Обзор изменений федерального законодательства и законодательства Ульяновской области за период с 01.11.2018 по 15.11.2018

 

1. Федеральные законы Российской Федерации

 

1. Федеральный закон от 12.11.2018 N 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

С 1 января 2019 года вводится административная ответственность за нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности

КоАП РФ дополнен статьей 9.5.2, устанавливающей, что в случае нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, принявшими, утвердившими и выдавшими документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, сроков направления соответствующих документов, материалов или сведений о них в уполномоченные на ведение таких государственных информационных систем органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов или органы исполнительной власти субъектов РФ (подведомственные им государственные бюджетные учреждения), применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы, материалы, будет налагаться штраф: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

 

2. Федеральный закон от 30.10.2018 N 384-ФЗ«О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Установлен запрет на одновременное исполнение полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации в случае избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам конкурса

Запрет распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования.

Уставы сельских поселений, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в срок до 1 января 2020 года.

 

3. Федеральный закон от 30.10.2018 N 377-ФЗ«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Установлена административная ответственность за злоупотребление организатором публичного мероприятия правом на его проведение

Настоящим Федеральным законом КоАП РФ дополнен статьей 20.2.3, согласно которой невыполнение организатором публичного мероприятия обязанностей по информированию граждан об отказе от проведения публичного мероприятия или по представлению в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомления о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия, несвоевременное представление в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления такого уведомления либо подача организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения влечет наложение административного штрафа:

на граждан - в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей

 

4.Федеральный закон от 30.10.2018 N 382-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Установлено, какие госслужащие могут участвовать в управлении профсоюзом

Лицам, замещающим федеральные и региональные государственные должности, муниципальные должности, а также лицам, замещающим должности государственной гражданской и муниципальной службы, предоставляется право участия на безвозмездной основе в управлении профсоюзом.

При этом предоставление права на участие в выборном профсоюзном органе не предусматривается для государственных гражданских и муниципальных служащих, являющихся руководителями, а также для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности и являющихся представителями нанимателя (работодателя), в целях исключения конфликта интересов.

 

 

2. Постановление правительства Российской Федерации

 

1. Постановление Правительства РФ от 09.11.2018 N 1338 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Выполнение квоты по приему на работу инвалидов будет учитываться при оценке эффективности работы руководителей госучреждений

Данная норма закреплена в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

Кроме того, в типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения предусмотрена обязанность работодателя устанавливать в качестве целевых показателей эффективности работы руководителя в целях его стимулирования выполнение квоты по приему на работу инвалидов.

 

2. Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 N 1307«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373».

Органы, предоставляющие госуслуги, не должны требовать от заявителя представления документов, отсутствие которых не указывалось при первоначальном отказе в их приеме.

Постановлением реализованы положения Федерального закона от 19.07.2018 N 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг».

Кроме того, Постановлением уточнено содержание разделов стандарта предоставления госуслуги, скорректирован порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг.

 

3. Иные акты 

 

1. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Верховный Суд РФ обобщил судебную практику по делам об изменении вида разрешенного использования земельного участка

В обзоре приводятся, в частности, следующие правовые позиции судов:

вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования;

при наличии утвержденных правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления;

арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов, а также изменять его самостоятельно;

принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается;

вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка;

земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия;

отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.

 

2. Приказ Росархива от 02.07.2018 N 75«Об утверждении примерных форм документации о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»

Утверждены типовые формы конкурсных документов Росархива.

Приказом устанавливаются формы документов о проведении:

- открытого конкурса;

- конкурса с ограниченным участием;

- аукциона в электронной форме;

- запроса котировок.

Конкурсная документация включает в себя, в частности:

форму извещения о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок);

проект государственного контракта (если таковой должен быть заключен по результатам процедуры);

обоснование начальной (максимальной) цены, по которой осуществляется закупка и иные документы.

 

 

3. Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2018 N 2413-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений»

Правительством РФ утвержден план мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений

Перечень запланированных мероприятий включает в себя, в числе прочего:

- внесение в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ изменений, предусматривающих обеспечение защиты от произвольного и (или) необоснованного изменения видов разрешенного использования земельных участков;

- внесение изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию;

- внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и Земельный кодекс РФ в части уточнения порядка применения приобретательной давности;

- внесение изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающих установление порядка возмещения убытков, причиненных решениями об изменении видов разрешенного использования или решениями об установлении ограничений прав на землю без согласия правообладателя земельного участка;

- утверждение признаков неиспользования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, включая особенности их применения;

- внесение изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающих ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;

- внесение изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в целях развития института залога земель сельскохозяйственного назначения и создания условий для привлечения дополнительных заемных средств в агропромышленный комплекс;

- принятие федерального закона «О землеустройстве» (новая редакция), устанавливающего обязанности для правообладателей земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения проводить землеустроительные работы по охране таких земель и организации их рационального использования. 

 

4. Письмо ФАС России от 12.09.2018 N АГ/73016/18«О рассмотрении обращения».

Разъяснены особенности заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения

Отмечается, что статьей 52.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионныхсоглашениях) определены особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, расположенные в ценовых зонах теплоснабжения, определенных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В силу части 2 статьи 52.1 Закона о концессионных соглашениях в ценовых зонах теплоснабжения, установленных в соответствии с Законом о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация, определенная в соответствии с Законом о теплоснабжении, имеет преимущественное право на заключение концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, без проведения конкурса.

Согласно части 3 статьи 52.1 Закона о концессионных соглашениях в ценовых зонах теплоснабжения, в случае принятия решения о заключении концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, орган, уполномоченный Правительством РФ, либо субъектом РФ, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан известить в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении единую теплоснабжающую организацию, в зоне деятельности которой находятся указанные объекты теплоснабжения, о намерении заключить концессионное соглашение с приложением к извещению конкурсной документации о заключении данного концессионного соглашения.

В случае, если единая теплоснабжающая организация откажется от заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, или не сообщит о готовности заключить данное концессионное соглашение в течение тридцати календарных дней с даты поступления в ее адрес извещения, концессионное соглашение заключается на условиях, определенных конкурсной документацией, направленной единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, единая теплоснабжающая организация имеет преимущественное право на заключение концессионного соглашения только в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, находящихся в ценовой зоне теплоснабжения такой организации.

Соответственно, в отношении объектов теплоснабжения, находящихся вне ценовой зоны теплоснабжения, действует общий порядок заключения концессионного соглашения, установленный Законом о концессионных соглашениях.

 

 

5. Письмо Минфина России от 31.10.2018 N 06-04-11/01/78417 «О Методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Минфином России подготовлены методические рекомендации по развитию экономического и налогового потенциалов территорий

Рекомендации разработаны в целях исполнения плана реализации госпрограммы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».

Рекомендации содержат предложения по мерам, направленным, в частности, на повышение эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов, выявление потенциальных доходных источников, развитие экономического и налогового потенциалов территорий.

Методические рекомендации размещены на официальном сайте Министерства в разделе «Минфин России/Деятельность/Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями/Методические материалы»

 

6. «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.06.2018, с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2018 N 13, от 11.10.2018 N 19)

Арбитражным судом Дальневосточного округа обобщена судебная практика по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Сообщается, что представленные спорные ситуации, возникающие при рассмотрении дел указанной категории, связаны с правовой оценкой судами не только действий хозяйствующих субъектов, применяющих законодательство в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, но и действий и решений уполномоченных на проведение проверок в данной сфере контролирующих органов.

По итогам обобщения судебной практики выявлены следующие правовые позиции по проблемным для участников отношений в обозначенной сфере вопросам:

установление заказчиком в закупочной документации требований о предоставлении документов, не относящихся непосредственно к предмету закупки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и ограничивает количество потенциальных участников закупки;

положения конкурсной документации открытого конкурса, разработанные заказчиком с учетом его потребностей, в части оценки по критериям «опыт участника» и «квалификация персонала», не противоречащие положениям Закона N 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационными не являются;

при наличии обстоятельств, объективно подтверждающих потребность заказчика в проведении закупки определенным способом, ее проведение именно таким образом возможно при условии, если данный способ закупки предусмотрен положением о закупочных процедурах, разработанным хозяйствующим субъектом, и не противоречит общим принципам применения Закона N 223-ФЗ.

 

7. «Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с включением хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков» (утв. постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2018 N 13 с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2018 N 19)

Арбитражным судом Дальневосточного округа даны разъяснения по вопросам необоснованного включения хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков

По результатам рассмотрения дел об оспаривании решений антимонопольных органов о включении в реестр недобросовестных поставщиков сообщается, в частности, следующее:

при разрешении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о хозяйствующем субъекте в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений исполнителем (поставщиком, подрядчиком) условий контракта, антимонопольный орган должен оценить добросовестность поведения неисполнившего контракт лица;

отсутствие вины общества в неисполнении контракта и намерения уклониться от его выполнения влечет отказ во включении информации о таком обществе в реестр недобросовестных поставщиков;

представление обществом при заключении государственного контракта банковской гарантии, формально содержащей все необходимые сведения, предусмотренные частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, но имеющей ошибки в формулировках ее условий, само по себе не свидетельствует о намерении общества уклониться от заключения контракта и не является основанием для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков;

если нарушение подрядчиком сроков исполнения контракта обусловлено действиями заказчика, основания для включения информации о таком подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют;

отсутствие доказательств надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является препятствием для включения антимонопольным органом информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Законодательство Ульяновской области

 

1. Указ Губернатора Ульяновской области от 13.11.2018 № 108 «О Совете по вопросам совершенствования организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Ульяновской области»

В соответствии с Указом создан Совет по вопросам совершенствования организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Ульяновской области и утверждено Положение о нём.

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 06.11.2018 № 538-П«О внесении изменения в постановлениеПравительстваУльяновской области от 05.02.2014 № 31-П»

Внесены изменения в распределение субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области из областного бюджета Ульяновской области в 2017-2019 годах в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с ремонтом дворовых территорий многоквартирных домов и социальных объектов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и социальным объектам населённых пунктов, подготовкой проектной документации,строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом  и содержанием (установкой дорожных знаков и нанесением горизонтальной разметки) автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них, в том числе проектированием и строительством (реконструкцией) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием до сельских населённых пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью авто-мобильных дорог общего пользования, велосипедных дорожеки велосипедных парковок, утверждённое постановлением Правительства Ульяновской области от 05.02.2014 № 31-П «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области из областного бюджета Ульяновской области в 2017-2019 годах в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с ремонтом дворовых территорий многоквартирных домов и социальных объектов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и социальным объектам населённых пунктов, подготовкойпроектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием (установкой дорожных знаков и нанесением горизонтальной разметки) автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них, в том числе проектированием и строительством (реконструкцией) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием до сельских населённых пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, велосипедных дорожек
и велосипедных парковок».

 

3. Постановление Правительства Ульяновской области от 02.11.2018 № 535-П«Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2018 годуиз областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с восстановлением водных объектов, расположенных на территории Ульяновской области»

Утверждено распределение субсидий, предоставляемыхв 2018 году из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с восстановлением водных объектов, расположенных на территории Ульяновской области.

п/п

Наименование муниципального района, бюджету которого предоставляется субсидия

Объём субсидии, тыс. рублей

1

2

3

1.

Барышский район

300,0

2.

Мелекесский район

3000,0