О реализации указов Президента РФ от 07.05.2012 в муниципальных образованиях Ульяновской области в 2014 году

Выступление Глинкина Н.П,

 

Уважаемый Сергей Иванович! 

Уважаемые коллеги!

 

*слайд № 1 - титульный

Моё выступление касается темы исполнения «майских указов» Президента России в разрезе муниципальных образований в 2014 году.

Напомню, что в ноябре 2014 года был определён и утвержден перечень целевых показателей «майских указов» Президента России для муниципальных образований.

 

*слайд № 2

Это 15 показателей публичной отчётности, по которым органам местного самоуправления рекомендовано отчитываться и перед жителями муниципалитета (размещать на сайте), и перед Главой региона (протокол заседания областной рабочей группы по контролю за реализацией указов Президента РФ от 07.05.2012 № 5 от 13.11.2014).

Условные обозначения: Зелёный Жёлтый Красный.

 

*слайд № 3

         Список показателей в разрезе Указов представлен на слайде.

- 6 показателей 597 указа (социальная политика), в том числе связанных с уровнем зарплат в бюджетной сфере (по категориям, включая показатели указов №№ 761 и 1688);

- 5 показателей 598 указа (здравоохранение), которые касаются уровня смертности по различным причинам;

- 2 показателя 599 указа (образование), которые касаются охвата детей различными уровнями образования;

- 2 показателя 600 указа (обеспечение доступным и комфортным жильём), которые касаются изменения средней стоимости, а также объёмов ввода в эксплуатацию жилья по стандартам эконом-класса.

Анализ проводился на основе данных Росстата, Ульяновскстата, министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, а также сведений, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

Общий анализ в разрезе МО.

Начну с общих выводов. Как охарактеризовать в целом ситуацию с исполнением Указов по выбранным 15 показателям?

Первый.

Если на уровне области из 15 показателей исполняется 13 и не выполняется два 

(Олег Владимирович об этом говорил) – смертность от ДТП и «Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади жилья эконом-класса, рублей и в % к 2011 году» (целевое значение указа - снижение к 2018 году на 20 % относительно 2011 года). Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади жилья эконом-класса в 2014 году составила 28 958 рублей, снижение к 2011 году – 4,41 % (предварительный расчёт). 

то в разрезе муниципальных образований ситуация принципиально иная.

Во всех без исключения муниципальных образованиях исполняется только три показателя:

- «Количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год» (100 % выполнение годового плана);

- «Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, % от общего числа детей» (во всех муниципалитетах он превышает плановый показатель 2014 года в 2%);

- «Объём ввода жилья (тыс. кв. м) по стандартам эконом-класса».

Второй.

Лидером по количеству исполняемых показателей является город Ульяновск. Городом достигаются 14 показателей из 15 (напомню, что на уровне области – 13). В том числе и недостигнутый на уровне региона показатель по снижению смертности от ДТП.

 

*слайд № 4

В целом ситуация с исполнением каждого показателя по муниципальным образованиям следующая.

Начну с вопроса заработных плат: (Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

Повышение зарплат педагогам общего образования.

При плане по области на 2014 год 100% от средней по экономике фактическое значение по итогам 2014 года составило 106,5%.

 

*слайд № 5

В разрезе муниципальных образований ситуация представлена на слайде.

Хуже целевого значения положение в 12 муниципалитетах (это половина от всех МО!): Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Майнский, Мелекесский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Сурский.

Наибольший уровень невыполнения: Павловский, Старокулаткинский, Старомайнский (80 и менее %)

 

*слайд № 6

Еще более негативная ситуация с заработными платами в сфере дошкольного образования.

План на 2014 год - 100% от средней по общему образованию. Фактическое значение по итогам 2014 года составило 100,8% от средней по общему образованию.

Указ выполняется только в 8 муниципальных образованиях!

Не выполняется в 16!

 

*слайд № 7

Самая плохая ситуация в 3-х муниципалитетах (выполнение менее 80%): Павловский, Новомалыклинский, Старокулаткинский.

 

*слайд № 8

Повышение зарплат работникам культуры.

План по области на 2014 год: 64,9% от средней по экономике.

Фактически по итогам 2014 года: 67,3% от средней по экономике.

*слайд № 9

В разрезе муниципальных учреждений плановое значение не достигнуто.

При плане в 64,9% среднее фактическое значение по учреждениям муниципальной формы собственности составило 55,9%.

Лучше целевого значения в 1 муниципальном образовании.

Хуже целевого значения в 13 муниципальных образованиях.

Нет данных по 6 муниципальным образованиям.

На уровне целевого значения в 4 муниципальных образованиях.

Показатель в регионе исполнен за счёт организаций областной формы собственности и 5 муниципальных образований: Кузоватовского, Майнского, Старомайнского районов, городов Димитровграда и Ульяновска.

 

По 3-м следующим показателям проблем с достижением плановых значений в муниципальных образованиях нет.

 

*слайды № 10-11

Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год. Один из самых без проблемных показателей. Во многом благодаря Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновкой области.

По «обустройству рабочих мест для трудоустройства инвалидов» во всех муниципальных образованиях плановые значения достигнуты.

При плане в 170 чел. фактическое расчётное значение составило 170 чел.

 

*слайд 12

По «доле детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях» ситуация также благоприятная.

 

*слайд 13

При плане в 2 %, фактическое расчётное значение составило - 25 %.

Во всех муниципальных образованиях плановое значение достигнуто.

 

*слайд 14

         По приросту количества выставочных проектов в Ульяновской области относительно уровня 2011 года ситуация аналогичная.

План по области на 2014 год: 20% к уровню 2012 года (200 выставочных проектов).

Фактически по итогам 2014 года (с учётом областных учреждений культуры): 189,2 % (482 выставочных проекта).

 

*слайд 15

По этим 3-м показателям необходимо отметить заслугу отраслевых министерств, которые организовали и осуществляют надлежащий контроль за их достижением.

         Что здесь настораживает? Имея выполнение показателя на уровне региона, нет понимания, как он выполняется на уровне каждого муниципалитета.

Мы видим, что:

-лучше целевого значения ситуация в 6 МО;

-хуже целевого значения - в 2 МО;

-отсутствуют музеи в 16 МО.

Т.е. получается, что там, где нет музеев, там нет и выставочных проектов? Такой подход как минимум спорен. Сейчас огромное количество передвижных выставок, и не для всех нужны стационарные музеи. Есть здания учреждений культуры, есть школы.

 

* слайд 16

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Муниципальные образования отчитываются по 5 из 5 показателей Указа.

По показателю «смертности от болезней системы кровообращения» ожидаем от Росстата подтверждения об исполнении показателя на уровне области.

План – 878,2 случая на 100 тыс. населения, по предварительным расчётным данным фактическое значение составило – 845,2 случая на 100 тыс. населения.

 

*слайд 17

В разрезе муниципальных образований только у 5 муниципалитетов ожидается достижение планового значения.

Хуже целевого значения ситуация в 19 муниципальных образованиях.

Самая плохая ситуация в Вешкаймском и Старокулаткинском районах.

 

*слайд 18

По показателю «смертности от новообразований» при плане в 226,0 случаев на 100 тыс. населения предварительная оценка по муниципалитетам составила – 211,0 случаев, по области – 225,3 случая.

 

*слайд 19

Хуже целевого значения ситуация в 12 муниципальных образованиях (половина муниципалитетов).

Самая плохая ситуация в Кузоватовском, Новомалыклинском, Сенгилеевском и Старокулаткинском районах.

 

*слайд 20

По показателю «смертность от туберкулеза».

План– 12 случаев на 100 тыс. населения, предварительная оценка по области – 10,7 случаев.

 

*слайд 21

Лучше целевого значения в 11 муниципальных образованиях.

На уровне целевого значения в 2 муниципальных образованиях.

Хуже целевого значения в 11 муниципальных образованиях.

Самая плохая ситуацияв  Базарносызганском (54,6 случаев на 100 тыс. населения) и Чердаклинском районах (25,8 случаев на 100 тыс. населения).

 

*слайд 22

По показателю «смертности от ДТП».

Напомню, что этот показатель на уровне области не выполняется.

План– 13 случаев на 100 тыс. населения, предварительная оценка по области – 15,5 случаев.

 

*слайд 23

Лучше целевого значения в 8 муниципальных образованиях.

На уровне целевого значения в 2 муниципальных образованиях.

Хуже целевого значения в 14 муниципальных образованиях.

Самая плохая ситуация в Николаевском районе (43,3 случая на 100 тыс. населения).

Плохо выглядят также Новосспасский и Чердаклинский районы.

 

*слайд 24

По показателю «младенческой смертности» план – 8,5 случаев на 1000 родившихся живыми, предварительная оценка по области – 8,1 случай.

 

*слайд 25

Лучше целевого значения в 10 муниципальных образованиях.

На уровне целевого значения в 4 муниципальных образованиях.

Хуже целевого значения в 10 муниципальных образованиях.

В негативном плане в прошлом году отличились: Вешкаймский, Инзенский и Сурский районы (свыше 17 случаев на 1000 родившихся).

 

*слайд 26

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Муниципальные образования отчитываются по 2 из 5 показателей Указа.

По «доступности дошкольного образования» при плане в 97 % фактическое значение по оценочным данным составляет по области 98 %.

 

*слайд 27

Все муниципальные образования Ульяновской области кроме Барышского района выполнили плановое значение показателя 2014 года.

 

*слайд 28

По второму показателю Указа «доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам» плановое значение показателя 2014 года по области выполнено.

При плане в 62 % фактическое значение по оценочным данным составило по области 74 %.

 

*слайд 29

Вместе с тем в разрезе муниципальных образованиях наблюдаются недостижение показателя в 7 муниципальных образованиях – в Инзенском, Мелекесском, Николаевском, Старокулаткинском, Цильнинском, Ульяновском районах и городе Димитровграде.

 

* слайд 30

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Муниципальные образования отчитываются по 2 из 5 показателей Указа.

По показателю «объём ввода жилья по стандартам жилья эконом-класса» (при плане в 208 тыс. кв. м. фактическое значение составило – 487 тыс. кв. м.)

 

*слайд 31

Во всех муниципальных образованиях плановые значения достигнуты.

 

*слайд 32

Выводы и проблемы:

1. 80-90% показателей «майских указов» формируются в крупных городах региона: Ульяновск, Димитровград и Новоульяновск.

2. Город Ульяновск вносит наибольший вклад в достижение «майских указов».

 

*слайд 33

3. Более 2/3 целевых значений показателей «майских указов» достигнуто в 8 муниципальных образованиях области (Базарносызганский, Кузоватовский, Сенгилеевский, Старомайнский, Ульяновский районы, а также города Димитровград, Новоульяновск и Ульяновск).

От 1/2 до 2/3 целевых значений показателей «майских указов» достигнуто в 11 муниципальных образованиях области (Барышский, Вешкаймский, Карсунский, Майнский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Тереньгульский и Чердаклинский районы).

Более половины целевых значений показателей не достигнуты в 5 муниципальных образованиях области (Инзенский, Мелекесский, Старокулаткинский, Сурский, Цильнинский районы).

 

4. В сравнении с 9 месяцами 2014 года:

- улучшилась ситуация с исполнением «майских указов»:

в Базарносызганском, Вешкаймском, Майнском, Николаевском, Новоспасском, Павловском и Чердаклинском районах. (Так,например, Базарносызганский район перешел из разряда «проблемных» территорий, где по итогам 9 мес. 2014 года достигалось менее 1/2 целевых значений показателей в категорию территории с хорошим или опережающим исполнением «майских указов»);

в Кузоватовском и Сенгилеевском районах достигнуто более 2/3 целевых значений показателей «майских указов»;

сохранилась благоприятная ситуация с исполнением «майских указов» в Карсунском, Новомалыклинском и Тереньгульском районах (достигается от 1/2 до 2/3 целевых значений показателей);

по-прежнему самая плохая ситуация с исполнением «майских указов» в Старокулаткинском и Сурском районах области (наибольшее количество не достигнутых показателей – 9)

в числе «отстающих» (исполняется менее 1/2 значений целевых показателей «майских указов») также остаются Инзенский и Цильнинский районы;

- ухудшились показатели исполнения «майских указов» в Мелекесском районе. Муниципалитет перешел из категории муниципалитетов с нормальным исполнением в число отстающих.

 

5. О проблемных показателях каждого из указов в разрезе муниципальных образований.

По показателю Указа № 600: «Средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья эконом-класса (снижение к 2018 году стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса)». 

Следует отметить, что у Министерства строительства нет четкого понимания по методике расчёта данного показателя, а в муниципальных образованиях не организован должным образом его мониторинг.

По показателям Указа № 598:

«Смертность от болезней системы кровообращения, «Смертность от ДТП, случаев на 100 тыс. населения» - хуже целевого значения в 14 муниципальных образованиях

(Барышский, Инзенский, Кузоватовский, Мелекесский, Николаевский, Новоспасский, Павловский,  Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Сурский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский районы), на уровне целевого значения в 2 муниципальных образованиях (Новомалыклинский район и г.Ульяновск), лучше целевого значения в 8 муниципальных образованиях. 

По показателю Указа № 597: «Повышение зарплат работникам культуры, % от средней по экономике региона».

По-прежнему хуже целевого значения в 13 муниципальных образованиях, на уровне целевого значения в 4 муниципальных образованиях, лучше целевого значения в 1 муниципальном образовании (данные по Базарносызганскому, Вешкаймскому, Николаевскому, Новомалыклинскому, Чердаклинскому районам и г.Новоульяновску закрыты Ульяновскстатом, т.к. в них расположено не более двух учреждений культуры). 

По показателю Указа № 599: «Повышение зарплат педагогам дошкольных образовательных учреждений, % от средней по общему образованию».

Не смотря на то, что по области показатель по итогам года находится на уровне целевого значения (при плане 100% фактически 100,8%), в 16 муниципалитетах показатель ниже целевого уровня. 

 

*слайд 35 

Сюда по размещению на сайте информацию 

В феврале текущего года экспертно-аналитическим управлением проведен мониторинг размещения органами местного самоуправления Ульяновской области информации о реализации «майских» указов Президента РФ на официальных сайтах в телекоммуникационной сети «Интернет».

Оценка размещения органами местного самоуправления Ульяновской области информации о реализации «майских» указов Президента РФ на официальных сайтах в телекоммуникационной сети «Интернет» проводилась по следующим основным критериям:

1. Наличие информации по разделам:

- информация о составе, планах и результатах работы рабочих подгрупп по реализации «майских» Указов Президента России;

- нормативное обеспечение реализации на территории муниципального образования «майских» Указов Президента России (НПА, методики расчета показателей и т.д.);

- утвержденные дорожные карты, планы мероприятий, сетевые графики по реализации «майских» Указов Президента России;

- показатели публичной отчетности реализации «майских» Указов Президента России за отчетный период;

- отчеты о реализации мероприятий по достижению целевых показателей «майских» Указов Президента РФ (причины не достижения тех или иных показателей);

- графические материалы о реализации «майских» Указов Президента России;

2. Дата последнего обновления информации.

 

Результаты мониторинга представлены в таблице:

1. Размещение информации о реализации «майских» Указов Президента России на сайтах органов местного самоуправления сводится главным образом к размещению показателей публичной отчетности (в табличном виде), либо текстовых отчетов о реализации мероприятий по достижению целевых значений показателей «майских» указов Президента России (22 муниципальных образования, так или иначе, размещают информацию):

- полностью отсутствует графическая информация (графики, диаграммы, презентационные материалы);

- не представлено нормативное обеспечение реализации «майских» Указов Президента России;

- информация о составах, планах и результатах работы рабочих подгрупп размещается только 9 муниципальными образованиями (менее половины от общего числа);

- Дорожные карты (сетевые графики или планы) по реализации «майских» Указов Президента России) размещены на сайтах 6 муниципальных образований;

- из 22 муниципальных образований, которые, так или иначе, разместили информацию о реализации «майских» указов Президента России на своих сайтах, регулярно обновляют только 15 муниципальных образований;

3. Отсутствует какая-либо информация о реализации «майских» Указов Президента России 2 муниципальных образований (Павловский и Ульяновский районы);

По результатам проведенного анализа органам местного самоуправления было рекомендовано в срок до 01.04.2015 актуализировать на сайтах муниципальных образований информацию о реализации «майских» указов Президента России по указанным направлениям (поручения с аппаратного совещания от 26.02.2015 №116-ПЧ).

Следует отметить, что большинство руководителей органов местного самоуправления прислушались и актуализировали названную информацию и ситуация с размещением, обновлением и визуализацией информации по «майским» указам Президента России улучшилась. Однако, некоторые проблемы сохранились.

 

Ни как не изменилась ситуация с размещением информации о реализации на территории муниципального образования «майских» указов в 7 муниципалитетах (размещение информации сводится к размещению текстовых отчетов, другой информации – о нормативном обеспечении, планах и «дорожных картах», составе и результатах работы рабочих подгрупп по-прежнему отсутствует):

- Мелекесский район

- Инзенский район

- Вешкаймский район

- Карсунский район

- Николаевский район

- Павловский район

- Ульяновский район

 

Из 24 муниципальных образования, лишь 9 регулярно обновляют информацию о реализации «майских» указов (разместили информацию по итогам первого квартала 2015 года), среди них:

- г.Ульяновск;

- Сенгилеевский район;

- Сурский район;

- Вешкаймский район;

- Майнский район;

- Барышский район;

- Ульяновский район;

- г.Димитровград.

 

Если нормативные акты о составе, а также планы работы рабочих групп по контролю за реализацией на территории муниципальных образований «майских» указов Президента России размещены на сайтах 17 муниципальных образований, то результаты их работы (протоколы и перечень поручений) регулярно размещают лишь 3 муниципальными образованиями (г.Ульяновск, г. Димитровград, Барышский район).

Графическая информация об исполнении «майских» указов (графики и презентационные материалы) присутствует на сайтах 7 муниципальных образований

- г.Ульяновск;

- Новомалыклинский район,

-Тереньгульский район,

- Майнский район;

- Старокулаткинский район;

- Барышский район

- г.Димитровград.

В качестве передовых по полноте, актуальности и наглядности размещения информации об исполнении «майских» указов Президент России на сегодняшний день, пожалуй, можно отметить муниципальные образования «город Ульяновск» и «город Димитровград».

 

*слайд 36

Задачи на 1 полугодие 2015 год:

Не секрет, и мы это обсуждали в течение всего форума, что всё непросто: меняется экономическая ситуация, меняется внешнеполитическая ситуация, соответственно меняются бюджеты, меняются определённые проекты, вносятся коррективы. Скажите, пожалуйста, коснётся ли это целей, которые были в майских указах?

Путин (Медиафорум): Что касается указов, то мы, безусловно, не можем делать вид, что ничего не происходит и что ситуация, в которой мы живём, остаётся такой же, которой она была в мае 2012 года. Но всё, что изложено в указах, это вещи долгосрочного, стратегического характера. Они, эти цели, всё равно должны быть достигнуты – чуть раньше, чуть позже, но это всё равно должно быть сделано. И поэтому я предлагаю своим коллегам не расслабляться, не ссылаться ни на какие сложности, а исполнять то, что в майских указах прописано

 

Презентация