Информация по результатам выездной проверки в муниципальное образование «Базарносызганский район»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками Правительства Ульяновской области осуществлён выезд в муниципальное образование «Базарносызганский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО),  выявлены нарушения.

Направление муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр осуществляется с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО (один месяц со дня подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления). Так, копия решения Совета депутатов муниципального образования «Лапшаурское сельское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области от 31.03.2014 № 53 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Лапшаурское сельское поселение «О бюджете муниципального образования Лапшаурское сельское поселение на 2014 год» направлена для включения в регистр 22.05.2014 (сопроводительное письмо от 22.05.2014 № 11-ЮР), также с нарушением срока направлена копия постановления администрации муниципального образования «Базарносызганский район» Ульяновской области от 01.04.2014 № 109-П «О Порядке уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования «Базарносызганский район» представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу» – 12.05.2014 (сопроводительное письмо от 12.05.2014 № 10-ЮР).

Всего во втором полугодии 2013 года, в первом и втором кварталах 2014 года направлены с нарушением указанного срока 26, 5 и 8 муниципальных нормативных правовых актов соответственно.

Также выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Базарносызганского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим просим направить для включения в регистр муниципальные правовые акты согласно приложению 1 к настоящему письму.

Кроме того, в Правительство Ульяновской области направляются правовые акты муниципальных образований Базарносызганского района, не подлежащие включению в регистр. Например, решение Совета депутатов муниципального образования «Базарносызганский район» Ульяновской области от 30.12.2013 № 51 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Базарносызганский район» Ульяновской области на период до 2020 года».

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в регистр. При этом решением Совета депутатов муниципального образования «Лапшаурское сельское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области от 28.02.2014 № 47 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 26.11.2013 № 32 «О земельном налоге» вносятся изменения в другой нормативно-правовой акт, а именно, в решение Совета депутатов муниципального образования Лапшаурское сельское поселение от 26.11.2013 № 30 (решение Совета депутатов от 26.11.2013 № 32 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования Лапшаурское сельское поселение»).

 Учитывая изложенное, просим направлять достоверные сведения для включения в регистр.

Сотрудниками Правительства Ульяновской области проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2013 году. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что по информации, предоставленной органами местного самоуправления муниципального образования «Базарносызганский район», за 2013 год органами прокуратуры внесено 6 протестов на муниципальные нормативные правовые акты. Однако согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области, количество оспоренных в 2013 году нормативных правовых актов муниципальных образований Базарносызганского района составляет 2.

В целях уточнения количества актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты принятых муниципальными образованиями Базарносызганского района в 2013 году, просим направить перечень муниципальных нормативных правовых актов, оспоренных органами прокуратуры и копии актов прокурорского реагирования за указанный период.

В ходе проведения проверки установлено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемые органами местного самоуправления муниципальных образований Базарносызганского района, направляются в органы прокуратуры в полном объёме.

При этом муниципальными образованиями Базарносызганского района не осуществляется направление проектов муниципальных нормативных правовых актов в подразделения, образуемые в Правительстве Ульяновской области, и исполнительные органы государственной власти Ульяновской области для проведения их анализа. Вместе с тем, в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (до 08.07.2014 распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности») органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

 В ходе выезда в муниципальное образование «Базарносызганский район» были изучены планы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. В результате чего установлено, что план нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Базарносызганский район» на 2013 год реализован не полностью. В связи с этим просим направить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области информацию о причинах непринятия правовых актов в установленные сроки. В 2014 году разработан и применяется план нормотворческой деятельности муниципального образования «Базарносызганский район» на 2014 год (утверждён распоряжением администрации муниципального образования «Базарносызганский район» от 26.12.2013 № 248-ар).

Также в рамках проверки изучен Устав муниципального образования «Базарносызганский район» на предмет содержания, установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов, закрепление которых в Уставе муниципального образования является обязательным. Устав муниципального образования «Базарносызганский район» соответствует указанному перечню.

В статье 11 Устава Базарносызганского района отражено, что обнародованием муниципального правового акта считается размещение экземпляра муниципального правового акта на официальном сайте муниципального образования "Базарносызганский район" в сети Интернет.

При этом в соответствии со справками об опубликовании (обнародовании) муниципальных нормативных правовых актов, предоставленными в Правительство Ульяновской области, муниципальные нормативные правовые акты Базарносызганского района обнародуются на официальном сайте.

Сложившаяся практика обнародования нормативных правовых актов муниципального образования «Базарносызганский район» Ульяновской области только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» противоречит части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, из смысла пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта всем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, возможно обнародование этих актов.

Полагаем, что оснащённость муниципальных образований доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием муниципальных правовых актов всему кругу лиц, права и свободы которых они затрагивают, таким образом, обнародование нормативных актов только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права граждан.

Кроме того, в соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. При этом официальный сайт муниципального образования «Базарносызганский район» Ульяновской области (http:// bsizgan.ulregion.ru/) процедуру такой регистрации не проходил.

Также, в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также обеспечено право неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией создаются пункты подключения к сети «Интернет». Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» относятся муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, рекомендуем внести соответствующие изменения в Устав муниципального образования «Базарносызганский район».

Сотрудниками Правительства Ульяновской области проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Базарносызганского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.