Протокол №5р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 28.03.2024

Председательствующий                                                                        Земскова И.В.

Секретарь                                                                                               Пайдутов Д.С.

 

Присутствовали:

- Поручикова Татьяна Владимировна – главный советник департамента реализации государственной политики в области противодействия коррупции управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Земсковой Ирины Викторовны.

 

1. Доклад на тему: «О последних изменениях в законодательстве о муниципальной службе в части запретов и ограничений для муниципальных служащих».

 

Докладчик – Поручикова Т.В. – главный советник департамента реализации государственной политики в области противодействия коррупции управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 13.03.2024 по 26.03.2024.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 15.03.2024 по 28.03.2024.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

6. Иные вопросы.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Поручикова Т.В. – выступила с докладом на тему: «О последних изменениях в законодательстве о муниципальной службе в части запретов и ограничений для муниципальных служащих» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

2. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 13.03.2024 по 26.03.2024.

 

Сообщила, что за период с 13.03.2024 по 26.03.2024 внесено 12 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Решением Совета депутатов утверждён перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля.

В силу части 9 статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

При этом, Перечень не содержит параметров, соответствие или отклонение от которых с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии нарушений, а фактически дублирует самостоятельное основание для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 57 и пунктом 1 части 1 статьи 58 Федерального закона № 248-ФЗ.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в 6 муниципальных правовых актах.

2. Постановлением администрации утверждён порядок подачи обращений, заявлений и уведомлений в единую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации муниципального образования.

Постановление в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Постановлением не предусмотрены сроки уведомления о возникновении личной заинтересованности.

Кроме того, указанное свидетельствует о наличии в постановлении коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Действие нормативного правового акта в названной редакции может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, в связи с чем, данный нормативный правовой акт подлежит незамедлительному приведению его в соответствие с действующим законодательством.

3. Постановлением администрации утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов».

Согласно части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ. Статья 396 ЗК РФ устанавливает право предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов при определённых условиях.

В соответствии со статьёй 3914 ЗК РФ лицу, желающему получить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, в аренду без проведения тортов необходимо подать соответствующее заявление в уполномоченный орган. Вместе с тем, в нарушение части 5 статьи 3917 ЗК РФ пункт 2.4 административного регламента предусматривает 30-дневный,
а не 20-дневный срок предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов».

Кроме того, пункт 2.6 административного регламента содержит перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, который противоречит приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (далее — приказ). В этой связи административный регламент подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством и требованиями приказа.

4. Постановлением администрации утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок, справок из похозяйственной книги».

В нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент не соответствует требованиям действующего законодательства в части предоставления муниципальной услуги в электронной форме, а также в многофункциональном центре.

Кроме того, в соответствии с постановлением администрации, утверждающим реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования, муниципальная услуга «Выдача выписок, справок из похозяйственной книги» в реестр оказываемых органом местного самоуправления муниципальных услуг не входит.

5. Постановлением администрации утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из реестра муниципальной собственности муниципального образования».

Статьёй 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ) предусмотрено, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии
с административными регламентами. Требования к структуре административного регламента определены статьёй 12 Федерального закона № 210-ФЗ.

Вместе с тем, структура административного регламента не соответствует требованиям, предусмотренным статьёй 12 Федерального закона № 210-ФЗ, в том числе в части предоставления муниципальной услуги в электронной форме, а также в многофункциональном центре.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

6. Постановлением администрации утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставляющей техническую документацию (технические условия), необходимую для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в муниципальном образовании».

Установлено, что административный регламент не соответствует пункту 3 части 2 статьи 24 Федерального закона № 210-ФЗ, в соответствии с которым структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.

Раздел административного регламента должен содержать варианты предоставления государственной или муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанных услуг отдельным категориям заявителей, объединенных общими признаками, в том числе в отношении результата государственной или муниципальной услуги, за получением которого они обратились.

Кроме того, администрация муниципального образования, принявшая данный нормативный правовой акт, ликвидирована и снята с соответствующего учёта.

Статьёй 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена отмена или приостановление муниципальных правовых актов в случае упразднения органов, его принявших.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 11.04.2024 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 15.03.2024 по 28.03.2024 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления в срок до 11.04.2024 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

 

Не представлена информация по исполнению поручений протокола аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 29.02.2024 № 3р органами местного самоуправления муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области. 

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению
в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена
статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 28 марта 2024 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

 

Муниципальное образование

 

Декабрь 2023

 

 

Февраль 2024

Карсунский район

-

-

Сосновское сельское поселение

4

-

Тереньгульский район

-

-

Красноборское сельское поселение

4

-

Цильнинский район

-

-

Алгашинское сельское поселение

 

2

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ:

 

Земскова И.В. – Иные вопросы.

Довела до сведения органов местного самоуправления следующее.

1. Сообщила информацию о направленном в адрес органов местного самоуправления письма ОГКУ «Правительство для граждан» от 13.01.2023 № 73-П-КРИТ-01/42исх об исключении из «Типового (рекомендованного) перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, в том числе предоставляемых по принципу «одного окна» в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения при условии, что маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, участкам таких автомобильных дорог», в связи с изменениями федерального законодательства. В связи с этим, необходимо признать утратившими силу нормативные правовые акты об утверждении административных регламентов, регулирующих предоставление данной услуги.

2. Обратила внимание, что в настоящее время проходит процедуру согласования новая редакция Типового (рекомендованного) перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, в том числе предоставляемых по принципу «одного окна» в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. Указала на необходимость приведения муниципальных нормативных правовых актов по вопросам предоставления субсидий в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782 «Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий», которое вступило в силу с 01.01.2024 (далее – постановление № 1782, Общие требования). Следует обратить внимание на особенности применения Общих требований, установленных пунктами 3 и 4 постановления № 1782.

4. Сообщила, что Минэкономразвития России в письме от 27.03.2023 № Д24и-9089 рекомендовало, в том числе, органам местного самоуправления, осуществляющим контрольные (надзорные) функции, актуализировать утверждённые перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля, на основе анализа обязательных требований, нарушения которых имеют массовый характер и несут высокий риск причинения вреда (ущерба). Указанным письмом были также направлены Методические рекомендации по разработке индикаторов риска.

 

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

Приложение: на 13 л. в 1 экз.

 

 

Председательствующий                                             И.В.Земскова

Секретарь                                                                    Д.С.Пайдутов