Протокол №1р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 25.01.2024

11.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                                 Грачков Н.Д.

 

Присутствовали:

- Белоусов Михаил Юрьевич – начальник отдела координации и методического обеспечения молодёжной политики Министерства молодежного развития Ульяновкой области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

1. Доклад на тему: «Основные цели внедрения молодёжной политики и достижения важных показателей на территории Ульяновской области».

Докладчик – Белоусов Михаил Юрьевич, начальник отдела координации и методического обеспечения молодёжной политики Министерства молодежного развития Ульяновкой области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 13.12.2023 по 23.01.2024.

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 15.12.2023 по 25.01.2024.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. Иные вопросы.

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Белоусов. М.Ю. – выступил с докладом на тему: «Основные цели внедрения молодёжной политики и достижения важных показателей на территории Ульяновской области» (текст доклада прилагается). 

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, ответственных за молодёжную политику в органах местного самоуправления, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 13.12.2023 по 23.01.2024.

Сообщила, что за период с 13.12.2023 по 23.01.2024 внесено 8 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Администрацей муниципального района принято постановление «О снятии гражданина с учёта в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», которое не соответствует требованиям закона. Согласно пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Из содержания части 2 статьи 56 ЖК РФ следует, что решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Однако, как показала проверка, администрацией муниципального района в вынесенном постановлении указана лишь отсылка на пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, при этом обстоятельства утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма семьёй гражданина, не были отражены в правовом акте органа местного самоуправления, чем нарушены требования части 2 статьи 56 ЖК РФ. Таким образом, постановление вынесено с нарушениями федерального закона и подлежит отмене.

2. Решение Совета депутатов сельского поселения «Об утверждении Правил благоустройства территории (далее – Правила благоустройства) не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Частью 2 данной статьи установлен перечень вопросов, которые могут быть урегулированы в правилах благоустройства. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (часть 3 статья 45.1 Закона № 131-ФЗ). Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» были внесены изменения в статью 45.1 Закона № 131-ФЗ, согласно которым из перечня вопросов, которые могуг быть урегулированы правилами благоустройства, исключён вопрос по осуществлению контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. Вместе с тем, вопреки требованиям действующего федерального законодательства, а также в отсутствие Закона Ульяновской области разделом 17 Правил благоустройства поселения установлен Порядок осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования. Из пункта 7.6.2 Правил благоустройства территории поселения следует, что контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения
на растояние не менее 20 м, но не более 100 м. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения указанного расстояния, расстояние между контейнерными площадками и жилыми домами, детскими учреждениями, детскими спортивными площадками и местами отдыха устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», утверждёнными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88. Однако данные санитарные правила отменены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.12.2020 № 42 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР» и в настоящее время действуют новые санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3. При этом пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах – не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальнье правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеранным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3. Решение Совета депутатов городского поселения «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования» (далее – Правила благоустройства) не соответствует требованиям действующего законодательства. Так, в соответствии с частью 1 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Частью 2 данной статьи установлен перечень вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (часть 3 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ). Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» были внесены изменения в статью 45.1 Закона № 131-ФЗ, согласно которым из перечня вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства, исключён вопрос по осуществлению контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. Вместе с тем, вопреки требованиям действующего федерального законодательства, а также в отсутствие Закона Ульяновской области разделом 17 Правил благоустройства поселения установлен Порядок осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

4. Администрацией городского поселения принято постановление «Об утверждении административного регламента «Постановка на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее — Административный регламент») не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, должно быть принято уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи документов не позднее чем через двадцать два рабочих дня со дня представления документов, обязанность представления которых возложена на гражданина, в уполномоченный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учёт через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в уполномоченный орган. Однако из пункта 2.4 Административного регламента следует, что срок предоставления муниципальной услуги с учётом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, составляет не более 30 рабочих дней со дня предоставления заявителем заявления и всех необходимых документов. Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, данный нормативный правовой акт подлежит приведению
в соответствие с требованиями действующего законодательства.

5. Администрацией городского поселения принято постановление «Об утверждении административного регламента «Предоставление жилых помещений муниципального жилого фонда гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее — Административный регламент»), которое не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии со статьёй 50 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Однако пункт 1.2.2 Административного регламента не соответствует сатье 50 ЖК РФ, а также содержит ссылку на постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», которое признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в 2 (двух) муниципальных правовых актах.

6. Администрацией муниципального района принято постановление «Об определении мест для отбывания осужденными, не имеющими основного места работы, наказания в виде исправительных работ в муниципальном образовании» (далее — Постановление), которое противоречит действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Согласно положениям статьи 19 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В силу части 3 статьи 19 Закона № 131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Частью 2 статьи 7 Закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьями 35, 36, 37 Закона № 131-ФЗ полномочия конкретного органа местного самоуправления в зависимости от его вида (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация) определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Приложением к Постановлению утверждён перечень мест, предназначенных для отбывания наказания в виде исправительных работ (далее — Перечень). В Перечне указан индивидуальный предприниматель гражданин, который 26.12.2023 прекратил свою деятельность и исключён из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Постановление подлежит изменению.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 08.02.2024 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ: 

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 15.12.2023 по 25.01.2024 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, предусмотрена
статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 25.01.2024 имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

Муниципальное образование

Ноябрь 2023

 

Декабрь 2023

Вешкаймский район

-

-

Бекетовское сельское поселение 

8 

8 

Сурский район

-

28

Сурское городское поселение 

- 

5 

Астрадамовское сельское поселение 

- 

5 

Лавинское сельское поселение 

- 

3 

Никитинское сельское посление 

- 

6 

Сарское сельское поселение 

- 

5 

Хмелёвское сельское поселение 

- 

3 

Чеботаевское сельское поселение 

- 

2 

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять меры по устранению нарушения сроков представления в уполномоченный орган копий муниципальных нормативных правовых актов.

4.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

О.В.Котельникова – Иные вопросы.

Довела до сведения органов местного самоуправления:

 

План проведения курсов повышения квалификации (в первом полугодии 2024 года) в ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Фдерации».

 

                                I.            Правовое обспечение деятельности органов публичной власти в Российской Федерации.

 

28-29.03.2024

«Разработка и учёт муниципальных правовых актов»

В программе рассматривается круг вопросов, охватывающий характеристику системы правовых актов муниципального образования, организацию учёта и систематизацию муниципальных правовых актов, порядок разработки правовых актов органов местного самоуправления, включающий юридико-техническую процедуру в части предпроектной работы по подготовке муниципальных правовых актов и юридико-технического оформления текста проекта муниципального правового акта. Проводится изучение основ проверки на соответствие действующему законодательсву и проведения антикоррупционной экспертизы, принятия и опубликования муниципальных нормативных правовых актов. Дается обзор системы федеральных регистров и государтсвенных реестров Минюста России, организации ведения базы правовых актов органами местного самоуправления, порядка представления актов в регистры, раскрытия и использования информации о муниципальных и иных нормативных правовых атках.

20 ч 

11000 р.

25-26.04.2024

«Экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В программе рассматривается круг вопросов, охватывающий правовые основы проведения правовой и антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации: обзор и анализ содержания нормативных правовых актов,регулирующих вопросы правовой и антикоррупционой экспертизы, практики её проведения при ведении федеральных регистров и государственных реестров; разъяснение понятия, видов, целей, задач экспертизы и принципов ее проведения; элеметный состав экспертизы; понятие и виды коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах и их проектах; требования к независимым экспертам антикоррупционой экспертизы нормативных прововых актов и проектов нормативных правовых актов; правовое значение результотов экспертизы.

20 ч 

11000 р.

 

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

Приложение: на 30 л. в 1 экз.

 

 

 

Председательствующий                                             О.В.Котельникова

Секретарь                                                                    Н.Д.Грачков