Протокол №5р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 13.04.2023

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

 

13.04.2023                                                                                                                      5р

 

11:00

 

Председательствующий                                                                                Земскова И.В.

Секретарь                                                                                                        Баталова Н.Н.

 

Присутствовали:

- Парфёнова Ирина Сергеевна – референт департамента административно-правового и финансового обеспечения Агентства по развитию человеческого потенциала
и трудовых ресурсов Ульяновской области; 

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Земсковой Ирины Викторовны.

 

1. Доклад на тему: «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362 «О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан».

Докладчик – Парфёнова И.С., референт департамента административно-правового и финансового обеспечения Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период
с 29.03.2023 по 11.04.2023.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 31.03.2023 по 13.04.2023.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

 

Парфёнова И.С. – выступила с докладом на тему: «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362  «О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 29.03.2023 по 11.04.2023.

Сообщила, что за период с 29.03.2023 по 11.04.2023 внесено 16 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

 

1. Постановлениями администраций муниципальных образований утверждены административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг:  «Выдача разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального образования», «Предоставление архивных справок, архивных копий, архивных выписок, информационных писем, связанных с социальной защитой, пенсионным обеспечением, получением льгот и компенсаций, подготовленных на основе документов, находящихся в муниципальной собственности», «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования» (далее — Административный регламент).

Вопреки требованиям статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», раздел 5 Административного регламента - досудебный (внесудебный) порядок обжалования потребителем решений и действий (бездействия) уполномоченного органа, многофункционального центра, организаций, осуществляющих функции по предоставлению муниципальных услуг, а также их должностных лиц, муниципальных служащих, работников, не содержит в себе требования к предмету жалобы, порядку подачи и рассмотрения жалобы, сроков и результатов рассмотрения жалобы, порядка информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы, порядка обжалования решения по жалобе.

Кроме того, пункт 5.2 Административного регламента предусматривает порядок рассмотрения жалобы на решение и (или) действие (бездействие) руководителя уполномоченного органа непосредственно самим руководителем уполномоченного органа.

При таких обстоятельствах возможность обжалования решения руководителя уполномоченного органа исключена.

Изложенное свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктами «а», «ж» пункта 3 (широта дискреционных полномочий и неполнота административных процедур) Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Кроме того, пунктом 2.3 Административного регламента установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги являются «архивная справка», «архивная выписка», «архивная копия», «информационное письмо о наличии (отсутствии) в архивных документов по теме запроса или сведений об их местонахождении, или о пересылке запроса по принадлежности в соответствующую организацию».

В целях единообразия и однозначности понятий результатов муниципальной услуги целесообразно в Административном регламенте указать именно результат предоставления муниципальной услуги, а не форму выдаваемого документа.

2. Постановлением администрации района утверждён административный регламент «Направление уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» (далее — Административный регламент).

Федеральным законом от 06.12.2021 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, касающиеся порядка выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако, в Административный регламент соответствующие изменения не внесены. Так, в настоящее время отсутствует возможность обращения за муниципальной услугой застройщиком о внесении изменений в ранее выданное разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, повторного обращения в случае подготовки технического плана на объект капитального строительства в целях внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Кроме того, пункт 5.2 Административного регламента предусматривает порядок рассмотрения жалобы на решение и (или) действие (бездействие) руководителя уполномоченного органа непосредственно самим руководителем уполномоченного органа.

При таких обстоятельствах возможность обжалования решения руководителя уполномоченного органа исключена.

Изложенное свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктами «а», «ж» пункта 3 (широта дискреционных полномочий и неполнота административных процедур) Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Пунктом 2.3 Административного регламента установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги являются «уведомление о соответствии...», «уведомление о несоответствии...», «уведомление о возврате уведомления об окончании строительства...».

В целях единообразия и однозначности понятий результатов муниципальной услуги целесообразно в Административном регламенте указать именно результат предоставления муниципальной услуги, а не форму выдаваемого документа.

3. Решением Совета депутатов района утверждены индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля в границах муниципального образования.

В ходе оценки указанного нормативного правового акта установлено, что имеются противоречия требованиям федерального законодательства.

Так, в соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» муниципальный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объём проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

Согласно части 13 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения контрольных (надзорных) мероприятий органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Во исполнение данных требований приказом Минстроя России от 23.12.2021 № 990/пр утверждены Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Из пункта 1 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования следует, что одним из индикаторов риска является поступление в орган местного самоуправления обращений гражданина или организации о наличии хотя бы одного отклонения от обязательных требований. При этом не указано какое количество обращений должно поступить для организации внеплановой проверки.

В пункте 2 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования индикатором риска является поступление в орган местного самоуправления обращений гражданина или организации о фактах нарушений обязательных требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом индикатор риска нарушения обязательных требований к жилищному фонду, установленный в пункте 2 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования, фактически соотносится с индикатором риска, установленным в пункте 1 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования.

Согласно пункту 4 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования одним из индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для определения необходимости проведения внеплановых проверок, является поступление в орган муниципального жилищного контроля в течение трёх месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором есть жилые помещения муниципального жилого фонда, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня.

Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определён перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, общим собранием собственников помещений принимаются решения о реконструкции многоквартирного дома, о переустройстве и (или)  перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, и др.

Таким образом, в протоколе общего собрания собственников помещений могут не содержаться факты нарушения обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда.

Вместе с тем, в пункте 4 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования не конкретизировано поступление каких протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме будет являться индикатором риска нарушения обязательных требований, используемых для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является одним из коррупциогенных факторов (широта дискреционных полномочий – неопределённость оснований принятия решения).

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты
не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

4. Решением Совета депутатов района утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования (далее — Положение).

В ходе оценки указанного нормативного правового акта установлено, что имеются противоречия требованиям федерального законодательства.

Согласно части 9 статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под индикаторами риска нарушения обязательных требований понимаются параметры объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Вместе с тем пунктом 6.1 Положения утверждены индикаторы риска, которые фактически являются нарушениями обязательных требований.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

5. Решением Совета депутатов городского поселения утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования (далее – Правила).

Установлено, что отдельные положения Правил противоречат требованиям действующего законодательства и подлежат изменению по следующим основаниям.

Согласно статье 23 Правил установлены ограничения размещения в санитарно-защитной зоне.

Вместе с тем, перечень ограничений, установленный вышеуказанной главой Правил, не соответствует перечню, закреплённому пунктом 5.1 и пунктом 52 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2. 1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

6. Решением Совета депутатов района утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования (далее – Положение о пенсионном обеспечении).

Согласно статье 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ  «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Ульяновской области, а также порядок назначения и выплаты указанной пенсии регламентирован Законом Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» (далее — Закон Ульяновской области № 179-ЗО).

В соответствии со статьёй 2 Положения о пенсионном обеспечении под стажем муниципальной службы понимается суммарная продолжительность периодов замещения должностей муниципальной службы и иных периодов замещения должностей, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет, муниципальных служащих и её размера.

При этом, вопреки требованиям статьи 2 Закона Ульяновской области № 179-ЗО не указано, что стаж рассчитывается на день увольнения со службы.

Статьей 7 Положения о пенсионном обеспечении установлено, что к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагается, в том числе, копия трудовой книжки, что не соответствует части 2 статьи 7 Закона Ульяновской области № 179-ЗО.

Кроме того, требование о предоставлении трудовой книжки является трудновыполнимым в том случае, если сведения о трудовой деятельности формируются работодателем (представителем нанимателя) в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о деятельности в электронном виде»), что свидетельствует о наличии в муниципальном правовом акте коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика) (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права).

В нарушение части 3 статьи 7 Закона Ульяновской области № 179-ЗО в Положении о пенсионном обеспечении не регламентированы случаи принятия решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики является одним из коррупциогенных факторов (широта дискреционных полномочий – отсутствие оснований принятия решения).

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

7. Распоряжением администрации района утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для работников администрации муниципального образования  (далее — Правила).

В соответствии с частью 4 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатели обязаны регламентировать в Правилах внутреннего трудового распорядка: порядок приёма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания.

Однако, пункты 2.1, 2.2 Правил не соответствуют изменениям, внесённым в статью 65 ТК РФ, в части перечня документов, предъявляемых при заключении трудового договора.

Пунктом 6 статьи 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Вместе с тем, Правилами даты выплаты заработной платы работникам муниципального образования не установлены.

Помимо этого, не приняты во внимание изменения, внесённые Федеральным законом от 03.08.2018 № 304-ФЗ в статью 193 ТК РФ о порядке применения дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (пункт 6.5 Правил).

При таких обстоятельствах Правила нарушают требования части 4 статьи 189, статьи 65, статьи 136, 193 ТК РФ.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

8. Распоряжение главы администрации городского поселения «О принятии к отбыванию наказания в виде обязательных работ гражданина»  (далее — распоряжение).

По результатам проверки распоряжения установлено, что оно не в полной мере соответствует уголовно-исполнительному законодательству, поскольку издано на основании постановления администрации муниципального образования городского поселения, которым определён перечень организаций, в которых лица отбывают обязательные работы, назначенные в качестве административного, а не уголовного наказания.

Изложенное может повлечь ненадлежащее исполнение приговора суда в отношении гражданина.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 26.04.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре,
в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 31.03.2023 по 13.04.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести данную информацию до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов.

 

4. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов органами местного самоуправления следующих муниципальных образований:

Барышский район (от 26.01.2023 № 1р; от 09.02.2023 № 2р, от 16.03.2023 № 3р, от 30.03.2023 № 4р);

Старокулаткинский район (от 30.03.2023 № 4р).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

 

Земскова И.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление
в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» в части срока представления в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копий муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

Приложение: на 12 л. в 1 экз.

 

Председательствующий

 

И.В.Земскова

Секретарь

Н.Н.Баталова