Результаты выездной проверки исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Николаевский район» переданных государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) 18 июля 2011 года сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области (далее – отдел) осуществлён выезд в муниципальное образование «Николаевский район», по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения государственных полномочий по сбору информации с поселений, входящих в состав Николаевского района, необходимой для ведения регистра, выявлены нарушения.

Направление правовых актов для включения в регистр муниципальным образованием «Николаевский район» осуществляется с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008   № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». Так, в мае 2011 года для включения в регистр муниципальным образованием «Николаевский район» направлены нормативные правовые акты, принятые в марте 2011 года (сопроводительным письмом от 11.05.2011 № 141).

В ходе проверки выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Николаевского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим подготовлен перечень муниципальных нормативных правовых актов, которые необходимо направить в Правительство Ульяновской области для включения в регистр.

Сотрудниками отдела проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2010 году и направленных в регистр в качестве дополнительной информации к актам. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что органами местного самоуправления Николаевского района для включения в регистр в качестве дополнительной информации направлено 27 актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные акты Николаевского района в 2010 году. Согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области (исх. от 17.02.2011 № 07-11-2011), количество правовых актов Николаевского района, оспоренных в 2010 году, составляет 41.

На основании информации органов прокуратуры (исх. от 18.07.2011 № 07-11-2011) количество правовых актов Николаевского района, оспоренных в первом полугодии 2011 года, составляет –  40. Вместе с тем, для включения в регистр в качестве дополнительной информации за аналогичный период направлено 19 актов прокурорского реагирования.

В целях выявления актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты Николаевского района в 2010 году и первом полугодии текущего года, и не направленных в регистр для включения в него в качестве дополнительной информации, органам местного самоуправления «Мелекесский район» рекомендовано направить перечень муниципальных нормативных правовых актов, на которые были вынесены акты прокурорского реагирования, в адрес государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области.

В ходе проведения проверки установлено, что муниципальными образованиями Николаевского района не применяется в работе распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

Также в ходе проверки установлено, что в адрес Правительства Ульяновской области поступили акты муниципального образования «Николаевский район» с сопроводительным письмом с указанием не всех исходящих реквизитов (отсутствует дата регистрации).

Сотрудниками отдела проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Николаевского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.

1) На основании части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). С нарушением указанной нормы принято постановление администрации муниципального образования «Николаевский район» от 11.05.2011 № 382 «О мероприятиях по организации отдыха, занятости детей и подростков муниципального образования «Николаевский район» в летний период 2011 года», которое вступает в силу со дня подписания.

2) В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган. С нарушением указанного срока принято постановление администрации муниципального образования «Николаевский район» от 29.04.2011 № 339 «Об утверждении районной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Николаевский район» в 2011-2012 годах».

3) Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Нарушение данной нормы содержится в постановлениях администрации муниципальных образований Славкинское сельское поселение, Поспеловское сельское поселение, Дубровское сельское поселение, утверждающих административные регламенты предоставления муниципальных услуг по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и устанавливающих продолжительность предоставления данной муниципальной услуги – 90 дней.

4) В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приёма заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Однако, решение Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» от 28.12.2010 № 128 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Николаевский район» и их проектов» содержит пункт, согласно которому разработчиком муниципального правового акта (проекта муниципального правового акта) обеспечивается проведение независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов). Указанная норма, содержащаяся в данном решении представительного органа, носит обязательный характер, тогда как в федеральных нормативных правовых актах такая норма носит рекомендательный характер.

5) Решение Совета депутатов муниципального образования Дубровское сельское поселение Николаевского района от 16.03.2011 № 76 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Дубровское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области   № 60 от 10.11.2010 «О земельном налоге» необходимо привести в соответствие с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) в части установления сроков уплаты земельного налога. На основании указанной нормы срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ, а срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также в части установления сроков уплаты авансовых платежей согласно пункту 2 статьи 393 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым отчётными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

6) Решением Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» от 28.01.2011 № 135 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» № 108 от 12 ноября 2010 г «Об утверждении Программы приватизации муниципального имущества на 2011 год» возлагается контроль за исполнением данного решения на комиссию Совета депутатов по бюджету, налогам, экономике и предпринимательству. Однако в Положении о комиссиях Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район», утверждённом решением Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» от 05.10.2007 № 377, не установлены полномочия комиссии Совета депутатов по бюджету, налогам, экономике и предпринимательству по контролю за исполнением правовых актов. Кроме того, контроль за исполнением правовых актов необходимо возлагать на конкретное должностное лицо.

Также решение Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» от 28.01.2011 № 135 содержит юридико-техническую ошибку в части использования в тексте решения формулировки «о внесении изменений и дополнений», тогда как в соответствии с пунктом 55 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов при дополнении структурной единицей статьи правового акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в правовом акте, наименование нормативного правового акта всегда содержит слово «изменение»; в рассматриваемом акте содержится нарушение пункта 19 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов в части нарушения последовательности реквизитов муниципального правового акта, в который вносятся изменения.

7) Решение Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» от 26.04.2011 № 72 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Славкинское сельское поселение от 22.12.2010 г. № 60 «О бюджете муниципального образования Славкинское сельское поселение» содержит юридико-техническую ошибку в части использования в тексте решения о внесении изменений формулировки «заменить суммы», тогда как в соответствии с пунктом 76 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов при необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры».

По итогам выездной проверки органам местного самоуправления муниципального образования «Николаевский район» рекомендовано:

 

1. в срок до 29.08.2011 направить в Правительство Ульяновской области копии текстов муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр согласно перечню;

2. обеспечить направление в регистр копий муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых в течение 2011 года, с соблюдением установленного срока;

3. в срок до 29.08.2011 обеспечить направление перечня муниципальных нормативных правовых актов, на которые были вынесены акты прокурорского реагирования за период 2010 года и первое полугодие 2011 года;

4. обеспечить постоянное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, в том числе направление проектов правовых актов на предварительную экспертизу в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р                     «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности»;

5. в срок до 29.08.2011 обеспечить устранение выявленных в правовых актах Николаевского района нарушений действующего законодательства и правил юридической техники.