Протокол №2р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 08.02.2024

11:00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                        Афанасьев Е.С.

 

Присутствовали:

- Катрачева Светлана Игоревна, начальник отдела юридического сопровождения департамента финансового обеспечения и юридического сопровождения Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «Антимонопольный комплаенс».

Докладчик – Катрачева Светлана Игоревна, начальник отдела юридического сопровождения департамента финансового обеспечения и юридического сопровождения Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период
с 24.08.2024 по 06.02.2024.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 26.01.2024 по 08.02.2024.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации
и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. Иные вопросы.

1. СЛУШАЛИ:  

Катрачева Светлана Игоревна – выступила с докладом на тему «Антимонопольный комплаенс» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 24.01.2024 по 06.02.2024.

 

Сообщила, что за период с 24.01.2024 по 06.02.2024. внесено 20 актов прокурорского реагирования на правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, из них: 1 протест – на акт городского округа, 6 протестов – на акты муниципальных районов, 13 протестов – на акты сельских поселений.

В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Постановлением администрации муниципального образования было утверждено Положение об организации ритуальных услуг, порядке создания и содержания мест погребения и захоронения на территории муниципального образования (далее – Положение).

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с указанным Федеральным законом.

Вместе с тем, согласно пункту 4.1 Положения на территории муниципального образования каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учётом его волеизъявления.

Для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории муниципального образования, гарантируется бесплатное предоставление участка земли на кладбищах с учётом места жительства и волеизъявления. На свободном месте родственного захоронения гарантируется захоронение умершего (погибшего) при наличии соответствующего волеизъявления с учётом санитарных и иных требований.

Таким образом, согласно пункту 4.1 Положения бесплатное место для захоронения предоставляется только для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории муниципального образования.

2. Распоряжением главы администрации муниципального образования осуждённый к обязательным работам принят в администрацию муниципального образования на работу по благоустройству.

Согласно частям 1, 2 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации осуждённый к обязательным работам привлекается к выполнению бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учёбы время. Виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

С учетом вышеупомянутых требований закона, а также положений статьи 4 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации с данными лицами трудовой договор на выполнение обязательных работ не заключается.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства осуждённый распоряжением главы администрации муниципального образования принят на работу для исполнения обязательных работ.

Между тем, в соответствии со статьёй 68 Трудового кодекса Российской Федерации приём на работу допускается только после заключения между работодателем и работником трудового договора.

Указанные нарушения могут способствовать ненадлежащему исполнению приговора суда в отношении осуждённого.

3. Решением Совета депутата муниципального образования было утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования,
о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее — Решение), противоречит действующему законодательству.

Решением в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) не соответствует требованиям действующего законодательства.

Решением не предусмотрены сроки уведомления о возникновении личной заинтересованности.

Кроме того, указанное свидетельствует о наличии в Решении коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Методика проведения антикоррупционной экспертизы).

В преамбуле Решения указано, что оно вынесено в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 2 закона Ульяновской области
от 31.08.2017 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц», при этом данные нормы не относятся к регулированию вопросов, указанных в Решении.

Действие нормативного правового акта может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, в связи с чем, данный нормативный правовой акт подлежит незамедлительному приведению его в соответствие с действующим законодательством.

4. Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута» (далее — Административный регламент), противоречит действующему законодательству.

Подпунктами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 7.1, 8, 9 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) возведение некапитальных строений, сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;

7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);

7.1) возведение некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов) в целях осуществления рекреационной деятельности на основании заключенных соглашений об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках;

8) возведение гражданами гаражей, являющихся  некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;

9) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.

Вместе с тем, Административный регламент не содержит вышеуказанные случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Вопреки требованиям подпункта «з» Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Административный регламент не предусматривает указания в заявлении о выдаче разрешения на использование земель информации
о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации), в отношении которых подано заявление, в случае такой необходимости.

Указанные нарушения в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», являются коррупциогенным фактором, а именно «отсутствие и неполнота административных процедур».

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), закона, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нарушения были выявлены ещё в трёх муниципальных правовых актах.

5. Решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, исполнявшим полномочия выборного должностного лица на постоянной основе и замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании» (далее — Положение), не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно статье 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Ульяновской области, а также порядок назначения и выплаты указанной пенсии регламентирован Законом Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» (далее — Закон № 179-ЗО).

В соответствии со статьёй 2 Положения под стажем муниципальной службы понимается суммарная продолжительность периодов замещения должностей муниципальной службы и иных периодов замещения должностей, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет муниципальных служащих и её размера.

При этом, вопреки требованиям статьи 2 Закона № 179-ЗО не указано, что стаж рассчитывается на день увольнения со службы.

Статьёй 11 Положения установлено, что к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагается, в том числе, копия трудовой книжки, что не соответствует части 2 статьи 7 Закона № 179-ЗО.

Кроме того, требование о предоставлении трудовой книжки является трудновыполнимым в том случае, если сведения о трудовой деятельности формируются работодателем (представителем нанимателя) в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»), что свидетельствует о наличии в муниципальном правовом акте коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права).

В нарушение части 3 статьи 7 Закона № 179-ЗО в Положении не регламентированы случаи принятия решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы (широта дискреционных полномочий – отсутствие оснований принятия решения).

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аналогичные нарушения были выявлены ещё в пяти муниципальных правовых актах.

6. Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об утверждении Положения о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее — Решение).

Решение в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, в приложении к Решению не предусмотрены сроки уведомления о возникновении личной заинтересованности.

Кроме того, указанное свидетельствует о наличии в Решении коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы (отсутствие
или неполнота административных процедур).

В преамбуле Решения указано, что оно вынесено в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, статьёй 2 закона Ульяновской области от 31.08.2017 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц», при этом данные нормы не относятся к регулированию вопросов, указанных в Решении. Действие нормативного правового акта в названной редакции может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, в связи с чем, данный нормативный правовой акт подлежит незамедлительному приведению его в соответствие с действующим законодательством.

Действие нормативного правового акта в названной редакции может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, в связи с чем, данный нормативный правовой акт подлежит незамедлительному приведению его в соответствие с действующим законодательством.

Аналогичные нарушения были выявлены ещё в шести муниципальных правовых актах.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 22.02.2024 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством
и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 26.01.2024 по 08.02.2024 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.

По состоянию на 08 февраля 2024 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

Муниципальное образование

Декабрь 2023

Цильнинский район

10

Цильнинское городское поселение 

3 

Карсунский район

Сосновское сельское поселение

4

 

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – Иные вопросы.

1) Довела до сведения органов местного самоуправления информацию о планируемом проведении 15 февраля 2024 года семинара-совещания для должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области  на тему: «Вопросы правового сопровождения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Проблемы и пути решения» на площадке Ассоциации «Совет муниципальных образований Ульяновской области» по видеоконференцсвязи.

2) Также сообщила о приглашении Высшей школой правоведения Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на курсы магистратуры.

Магистерская программа предусматривает приобретение государственными и муниципальными служащими федеральных, региональных и местных органов государственной власти, служащими общественных органов и организаций правовых знаний и практических навыков: по осуществлению юридической деятельности, правотворческому и правоприменительному процессу и правовому консультированию и правовой защите прав и свобод граждан.

Более подробно о программе можно узнать на сайте: https://igsu.ranepa.ru/program/p376/

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

5.3. Принять участие должностных лиц органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов (сельских, городских поселений входящих в состав муниципальных районов) отвечающих за муниципальное норматворчество.

 

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

 

 

Председательствующий                                             О.В.Котельникова

Секретарь                                                                    Е.С.Афанасьев