы, ограничивающие развитие Ульяновской области

 

1.3.1. Сильные регионы-конкуренты 

БлизлежащиекУльяновской области регионы, такие как Республика Татарстан и Самарская область, характеризуются более высокими уровнями ВРП надушу населения, среднемесячной заработной платы работников и более устойчивой демографической ситуацией.

По итогам 2012 года Ульяновская областьзанимала 9-е место среди субъектов Российской Федерациив ПФО по размеру денежных доходов в среднем на душу населения со значением 16351 рубль, что существенно ниже субъектов Российской Федерации – лидеров по данному показателю: Самарской области (24683 рубля), РеспубликиТатарстан (24010рублей), Пермского края (23270 рублей), Нижегородскойобласти (21518 рублей), Республики Башкортостан (21259 рублей). 

В долгосрочной перспективе необходимость достижения уровня жизни населения в Ульяновской области, сопоставимого с уровнем жизни в Республике Татарстан, Самарской и Нижегородской областях, становится одной из первоочередных задач.

 

1.3.2. Существенный уровень конкуренции в основных отраслях промышленности Ульяновской области 

 

Ключевые отрасли промышленности Ульяновской области имеют также достаточно сильные позиции и в регионах ПФО. В первую очередь это касается таких высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, как:

производство автомобилей (средний рост показателей деятельности отрасли в Российской Федерации за 2007-2012 годы – 141 процент, в ПФО – 86 процентов, в Ульяновской области– 81 процент);

производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей (средний рост показателей деятельности отрасли в Российской Федерации за 2007-2012 годы – 109 процентов, в ПФО – 118 процентов, в Ульяновской области– 96 процентов);

производство контрольно-измерительных  приборов (среднийрост показателей деятельности отрасли в Российской Федерации за 2007-2012 годы – 150 процентов, в ПФО –178 процентов, в Ульяновской области– 551 процент);

производство летательных аппаратов, включая космические (средний рост показателей деятельности отрасли в Российской Федерации за 2007-2012 годы – 109 процентов,в ПФО –113 процентов, в Ульяновской области–216 процентов).

При наличии высоких темпов роста показателей деятельности приборостроительной отрасли и отрасли авиационной промышленности,показатели деятельности организацийв Ульяновской области в целом нижепоказателей деятельности организаций-конкурентовв высокотехнологичных отраслях иных субъектов Российской Федерациив ПФО. Так, по производству автомобилей Ульяновская областьзанимает лишь 5,6 процента рынка в ПФО («падающий» рынок), по производству частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей –14,4 процента рынка ПФО («падающий» рынок), по производству контрольно-измерительных приборов – 10,5 процента, по производству летательных аппаратов, включая космические, – 2,6 процента рынка ПФО. Важно отметить, что по особо значимым для Ульяновской областиотраслям она не занимает доминирующего положения, что также является вызовом для долгосрочного развития отрасли.

 

1.3.3. Недостаточно выигрышное транспортно-географическое положение,  неполное использование резервов развития транспортной системы

 

Транспортно-географическое положение Ульяновской области, как и всего ПФО,можно охарактеризовать как транзитное, что даёт меньшие конкурентные преимущества по сравнению с другими регионами ПФО. По территории ПФО проходят важнейшие федеральные автомобильные дороги и железнодорожные магистрали, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским и Дальневосточным федеральнымиокругами, а также с Республикой Казахстан.

Во-первых, административный центр Ульяновской областинаходится в стороне от основных транспортных путей: автомобильная дорога М7и Основной ход Транссибирской железнодорожной магистрали проходят к северу от Ульяновской области, автомобильная дорогаМ5 и Южно-Уральский ход Транссибирской магистрали проходят через Николаевский и Новоспасский муниципальные районы, слабо связанные с остальной территорией Ульяновской области. Техническое состояние большинства автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения натерритории Ульяновской области не соответствует нормативным требованиям.

Административные центры Республики Татарстан и Самарскойобласти находятся непосредственно вблизи автомобильных дорог федерального значения М5 «Урал» и М7 «Волга», что обеспечивает лучшую транспортную доступность и дополнительные конкурентные преимущества для данных регионов. 

Во-вторых, существенная часть железнодорожных путей в Ульяновскойобласти не электрифицирована. В частности, не электрифицированы железнодорожные пути«Инза – Ульяновск – Димитровград», «Казань – Ульяновск – Саратов». Данное обстоятельство является существенным ограничением длядальнейшего развития перевозокжелезнодорожным транспортом. Объём отправлений грузов железнодорожным транспортом общего пользования врасчёте на одну организацию в Ульяновской областиявляется одним из самых низких в ПФО. 

В-третьих, объёмы пассажирских перевозок воздушным транспортом в Ульяновской области(в 2013 году пассажиропоток ульяновских аэропортов составил 0,16 млн. человек) существенно отстают от объёмов пассажирских перевозок в близлежащих Самарской области (2168 млн. человек) и Республике Татарстан (1847 млн.человек). Тем не менее аэропортами в городе Ульяновске демонстрируются существенные темпы роста пассажиропотока: за период с 2009по 2013 год он увеличился в 2,7 раза.

Вследствие существующих транспортных ограничений достаточно затруднительным представляется развитие логистической инфраструктуры в Ульяновской области(строительство современных складов, обустройство подъездных путей и т.д.), что также является существенным ограничением для достижения высоких темпов экономического роста вбудущем.

 

1.4. Возможности, открывающиеся перед Ульяновской областью под влиянием внешних и внутренних факторов

 

Ульяновская областьобладает значительным потенциалом развития.
Его более полное и эффективное использование предполагает фокусировку региональной экономической политики на приоритетных направлениях.

Во-первых, необходимо полнее использовать потенциал высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. Достаточным уровнем конкурентоспособности обладают организации в следующих отраслях:

производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи;

производство контрольно-измерительных приборов;

производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, прочихтранспортных средств;

производство судов, летательных и космических аппаратов.

Ульяновская область может и далее использовать существующие заделы в вышеперечисленных отраслях в целях обеспечения экономического роста.

Во-вторых, необходимо обеспечить дальнейшее развитие благоприятной инвестиционной среды и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. В регионе сформирована система кластерного развития ключевых отраслей, что позволяет удлинить производственные цепочки, локализованные полностью или преимущественно на его территории. В число приоритетных кластеров входят:

ядерно-инновационный кластер;

авиационный кластер;

машиностроительный кластер;

автомобильный кластер;

кластер по производству строительных материалов;

агропромышленный кластер.

В-третьих, необходимо способствовать укреплению инфраструктуры в части привлечения инвестиций. Её основу на сегодняшний день составляют:

портовая особая экономическая зонана территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области;

промышленная зона «Заволжье»;

индустриальный парк на базе открытого акционерного общества«Димитровградский автоагрегатный завод»;

промышленная зона «Карлинская»;

индустриальный парк «Диамикс».

Данные институты развития будут и впредь играть ключевую роль в экономическом развитии Ульяновскойобласти.

В-четвёртых, существенные запасы сырья для промышленности строительных материалов следует использовать в качестве ресурса потенциального лидерства Ульяновской областив добыче и производстве соответствующей продукции, а также дальнейшего развития строительной отрасли.

В-пятых, имеющийся задел в сфере микроэлектроники, информационных технологий, производства навигационных систем, с одной стороны, позволяет удерживать устойчивые конкурентные преимущества Ульяновской областив оборонно-промышленном комплексе, а с другой – выдвигает задачу формирования кластера информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

В-шестых, следует продолжить формирование инфраструктуры, поддерживающей инновационные производства, как, например, Ульяновский нанотехнологический центр.

В-седьмых, следует реализовать потенциал региона как одного из центров перевозки грузов воздушным транспортом, в том числе на основе развития общества с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Волга-Днепр», а также портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Более детально направления развития Ульяновской областиприведены в разделе 4 настоящей Стратегии.

 

1.5. Преодоление слабых сторон и нивелирование негативных факторов, ограничивающих развитие Ульяновской области

 

Для компенсации влияния негативных факторов и ликвидациисложившихся отрицательных тенденцийв экономикеУльяновской областинеобходимо сконцентрироватьусилия на следующих направлениях:

1)дальнейшая отраслевая диверсификация экономики. В настоящее время в основном сделан упор на развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Для сбалансированного функционирования экономики в современных условиях следует стимулировать развитие иных отраслей, в том числе строительства (в долгосрочном периоде, после 2030 года), оптовой и розничной торговли, туризма, транспорта и связи, образования и деловых услуг. Обоснование выбора ведущих отраслей экономики представлено в разделе 3, а их перечень приведён в подразделе 3.2 настоящей Стратегии;

2) обеспечение сбалансированного пространственного развития. Пространственное развитие Ульяновской областидолжно формироваться на принципах полицентричности, что предполагает создание новых точек роста и зон опережающего развития регионального и межрегионального значения;

3) развитие рынка труда в соответствии с потребностями экономики Ульяновской области. Региону предстоит существенно повысить уровень своегоразвития для привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов. В целях нивелирования стагнации рынка труда будет решён комплекс задач и реализован ряд мероприятий в соответствии с подразделом 4.2.7 настоящей Стратегии;

4) стимулирование экспортной активности организаций. Необходимо существенно нарастить долю Ульяновской области в общероссийском экспорте за счёт эффективного нормативного регулирования сферы стимулирования экспортной активности организацийв Ульяновской области в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации (далее – ВТО), формирования результативной организационной среды, поддержки инновационно активных организаций, в том числе малого и среднего предпринимательства. Комплекс задач и мероприятий по улучшению ситуации в данной области приводится в подразделе 4.2.10 настоящей Стратегии, в том числе и на основании определённых приоритетов экономического и пространственного развития Ульяновской области;

5) ориентация деятельности образовательных организаций в Ульяновской области на потребности экономики. Необходимо провести инвентаризацию профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях оценки их эффективности с точки зрения удовлетворения потребностей экономики Ульяновской области, определить роль каждой из имеющихся образовательных организаций в экономике региона. Соответствующие мероприятия приведены в подразделах 4.1.4 и 4.2.7 настоящей Стратегии; 

6) преодоление негативной демографической ситуации в Ульяновской области. Для преодоления данного фактора необходимо предпринять усилияпо укреплению здоровья населения, повышению уровня рождаемости среди жителей Ульяновской области и её привлекательности с точки зрения развития карьеры как для местных жителей, так и для потенциальных высококвалифицированных мигрантов из иных субъектов Российской Федерации. В целях преодоления демографических проблем Ульяновской областибудет решён комплекс задач и реализован ряд мероприятий в сферах демографической и социальной политики, а также политики в сферах здравоохранения и физической культуры в соответствии с подразделами 4.1.1-4.1.3 и 4.1.7 настоящей Стратегии;

7) создание для молодёжи привлекательных условий проживания врегионе. Молодёжь в Ульяновской областив настоящее время имеет довольно ограниченные стимулы к проживанию в Ульяновской области. Необходимо решить задачи по стимулированию деятельности молодёжных объединений в Ульяновской области, созданию условий для поддержки, продвижения по службе и повышения квалификации талантливой молодёжи в исполнительных органах государственной власти Ульяновской областии органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, стимулированию участия молодёжи в инновационных проектах. Комплекс целей, задач и мероприятий по данному направлению приведён в подразделе 4.1.8 настоящей Стратегии;

8) решение проблем в сфере транспортной инфраструктуры. Для решения проблем в сфере транспорта необходимы проведение реорганизации маршрутной сети и исключение возможности непродуктивной конкуренции автотранспорта общего пользования и железнодорожного транспорта в Ульяновской области, открытие новых маршрутов воздушного транспорта в субъектыРоссийской Федерации в ПФО и другие субъекты Российской Федерации, а также зарубежные аэропорты на основании результатов обследования по выявлению наиболее востребованных маршрутов. В отношении дорожного хозяйства в первую очередь следует поддерживать высокие объёмы финансового обеспеченияэтой отрасли. Комплекс целей, задач и мероприятий по данному направлению приведён в подразделах 4.1.10 и 4.2.5 настоящей Стратегии;

9) эффективная бюджетная политика, основанная на принципах программно-целевого управления. Недостаточное финансирование государственных программ, реализуемых в Ульяновской области, снижает результативность государственного и муниципального управления. Основными мероприятиями по данному направлению являются: переход на программный бюджет и соотнесение бюджетных расходов со стратегическими целями Ульяновской области, разработка и применение порядка приватизации государственного и муниципального имущества исходя из цели повышения качества жизни населения, разработка иприменение порядков финансового обеспечения социальной сферы, разработка и применение порядков финансового обеспеченияотраслей транспорта, жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), дорожного хозяйства. Комплекс целей, задач и мероприятий по данному направлению представлен в подразделе 4.2.2 настоящей Стратегии;

10) повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области(далее – ИОГВ)и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. ИОГВ и органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской областив настоящее время не в полной мере ориентированы на достижение результата в долгосрочной перспективе, о чём свидетельствует недостаточно проработанная система целей и задач органов государственной власти Ульяновской областии их мониторинга. Основными мероприятиями по повышению эффективности ИОГВи органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской областиявляются: построение целостной системы стратегического управления путём разработки эффективных государственных программ, ежегодная оценка эффективности деятельности ИОГВ, а также оценка результатов на предмет соответствия стратегическим целям и задачам, внедрение принципов меритократии на государственной и муниципальной службе. Для повышения эффективности деятельности органов государственной власти Ульяновской областибудет решён комплекс задач и реализован ряд мероприятий в соответствии с подразделом 4.2.4 настоящей Стратегии;

11) повышение уровня коммерциализации научных разработок,осуществляющихсяв организациях. Несмотря на лидерство Ульяновской областив ряде рейтингов инновационной активности, региону необходимо улучшить значения таких показателей, как «объём инновационных товаров, работ, услуг» и «инновационная активность организаций». Комплекс задач и мероприятий для улучшения положения в данной области приводится в подразделе 4.2.1 настоящей Стратегии.