Информация по результатам выездной проверки в муниципальное образование «Кузоватовский район»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками Правительства Ульяновской области осуществлён выезд в муниципальное образование «Кузоватовский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения законов Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон от 19.12.2008 № 220-ЗО) и от 02.05.2012 № 55-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области», выявлены нарушения.

Так, выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Кузоватовского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим просим направить муниципальные правовые акты согласно приложению 1 к настоящему письму.

Кроме того, администрацией муниципального образования «Кузоватовский район» в Правительство Ульяновской области направляются муниципальные правовые акты, не подлежащие включение в регистр. Например, постановления администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении плана нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Кузоватовский район» на 2014 год», от 03.02.2014 № 115 «Об определении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях».

Выявлены муниципальные нормативные правовые акты, направленные для включения в регистр с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО (один месяц со дня подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления). Так, постановление администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 03.02.2014 № 111 «О внесении дополнений в Положение об Общественном совете по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Кузоватовский район», утверждённое постановлением администрации муниципального образования «Кузоватовский район» от 04.12.2009 года № 477 «Об общественном совете по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Кузоватовский район» направлено для включения в регистр лишь 11.03.2014 (сопроводительное письмо от 11.03.2014 № 588).

Всего за второе полугодие 2013 года с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО для включения в регистр направлено 65 муниципальных правовых актов Кузоватовского района.

Также проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты Кузоватовского района в 2013 году. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что по информации органов местного самоуправления Кузоватовского района за указанный период было вынесено 65 протестов на муниципальные правовые акты Кузоватовского района. При этом согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области, количество правовых актов Кузоватовского района, оспоренных в 2013 году, составляет 53.

В целях уточнения количества актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты Кузоватовского района в 2013 году, просим направить перечень муниципальных нормативных правовых актов, оспоренных органами прокуратуры за указанный период.

В ходе проведения проверки установлено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых в поселениях Кузоватовского района, направляются для проведения экспертизы в администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», а также органы прокуратуры не в полном объёме.

Необходимо отметить, что в ходе проведения проверки установлено, что муниципальными образованиями Кузоватовского района применяется распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

В ходе выезда в муниципальное образование «Кузоватовский район» был изучен вопрос наличия плана нормотворческой деятельности. В результате чего установлено, что план нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Кузоватовский район» на 2013 год реализован не полностью. В связи с этим просим направить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области информацию о причинах непринятия правовых актов в установленные сроки.

План нормотворческой деятельности на 2014 год утверждён постановлением администрации муниципального образования «Кузоватовский район» от 09.01.2014 № 2.

В рамках проверки выявлено, что решение Совета депутатов муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 27.02.2014 № 7/4 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 20.12.2013 № 6/36 «О бюджете муниципального образования «Кузоватовский район» на 2014 год», решение Совета депутатов муниципального образования Еделевское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области от 28.02.2014 № 2/3 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Еделевское сельское поселение от 24.12.2013 № 4/25 «О бюджете муниципального образования Еделевское сельское поселение на 2014 год», решение Совета депутатов муниципального образования Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области от 18.02.2014 № 7/32 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Коромысловское сельское поселение от 20.12.2013 № 5/23 «О бюджете муниципального образования Коромысловское сельское поселение на 2014 год» не опубликованы, а лишь обнародованы.

Учитывая положения статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данные решения являются не вступившим в силу и не могут быть применены. Применение данных решений может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств.

Также установлено, что Порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Кузоватовский район», в связи с утратой доверия утверждён распоряжением администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 14.01.2014 № 6-р.

Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Поскольку в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района отнесено к вопросу местного значения, рассматриваемый правовой акт должен быть принят в форме постановления администрации муниципального образования «Кузоватовский район».

Кроме того, в рамках проверки изучен Устав муниципального образования «Кузоватовский район» на предмет содержания установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов, закрепление которых в уставе муниципального образования является обязательным. Так, Уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. При этом Устав муниципального образования «Кузоватовский район» в нарушение указанной нормы не содержит сроков опубликования муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых администрацией данного муниципального образования. На данное нарушение сотрудниками Правительства Ульяновской области указывалось по результатам проверки в 2013 году (письмо от 22.04.2013 № 73-П-02.04.01/6258исх), однако до настоящего времени Устав не приведён в соответствие с федеральным законодательством.

В статье 11 Устава Кузоватовского района отражено, что обнародованием муниципального правового акта считается доведение до всеобщего сведения граждан Кузоватовского района полного текста муниципального правового акта посредством размещения его на официальном сайте Кузоватовского района; в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к тексту муниципального правового акта (на информационных стендах, расположенных в Администрации Кузоватовского района, администрациях городского и сельских поселений, библиотеках и читальных залах Кузоватовского района); иными не противоречащими действующему законодательству способами доведения до сведения населения муниципальных правовых актов.

При этом в соответствии со справками об опубликовании (обнародовании) муниципальных нормативных правовых актов, предоставляемыми в Правительство Ульяновской области, муниципальные нормативные правовые акты Кузоватовского района обнародуются на официальном сайте.

Сложившаяся практика обнародования нормативных правовых актов муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» противоречит части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, из смысла пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта всем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, возможно обнародование этих актов.

Полагаем, что оснащённость муниципальных образований доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием муниципальных правовых актов всему кругу лиц, права и свободы которых они затрагивают, в связи с чем обнародование таких актов только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права граждан.

Кроме того, в соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. При этом официальный сайт муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области (http://kuzovatovo.ulregion.ru/) процедуру такой регистрации не проходил.

Также необходимо указать, что в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также обеспечено право неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией создаются пункты подключения к сети «Интернет». Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» относятся муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, рекомендуем обнародовать муниципальные правовые акты муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к тексту муниципального правового акта (на информационных стендах, расположенных в Администрации Кузоватовского района, администрациях городского и сельских поселений, библиотеках и читальных залах Кузоватовского района), как предусмотрено Уставом Кузоватовского района.

В рамках проверки проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Кузоватовского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники (приложение 2).