Протокол №3р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 29.02.2024

Председательствующий                                                            Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                               Зыкова Е.С.

 

Присутствовали:

- Плющик Любовь Валентиновна – заместитель начальника управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области – начальник департамента соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

1. Доклад на тему: «Изменения в законодательстве о муниципальной службе».

Докладчик – Плющик Л.В., заместитель начальника управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области – начальник департамента соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе.

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 07.02.2024 по 27.02.2024.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 09.02.2024 по 29.02.2024.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

6. Иные вопросы.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Плющик Л.В. – выступила с докладом на тему: «Изменения в законодательстве о муниципальной службе». 

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 07.02.2024 по 27.02.2024.

Сообщила, что за период с 07.02.2024 по 27.02.2024 внесено 49 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Постановлением администрации утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута».

Подпунктами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 7.1, 8, 9 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) возведение некапитальных строений, сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;

7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);

7.1) возведение некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов) в целях осуществления рекреационной деятельности на основании заключенных соглашений об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках;

8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;

9) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.

Вместе с тем, Административный регламент не содержит вышеуказанные случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Указанные нарушения в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, являются коррупциогенным фактором, а именно: отсутствие и неполнота административных процедур.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в восьми муниципальных правовых актах.

2. Решением Совета депутатов утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования.

Так, пунктом 9.2 Положения установлено, что к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагается, в том числе, копия трудовой книжки, что не соответствует статье 7 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области».

Кроме того, требование о предоставлении трудовой книжки является трудновыполнимым в том случае, если сведения о трудовой деятельности формируются работодателем (представителем нанимателя) в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», что свидетельствует о наличии в муниципальном правовом акте коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее — Методика), а именно: наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

В свою очередь, в Положении не регламентированы основания принятия решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики является коррупциогенным фактором, а именно: широта дискреционных полномочий, отсутствие оснований принятия решения.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в двенадцати муниципальных правовых актах.

3. Постановлением администрации утверждён Порядок подачи муниципальным служащим администрации муниципального образования уведомления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования и урегулированию конфликта интересов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Так, пункт 1 Порядка устанавливает правила подачи муниципальным служащим администрации муниципального образования уведомления в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования и урегулированию конфликта интересов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Между тем, в муниципальном образовании названная комиссия не существует.

Более того, в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, муниципальной служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), а не комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Кроме того, Порядок не содержит срок уведомления муниципальным служащим работодателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а именно: отсутствие или неполнота административных процедур.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

4. Постановлением администрации утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка на учёт отдельных категорий граждан в качестве лиц, имеющих право
на предоставление земельных участков в собственность бесплатно».

В соответствии со статьёй 5 Закона Ульяновской области от 07.08.2020 № 73-ЗО, в статью 1 Закона Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» внесены изменения, согласно которым многодетными семьями признаются, в том числе, семьи, имеющие на воспитании и (или) содержании троих и более детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву. Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» к числу тех, кому земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть предоставлены в собственность бесплатно, отнесены лица, имеющие на воспитании и (или) содержании троих и более детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву. Вместе с тем, вопреки требованиям названных Законов Ульяновской области указанная категория лиц была необоснованно исключена из подпунктов 1.2.1 и 1.2.2 Административного регламента.

Кроме того, положениями пункта 1.1 Административного регламента закреплено, что данным Административным регламентом устанавливается порядок предоставления муниципальной услуги по постановке на учёт лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, в том числе, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, что противоречит требованиям статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, Административный регламент противоречит требованиям статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», статьи 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

Аналогичные нарушения выявлены ещё в трёх муниципальных правовых актах.

5. Решением Совета депутатов утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным  органом соответствующего муниципального образования. Частью 2 данной статьи установлен перечень вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей, отдельных муниципальных образований (часть 3 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ). Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» были внесены изменения в статью 45.1 Закона № 131-ФЗ, согласно которым из перечня вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства, исключён вопрос по осуществлению контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. Вместе с тем, вопреки требованиям действующего федерального законодательства, а также в отсутствие Закона Ульяновской области разделом 1 Правил благоустройства поселения установлен Порядок осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

6. Постановлением администрации утверждён Административный регламент «Предоставление жилых помещений муниципального жилого фонда гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Так, в соответствии со статьёй 50 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
(далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Однако из пункта 1.2.2 Административного регламента следует, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, нанимаемого по договору социального найма
или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378. Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» признано утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859.

7. Постановлением администрации утверждён Административный регламент по ведению органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – закон Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО) частью 5 статьи 3 установлено, что решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи документов не позднее чем через двадцать два рабочих дня со дня представления документов, обязанность представления которых возложена на гражданина, в уполномоченный орган.

Однако пунктом 2.6 Административного регламента в нарушение вышеуказанной нормы указано, что уполномоченный орган не позднее 25 рабочих дней со дня регистрации заявления и представления документов предоставляет муниципальную услугу.

Кроме того, до настоящего времени не приведён в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.10.2023 № 123-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области и о признании утратившим силу отдельного положения законодательного акта Ульяновской области» пункт 2.8 Административного регламента, которым предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

8. Постановлением администрации города утверждён Перечень начальников спасательных служб гражданской обороны муниципального образования.

Установлено, что вопреки утверждённой решением Городской Думы структуре администрации областного центра, в данный перечень (пункт 6) в качестве начальника спасательной службы торговли и питания включён заместитель начальника Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города, которое упразднено в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления и вместо которого учреждено Управление муниципальной собственностью администрации города.

9. Постановлением администрации города утверждён Перечень организаций, создающих на территории муниципального образования силы гражданской обороны.

Вопреки утверждённой решением Городской Думы структуре администрации областного центра, в данный перечень (пункт 4) по-прежнему включено Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города, которое упразднено в соответствии с решением  представительного органа местного самоуправления и вместо которого учреждено Управление муниципальной собственностью администрации города. Кроме того, требует актуализации содержащееся в пункте 13 Приложения № 2 к постановлению указание на организационно-правовую форму АО «ПАТП-1» (указано как открытое акционерное общество).

10. Постановлением администрации утверждён Перечень муниципальных программ муниципального образования.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, самостоятельности бюджетов, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов и иное. В соответствии с частью 2 статьи 154 БК РФ финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчётности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Согласно части 4 статьи 160.1 БК РФ бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казёнными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями. В силу статьи 179 БК РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета. Проверкой установлено, что в нарушение статей 28, 154, 160.1. 179 БК РФ Перечень содержит недостоверные сведения, что влечёт за собой игнорирование требований бюджетного законодательства. Кроме того, проверкой установлено, что в Перечень включены муниципальные программы, которые в настоящее время утратили силу.

11. Постановлением администрации утверждены изменения в постановление администрации «Об определении рабочих мест для осуждённых к исправительным работам».

В соответствии с частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осуждённым по основному месту работы, а осуждённым, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осуждённого.

Согласно положениям статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В силу части 3 статьи 19 Закона № 131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 35, 36, 37 Закона № 131-ФЗ полномочия конкретного органа местного самоуправления в зависимости от его вида (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация) определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Указанным постановлением (пункт 1) внесены изменения, касающиеся адреса рабочего места, определённого для отбывания исправительных работ осуждёнными. Между тем, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, данный адрес не соответствует установленному юридическому.

12. Постановлением администрации утверждён Административный регламент «Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Установлено, что регламент противоречит требованиям части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, подпунктами 5, 7, 8, 12 пункта 2.6.1 Административного регламента
в нарушение части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги предусмотрено предоставление градостроительного плана земельного участка, представленного для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории, акт приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Однако необходимость предоставления указанных документов исключена в соответствии с подпунктом «а» пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», которым внесены изменения в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Аналогичное нарушение выявлено ещё в одном муниципальном правовом акте.

13. Решением Совета депутатов утверждён налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования.

Так, согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся: супруги, дети и родители. Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также дети и родители. Вместе с тем, подпункт 2 пункта 3 вышеуказанного решения не относит родителей к членам семьи участников специальной военной операции.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

14. Постановлением главы города были внесены изменения в постановление о составе муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в соответствии с которыми членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав стал адвокат филиала Межрегиональной коллегии адвокатов.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона Ульяновской области от 04.10.2011 № 140-3О «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области» членами комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных органов, органов местного самоуправления и учреждений, представители общественных объединений, включая российское движение детей и молодежи, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, адвокат не может являться членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

15. Решением Совета депутатов утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования.

Вопреки статье 2 Закона Ульяновской области от 09.11.2019 № 179-З0 «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», пункт 2 статьи 7 Положения не предусматривает возможность предоставления муниципальным служащим сведений о трудовой деятельности муниципального служащего, сформированных в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде и представленных на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

16. Постановлением администрации утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального образования.

В ходе антикоррупционной экспертизы и анализа правоприменительной практики установлено, что постановление администрации муниципального образования содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «а» и «в» пункта 3 (широта дискреционных полномочий; выборочное изменение объёма прав) Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

В соответствии с пунктом 4.10 Положения персональная надбавка устанавливается работнику образовательной организации с учётом его профессиональной подготовки, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта и других факторов, установленных нормативным документом образовательной организации.

Вместе с тем, критерии разграничения вышеназванных принципов Положением не предусмотрены, что создает возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Согласно пункту 4.15 Положения работникам образовательных организаций в связи с праздничными днями может выплачиваться единовременное поощрение.

В то же время, в какие конкретно праздничные дни выплачивается данная стимулирующая выплата в Положении не указано.

17. Постановлением администрации утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений культуры муниципального образования.

В ходе антикоррупционной экспертизы и анализа правоприменительной практики установлено, что постановление администрации муниципального образования содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 (выборочное изменение объёма прав) Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

В частности, в соответствии с пунктом 4.1 Положения по согласованию с начальником муниципального учреждения «Отдел по делам культуры и организации досуга населения муниципального образования» руководитель учреждения на срок до 1 года может устанавливать индивидуальные условия оплаты труда отдельным работникам учреждения, занимающим должности служащих из числа художественного и артистического персонала театров и имеющим большой опыт профессиональной работы, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности.

Аналогичный коррупциогенный фактор содержится в пункте 6.12 Положения.

18. Распоряжением администрации города утверждено Положение об обработке персональных данных.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) данным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами.

В силу части 1 статьи 10 Закона № 152-ФЗ обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 152-ФЗ обработка указанных в части 1 статьи 10 специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

2) обработка персональных данных, разрешённых субъектом персональных данных для распространения, осуществляется с соблюдением запретов и условий, предусмотренных статьёй 10.1 настоящего Федерального закона;

2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»;

2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации;

3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии,
что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;

7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;

7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

8) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством;

9) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

10) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно пункту 2.1.4 Положения оператор не имеет права получать и обрабатывать персональные данные субъекта о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях.

Таким образом, Положение не содержит перечень исключений, согласно которым оператор может обрабатывать специальные категории персональных данных.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 14.03.2024 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие
с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 09.02.2024 по 29.02.2024.

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления в срок до 14.03.2024 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов органами местного самоуправления следующих муниципальных образований:

- Старокулаткинский район (2р от 08.02.2024).

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена
статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

По состоянию на 29.02.2024 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

Муниципальное образование

 

Декабрь 2023

 

Январь 2024

Барышский район

-

-

Жадовское городское поселение

-

1

Ленинское городское поселение

-

3

Карсунский район

-

Сосновское сельское поселение

4

-

Майнский район

-

10

Анненковское сельское поселение

-

5

Тагайское сельское поселение

-

4

Николаевский район

-

-

Никулинское сельское поселение

-

1

Старокулаткинский район

-

5

Старокулаткинское городское поселение

-

2

Староатлашское сельское поселение

-

1

Тереньгульский район

-

-

Красноборское сельское поселение

4

-

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ:

 

Котельникова О.В. – Иные вопросы.

 

Довела до сведения органов местного самоуправления информацию о необходимости исполнения поручений протокола семинара-совещания для должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на тему: «Вопросы правового сопровождения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Проблемы и пути решения» № 31-ПС от 21.02.2024. Напомнила, что срок по одному из поручений, а именно: проведение сверки актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные нормативные правовые акты в 2023 году, и направление их в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов в случае, если они ранее представлены не были, истекает 01.03.2024.

 

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протокола семинара-совещания № 31-ПС от 21.02.2024.

6.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

 

 

Председательствующий                                             О.В.Котельникова

Секретарь                                                                    Е.С.Зыкова