Протокол №14р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 24.08.2023

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области 

 

 

П Р О Т О К О Л 

 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

 

24.08.2023                                                                                                                  14р

 

11:00

 

Председательствующий                                                                                Земскова И.В.

Секретарь                                                                                                        Зубарева Е.Н.

 

Присутствовали:

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Земсковой Ирины Викторовны.

 

1. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 09.08.2023 по 22.08.2023.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 11.08.2023 по 24.08.2023.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. Иные вопросы.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской.

 

1. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 09.08.2023 по 22.08.2023.

Сообщила, что за период с 09.08.2023 по 22.08.2023 внесено 12 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает
на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Администрацией сельского поселения принято постановление
«О признании жилого помещения непригодным для проживания».

В ходе антикоррупционной экспертизы и анализа правоприменительной практики установлено, что постановление администрации муниципального образования противоречит требованиям законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее — Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Подпунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся - признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 51 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» орган местного самоуправления в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 указанного Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал или региональный портал государственных
и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома. Вопреки указанному, постановление администрации не содержит в себе требований об обязательном направлении заявителю принятого органом местного самоуправления итогового решения и заключения комиссии. Кроме того, преамбула постановления администрации не отвечает требования, установленным Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подготовленных ФБУ НИПИ при Минюсте России, а именно отсутствует конкретика, какими нормами законодательства руководствуется орган местного самоуправления при принятии решения о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

2. Администрацией сельского поселения принято постановление «О принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В ходе антикоррупционной экспертизы и анализа правоприменительной практики установлено, что постановление администрации муниципального образования противоречит требованиям законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Подпунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопрос местного значения в жилищной сфере, отнесён к компетенции органа местного самоуправления муниципального района. Какое-либо соглашение, регулирующее передачу указанных полномочий из поселения в район не принято. В соответствии с пунктом 6 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» копия решения о принятии гражданина на учёт или об отказе в принятии его на учёт выдаётся или направляется гражданину или его представителю, представившему заявление о принятии на учёт, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия соответствующего решения. Вопреки указанному, постановление администрации не содержит в себе требований об обязательном направлении заявителю принятого органом местного самоуправления итогового решения и заключения комиссии. Кроме того, преамбула постановления администрации не отвечает требованиям, установленным Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подготовленных ФБУ НЦПИ при Минюсте России, а именно отсутствует конкретика, какими нормами законодательства руководствуется орган местного самоуправления при принятии решения о принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

3. Администрацией муниципального района принято постановление «О принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В ходе антикоррупционной экспертизы и анализа правоприменительной практики установлено, что постановление администрации муниципального образования противоречит требованиям законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Подпунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с пунктом 6 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» копия решения о принятии гражданина на учёт или об отказе в принятии его на учёт выдаётся или направляется гражданину или его представителю, представившему заявление о принятии на учёт, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия соответствующего решения. Вопреки указанному, постановление администрации не содержит в себе требований об обязательном направлении заявителю принятого органом местного самоуправления итогового решения и заключения комиссии. Кроме того, преамбула постановления администрации не отвечает требованиям, установленным Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подготовленных ФБУ НЦПИ при Минюсте России, а именно отсутствует конкретика, какими нормами законодательства руководствуется орган местного самоуправления при принятии решения о принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в 5 (пяти) муниципальных правовых актах.

4. Администрацией муниципального района принято постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» (далее — Административный регламент), которое вступило в противоречие с нормами действующего законодательства в силу следующих причин.

Так, срок предоставления муниципальной услуги, установленный в подразделе 2.4 раздела 2 Административного регламента и составляющий 30 календарных дней, не соответствует пункту 5 статьи 3917 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), в соответствии с которым уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о предоставлении земельного участка в срок не более чем 20 дней со дня поступления такого заявления.

Более того, следует учитывать особенности применения земельного законодательства Российской Федерации в 2023 году, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации процедуры, предусмотренные пунктом 5 статьи 3917 ЗК РФ, осуществляются в срок не более 14 календарных дней.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в двух муниципальных правовых актов.

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления в срок до 21.09.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 11.08.2023 по 24.08.2023 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Муниципальным районам довести данную информацию до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов.

 

3. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов органами местного самоуправления муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (от 18.05.2023 № 7, от 01.06.2023 № 8р, от 15.06.2023 № 9р,
от 13.07.2023 № 10р, от 27.07.2023 № 11р).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению
в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО
«О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган
не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность
за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Нарушение срока представления копий муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления

 

Муниципальное образование 

Июнь 2023 

Июль 2023 

Майнский район 

Гимовское сельское поселение 

4

 

Тагайское сельское 

 

2

Анненковское сельское поселение 

1

1

Цильнинский район 

Новоникулинское сельское поселение 

 

2

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» в части срока представления в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копий муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – Иные вопросы.

Довела до сведения органов местного самоуправления следующую информацию.

Министерство юстиции Российской Федерации разъясняет вопросы, связанные с включением в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (далее – региональный регистр) сведений о муниципальных нормативных правовых актов, принятых на определённый срок.

При этом, Минюст России указывает, что правовой акт, принятый на определённый срок, действует до окончания указанного в нём периода или до установленной в нём даты. Дополнительно признание таких актов утратившими силу принявшим (издавшим) его органом не требуется. В связи с этим, статус действия содержащегося в региональном регистре муниципального акта, принятого
на определённый срок, а также муниципальных актов, вносящих в него изменения (если эти муниципальные акты вносят изменения только в основной (первоначальный) муниципальный акт, срок действия которого истёк), необходимо менять на следующий день после дня окончания срока действия муниципального акта.

 

Приложение: на 6 л. в 1 экз.

 

Председательствующий                                         И.В.Земскова

Секретарь                                                                  Е.Н.Зубарева