Протокол №16р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 21.09.2023

11:00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                                  Фролов Д.В.

 

Присутствовали:

– представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

1. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 06.09.2023 по 19.09.2023.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 08.09.2023 по 21.09.2023.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 06.09.2023 по 19.09.2023.

Сообщила, что за период с 06.09.2023 по 19.09.2023 внесено 7 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Администрацией городского округа утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» (далее – Административный регламент), который в настоящее время вступил в противоречие с нормами действующего законодательства в силу следующих причин.

Пунктом 2.8 Административного регламента закреплены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которые определены в соответствии со статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Федеральными законами от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий», от 14.07.2022 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в подпункты 3.1, 9, 10, 13 статьи 39.16 ЗК РФ.

Вместе с тем, соответствующие изменения в пункт 2.8 Административного регламента до настоящего времени не внесены.

2. Администрацией муниципального района утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату либо в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства» (далее – Административный регламент), который не соответствует требованиям федерального законодательства.

Пунктом 2.4 Административного регламента предусмотрено, что в срок не более 30 календарных дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Вместе с тем, в соответствии с требованиями части 7 статьи 39.15, статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен 20-дневный срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При таких обстоятельствах, действующие на сегодняшний день нормы Административного регламента не только противоречат закону, но и нарушают права заявителей – индивидуальных предпринимателей, устанавливая больший, чем предусмотрен законом, срок оказания муниципальной услуги.

3. Администрацией муниципального района утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» (далее – Административный регламент), который не соответствует требованиям федерального законодательства.

Вопреки требованиям статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации пунктом 2.8 Административного регламента предусмотрено, что одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации. Кроме того, вопреки требованиям Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» в подпунктах 9 и 10 пункта 2.8 Административного регламента используется понятие «комплексное освоение», а не «комплексное развитие» территории. При таких обстоятельствах, действующие на сегодняшний день нормы Административного регламента не только противоречат закону, но и нарушают права заявителей – индивидуальных предпринимателей, имеющих право
на предоставление земельного участка, на котором расположено здание (сооружение) (подпункт 4 пункта 2.6 Административного регламента), которым может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги по основанию, не предусмотренному законом.

4. Администрацией муниципального района утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Административный регламент), который не соответствует требованиям федерального законодательства.

Вопреки положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подпунктом 2.6.1 Административного регламента
для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги необходимо так же предоставить: сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей; копию свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации. Федеральным законом от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» были внесены изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым к заявлению о получении разрешения на строительство прилагается, в том числе согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, если такое согласование предусмотрено статьёй 40.1 настоящего Кодекса. Порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства уполномоченным органом местного самоуправления регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 № 857. Вместе с тем, в Административный регламент соответствующие изменения до настоящего времени не внесены. При таких обстоятельствах, действующие на сегодняшний день нормы Административного регламента не только противоречат закону, но и нарушают права заявителей, в том числе субъектов предпринимательства, на которых возлагается обязанность по предоставлению излишних документов для получения муниципальной услуги, что свидетельствует об административном барьере при реализации ими своих прав.

5. Администрацией муниципального района утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Административный регламент), который не соответствует требованиям федерального законодательства.

Вопреки положениям статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации пунктом 2.6 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги необходимо так же предоставить: градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; акт приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 2.8 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, а также несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, что противоречит части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исключения в случае изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи. При таких обстоятельствах, действующие на сегодняшний день нормы Административного регламента не только противоречат закону, но и нарушают права заявителей, в том числе субъектов предпринимательства, на которых возлагается обязанность по предоставлению излишних документов для получения муниципальной услуги, что свидетельствует об административном барьере при реализации ими своих прав.

6. Согласно распоряжению администрации сельского поселения в администрацию принят гражданин, осуждённый приговором суда по части 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде 200 часов обязательных работ, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года. В соответствии с частью 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осуждённых. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Согласно части 1 статьи 26 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осуждённые к обязательным работам обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду. Из указанной обязанности осуждённых, закреплённой положениями действующего законодательства, вытекает обязанность организации, в которую осуждённый принят для отбывания наказания в виде обязательных работ, ознакомить осуждённого с локальными правовыми актами, в частности, правилами внутреннего распорядка (часть 1 статьи 26 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), регламентирующими вопросы организации трудовой деятельности в данной организации. В то же время, в нарушение указанных требований законодательства, распоряжение администрации сельского поселения не содержит обязательных положений, предписывающих необходимость ознакомления осуждённого гражданина с правилами внутреннего трудового распорядка администрации сельского поселения, в которую осуждённый принят для отбывания обязательных работ, что фактически нарушает требования части 1 статьи 28 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, поскольку при указанных обстоятельствах невозможно осуществление надлежащего контроля за выполнением осуждённым определённых для него работ. Выявленные нарушения ущемляют законные интересы Российской Федерации в сфере уголовного и уголовно-исполнительного производства, что не позволяет добиться исправления лиц, осуждённых за совершение преступления, и предупредить совершение новых преступлений впредь.

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления в срок до 05.10.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 08.09.2023 по 21.09.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Муниципальным районам довести данную информацию до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов.

 

3. СЛУШАЛИ:

 

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов органами местного самоуправления следующих муниципальных образований:

– Барышский район (от 18.05.2023 № 7, от 01.06.2023 № 8р, от 15.06.2023 № 9р, от 29.06.2023 № 10р, от 13.07.2023 № 11р, от 27.07.2023 № 12р; от 10.08.2023 № 13р, от 24.08.2023 № 14р, от 07.09.2023 № 15р);

– Вешкаймский район (от 07.09.2023 № 15р);

– Кузоватовский район (от 10.08.2023 № 13р, от 24.08.2023 № 14р, от 07.09.2023 № 15р).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

 

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность
за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 21.09.2023 имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

за август 2023

Майнский район

Анненковское сельское поселение

2

Выровское сельское поселение

3

Гимовское сельское поселение

4

Игнатовское городское поселение

4

Старомаклаушинское сельское поселение

2

Старокулаткинский район

Мостякское сельское поселение

1

Староатлашское сельское поселение

1

Терешанское сельское поселение

2

 

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» в части срока представления в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копий муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

 

Председательствующий                                         О.В.Котельникова

Секретарь                                                                Д.В.Фролов