О реализации указов Президента РФ от 07.05.2012 в муниципальных образованиях Ульяновской области в 2014 году
Выступление Глинкина Н.П,
Уважаемый Сергей Иванович!
Уважаемые коллеги!
*слайд № 1 - титульный
Моё выступление касается темы исполнения «майских указов» Президента России в разрезе муниципальных образований в 2014 году.
Напомню, что в ноябре 2014 года был определён и утвержден перечень целевых показателей «майских указов» Президента России для муниципальных образований.
*слайд № 2
Это 15 показателей публичной отчётности, по которым органам местного самоуправления рекомендовано отчитываться и перед жителями муниципалитета (размещать на сайте), и перед Главой региона (протокол заседания областной рабочей группы по контролю за реализацией указов Президента РФ от 07.05.2012 № 5 от 13.11.2014).
Условные обозначения: Зелёный Жёлтый Красный.
*слайд № 3
Список показателей в разрезе Указов представлен на слайде.
- 6 показателей 597 указа (социальная политика), в том числе связанных с уровнем зарплат в бюджетной сфере (по категориям, включая показатели указов №№ 761 и 1688);
- 5 показателей 598 указа (здравоохранение), которые касаются уровня смертности по различным причинам;
- 2 показателя 599 указа (образование), которые касаются охвата детей различными уровнями образования;
- 2 показателя 600 указа (обеспечение доступным и комфортным жильём), которые касаются изменения средней стоимости, а также объёмов ввода в эксплуатацию жилья по стандартам эконом-класса.
Анализ проводился на основе данных Росстата, Ульяновскстата, министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, а также сведений, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Общий анализ в разрезе МО.
Начну с общих выводов. Как охарактеризовать в целом ситуацию с исполнением Указов по выбранным 15 показателям?
Первый.
Если на уровне области из 15 показателей исполняется 13 и не выполняется два
(Олег Владимирович об этом говорил) – смертность от ДТП и «Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади жилья эконом-класса, рублей и в % к 2011 году» (целевое значение указа - снижение к 2018 году на 20 % относительно 2011 года). Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади жилья эконом-класса в 2014 году составила 28 958 рублей, снижение к 2011 году – 4,41 % (предварительный расчёт).
то в разрезе муниципальных образований ситуация принципиально иная.
Во всех без исключения муниципальных образованиях исполняется только три показателя:
- «Количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год» (100 % выполнение годового плана);
- «Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, % от общего числа детей» (во всех муниципалитетах он превышает плановый показатель 2014 года в 2%);
- «Объём ввода жилья (тыс. кв. м) по стандартам эконом-класса».
Второй.
Лидером по количеству исполняемых показателей является город Ульяновск. Городом достигаются 14 показателей из 15 (напомню, что на уровне области – 13). В том числе и недостигнутый на уровне региона показатель по снижению смертности от ДТП.
*слайд № 4
В целом ситуация с исполнением каждого показателя по муниципальным образованиям следующая.
Начну с вопроса заработных плат: (Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).
Повышение зарплат педагогам общего образования.
При плане по области на 2014 год 100% от средней по экономике фактическое значение по итогам 2014 года составило 106,5%.
*слайд № 5
В разрезе муниципальных образований ситуация представлена на слайде.
Хуже целевого значения положение в 12 муниципалитетах (это половина от всех МО!): Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Майнский, Мелекесский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Сурский.
Наибольший уровень невыполнения: Павловский, Старокулаткинский, Старомайнский (80 и менее %)
*слайд № 6
Еще более негативная ситуация с заработными платами в сфере дошкольного образования.
План на 2014 год - 100% от средней по общему образованию. Фактическое значение по итогам 2014 года составило 100,8% от средней по общему образованию.
Указ выполняется только в 8 муниципальных образованиях!
Не выполняется в 16!
*слайд № 7
Самая плохая ситуация в 3-х муниципалитетах (выполнение менее 80%): Павловский, Новомалыклинский, Старокулаткинский.
*слайд № 8
Повышение зарплат работникам культуры.
План по области на 2014 год: 64,9% от средней по экономике.
Фактически по итогам 2014 года: 67,3% от средней по экономике.
*слайд № 9
В разрезе муниципальных учреждений плановое значение не достигнуто.
При плане в 64,9% среднее фактическое значение по учреждениям муниципальной формы собственности составило 55,9%.
Лучше целевого значения в 1 муниципальном образовании.
Хуже целевого значения в 13 муниципальных образованиях.
Нет данных по 6 муниципальным образованиям.
На уровне целевого значения в 4 муниципальных образованиях.
Показатель в регионе исполнен за счёт организаций областной формы собственности и 5 муниципальных образований: Кузоватовского, Майнского, Старомайнского районов, городов Димитровграда и Ульяновска.
По 3-м следующим показателям проблем с достижением плановых значений в муниципальных образованиях нет.
*слайды № 10-11
Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год. Один из самых без проблемных показателей. Во многом благодаря Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновкой области.
По «обустройству рабочих мест для трудоустройства инвалидов» во всех муниципальных образованиях плановые значения достигнуты.
При плане в 170 чел. фактическое расчётное значение составило 170 чел.
*слайд 12
По «доле детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях» ситуация также благоприятная.
*слайд 13
При плане в 2 %, фактическое расчётное значение составило - 25 %.
Во всех муниципальных образованиях плановое значение достигнуто.
*слайд 14
По приросту количества выставочных проектов в Ульяновской области относительно уровня 2011 года ситуация аналогичная.
План по области на 2014 год: 20% к уровню 2012 года (200 выставочных проектов).
Фактически по итогам 2014 года (с учётом областных учреждений культуры): 189,2 % (482 выставочных проекта).
*слайд 15
По этим 3-м показателям необходимо отметить заслугу отраслевых министерств, которые организовали и осуществляют надлежащий контроль за их достижением.
Что здесь настораживает? Имея выполнение показателя на уровне региона, нет понимания, как он выполняется на уровне каждого муниципалитета.
Мы видим, что:
-лучше целевого значения ситуация в 6 МО;
-хуже целевого значения - в 2 МО;
-отсутствуют музеи в 16 МО.
Т.е. получается, что там, где нет музеев, там нет и выставочных проектов? Такой подход как минимум спорен. Сейчас огромное количество передвижных выставок, и не для всех нужны стационарные музеи. Есть здания учреждений культуры, есть школы.
* слайд 16
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Муниципальные образования отчитываются по 5 из 5 показателей Указа.
По показателю «смертности от болезней системы кровообращения» ожидаем от Росстата подтверждения об исполнении показателя на уровне области.
План – 878,2 случая на 100 тыс. населения, по предварительным расчётным данным фактическое значение составило – 845,2 случая на 100 тыс. населения.
*слайд 17
В разрезе муниципальных образований только у 5 муниципалитетов ожидается достижение планового значения.
Хуже целевого значения ситуация в 19 муниципальных образованиях.
Самая плохая ситуация в Вешкаймском и Старокулаткинском районах.
*слайд 18
По показателю «смертности от новообразований» при плане в 226,0 случаев на 100 тыс. населения предварительная оценка по муниципалитетам составила – 211,0 случаев, по области – 225,3 случая.
*слайд 19
Хуже целевого значения ситуация в 12 муниципальных образованиях (половина муниципалитетов).
Самая плохая ситуация в Кузоватовском, Новомалыклинском, Сенгилеевском и Старокулаткинском районах.
*слайд 20
По показателю «смертность от туберкулеза».
План– 12 случаев на 100 тыс. населения, предварительная оценка по области – 10,7 случаев.
*слайд 21
Лучше целевого значения в 11 муниципальных образованиях.
На уровне целевого значения в 2 муниципальных образованиях.
Хуже целевого значения в 11 муниципальных образованиях.
Самая плохая ситуацияв Базарносызганском (54,6 случаев на 100 тыс. населения) и Чердаклинском районах (25,8 случаев на 100 тыс. населения).
*слайд 22
По показателю «смертности от ДТП».
Напомню, что этот показатель на уровне области не выполняется.
План– 13 случаев на 100 тыс. населения, предварительная оценка по области – 15,5 случаев.
*слайд 23
Лучше целевого значения в 8 муниципальных образованиях.
На уровне целевого значения в 2 муниципальных образованиях.
Хуже целевого значения в 14 муниципальных образованиях.
Самая плохая ситуация в Николаевском районе (43,3 случая на 100 тыс. населения).
Плохо выглядят также Новосспасский и Чердаклинский районы.
*слайд 24
По показателю «младенческой смертности» план – 8,5 случаев на 1000 родившихся живыми, предварительная оценка по области – 8,1 случай.
*слайд 25
Лучше целевого значения в 10 муниципальных образованиях.
На уровне целевого значения в 4 муниципальных образованиях.
Хуже целевого значения в 10 муниципальных образованиях.
В негативном плане в прошлом году отличились: Вешкаймский, Инзенский и Сурский районы (свыше 17 случаев на 1000 родившихся).
*слайд 26
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Муниципальные образования отчитываются по 2 из 5 показателей Указа.
По «доступности дошкольного образования» при плане в 97 % фактическое значение по оценочным данным составляет по области 98 %.
*слайд 27
Все муниципальные образования Ульяновской области кроме Барышского района выполнили плановое значение показателя 2014 года.
*слайд 28
По второму показателю Указа «доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам» плановое значение показателя 2014 года по области выполнено.
При плане в 62 % фактическое значение по оценочным данным составило по области 74 %.
*слайд 29
Вместе с тем в разрезе муниципальных образованиях наблюдаются недостижение показателя в 7 муниципальных образованиях – в Инзенском, Мелекесском, Николаевском, Старокулаткинском, Цильнинском, Ульяновском районах и городе Димитровграде.
* слайд 30
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Муниципальные образования отчитываются по 2 из 5 показателей Указа.
По показателю «объём ввода жилья по стандартам жилья эконом-класса» (при плане в 208 тыс. кв. м. фактическое значение составило – 487 тыс. кв. м.)
*слайд 31
Во всех муниципальных образованиях плановые значения достигнуты.
*слайд 32
Выводы и проблемы:
1. 80-90% показателей «майских указов» формируются в крупных городах региона: Ульяновск, Димитровград и Новоульяновск.
2. Город Ульяновск вносит наибольший вклад в достижение «майских указов».
*слайд 33
3. Более 2/3 целевых значений показателей «майских указов» достигнуто в 8 муниципальных образованиях области (Базарносызганский, Кузоватовский, Сенгилеевский, Старомайнский, Ульяновский районы, а также города Димитровград, Новоульяновск и Ульяновск).
От 1/2 до 2/3 целевых значений показателей «майских указов» достигнуто в 11 муниципальных образованиях области (Барышский, Вешкаймский, Карсунский, Майнский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Тереньгульский и Чердаклинский районы).
Более половины целевых значений показателей не достигнуты в 5 муниципальных образованиях области (Инзенский, Мелекесский, Старокулаткинский, Сурский, Цильнинский районы).
4. В сравнении с 9 месяцами 2014 года:
- улучшилась ситуация с исполнением «майских указов»:
в Базарносызганском, Вешкаймском, Майнском, Николаевском, Новоспасском, Павловском и Чердаклинском районах. (Так,например, Базарносызганский район перешел из разряда «проблемных» территорий, где по итогам 9 мес. 2014 года достигалось менее 1/2 целевых значений показателей в категорию территории с хорошим или опережающим исполнением «майских указов»);
в Кузоватовском и Сенгилеевском районах достигнуто более 2/3 целевых значений показателей «майских указов»;
- сохранилась благоприятная ситуация с исполнением «майских указов» в Карсунском, Новомалыклинском и Тереньгульском районах (достигается от 1/2 до 2/3 целевых значений показателей);
- по-прежнему самая плохая ситуация с исполнением «майских указов» в Старокулаткинском и Сурском районах области (наибольшее количество не достигнутых показателей – 9)
- в числе «отстающих» (исполняется менее 1/2 значений целевых показателей «майских указов») также остаются Инзенский и Цильнинский районы;
- ухудшились показатели исполнения «майских указов» в Мелекесском районе. Муниципалитет перешел из категории муниципалитетов с нормальным исполнением в число отстающих.
5. О проблемных показателях каждого из указов в разрезе муниципальных образований.
По показателю Указа № 600: «Средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья эконом-класса (снижение к 2018 году стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса)».
Следует отметить, что у Министерства строительства нет четкого понимания по методике расчёта данного показателя, а в муниципальных образованиях не организован должным образом его мониторинг.
По показателям Указа № 598:
«Смертность от болезней системы кровообращения, «Смертность от ДТП, случаев на 100 тыс. населения» - хуже целевого значения в 14 муниципальных образованиях
(Барышский, Инзенский, Кузоватовский, Мелекесский, Николаевский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Сурский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский районы), на уровне целевого значения в 2 муниципальных образованиях (Новомалыклинский район и г.Ульяновск), лучше целевого значения в 8 муниципальных образованиях.
По показателю Указа № 597: «Повышение зарплат работникам культуры, % от средней по экономике региона».
По-прежнему хуже целевого значения в 13 муниципальных образованиях, на уровне целевого значения в 4 муниципальных образованиях, лучше целевого значения в 1 муниципальном образовании (данные по Базарносызганскому, Вешкаймскому, Николаевскому, Новомалыклинскому, Чердаклинскому районам и г.Новоульяновску закрыты Ульяновскстатом, т.к. в них расположено не более двух учреждений культуры).
По показателю Указа № 599: «Повышение зарплат педагогам дошкольных образовательных учреждений, % от средней по общему образованию».
Не смотря на то, что по области показатель по итогам года находится на уровне целевого значения (при плане 100% фактически 100,8%), в 16 муниципалитетах показатель ниже целевого уровня.
*слайд 35
Сюда по размещению на сайте информацию
В феврале текущего года экспертно-аналитическим управлением проведен мониторинг размещения органами местного самоуправления Ульяновской области информации о реализации «майских» указов Президента РФ на официальных сайтах в телекоммуникационной сети «Интернет».
Оценка размещения органами местного самоуправления Ульяновской области информации о реализации «майских» указов Президента РФ на официальных сайтах в телекоммуникационной сети «Интернет» проводилась по следующим основным критериям:
1. Наличие информации по разделам:
- информация о составе, планах и результатах работы рабочих подгрупп по реализации «майских» Указов Президента России;
- нормативное обеспечение реализации на территории муниципального образования «майских» Указов Президента России (НПА, методики расчета показателей и т.д.);
- утвержденные дорожные карты, планы мероприятий, сетевые графики по реализации «майских» Указов Президента России;
- показатели публичной отчетности реализации «майских» Указов Президента России за отчетный период;
- отчеты о реализации мероприятий по достижению целевых показателей «майских» Указов Президента РФ (причины не достижения тех или иных показателей);
- графические материалы о реализации «майских» Указов Президента России;
2. Дата последнего обновления информации.
Результаты мониторинга представлены в таблице:
1. Размещение информации о реализации «майских» Указов Президента России на сайтах органов местного самоуправления сводится главным образом к размещению показателей публичной отчетности (в табличном виде), либо текстовых отчетов о реализации мероприятий по достижению целевых значений показателей «майских» указов Президента России (22 муниципальных образования, так или иначе, размещают информацию):
- полностью отсутствует графическая информация (графики, диаграммы, презентационные материалы);
- не представлено нормативное обеспечение реализации «майских» Указов Президента России;
- информация о составах, планах и результатах работы рабочих подгрупп размещается только 9 муниципальными образованиями (менее половины от общего числа);
- Дорожные карты (сетевые графики или планы) по реализации «майских» Указов Президента России) размещены на сайтах 6 муниципальных образований;
- из 22 муниципальных образований, которые, так или иначе, разместили информацию о реализации «майских» указов Президента России на своих сайтах, регулярно обновляют только 15 муниципальных образований;
3. Отсутствует какая-либо информация о реализации «майских» Указов Президента России 2 муниципальных образований (Павловский и Ульяновский районы);
По результатам проведенного анализа органам местного самоуправления было рекомендовано в срок до 01.04.2015 актуализировать на сайтах муниципальных образований информацию о реализации «майских» указов Президента России по указанным направлениям (поручения с аппаратного совещания от 26.02.2015 №116-ПЧ).
Следует отметить, что большинство руководителей органов местного самоуправления прислушались и актуализировали названную информацию и ситуация с размещением, обновлением и визуализацией информации по «майским» указам Президента России улучшилась. Однако, некоторые проблемы сохранились.
Ни как не изменилась ситуация с размещением информации о реализации на территории муниципального образования «майских» указов в 7 муниципалитетах (размещение информации сводится к размещению текстовых отчетов, другой информации – о нормативном обеспечении, планах и «дорожных картах», составе и результатах работы рабочих подгрупп по-прежнему отсутствует):
- Мелекесский район
- Инзенский район
- Вешкаймский район
- Карсунский район
- Николаевский район
- Павловский район
- Ульяновский район
Из 24 муниципальных образования, лишь 9 регулярно обновляют информацию о реализации «майских» указов (разместили информацию по итогам первого квартала 2015 года), среди них:
- г.Ульяновск;
- Сенгилеевский район;
- Сурский район;
- Вешкаймский район;
- Майнский район;
- Барышский район;
- Ульяновский район;
- г.Димитровград.
Если нормативные акты о составе, а также планы работы рабочих групп по контролю за реализацией на территории муниципальных образований «майских» указов Президента России размещены на сайтах 17 муниципальных образований, то результаты их работы (протоколы и перечень поручений) регулярно размещают лишь 3 муниципальными образованиями (г.Ульяновск, г. Димитровград, Барышский район).
Графическая информация об исполнении «майских» указов (графики и презентационные материалы) присутствует на сайтах 7 муниципальных образований
- г.Ульяновск;
- Новомалыклинский район,
-Тереньгульский район,
- Майнский район;
- Старокулаткинский район;
- Барышский район
- г.Димитровград.
В качестве передовых по полноте, актуальности и наглядности размещения информации об исполнении «майских» указов Президент России на сегодняшний день, пожалуй, можно отметить муниципальные образования «город Ульяновск» и «город Димитровград».
*слайд 36
Задачи на 1 полугодие 2015 год:
Не секрет, и мы это обсуждали в течение всего форума, что всё непросто: меняется экономическая ситуация, меняется внешнеполитическая ситуация, соответственно меняются бюджеты, меняются определённые проекты, вносятся коррективы. Скажите, пожалуйста, коснётся ли это целей, которые были в майских указах?
Путин (Медиафорум): Что касается указов, то мы, безусловно, не можем делать вид, что ничего не происходит и что ситуация, в которой мы живём, остаётся такой же, которой она была в мае 2012 года. Но всё, что изложено в указах, это вещи долгосрочного, стратегического характера. Они, эти цели, всё равно должны быть достигнуты – чуть раньше, чуть позже, но это всё равно должно быть сделано. И поэтому я предлагаю своим коллегам не расслабляться, не ссылаться ни на какие сложности, а исполнять то, что в майских указах прописано.